Аппликатура что это такое в музыке
Аппликатура
И. М. Ямпольский.
Полезное
Смотреть что такое «Аппликатура» в других словарях:
АППЛИКАТУРА — (от лат. applicare употреблять, класть на что нибудь). Порядок размещения пальцев при игре на музыкальном инструменте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АППЛИКАТУРА от лат. applicare, употреблять,… … Словарь иностранных слов русского языка
АППЛИКАТУРА — (от лат. applico прижимаю прикладываю), способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах. Выбор аппликатуры связан с интерпретацией сочинения … Большой Энциклопедический словарь
АППЛИКАТУРА — жен., лат., муз. способ переборки пальцев на музыкальном орудии; расстановка, постановка пальцев; | на скрипке: спуск всей кисти вниз по ручке (грифу). Аппликатурный, к ней относящийся; аппликатурщик муж. знаток этого дела. Апплике ср., нескл.,… … Толковый словарь Даля
аппликатура — сущ., кол во синонимов: 1 • указание (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аппликатура — Демонстрация аппликатуры, использующей графические символы, в токкате Алессандро Скарлатти (начало XVIII века) Аппликатура (нем … Википедия
аппликатура — ы; ж. [итал. applicatura]. Муз. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах. Расставить аппликатуру. * * * аппликатура (от лат. applico прижимаю, прикладываю), способ… … Энциклопедический словарь
Аппликатура — (нем. Applikatur, от лат. applico прикладываю, прижимаю) способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. А. называется также и обозначение этого способа в нотах. Выбор А. составляет важную сторону… … Большая советская энциклопедия
Аппликатура — так называется в музыке установка пальцев на клавишных и струнных инструментах. Играть на скрипке в А. значит играть в более высокой позиции (см. это сл.), чем простая, или первая по порядку скрипичной школы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Аппликатура — ж. 1. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. 2. Цифровое обозначение в нотах такого способа расположения и порядка чередования пальцев. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
аппликатура — аппликатура, аппликатуры, аппликатуры, аппликатур, аппликатуре, аппликатурам, аппликатуру, аппликатуры, аппликатурой, аппликатурою, аппликатурами, аппликатуре, аппликатурах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Аппликатура
Аппликатура часто писалась автором и указывалась в авторских текстах. Шопен, например, был пианистом, поэтому в своих фортепианных произведениях (а, как известно, он писал в основном только для фортепиано) он всегда указывал свою аппликатуру, которая часто была настолько удобной, что последующим редакторам не было необходимости предлагать свой вариант.
Содержание
Факторы, определяющие удобство
1. Очевидно, что аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она зачастую определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения. Одна и та же музыкальная фраза может играться различными пальцами, если она является частью разных произведений.
2. Лучше, если аппликатура указывается успешным исполнителем данного музыкального произведения, нежели автором, и именно для конкретного инструмента, так как только в этом случае можно гарантировать, что она будет удобна. Например, аппликатура одного и того же произведения может быть разной — на фортепиано, на аккордеоне и даже синтезаторе. Это зависит прежде всего от положения клавиатуры (горизонтальная, вертикальная, неподвижная или нет) и от размера клавиш.
3. Нельзя отрицать и индивидуальные особенности исполнителей. В то время как музыканту с длинными пальцами (каким, например, был Бетховен) удобно сыграть далёкие звуки соседними пальцами, другому это сделать оказывается невозможным. Поэтому идеально, когда исполнитель создаёт аппликатуру «под себя».
Стандартная аппликатура
Аппликатурные соответствия
Человек, умеющий играть на фортепиано, может неправильно трактовать для себя аппликатуру в скрипичных нотах, так как нумерация пальцев на клавишных инструментах начинается с большого пальца (задействует все 5 пальцев руки), а на струнных — с указательного (задействует только 4 пальца левой руки)!
Клавишные инструменты
Фортепиано, клавесин, челеста, баян, орган, синтезатор и т.п.
Струнные смычковые инструменты
Скрипка, альт и некоторые их родственники
Виолончель, контрабас, их родственники и некоторые др.
Ссылки
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Аппликатура» в других словарях:
АППЛИКАТУРА — (от лат. applicare употреблять, класть на что нибудь). Порядок размещения пальцев при игре на музыкальном инструменте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АППЛИКАТУРА от лат. applicare, употреблять,… … Словарь иностранных слов русского языка
АППЛИКАТУРА — (от лат. applico прижимаю прикладываю), способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах. Выбор аппликатуры связан с интерпретацией сочинения … Большой Энциклопедический словарь
АППЛИКАТУРА — жен., лат., муз. способ переборки пальцев на музыкальном орудии; расстановка, постановка пальцев; | на скрипке: спуск всей кисти вниз по ручке (грифу). Аппликатурный, к ней относящийся; аппликатурщик муж. знаток этого дела. Апплике ср., нескл.,… … Толковый словарь Даля
аппликатура — сущ., кол во синонимов: 1 • указание (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аппликатура — (от лат. applico прикладываю, прижимаю; англ. fingering; франц. doigte; итал. digitazione, diteggiature; нем. Fingersatz, Applikatur) способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на муз. инструменте, а также обозначение… … Музыкальная энциклопедия
аппликатура — ы; ж. [итал. applicatura]. Муз. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах. Расставить аппликатуру. * * * аппликатура (от лат. applico прижимаю, прикладываю), способ… … Энциклопедический словарь
Аппликатура — (нем. Applikatur, от лат. applico прикладываю, прижимаю) способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. А. называется также и обозначение этого способа в нотах. Выбор А. составляет важную сторону… … Большая советская энциклопедия
Аппликатура — так называется в музыке установка пальцев на клавишных и струнных инструментах. Играть на скрипке в А. значит играть в более высокой позиции (см. это сл.), чем простая, или первая по порядку скрипичной школы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Аппликатура — ж. 1. Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. 2. Цифровое обозначение в нотах такого способа расположения и порядка чередования пальцев. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
аппликатура — аппликатура, аппликатуры, аппликатуры, аппликатур, аппликатуре, аппликатурам, аппликатуру, аппликатуры, аппликатурой, аппликатурою, аппликатурами, аппликатуре, аппликатурах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Аппликатура (подбор и принципы)
Аппликатура (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю), способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.
Аппликатурой называется также и обозначение этого способа в нотах. Выбор аппликатуры составляет важную сторону исполнительского мастерства, т. к. он подчиняется требованиям фразировки и связан с интерпретацией произведения.
Такое определение аппликатуры можно найти в Большом Советской Энциклопедии.
Можно без преувеличения сказать, что аппликатура наименее изучаемый навык у большинства инструменталистов. И хотя вроде бы очевидно, что пальцы нужно ставить по определенным правилам, все же большинство музыкантов делают это как бог на душу положит. Этому способствует конечно и система образования. Если заглянуть в авторитетные учебники то редко где можно увидеть статью: как подобрать аппликатуру или что-то подобное, хотя многих интересуют такие вопросы как подбор аппликатуры гамм, аккордов и арпеджио.
В Академии, где я учился, так же ни на одном занятии практически не затрагивался вопрос о том, как подбирать аппликатуру и использовать этот замечательный инструмент для развития техники и преодоления трудностей.
Вы можете спросить:а зачем мне вообще знать как подбирается аппликатура?
Вот несколько причин:
1.От правильной расстановки аппликатуры зависит разрешение многих технических проблем
например следование определенным правилам помогает намного быстрее преодолевать технические проблемы,потому что учитывает многие факторы(например такие как количество пальцев,работа мышц и т.д)
Заранее проставляя рациональную аппликатуру Вы можете быть уверены в том,что сможете спокойно,без напряжений и зажимов сыграть все в быстром темпе
2.Улучшение Звука
Очень часто от того какой аппликатурой взята нота зависит цельность звучания пассажа.Использование принципов рациональной аппликатуры сделает вашу игру более цельной.
3.Развитие фразировки
Один из важнейших факторов.Если посмотреть на известнейших виртуозов,то можно заметить что непременным условием их совершенства и уникальности является индивидуальные аппликатурные решения.
Выработав свои собственные аппликатурные принципы Вы можете быть уверенны, что ваша фразировка также будет отличаться уникальностью.
4.Выработка собственного стиля игры
Продолжение предыдущего пункта. Нет ни одного известного музыканта который следовал бы школярной аппликатуре.
Однако если каждый исполнитель имеет свою систему то, как быть тем у кого ее пока нет?
“Почти для каждого инструмента существуют теоретические предпосылки логически устанавливающие, почему при исполнении определенных нот следует применять те или иные пальцы.”
Большинство инструментов предоставляют исполнителя много аппликатурных решений. Одна и та же нота на них может быть взята разными способами. Удачные аппликатурные решения помогут сэкономить время и даже, в некоторых случаях избежать возникновения трудностей. Самое главное изучить предполагаемую аппликатуру, однако ее не следует слепо принимать за окончательную истину.
Цыпин «Исполнитель и техника»
Во-первых, потому, что аппликатура выбирается индивидуально, а во-вторых, в нотации как правило, встречаются ошибки, (и к тому же аппликатурные нормы меняются каждые 20-30 лет).
Общие правила подбора аппликатуры:
1. Аппликатуру нужно тщательно подбирать.
Это простое требование нередко забывают. Во время первого знакомства с музыкальным материалом (или при создании аранжировки, авторской музыки) многие не думают об аппликатуре. Во время занятий в медленном темпе – тоже (поскольку не заметны трудные места). Так заучивается неверная аппликатура. И только при переходе к настоящему темпу обнаруживается ее непригодность. Поэтому аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы.
2. Аппликатуру необходимо выбирать, играя в быстром темпе. Если отрывок вызывает сомнения нужно попробовать различные варианты и лучший записать.
3. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже. Иногда для этого потребуется использовать нестандартные или непривычные аппликатурные решения.
Для импровизации: Всегда ищите возможность расширить свои аппликатурные пристрастия. Используйте нестандартные подходы, которые кажутся неудобными. Переносите принципы аппликатуры с родственных Вам инструментов или пробуйте воссоздать звучание далеких от Вашего инструмента.
Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.
Схема с обозначениями
На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.
Подробное описание схемы
Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.
Что обозначает сетка аппликатуры?
Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.
Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.
Номера пальцев левой руки
Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.
В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.
Обозначение верхнего порожка на сетке
Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.
Буква обозначающая аккорд
Точки на сетке
Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.
Точки за сеткой аппликатуры
«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.
Цифры на точках
Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.
Буквы на точках
Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.
Что означает символ «X»
Обозначение баррэ
Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.
Номера ладов
Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.
Примеры популярных аккордов
Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.
Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны?
Гамма на гитаре — что это такое?
Гаммы – это последовательность из семи идущих друг за другом нот, которые составляют тональность или определенный лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Именно этому аспекту и посвящена данная статья. Здесь вы найдете полное объяснение, что такое гаммы и как их составлять самостоятельно.
Для чего нужны гаммы гитаристу
По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий. Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет. Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.
Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.
Полный список
Этот раздел сделан для того, чтобы вам было удобнее разбирать каждую из гамм. В нем вы найдете ссылки на отдельные статьи, посвященные каждой из тональностей и боксам внутри нее.
Какие гаммы учить в первую очередь?
Простой ответ на этот вопрос – все. Таким образом, вы не только зазубрите звуки, которые входят в тональность, но и выучите расположение нот на грифе. Однако, проще всего начать с гамм До-мажор или Ля-минор. Причина в том, что все ноты, входящие в них, не промежуточные. Выучив их расположение, вы сможете без труда находить ноты-диезы или бемоли, которые входят в состав других тональностей.
Кроме того, и об этом будет сказано ниже, вам стоит обратить внимание на так называемые гитарные боксы – если выучить их, то дальнейшее освоение гамм будет намного проще, чем оно могло бы быть.
Значение гамм для исполнителя
Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.
Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.
Разновидности гамм
Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.
Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.
Теория построения
Мажорная гамма строится по следующему принципу:
Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.
Минорная гамма строится так:
Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.
Кроме того, если в миноре между двумя последними тонами вставить еще и полутон, то получится так называемая гармоническая гамма. То же самое применимо и к мажору, но если полутон вставить между пятой и шестой ступенями. Это придает звуку восточный оттенок.
Аппликатура гамм на гитаре
На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всем грифе. В первом случае вы просто двигаетесь с первого или нулевого лада до двенадцатого, если мы говорим о до-мажоре или ля-миноре, либо же с любого другого до момента, пока не пройдете полную октаву.
Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы так называемыми боксами. Тогда вы будете знать, на какой струне находится, какая нота, и сможете гораздо проще импровизировать и простраивать новые гаммы в дальнейшем уже самостоятельно.
Как играть гаммы на гитаре
Самое главное – играть под метроном. От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.
Особенности игры
На гитаре все гораздо проще, чем на пианино. Все дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как простраивать новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.
Боксы гаммы — что это такое
По сути, боксы – это устойчивые позиции или схемы, которые образуют собой гамму. Они включают в себя все струны, а не только одну, и немного меняются в зависимости от вашей позиции на грифе. Кроме того, сюда же входят и классические лады, которые берут свое начало еще из греческой музыки. Если вы не хотите углубляться в теорию и учить способ построения гамм – то лады помогут вам все равно заучить их.
Позиции гамм на гитаре. Сколько и какие бывают?
Позиции гамм также разделяются на мажорные и минорные. Всего их пять штук, и они двигаются по грифу в зависимости от тональности, в которой вы играете. Поэтому для комфортной игры вам достаточно выучить пять боксов до-мажора, и сдвигать их вниз по грифу, опираясь на то, внутри какого ключа находится песня.
Примеры гамм на гитаре для начинающих
Этот раздел включается в себя примеры гамм и аппликатур к ним. Это сделано в первую очередь для начинающих гитаристов, чтобы они посмотрели и освоились – нашли нужные боксы на грифе и поняли на практике, что это такое.
Гаммы табы GTP
В этом разделе вы найдете табулатуры к разным видам гамм, многие из них представляют собой упражнения и разные вариации исполнения стандартных гамм. Однако еще раз акцентируем внимание, что проще всего выучит боксы, и запомнить, какой начинается от какого лада. После этого вы по факту выучите все гаммы, вам останется только двигать их вниз по грифу.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
19 Replies to “ Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны? ”
А как быть с соль-минор?
Здравствуйте. Статью гаммы Соль-минор опубликуем нескоро, работаем над другими разделами сайта. Но отвечая на вопрос как быть с гаммой Соль-минор прямо сейчас?
Открываете статью гаммы Ля-минор. Т.к. нота Соль идет перед нотой Ля и между ними у нас целый тон, то мы все позиции гаммы Ля-минор, просто сдвигаем на 2 лада влево. Объясню на примере.
1) 1 позиция гаммы Ля-минор начинается с 7 лада. Вы просто эту же аппликатуру (схему) играете не с 7 лада, а с 5-го и у вас будет гамма Соль-минор.
2) С 2 позицией также в Ля-минор она играется с 10 лада, в Соль-миноре мы играем ее с 8 лада.
3) Остальные схемы точно также.
Также для ориентира используйте гаммы Пентатоники Соль-минор и Блюзовые гаммы этой тональности. В них те же самые позиции, только не играются некоторые ноты.
Спасибо! Не ожидал, что вы мне так быстро ответите
Соглашусь со МНОГИМИ из этих комментарий… красиво подано но НЕПОНЯТНО…
Пытаюсь понять теорию, но натыкаюсь на не соответствие подачи и разъяснения материала.
Проще было написать… выучите, зазубрите эти боксы, схемы, позиции, запомните где находятся ТОНИКИ в каждом боксе и … потом к вам прийдет ПОНИМАНИЕ…
Сайт прекрасен! Спасибо вам за вашу работу! НО негативное мнение… тоже мнение но если их больше … может надо ПОДУМАТЬ…
P.S.
У вас боксы, позиции или схемы имеют разную нумерацию внутри одной гамм… здесь 1 бокс начинается с 5 лада, в конкретном разборе гаммы ДО-мажор с 7 лада… это тоже вносит сумятицу… или номера боксов УСЛОВНЫ…
С уважением Юрий!
Здравствуйте. Спасибо за отзыв и комментарий. Постараюсь на него ответить информативно.
1) Данная статья «Гаммы на гитаре для начинающих» носит общую информацию о гаммах. Подробная теория по каждой гамме внутри отдельных статей, ссылки на них списком в этой статье. Внутри этих статей как раз так все и написано, как они строятся, как нужно по ним заниматься и т.д.
2) На счет негативного мнения, могу сказать так. У сайта большая аудитория и посещаемость и за столько лет работы над сайтом, я получал и получаю негативные комментарии типичного содержания и пришел к выводу, что эти письма пишут определенная категория людей. Всем не угодишь! Но есть вот адекватные комментарии как ваши, на сайте с другим настроем и подачей, скорее всего вам не безразлично и интересно. Поэтому на такие комментарии и отвечать интересно и помогать по конкретным вопросам.
3) По поводу номеров боксов (позиций). Эта нумерация имеет условный характер, совершенно неважно, в каком порядке и как они располагаются. Данные боксы это только лишь способ запомнить гамму в пределах 2 октав на отдельном участке грифа. А в идеале знать все 5 + в каждой статье мы пишем, что нужно только выучить эти 5 позиций и научиться их передвигать по грифу, чтобы играть гаммы других тональностей. Знание аппликатуры конкретного бокса и умение его передвигать по грифу, избавит вас от запоминания этих цифр, вам нужны будут лишь только варианты этих аппликатур.
Зная это вам, вы заметите закономерность и важность запоминания тоник в конкретных боксах и тональностях. Все не так сложно. Лучше все читать с гитарой в руках и сразу пробовать, чтобы строить, играть, разбираться, это будет более продуктивно.
Ничего не понял, но очень интересно! Когда разберусь тоже буду в теме )
Если честно, для новичка совсем непонятны табулатуры гамм. Почему несколько точек с цифрой 1? Ведь гамма включает только одну определенную ноту и потом следующую и т.д. А здесь надо по ладу двигаться вниз? Но это будет уже не гамма. Вы объясняете для людей, которые уже все это знали, но чуть-чуть подзабыли мкажем пару лет не занимались. А для новичка — здесь непонятно объяснено.
Здравствуйте. В этой статья представлена общая информация по гаммам. В самой статье есть ссылки на конкретные гаммы, к примеру До-мажор. Перейдите по ссылке, там информация уже представлена развернуто и как раз рассчитана для начинающих.
Честно говоря, безграмотность изложения просто лишает смысла все попытки что-то разъяснить. Автор объясняет так, как будто все дело в механике, а к звуку это вообще отношения не имеет. Ну ладно, я понимаю, можно объединить в одну гамму ля-минор с до-мажором, в первом боксе. Но как можно начинать до-мажорную гамму, скажем, с «си»? Это звучит нелепо, ничего не дает для непосредственного музыкального восприятия и вносит путаницу.
Честно говоря, уважаемая Анна вы пишите какую-то ерунду. Откуда у вас такая компетенция писать и заявлять о безграмотности нашего автора? Кто вы? Мне это честно и не интересно, вот получая такие комментарии злющие с кучей негатива, я не совсем понимаю, что у вас в голове на этот момент. Вы ведь на музыкальном сайте, это хобби, это сообщество людей которым интересно узнать что-то новое! А вы со своим негативом, что хотите привнести в это сообщество?! Вместо того чтобы, писать вот всякие упреки, лучше писать что-то полезное по теме, т.к. комментарии читают и люди если комментарий классно написан, извлекут из него пользу. Из вашей писанины пользы, к сожалению нет.
Теперь давайте разберемся с гаммой.
1) Вы пишете: я понимаю, можно объединить в одну гамму ля-минор с до-мажором, в первом боксе.
Ответ: Что?! Эти тональности параллельны, их не нужно объединять. Почему именно в первом боксе? Тут не понятно, да и не особо нужно это.
2) Вы пишете: Но как можно начинать до-мажорную гамму, скажем, с «си»?
Ответ: не поверите, но можно. Нота Си входит в гамму До-мажор. Все дело в том, что мы играем на гитаре. Для удобства гаммы разбиты на боксы по позициям, в которых гамма играется в 2 октавы. Вот эти боксы, это только лишь условное распределение нот, чтобы было играть их не меняя позиции. Поэтому можно начать и не только с ноты Си.
В других случаях же эту гамму и на одной струне сыграть и на 2 двух струнах, и по диагонали, примеры с боксами дают нам шаблон для удобства, чтобы изучить гамму на всем грифе. А сама гамма До-мажор это все ноты на этом грифе которые входят в данную тональность. Следовательно, на данном примере нам не обязательно начинать только с Ноты До.
Если же играть гамму, с какой то гармонией, то конечно нам нужно ориентироваться на тональный центр аккордов и то не всегда. Надеюсь, вы поняли мою мысль и прекратите упреки грамотности автора.
Я неплохо для дилетанта играю на фортепиано, имею некоторое представление об элементарной теории музыки и всегда и всему училась и учусь с легкостью. Но автор объяснения про гаммы, пытаясь избежать, как ему кажется, ненужного теоретизирования, все ужасно запутывает. Если бы у меня не было некоторых теоретических знаний и практики музицирования, я ничего бы не поняла. Воистину нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Автор должен был бы объяснить, что вообще-то гаммы начинаются с тоники, рассказать, почему он считает нужным советовать играть гаммы не от тоники, тогда не пришлось бы утверждать, что до-мажор и ля-минор — одно и то же, и так далее.
В статье есть большой список гамм различных тональностей, а также пентатоники и блюзовые гаммы. В этих статьях детально все разбирается, формулы, боксы, табы и теория в том количестве, в котором нужно. Мы не ставили цель учить теории в этой статье, она несет общий характер описания и отвечает на конкретный запрос. Поэтому не соглашусь с вами. В статьях с самими гаммами все подробно расписано, вы можете прочитать и убедиться в этом.
А почему, меняя тонику, именно двигать вниз по грифу а не вниз/вверх?
Здравствуйте. Необязательно менять тонику и двигаться только вниз по грифу. Если диапазон грифа на конкретной позиции позволяет вам двигаться вверх, то конечно это лучше делать. Просто к примеру если рассмотреть 5-ую схему (позицию) гаммы Ми-минор, то видно то, что с «нулевого лада» 6-ой струны мы не можем подняться выше по грифу, т.к. диапазон ограничен, от сюда только вниз по гриф, но если есть куда сместить аппликатуры, то следовательно это сделать можно.
Обман, ничерта тут не проще, чем на фортепиано. На фортепиано сразу понятно, а тут больше думать надо.
Смотря, с какой стороны на это смотреть. Если вам игра гамм на фортепьяно кажется легче, то тут не поспоришь. Значит так и есть.
В статье удобство и простота подчеркиваются запоминанием боксов. Дело в том, что если вы знаете один из боксов гаммы До-мажор на гитаре, то переставьте эту позицию на 2 лада вперед и вы получите гамму Ре-мажор с такой же аппликатурой, переставьте позицию на 1 лад назад и получится гамма Си-мажор.
День Добрый!
Вопрос: в абзаце «Боксы гаммы — что это такое» под фразой «Боксы гаммы G major (До мажор)» под номером 1 стоит та же схема, которая в виде табулатуры показана ниже, как «Гамма Ля минор». Почему?
Здравствуйте, Александр. Гаммы До-мажор и Ля-минор являются параллельными тональностями, поэтому у них одинаковые аппликатуры. Также для примера можно привести другие параллельные гаммы, у которых также одинаковые аппликатуры Фа мажор — Ре минор, Соль мажор — Ми минор и т.д.
По сути, изучая гаммы вам необходимо выучить ее в миноре или мажоре, т.к. в параллельной тональности она исполнятся, будет точно также. Разными будут только тоники.