Авиационный спирт для чего используется
Авиационный спирт: можно ли употреблять и какие будут последствия для организма?
Чего только не придумает любитель выпивки, чтобы сэкономить или утаить факт употребления алкоголя! Алкоголики употребляют медицинский и технический спирт, различные лекарственные настойки, бальзамы, порой даже духи, одеколон или другие содержащие этанол жидкости.
Во многих случаях такое неадекватное поведение заканчивается добровольным или принудительным посещением больницы, или более трагичным исходом. Но это не останавливает горячие головы, жаждущие алкогольных приключений.
Среди популярных легенд существует и такая: якобы существует авиационный спирт, которым заправляют самолеты, и что его можно пить.
Что представляет собой авиационный спирт
Авиационная техника (особенно самолеты) перемещается на больших высотах, в очень суровых климатических условиях. Одна из проблем, с которой сталкиваются летчики – обледенение стекол, различных приборов и частей техники, возникающее по причине низких температур.
Высота, где происходит обледенение самолета
Впервые с проблемой обледенения столкнулись советские авиаконструкторы при разработке самолетов, способных подниматься на большие высоты. Поскольку в СССР вопросам военной техники уделялось самое большое внимание, и денег на нее не жалели, было принято решение об использовании этилового спирта в качестве антифриза для самолетов и вертолетов, летающих в условиях низких температур.
Сколько градусов в авиационном спирте? Водой авиационный спирт разбавляли в летнее время, когда технике приходилось летать при более высоких температурах.
График температуры замерзания этилового спирта
Поэтому его крепость становилась значительно менее 96 градусов. Другие добавки примешивались к спирту именно для того, чтобы не было желания его выпить.
Но даже это не останавливало любителей выпивки. Они ухитрялись выжигать из состава керосин, пользуясь тем, что он более легкий, и всплывает наверх, применяли активированный уголь и другие хитроумные методы фильтрации.
Как возникло понятие авиационный спирт «Массандра» и другие эвфемизмы
При контакте с металлическими баками авиационный спирт мог приобретать также такие вредные примеси как свинец и ртуть. Чтобы удалить их, изобретательные авиамеханики и летчики использовали охлажденный лом (металлический инструмент), по которому жидкость стекала в емкость, а примеси оседали на поверхности металла.
Необычные методики изготовления напитков из технического спирта и потребность в конспирации (ведь за воровство и распитие алкоголя полагались суровые наказания) привели к появлению жаргонных названий.
Алкогольный напиток моряков «шило»
Современная авиационная промышленность уже не использует этанол (а в тех сферах, где он еще применяется, к нему примешивают Битрекс и другие добавки). Его заменителями стали метиловый (CH3OH) и изопропиловый (C3H8O) спирты.
Изопропиловый спирт в качестве антифриза для авиации
Метанол и изопропанол очень токсичны. При употреблении внутрь могут вызвать отравление, в том числе со смертельным исходом.
Последствия употребления авиационного спирта
Так можно ли пить авиационный спирт? Когда-то было можно — когда он состоял из этанола.
Но безопасным для здоровья все же такой напиток не был, ведь он не предназначался для употребления людьми, а значит не проходил проверок качества, не использовался и не хранился в надлежащих условиях. Моментального вреда здоровью он мог не наносить, но длительное употребление способствовало развитию различных заболеваний.
Запрет на употребление современного авиационного спирта
Современный авиационный спирт пить нельзя.
Как определить признаки отравления?
Правила оказания первой помощи отравившемуся
Необходимо вызвать рвоту, затем дать выпить минеральной воды, вызвать скорую помощь.
Вызов рвоты, в помощь при отравлении авиационным спиртом
В качестве антидота техническим спиртам используется этанол (можно выпить 50-70 грамм водки).
Методики распознавания спиртосодержащих ядов
Заключение
Авиационный спирт уже давно не состоит из этанола. Его делают из токсичных компонентов, опасных для здоровья человека. Самостоятельно очистить или сделать пригодным к употреблению в качестве алкогольного напитка авиационный антифриз невозможно.
В настоящее время в продаже можно найти любое количество дешевого и достаточно качественного алкоголя, который гораздо безопаснее, и не нуждается в дополнительных методах очистки. А авиационный спирт пить нельзя.
Авиационный спирт: симптомы отравления продуктом и первая помощь
Авиационный спирт — это жидкость, используемая для поддержания работы авиационной техники. Применяется для устранения обледенения на фюзеляже самолета и в некоторых приборах. В его составе присутствуют тяжелые металлы. Для употребления авиационный спирт не пригоден. Результат его приема — слепота, глухота или летальный исход.
Ваш Нарколог объясняет: почему авиационный спирт называется массандрой
Отличают несколько типов технического спирта, некоторые из них имеют формулу, допускающуюся для пищевого применения. Факты говорят, что для приема внутрь данное вещество широко используется людьми и именуется массандрой. Название это появилось в послевоенное время, когда был введен сухой закон. В честь авиаконструктора Артема Микояна, работающего с МИГ-25. В бак этого самолета заливается 290 литров такой жидкости. Массандра — это край виноделия.
Градус производимых винных изделий примерно такой же, как разведенный спирт.
Как отличить технический спирт (метанол) от питьевого (этанола)?
Существует несколько способов определения:
Употребление алкоголя, имеющего сомнительный состав, грозит отравлением.
Признаки отравления проявляются по истечении 12 часов.
Симптоматика отравления
Как оказать первую помощь при отравлении?
Первая помощь при отравлении заключается в следующем:
Если человек находится без сознания, его нужно перевернуть на живот и повернуть голову в сторону, чтобы рвотные массы не попали в легкие.
Метанол быстро распадается в организме и может привести к необратимым последствиям. Помощь должна быть оказана быстро.
В условиях стационара пострадавшему вводят антидот — этиловый спирт. В сложных случаях проводят гемодиализ — очищение крови. Для поддержания организма делают курс витаминов, противосудорожных, метаболических, диуретических и поддерживающих зрение препаратов.
Авиационный спирт: назначение и характеристика
Содержание статьи
Для того чтобы разобраться в назначении и характеристиках авиационного спирта необходимо хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с общим воздействием алкогольных напитков на человеческий организм. Ведь наша национальная культура имеет очень серьезную привязку к застольям с соответствующими праздничными возлияниями. Важно понимать, что данное понятие в первую очередь имеет привязку к «этиловому спирту» (химическая формула: C2H5OH). Эта жидкость является основным ингредиентом водки, виски, джина и т.п.
На физиологию человека этанол влияет исключительно как токсичное и наркотическое вещество. Причем даже низкие его концентрации воздействуют на организм седативно. А при частом употреблении подобного рода напитков возникает наркотическая зависимость, наносится серьезный ущерб ЖКТ, печени, кровеносной и нервной системам. В отличие от прочих наркотиков алкоголь действует достаточно медленно и незаметно, а его негативное влияние на человеческий организм может проявиться только через десятилетия.
Интересно, что авиационный спирт в силу своего «злободневного» употребления в советское время имеет массу сленговых названий. Данный напиток «гурманов» получил наименование «шпага» и «шило». А во времена сухого закона восьмидесятых годов 20 века авиаторы его часто называли «шасси-ликером» и «Массандрой».
Общие понятия
Милитаристская история нашей страны после окончания Великой Отечественной войны подразумевала в первую очередь развитие советской военной авиации. А, как в свое время было известно даже далеким от данной темы людям, «авиация без спирта не сможет подняться в небо». На самом деле, авиационный спирт применяется в самолетах в основном для функционирования ПОС (противообледенительной системы), куда входит в качестве основной химической составляющей.
Именно из-за того, что температура замерзания этанола (раствора этанола) более низкая, чем у простой воды, данное химическое свойство жидкости получило широкое применение в авиации. Ведь в данном контексте именно борьба с обледенением корпуса самолета является наиболее актуальной. Причем тип летательного аппарата непосредственно влияет на нормы потребления авиационного спирта. Исходя из этого, наиболее «голодным» считается МиГ-25. Интересно, что его тематическим названием является «летающий гастроном». Этот самолет имеет среднюю норму потребления разбавленного авиационного спирта 250 литров. А, кроме того, в дополнительном резервуаре находится еще около 50 литров чистого этанола.
В середине прошлого столетия ПОС большинства МиГов и ТУ использовал традиционный этиловый спирт. А в зависимости от конкретной разновидности самолета варьировали и «градусы» жидкости. Обычно в качестве технического спирта применялся ректификат. Однако часто авиационный спирт необходимо было разводить водой (дистиллятом или минералкой) в соответствии с нормами расхода. Например, на советском вертолете МиГ-6 крепость жидкости, предназначенной для обмывания стекол и в качестве дублирования их электрического обогрева, составляла 96%. А вот резервуары самолетов ТУ-22 предусматривали наполнение авиационным спиртом, разбавленным в летнее время до 50%, а в зимнее – до 60-70%.
Заменитель авиационного спирта
В зависимости от типа летательных аппаратов количество выделяемого на них авиационного спирта варьировало. Однако это не мешало, как членам экипажей, так и механикам большую часть списанной жидкости расхищать с целью употребления и даже перепродажи. Особенно актуальной стала эта проблема в период «Перестройки» с ее «сухим» законом.
Интересно, что потребительский рынок алкогольных напитков очень органично принял в себя эту «золотую жилу». Причем стоимость напитка зависела тогда от его крепости. Однако средний «ценник» составлял 7-9 рублей за литр. Чтобы предотвратить коммерциализацию и спаивание советских летчиков правительство страны было вынуждено заменить безопасный для здоровья человека этанол на метанол или изопропанол, а также вводить в состав этанола различные добавки, что делало жидкость непригодной для употребления в качестве алкогольных напитков.
В связи с этими процессами формула авиационного спирта изменялась в зависимости от периода рассматриваемой советской эпохи. Например, в конце «девяностых» этиловый спирт (С2Н5ОН) был полностью вытеснен изопропиловым спиртом (С3Н8О) и метиловым спиртом (СН3ОН). В настоящее время в ПОС авиации используется смесь этиленгликоля или специальная жидкость «Арктика». А в случаях, когда необходимо применять этанол, в его состав добавляется денатурирующий компонент «Битрекс», который обладает очень горьким привкусом, исключающим употребление внутрь.
Характеристика авиационного спирта
Свойства авиационного спирта полностью зависят от химического состава вещества, которое является его основным компонентом. Так, этанол является летучей бесцветной жидкостью с характерным запахом питьевого спирта и жгучим вкусом. Он обладает плотностью, меньшей, чем у воды, и является хорошим растворителем различных органических веществ. «Напиток авиаторов» имеет температуру кипения, составляющую плюс 78,39 °C, и замерзания – минус 114,3 °C. Он хоть и не опасен для жизни, однако точно не является полезным для здоровья.
На внешний вид авиационный спирт, созданный на базе метанола, полностью соответствует своему аналогу из этанола. Однако температура его кипения составляет плюс 64,7 °C, а замерзания – минус 97 °C. При смешивании с водой происходит сжатие и разогревание метанола. Причем данная жидкость обладает худшей летучестью при низких температурах окружающей среды и «травит» авиационный алюминий, из которого сделан корпус летательного аппарата. При температуре воздуха от +10 °C и ниже повышается расход топлива для достижения рабочих параметров. Для решения проблемы метанол приходится разводить на 10-25 % бензином.
Можно ли употреблять авиационный спирт в качестве алкоголя?
Не секрет, что для летчиков и механиков советской эпохи вопрос о пользе или вреде здоровью от употребления авиационного спирта показался бы, скорее всего, риторическим. Ведь в те эпические времена его считали исключительно дополнительным бонусом к заработной плате. Тогда никто не соразмерял питьевое качество авиационного спирта с аналогичными показателями алкогольного ассортимента, представленного на прилавках винных магазинов. Тем более, вредные последствия для человеческого организма начинали сказываться только через многие годы. Таким образом, этанол (С2Н5ОН), в котором не было денатурирующих добавок, включая, конечно же, «Битрекс», старшее и среднее поколения авиаторов использовали не только по прямому назначению с минимальным, если можно так выразиться, ущербом для здоровья.
Однако авиационный спирт, в составе которого присутствуют специальные добавки или который подразумевает использование технических заменителей, указанных выше, полностью исключает их употребление внутрь. Ведь метанол гарантирует потерю зрения, да и вообще очень опасен для жизни. А чтобы его отличить от этилового спирта, необходимо поджечь. Этиловый спирт горит синим пламенем, а метиловый – зеленым. Кроме того, в качестве индикатора авиационного спирта можно использовать очищенный клубень картофеля. При опускании в жидкость он не изменит цвет в эталоне и приобретет розовый оттенок в метаноле.
Для определения изопропанола в составе авиационного спирта достаточно его понюхать. Так как запах этого вещества невозможно перепутать с этиленовым спиртом.
Авиационный спирт: можно ли употреблять и какие будут последствия для организма?
Чего только не придумает любитель выпивки, чтобы сэкономить или утаить факт употребления алкоголя! Алкоголики употребляют медицинский и технический спирт, различные лекарственные настойки, бальзамы, порой даже духи, одеколон или другие содержащие этанол жидкости.
Во многих случаях такое неадекватное поведение заканчивается добровольным или принудительным посещением больницы, или более трагичным исходом. Но это не останавливает горячие головы, жаждущие алкогольных приключений.
Среди популярных легенд существует и такая: якобы существует авиационный спирт, которым заправляют самолеты, и что его можно пить.
Что представляет собой авиационный спирт
Авиационная техника (особенно самолеты) перемещается на больших высотах, в очень суровых климатических условиях. Одна из проблем, с которой сталкиваются летчики – обледенение стекол, различных приборов и частей техники, возникающее по причине низких температур.
Высота, где происходит обледенение самолета
Впервые с проблемой обледенения столкнулись советские авиаконструкторы при разработке самолетов, способных подниматься на большие высоты. Поскольку в СССР вопросам военной техники уделялось самое большое внимание, и денег на нее не жалели, было принято решение об использовании этилового спирта в качестве антифриза для самолетов и вертолетов, летающих в условиях низких температур.
Формула авиационного спирта изначально была простой: этиловый спирт (C2H5OH) крепостью около 95%, в который могли быть добавлены некоторые компоненты:
Сколько градусов в авиационном спирте? Водой авиационный спирт разбавляли в летнее время, когда технике приходилось летать при более высоких температурах.
График температуры замерзания этилового спирта
Поэтому его крепость становилась значительно менее 96 градусов. Другие добавки примешивались к спирту именно для того, чтобы не было желания его выпить.
Но даже это не останавливало любителей выпивки. Они ухитрялись выжигать из состава керосин, пользуясь тем, что он более легкий, и всплывает наверх, применяли активированный уголь и другие хитроумные методы фильтрации.
Как возникло понятие авиационный спирт «Массандра» и другие эвфемизмы
При контакте с металлическими баками авиационный спирт мог приобретать также такие вредные примеси как свинец и ртуть. Чтобы удалить их, изобретательные авиамеханики и летчики использовали охлажденный лом (металлический инструмент), по которому жидкость стекала в емкость, а примеси оседали на поверхности металла.
Необычные методики изготовления напитков из технического спирта и потребность в конспирации (ведь за воровство и распитие алкоголя полагались суровые наказания) привели к появлению жаргонных названий.
Алкогольный напиток моряков «шило»
Напиток, полученный из авиационного спирта, называли по-разному:
Современная авиационная промышленность уже не использует этанол (а в тех сферах, где он еще применяется, к нему примешивают Битрекс и другие добавки). Его заменителями стали метиловый (CH3OH) и изопропиловый (C3H8O) спирты.
Изопропиловый спирт в качестве антифриза для авиации
Их характеристики несколько уступают этанолу, но все же их достаточно для антифриза:
Метанол и изопропанол очень токсичны. При употреблении внутрь могут вызвать отравление, в том числе со смертельным исходом.
Последствия употребления авиационного спирта
Так можно ли пить авиационный спирт? Когда-то было можно — когда он состоял из этанола.
Но безопасным для здоровья все же такой напиток не был, ведь он не предназначался для употребления людьми, а значит не проходил проверок качества, не использовался и не хранился в надлежащих условиях. Моментального вреда здоровью он мог не наносить, но длительное употребление способствовало развитию различных заболеваний.
Запрет на употребление современного авиационного спирта
Современный авиационный спирт пить нельзя.
Как определить признаки отравления?
Отравление спиртосодержащими ядами сопровождают такие симптомы:
Правила оказания первой помощи отравившемуся
Необходимо вызвать рвоту, затем дать выпить минеральной воды, вызвать скорую помощь.
Вызов рвоты, в помощь при отравлении авиационным спиртом
В качестве антидота техническим спиртам используется этанол (можно выпить 50-70 грамм водки).
Методики распознавания спиртосодержащих ядов
Как распознать ядовитые вещества:
Заключение
Авиационный спирт уже давно не состоит из этанола. Его делают из токсичных компонентов, опасных для здоровья человека. Самостоятельно очистить или сделать пригодным к употреблению в качестве алкогольного напитка авиационный антифриз невозможно.
В настоящее время в продаже можно найти любое количество дешевого и достаточно качественного алкоголя, который гораздо безопаснее, и не нуждается в дополнительных методах очистки. А авиационный спирт пить нельзя.
«Поилец наш»: МиГ-25 в СССР заправляли чистым спиртом
Генерал из политотдела 16-й воздушной армии посмотрел мои документы и благожелательно сказал: «Значит, училище с отличием закончил. Это хорошо. Ну, тогда поедешь служить в передовой наш авиаполк». Так я, лейтенант, выпускник авиационного политучилища, попал служить в самый, пожалуй, известный авиационный гарнизон военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии – в Вернойхен. Тогда я еще и не догадывался, чем он знаменит в ГСВГ.
Удавалось это сделать, благодаря уникальным самолетам-разведчикам МиГ-25Р, которые забирались в стратосферу и могли, летя вдоль границы с ФРГ или над нейтральными водами, просматривать почти всю территорию Западной Германии, ну, или почти всю. При этом самолеты разгонялись порой до двух Махов – до скорости, в два раза больше скорости звука.
Однако известность в ГСВГ авиагородок Вернойхен приобрел, конечно, не геройскими полетами летчиков, о которых, кстати, особо не распространялись. Дело в особенностях авиационного оборудования МиГ-25Р. Перед полетами на запредельную высоту и на сверхзвук в каждый самолет, помимо керосина, заливали литров 60 чистейшего медицинского спирта и еще 350 литров 60-градусной водно-спиртовой смеси. Разбавленный этанол был необходим для антиобледенительной системы и системы охлаждения, а чистый спирт – для радилокационных прицелов и электроники.
За это необыкновенное качество самолет МиГ-25Р как только не называли. И «поилец», и «летающий гастроном», и «дойная корова».
Естественно, после полета десятки литров неизрасходованной ценной жидкости с каждого самолета сливалось, расфасовывалось в самую различную тару и тут же превращалось в универсальную валюту. Хватало, как правило, всем. Летчикам обычно доставался ректификат, а инженерам и технарям – разбавленный спирт, с легким запахом резиновых герметиков.
Особым почетом пользовался начальник службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения. На его складе хранились тонны спирта. Должность у него была капитанская. Но по статусу, он, пожалуй, был не ниже какого-нибудь обычного подполковника. Хоть и рисковал сильно.
Как удавалось никому никогда не попасться на перерасходе ГСМ – большой секрет, о котором можно только догадываться. Наверное, в общении с инспекторами выручала та же самая валюта.
60-градусная жидкость получила красивое название крымского вина «Массандра». В военном фольклоре название превратили в аббревиатуру, которую расшифровывали так: «Микоян Артем Славный Сын Армянского Народа Дарит Радость Авиаторам». Известны и другие варианты. Например, «Микоян Авиацию Сердечно Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора».
Об объемах циркуляции в городке Вернойхен спиртового богатства можно было только догадываться. Например, когда сосед по общежитию, прапорщик из инженерно-авиационной службы освобождал от навесного замка и распахивал огромный, под потолок, шкаф, то можно было видеть нескончаемые ряды трехлитровых бутылей с мутноватой «Массандрой» и строй металлических десятилитровых канистр.
Рассказывали, что кому-то не хватило дома тары, и он какое-то время использовал для хранения ценной жидкости ванну.
Среди офицеров и прапорщиков самой популярной темой для обсуждения были рецепты очистки от постороннего привкуса слитой с самолета «Массандры». В ход шли активированный уголь, черноплодная рябина, перегородки грецкого ореха и прочие отбивающие запах ингредиенты.
Особо ценилась 60-градусная «массандра» без постороннего привкуса, которая не побывала в баках и трубопроводах антиобледенительной системы. Это когда на полет ее выделили в нужном объеме, а в самолет – недолили, оставив «излишек» себе. Но это был очень рискованный шаг. Если в полете в стратосфере антиоблединительная или охлаждающая системы отказывали, можно было потерять и самолет и летчика. В этом случае инженерам и техникам грозил суд.
Алкогольная валюта Вернойхена пользовалась спросом не только в авиационных частях ГСВГ, но и у танкистов, мотострелков. На нее можно было много чего достать и обменять. Шел спирт и на продажу. В том числе и жителям ГДР, которые его почему-то ценили. Может, из-за относительной дешевизны. Рассказывали, что оборотистые технари могли на спирте за несколько лет скопить на «жигули».
Как ни странно, море дармового спирта не приводило к пьянству. Нет, выпивать, конечно, выпивали, но в меру, по праздникам. Исключения были, но очень редкие. Дело в том, что служба в ГСВГ была не только почетной, но и хорошо оплачиваемой. Помимо денежного довольствия в рублях, которые каждый месяц регулярно переводились на открытый в Союзе счет в госбанке, офицеры и прапорщики получали хорошие суммы в марках ГДР, на которые можно было купить, например, дефицитные в СССР сервизы или ковры.
Так что за службу держались и от выпивки воздерживались. А то ведь уронившему «честь и достоинство» легко можно было отправиться из ГСВГ, например, в Забайкалье. Да и политрабочие вместе с партийными и комсомольскими организациями не дремали. Как и особисты.
Про Артема Микояна и его детище гуляло много баек. По одной из них, когда командование ВВС узнало, что в самолет заливают почти полтонны алкоголя, генералы взвывали: летчики сопьются. На это конструктор им, якобы, ответил примерно так: если понадобиться для летных характеристик, я и коньяком самолет буду заправлять, а моральный облик летчиков – это ваша забота.
В истории нашей авиации МиГ-25Р – не единственный «пьяный» самолет. Примерно 400 литров чистого и разведенного спирта заливали в дальний бомбардировщик Ту-22 самых первых модификаций. Но в последующих модификациях военные потребовали от КБ Туполева систему заменить. Говорят, из-за того, что в полках Ту-22 слишком часто стали списывать офицеров с диагнозом «алкоголизм». В современные Ту-22М3 заливают всего литров пять спирта. Не разживешься.