Апсиос церковный это что
АКСИОС
Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям.
В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεύσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).
В амвросианском обряде на вопрос о достоинстве кандидата в епископы клир отвечает: «Dignus est, justus est»; франк. Миссал (Missale Francorum) предписывает народу возглашать при избрании епископа: «Dignus est». В рим. обряде последования рукоположений диаконов и пресвитеров включают в себя диалог архидиакона и епископа, во время к-рого архидиакон свидетельствует о достоинстве ставленников. Возможно, здесь обнаруживается родство рим. и александрийских литургических традиций, где возглас «А.» употреблялся гораздо шире, чем в к-польских.
Изд. Евхологиев: Goar. Euchologion. P. 197, 209, 217, 232, 235, 238, 243, 251 [хиротонии в к-польских и александрийских Евхологиях]; Lodi. Enchiridion. P. 345-437 [хиротонии по Апостольским Постановлениям], 511-514 [хиротонии по Testamentum. ], 985-987 [хиротонии в амвросианском обряде], 1069-1074 [хиротонии в галликанском обряде], 1214-1216 [хиротонии в испано-мозарабском обряде], 630-634, 708-712, 1563-1575, 1665-1666, 1669-1680 [хиротонии в Миссалах рим. обряда], 1348-1370 [хиротонии в визант. обряде, в богослужении коптской, ассирийской, яковитской, маронитской Церквей]; Johnson. Sarapion; Апостольские Постановления. Каз., 1864; Testamentum D. N. J. C. / Еd. I. E. Rahmani. Mainz, 1899; Arranz. Eucologio; Дмитриевский. Описание. Т. 2; Τρεμπέλας Π. Ν. Μικρὸν Εὐχολόγιον. ̓Αθῆναι, 1998р. Τ. 1. Σ. 194-258; Εὐχολόγιον τὸ μέγα; Чиновник.
Ист.: Сократ. Церк. ист. 7; Augustini Hipponensis Epistola 213 // PL. 33. Col. 968-969; Симеон Солунский. О храме Божием // PG. 155. Сol. 208, 210, 389, 421, 424 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 236, 269-271, 276, 298); Philostorgius. Historia ecclesiastica // PG. 65. Col. 576; Nicetae Paphlagonis Vita Ignatii // PG. 105. Col. 520.
Лит.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. СПб., 1881. С. 158-160; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; Неселовский А. З. Чины хиротоний и хиротесий: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906; Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств. Л., 1978.
Аксиос
А́ксиос (греч. ἄξιος — «достоин») — возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа.
Самым ранним упоминанием о возгласе «аксиос» является сирийский памятник III—V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» — в нём народ после хиротонии епископа трижды произносит «аксиос».
Содержание
В Православной церкви
Возглашается совершающим Таинство архиереем, а затем повторяется священнослужителями и всем клиром. Совершается при облачении новопоставляемого в священные одежды, соответствующие его сану. Клир выражает этим возгласом свое свидетельство о непорочной жизни и добром нраве поставляемого.
Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать [быть образом Христа], подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он [ставленник] сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела [священнослужения]; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву [да будет достоин]», «[архиерей] возглашает аксиос, так как Распятый соделал его [ставленника] достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне [алтаря], так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати.
В Католической церкви
В Католической церкви возглас «Dignus est», аналогичный «аксиос», произносится до совершения таинства рукоположения. Его возглашает народ, а не епископ, что является свидетельством ранее имевшего место участия народа в избрании клириков.
Анаксиос
Церковной истории известны случаи употребления возгласа «Анаксиос» (ἀνάξιος — недостоин). Например:
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Аксиос» в других словарях:
АКСИОС — (греч. axios достоин). Восклицание, которым сопровождается рукоположение во все иерархические степени, начиная с диакона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКСИОС греч. axios. Собственно значит… … Словарь иностранных слов русского языка
аксиос — нареч, кол во синонимов: 1 • достоин (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
АКСИОС — ÁКСИОС [греч. ἄξιος достоин], торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской… … Православная энциклопедия
аксиос — достоин Ср. Достоин! государыня, достоин сего, достоин! Аксиос, заметил диакон. Лесков. Старые годы в селе Плодомасове. 3, 6. Ср. Άξιος достоин. Возглашается в церкви при посвящении во все иерархические степени … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Аксиос — Возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением… … Религиозные термины
Аксиос — (в переводе с греческого означает «достойный») возглас, который произносит архиерей во время хиротонии, то есть рукоположения нового дьякона, иерея или епископа. Слово «аксиос» предстоятель произносит, когда на ставленника надевают новые… … Православная энциклопедия
аксиос — достоин – слово, которое поется при посвящении в сан священника; из греч. ἄξιος … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Аксиос — Аксіосъ, достоинъ. Ср. Достоинъ! государыня, достоинъ сего, достоинъ! Аксіосъ, замѣтилъ діаконъ. Лѣсковъ. Старые годы въ селѣ Плодомасовѣ. 3, 6. Ср. Ἄξιος достоинъ. Поясн. Возглашается въ церкви при посвященіи во всѣ іерархическія степени … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АКСИОС — • Axios, Άξιος или Άξιός, н. Вардар, главная река Македонии, берет начало на Скарде, протекает через всю Македонию в юго восточном направлении и, приняв несколько притоков (Эригон с правой стороны), впадает в фермайский залив между… … Реальный словарь классических древностей
Значение слова «аксиос»
Самым ранним упоминанием о возгласе «аксиос» является сирийский памятник III—V веков «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» — в нём народ после хиротонии епископа трижды произносит «аксиос».
аксиос
1. религ. в православии — возглашение, которое поётся при посвящении в церковный сан и выражает свидетельство о непорочной жизни и добром нраве поставляемого ◆ На сем собрании избирают они патриарха из митрополитов, архиепископов, епископов и пресвитеров. Если он из первых степеней, то облачают его тотчас в патриаршескую мантию, которая сделана из шёлковой ткани багряного цвета и обложена широким золотым гасом с изображением напереди четырёх евангелистов. Потом Ираклийский митрополит вручает ему пастырский жезл и напоминает ему быть верным пастырем церкви Христовой и проч., а после все архиереи ведут его и сажают на патриаршеский престол, восклицая трекратно: «Аксиос!», то есть: «достоин!» После сего он встает и благословляет всё собрание, которое в ответ возглашает ему: «Многа лета!». П. А. Левашов, «Цареградские письма», 1789 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плащик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Аксиос
Смотреть что такое «Аксиос» в других словарях:
АКСИОС — (греч. axios достоин). Восклицание, которым сопровождается рукоположение во все иерархические степени, начиная с диакона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКСИОС греч. axios. Собственно значит… … Словарь иностранных слов русского языка
аксиос — нареч, кол во синонимов: 1 • достоин (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аксиос — (греч. ἄξιος «достоин») возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа. Самым ранним упоминанием о возгласе «аксиос» является сирийский памятник III V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» в… … Википедия
АКСИОС — ÁКСИОС [греч. ἄξιος достоин], торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской… … Православная энциклопедия
аксиос — достоин Ср. Достоин! государыня, достоин сего, достоин! Аксиос, заметил диакон. Лесков. Старые годы в селе Плодомасове. 3, 6. Ср. Άξιος достоин. Возглашается в церкви при посвящении во все иерархические степени … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Аксиос — (в переводе с греческого означает «достойный») возглас, который произносит архиерей во время хиротонии, то есть рукоположения нового дьякона, иерея или епископа. Слово «аксиос» предстоятель произносит, когда на ставленника надевают новые… … Православная энциклопедия
аксиос — достоин – слово, которое поется при посвящении в сан священника; из греч. ἄξιος … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Аксиос — Аксіосъ, достоинъ. Ср. Достоинъ! государыня, достоинъ сего, достоинъ! Аксіосъ, замѣтилъ діаконъ. Лѣсковъ. Старые годы въ селѣ Плодомасовѣ. 3, 6. Ср. Ἄξιος достоинъ. Поясн. Возглашается въ церкви при посвященіи во всѣ іерархическія степени … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АКСИОС — • Axios, Άξιος или Άξιός, н. Вардар, главная река Македонии, берет начало на Скарде, протекает через всю Македонию в юго восточном направлении и, приняв несколько притоков (Эригон с правой стороны), впадает в фермайский залив между… … Реальный словарь классических древностей
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.