Автомототранспортных средств что относится
Автомототранспортных средств что относится
. под автомототранспортными средствами понимаются транспортные средства, приводимые в движение двигателем, предназначенные для движения по дорогам и для перевозки пассажиров, грузов и (или) установленного на них оборудования (автомобили (в том числе автомобили для буксирования транспортных средств, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков), квадрициклы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, скутеры), а также мотовездеходы, квадроциклы, трициклы, снегоходы, гоночные автомобили и мотоциклы, прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски. При этом к автомототранспортным средствам не относятся колесные трактора, самоходные машины, троллейбусы, трамваи.
Ст. 335 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З
. под автомототранспортными средствами понимаются транспортные средства, приводимые в движение двигателем, предназначенные для движения по дорогам и для перевозки пассажиров, грузов и (или) установленного на них оборудования (автомобили (в том числе автомобили для буксирования транспортных средств, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков), квадрициклы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, скутеры), а также мотовездеходы, квадроциклы, трициклы, снегоходы, гоночные автомобили и мотоциклы, прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски. При этом к автомототранспортным средствам не относятся колесные трактора, самоходные машины, троллейбусы, трамваи.
Ст. 325-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть)
Автомототранспортные средства – легковые автомобили, мотоциклы, квадрициклы, снегоходы; мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, мокики, скутеры и иные аналогичные транспортные средства, прицепы и полуприцепы.
Ст. 378 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть)
Автомототранспортные средства – легковые автомобили, мотоциклы, квадрициклы, снегоходы; мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, мокики, скутеры и иные аналогичные транспортные средства, прицепы и полуприцепы.
Ст. 335 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З
. под автомототранспортными средствами понимаются транспортные средства, приводимые в движение двигателем, предназначенные для движения по дорогам и для перевозки пассажиров, грузов и (или) установленного на них оборудования (автомобили (в том числе автомобили для буксирования транспортных средств, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков), квадрициклы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, скутеры), а также мотовездеходы, квадроциклы, трициклы, снегоходы, гоночные автомобили и мотоциклы, прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски.
Ст. 325-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть)
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Автомототранспортные средства: понятие, правовые свойства
Транспортное средство — это как раз такое понятие, которое не получило однозначной ГК РФ во многих его главах, разделах, статьях действительно можно найти упоминания о транспортном средстве.
Но только вот самого определения транспортного средства в гражданском законодательстве не содержится.
Это, в свою очередь, стало поводом для всяких дискуссий в научном юридическом сообществе.
Упоминание о транспортном средстве мы можем найти, например, в следующих статьях, главах и разделах ГК РФ:
1. Пункт 1 ст. 227 ГК РФ.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.
2. Пункт 2 ст. 257 ГК РФ, которая раскрывает понятие имущество, относящееся к имущественному комплексу крестьянского (фермерского) хозяйства. В ней указано, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов[1].
3. Ст. 426 ГК РФ упоминает о перевозке транспортом общего пользования в рамках понятия публичного договора.
4. В ст. 510 ГК РФ понятие транспорта используется в связи с обязанностью доставки продавцом товаров, которая может быть реализована путем отгрузки их (товаров) транспортом, предусмотренным договором поставки.
5. В ст. 607 ГК РФ к объектам договора аренды отнесены, в том числе и транспортные средства, которые являются непотребляемыми вещами.
6. В ст. 625 ГК РФ в качестве отдельного вида договора аренды назван договор аренды транспортных средств.
7. § 3 гл. 34 ГК РФ, который специально призван урегулировать отношения, связанные с арендой транспортных средств, при этом выделяются два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без такового.
8. Гл. 40 ГК РФ, представляющая основной массив норм, регулирующих отношения, связанные с использованием транспорта.
9. Гл. 41 ГК РФ — транспортная экспедиция. Также, как и предыдущая глава регулирует отношения, связанные с транспортом, точнее организацией перевозки.
10. В нормах о деликтной ответственности также встречается упоминание о транспортных средствах. Так, ст. 1079 ГК РФ в п. 1 указывает, что деятельностью, которая связана с повышенной опасностью для окружающих, является использование транспортных средств, механизмов.
11. В разделе V ГК (Наследственное право) также можно найти упоминание о транспортных средствах. Так, в ст. 1184 ГК говорится о том, что средства транспорта и другое имущество, предоставленное государственным или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Сегодня в литературе выделяют следующие признаки транспортного средства:
Следуя вышеуказанным признакам, возникает вопрос чем тогда будет являться тот же экскаватор?
Экскаватор ведь не перевозит грузы, пассажиров, багаж, не буксирует объекты? Он предназначен для выполнения определённых строительных, ремонтных работ.
Получается, что экскаватор не является транспортным средством, так как не подпадает под один из вышеназванных признаков.
Вместе с тем, договоры о предоставлении экскаваторов в аренду на практике встречаются достаточно часто.
Это говорит о том, что не всегда теоретические доводы могут быть подтверждены на практике.
Некоторые теоретики полагают, что единое определение транспортного средства в гражданском законодательстве невозможно дать лишь из-за того, что с каждым годом техника так или иначе развивается, появляются новые её виды.
Если гражданское законодательство не даёт чёткого определения тому, что считать транспортным средством, значит нужно обратится к судебной практике и найти ответ на этот вопрос.
Рассмотрим судебные решения, которые непосредственно применительны к договору аренды транспортного средства. Итак,
Правомерно не принят довод суда первой инстанции о том, что спорная гусеничная техника не относится к числу транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам, как противоречащий определённым в статье 2 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понятиям транспортного средства и дороги, из анализа которых судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что спорная гусеничная техника относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей, грузов по дорогам, в том числе в виде необустроенной, но приспособленной для движения полосы земли, к которым относятся просеки и профиля.
2. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А75-7300/2009[3].
Из текста договора аренды от 02.04.2008 N Т-Н следует, что арендодатель предоставил арендатору в аренду кран ДЭК-251 для производства СМР на объекте арендатора.
Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, от 29.06.1995 N 647, от 07.05.2003 N 263, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) аналогичным образом устанавливает понятие «транспортного средства» как средства передвижения, предназначенного для перемещения людей и грузов.
По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 краны общего назначения на гусеничном ходу относятся к машинам и оборудованию (оборудование подъемно-транспортное — 142915000).
Согласно паспорта крана, приобщенному к материалам дела судом апелляционной инстанции, он по своему назначению предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Для перевозки (перемещения, передвижения) людей и грузов кран не предназначен. К использованию крана не подлежат применению Правила дорожного движения, Правила государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники.
Государственная регистрация крана как транспортного средства в органах ГИБДД не проводилась.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что кран не является транспортным средством, в том смысле, который ему придаётся параграфом 3 главы 34 ГК РФ и Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу чего договор от 02.04.2008 N Т-Н не является договором аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А56-5884/2009[4].
Из текста договора, заключенного между сторонами, следует, что ответчику предоставлен монтажный кран марки МКГ-25БР для производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.
Согласно описанию крана, приобщённому к материалам дела судом апелляционной инстанции, он по своему назначению не является транспортным средством, предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, основным рабочим оборудованием является башенно-стреловое.
Таким образом, заключённый сторонами договор является договором оказания услуги.
То есть, судебная практика, давая определение понятию транспортного средства руководствуется, во-первых, положениями ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и п. 1.2 Правил дорожного движения о том, что транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.
Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 установлено, что транспортное средство — средство передвижения, предназначенное для перемещения людей и грузов.
Соответственно, если нужно узнать, относится то или иное устройство или средство передвижения к транспортному средству, то следует открыть Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.
Данным документом следует руководствоваться определяя какой вид договора аренды нужно заключать — обычный договор аренды (если ваше устройство или средство передвижения не отнесено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 к транспортному средству) или же договор аренды транспортного средства.
Открываем группировку «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и находим там все устройства и средства передвижения, которые в настоящее время считаются транспортными средствами.
15 3410000 Автомобили.
15 3410010 Автомобили легковые.
15 3410020 2 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы).
15 3410030 Автобусы и троллейбусы 15 3410031 Автобусы 15 3410032 Троллейбусы.
15 3410040 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040 15 3420000 Прицепы и полуприцепы.
15 3420020 Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов 15 35ЮООО Суда.
15 3511000 Суда торговые и пассажирские.
15 3511010 Суда самоходные морские.
15 3511011 Суда сухогрузные самоходные морские.
15 3511012 Суда наливные и комбинированные самоходные морские.
15 3511013 Суда пассажирские и грузопассажирские морские.
15 3511014 Суда буксирные, технические, вспомогательные самоходные морские.
15 3511020 Суда несамоходные морские.
15 3511021 Суда сухогрузные и наливные несамоходные морские.
15 3511022 Суда технические и вспомогательные несамоходные морские.
15 3511030 Суда самоходные речные и озерные.
15 3511031 Суда сухогрузные и наливные самоходные речные и озерные.
15 3511032 Суда пассажирские и грузопассажирские речные и озерные.
15 3511033 Суда буксирные, технические и вспомогательные самоходные речные и озерные.
15 3511040 Суда несамоходные речные и озерные.
15 3511041 Суда сухогрузные несамоходные речные.
15 3511042 Суда наливные несамоходные речные и озерные.
15 3511043 Суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные.
15 3511050 Суда промысловые (добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные).
15 3512000 Суда спортивные, туристские и прогулочные.
15 3512010 Суда моторные спортивные, туристские и прогулочные.
15 3512020 Суда парусные спортивные, туристские и прогулочные.
15 3512030 Суда гребные спортивные, туристские и прогулочные.
15 3512040 Катера судовые.
15 3512050 Шлюпки, плоты и лодки спасательные и рабочие.
15 3512090 Плавсредства прогулочные и спортивные прочие.
15 3520000 Средства транспортные железнодорожные.
15 3520010 Локомотивы и рельсовый подвижной состав (электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы; вагоны грузовые, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны-рефрижераторы, вагоны-самосвалы, вагоны пассажирские, вагоны трамвайные, вагоны метрополитена).
15 3531000 Аппараты летательные воздушные.
15 353ЮЮ Аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и прочие).
15 3531020 Самолеты и вертолеты (самолеты пассажирские, самолеты специализированные гражданские, самолеты учебно-тренировочные и спортивные, самолеты транспортно-грузовые, вертолеты пассажирские, вертолеты транспортно-грузовые).
15 3532000 Аппараты летательные космические.
15 3532010 Корабли, станции и аппараты космические, включая спутники.
15 3591000 Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы к ним.
15 359ЮЮ Мотоциклы, мотороллеры и мопеды.
15 3591020 Прицепы к мотоциклам, мотороллерам и мопедам.
15 3592000 Велосипеды и коляски инвалидные.
15 3592010 Велосипеды 15 3592020 Коляски инвалидные.
15 3599000 Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки.
15 3599010 Средства транспортные, приводимые в движение вручную (тачки, багажные тележки, ручные тележки, вагонетки, колесные платформы различного вида и прочие).
15 3599020 Средства транспортные, приводимые в движение на животной тяге (двуколки, повозки, катафалки и прочие).
15 3599°3° Средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электрокары, электропогрузчики, электротележки и прочие).
Однако проанализировав внимательно все типы транспортных средств, было выявлено что там указаны не все типы привычных нам транспортных средств.
К примеру, в Общероссийском классификаторе нет таких транспортных средств как автоэвакуатор, автокран, пожарная машина.
Указанные средства не предназначены для перевозки людей и грузов и именно поэтому не включены в подраздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94.
Указанные средства включены в Общероссийский классификатор, в подраздел указанного Классификатора «Машины и оборудование», код 14 3410000
Машины пожарные и автомобили специальные для коммунального хозяйства (машины уборочные, машины для жилищного, газового, энергетического хозяйства города и машины специальные прочие).
Однако получается, что если указанные три спецмашины не включены в перечень транспортных средств в Общероссийском классификаторе, то они не считаются транспортными средствами.
Ответ на данный вопрос также можно найти проанализировав судебную практику.
1. Определение ВАС РФ от 28.11.2008 N15282/08
Как установлено судами, между обществом с ограниченной ответственностью «Трансокеаник» и обществом с ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» заключен договор от 25.05.2005 N 01/05, по условиям которого предприятие обязалось предоставить клиенту автомобильный кран КАТО КК-750У5-8 г/п 50 тонн за плату во временное пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Названный договор прекратил своё действие 15.06.2005, то есть по окончании срока действия договора, установленного сторонами.
В связи с неоплатой ответчиком услуг, оказанных в январе 2006 года, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части процентов, пришел к выводу о том, что по своей правовой природе заключённый сторонами договор является договором аренды транспортного средства с экипажем, взаимоотношения по которому регулируются положениями параграфа з главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому правила о возобновлении договора на неопределённый срок в данном случае не подлежат применению, а выполненные в спорный период работы не имеют отношения к договору от 25.05.2005 N 01/05.
2. Определение ВАС РФ от 07.07.2008 N 4458/06.
При рассмотрении спора суды установили, что между сторонами были заключены договоры от 27.05.2002 б/н и от 20.05.2002 N 81, по условиям которых войсковая часть обязалась передать обществу во временное пользование автокран «Като-75».
Согласно пункту 2.1.1 договоров при передаче автокрана стороны составляют акт технического состояния.
Оценивая названные договоры, суды пришли к выводу, что по своей правовой природе они являются договорами аренды транспортного средства без экипажа.
Кроме того, суды признали, что предметом обоих договоров является один и тот же автокран. Довод заявителя о том, что предмет договоров не согласован сторонами, был рассмотрен судом апелляционной инстанции.
Суд указал, что названные договоры отвечают требованиям статей 642-643 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержат все существенные условия, необходимые для данного вида договоров, в том числе и предмет.
3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2009 по делу N А61-1277/2008-13).
Как видно из материалов дела, ЗАО «Союз-3» (арендодатель) и ООО «Стройпрогресс» (арендатор) заключили договор аренды имущества от 01.02.2006, по условиям которого арендодатель обязался передать арендатору во временное владение и пользование автокран МАЗ-500 в исправном состоянии.
За пользование имуществом арендатор уплачивает арендную плату в размере 1725 рублей в день (пункт 2 договора). Согласно пунктам 5.1 и 5.2 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества, поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счёт ремонт.
Арендатор обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями договора, а также выделять горюче-смазочные материалы (дизтопливо, масло).
Во исполнение условий договора арендодатель передал арендатору автомобильный кран МАЗ 5334 на базе автомобиля МАЗ, государственный регистрационный номер Н 072 АС 15 rus.
Суды, исследовав обстоятельства дела, оценив условия договора аренды имущества от 01.02.2006, объяснения водителя автокрана Кузнецова В.И. от 18.05.2006, являющегося работником истца, пришли к выводу о том, что заключённый сторонами договор по правовой природе является договором аренды транспортного средства с экипажем.
В силу ст. 632 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Доводы заявителя о том, что заключённый договор не является договором аренды транспортного средства с экипажем и в аренду передан не автомобиль, а кран автомобильный, установленный на шасси МАЗ-5334, в связи с чем нормы параграфа 3 главы 34 ГК РФ не подлежат применению, несостоятелен.
Суды установили, что в аренду передан автомобильный кран МАЗ 5334 на базе грузового автомобиля МАЗ.
Кроме того, передача в аренду только крана без транспортного средства влечет за собой невозможность использовать кран по назначению, что не отвечает содержанию договора аренды и интересам сторон.
Какие отсюда следуют выводы?
К транспортным средствам судебная практика относит не только те устройства и средства передвижения, которые обозначены в группировке «Транспортные средства» Общероссийского классификатора, но и специальный транспорт, который обозначен в разделе «Машины и оборудование» названного классификатора.
Таким образом, можно сделать вывод, что с транспортными средствами, которые в классификаторе определены как таковые, при сдаче или взятии в аренду следует заключать именно договор аренды транспортного средства, а не обычный договор аренды.
Проблемы с определением вида необходимого к заключению договора аренды могут появиться, при желании сдавать/брать в аренду какую-нибудь спецтехнику.
Вначале рассмотрения данного параграфа был поднят вопрос относительно экскаватора. Согласно Общероссийскому классификатору это не транспортное средство.
А что же следует отнести к спецтехнике?
Вся существующая спецтехника довольно разнообразна, но при этом её условно можно поделить на следующие виды:
Автомобильная спецтехника — это грузовые автомобили для перевозки особых грузов (автоцистерны, лесовозы, бензовозы, ломовозы и т.п.), многие из которых снабжены дополнительными механизмами (для перемешивания или выгрузки), и специальными креплениями (для особых грузов).
Коммунальная спецтехника — это техника, используемая для уборки и расчистки территорий: поливомоечные, снегоуборочные, пескоразбрасывающие, илососные, подметально-уборочные, мусоровозы, каналопромывочные машины и др.
Подъёмная спецтехника — это гидроманипуляторы, краны-манипуляторы, гидролифты, гидроборта и автовышки, основная задача которых погрузка и транспортировка грузов.
Современные краны-манипуляторы легко можно установить на грузовые автомобили, при этом они имеют компактные размеры и большой вылет стрелы, обеспечивая тем самым большую производительность труда.
Дорожная спецтехника — это техника для строительства, ремонта и обустройства дорог: асфальтовые катки, дорожные фрезы, асфальтоукладчики, бетоноукладчики, ресайклеры.
Строительная спецтехника — это экскаваторы, бетонная техника, некоторые краны-манипуляторы, гидроподъемники, погрузчики и т.д. Спектр данной спецтехники очень широк.
Сельскохозяйственная спецтехника — это, прежде всего, тракторы, косилки, комбайны, доильные машины и т.д. Почти все сельскохозяйственные операции автоматизированы.
Можно ли приравнивать вышеобозначенную спецтехнику к транспортному средству в гражданском законодательстве?
Если посмотреть на Общероссийский классификатор, то можно заметить, что многие из видов спецтехники представлены в разделе «Машины и оборудование».
В судебной практике, нет единого подхода к разрешению вопроса о возможности применения к спецтехнике норм Гражданского кодекса РФ об аренде транспортных средств[5].
В частности, разногласия возникают в отношении дорожно-строительных самоходных машин (строительной техники), таких как башенный кран, автогрейдер, бульдозер, экскаватор.
На данный момент в судебной практике господствуют две диаметрально противоположные правовые позиции.
Самоходную строительную технику нельзя считать транспортными средствами, так как указанная техника:
При этом то, что п. 1.2 Правил дорожного движения распространяет термин «механическое транспортное средство» на самоходные машины, не означает, что эти машины в буквальном смысле являются транспортными средствами.
Подтверждение вышесказанному можно найти в следующих судебных актах:
— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А57- 25771/2009;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А75- 7300/2009.
В соответствии с такой позицией судов к заключенному договору могут быть применены общие нормы § 1 гл. 34 ГК РФ об аренде имущества, а не правила § з гл. 34 ГК РФ об аренде транспортных средств.
Соответственно, арендодатель будет вправе требовать возврата имущества только по истечении месяца после того как предупредит арендатора об отказе от договора (п. 2 ст. 6ю ГК РФ).
Если по истечении срока аренды арендодатель не потребует возврата самоходной машины, то заключённый им договор аренды будет продлён на неопределенный срок согласно ст. 621 ГК РФ, а не прекратит свое действие в соответствии со ст. 632 ГК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 N А33-14008/2007-03АП-471/2008).
К договору также могут быть применены нормы гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
В таком случае арендодатель будет вправе взыскать с арендатора не сумму арендной платы, установленную договором, а подтвержденную стоимость оказанных ему в рамках договора услуг (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2009 по делу N А65-6054/2008).
Строительная самоходная техника и такие машины, как комбайн и трактор, являются транспортными средствами.
— Определение ВАС РФ от 16.10.2009 N ВАС-13577/09;
— Определение ВАС РФ от 30.04.2009 N ВАС-5269/09;
— Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2008 по делу К А65-9278/2007-СГ2-6;
— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу N А56- 44602/2009;
— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А75-7935/2009;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 N 17АП-7281/2008-ГК;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А81- 5328/2009;
— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А56- 32092/2009;
— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу N А33- 11693/2010;
— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2005 N Ф08-2398/2005.
Указанная позиция обосновывается судами тем, что данная техника:
1. зарегистрирована в органах гостехнадзора в качестве самоходной машины (см. Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2008 N Ф09-6311/08-С4, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2008 по делу N А66-1490/2007);
2. способна перемещаться в пространстве под управлением специалиста, соответствует определению транспортного средства, данному в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
При этом то, что в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 данная техника отнесена к машинам и оборудованию, не означает, что она не может быть объектом договора аренды транспортного средства[6].
Если придерживаться второй позиции, то спецтехнику можно считать транспортным средством для целей договора аренды. Таким образом, транспортные средства — это средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, а также спецтехника, предназначенная для выполнения определенных задач, включенные в Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 и признаваемые таковыми судебной практикой в конкретном регионе России.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301, http://www.pravo.gov.ru
[2] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2004 N Ф04-6774/2004(А75-4786-15) [электронный ресурс] http://www.alppp.ru/court/fas-zapadno-sibirskogo-okruga/09-2004/postanovlenie-fas-zapadno-sibirskogo-okruga-ot-20-09-2004—f04-67742004a75-4786-15-sud-pe.html
[3] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А75-7300/2009 [электронный ресурс] http://www.resheniya-sudov.ru/2010/62839/
[4] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А56-5884/2009 [электронный ресурс] http://www.alppp.ru/court/12-apelljacionnyj-sud/10-2009/index.html
[5] Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные вопросы гражданского права. М., 1998. С. 139-158
[6] Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А58-129/07, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 Ш7АП-4273/2008-ГК.