Авиационная фанера что это
Авиационная фанера
Авиационная фанера — особый вид высокопрочной ФСФ с отличной гибкостью и небольшой плотностью. То есть при малом удельном весе листы имеют безупречную надежность, о чем свидетельствует само название. Рассчитаны на ответственные сферы производства — машино-, вагоно- и самолетостроение.
Описание и характеристики
Основой для производства материала служит березовый шпон, соединенный в три и более слоев. Средняя толщина готовых изделий может колебаться от 3 мм до 16 мм. Минимально тонкий лист достигает 1 мм.
Склеенные таким образом древесные лущенные волокна обладают небольшой плотностью на фоне великолепной сгибаемости и высокой сопротивляемости механическому воздействию. Это дает право использовать листы в авиамоделировании, машиностроении и в производстве музинструментов.
Авиационная фанера крупным планом
В некоторых случаях фанеру данного типа также называют дельта-древесиной, поскольку она бывает основана на березовом шпоне с добавлением специального пластика. Перед проклейкой слоев бакелитовым составом их обрабатывают фенолформальдегидным веществом при температуре 270º и уровне давления 6 ампер.
Виды и маркировка
Эта продукция сертифицируется согласно ГОСТу 226-41. Подразделяется на сорта А и В (первый и второй) в зависимости от типа бакелитовых основ, которыми склеивается:
Изнутри листы пропитываются специальной смолой, а с внешней стороны защищаются пленкой. Кроме того, существует марка БПС-1В, включающая две прослойки шпона. Ее предельная толщина — 10 мм. Следующий подвид — БС-1. Он представляет собой авиационную фанеру, соединенную смоляным составом СФЖ 3011. Способен выдерживать высокие нагрузки в пределах 50-95 МПа.
Также имеется еще один тип маркировки — исходя из наличия либо отсутствия обработки поверхностей:
Размеры
Крупногабаритных листов подобного материала, как правило, не встречается. Самыми типичными являются следующие стандарты:
Такой подход не случаен: за счет небольшой величины намного упрощается обработка, раскрой и резка авиационной фанеры. Листы с маркировкой БП (А/В) достигают в толщину 1-3 мм, БС — до 12 мм, а БПС бывает 2-6 мм.
Особенности производства
В ходе изготовления авиационной фанеры особое внимание уделяется направлению волокон. Они должны идти перпендикулярно (относительно друг друга). То есть каждая очередная прослойка укладывается структурной решеткой, пересекаясь с последующим шпоном под углом в 90º. Благодаря этой технологии финишные изделия получают максимально возможную прочность, сравнимую с низколегированной сталью.
Согласно ГОСТу 3916.1-96, который служит ориентиром при изготовлении данного материала, один готовый лист должен включать нечетное количество шпоновых слоев. Дело в том, что первый считается серединным, а остальные подклеиваются к нему с двух противоположных сторон — справа и слева.
Сферы применения
Эта разновидность конструкционной фанеры отличается широким спектром использования. Она востребована в производстве судов, автомобилей, вагонов, вертолетов, самолетов.
Авиационная фанера в самолетостроении
Также применяется в архитектурных разработках, космической промышленности, проектировании, моделировании, дизайне интерьеров. Позволяет получать уникальные решения благодаря повышенной сгибаемости и прочности. Из нее производят и многие музыкальные инструменты.
Что такое авиационная фанера и где ее используют
Фанера охватила все сферы строительства, включая производство водного, наземного и воздушного транспорта. Но средства передвижения эксплуатируются в различных условиях. Поэтому для них применяются разные виды материалов. Так, для сооружения авиаконструкций используется авиационная фанера.
Разновидности и назначение авиационной фанеры
Фанера, используемая в самолетостроении, изготавливается из березового шпона I и II сортов, склеенного бакелитовой пленкой и/или жидкой фенолформальдегидной смолой. В зависимости от того, что было использовано для склеивания тонких пластов древесины, выделяют 4 вида фанеры:
Листы БП-А применяются для сооружения внутреннего оборудования самолетов, вертолетов и прочей воздушной технике. Марка БП-В используется в облицовочно-декоративных целях. Фанера типа БС-1 и БПС-1В обладают повышенной водостойкостью. БС-1 подходит для наружных конструкций, а БПС-1В — внутренних.
Свойства и область применения
Авиационная фанера очень легкая, прочная, но в то же время гибкая. Эти качества значительно расширили сферу ее применения, которая не ограничивается одним только самолетостроением. Материал также пригоден для производства:
Авиационная фанера является разновидностью бакелитовой фанеры, которую можно купить у нас. Мы гарантируем быструю доставку материала по Москве и области и организуем оптовые отправки в любую точку страны или за границу. Позвоните нам или закажите звонок на ваш телефон, чтобы узнать о нашей продукции больше.
Авиационная фанера: производство, маркировка и применение
Данный материал изготавливается из берёзового шпона высокого качества, имеет три или более (нечётное количество) клееных слоя и при малой плотности обладает большой гибкостью и прочностью. Так, авиационная фанера 3 мм – 16 мм или более, это уже доска – может применяться не только в авиамоделировании, но и при изготовлении музыкальных инструментов, хотя самая тонкая может иметь 1 мм.
Ниже мы поговорим по поводу гарантированных свойств конструкционного материала, его марок и областей применения, а также посмотрим демонстрацию видео в этой статье.
Авиафанера хорошо гнётся
Как делают и где используют
Такую продукцию можно встретить под названием дельта-древесины, что, в сущности, аналогично авиационной фанере, так как изготавливается из того же пластифицированного берёзового шпона. Перед склеиванием слоёв бакелитовым клеем их пропитывают фенолформальдегидной смолой при температуре 270⁰C под давлением 6 атмосфер. Производство такого древесного конструкционного материала производится в согласии с ГОСТ 226-41, по сортам Аи Б.
Производство и маркировка
Рекомендация. Низкие, нешлифованные сорта фанеры с успехом можно использовать для сооружения арок, ниш и перегородок, которые дополнительно отделываются облицовочными материалами.
Применение
Совет. Если вы самостоятельно занимаетесь домашним ремонтом своими руками, не имея при этом профессиональных навыков, то можно использовать тонкую фанеру, например, для арок.
Хотя её цена выше, зато вы легко придадите ей любую форму, в отличие от гипсокартона, который гнётся только с применением особых технологий.
Заключение
Любая авиационная фанера — 1 мм или толще, всегда может пригодиться на бытовом уровне для ремонта и дизайнерского оформления квартиры. Кроме того, домашние умельцы могут использовать её для изготовления мебели в стиле китч, арт-декор или модерн, разнообразя тем самым свои жилищные условия.
Авиационная фанера: особенности материала, свойства, размеры, область применения, виды, технология изготовления и тип обработки
В настоящее время на рынке существует фанера разных марок, которая различается характеристиками и стоимостью. Наиболее ценной считается авиационная, так как обладает наилучшими качествами, собственно, ей и посвящена данная статья. Итак, авиационная фанера – что это такое и где она применяется?
Далее мы попытаемся ответить на этот вопрос и ознакомимся со всеми особенностями данного материала, а также рассмотрим области его применения.
Фанера, называемая авиационной
Особенности материала
Что такое фанера авиационная
Это не что иное, как бакелизированная фанера (ФБС). Авиационной ее называют по той причине, что в первой половине 20-го века эту марку использовали в авиастроении. Соответственно, несложно догадаться, что данный материал обладает высокой прочностью и устойчивостью к атмосферным воздействиям.
Как правило, бакелитовые фанерные листы изготавливаются из березовых листов шпона. Сырье предварительно тщательно отбирается, в результате чего в продаже нет низких сортов этой марки, в отличие от обычной фанеры, к примеру ФК.
В качестве связующего компонента при ее изготовлении используются бакелитовые спирторастворимые смолы. Причем в отличие от обычной фанеры, при изготовлении ФБС панелей листы деревянного шпона не обмазываются клеем, а полностью пропитываются смолой при температуре 270 градусов.
После этого слои шпона склеиваются под прессом давлением в 6 атмосфер. В результате плотность у этого материала несколько выше, чем у других марок.
В остальном же соблюдается стандартная инструкция по производству фанерных плит – пакет состоит из нечетных листов шпона, при этом волокна всех листов располагаются под углом 90 градусов друг к другу. В результате образуется решетка из волокон, что увеличивает прочность материала и предотвращает его деформацию.
Следует отметить, что наиболее крупным производителем этой марки является финская компания Mahogany Oy. Поэтому данную фанеру в народе еще называют финской.
Фанерные листы финского производителя
Свойства
Благодаря вышеописанной технологии изготовления, рассматриваемый материал обладает следующими свойствами:
Из недостатков можно выделить лишь следующие моменты:
Фанерный лист толщиной 2 мм
Размеры
В продаже можно встретить листы ФБС следующих размеров:
Параметры | Значение |
Толщина | 0,2 – 3 см |
Ширина | 125-155 см |
Длина | 150-770 см |
Обратите внимание!
Тонкие листы (толщиной в несколько миллиметров) в нашей стране не делают.
Поэтому такой материал импортируют из Финляндии.
Его особенностью является чрезвычайная гибкость – лист можно согнуть под углом 180 градусов.
Надо сказать, что при необходимости можно заказать у производителей плиты и других размеров. Однако, их стоимость в таком случае будет значительно выше.
На фото – модель самолета из фанеры
Область применения
Как уже было сказано выше, использовать плиты ФБС в строительстве нецелесообразно, по причине их высокой стоимости. Исключением являются те случаи, когда требуется гибкий материал для реализации нестандартных дизайнерских решений.
Чаще же всего фанеру авиационную используют в следующих отраслях промышленности:
Совет!
Если требуется просто влагостойкая фанера, к примеру, в строительных целях, можно воспользоваться маркой ФСФ, которая стоит значительно дешевле.
Также данный материал можно использовать для самостоятельного изготовления лодок и других плавательных средств.
Рассматриваемый тип фанерных плит различается по следующим признакам:
Ниже подробней ознакомимся со всеми их видами.
Технология изготовления
В зависимости от способа обработки шпона клеящим составам плиты ФБС делятся на следующие виды:
Прочность и гибкость являются одной из особенностью данного материала
При выборе следует ориентироваться на область применения материала. Если он будет использоваться не в слишком экстремальных условиях, можно отдать предпочтение более дешевым листам с маркировкой ФБС 1.
Тип обработки
В зависимости от типа обработки плиты ФБС бывают нескольких видов:
Выбор в данном случае также зависит от потребностей и области применения листов.
Вывод
Авиационная фанера обладает наиболее высокими характеристиками среди прочих марок фанерных листов. Единственным ее недостатком, который ограничивает применение, является высокая стоимость. Поэтому применение этого материала целесообразно лишь там, где действительно требуются его качества.
Видео в этой статье содержит дополнительную полезную информацию по озвученной теме. Если у вас возникли вопросы относительно данной фанеры, вы можете задать их в комментариях, и мы с радостью на них ответим.
Авиационная фанера
Применение фанерных изделий общего назначения
Фанеры общего назначения находят свое применение мебельной индустрии, в строительстве – в качестве отделочного материала и как конструкционные или вспомогательные изделия. Сортность изделий не сказывается на их прочности. Для отделочных работ в качестве лицевых панелей используют листы сорта Е или 1: идеальный рисунок делает эти изделия пригодными для облицовки стен «под дерево»; при помощи морилок и лаков можно поверхности высококачественного шпона придать видимость ценных сортов древесины.
Фанера 3 мм 2/2 – это наиболее тонкий материал, предлагаемый промышленностью; является одним из самых распространенных. Обладает высокой эластичностью, малым весом и достаточными декоративными свойствами. Из листов изготавливают подложки для декоративных сэндвич-панелей – напольных и стеновых покрытий. В мебельном производстве трехмиллиметровые листы используют в качестве тыльных панелей, корпусов вдвижных ящичков, клеевых оснований. Часто эта фанера используется для изготовления тарных изделий – посылочных ящиков, чемоданов, саквояжей.
Тонкая, прочная или финская
Отдельным ГОСТом – 102-75 предусмотрена особая категория фанеры – авиационная, в народе – финская. Для изготовления этого материала допускается использовать только тот березовый шпон, который способен выдерживать усилие на растяжение вдоль волокон – 950 кгс/см2. Механические характеристики авиационной фанеры превосходят аналогичные параметры клееных плит общего назначения в 1,5–2 раза: если предел прочности при растяжении для обычной фанеры составляет 30–40 мПа, то для авиационной (в зависимости от сорта) – 49–95.
Удельная прочность тонкой фанеры растет с уменьшением ее толщины. Минимальное сечение листа отечественной фанеры марок БП-А, БП-В составляет 1 мм. Материал состоит из трех слоев березового шпона, расположенных друг к другу под прямым углом и проклеенных бакелитовой пленкой марки А или В. Согласно ГОСТу шаг размеров сечений до 3 мм составляет 0,5 мм.
Кроме отечественной тонкой фанеры, на рынке представлены экспортные виды продукции из Финляндии. Шаг сечений финских изделий отличается:
Фанера 1,2 мм может быть изготовлена по отдельному заказу отечественным производителем. В этом случае трудность представляет разработка отдельной сметы.
Особой прочностью и легкостью отличается марка БПС-1В. Фанера толщина 2 мм которой обеспечивается 5-тью слоями шпона, причем шпоновая серединка выполнена из трех взаимно перпендикулярных листов, а внешние поверхности с обеих сторон облицованы парой листов шпона, волокна которых направлены параллельно друг другу. Сортность тонкой фанеры определяет ее прочность. ГОСТом предусмотрены два сорта изделий, причем пятислойные листы БПС-1В могут быть только первого сорта.
На протяжении первой половины прошлого столетия листами 2 мм обшивали фюзеляжи самолетов. Универсальность этого материала обусловлена сочетанием высокой прочности и минимальной плотности. Кроме сферы авиастроения фанера 2 мм нашла применение в приборостроении, яхтостроении, изготовлении струнных и щипковых музыкальных инструментов, моделизме и прикладном искусстве. Для поделок и сувениров наиболее часто употребляют листы толщиной 1,2 мм – 2,5 мм. Причем, если материал толщиной 1,2 мм считается дефицитом, пятислойная фанера толщиной 2,5 мм от национального изготовителя представлена широко.
Фанера БС-1 изготавливается из нечетного числа слоев березового шпона, клееного, фенолоформальдегидной смолой горячего отверждения СФЖ-3011. Минимальное сечение этого трехслойного материала – 3 мм.Популярны фанерные изделия из листов с комбинированными соединениями.
Из специальных видов фанеры можно выделить ламинированную, металлизированную, бакелизированную и фасонную. Современная промышленность каждые десять лет выпускает новые виды изделий, с учетом последних достижений науки.
Технические характеристики фанеры
Прочность и плотность фанеры
Прочность фанеры зависит от характеристик исходной древесины и прочности склеивания. На прочность косвенно указывает плотность материала. Как правило, плотность фанеры колеблется в пределах 550—750 кг/м3, то есть, примерно соответствует плотности древесины или несколько превышает ее из-за более высокой плотности смолы, которой скрепляется шпон.
В ГОСТ для обычной фанеры предусмотрены разные уровни плотности – от 300 до 1000 кг. Низкий удельный вес возможен при использовании легкой древесины и «рыхлого» шпона. Утяжеление происходит из-за применения более плотных смол и других особенностей изготовления конкретного вида материала. Например бакелизированная фанера может иметь плотность до 1200 кг/м3. Она же отличается наибольшей прочностью.
Главные, наиболее важные показатели прочности фанеры – это предел прочности при изгибе, прочность удержания крепежа. Прочность фанеры марок ФСФ и ФК на изгиб примерно в 3—4 раза ниже, чем у цельной древесины. Марки ФБС и ФБВ по прочности превосходят исходную древесину. Сопротивление шурупов выдергиванию довольно высоко за счет выраженной слоистой структуры (при установке в пласть) и достигает 6—8 кг на каждый миллиметр длины крепежа.
Экологичность
Экологические свойства фанеры характеризуются ее классом эмиссии. Самая лучшая в этом отношении марка – ФБА. В ней совсем нет синтетических материалов.
Все остальные марки фанеры в той или иной степени являются источниками летучего формальдегида. Для использования в жилых помещениях следует выбирать материалы с классом эмиссии Е1 и ниже. Интересно, что в ГОСТ для ламинированной фанеры предусмотрен только класс Е1.
Биологическая стойкость
Фанера не застрахована от поражения гнилью, синевой (для хвойных пород), плесенью. Однако устойчивость фанеры к биологическому и поражению выше, чем у обычной древесины. Это обусловлено тем, что шпон находится в непосредственном контакте с фенольными или карбамидными смолами, которые частично выполняют функции антисептика. Хвойный шпон имеет более высокую сопротивляемость за счет особенностей древесины. Наибольшей стойкостью обладает бакелизированная фанера.
В любом случае следует учитывать условия эксплуатации материала и выбирать подходящий для них или проводить дополнительную антисептическую обработку.
Горючесть
Фанера относится к сильно горючим материалам. Это обязательно нужно учитывать при ее применении. Повысить огнестойкость конструкций и изделий из нее можно специальной обработкой. Есть и особый, трудно горючий сорт фанеры – ФСФ-ТВ.
Влагостойкость
Влагостойкость наиболее популярных сортов ФСФ и ФК демонстрирует испытание на расслоение листа, которое проводится после сильного увлажнения. Фанеру ФК перед испытанием вымачивают в воде в течение 24 часов, марка ФСФ подвергается кипячению в течение часа, а по согласованию с заказчиком – в течение 6 часов. Марки ФБС и ФБВ также подвергаются часовому кипячению.
После обработки водой и высушивания предел прочности на скалывание по клеевому слою для разных марок составляет:
Марка ФБС подходит для тропического климата и других сложных условий.
Изоляционные свойства
Фанера может использоваться в составе внешних ограждающих конструкций. При таком применении учитываются ее изоляционные качества.
Проницаемость для влаги.
Любая фанера способна впитывать воду, и потому проницаема для влаги. Однако влагопроницаемость материала имеет капиллярный характер и зависит от типа пропитки. В любом случае, при увлажнении одной стороны влага проникнет на противоположную и может передаваться на смежные слои ограждающей конструкции.
Теплопроводность фанеры зависит от ее плотности и может колебаться от 0,09 до 0,25 Вт/(м∙К). Для самых используемых марок теплопроводность материала близка к древесине.
Проницаемость для водяного пара – важный параметр, который учитывается при расчетах многослойных конструкций, ограждающих помещения с искусственным микроклиматом.
Паропроницаемость фанеры примерно втрое ниже, чем проницаемость древесины в направлении поперек волокон, и впятеро ниже, чем проницаемость кирпичной кладки. Это свойство в некоторых случаях можно использовать для пароизоляции стен изнутри, и обязательно нужно учитывать при использовании фанеры для внешней обшивки.
Общие сведения о фанере и лущеном шпоне
Фанерой называют материал, полученный путем склеивания не менее трех листов лущеного шпона со взаимно перпендикулярным направлением волокон в смежных слоях
Конструкция трехслойного листа фанеры
При конструировании фанеры соблюдают следующие правила:
Различают фанеру равнослойную (толщина всех листов шпона одинакова) и неравнослойную. У неравнослойной фанеры желательно иметь средний слой из более толстого шпона низкого качества, а наружные слои — из тонкого высококачественного шпона. Наружные слои разделяются на лицевой и оборотный, качество которых и определяет качество листа фанеры. Лущеный шпон также имеет лицевую и оборотную стороны, при этом качество лицевой стороны шпона выше, чем оборотной, обращенной в сторону центра чурака при его лущении и имеющей больше трещин. При сборке листа фанеры (пакета) оборотная сторона шпона должна быть обращена в сторону клеевого шва.
Схематически конструкцию фанеры обозначают с указанием толщины шпона, например, запись 1,15 х 2 + 2,20 обозначает трехслойную фанеру с толщиной наружных слоев 1,15 мм и толщиной внутреннего слоя 2,2 мм.
Лущеный шпон является не только полуфабрикатом для изготовления фанеры и фанерной продукции, но и самостоятельной товарной продукцией, используемой обычно в мебельной промышленности для облицовки щитов и получения клееных деталей, а также в ряде других производств, обеспечивая более рациональное использование сырья, чем при использовании пиломатериалов:
Технические условия на лущеный шпон указаны в ГОСТ 99 — 96. Длина листов шпона колеблется в пределах от 0,8 до 2,5 м, ширина — от 0,15 до 2,5 м, толщины шпона указаны в таблице
Ряды толщин лущеного шпона
Предельное отклонение, мм
1,25 — 4,0 с шагом 0,25
Качество листов шпона может быть очень разнообразным ввиду многообразия дефектов древесины и дефектов обработки. Согласно стандарту (введенв действие с 1.01.98) обозначение сортов претерпело изменения
Обозначения сортов лущеного шпона по различным стандартам
Для экспортной фанеры
Влажность товарного шпона должна составлять 8 ± 2%. Изготовляют шпон из древесины березы, ольхи, клена, ясеня, ильма, дуба, бука, липы, осины, тополя, ели, сосны, пихты, кедра и лиственницы. Рекомендуются следующие направления использования сортов шпона наружных поверхностей фанеры
Рекомендуемые направления использования лущеного шпона различных сортов
Сортность материала
На прочность материала влияет также и сорность древесины. При изготовлении фанеры шпон используется разных сортов – от элитной до сорта 4. Понятно, что для тонкой авиационной фанеры используется сорт 1, причем все слои шпона относятся к категории сорт 1.
ФК как материал, где прочность не столь критична, а такой большой тонкости, как лист в 1 мм или 1,2 мм, добиваться нет нужды, сорт 1 может использоваться только для лицевого слоя, в то время как для нижней стороны используется сорт 3 или 4. Маркируется изделие как ФСФ 1/4. Это означает, что первосортный шпон использован для лицевого слоя, а сорт 4 – для нижнего. На фото – фанера 3 мм сорт 1.
Кроме того, в маркировке указывается сведения о шлифовке.
Маркировка фанеры
Фанера, как и любой другой строительный материал, имеет маркировку, которая опирается на различные ее свойства.
Выделяют следующие параметры, используемые для маркировки:
Разберем подробнее эти обозначения.
По типу клеевого вещества
Влагостойкость фанеры определяется в первую очередь составом клеевого вещества. В зависимости от него выделяют следующие марки фанеры.
Обозна-чение | Клеящий состав | Влагостойкость | Применение |
ФК | Карбамидный клей с добавлением формальдегидных смол | Да | Возможно ее применение как внутри помещений, так и снаружи. принадлежит к высокому классу экологической чистоты. |
ФСФ | Фенолформальдегидный клей | Да | Возможно ее применение только снаружи помещений, так как связующие компоненты опасны для здоровья. Применяется для изготовления ламинированной фанеры, которая используется при возведении внешних конструкций. |
ФБА | Альбумоказеиновый клей | Нет | Возможно ее применение внутри помещений. |
ФБ | Бакелитовый лак | Да | Возможно использование ее в любых климатических условиях и при максимальной влажности. Выдерживают воздействие морской воды. |
БС | Спиртосодержащий бакелитовый клей | Да | Характеристики еще более лучшие, чем у «ФБ». Часто применяется в авиа и судостроении, поэтому ее еще называют «авиационной». |
БВ | Бакелитовый состав | Нет | Так как при производстве применяются водорастворимые бакелиты, то влагостойкости фанеры нет. Тем не менее фанера достаточно прочная. |
По обработке верхнего слоя
Важным параметром фанеры является качество верхнего слоя фанеры и его обработка. Определена специальная маркировка этого параметра.
Обозначение | Описание |
Ш1 | Шпон шлифован только с одной стороны фанеры |
Ш2 | Шпон шлифован с обеих сторон фанеры |
НШ | Шпон верхних слоев фанеры не шлифован |
По содержанию формальдегида
Так как формальдегид очень вреден для здоровья человека, то количество, содержащееся в составе фанеры, имеет важное значение, и влияет на экологичность материала
Обозначение | Содержание формальдегида в 100 г материала |
Е1 | не достигает 10 мг |
Е2 | от 10 до 30 мг |
Е3 | от 30 до 60 мг |
Маркировка декоративной фанеры
Декоративная фанера (ДФ) может облицовываться различными пленочными покрытиями и бумагой, которые придают ей уникальный внешний вид и дополнительные повышенные характеристики. Выделяют следующие марки.
Обозначение | Облицовочные покрытия | Смолы |
ДФ-1 | Прозрачное, не скрывающее текстуру натуральной древесины | Мочевино-меламинофор-мальдегидные |
ДФ-2 | Непрозрачные с декоративной бумагой, для имитации текстуры ценных пород древесины. Возможен произвольный рисунок. | |
ДФ-3 | Повышенной водостойкости. Прозрачное, не скрывающее текстуру натуральной древесины | Меламинофор-мальдегидные |
ДФ-4 | Повышенной водостойкости. Непрозрачное с декоративной бумагой, которая имитирует текстуру ценных пород древесины. Возможен произвольный рисунок. |
Особенности
Вариантов подобного материала множество, все они отличаются своей шириной, особенностями покрытия и изготовления
Для того чтобы подобрать оптимальное изделие, нужно пристальное внимание уделить именно изучению характеристик. Фанера представляет собой обычный лист, который создан при помощи древесины
В свою очередь, она проходит несколько стадий обработки, что и придает изделию его уникальные свойства.
Процесс склеивания слоев происходит благодаря использованию специальных составов, которые обычно получены на основе смол. На выходе получается легкий материал, который также может похвастать своей стойкостью к перепадам температур.
Среди основных преимуществ подобного изделия можно выделить следующие.
Отличительной особенностью влагостойкой ламинированной фанеры является то, что в процессе изготовления она обрабатывается намного дольше, а также покрывается при помощи более плотной бумаги. Данная бумага пропитана особым составом, что делает готовое изделие прочным и позволяет ему длительное время не лишаться своих свойств. Кроме того, это обеспечивает стойкость к воздействию воды.
Ламинированная фанера от других материалов отличается тем, что она почти не восприимчива к перепадам температуры, поэтому может использоваться даже в бане. Специальный слой также защищает от воздействия чистящих средств, включая агрессивные абразивные вещества. Еще одна особенность подобной фанеры в том, что она содержит минимальное количество фенола. Благодаря этому получается более упругий и прочный материал, обладающий также лакированным защитным слоем полимера.
Фанера бакелизированная
Применяется бакфанера в автостроении для настила полов в автобусах, троллейбусах, трамваях, для изготовления прицепов, контейнеров, трейлеров, кузовов и т.п.; в судостроении в качестве обшивочного материала для лодок, яхт, небольших судов; в строительстве как опалубочный материал, при изготовлении складов, навесов, перегородок, прилавков; в гидротехническом строительстве, а также в машиностроении как конструкционный материал.
Выпускают следующие марки фанеры:
Размеры фанеры по длине составляют 7700, 5700, 5600, 4900, 4400 и 1500 мм, а по ширине 1550, 1500 и 1250 мм; ряд толщин — 5, 7, 10, 12, 14, 16 и 18 мм. Для изготовления применяют лущеный березовый шпон марок В и ВВ. У бакелизированной фанеры стандарт регламентирует не только пределы прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения образцов в воде, но и пределы прочности при растяжении и изгибе (см. гл.7). По этим показателям фанера марки ФБС может быть отнесена к высшей или первой категории качества. При маркировке продукции на каждый лист фанеры наклеивают бумажную этикетку с указанием завода — изготовителя, марки, толщины листа, номера запрессовки и ГОСТ 11539 — 83.
Особенности материала
Разница между видами изделий в зависимости от пород древесины касается облицовочных слоев: в лиственных видах наружный лист выполнен из березы, осины или бука, а внутренние – из ели, лиственницы или сосны. Если и облицовочный шпон, и середина изготовлены из смолистой древесины, весь материал считается хвойным.
Большинство параметров качества фанеры, включая вид древесины, зависят от характеристик наружных слоев. К ним относятся:
Марка фанеры определяется степенью ее влагостойкости:
Фанера общего назначения
Фанерой общего назначения называют фанеру, не относящуюся к специальным видам — авиационная, декоративная, бакелизированная. ГОСТ 30427 — 96 устанавливает общие правила классификации такой фанеры по внешнему виду. В зависимости от внешнего вида фанеру подразделяют на сорта Е (элита), I, II, III, IV для лиственных пород и сорта Ex, Ix, IIx, IIIx, IVx для хвойных пород. При обозначении сорта сначала указывают сорт лицевого слоя, затем — оборотного. Возможны такие комбинации