Августовская икона божией матери о чем
Августовская икона Божией Матери: второе рождение
Весной 2010 г. жители города Елань Волгоградской области обрели редкую Августовскую икону Божией Матери – покровительницу донских воинов. Святыня хранилась в старом сарае частного дома. Еланский краевед Евгений Воротников сообщил, что на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с младенцем, остальные же образы стерлись от времени. Находкой заинтересовались специалисты. Каковы же были изумление и радость, когда эксперты признали в ней старинную, считавшуюся утраченной, редчайшую икону Божией Матери Августовскую.
Помощь Заступницы Небесной
«Первая мировая война началась вскоре после революционного движения 1905–1907 гг., – начинает свой рассказ историк Олег Меркулин. – В массе народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью».
Молитва возносилась не только в тылу, но и на фронте. Русский солдат всегда отличался набожностью, чувствовал святость своего дела и отличался бесстрашием. При любой возможности солдаты и офицеры Русской Армии участвовали в богослужениях в тех церквях, что оказывались на их воинских путях. Молитвы, возносившиеся православными в тылу и на фронте, не остались без отклика. И одним из проявлений милости Божьей было явление Богородицы русским воинам в сентябре 1914 г. на Северо-Западном фронте. Известно, что наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.
«В начале сентября русские войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте, – продолжает Олег Николаевич, – 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города Августова в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. В это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу – явление в небе Божией Матери русским воинам».
В небе над одной из русских частей в Августовском лесу и было видение Божией Матери – в сентябре 1914 г.
Укрепление красочного слоя на Августовской иконе Божией Матери
Краткое описание этого чудесного события, как рассказывает Олег Меркулин, дано генералом Ш. в письме, написанном им 18 сентября: «…После нашего отступления нашему офицеру, с целым полуэскадроном, было видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с растерянным лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось на большой крест и скрылось».
Память о чудесном событии
О заступничестве Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». По имеющимся сведениям, большинство из них были отпечатаны в 1915–1916 гг. Неизвестным иконописцем по заказу донских казачек была написана икона Божией Матери Августовская. Сохранилась запись о создании этой иконы и надписи на ней: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла». Всего указано 52 имени воинов-казаков. Также приведена дата написания иконы – 1915 г. 12 ноября. Высота иконы – 107 см, ширина – 70 см. Выполнена предположительно маслом. Имя иконописца и место написания иконы достоверно не известны.
Были созданы около 15 списков иконы. Один из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонировалась в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт – воспоминания – память». Имеются иконы, посвященные этому Чуду, на Урале, в Сибири, на Украине, в Белоруссии. В Белоруссии они обычно называются «Свеча Августовская» или носят то же название, что и икона в храме Христа Спасителя в Москве.
Революционные годы надолго отбросили память об этих иконах, не успевших получить достаточно широкого распространения, хотя весть об Августовской победе в то время всколыхнула всю Россию. Наступили времена безбожья. А первообраз был безвозвратно утрачен.
Второе рождение первообраза
«Недавно появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божьей матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области, – рассказывает протоиерей Олег Кириченко, член Общественной палаты Волгоградской области. – Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку, участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли ее отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли образ. Немолодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (о, чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с Младенцем».
Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и с трепетом пали на колени перед иконой и стали молиться
Про икону прознали криминальные структуры. В небольшое село началось паломничество сомнительных туристов и все – с расспросами про икону. Батюшка Кирилл так начал опасаться за икону, что вынужден был забрать ее к себе домой. Случайно эту историю услышал один очень известный в Волгограде человек, по рождению казак. Заинтересовался и попросил Владимира Головко – атамана Волгоградского отделения Резервного казачьего войска в составе Всевеликого войска Донского разузнать о судьбе святыни. Так икона прибыла в Волгоград. Если эта святыня – первообраз, то, утверждают эксперты, ей цены нет.
Августовская икона Божией Матери была передана в дар храму Святого Иоанна Предтечи 12 июня 2010 г. Протоиерею храма Олегу Кириченко святыню торжественно вручил мэр Волгограда Роман Гребенников. Сейчас икона реставрируется монахинями-иконописицами в Дубовском Свято-Вознесенском женском монастыре, а затем будет возвращена на постоянное хранение в храм. 17 апреля 2008 г. по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.
Икона Божией Матери Августовская
«Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу. В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь, – описывает находку искусствовед Елена Литвинская. – Она немного наклонилась в сторону и жестом левой руки обращается к солдатам, правой прижимает Младенца Христа. Очень выразителен лик Богоматери. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени — кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Этот жест создает эмоциональный строй иконы. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать, два мировоззрения. Один — натурный, реалистичный, второй — иконный, надмирный. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX в. был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества».
Икона Богородицы Августо ́ вская
Празднование
История
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. »
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
История Августовской иконы Божией Матери и о чем просят, текст молитвы
Святой лик Богородицы стали изображать, начиная с IV века. По преданию, первый образ Пресвятой Девы был создан апостолом Лукой. Сюжеты изображений иконописцы брали из Святого Писания. На Августовской иконе Божией Матери было запечатлено подлинное явление Небесной Царицы с Богомладенцем перед людьми. Десятки свидетелей в одних и тех же деталях описали увиденное чудо.
Описание и значение в православии
Августовская икона с ликом Богородицы отличается от других изображений. Название святого образа объясняется названием места, где было видение Божьей Матери (город Августов). Икона написана в том виде, как описали произошедшее событие очевидцы. Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на левой руке стоит на облаке. На ночном небе видны звезды. Яркое свечение от головы Небесной Царицы озаряет стоящих на земле воинов. Жестом правой руки она указывает им путь к победе.
История появления
Святой образ под названием «Августовская икона» еще называют «Августовской победой» или «Августовской свечой». Свидетелями чуда, случившегося в начале Первой мировой войны у города Августов, стали десятки солдат. Оно было подробно описано со слов нескольких человек.
Около полуночи часовой заметил на небосклоне яркую звезду, которая приближалась к земле. Затем он увидел явственный облик Богородицы с Божественным Младенцем. Видение длилось, по разным свидетельствам, от 10 до 30 минут. После чего стало медленно угасать и снова превратилось в звезду.
На следующий день (15 сентября по новому стилю) началось наступление русских войск, закончившееся разгромом врага. О событии было напечатано в газетах и журналах. Появились иконописные изображения, иллюстрации в печатных изданиях. Святейший Синод на протяжении 2-х лет рассматривал вопрос об увековечивании памяти чудесного явления, внимательно изучив сведения, полученные от военных священников.
В конце марта 1916 года Синод принял решение о признании Августовской иконы, как памяти о явлении Божьей Матери русскому воинству и благословить ее почитание в храмах и келейно.
О чем просят перед образом
У иконы неспроста есть дублирующие названия: «Победа» и «Свеча». Явление Небесной Царицы было воспринято, как знак Божьей милости к российскому воинству в мировой битве. К святому образу, в первую очередь, обращаются в военную годину, чтобы испросить победу над врагом, напавшим на Отечество.
Молятся иконе Августовской Божьей Матери об избавлении от физических страданий, полученных солдатами во время военных действий или учений.
Где можно найти оригинал и списки
Известие о чуде, случившемся под Августовым, не только обсуждалось во всех слоях российского общества. Художники и иконописцы отобразили событие в картинах и иконах. Первый вариант святого образа был напечатан через 2 месяца, в ноябре 1914 года, в журнале «Нева» одновременно с рассказом об Августовском явлении.
Весной 2015 года икона была распечатана в одесской типографии для домашнего богослужения. Верующие просили священнослужителей освятить списки, но сделать этого было нельзя. На протяжении 1915-1916 годов появилось еще несколько версий иконы. Образы создавались без благословения высших чинов РПЦ, но пользовались огромным спросом.
Московский митрополит Макарий благословил написание иконы в конце 1916 года. Было сделано 15 копий. События 1917 года помешали распространению списков со святого образа. С этого варианта иконы сохранилось 5 копий, одна из которых находится у потомков семьи Романовых в Канаде.
В Свято-Вознесенском Кременском монастыре (Волгоградская область, Клетский район) хранится один из списков с этой иконы, сделанный по заказу жен казаков, свидетелей явления Богородицы. На образе указана дата (1915 год) и фамилии 52 казаков Клецко-Почтовской станицы.
С 1918 по 1992 год икона находилась вне стен православного храма. Во время гонений на православие ее спас последний настоятель Свято-Вознесенской обители. Он прятал ее в пещерах на берегу Дона. После его смерти образ разъединили на 2 части, чтобы легче было сберечь от уничтожения. До 1992 года она находилась в недействующей церкви города Фролова (Волгоградская область).
В 1992 году здания бывшего Свято-Воскресенского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Августовская икона Божьей Матери была возвращена в обитель. В 2009 году в Еланском районе Волгоградской области было обнаружено еще одно изображение Августовского явления.
Почитание
В 2008 году РПЦ установила день празднования Августовской иконы Пресвятой Богородицы 14 сентября.
Текст молитвы
О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшавши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждавши. Посылавши воинству русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех, восстающих на нас, полагавши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая христолюбивому воинству русскому одоление двунадесяти язык. Ты дивным явлением Своя славы в августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, – тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой – Державу Российскую – до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли российския, не ймут бо люди сии Божественного заступления, занё дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнёйший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости пред-стательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых царственных мучеников дома Романовых и всех новомучеников и исповедников российских, – и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству православному, тако и ныне прийди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Аминь.
14 сентября-икона Богородицы Августовская Победа
28 февраля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы Российской Империи. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.
О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии.
По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), — как и Император, он причислен к лику святых, — была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа», или же «Явление Божией Матери на войне» в память о чудесном явлении Царицы Небесной Русскому Воинству в 1914 году перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.) — битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской Империи (ныне — территория Восточной Польши) и избавлении защитников Отечества от неминуемой гибели.
Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию…
Война с Германией началась 19 июля 1914 года — в день рождения преподобного Серафима Саровского. Вскоре в ходе боев на разных фронтах засвидетельствованы были явления помощи Божией русским воинам. Самое известное — явление Божией Матери в ночном небе в сентябре 1914 года на Северо-Западном фронте, когда наши войска под натиском немцев отступали из Восточной Пруссии. Сначала была маленькая заметка под названием «Чудо» в вечернем выпуске «Биржевых Ведомостей» от 25 сентября 1914 г. Дело о расследовании чудесного события, начатое 30 сентября в Синоде, прямо связано с этой заметкой. Вот её полный текст:
«Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш..Приводим из него выдержку буквально»:
«. После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло. ». После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».
Шла война, и расследование поначалу не спорилось. Ситуация разрядилась неожиданно, благодаря протоиерею Иоанну Стратоновичу, полковому священнику Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка.
В № 21 от 1 ноября 1914 года журнала «Вестник военного и морского духовенства» было опубликовано его письмо, с указанием точного времени, даты (1 сентября ст. ст.), места события и воинских частей, бывших при этом. Наши войска отступали к Неману, и ни о какой победе над немцами еще не шло и речи. Эта дата в дальнейшем как бы изгладилась. А чудо стало ассоциироваться с Августовской победой 20 сентября.
Больше всего очевидцев подробно опросил полковой священник, протоиерей Стефан Щербаковский, герой Русско-японской войны, награжденный офицерским орденом святого Георгия 4-й степени, благочинный 1-й Гвардейской (Кирасирской) кавалерийской дивизии Кавалергардского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка. Из собранных им и полковыми священниками Константином Богородицким и Иоанном Стратановичем свидетельств вырисовывается такой ход событий.
Обозы 2-го разряда нескольких воинских частей, отступавших под натиском германских войск из Восточной Пруссии, оказались позади наших войск и вблизи неприятеля. Эти обозы остановились на ночлег в 6 — 7 верстах от города Мариамполя в имении помещика немца. Непрерывно поступали тревожные сообщения.
Поручик Кирасирского Ея Величества полка Александр Николаевич Зернец, полковой казначей, свидетельствовал:
«Разнеслась тревожная весть, что мы совершенно отрезаны от наших войск. Настроение было в высшей степени подавленное. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами. Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы.
В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, которая стала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке.
Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, «от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)». Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: «Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла».
Вокруг глав Божией Матери и Богомладенца воины видели яркое сияние, излучавшееся сияющими звездами. Кирасир Иван Лакеев запомнил, что «Божия Матерь стоит во весь рост, в светлых блестящих ризах — как рисуют ангелов».
Часть воинов, наблюдавших явление Богородицы, свидетельствовали, что ниже пояса Ея фигура была скрыта облаками (пеленой), но обозначалась. По свидетельству Димитрия Серегина, «Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый».
Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) — крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10 — 15 минут.
Поручик Александр Зернец не сразу вышел и застал такую картину: «Наши солдаты, конносаперы и другие, без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо». По его рассказу: «Это явление Божией Матери подействовало на них, бывших до того в большом душевном смущении и испуге, так успокаивающе и так ободрило их надеждой на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизии (сводную), двигающуюся нам навстречу».
По рассказам очевидцев (казаков, солдат, офицеров и войсковых священников), в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под г. Августовом, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.
Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками и вновь радуют сердца прихожан и паломников.
Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения (рассказ был записан автором в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой, и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском):
«Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».
Сергей Самойленко, 52 года, из г. Котельниково, Волгоградской области, в письме передает рассказ бабушки:
«Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел, как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».
В «Донских епархиальных ведомостях» за 1914 год были помещены рассказы приехавшего с театра военных действий пастыря отца В.». Они перепечатывались позднее и другими журналами. Священник, в частности, вспоминал: «Еще недавно несколько рот солдат удостоверяли, что они ясно видели Божию Матерь и Николая Чудотворца, молящихся на воздухе.
Сестра милосердия одного из передовых отрядов рассказала мне следующий знаменательный случай: «Однажды под утро в наш лазарет приходит бледный и дрожащий солдатик.
— Что с тобой? Ты ранен?
— Нет.
— Болен?
— Нет.
— Что же произошло с тобой? Зачем ты сюда пришел? Странное и небывалое явление. Пришел в лазарет солдат не раненый, а совершенно здоровый.
— У вас не найдется ли местечка, чтобы мне отдохнуть?
— Да что случилось с тобой?
— А я был на передовых позициях. Наша рота попала под перекрестный огонь. Ну, а немец-то снарядов не жалеет. Пострелял я этак часика два-три, а товарищи один за другим так и отдают Богу душу. Потом смотрю кругом — и никого уж и нет. Из целой роты остался лишь я один. И такой ужас напал на меня. Думаю, вот придут немцы, захватят меня и будут издеваться надо мной — одна погибель… Как бы, думаю, спастись от них? Вижу, а сбоку-то от меня целая гора тел товарищей моих. Взял я да, недолго думая, и залез в эту гору, схоронился между мертвых товарищей своих… Пролежал я так до глубокой ночи, пока совсем темно не стало. Потом вылез и решил идти к своим. Только я хотел идти, как вижу свет. Смотрю, а по полю идет Сама Божия Матерь. Подходит Она к моим мертвым товарищам и каждому на голову надевает венец. Было совершенно темно, венцы-то эти светились…Я совершенно остолбенел и не мог двинуться с места. Потом Божия Матерь подошла ко мне и, указывая на север, сказала:
— Иди туда к своим. Не бойся. Смело иди по этому пути. Никто тебя не заденет…
Я пошел по указанному пути. Сражение ночью не смолкало. Кругом летали пули, но ни одна меня не задела. Никто меня не тронул, и вот я пришел сюда. Я не могу сейчас ничего сделать. Дайте мне отдохнуть…
Ну, конечно, накормили его и дали ему отдых».
Это обстоятельство было подмечено недавно и немцами. Одна из Августовских икон Божией Матери, хранящаяся в Государственном историческом музее в Москве, была представлена на выставке «Мировая война 1914—1918. События и воспоминания» в Берлине в 2004 году в Немецком историческом музее.
В каталоге выставки к иконе было дано пояснение: «Если верить легенде, в сентябре 1914 года русскому отряду в лесу под Августовом, который сейчас относится к Польше, явилась Богоматерь. Одна из газет 25 сентября приводит слова очевидца. » И далее цитируется заметка «Чудо». В конце пояснения к иконе написано: «В память о двух событиях, которые посчитали связанными друг с другом, была написана икона под названием «Августовская». Во время войны копии этой иконы разошлись по всей России, а одна из них оказалась в Историческом музее в Москве».
Для верующих ясно, что Божия Матерь явилась своевременно, когда русские войска отступали, и надо было укрепить их дух. Чудо предварило последующий успех войск под Августовом — такая мысль была в первой газетной заметке от 25 сентября, она и запечатлелась в сознании общества.
С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Одна из первых икон написана 12 ноября 1915 г.: внизу находилась надпись «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже — 52 имени казаков-свидетелей явления и дата: «1915 г. 12-го ноября».
Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. Таких святынь осталось около 50-ти в мире…
Рассказывает Ирина Евстигнеева, иконописец, художник редакции газеты «Благовест»:
«Эту икону я где-то видела раньше, очень давно. Икона запомнилась, но я не знала ее названия. И вот этим летом редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев увидел во сне этот образ. Он сразу узнал его, так как видел его несколько лет назад в строящемся Храме Христа Спасителя. Во сне он услышал слова: «Августовская победа», но не знал, к чему именно они относятся, к иконе ли, или к той непростой ситуации, которую в то время переживала редакция… Пришел на работу и спросил меня, не знаю ли я такую икону, на которой изображена Царица Небесная, явившаяся в ночном небе русским воинам. Я сказала, что знаю такую икону, но она очень редкая. Названия её не помню. Он спросил, а что могут означать слова «Августовская победа»? В ответ я только пожала плечами. Тогда он набрал эти слова на «поиске» в интернете и вскоре узнал, что это и есть название той иконы! Удивлению нашему не было предела. В этот же день мы решили, что раз было такое видение, обязательно нужно в редакции иметь эту икону. И, благословясь, я взялась за работу…
… Утром 1 августа у меня возникло желание взять с собой в храм на праздник Серафима Саровского написанную, но еще не освященную икону «Августовская». Это было столетие прославления Преподобного Серафима. Принесла икону в Петропавловскую церковь в Самаре, а там вдруг люди стали подходить и прикладываться к этой иконе. Монахини подходили, молились. Одна из монахинь меня оповещает: а ведь сегодня день начала Первой Мировой войны! Ведь та война началась в день памяти Преподобного Серафима… И как-то особенно на меня посмотрела. У меня мороз по коже прошел, я этого никак не ожидала. Это было просто чудо! Значит, не случайно эта икона была именно в этот день освящена у нас в редакции духовником «Благовеста» священником Сергием Гусельниковым… Вот мы и решили у нас в редакции считать днем памяти нашего образа — 1 августа…
Наверное, пришло время вспомнить об этой иконе. Не случайно Господь побудил разных людей одновременно обратиться к этому образу. Почему — это тайна. Может быть, Господь хочет нам даровать надежду на победу в битве за Россию. Эта икона — призыв к Победе. Но ведь Божия Матерь не Сама прогнала немцев, хотя и могла это сделать, а лишь указала путь русскому воинству и дала надежду на Победу. И победа была достигнута.
Видимо, и сейчас настал такой момент, когда мы должны совершить победу в духовной брани. Каждый Православный — воин Христов, воин с врагами внешними и внутренними. С врагами Отечества и Православия должен бороться каждый Христианин. Эта икона призвана укреплять наш дух. И не случайно была составлена молитва этой иконе, в которой есть слова, обращенные к Божией Матери с просьбой о даровании мужества в нелегкой борьбе. Эту икону уже просят люди. В храме меня просили написать ее копию… Все-таки это Победа! Думаю, что икона эта займет достойное место на божницах христиан. Ибо чудо было великое и сегодня эти чудеса продолжаются… Не случайно большая икона Божией Матери «Августовская Победа» находится в главном храме страны — в Храме Христа Спасителя».
Главное в этой иконе — Дух Победы. Но настоящая Победа возможна лишь на основе Веры, Надежды и Любви.
«Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», верным в бранях помогающая».
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Днесь притецем, вернии, к Царице Богоматери, осеняеми Пречистыя Девы Образом, на воздусе русским воином явленным и путь победы указавшим, с верою к Ней взывавшим: «О, Пресвятая Владычице Богородице, воинство христолюбивое укрепи, землю Русскую и люди ея заступи, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша»
КОНДАК, ГЛАС 4
Днесь, вернии людие, светло почтим Пречистыя Богоматере пречудное явление, подавшей воином в вере православной укрепление, от смерти, ран и всяких лютых свобождение, и к Тоя честному Образу, зовуще, припадем: «Радуйся, Богородице Дево Преблагословенная, землю Русскую от вражеского обстояния избавляющая!»
О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших.
Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык;
Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, — тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное.
Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой — Державу Российскую — до скончания века в мире, целостности и благоденствии.
Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть.
Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его.
Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, — и яко вовремя оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному,
тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших.
Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь