Автономная гимназия что значит
АУ – автономное учреждение
АУК – автономное учреждение культуры
БУ – бюджетное учреждение
БУК – бюджетное учреждение культуры
ГАОУ ВО – государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
ГАОУ ДПО – государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
ГАПОУ – государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
ГАУК – государственное автономное учреждение культуры
ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение
ГБПОУ – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ГБУ – государственное бюджетное учреждение
ГБУК – государственное бюджетное учреждение культуры
ГКБУ – государственное краевое бюджетное учреждение
ГКБУК – государственное краевое бюджетное учреждение культуры
ГКУ – государственное казённое учреждение
ГКУК – государственное казённое учреждение культуры
ГОБУК – государственное образовательное бюджетное учреждение культуры
ГОУ ВО – государственное образовательное учреждение высшего образования
ГОУ ВПО – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГУ – государственное учреждение
ГУК – государственное учреждение культуры
КГАУК – краевое государственное автономное учреждение культуры
КГБНУК – краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры
КГБУ – краевое государственное бюджетное учреждение
КГКУ – краевое государственное казённое учреждение
КГУ – краевое государственное учреждение
МАОУ – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАУ – муниципальное автономное учреждение
МАУК – муниципальное автономное учреждение культуры
МБОУ – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБУ – муниципальное бюджетное учреждение
МБУК – муниципальное бюджетное учреждение культуры
МКУ – муниципальное казённое учреждение
МКУК – муниципальное казённое учреждение культуры
МУ – муниципальное учреждение
МУК – муниципальное учреждение культуры
НОУ ВПО – негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ОБУК – областное бюджетное учреждение культуры
ОГАУК – областное государственное автономное учреждение культуры
ОГБУК – областное государственное бюджетное учреждение культуры
ОГКУК – областное государственное казённое учреждение культуры
ФГАОУ ВО – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
ФГАОУ ВПО – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФГБВОУ ВО – федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования
ФГБНИУ – федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение
ФГБНУ – федеральное государственное бюджетное научное учреждение
ФГБОУ – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение
ФГБУК – федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
ФГБУН – федеральное государственное бюджетное учреждение науки
ФГКВОУ – федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение
ФГКОУ – федеральное государственное казённое образовательное учреждение
ФГОУ – федеральное государственное образовательное учреждение
ФГУ – федеральное государственное учреждение
ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие
ФКУ – федеральное казённое учреждение
ФКУК – федеральное казённое учреждение культуры
В чём разница школ МАОУ СОШ, МБОУ СОШ, и тд. Очень интересно.
да разницы особой нет, они все равно обе на содержании государства
Обычные школы и детсады
Итак, переводы с канцелярского на общечеловеческий язык.
ГБДОУ – государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (детский сад, ясли).
МБДОУ – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (все те же самые заведения, что и в случае с ГБДОУ). Иногда букву «Б» пропускают и пишут просто МДОУ.
ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение (школа, лицей, гимназия, учебный комбинат, комплекс). Бывает так, что садик входит в школьный комплекс, тогда ГБДОУ – это подразделение ГБОУ.
МБОУ – муниципальное бюджетное образовательное учреждение (те же школы, лицеи и т. д., но с финансированием из бюджета города).
МКОУ – муниципальное казенное образовательное учреждение (опять те же самые школы всех видов с прямым финансированием из госбюджета, обычно городского, реже – регионального).
СОШ – средняя образовательная школа: обычная школа, без всяких затей. Как правило эта аббревиатура используется в сочетании с «МКОУ» – МКОУ СОШ.
МАОУ – муниципальное автономное образовательное учреждение. Ничего нового: это снова школы, гимназии, лицеи и так далее с государственным финансированием.
МКШ – малокомплектная школа. Расположены такие учебные заведения в сельской местности, в них учится немного учеников (несколько десятков), параллельных классов нет. Бывает и так, что какого-то класса вовсе нет, потому что в населенном пункте нет детей соответствующего возраста, которых надо учить. В совсем маленьких МКШ 8–10 учеников разного возраста могут сидеть в одном классе и заниматься вместе по всем предметам. Это «вымирающий вид» учебных заведений, за существование которого изо всех сил борются жители небольших сёл.
Казенное, бюджетное или автономное учебное заведение школа – для родителей большой разницы нет, потому что все эти учреждения бесплатные, финансируются из бюджетов разных уровней, просто отличаются механизмы этого финансирования и возможности школ распоряжаться своим имуществом.
Тем не менее небольшое отличие может быть: иногда у государственных школ и детских садов оснащение лучше, чем у муниципальных. У автономных образовательных учреждений больше возможностей предоставлять дополнительные платные услуги (организовывать кружки, проводить факультативы и т. д).
Автономная школа: что это, плюсы и минусы
На сегодняшний день существует много разговоров о переходе учреждений (в частности школ) от статуса «бюджетных» к статусу «автономных». И прежде чем размышлять о плюсах и минусах данного вопроса нужно разобраться что же такое «автономия».
Что это такое?
Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства. Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.
Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка. Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт. А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.
Плюсы автономной школы
Минусы автономной школы
Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.
Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.
В новой автономной школе учитель станет для детей настоящим другом и наставником, его роль немного трансформируется. Учитель сможет самостоятельно составлять планы и конспекты уроков, готовить собственные стратегии и методы в соответствии с развитием детей в каждом классе и с их интересами. Это называется «академическая свобода». Кроме того, если учитель пройдет независимую сертификацию, которая является добровольной, то получит небольшую прибавку к зарплате.
Вывод
В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы. Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно. А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.
Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ. Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса. Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!
Что значит автономное образовательное учреждение
Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?
Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.
Суть работы
Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.
Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.
Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.
Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.
Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.
Основное отличие от других видов организации
Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.
Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.
Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.
Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.
Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.
Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.
На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.
В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.
Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений
Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.
Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.
Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.
Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.
Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.
12 вопросов про АУ
1. Что такое автономное учреждение?
В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (п. 1 ст. 2) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение (АУ) – это государственная (муниципальная) некоммерческая организация, являющаяся учреждением. Когда раньше говорилось о государственном или муниципальном учреждении, всегда имелось в виду бюджетное учреждение (БУ). Сегодня это может быть как БУ, так и АУ.
Это положение отражено в ГК РФ следующим образом: «Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением» (п. 2 ст. 120).
Важно, что на АУ распространяются практически все виды льгот, предусмотренные различными законами для бюджетных учреждений. При этом АУ лишено почти всех ограничений, которые сегодня сопровождают деятельность бюджетного учреждения.
С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» государственное или муниципальное учреждение может быть как бюджетным, так и автономным, так как это два типа одной организационно-правовой формы.
В ряде региональных нормативно-правовых актов и целевых программ говорится только об одной форме: «бюджетное учреждение». Для распространения положений этих актов и программ на автономные учреждения в них необходимо внести изменения, а именно: указать, что нормативно-правовые акты распространяются не на «бюджетные учреждения», а на «государственные и муниципальные учреждения».
2. Чем отличаются автономные учреждения (АУ) от автономных некоммерческих организаций (АНО)?
Согласно Закону РФ «Об образовании», «Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций» (ст. 11.1). Российский закон «О некоммерческих организациях» (1996) был принят раньше Закона «Об автономных учреждениях». В нем говорится: «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг» (ст. 10).
Поэтому руководители ряда российских регионов, в частности, Тюменской области, не стали дожидаться принятия Федерального Закона «Об автономных учреждениях» и преобразовали ряд бюджетных учреждений (в частности, детские сады) в автономные некоммерческие организации (АНО). Их главное отличие от АУ в том, что они являются негосударственными (схема 1).
Деятельность АНО регулируется Законом «О некоммерческих организациях», а не Законом «Об автономных учреждениях». На автономные некоммерческие организации не распространяются льготы, действующие для автономных учреждений (которые могут быть только государственными или муниципальными).
Еще одно ключевое отличие в том, что по решению суда автономные некоммерческие организации могут быть признаны банкротом. Эта мера не распространяется на АУ (см. вопрос № 12).
3. Каким критериям должна соответствовать школа, чтобы стать АУ?
В каждом конкретном случае предложение о переходе школы в АУ принимается учредителем с согласия администрации школы. Администрация школы должна подготовить пакет документов, в том числе провести собрание трудового коллектива и получить его согласие на перевод в АУ. Сегодня эксперты рекомендуют учредителям несколько критериев, которыми следует руководствоваться для принятия этого ответственного решения.
Основными критериями для учредителя при создании автономных учреждений считаются:
– наличие у образовательного учреждения опыта по оказанию платных услуг населению;
– доля привлекаемых внебюджетных средств на уровне не ниже 10–15% от общего объема финансирования;
– наличие конкурентной среды;
– наличие проработанных планов стратегического развития, а также финансового плана.
Согласно действующей с 1 января 2008 г. редакции Бюджетного кодекса РФ учредитель бюджетных и автономных учреждений устанавливает им государственные (муниципальные) задания в соответствии с предусмотренной их уставами основной деятельностью. Финансовым обеспечением выполнения заданий являются бюджетные ассигнования (ст. 69.1, 69.2 БК РФ).
Эксперты подчеркивают, что не имеет смысла переводить бюджетное учреждение в автономное, если оно практически полностью финансируется в рамках бюджетных ассигнований на выполнение государственного (муниципального) задания. В этом случае учредитель вправе жестко контролировать расход бюджетных средств (в т.ч. в рамках сметного финансирования).
Большинство крупных школ сегодня имеют доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг. Эти ОУ могут получить выгоды от смены типа учреждения и должны рассматриваться первыми в списке кандидатов для перевода в АУ.
Эксперты рекомендуют учредителям ОУ руководствоваться данными рейтинга лучших школ, составленными в ходе реализации КПМО и региональных проектов поддержки образования. Образовательные учреждения – победители конкурса лучших школ в рамках КПМО уже имеют опыт реального хозяйствования (в том числе составления планов стратегического и финансового развития, проведения конкурсов, оказания дополнительных платных услуг, работы с попечительским советом). Это чрезвычайно важно в условиях самостоятельного распоряжения бюджетными и внебюджетными средствами, предоставляемыми законом автономному учреждению (см. вопрос № 11).
4. Можно ли при переходе в АУ сменить учредителя?
Обычно перевод бюджетного учреждения в автономное не предполагает смену учредителя. Новое АУ остается в ведении того же органа власти.
Учредитель автономного учреждения определяется в зависимости от того, на базе какого имущества оно создается. Учредителем федеральных автономных учреждений является Российская Федерация, региональных – субъект РФ, муниципальных – муниципальное образование. В случае со школами речь идет (за незначительными исключениями) об органах муниципальной власти.
Какие функции выполняет учредитель по отношению к АУ?
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредитель ответственен за:
утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;
рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
реорганизацию и ликвидацию автономного учреждения, изменение его типа;
утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий; заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;
рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя АУ.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» решение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать сведения об органе-учредителе АУ, наделяемом полномочиями для его создания и ответственном за проведение соответствующих мероприятий.
5. Можно ли насильно перевести школу в автономное учреждение?
Эти опасения были высказаны педагогами при первом знакомстве с проектом закона «Об автономных учреждениях». Возможность насильственного перевода бюджетного образовательного учреждения (а конкретно – школы) в статус автономного с дальнейшим снижением или лишением финансирования (а в худшем случае – даже закрытием), обсуждалась законодателями еще на стадии подготовки законопроекта в комитетах Государственной Думы РФ.
Чтобы поддержать свободное выражение инициативы педагогической общественности, в Закон «Об автономных учреждениях» была внесена принципиальная поправка: решение о создании автономного учреждения путем изменения типа уже существующего государственного или муниципального учреждения (в данном случае – смена статуса школы) принимается по инициативе либо с согласия самого государственного или муниципального учреждения (п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Иными словами, администрация школы может сама выйти к учредителю с предложением изменить тип учреждения с БУ на АУ, либо рассмотреть (принять или отвергнуть) соответствующее предложение учредителя.
И в том, и в другом случае администрация ОУ должна сначала всесторонне обсудить с педагогическим коллективом возможность перехода в АУ. Приняв положительное решение, администрация школы и бухгалтер должны подготовить и завизировать огромное количество бумаг.
В процессе многомесячной подготовки документов администрация примет окончательное решение: готова ли их школа к ответственному шагу смены статуса.
Советуем обратить внимание на высказанное на с. 27–30 данного номера газеты мнение директора гимназии № 40 г. Калининграда Татьяны Павловны Мишуровской, которая уверена, что даже для опытной школьной администрации из шести человек подготовка документов для перехода в АУ будет занимать несколько месяцев. Из этого ясно, что школа не может в одно прекрасное утро «проснуться» в новом для нее статусе автономного учреждения лишь потому, что ей этот статус «навязали» сверху.
Порядок создания автономного учреждения прописан в ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях», в Постановлении Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 (для всех уровней власти – федерального, регионального и муниципального).
6. Что делать, если учредитель не согласен перевести школу в АУ?
Такие случаи в России уже есть. Ряд школ в российских регионах изъявили желание сменить форму с БУ на АУ, однако учредитель по разным причинам откладывает рассмотрение их заявок. В некоторых регионах (например, в Москве) руководители образования заявили, что пока не собираются менять статус БУ на АУ ни у одной школы города. Однако в других ситуациях отказа учредитель посчитал, что школа пока не готова функционировать в статусе АУ. Причины могут быть следующими:
– отсутствие в школе собственной бухгалтерии, которая необходима для полноценной работы автономного учреждения;
– небольшое количество учащихся и, следовательно, недостаточно высокое финансирование, которое не позволит школе вести активную самостоятельную финансовую деятельность;
– отсутствие в школе источников дополнительного внебюджетного финансирования;
– отсутствие в школе энергичной родительской общественности, в частности, активного управляющего совета, члены которого в дальнейшем могли бы войти в наблюдательный совет АУ.
Одно из главных сомнений учредителя, препятствующих переводу БУ в АУ, заключается в недостаточной подготовленности школы к самостоятельному хозяйствованию. Нужно помнить (см. вопрос № 12), что в случае взыскания кредиторами по суду часть долгов АУ повисает на учредителе. Это вынуждает его быть особенно осторожным.
Эксперты указывают на то, что некоторые из указанных ситуаций поправимы: у школы может не быть собственного бухгалтера, однако для деятельности АУ достаточно централизованной кустовой бухгалтерии с прозрачным учетом для каждого учреждения отдельно.
В школе может быть немного учеников, однако она может получать заказ от муниципалитета на дополнительные образовательные услуги. Все зависит от активной деятельности ее администрации и управляющего совета.
Однако если школе отказано в переходе в АУ, следует помнить, что решение об этом важном шаге принимает не только коллектив, но и учредитель. Может быть, стоит его переубедить?
Решение о создании автономного учреждения принимается на основе предложения, подготовленного органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя. Форма такого предложения определена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 и является обязательной для всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Минэкономразвития России утверждены (приказом от 20.07.2007 № 261) Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. (Предложение должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях».)
7. Каковы полномочия наблюдательного совета АУ?
Наблюдательный совет АУ, собирающийся на свои заседания раз в квартал, не является управляющим органом (п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Наблюдательный совет АУ, в котором представлены интересы учредителя, осуществляет связь между АУ и его учредителем.
Большинство вопросов, входящих в компетенцию наблюдательного совета, носят совещательный или рекомендательный характер.
Наблюдательный совет по представлению руководителя АУ рассматривает годовую бухгалтерскую отчетность, проекты отчетов о деятельности АУ и использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Рассматриваются также предложения руководителя АУ о совершении крупных сделок, вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации (п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Наблюдательный совет постфактум утверждает отчетность автономного учреждения. По плану финансово-хозяйственной деятельности АУ наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю АУ (п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Решения наблюдательного совета обязательны для руководителя АУ, когда речь заходит о:
– совершении крупных сделок;
– cовершении сделок, в которых имеется заинтересованность;
– проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации (ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Все остальные вопросы деятельности АУ относятся к компетенции его руководителя.
Включение в наблюдательный совет представителей организаций-спонсоров, а также СМИ позволит повысить престиж АУ и привлечь дополнительные внебюджетные средства.
8. Должна ли школа, ставшая АУ, заново проходить процедуры лицензирования и аккредитации?
Согласно закону, изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения не является реорганизацией. В процессе перехода никто не должен увольняться, а затем писать новое заявление о приеме на работу.
После смены типа учреждения АУ продолжает свою деятельность на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, вплоть до окончания срока действия таких документов.
Это значительно облегчит процедуры перехода из БУ в АУ, так как лицензирование и аккредитация – длительный и трудоемкий процесс.
Школе при переходе в АУ не требуется переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), и переоформления иных разрешительных документов (п. 12 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
9. Может ли учредитель в процессе реорганизации изъять некоторое имущество школы?
Это опасение было высказано при обсуждении законопроекта «Об автономных учреждениях». Известны случаи, когда учредители пытались изъять из оперативного управления подведомственных учреждений часть имущества, мотивируя это тем, что имущество использовалось не по назначению или не использовалось вовсе.
Согласно закону, учредитель:
на основании перечня видов особо ценного движимого имущества АУ принимает решение об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому и об исключении из его состава закрепленных за автономным учреждением объектов, перестающих относиться к особо ценному движимому имуществу;
вносит в орган исполнительной власти, на который возложено управление имуществом, предложения о закреплении за автономным учреждением недвижимого имущества и об его изъятии.
Законодатели согласились, что нужно предотвратить изъятие имущества в процессе изменения типа учреждения. Поэтому в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» записано: «. при создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением, не допускается» (п. 11 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
10. Владеет ли АУ собственным имуществом?
Все имущество автономных учреждений в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» находится в государственной или муниципальной собственности и передается автономному учреждению (так же, как и бюджетному) в оперативное управление в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Имущество (в том числе денежные средства), передаваемое автономному учреждению при его создании, должно быть достаточным для осуществления предусмотренной его уставом деятельности.
Автономное учреждение не является собственником, однако имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом с учетом определенных в законе ограничений. В рамках этих ограничений оно может использовать имущество, находящееся у него в оперативном управлении, а учредитель (его органы) не полномочен подменять своими решениями и действиями решения и действия автономного учреждения.
Все имущество, находящееся в оперативном управлении автономного учреждения, делится на следующие категории:
недвижимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
особо ценное движимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
остальное имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление;
имущество, приобретенное автономным учреждением за счет привлеченных внебюджетных средств.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности, осуществляемой АУ, и от использования закрепленного за АУ имущества. Со своей стороны автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.
Перечень всего имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения и передаваемого в оперативное управление АУ, отражается в приложениях к форме предложения о создании АУ (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325).
На основании Постановления Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 особо ценным движимым имуществом признается имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей; а также иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление основной деятельности АУ будет затруднено.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Остальным имуществом, в т.ч. недвижимым имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Это имущество не является его собственностью, однако права АУ по распоряжению им существенно расширены: «остальное имущество» можно, к примеру, сдать в аренду или продать без каких-либо согласований с учредителем. Бюджетные учреждения не имеют такой возможности.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
11. Может ли АУ свободно распоряжаться своими средствами?
Одна из самых привлекательных черт автономного учреждения – его свобода в распоряжении заработанными средствами. Для бюджетных учреждений границы этой свободы еще более сократились в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса.
С 1 августа 2008 года бюджетное учреждение больше не имеет права без согласования с учредителем расходовать средства, полученные из внебюджетных источников.
В предыдущей редакции Бюджетного кодекса полученные образовательным учреждением внебюджетные средства считались неналоговыми доходами бюджета. В действующей редакции (п. 5 ст. 41 БК РФ) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Таким образом, все привлекаемые бюджетным учреждением доходы из внебюджетных источников должны закладываться в бюджет уже на стадии его составления.
Автономное учреждение (в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ) лишено этих проблем: его доходы от использования имущества и оказания платных услуг поступают в распоряжение АУ и расходуются им по собственному усмотрению.
АУ может больше не беспокоиться по поводу остатков бюджетных средств на счетах, которые бюджетным учреждением (в соответствии с п. 4 ст. 242 БК РФ) не позднее чем через два последних рабочих дня текущего финансового года должны быть перечислены на единый счет бюджета. Средства на счетах АУ полностью остаются в его распоряжении.
Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ бюджетным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты. АУ имеет право получать кредиты.
Бюджетное учреждение не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Автономное учреждение этими правами обладает, если получено согласие его учредителя (п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Все это дает школе новые возможности для самостоятельного хозяйствования, проведения конкурсов, заключения договоров с социальными партнерами. Однако свобода распоряжения средствами имеет обратную сторону (схема 2).
Сравнение возможностей БУ и АУ
Бюджетное учреждение
Автономное учреждение
Право распоряжения закрепленным имуществом
Не вправе распоряжаться (п. 1 ст. 298 ГК РФ)
Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АУ может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 3 Закона)
Права в отношении полученных доходов и приобретенного за счет таких доходов имущества
Эти доходы после уплаты налогов и сборов учитываются в смете доходов и расходов БУ и отражаются в доходах соответствующего бюджета
Смета утверждается учредителем
Распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 3 Закона), в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала
Права по привлечению заемных средств
Не вправе получать кредиты
Вправе привлекать, так как на АУ
не распространяются ограничения
БК РФ, установленные для БУ
Права по открытию банковских счетов
Федеральные БУ используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ (п. 7 ст. 161 БК РФ)
Вправе открывать счета в кредитных организациях (п. 2 ст. 2 Закона)
12. Может ли обанкротиться АУ?
При обсуждении Закона «Об автономных учреждениях» законодатели и общественность были обеспокоены решением этого вопроса. Действительно, если бюджетное учреждение несет ответственность за свои действия в пределах имеющихся у него денежных средств, то АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Есть вероятность того, что образовательное учреждение заключит рискованную сделку, не справится с обязательствами и кредиторы получат возможность изъять часть имущества АУ за долги. При этом по долгам может быть изъято имущество, без которого школа не сможет продолжить свою деятельность: здание, мебель, учебное оборудование.
Закон ограждает АУ от подобных ситуаций. Взыскание долгов АУ не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ автономное учреждение не подлежит банкротству: «Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом)».
Таким образом, АУ отвечает за долги своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и от взыскания, согласно ст. 120 ГК РФ.
Если же у АУ нет никакого имущества, кроме указанного выше, долг повисает: АУ продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура изъятия имущества за долги не проводится. В этом заключается различие между бюджетным и автономным учреждением: если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителя-собственника, то долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспеченными.
Таким образом, школа защищена от процедуры банкротства, но долги все же повисают на учредителе, который передал АУ имущество.
Это еще одна причина, по которой учредитель вынужден тщательно взвешивать решение о переводе каждого бюджетного учреждения в автономное (см. вопрос № 6).
Какие факторы снижают риски при переводе в АУ?
Не предполагается одномоментный и всеобщий переход из бюджетных учреждений в автономные.
Педагогический коллектив должен сам выразить заинтересованность в смене организационно-правовой формы своего ОУ.
При отборе кандидатов в АУ учредителю следует использовать критерии конкурсного отбора.
В заявке школы необходимо перечислить убедительные доказательства того, что ОУ после смены статуса будет работать эффективнее. Коллективом должны быть предъявлены программы использования дополнительных ресурсов.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность АУ
Сегодня в рамках реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» принято шесть постановлений Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» утверждена форма предложения о создании автономных учреждений. Установление единой формы сведений о государственных (муниципальных) учреждениях позволит объективно и обоснованно принимать решение об изменении их типа на автономное учреждение.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 приказом Минэкономразвития России от 20.06.2007 № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 № 354 в них внесены изменения.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» установлены соответствующие правила определения видов особо ценного движимого имущества. Отсутствие такого порядка значительно затруднило бы осуществление основной деятельности автономного учреждения.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» принят порядок составления и принятия соответствующих отчетов.