Автомобиль амфибия что это
5 автомобилей-амфибий, которые можно приобрести в наши дни
Watercar (Фаунтин-Вали, штат Калифорния, США). Пожалуй, самая заметная компания-производитель автомобилей-амфибий. Будучи основанной в 1999 году, она сделала себе имя на производстве «самой быстрой амфибии в мире» (в 2010-м автомобиль Watercar Python попал в Книгу рекордов Гиннесса). Сегодня компания делает одну модель – Watercar Panther с двигателем Honda, поколение которой обновлено в 2017 году. Машины строятся под заказ, с учётом требований каждого покупателя, поэтому двух абсолютно одинаковых нет (на сайте компании есть шикарная галерея изготовленных Panther).
В 2017-м компания, помимо гражданской, освоила пожарную версию машины. Основная «фишка» амфибии в том, что она может с воды тушить прибрежные объекты, засасывая воду прямо из-под днища.
CAMI (Риджленд, штат Южная Каролина, США). CAMI расшифровывается как Cool Amphibious Manufacturers International, то есть «Международный производитель клёвых амфибий». В отличие от Watercar у CAMI очень немаленькая производственная линейка, в которой есть не только легковые автомобили, но – что главное – автобусы. Именно амфибийные автобусы сделали компании имя и являются основной строкой их сбыта. Туристический автобус CAMI Hydra-Terra вмещает до 49 пассажиров (30 сидячих мест):
Дизель-электрический автомобиль-амфибия для охотников или туристов CAMI Hydra Gator:
Основной конкурент Watercar, модель CAMI Hydra Spyder, разгоняется до 85 км/ч на воде:
Шикарный плавающий дом на колёсах CAMI Terra Wind:
Помимо того, компания делает экстремальный плавающий внедорожник CAMI H2OEX Extreme на шасси Ford с двумя дизельными двигателями, амфибийный автомобиль для служб спасения CAMI Responder, оборудованный всеми необходимыми для МЧС системами, и так далее.
Gibbs (Нанитон, Уорвикшир, Великобритания). Не только американцы делают гражданские амфибии. Gibbs – известная британская фирма, до Watercar державшая рекорд скорости в своём классе транспортных средств, да и сейчас славящаяся быстрыми и комфортабельными плавающими машинами. В производственной линейке Gibbs восемь различных амфибий самого разного назначения. Вот, например, Gibbs Aquada, шикарный кабриолет, развивающий 150 км/ч на суше и 60 км/ч на воде, конкурент Watercar и CAMI Hydra Spyder:
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии
Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом «совершенно секретно» и были известны лишь высшим военным чинам, пусть большинство из них так и не вышло из стадии опытных образцов, вся эта небольшая водоплавающая армия амфибий «от мала до велика» на деле доказала настойчивость, творческий талант советских конструкторов и мощь отечественного Военно-промышленного комплекса.
Плавающая четырхосная машина «Дельфин» достигала на плаву скорости 16 км/ч (из архива СКБ ЗИЛ)
В нашем сериале о секретной автотехнике СССР мы уже рассказывали о легких плавающих микролитражках ТПК, об уникальнейших уральских амфибиях, закамуфлированных под обычные грузовики или белоголубых ЗИЛах для космонавтов.
В этом обзоре, поскребя по сусекам, вспомним о других не менее оригинальных и секретных амфибиях для Советской армии.
ВАЗ-2122 «Река» (1976–1987 гг.)
Начнем с достаточно известного плавающего варианта легендарного вездехода ВАЗ-2121 «Нива», который по велению Министерства обороны был преобразован в разведывательную амфибию ВАЗ-2122 «Река», способную передвигаться по скоростным магистралям и скользить по поверхности неглубоких внутренних водоемов.
Легкая плавающая машина ВАЗ-2Э2122 второй серии (из архива НИИЦ АТ)
Идея создания собственного простого и недорогого плавающего джипа на шасси внедорожника «Нива» возникла в начале 1970-х, а для маскировки он значился как «автомобиль для рыбаков и охотников, способный преодолевать водные преграды». Летом 1976-го были построены первые 80-сильные образцы Э2122 с цельнометаллическим водоизмещающим кузовом, а все последующие годы конструкторы провели в многократных доработках первенца, которые свелись к улучшениям системы охлаждения двигателя.
Испытания модернизированной амфибии ВАЗ-2122.500 (из архива НИИЦ АТ)
Последний шестой вариант плавающей машины ВАЗ-2122.600 «Река» (из архива ВАЗ)
Только в 1984-м Волжский автозавод собрал пробную партию из 10 машин пятой серии ВАЗ-2122.500, а вся эта долгая эпопея завершилась через два года, когда появились три последних доработанных образца ВАЗ-2122.600. Перестройка и бурное разоружение страны заставили ВАЗ свернуть свои смелые эксперименты за государственный счет. В целом он собрал 21 опытный джип серии 2122.
УАЗ-3907 «Ягуар» (1983–1989 гг.) (Фотографии из архива УАЗ)
Являясь ведущим советским предприятием по производству легких вездеходов, Ульяновский автозавод не мог не прийти к воплощению заманчивой идеи создания на их основе собственного плавающего варианта. Работа над ним началась в 1977-м, но только через шесть лет появился многоцелевой автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» для Советской армии и погранвойск, способный доставлять грузы до 600 кг, легкое вооружение или раненых на носилках.
Армейский 77-сильный плавающий автомобиль УАЗ-3907 «Ягуар»
Сохранившаяся в Рязанском автомузее амфибия «Ягуар» (фото М. Шелепенкова)
Автомобиль оборудовали цельнометаллическим кузовом с аркой безопасности и двумя боковыми герметично закрывавшимися дверями с рычажными запорами (задрайками). Унифицированная с серией УАЗ-469, амфибия оснащалась 77-сильным мотором и раздаточной коробкой с отбором мощности на гребные винты и лебедку. Два водяных винта устанавливались под ее днищем непосредственно за передними колесами, которые при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. В середине 1980-х собрали еще два пробных образца с узлами от УАЗ-3151.
На плаву машина «Ягуар» с двумя гребными винтами под днищем кузова
Выход 11-местной амфибии УАЗ-3907 «Ягуар» на крутой берег Волги
До 1989 года УАЗ собрал 14 амфибий, удачно прошедших заводские и военные испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов, который укомплектовали двумя парами лыж и клеткой для розыскной собаки.
Амфибия «Баклан» для северных подразделений пограничных войск
В 1991 году амфибию УАЗ-3907 приняли на вооружение, но с распадом Советского Союза все работы по ней были свернуты.
НАМИ-0281 (1989–1990 гг.) (Фотографии из архива НАМИ)
Бесславно завершив разработку легких амфибий НАМИ-032, известных как ТПК, Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) в течение почти 30 лет воздерживался от соприкосновения с этой тематикой. Только в 1989-м по заказу Министерства обороны там построили оригинальный низкопрофильный заднемоторный транспортер НАМИ-0281 класса 1,25–1,5 тонны для доставки подразделений быстрого реагирования.
Опытная амфибия НАМИ-0281 для доставки вооруженных десантников
Быстроходная 1,5-тонная плавающая бронемашина НАМИ-0281
На шоссе машина развивала скорость 125 км/ч и внешне напоминала скорее экскурсионно-прогулочный катер, чем эффективную боевую машину. Это была последняя работа НАМИ в области легких армейских амфибий.
Урал-375П (1975–1976 гг.) (Фотографии из архивов НАМИ и Андрея Карасева)
В одной из первых глав нашего сериала, посвященной уникальным плавающим грузовикам Уральского автозавода, мы упоминали предшествовавшие им разработки других советских предприятий. Так в середине 1970-х, в процессе создания перспективного военного семейства «Суша», важную роль сыграл институт НАМИ. Он занимался «изучением возможности придания плавучести грузовику Урал-375», проводил научно-исследовательскую разработку будущей машины, сборку и испытания опытного образца.
Плавающий грузовик Урал-375П — прототип будущего семейства «Суша»
Уникальный плавающий автомобиль Урал-375П был построен в НАМИ в 1975 году под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко. Будучи предшественником семейства «Суша», эта машина не требует подробного рассказа о своей конструкции: она уже давно и достаточно подробно описана в статье, посвященной экспериментальным амфибиям «Урал». Здесь же стоит лишь отметить главные черты московского образца: стальной герметизированный кузов с высокими бортами, обеспечивавший плавучесть, волноотражающий щит с воздуховодом и навесные поплавки с пенополиуретановым наполнителем.
Подготовка машины к форсированию водной преграды (обратите внимание на облачение водителя)
На плаву Урал-375П с герметизированным кузовом и люком к крыше кабины
В отличие от будущей амфибии Урал-43221 «Суша» на нем установили только один гребной винт и люк во всю ширину крыши серийной кабины, в которой водителю приходилось работать в водонепроницаемом костюме.
В начале 1960-х, после передачи с Московского автозавода ЗИЛ в Брянск всей документации по четырехосным машинам, для СКБ под руководством В. А. Грачева наступил критический момент. Оно лишилось государственной поддержки и было вынуждено самостоятельно изыскивать заказчиков и источники финансирования. Как ни странно, именно к этому периоду относились самые смелые и наиболее оригинальные проекты вездеходов, в том числе плавающей машины ЗИЛ-135П.
ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965–1970 гг.) (Фотографии из архивов СКБ ЗИЛ и Романа Данилова)
Уникальная советская амфибия ЗИЛ-135П (8х8) претендовала на звание самой быстроходной в мире колесной плавающей машины, а с технической точки зрения являлась одним из направлений развития военных машин 135-й серии. В прежние времена она считалась лишь «гадким утенком Грачева», хотя достигала высшего мирового уровня, и в СССР не получила никакого применения.
20-тонный ЗИЛ-135П — одна из крупнейших в мире колесных плавающих машин
С 1961 года работы по автомобилю ЗИЛ-135П были нацелены на применение его в качестве самоходного парома «Челнок», имевшего все шансы превзойти выпускавшиеся за границей паромные машины, но уже в процессе проектирования его признали ненадежным и слишком дорогим. После переделки в законченном виде амфибия с условным названием «Дельфин» появилась зимой 1965 года.
Амфибия ЗИЛ-135П со стеклопластиковым кузовом на испытаниях в Балтийском море
Модернизированный вариант ЗИЛ-135П имел компоновку с передней кабиной управления, силовыми агрегатами в кормовом отсеке и центральным расположением пассажирского салона для размещения 22 человек. Его базой являлось длиннобазное сухопутное шасси ЗИЛ-135К с двумя 180-сильными моторами, бортовыми трансмиссиями, жесткой подвеской всех колес и системой регулирования давления воздуха в шинах, на котором смонтировали несущий корпус из стеклопластика. Привод двух гребных винтов осуществлялся от коленчатых валов двигателей через редукторы и карданы, а сами винты помещались в кольцевых подъемных и поворотных насадках, что позволило отказаться от водяных рулей.
Скоростные испытания пятитонной 360-сильной амфибии ЗИЛ-135П
Гребные винты диаметром по 700 мм в поворотных кольцевых насадках
Выгрузка амфибии из десантного судна во время испытаний на Балтике
Свои первые испытания на Москве-реке машина провалила. Повторные пробы состоялись в Балтийске на базе Балтийского флота, где в соответствии с потребностями ВМФ СССР ее переоборудовали открытым грузовым отсеком, превратив в мореходную транспортную амфибию ЗИЛ-135ТА.
Открытая грузовая амфибия ЗИЛ-135ТА для работы в качестве лихтера
Летом 1970-го представилась возможность испытать ЗИЛ-135П в качестве перегрузочного плавсредства (лихтера) для челночной доставки грузов с рейдовых судов на берег и обратно. Для этого уже заброшенная машина была реанимирована и оснащена перегрузочным краном, а потом короткое время возила грузы на побережье Северного Ледовитого океана. По возвращении в лоно родного завода ее разукомплектовали.
Понтонно-мостовая машина ПММ на 300-сильном шасси БАЗ-135МБ (фото К. Дунаева)
Паромная амфибия ПММ «Волна» (1974–1985 гг.)
В истории советской автотехники для форсирования водных преград самой необычной и прогрессивной считается система самоходных четырехосных паромов с кодовым наименованием «Волна», которая до сих пор применяется в Российской армии.
Проектирование упомянутой выше паромной машины «Челнок» на базе стеклопластиковой амфибии ЗИЛ-135П привело к необходимости оснащения такой техники более прочными цельнометаллическими конструкциями. С конца 1960-х дальнейшей разработкой таких систем занималось СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) из Кременчуга. В 1974-м там построили первый прототип понтонно-мостовой машины (ПММ), входившей в состав самоходного понтонного парка (СПП).
Плавающая машина ПММ с герметичными раскладными понтонами (фото Е. Певзнера)
Амфибия ПММ, ее алюминиевый корпус и движители были разработаны и собраны в Кременчуге на сухопутном 300-сильном шасси БАЗ-135МБ, на котором смонтировали упрощенную трехместную кабину от модели ЗИЛ-135ЛМ с почти плоской передней стенкой. Передвижение на воде обеспечивали два гребных винта, расположенные в подъемных кольцевых насадках с водяными рулями.
На фотографии видны два задних гребных винта в кольцевых ограждениях (фото К. Дунаева)
На плоской грузовой платформе (палубе) помещались две пары уложенных друг на друга понтонов (передних и задних) и четверо средних подъемных аппарелей. На плаву они откидывались в разные стороны и вместе с палубой образовывали типовой однозвенный паром с полезной нагрузкой 42 тонны. При взаимном соединении таких машин друг с другом можно было создавать более тяжелые самоходные паромные системы или плавающие мосты для пропуска тяжелой военной техники. Все 24 амфибии, входившие в состав парка СПП, можно было в течение 30–40 минут объединить в крупные 50-тонные переправы длиной до 260 метров.
Возведение понтонно-мостовых сооружений с участием машин ПММ
Машины-амфибии: правда или вымысел?
В далёком 1926-м, 18 января состоялась премьера фильма «Броненосец Потёмкин», снятого Сергеем Эйзенштейном. В этом же году в России была открыта одна из крупнейших судостроительных верфей. Со стороны эти события никак между собой не связаны. Однако не всё так очевидно: на самом деле у судоходной техники и наземных транспортных средств существует одна неявная точка пересечения — автомобили-амфибии.
Это чудо инженерной мысли способно передвигаться по суше и воде, а некоторые модели проектируются на основе совершенно невероятных приспособлений.
Машины-амфибии — что это? Немного истории
В начале XXI века швейцарская фирма «Ринспид», специализирующая на производстве оригинальной техники, представила миру модель автомобиля на подводных крыльях. Но интересен факт, что более 60 лет назад в СССР была разработана и успешно спущена на воду машина, снабжённая таким же элементом. Само событие было окутано тайной, ведь заказчиком выступило военное ведомство. Поэтому неудивительно, что о существовании столь необычной техники было неизвестно в течение длительного времени.
В 1953 году конструкторы Национального автомобильного института СССР получили необычную заявку на проектирование машины, способной одинаково хорошо передвигаться как по суше, так и по воде. Возглавил группу инженеров А. М. Хлебников, в 1963 вставший у руля института.
Первым делом учёные занялись теоретической стороной вопроса. В ходе многочисленных обсуждений выяснилось, что для увеличения скорости передвижения по воде требовалось уменьшить сопротивление кузова.
Конечно, добиться нужного показателя можно было, сделав конструкцию более обтекаемой: заменить привычный остов автомобиля обводами катера. Часть инженеров предлагала создать отсек, в который бы убирались колёса. Однако второй вариант приводил к увеличению массы техники и существенно снижал скорость передвижения.
В ходе споров было принято мудрое решение: сочетать лёгкую простую конструкцию и традиционные элементы передвижения катера. За основу взяли вездеходную версию «Москвич 410». Так появилась первая модель-амфибия, получившая:
Справка. При нагрузке 1 560 кг при движении по воде прототип развивал скорость почти 13 км/ч.
Спустя некоторое время была выпущена вторая модель — «НАМИ-055Б». Она была оснащена 90-сильным двигателем, позаимствованным у «Татры». Однако более 2,2 км/ч при движении по воде техника развить не смогла. Так инженеры узнали, что невозможно увеличить скорость только за счёт более мощного мотора.
В 1959 году было принято решение оснастить технику подводными крыльями. Для этого инженерам нужно было при помощи гидродинамических устройств приподнять её кузов над поверхностью. Благодаря такой конструкции получался эффект воздушной подушки, выталкивающей машину из воды и заставляющий её глиссировать. Созданная модель при полной загрузке смогла развить 50 км/ч.
Однако успешные испытания не всегда означают, что техника войдёт в серийное производство. Так получилось с «НАМИ-055Б». Модель оказалась слишком тяжёлой, технически сложной, плохо передвигалась по суше. Потому никакого развития не последовало. И только спустя много лет инженеры разных стран вернулись к разработке амфибии.
Земноводное авто: современная реальность
Конструкторы современности не ограничены заказами военных и сохранением государственной тайны, потому полёт инженерной мысли порой приводит не только к впечатляющим, но и совершенно оригинальным изобретениям.
Terra Wind Motorhome
Интересно, что бы сказали конструкторы советского Национального автомобильного института, услышав словосочетание «плавучий дом на колёсах»? Оно состоит всего из трёх слов, но все они противоречат друг другу. В действительности это описание вполне реальной техники. В начале нового тысячелетия компания с очень говорящим названием — Cool Amphibious Manufacturers International — явила миру оригинальную амфибию, созданную на базе полноценного дома на колёсах. Так свет увидел Terra Wind.
Вместительный кузов скрывает комфортный меблированный салон, в котором есть всё необходимое. Огромная плазменная панель и уютная двуспальная кровать прилагаются. Конструкция помещена на лодочный корпус из лёгкого алюминия и приводится в движение дизельным агрегатом мощностью 330 «лошадок». Передвигаясь по суше, мотор крутит колёса, плывя по воде — пару гребных винтов.
Справка. На дороге эта техника развивает скорость до 140 км/ч, в режиме «амфибия» разгоняется до 13 км/ч.
Dobbertin Surface Orbiter
Dobbertin Surface Orbiter — яркий пример того, как довольно странная идея приводит к неожиданному результату. Разумеется, при наличии целеустремлённости.
В начале 1990-х американец Рик Доббертин загорелся создать универсальное транспортное средство, одинаково хорошо передвигающееся по воде и суше. Главное, чтобы техника могла выдержать кругосветное путешествие!
Для воплощения идеи в жизнь Рик раздобыл огромную цистерну 1959 года выпуска, 6-литровый силовой агрегат мощностью 250 л.с. и четырёхступенчатую АКПП. Вооружившись необходимыми инструментами и деталями, доморощенный изобретатель заперся в своём гараже.
Спустя четыре года Рик выкатил конструкцию, которую трудно описать словами. Амфибия представляла собой гигантскую металлическую ракету, установленную на раму с колёсами. «Монстр» не только ездил, но и довольно шустро плавал. Причём настолько шустро, что стал первым гибридным авто, пересёкшим Панамский канал. Как тебе такое, Илон Маск?
Rinspeed Splash
Швейцарская компания «Ринспид» словно издевается над общепринятыми канонами автомобилестроения, представляя одну футуристическую модель за другой. Инженеры даже смогли изменить саму идею автомобиля-амфибии. Хотя, казалось бы, куда ещё оригинальнее. Но нет, парни из Rinspeed смогли удивить даже бывалых изобретателей.
Rinspeed Splash — это настоящий спорткар, который глиссирует по водной поверхности. Причём он не столько плывёт, сколько летит над гладью на высоте 60 см. Это возможно благодаря установленным подводным крыльям. В режиме «амфибия» техника разгоняется до 80 км/ч.
На дорогах общественного пользования спорткар тоже неплох: под капотом спрятался двухцилиндровый агрегат от снегохода, разгоняющий авто до «сотни» всего за 5,9 секунды.
Watercar Panther
В отличие от предыдущих моделей, Watercar Panther — вполне себе серийное авто, которое может купить каждый желающий. Причём по скорости оно не сильно уступает Rinspeed Splash — по воде смесь водного байка и внедорожника разгоняется до 72 км/ч. Это делает Panther самой шустрой серийной амфибией в мире.
Под капотом располагается шестицилиндровый 3,7-литровый силовой агрегат от Acura MDX, мощностью 300 «лошадок». Клиент может заказать обвес по своему вкусу: выбрать расцветку, принты, винил, материал отделки салона. Также производитель предлагает версию, разработанную специально для пожарной службы.
Мечтая изменить мир, привнеся новое и усовершенствовав старое — лучший двигатель прогресса. Как знать, возможно, через пару десятков лет человечество будет добираться в магазины или на работу, рассекая воздух крылом летающего автомобиля.