В чем заключается сущность методологии психолого педагогических исследований

Методология психолого-педагогического исследования: понятие, задачи, аспекты, функции, уровни.

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла.

Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний,

Заметно усилились связи между самими науками и научными направлениями. Так, все более условными становятся границы между педагогической теорией и общепсихологической концепцией личности;

Учитывая тот факт, что психология и педагогика все больше впитывают в себя достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, постоянно обогащая и расширяя свой предмет.

Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика, стали более разнообразны по методам исследования, вырисовываются новые грани в предмете их исследования.

В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований.

В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики.

В-пятых, человек является решающей силой в профессиональной деятельности. Данное положение как бы вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в развитии общества по мере социального прогресса. Правильно решить эти и другие сложные вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей.

Теперь необходимо уточнить что следует понимать под методологией, какова её сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.

Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода”. В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова – это учение о методах научного исследования.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности.

– во-первых, она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность

– во-вторых, направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель

– в-третьих, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении

– в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педагогики

– в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке

– в шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания

Эти признаки понятия “методология”, определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

– во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

– во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития.

– в-третьих, рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т. д.

– в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

– в пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности;

– и, наконец, в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:

– общая характеристика методологии науки, ее уровней;

– методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;

– объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

– научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

– определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;

– типология педагогических исследований;

– характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

– логика педагогического исследования и т. д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 3068 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Методология и методы психолого-педагогических исследований

Любая деятельность человека, связанная с научным и практическим познанием действительности, подвержена воздействию большого количества факторов, от которых зависит конечный результат такого познания. Методология научного исследования является одним из важнейших факторов, от которых зависит процесс и результат исследования проблемы.

Психология и педагогика является особой наукой, которая имеет свои методы и приемы, используемые для этой науки. В данном случае научный метод является целенаправленным подходом, особым путем, при помощи которого может достигаться поставленная цель исследования. Методология представляет собой комплекс разнообразных подходов познания и практических действий, которые направлены на получение научных знаний. Также в психологии и педагогике научная методология понимается как система подходов и инструментов, которые отвечают предмету и задачам данной науки и процессу познания в ней.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что важно понимать, какое значение имеет методология научного исследования для развития науки психологии и педагогики, чтобы оптимально использовать их в практической деятельности для достижения высоких результатов.

Целью данного исследования является выявление сущности и значения методологии научного познания для развития психологии и педагогики.

В рамках указанной цели можно выделить несколько задач:

— изучение понятия и сущности методологии научного познания;

— рассмотрение особенностей методологии научного познания в психологии и педагогике;

— выявление значения методологии научного познания для развития науки психологии и педагогики.

Сущность и значение методологии научного исследования для развития психологии и педагогики

Изучение различных явлений в такой науке, как психология и педагогика, позволяет выявлять и рассматривать различные законы развития этой науки, рассмотреть основные особенности и отличительные черты того или иного явления, взаимосвязей между явлениями. В этой связи психология и педагогика различные методы научного познания применяет в тесной взаимосвязи с современными условиями жизни общества и их развития. Все явления в психологии и педагогике изучаются в их развитии и взаимосвязи. Кроме того, важно выявлять противоречия и пути разрешения различных проблем в психологии и педагогике.

Далеко не каждый метод научного познания может оказаться эффективным и применимым в каждом конкретном случае. Выбор методологии исследования в психологии и педагогике зависит от многих факторов, например:

— особенностей исследуемого вопроса;

— объема исследуемой проблемы;

— возможности использования того или иного метода в конкретных условиях научного познания;

— сочетаемость различных количественных и качественных методов исследования в психологии и педагогике.

Методология научного познания применяется, как правило, не обособленно, а в сочетании и взаимодействии с иными количественными и качественными методами. Это означает, что итоговый результат научного познания в большинстве случаев определяется тем, насколько оптимально и эффективно используются на практике возможности каждого из применяемых методов познания и всех этих методов в сочетании. Каждый элемент метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое. Именно поэтому важно, чтобы методы использовались в правильном сочетании. Каждый из методов должен быть рассмотрен отдельно и в сочетании с другими методам – только в этом случае может быть достигнут максимальных результат. Особое значение имеет способность освоения противоположных методологических подходов и их правильное сочетание.

Важно при выборе методологии научного исследования учитывать конкретные условия, в которых будет применяться тот или иной метод. Дело в том, что в зависимости от сочетания различных факторов, тот или иной метод может давать различные результаты. В некоторых ситуациях определенные методы вообще неприменимы, либо их применение не оптимально и неэффективно. Именно поэтому для выбора методологии исследования важно правильно оценить условия и особенности применения данных методов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в современных условиях развития психологии и педагогики роль методологии научного познания имеет огромное значение для ее совершенствования и получения высоких результатов научных исследований. Возрастающий интерес к развитию различных методов научного познания определяется несколькими причинами:

Во-первых, в современной психологии и педагогике наметилась тенденция интеграции знаний из различных наук, а также комплексному анализу различных явлений реальности, представляющей предмет изучения психологии и педагогики. Например, в этой науке сейчас широко применяются различные приемы кибернетики, математики, теории вероятностей и других технических наук, которые ранее не применялись в таких исследованиях. Заметно увеличилась взаимосвязь между различными науками и методами научного познания, границы становятся условными, при этом психология и педагогика играет ведущую роль в объединении наук. Методология, таким образом, играет определяющую роль в исследованиях психологии и педагогики, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.

Во-вторых, сама по себе наука психология и педагогика значительно усложнилась, расширился предмет исследования, а это требует усложнения и развития методологии научного познания. Именно поэтому важно, чтобы методология исследования психологии и педагогики позволяла, с одной стороны, полноценно изучать предмет исследования науки, а с другой стороны, полноценно изучать большое количество эмпирических фактов, решать фундаментальные задачи и проблемы психологии и педагогики.

В третьих, психология и педагогика в связи с особенностями этой науки позволяет использовать достижения различных наук, математические методы исследования в социальных науках. Однако в данном случае важно, чтобы сочетание количественных и качественных методов исследования было оптимальным. В противном случае количественные методы исследования могут быть использованы в ущерб качественному исследованию.

Таким образом, методология научного познания обязательно должна применяться с учетом комплексного подхода. Различные методы исследования должны дополнить друг друга, приводить к улучшению результатов научного познания. В случае оптимального использования методологии исследования наука психология и педагогика будет развиваться хорошими темпами, используя достижения различных наук и создавая важнейшие практические результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2011.-623с.

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.- 208с.

Психология и педагогика: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2012.-256с.

Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-423с.

1 Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. С. 65

2 Психология и педагогика: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2012. С. 122

Источник

Методологические основы психолого-педагогического исследования

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли.

Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т.е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами.

В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

В настоящее время роль методологии в определении перспектив раз­вития педагогической науки существенно возросла. С чем это связано?

1.Тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реаль­ностиВ общественных науках широко при­меняются данные кибернетики, математики, теории вероятностей и других наук, ранее не претендовавших на выполнение методологических функций в конкретном социальном исследовании
Усилились связи между са­мими науками и научными направлениямиВсе более условными становятся границы между педагогической теорией и общепсихологической кон­цепцией личности; между экономическим анализом социальных проблем и психолого-педагогическим исследованием личности; между педагогикой и генетикой, педагогикой и физиологией и т.д.
Объект исследования – человек
2.Усложнение самих наук (психология и педагогика), разно­образие по методам исследования, вырисовывание новых граней в предмете их исследованияВажно, с одной стороны, не потерять предмет исследования – собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой – не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкрет­ные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики
3.Очевидный разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педа­гогических исследованийПсихологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблема­ми, которые выходят за рамки конкретного исследования, т.е. методологическими, еще не ре­шенными современной философией
4.Психология и педагогика как своеобразный по­лигон применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математикиНеиз­бежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу (в зарубежных психологии и педаго­гике математическая статистика является чуть ли не панацеей от всех бед)
5.Человек является решающей силой в профессиональной дея­тельностивытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в развитии общества по мере социального прогресса

Теперь необходимо уточнить что следует понимать под методологией, какова её сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.

Термин “методология” греческого происхождения означает “учение о методе” или “теория метода”.

В современной науке методология понимает­ся в узком и широком смысле слова.

В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практичес­ких задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.

Методология в узком смысле этого слова – это учение о методах научного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

В.В. Краевский в работе “Методология педагогического исследования” [1] [1] приводит шуточную притчу о сороконожке, которая однажды задумалась над тем, в каком порядке она при ходьбе передвигает свои ножки. И как только она задумалась над этим – закрутилась на месте, и движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы.

Первым методологом, таким “методологическим Адамом”, был человек, который в разгаре своей деятельности остановился и спросил себя: “А что же это такое я делаю?!” К сожалению, самоанализ, размышления о собственной деятельности, индивидуальная рефлексия становится в этом случае уже недостаточной.

Наш “Адам” все чаще попадает в положение сороконожки из притчи, поскольку осмысление собственной деятельности только с позиций собственного опыта оказывается непродуктивным для деятельности в других ситуациях.

Такое обобщенное представление о деятельности, взятой в ее социопрактическом, а не психологическом срезе, и есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики, т.е. методология в первом, самом широком смысле этого слова.

Однако с развитием науки, становлением ее как реальной производительной силы, проясняется характер соотношения между научной деятельностью и деятельностью практической, которая все в большей степени основывается на выводах науки. Это находит отражение в представлении методологии как учения о методе научного познания, направленного на преобразование мира.

Нельзя не учитывать того обстоятельства, что с развитием общественных наук появляются частные теории деятельности (теория педагогическая, включающая в себя ряд частных теорий воспитания, обучения, развития, управления системой образования и т.д.). По-видимому, подобные соображения и привели к еще более узкому пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Что же представляет собой методология педагогики? Остановимся на этом более подробно.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории.

Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть полной.

Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

1) она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);

2) направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);

3) обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

4) помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);

5) обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);

6) создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).

Эти признаки понятия “методология”, определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

1) определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

2) изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития (воспитание – развивающееся явление, обусловленное развитием общества, школы, семьи и возрастного становления психики ребенка; ребенок – развивающаяся система, способная к самопознанию и саморазвитию, изменяющая себя в соответствии с внешними воздействиями и внутренними потребностями или способностями; а педагог – постоянно совершенствующийся специалист, изменяющий свою деятельность в соответствии с поставленными целями и т. д.);

3) рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т.д. (педагогика – наука, объединяющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальных педагогических систем);

4) ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);

5) выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности;

6) разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма.

Из сказанного уже ясно, что наиболее широкое (философское) определение методологии нам не подходит. В лекции будем вести речь о педагогическом исследовании, и с этой точки зрения, рассматривать методологию в узком смысле, как методологию научного познания в указанной предметной области.

При этом более широкие определения нам не следует опускать из поля зрения, поскольку сегодня нужна такая методология, которая ориентировала бы педагогическое исследование на практику, на ее изучение и преобразование. Однако делать это нужно содержательно, на основе глубокого анализа состояния педагогической науки и практики, а также основных положений методологии науки. Простое “наложение” тех или иных определений на область педагогики не может дать необходимых результатов. Так, например, возникает вопрос: если принципы и способы организации практической педагогической деятельности изучает методология, что же остается на долю самой педагогики? Ответить на это можно только признанием очевидного факта – изучением практической деятельности в области образования (практики обучения и воспитания), если рассматривать эту деятельность с позиций конкретной науки, занимается не методология, а сама педагогика.

В этом определении В.В. Краевский, наряду с системой знаний о структуре педагогической теории, принципах и способах добывания знаний, выделяет систему деятельности исследователя по их получению. Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

В настоящее время особенно остро стоит далеко не новая проблема повышения качества педагогических исследований. Усиливается направленность методологии на помощь педагогу-исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы.

Таким образом, методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательского труда.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности.

При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики:

1) дескриптивной,т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта,

2) прескриптивной –нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии педагогики на две группы – теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:

– общая характеристика методологии науки, ее уровней;

– методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;

– объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:

– научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

– определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;

– типология педагогических исследований;

– характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

– логика педагогического исследования и т. д.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня:философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функ­ции выполняет вся система философского знания.

Второй уро­вень – общенаучная методоло­гия – представляет собой тео­ретические концепции, приме­няемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-на­учная методология, т.е. совокупность методов, принципов иссле­дования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системно­го подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень – технологическая методология – составля­ют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя миро­воззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Дата добавления: 2015-12-01 ; просмотров: 1925 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *