Авиахаб что это такое
FrequentFlyers.ru
Ликбез
Чем отличается базовый аэропорт от хаба
26/07/2021
.Многие путают два близких, но все-таки разных понятия: базовый аэропорт авиакомпании и хаб авиакомпании. Это совершенно не одно и то же, и сейчас мы расскажем, в чем между ними разница.
Базовый аэропорт, он же аэропорт базирования или просто база у некоторых ассоциируется с авиабазой, то есть, чем-то большим и масштабным: и у военных это действительно так. Однако в гражданской авиации достаточно держать в аэропорту всего один самолет и какое-то количество экипажей. Если маршрутная сеть авиакомпании построена таким образом, что один самолет выполняет рейсы из конкретного аэропорта и потом туда возвращается, там же проходит короткие формы техобслуживания, и туда же возвращаются экипажи, то вот вам и база. Причем вовсе не обязательно, что забазирован будет конкретный борт. Нет, сами самолеты могут меняться в зависимости от маршрутной сети, но количество возвращающихся к концу дня самолетов постоянное и главное, что экипажи возвращаются домой.
В постсоветской России часто авиакомпании и базовые аэропорты назывались одинаково. Аэропорт Пулково, 2005 г. Фото: Дмитрий Авдеев
Если же борт просто ночует в аэропорту, прилетев поздно вечером и улетев рано утром, а экипажи живут в гостинице, то такой аэропорт базовым не считается даже при продолжительной стоянке. Нет экипажей — нет базы.
Бывает даже так, что самолет в аэропорт выполняет разворотные рейсы, а экипажи есть: тогда это называется базой иностранных экипажей (foreign crew base). Они используются для дальнемагистральных рейсов, например, такие базы существовали до пандемии у Cathay Pacific (Гонконг) в Канаде.
Небольших баз с 1-2 самолетами особенно много у европейских лоукостеров вроде Ryanair или Wizz Air. Там большое количество местных экипажей решает еще и задачу языкового барьера: неважно, поляк вы, летящий из Польши, испанец из Испании или венгерец из Венгрии (или обратно) — с вами будут говорить на родном языке.
Хабовый аэропорт, он же узловой, он же хаб — это понятие, связанное не с базированием самолетов и не с экипажами, а с маршрутной сетью. Хабовая модель предполагает маршрутную сеть с топологией типа «звезда»: из одного хабового аэропорта выполняются рейсы в множество других; из одного в другой можно попасть только с пересадкой в узловом аэропорту. Такая модель долгое время доминировала в России, когда авиасообщение между регионами было замкнуто на Москву; сейчас усилиями правительства (точнее, его субсидиями) развивается прямое сообщение: в 2017 году минуя Москву летали лишь 23% пассажиров, в 2018 году В.Путин поставил задачу довести количество маршрутов в обход Москвы до 50% к 2024 г.
В маленьких странах хабовый аэропорт, как правило, один: например, Амстердам в Нидерландах или Хельсинки в Финляндии. В больших странах типа США, Канады и России у каждой крупной авиакомпании по несколько хабовых аэропортов. Например, у Air Canada хабы в Ванкувере, Калгари, Торонто и Монреале, «Аэрофлот» в этом году запустил хаб в Красноярске в дополнение к московскому и петербургскому (оттуда выполняются рейсы дочерней «России» под коммерческим управлением нацпера) и т.п.
Хабовый аэропорт обычно является и базовым для той же авиакомпании. Можно даже сказать «всегда является», потому что мы не знаем ни одного исключения из этого правила, кроме так называемых scissors hub с полетами по 5-ой свободе воздушного пространства, о чем мы напишем отдельную статью. В остальном любой хаб — это база, но не любая база — хаб. У многих авиакомпаний есть только базы, но нет хабов, потому что их маршрутная сеть строится условно по принципу «каждый с каждым», то есть, point-to-point, когда пары городов соединяются друг с другом напрямую.
Хаб (авиация)
Хаб авиакомпании (англ. airline hub ) — это аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров. Хаб является элементом так называемой звездообразной (веерной) сети маршрутов, в которой пассажиры, путешествуя между аэропортами, не связанными прямыми авиарейсами, могут достигнуть пункта назначения, совершив пересадку с одного рейса на другой. Часто хаб авиакомпании располагается в ее базовом аэропорте, или в аэропорту того же города, что и головной офис.
Авиакомпании могут использовать как один, так и несколько хабов. Хабы используются и в пассажирских, и в грузовых перевозках.
В сети маршрутов авиакомпаний могут формироваться узловые пункты — аэропорты, не являющиеся пересадочными пунктами, но из которых авиакомпания совершает несколько рейсов в разных направлениях. Крупные узловые пункты неофициально называют «вторичными хабами».
Во многих случаях хабом авиакомпании является крупнейший аэропорт страны (например, Дубай для авиакомпании Emirates Airline).
Список крупнейших авиакомпаний России и их хабов
Список крупнейших мировых авиакомпаний и их хабов
Коммерческие авиаперевозки | |
---|---|
Авиалинии | Список авиакомпаний • Список пассажирских авиалиний |
Организации | IATA • ICAO • ISTAT • SITA |
Авиационные альянсы | Oneworld • Star Alliance • SkyTeam |
Бронирование мест и оформление билетов | Глобальная дистрибьюторская система • Система бронирования авиабилетов • Сирена (сеть) • Авиабилет • Лоу-кост-авиакомпания • Код-шеринг • Эйрпасс • Электронный билет (воздушный транспорт) • Бонусные программы авиакомпаний • Open-jaw • Ночной полёт (авиация) • Кругосветный билет • Туристическая поисковая система • Турагент• Варшавская конвенция 1929 года |
Аэропорт | Хаб (авиация) • Аэропорт • ВИП-зал • Местный аэропорт • Международный аэропорт • Региональный аэропорт |
Багаж | Багажная бирка • Норма провоза багажа • Ручная кладь• Багажная лента • Выдача багажа • Розыск багажа |
Регистрация | Стойка регистрации • Посадочный талон • Список на подсадку • Предполётный досмотр • Посадка • Выход на посадку • Пассажирский трап |
Посадка | Место в самолёте • Первый класс • Бизнес-класс • Эконом-класс • Туристический класс |
На борту | Бортовое питание • Программа развлечений на борту • Торговля на борту • Бортовой туалет • Пакет для тех, у кого воздушная болезнь |
Экипаж | Deadheading • Стюард • Пилот |
Паспортный контроль | Карточка прибытия • Карточка убытия |
Безопасность | Управление воздушным движением • Инструкция по безопасности на борту • Авиационная безопасность • Администрация аэропорта • Полиция аэропорта • Ведомства воздушного транспорта • Бортовой самописец • Демонстрация безопасности в полёте • Аварийный выход на крыло |
Полезное
Смотреть что такое «Хаб (авиация)» в других словарях:
Черный ящик (авиация) — Бортовой самописец. Надпись гласит «Бортовой самописец. Не открывать» Бортовой самописец самолёта ТУ 22М3 Бортовой самописец или «чёрный ящик» устройство, в основном используемое в авиации для регистрации основных параметров полёта, внутренних… … Википедия
Чёрный ящик (авиация) — Бортовой самописец. Надпись гласит «Бортовой самописец. Не открывать» Бортовой самописец самолёта ТУ 22М3 Бортовой самописец или «чёрный ящик» устройство, в основном используемое в авиации для регистрации основных параметров полёта, внутренних… … Википедия
Узловой аэропорт — Пример звездообразной (веерной) сети маршрутов. Узловой аэропорт[1] (иногда используется название Хаб (англ. … Википедия
Бюджетная авиакомпания — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Лётчик — У этого термина существуют и другие значения, см. Пилот (значения). Лётчик человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор. Содержание 1 Общая информация 2 … Википедия
Международная организация гражданской авиации — Запрос «ИКАО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная организация гражданской авиации International Civil Aviation Organization … Википедия
Управление воздушным движением — Авиадиспетчеры за работой Управлен … Википедия
Электронный билет (воздушный транспорт) — Пример электронного билета Эта статья посвящена технологии электронного билета, которая применяется в гражданской авиации в мире и в России. Информацию о применении аналогичных технологий в других отраслях сферы услуг следует искать и размещать в … Википедия
Бортовой самописец — Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП 12 96 Бортовой самописец, или бортовой регистратор устройство, в основном … Википедия
Список авиакомпаний — Содержание 1 Австралия и Океания 2 Азия 3 Африка … Википедия
АВИАХАБ (AIRLINE HAB)
При поиске и бронировании авиабилетов мы часто встречаем значение хаб-аэропорт (airline hub), которое многим путешественникам не совсем понятно полностью. А между тем, значение узлового аэропорта в перелётах существенно как на дальних международных рейсах, так и на внутренних. В нашей статье мы расскажем подробно какие бывают хабы по типу, основные особенности и отличия их от обычных аэропортов.
Что такое хаб аэропорт?
Это узловой аэропорт, являющийся базой одной или нескольких авиакомпаний объединённых в альянс для пересадки пассажиров на стыковочные рейсы. Это позволяет связать вместе разные точки маршрута в хабе если между аэропортами нет прямого сообщения.
Это создает эффект большего масштаба, который позволяет авиакомпании обслуживать (через промежуточное соединение) пары городов, которые в противном случае не могли бы обслуживаться экономически на постоянной основе.
Эта система отличается от модели «точка-точка», в которой нет хабов, и вместо этого предлагаются беспосадочные перелеты между городами на прямую.
Как правило в узловых аэропортах, авиакомпании концентрирует основную часть своей управленческой деятельности и обеспечивает техническое обслуживание своих самолетов. И конечно хаб используется как аэропорт основного пункта назначения для своих рейсов и основой логистики.
Основных аэропортов авиакомпаний может быть несколько. Это часто аэропорты, в которых были созданы компании, которые объединились в текущий альянс. Например, Air France — KLM по-прежнему поддерживает два основных центра в Париже и Амстердаме.
Некоторые из наиболее важных центров для крупнейших авиакомпаний мира известны как «закреплённый» узел; в таких аэропортах, как правило, доминирует одна авиакомпания, которая может отвечать за более 70% воздушного движения в определённом хабе.
В Европе примерами таких аэропортов являются аэропорт Схипхол для KLM, аэропорт Хитроу для British Airways, аэропорт Шарля де Голля для Air France, международный Франкфуртский для Lufthansa или Мадрид-Барахас для Iberia.
Типы аэропортов-хабов
Основными закреплёнными за флагманскими авиакомпаниями часто являются главные международные столичные аэропорты, например, Хитроу для British Airways или Пирсон в Торонто для Air Canada.
Исходя из выше написанного можно дать чёткое определение термину узлового аэропорта-это центральная точка пересадки пассажиров для дальнейшего следования, в которой пересекаются не связанные между собой маршруты.
Ещё статьи на эту тему:
[su_divider top = «no» style = «dashed» size = «1» margin = «10»]
[su_divider top = «no» style = «dashed» size = «1» margin = «10»]
[su_divider top = «no» style = «dashed» size = «1» margin = «10»]
Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали документ, который позволит аэропорту Кольцово стать авиахабом
Авиакомпании Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали соглашение о код-шеринге. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» (в холдинг входит екатеринбургский аэропорт Кольцово) Евгений Чудновский, передает корреспондент 66.RU.
Суть код-шерина в том, что авиакомпании могут продавать единый перелет из нескольких сегментов. Например, на рейс Иркутск — Саратов через Екатеринбург. В этом случае из Иркутска в Екатеринбург летает «Уральские авиалинии» и из Екатеринбурга в Саратов Red Wings. При этом одна из авиакомпаний непосредственно выполняет рейс, а другая является партнером на направлении с правом продажи билетов под собственным кодом.
По словам Чудновского, «взаимодействие между перевозчиками налажено». При этом пока код-шеринг работает в одностороннем порядке. То есть «Уральские авиалинии» могут продавать билеты на сегмент Red Wings, а Red Wings на «Уральские авиалинии» — нет. Представители отрасли отмечают, что даже такое решение стало важным шагом для развития аэропорта и перевозок.
Кольцово превращают в международный авиахаб, но это непросто. Три препятствия
Осенью прошлого года глава авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев анонсировал планы по созданию в Кольцово транзитного хаба — аналога и конкурента Толмачево в Новосибирске, который успешно развивает S7 Airlines. Тогда говорилось, что Red Wings с использованием регионального самолета SSJ 100 сможет подвозить из регионов пассажиров для магистральных и международных направлений «Уральских авиалиний» и наоборот — российские и международные пассажиры получат дополнительную возможность добраться до регионов не через Москву, а через Екатеринбург.
В начале 2021 года стало известно, что холдинг «Аэропорты регионов» заинтересован в развитии хаба в Екатеринбурге за счет синергии двух авиакомпаний. Для этого нужно получить согласие от Минтранса и Росавиации по применению код-шеринговых соглашений на субсидируемых маршрутах, получить федеральное и региональное софинансирование, подготовить экипажи, открыть новые направления.
«Аэрофлот» открыл международный авиахаб в Красноярске
Компания «Аэрофлот» открыла на базе аэропорта Красноярска новый международный авиахаб, сообщил гендиректор авиакомпании Михаил Полубояринов, передает ТАСС.
«Сегодня знаковый день для нашей компании и для региона. Мы открываем второй международный хаб после Шереметьево», — сказал он на церемонии открытия. По его словам, одним из главных международных направлений хаба станут республики СНГ и Китай, полеты в который из Красноярска планируют открыть к 2022 году.
Полубояринов отметил, что на первом этапе авиакомпания начнет выполнять полеты из Красноярска в Сочи, Симферополь, Краснодар, Иркутск и Благовещенск. Гендиректор «Аэрофлота» также уточнил, что первоначально в Красноярске будут базироваться три самолета Boeing 737, а затем будут размещаться до пяти Superjet 100.
Губернатор края Александр Усс добавил, что в аэропорту открыли новую магистральную рулежную дорожку, которая увеличивает количество взлетов-посадок более чем в два раза.
«Аэрофлот» и международный аэропорт Красноярск подписали соглашение о создании хаба в конце марта 2019 года, однако из-за пандемии коронавируса официальный запуск полетов перенесли на год.
Красноярск стал для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом после столичного Шереметьево. Планировалось, что к 2023 году годовой пассажиропоток авиакомпании в Красноярске сможет достичь 1 млн человек.