Апо телескоп что это
astro-talks
форум для любителей астрономии
Модератор: Ernest
Сообщение Ernest » 30 окт 2011, 14:46
Труба телескопа поставлялась вот в таком фанерном ящике (габариты 1220х260х230 мм и вес с содержимым 16 кг).
Ящик весьма удобен, хотя и удваивает носимый вес трубы. Удобная ручка и три надежных замка. Труба надежно фиксируется в лонжеронах обитых бархатом.
Гравированные надписи на фронтальном кольце телескопа
Фокусер (без переходника), полный ход 105 мм
Кольца крепления труба на монтировку от НПЗ (внутренний диаметр 103 мм)
Полюбовавшись этим «богатством» я должен был приступить к тестированию и юстировке.
Бросил на звездочетовский Форум сообщение с призывом о помощи в юстировке. Агеев, а потом Лев Парко (спасибо обоим!) оперативно отозвались в течении пары дней. Инструкция по юстировке, которую прислал Агеев предлагала не лезть внутрь трубы и не пытаться коллимировать внутренние компоненты Аполара (это по его словам неразборный блок), а скомпенсировать их подвижками передней одиночной линзы. Для этого при разработке телескопа были предусмотрены два сорта юстировочных подвижек: (1) смещения линзы в подвижной части оправы поперек оси трубы и (2) наклоны линзы относительно этой оси. Смещения линзы оказывают большей частью влияние на поперечных хроматизм («светофор»), а наклоны призваны скомпенсировать кому.
Запасся инструментом. Ключи на 7 и на 8, две плоских отвертки с тонким и более толстым жалом
Снял противоросник (он крепится уже упомянутой парой винтов), под ним обнаружил кольцо защищающее юстировочные винты.
Кроме того рядом с одним из радиальный винтов можно найти утопленную головку стопорного винтика, который надо выкрутить на три-четыре оборота, что позволит перед юстировкой ослабить (на пол оборота) фронтальное кольцо (с надписями) поджимающее линзу и фиксирующее результаты предыдущей юстировки.
Опять вынес трубу на улицу и навелся на искусственную звезду (изображение искусственной звезды пасмурным вечером меньше подвержено вредному влиянию тепловых токов воздуха). После отстоя в течение примерно пары часов (при этом вид изображения звезды менялся самым причудливым образом!) приступил к юстировке по виду изображения искусственной звезды на 225х (4 мм Радиан).
Затем выбрал зазор между фронтальным кольцом (с надписями) и оправой передней линзы телескопа (поворотом кольца по часовой стрелке не доводя до сколь-нибудь заметного сопротивления ), законтрил это кольцо винтиком на боку оправы (см. выше).
С чувством удовлетворения свернулся и отзвонился хозяину с победным докладом.
Рождественский подарок
Запуска нового орбитального инфракрасного телескопа астрономы ждали 25 лет. По диаметру зеркала — 6,5 м — «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST) намного превосходит своего предшественника. Знаменитый «Хаббл» стал эпохой в астрономии, но ученые уже вскоре после его запуска в 1990 году задумались о следующем, еще более совершенном инструменте. В 1996-м эксперты решили, что новый орбитальный телескоп должен иметь зеркало диаметром более 4 м (у «Хаббла» 2,4 м) и работать в инфракрасном диапазоне.
Почему именно в инфракрасном? Во-первых, многие космические объекты (например, кометы, астероиды и планеты) не испускают собственного света, но излучают инфракрасные (ИК) волны. Во-вторых, это излучение легче проходит сквозь облака газа и пыли. В-третьих, свет самых далеких галактик превратился в ИК-волны из-за расширения Вселенной.
Наконец, в 1990-х годах в телескопостроении началась эра адаптивной оптики, устраняющей размытие изображений атмосферой Земли. Из-за этого выводить в космос крупные оптические телескопы стало невыгодно: на поверхности планеты можно за меньшие деньги соорудить куда более впечатляющий инструмент. Например, стоимость строящегося в Чили телескопа ELT с 39-метровым зеркалом оценивается в €1,3 млрд — чуть ли не вдесятеро меньше, чем у «Уэбба». А вот в инфракрасных лучах с Земли наблюдать трудно, атмосфера сильно поглощает их. Так что, если уж тратить время и средства на создание орбитального инструмента, то лучше инфракрасного, чем оптического.
Срыв сроков и многократное превышение смет неудивительны, когда речь идет об инструменте такого класса. «Уэбб» — настоящее чудо техники, и многие использованные технологии были созданы специально для него.
Темные тайны и первый свет
Ради чего были предприняты эти титанические усилия? Прежде всего, «Уэбб» позволит нам заглянуть во времена образования первых звезд и галактик. Все крупные галактики, в том числе и наша, более или менее ровесники Вселенной. Но за почти 14 млрд лет, прошедших после Большого взрыва, их облик изменился до неузнаваемости. Чтобы заглянуть в прошлое, нужно наблюдать самые далекие «звездные острова», лучи которых добирались до Земли более 13 млрд лет. Мы увидим их в момент, когда они начали испускать свет — новорожденными. Правда, из-за расширения Вселенной этот свет превратился в инфракрасные волны, и это как раз работа для «Уэбба».
Благодаря большому зеркалу и новейшим приемникам излучения JWST обладает беспрецедентной для инфракрасных телескопов способностью различать тусклые объекты и тонкие детали изображения. Поэтому мы можем буквально увидеть рождение галактик и впервые в истории уловить свет первого, давно погасшего поколения звезд. Возможно, удастся разглядеть и зарождение сверхмассивных черных дыр, тайна происхождения которых давно будоражит ученых.
Впрочем, загадок хватает и в более близких уголках космоса. Самые волнующие — природа темной материи и темной энергии. Детальные портреты многочисленных галактик и карты их распределения, составленные «Уэббом», должны пролить новый свет на эти темные тайны, а заодно на эволюцию галактик и Вселенной как целого.
А еще JWST заглянет в «родильные дома» звезд. Светила образуются в плотных облаках газа и пыли, почти непроницаемых для света. Поэтому детали этого процесса скрыты от глаз астрономов в буквальном смысле. Инфракрасное зрение «Уэбба» преодолеет эту завесу и покажет нам, как рождаются звезды.
А еще новый телескоп будет пристально изучать экзопланеты, как новорожденные, так и вполне зрелые. С его помощью астрономы будут определять температуру поверхности планет и искать биомаркеры — атмосферные газы, предположительно сопутствующие жизни.
Есть у «Уэбба» дела и в окрестностях Солнца. Здесь его епархией станут планеты, спутники, кометы, астероиды и холодные ледяные тела за орбитой Нептуна. Наблюдать последние крайне трудно, и беспрецедентная чувствительность JWST должна помочь составить первые сколько-нибудь подробные карты окраин Солнечной системы. Не исключено, что благодаря «Уэббу» будет обнаружена гипотетическая девятая планета.
Однако все волнующие открытия еще впереди. Сейчас телескопу предстоит перелет во вторую точку Лагранжа в 1,5 млн км от Земли, откуда он и будет наблюдать Вселенную. Такая орбита удобна тем, что в объектив чувствительного инструмента никогда не попадут ни Солнце, ни Луна. Затем космической обсерватории нужно будет проверить и настроить оборудование. Ожидается, что «Уэбб» приступит к наблюдениям через полгода после запуска.
Свѣтъ с Востока
Ich sehe was, das siehst du nie
В поисках сверхдлинного фокуса — 2 : апохромат наносит ответный удар
Достопочтенный аффтар, купив подзорную трубу ЗРТ-457, задумывается о жизни и понимает, что через неё можно не только смотреть, но и фотографировать. Героически преодолевая сопротивление косной материи, он натягивает сову на глобус и осуществляет задуманное, однако неумолимые законы оптики не дают в полной мере напитаться радостью торжества. В результате аффтар осознаёт, что подарить ему всю полноту счастья способна лишь полноценный апохроматический телескоп.
За прошедшие с момента прошлой публикации пять лет воды утекло немало, а мой парк оптики подвергся реорганизации. В результате две подзорные трубы, бинокль, монокуляр, телевик «Таир-3С» и один из телескопов обрели новых хозяев, а я остался с большим красивым рефрактором Celestron Omni XLT 120 и не очень большим, потрёпаным жизнью биноклем Celestron SkyMaster 15×70. Через некоторое время я, однако, начал замечать, что в жизни мне чего-то не хватает. Несмотря на свои весьма скромные возможности, ЗРТ-457 играла роль маленького и лёгкого телескопа, отлично подходившего для случаев, когда нет времени, сил или насущной необходимости расчехлять «главный калибр». Однако покупать маленький и плохой телескоп не хотелось, а маленький и хороший мало того, что стоил немаленьких и очень хороших денег, так ещё и приобрести его в нашем затерянном в таёжных дебрях населённом пункте было практически невозможно.
На разрешение этой нелёгкой проблемы ушли годы, однако в прошлом году я наконец-то решился осуществить свой давний замысел и по осени выписал ажно с самой Германии 80-миллиметровый апохроматический триплет TS Photoline с фокусным расстоянием 480 миллиметров. Вопреки всем опасениям телескоп я получил в целости и сохранности, и, с трудом дождавшись первой же ясной ночи, на деле убедился в его высоких оптических качествах.
Ну разве он не прекрасен?
Ну разве он не прекрасен?
Порадовавшись точечным звёздочкам, полосочкам на Юпитере, вдруг обретшим ранее невиданный контраст и заигравшим всеми оттенками розового, лунному диску здорового золотистого цвета с тонкой салатовой каёмочкой заместо жирных хроматических ореолов, и прочим небесным прелестям, я призадумался: «а дальше-то что?» Оно, конечно, очевидно, что предаваться с его помощью визуальным наблюдениям — одно сплошное удовольствие, однако использовать телескоп фотографического назначения в качестве трубы-гляделки было бы чуждо и противно моему духу фотографа-натуриста.
Должен признаться, что мои смелые эксперименты с ЗРТ-457 так ни во что серьёзное и не вылились. Виной ли тому грубая конструкция фокусера, крепление к штативу, не обеспечивавшее незыблемости трубы в момент съёмки, или же моя лень, наотрез отказавшаяся преодолевать эту полосу препятствий, но ни одного приличного небесного фото при помощи ЗРТ-457 мне получить не удалось. Не буду утверждать, что это совсем невозможно, однако объёмы художественной работы напильником потребовались бы невообразимые. А напильники я успел накрепко отлюбить ещё на уроках труда в пионерском детстве.
Ну да не будем о грустном и перейдём к позитиву. А позитив заключается в том, что вышеозначенный телескоп оказался пригоден для использования в фотографии, что называется, из коробки. Ибо самая важная деталь — двухскоростной фокусер системы Крейфорда, позволяющий наводиться на резкость плавно и точно — на нём присутствует изначально. Из прочих аксессуаров, к телескопу не прилагавшихся, мне потребовались:
Как ни удивительно, все эти странные вещи нашлись в моём бездонном шкафу с фотобарахлом, были извлечены на свет, очищены от случайных пылинок и смонтированы на телескоп в должном порядке. Увенчала всю эту архифаллическую конструкцию старая добрая Истинно Японская Фотокамера Sony NEX-5, уже пятый год безропотно сносящая мои фотографические прожекты и авантюры.
Телескоп TS Photoline APO Triplet 80/480 с установленный на нём Sony NEX-5 и солнечным фильтром
Телескоп TS Photoline APO Triplet 80/480 с установленный на нём Sony NEX-5 и солнечным фильтром
В первую очередь я, конечно же, опробовал получившуюся конструкцию в самой обычной дневной съёмке. Телескоп показал высокое разрешение и контраст в центре, однако даже на матрице APS-C было заметно, что по краю кадра резкость куда-то пропадала. Кроме того, даже при съёмке объектов, удалённых всего лишь на 200 метров, отчётливо проявлялась атмосферная турбулентность. Чтобы продемонстрировать качество даваемого телескопом изображения, мне пришлось отснять по пять кадров и затем выбрать из них самый резкий.
Sony NEX-5, центр кадра
Sony NEX-5, центр кадра
Бокэ у телескопа оказалось типично триплетное: круги с тонкими яркими краями. Да-да, это те самые ультрамодные в прошедшем сезоне «бублики», благодаря которым дешёво-любительский Meyer Trioplan 100/2.8 нежданно-негадано вознёсся к самым вершинам «культовости». Причём вознёсся столь стремительно, что Meyer Optik решила возобновить его выпуск и продавать по далеко не любительской цене в 1499 евро.
Попробовав поснимать через ту же конструкцию на Sony A7, у которой размер кадра соответствует старинному узкоплёночному 24×36, я получил по краям такой ужас, что даже показывать его не буду, дабы случайно не нанести почтенному читателю психологическую травму. Хотя — опять же — в центре дела обстояли наипревосходнейшим образом. Более того, небольшая перефокусировка исправляла ситуацию с краями, однако после этого резкость исчезала уже в центре.
Sony A7, центр кадра
Sony A7, центр кадра
Причиной этому была всё та же самая кривизна поля, добавлявшая «изюминку» в снимки с объектива Fujian 35/1.7. Однако то, что уместно в качестве оригинального визуального эффекта в оптике традиционной направленности, для телеобъектива я нахожу совершенно неприемлемым. Поэтому выходов из ситуации ровно два: либо смириться с тем, что резкость будет только в центре кадра в кружке диаметром 10-12 миллиметров и снимать исключительно с центральной композицией, либо покупать так называемый «флэттнер», сиречь «спрямитель поля», устраняющий зловредную аберрацию ценой добавления в оптическую схему двух линз и отнимания от банковского счёта 179 евро.
В общем, без флэттнера снимать наземные объекты через телескоп было малоперспективно, а покупать флэттнер просто так, «на всякий случай», я посчитал неуместным расточительством. Тем более, что никаких гениальных идей, реализация которых потребовала бы телевика с полметровым фокусом «вот прямо сейчас», у меня не имелось.
И тогда я обратил свой взор к небу, заполненному светилами, не имевшими возражений против того, чтобы быть сфотографированными. Вознамерься я снимать обширные звёздные поля, без флэттнера было бы не обойтись. И не только без него: решись я всерьёз и по полной влезть в фотографирование объектов «глубокого неба», пришлось бы обзаводиться множеством отнюдь не дешёвых фишек, шняжек и примочек. Однако для начала я решил ограничиться более простыми и яркими объектами, съёмка которых не требовала бы значительных капиталовложений. Это, как вы понимаете, прежде всего Луна, Солнце и, пожалуй, планеты из тех, что покрупнее.
Чтобы определить линейные размеры, которые объект занимает на сенсоре фотокамеры, используется простейшая формула: L=2·F·tg(φ/2), где F – фокусное расстояние объектива, а φ – угловой размер фотографируемого объекта. Если принять угловые размеры Солнца и Луны приблизительно равными 0.5°, получим, что на матрице оба эти светила будут иметь диаметр приблизительно 4.2 миллиметра, то есть с огромным запасом укладываются в размеры области, где изображение не страдает от кривизны поля. А раз так, пора заканчивать с сухой теорией и перейти к практике.
Кто-то наверняка назовёт фотосъёмку Луны занятием пустым и банальным — мол, кто только эту Луну не снимал. Тут, конечно, не поспоришь, Луну действительно снимали очень и очень многие. Наверное, не найти в мире такого фотолюбителя, который хотя бы единожды в жизни не направил хоботок своего фотографического аппарата в сторону золотого диска. Однако многие ли, утолив первичное любопытство, не успокаиваются после первой же фотки «с кратерами», а продолжают постигать дао Луны, совершенствуя и оттачивая свои навыки в её фотографировании? Многие ли лелеют в себе надежду когда-нибудь не просто «сфотографировать Луну», а раскрыть зрителю бездонные глубины её мистической сущности?
Лично меня с Луной связывают прочнейшие фотографические узы, уходящие корнями в далёкое прошлое. Чем я только не снимал Луну: и «Сменой-8М» (разумеется, безуспешно), и «Зенитом» с телеконвертером и кучей удлиннительных колец через ЗРТ-457:
Луна. Фото через ЗРТ-457 с телеконвертером К-1, эффективное фокусное расстояние около 1300мм. Зима 1996 года.
Луна. Фото через ЗРТ-457 с телеконвертером К-1, эффективное фокусное расстояние около 1300мм. Зима 1996 года.
И через окуляр той же ЗРТ-457 на мобильный телефон Nokia 6230:
Луна, снятая через окуляр зрительной трубы ЗРТ-457 на мобильный телефон Nokia 6230. Весна 2005 года.
Луна, снятая через окуляр зрительной трубы ЗРТ-457 на мобильный телефон Nokia 6230. Весна 2005 года.
Позже, заведя Canon 350D и переходник на М42, я продолжил снимать Луну на «Юпитер-37АМ», «Юпитер-21М» и, наконец, «Таир-3», долгое время служивший моим основным лунно-солнечным объективом.
Затем я обзавёлся первым в моей жизни настоящим телескопом, и через некоторое время довольно удачно заснял Луну на рефлектор Celestron C6-N:
Луна, снятая через Celestron C6-N на Sony NEX-5. Ноябрь 2010 года.
Луна, снятая через Celestron C6-N на Sony NEX-5. Ноябрь 2010 года.
Как только в мои руки попал рефрактор-ахромат Celestron Omni XLT 120, я и его навёл его на Луну и вновь сфотографировал главное ночное светило. На этот раз, однако, результат вышел не слишком впечатляющим.
Первая Луна, снятая через Celestron Omni XLT 120 на Sony NEX-5. Май 2014 года.
Первая Луна, снятая через Celestron Omni XLT 120 на Sony NEX-5. Май 2014 года.
Впрочем, недавно у меня дошли руки освоить специфический софт для сложения кадров, через это преодолеть непростой характер ахромата и добиться от него значительно более качественных снимков, однако сегодняшний мой рассказ не об этом.
А ещё я с особенной теплотой я вспоминаю времена, когда снимал Луну на телезум Canon 70-300/4-5.6L, пребывая в райском саду, в нашем мире более известном как Окинава.
Окинавская Луна. Canon 50D+Canon 70-300/4-5.6L, 20 октября 2013 года.
Окинавская Луна. Canon 50D+Canon 70-300/4-5.6L, 20 октября 2013 года.
А сколько раз Луне доводилось стать украшением моих вечерних и ночных пейзажей… Вот, к примеру, беседка на побережье, близ которой я любил прогуливаться тёплыми осенними вечерами:
А здесь Луна в созвездии Стрельца озаряет своим серебристым сиянием храм Нами-но Уэ и одноимённый пляж:
Храм Нами-но Уэ. Слева от Луны — созвездие Скорпиона, в средних широтах видимое лишь частично.
Храм Нами-но Уэ. Слева от Луны — созвездие Скорпиона, в средних широтах видимое лишь частично.
Сколь многого лишился бы один из моих любимых окинавских пейзажей, не случись в тот день на небе новорожденного месяца?! А скорее всего и вовсе бы не случилось того пейзажа, ибо именно призрачный лунный серпик, удачно отразившийся в водах Ябугавы, заставил меня остановиться и расчехлить фотоаппарат.
Новорожденный месяц над Наго. 2 января 2014 года.
Новорожденный месяц над Наго. 2 января 2014 года.
И вот пришло время снимать Луну на настоящий апохромат. Сфокусировавшись по LiveView, я отснял пробную серию, от которой особо ничего не ожидал. Нет, правда, чего можно ожидать от съёмки на телескоп, в который я и понаблюдать-то успел всего лишь два или три вечера. Однако телескоп сразу же преподнёс мне сюрприз в виде отличнейшего лунного фото такой резкости и контраста, каких мне не удавалось достичь на всём моём предыдущем оборудовании. Даже на одиночном кадре был виден, что называется, каждый пиксель. А ведь это было лишь начало!
Луна: TS Photoline APO Triplet 80/480 + Sony NEX-5. Октябрь 2015 года.
Луна: TS Photoline APO Triplet 80/480 + Sony NEX-5. Октябрь 2015 года.
Поснимав Луну в последующие дни и убедившись, что полученный снимок — не редкая удача, случайно свалившаяся на мою голову, а совершенно рядовой и легко повторяемый результат, я задумался о других небесных телах, не столь часто подвергающихся фотографированию.
Первая мысль была, конечно же, о Солнце, потому что объект крупный и уже хорошо освоенный. Только вот незадача: простых и надёжных способов закрепить на телескопе мой супермегафильтр, который я раньше использовал для съёмки Солнца, как-то не придумалось. К тому же, Солнце мне хотелось наблюдать не только фотографически, но и визуально, а для этого нужна была полная и абсолютная уверенность в том, что фильтр не только надлежащим образом ослабляет видимый свет, но и полностью блокирует инфракрасное и ультрафиолетовое излучение Солнца. А у меня такой уверенности — увы — не было, поскольку точную полосу пропускания в инструкции к фильтру производитель не указал.
Поразмыслив над сложившейся ситуацией, я решил, что лучше потратить лишнюю сотню баксов на заведомо качественный и безопасный солнечный фильтр, чем рисковать зрением, пытаясь приколхозить к телескопу фильтр, для визуальных наблюдений не предназначенный. С такой мыслью я отправился на просторы интернета, где и заказал стеклянный солнечный фильтр от Thousand Oaks.
Фильтр Thousand Oaks Glass 2+, модель #4250, внешняя поверхность.
Фильтр Thousand Oaks Glass 2+, модель #4250, внешняя поверхность.
Фильтр Thousand Oaks Glass 2+, модель #4250, внутренняя поверхность.
Фильтр Thousand Oaks Glass 2+, модель #4250, внутренняя поверхность.
Получив фильтр, в первое же ясное утро я его опробовал и остался удовлетворён результатами испытаний. При визуальных наблюдениях фильтр показал отличную детализацию и контраст изображения при комфортной для глаз яркости. А вот для фотографии плотность фильтра всё же оказалась избыточной: при светосиле телескопа 1:6 приходилось использовать выдержки около 1/320 секунды, в то время, как мой Marumi ND100000, прошедший огонь и воду, при диафрагме 8 позволял снимать на выдержках 1/800 — 1/1000. Тем не менее, солнечные съёмки через телескоп вполне удались:
Солнце. TS Photoline APO Triplet 80/480 + фильтр Thousand Oaks Glass 2+ + Sony NEX-5. 19 марта 2016 года.
Солнце. TS Photoline APO Triplet 80/480 + фильтр Thousand Oaks Glass 2+ + Sony NEX-5. 19 марта 2016 года.
Несмотря на все сложности, солнечные пятна на фотографии получились отлично, а если присмотреться, то вокруг левой группы пятен и близ правого края диска можно заметить и факельные поля в виде более светлых, по сравнению с соседними областями, пятен.
И только планеты оказались мне «не по зубам». Что, впрочем, вполне объяснимо, ведь фотоаппарат я выбирал для более традиционных видов съёмки, где большой размер сенсора и крупный пиксель являются достоинствами, а не недостатками. В планетной же фотографии царят совершенно иные законы. Там не нужны ни большие матрицы, ни крупные пиксели, ни даже высокое разрешение — всё равно мой телескоп нарисует изображение диска Юпитера диаметром лишь в одну десятую миллиметра, что на матрице Sony NEX-5 выливается в жалкие 20 пикселей!
Однако, даже понимая всё это, я всё равно попытался. И даже сфотографировал тот самый двадцатипиксельный овал с двумя хорошо различимыми полосками — чтобы убедиться, во-первых, в правильности своих расчётов, а во-вторых, в том, что такой результат меня ничуть не впечатляет. А стало быть, гонка фокусных расстояний ещё не окончена, и если мне удастся добиться новых успехов на ниве удлиннения фокуса, вас будет ожидать продолжение этой истории.
Персональный сайт астрофотографа Руслана Ильницкого
Впечатления от телескопа DeepSky 80\560ED
Телескоп Deespky 80\560ED на монтировке Sky-Watcher EQ5
Всегда мечтал о небольшом рефракторе-апохромате 🙂 Чтобы был маленький, компактный и с отличной картинкой. Чтобы был пригодный как для астрофото, так и для визуальных наблюдений. Цена, однако, даже на 70-80 мм модели достаточно кусачая, если сравнивать с бюджетными ахроматами такого же диаметра — разница в цене за б\у может достигать 10 (. ) раз. Зачем нужен тогда такой дорогой телескоп с небольшой апертурой? Об этом я расскажу в данном обзоре телескопа Deepsky 80\560ED 🙂
Основной недостаток ахроматических рефракторов — это цветной ореол вокруг ярких объектов (хроматизм). Чем меньше фокусное расстояние телескопа при том же диаметре, тем сильнее хроматизм. При наблюдении слабых объектов (галактик, туманностей, скоплений) он практически не мешает, однако по планетам и Луне он весьма и весьма заметен. Хроматического ореола нет в зеркальных и зеркально-линзовых системах, однако контраст и насыщенность изображения у них всё же похуже, чем у линзовых систем. Линзовый телескоп, в котором устранен хроматизм для трех или более цветов (от красного до синего), называется апохроматом.
Правда, есть один большой недостаток у апохромата — это цена. Небольшие апохроматы (диаметром от 66 до 102 мм) — отличные астрографы для съемки протяженных туманностей, звездных скоплений и больших галактик. По планетам веселье начинается со 102 мм и более, однако цены на такие апохроматы весьма и весьма высокие. Как правило, предел диаметра большинства заводских апохроматов — 150 мм. Дальше уже штучные заказы.
Также не все телескопы, заявленные производителем как апохроматы, являются ими. Апохроматы могут отличаться оптической схемой, количеством линз (триплет — три, квадруплет — четыре и т.д.), марками применяемого стекла — всё это может влиять на качество коррекции хроматизма. Пожалуй, самые лучшие апохроматы из заводских — триплеты с флюоритом или стеклом FPL-53.
Deepsky 80\560ED, общий вид трубы.
Однако вернемся к герою сегодняшнего обзора. Это небольшой, но тяжелый (около 3 кг) 80 мм дуплет со стеклом FK61. Фокусное расстояние — 560 мм f\7, фокусер Крейфорда 2″ двухскоростной. Бленда сдвижная, в сложенном состоянии длина телескопа составляет около 450 мм. Крепежные кольца металлические, фрезерованные, с рядом отверстий для крепления дополнительных аксессуаров. Комплектовался телескоп двумя крышками (металлическая передняя и пластиковая заглушка в фокусер), а также переходником 2″>1.25″ с резьбой под 2″ фильтр.
Ссылка на сайт производителя: http://www.united-optics.com/Products/Telescope/ED_Telescope/80mm_F-7_ED.html
Может встречаться под марками Deepsky, AstroProfessional, Stellarvue и TS, но телескоп везде один и тот же. Данный телескоп появился у меня в 2010 году, покупал у представителя Deepsky в России. Изначально я хотел купить Sky-Watcher 80ED (со стеклом FPL-53), однако мне этого сделать не удалось и я решил приобрести Deepsky 80\560ED.
Ход фокусера плавный, без заеданиий и залипаний. Всё сделано очень качественно — никаких нареканий, ни одной детали из пластика. Две ручки — одна для грубой, другая для точной. Пользоваться — одно удовольствие. Есть даже шкала на трубке фокусера — правда, я так и не понял, какой от нее толк 🙂
Deepsky 80\560ED, фокусер
Deepsky 80\560ED, фокусер
Единственное — небольшие пятнышки на просветлении передней линзы, однако на качество картинки они никого влияния не оказали. Кстати, именно передняя линза сделана из FK61. В Sky-Watcher 80ED линза с FPL-53 находится с внутренней стороны. Линзы с достаточно яркими зелеными бликами.
Deepsky 80\560ED, пятнышки на просветлении.
Оправа объектива металлическая, есть 4 пары юстировочных винтов (по 4 штуки на каждую линзу). При наблюдении на холоде стал заметен астигматизм (звезды крестами), поэтому пришлось буквально на четверть оборота ослабить винтики. После данной процедуры астигматизм полностью исчез.
Внутри трубы есть несколько светозащитных диафрагм. При взгляде в фокусер посторонней засветки не видно.
К моему большому разочарованию, первые же испытания показали, что это не совсем апохромат, а скорее «полуапо» — хроматизм мал, но всё же заметен. По яркой Луне хроматизм не был заметен. На фото он проявляется лишь на самом краешке:
Луна. Deepsky 80\560ED, редуктор WO 0.8x II, Canon 550D, одиночный кадр.
Зато по яркому Юпитеру он был хорошо виден как тоненькая фиолетовая каёмка шириной с одну из широких полос Юпитера (окуляр 3.8 мм). Несмотря на это, по планетам изображение четкое и контрастное. При съемке планет в синем канале на одном из роликов, полученных через Canon 1000D, заметна сильная замыленность картинки. При съемке через вебкамеру Microsoft Lifecam Cinema такого эффекта нет. Возможно, просто в фокус не попал… Но всё же в этом отношении «апохромат» даже немного проиграл маленькому Максутову-Кассегрену Sky-Watcher SK90 Mak , у которого нет и намека на хроматизм, но есть центральное экранирование. Тем не менее, красный и особенно зеленый канал очень четкие — прямо не верится, что это снято в 80 мм трубу.
На роликах ниже имеет место некоторое расхождение каналов — либо из-за атмосферной дисперсии, либо из-за перекоса в самом телескопе. На снимках каналы выровнены. Несколько роликов Юпитера Вы можете скачать по ссылкам:
Deepsky 80\560ED, линза Барлоу НПЗ PAG 3-5x, диагональное зеркало 1.25″, Canon 1000D, Sky-Watcher EQ5 » alt=»»>
Также небольшие фиолетовые ореолы вокруг белых звезд были видны на астрофотографиях, полученных с длительной выдержкой. Конечно, по сравнению с хроматизмом ахромата Sky-Watcher SK804 (80 мм, f\5) трубочка Deepsky 80\560ED выглядела «почти» апохроматом». Почти. При покупке я еще не был в курсе всех этих нюансов со стеклами.
Туманности М8 и М20. Deepsky 80\560ED, редуктор 0.8х, Canon 550D, монтировка EQ5. ISO 800, 30с.
Deepsky 80\560ED, редуктор 0.8х, Canon 550D, монтировка EQ5. ISO 800, 30с. Кроп 1:1
В рефракторе-дуплете не исправлена кривизна поля, поэтому для съемки протяженных объектов необходим корректор-полеспрямитель. Я использовал редуктор-корректор William Optics 0.8x II с тонким Т-кольцом, переточенным из кольца М42х1 EOS. С толстым Т-кольцом (10 мм) качество изображения по краям поля зрения было хуже. Также я использовал родной редуктор Deepsky 0.8x, однако результаты с ним мне понравились меньше — фокусировку желательно было выполнять по звездам на краю кадра. С редуктором фокусное расстояние получается 448 мм, а относительное отверстие — 1\5.6.
При съемке в городе весьма пригодился фильтр Baader UHC-S 2″, который вкручивается в редуктор. Данный фильтр эффективно гасит как засветку, так и хроматические ореолы, поэтому может вполне успешно использоваться и для использования с классическими ахроматами. Минуса два — меняется баланс белого (уходит в синеву), а также необходимость увеличивать выдержку в 2 раза. Более подробно с работой данного фильтра по небу Вы можете ознакомиться по ссылке https://www.star-hunter.ru/baader-uhc-s-levenhuk-cls-deepsky-oiii/
Туманность Ориона. Deepsky 80\560ED, редуктор 0.8х, Canon 550D, монтировка EQ5. ISO 1600, 60с, фильтр Baader UHC-S 2″
Солнце в линии H-alpha. Deepsky 80\560ED+Coronado PST H-alpha, линза Барлоу, Canon 550D в видеорежиме.
Общий вердикт.
Несмотря на остаточный хроматизм, могу с уверенностью порекомендовать данную трубочку как небольшую качественную трубу для визуальных наблюдений, а также астрофото туманностей. Хроматизм при съемке туманностей не слишком мешает и исправляется парой кликов в графическом редакторе ( https://www.star-hunter.ru/deleting-chromatic-aberration/ ). Для съемки планет данный телескоп я рекомендовать не буду из-за остаточного хроматизма. По планетам Deepsky 80\560ED с легкостью выдерживает даже предельные увеличения — по Сатурну и Луне я ставил до 250х без заметной деградации картинки! Тем не менее, мне этот телескоп доставил множество приятных минут при использовании как в визуальном, та и в фотографическом режиме.
Марс, 1 мая 2012 года. Deepsky 80\560ED, линза Барлоу НПЗ PAG 3-5x, камера Canon 550D, монтировка EQ5.
Лунное затмение 15 июня 2011 года, 23:11. Deepsky 80/560ED, редуктор WO 0.8x II, Canon 550D, одиночный кадр.
Прохождение Венеры по диску Солнца, 6 июня 2012 года, 8:20. Апертурный солнечный фильтр НПЗ от ТАЛ-75R, Deepsky 80/560ED, Canon 550D, одиночный кадр.
К слову, среди любителей визуальных наблюдений весьма популярны аналогичные модели Deepsky 70\420ED, Deepsky 102\704ED, а также Deepsky 111\770ED — стекло в них также FK61. Во всех этих моделях, кроме 70\420ED, хроматизм еще заметнее.
Стоит ли новичку покупать 70-80 мм апохромат в качестве первого телескопа? Разумеется, нет. За эту же сумму можно приобрести крупный зеркальный или зеркально-линзовый телескоп, да еще и с монтировкой, который покажет гораздо больше, лучше и ярче. Пожалуй, к маленькому апохромату нужно прийти со временем и то, с конкретной целью — делать астрофото с длительной выдержкой. И то у таких апохроматов есть недорогой конкурент — параболический Ньютон (например, Sky-Watcher BKP 130650 2″ OTA) + корректор комы по вкусу (Baader MPCC III, Televue Paracorr II и т.д.).
Также советую прочитать обзор данной трубы (именно мой экземпляр) на Asrto-Talks:
http://astro-talks.ru/forum/viewtopic.php?f=7&p=12627
Увы, трубу я продал через 2 года (в 2012 году). Но продал не потому, что телескоп не понравился — просто захотел Доб 12″ 🙂 Сейчас даже жалею, что продал. Дальнейшая судьба у этого телескопа оказалась весьма печальной — телескоп уехал в Санкт-Петербург, переднюю крышку потеряли. Затем телескоп уехал в Сочи, фокусер трубы вышел из строя «развалились китайские подшипники». Затем труба отправилась в город Орёл (заменили родной Крейфорд на фокусер от ТАЛ-75R), затем в Москву, и затем еще раз обрела нового владельца в Москве 🙂 Вот такие пироги 🙂 Последние фотографии трубы Deepsky 80\560ED (сентябрь 2015). Смотрю на фото, а труба прям говорит мне — «Ну зачем ты меня продал, Руслан…как ты мог. »