Автономное пребывание что это
Кировский экономико-правовой лицей
Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.
Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.
Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайнов силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился ответственной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.
Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.
В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.
Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.
В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.
Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
Автономное пребывание человека в природной среде
Урок 1. ОБЖ 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Автономное пребывание человека в природной среде»
Одной из характерных черт техногенной цивилизации является отчуждение человека от природы, а не приспособление к ней. Люди строят дома и шьют одежду, чтобы оградить себя от погодных условий. Они прокладывают дороги и вырубают леса, там, где это необходимо. На сегодняшний день, для человека создана искусственная среда обитания. Поэтому, человек, попавший в естественную природную среду, может находиться в опасности из-за того, что он лишен всех благ цивилизации. Об этом мы и поговорим.
Автономным существованием человека в природной среде называется самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. Начнём с того, что такое существование может быть добровольным или вынужденным. Добровольное автономное существование в природной среде – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле переходит на самостоятельное существование в природных условиях с определённой целью на определённый период времени. Самыми очевидными примерами подобных ситуаций могут быть пикник или поход. Если же человек, по независящим от него обстоятельствам оказался отрезан от цивилизации, то это вынужденное автономное существование в природной среде.
Автономное существование человека в природной среде
Одним из самых очевидных примеров может быть ситуация, когда человек заблудился в лесу. Важно понимать, что если вы добровольно попали в природную среду, то все ваши усилия должны быть направлены на достижение той цели, которую вы поставили. Если же вы попали в природную среду не по своей воле, то все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы выйти к людям, сохранить жизнь и здоровье.
Вряд ли хоть у кого-то возникнут серьёзные сложности при проведении пикника при хорошей погоде в течение двух-трёх часов. Однако нужно понимать, что даже для того, чтобы прожить в природных условиях хотя бы один день, необходимо уметь обеспечить себя пищей и водой, не говоря уже о том, чтобы приготовиться к ночлегу. Поэтому, прежде чем собрать всё необходимое, нужно изучить местность, на которой вы намереваетесь провести отдых, оценить предполагаемые погодные условия и только в соответствии с этим составить список необходимых вещей.
Если же ваше пребывание в естественной среде вынуждено, то, в первую очередь, нужно успокоиться и реально оценить обстановку. Как вам уже говорили сотни раз, паника ни к чему хорошему не приведёт и только усугубит ситуацию. Поэтому нужно успокоиться, не падать духом и составить, хотя бы примерный план действий, исходя из сложившейся ситуации.
Автономное существование человека в природной среде
Если вы знаете, что находитесь более чем в тридцати километрах от ближайшего населённого пункта, а уже вечереет, то ясно, что вам придётся готовиться к ночлегу. Значит, нужно найти более или менее безопасное место, по возможности рядом с водоёмом. Кроме того, важнейшей задачей является определение направления, в котором вам следует двигаться. Обо всём этом мы более подробно поговорим в наших уроках, а сейчас давайте сделаем несколько важных выводов. Оказавшись в природной среде, человек может достаточно долго сохранять свои силы, очень часто – дольше, чем он мог предполагать. К чему приведёт автономное пребывание человека в природной среде, зависит от его способности обеспечивать свои жизненные потребности в определённые сроки. Поэтому, в той или иной степени каждый человек должен быть подготовлен к существованию в природных условиях.
Автономное пребывание человека в природной среде.(6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автономное пребывание человека в природных условиях.
Временные укрытия заслон
Способы добывания огня.
Способы добывания воды. Сбор росы.
Сбор влаги помощью пакета.
Международные сигналы бедствия.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автономное существование человека в природе – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.
Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности в определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
Причины автономного существования: авария на транспорте, потеря ориентирования на местности, чрезвычайные ситуации.
Виды автономного существования: добровольное и вынужденное.
Какие знания и умения необходимы человеку, попавшему в экстремальную ситуацию? Необходимо научиться выживать в природе, для этого необходимо уметь строить временное убежище, добывать огонь, добывать воду, добывать еду, подавать сигналы бедствия.
Номер материала: ДБ-1077251
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Реферат по ОБЖ «Автономное существование»
Факультет подготовки учителей начальных классов
« Правила поведения человека при вынужденном автономном существовании »
студентка группы ЗФ-108-070-3-1 Бк
Иксанова Зита Римовна
доцент Осолодкова Елена Владимировна
2. Основные причины вынужденного автономного существования.
3. Автономное существование человека в условиях природной среды
Внезапно оказавшись в автономии, человек испытывает шок, так как он оказывается отрезанным от привычных вещей цивилизованного мира: воды, пищи, крыши над головой и многих других. Степень этого шока напрямую зависит от окружающих обстоятельств, а также от подготовки этого человека.
Человек всегда должн быть готов бороться за выживание в условиях автономии. Но для этого нужно знать, как действовать.
На основе жизненного опыта большого количества людей выведен такой алгоритм:
— успокоиться и обдумать сложившуюся обстановку. Если не победить страх, он перерастёт в бессистемное поведение- панику. Необходимо помнить, что обстоятельства, в которых оказался конкретный человек, не отличаются от обстоятельств, в которых оказывались многие люди, выжившие, несмотря ни на что;
— оценить имеющееся снаряжение (есть ли аптечка, компас, продукты питания и др.). При необходимости принять меры к спасению снаряжения;
— оценить своё самочувствие. Если это необходимо, оказать себе или товарищу медицинскую помощь;
— оценить своё местонахождение, природные условия, возможные опасности. Здесь полезно вспомнить все знания и навыки ориентирования на местности;
— составить план действий, учитывая сложившуюся ситуацию, и приступить к его выполнению. При реализации своего плана не надо торопиться и экономить имеющиеся ресурсы и силы;
— попытаться подать сигналы бедствия.
Хорошо, если разу удастся найти выход из положения. Однако может получиться и так, что день уже кончается, а вы всё ещё блуждаете по незнакомым местам. Что же делать?
Ни в коем случае не паникуйте. Продолжайте действовать по составленному вами плану. Однако для выживания в такой ситуации вам потребуются навыки:
— построения временного укрытия;
— добывания пищи и воды.
Как только начинаются сомнения в правильности выбранного пути, лучше сразу по своим же следам вернуться назад и начать всё сначала.
Итак, если вы покидаете родные места и отправляетесь в путешествие или в поход, вы должны предвидеть возможную автономию и иметь средства для выживания в ней. Чтобы не попасть впросак, обратите внимание на ваше снаряжение.
1.1 Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие
Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определённым комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолётов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Но иногда случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни (схема 1). Представьте, что это происходит в безлюдной местности, в океане, пустыне, непроходимом лесу, тундре. В этом случае моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. (Слайд 2)
Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Автономное существование – нахождение человека в определённых, часто сложных, условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи и возможность использования технических и других достижений.
Основное условие, определяющее успех выживания, – настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему ещё многое нужно сделать.
Экстремальная ситуация обычно возникает внезапно, и её развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.
Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, позволил определить общий порядок первоочередных действий (слайд 3)
После этого необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населённого пункта.
Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:
• сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
• место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
• место расположения ближайшего населённого пункта и расстояние до него неизвестны;
• большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.
Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.
Решение об уходе с места аварии принимают, если:
• точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико, состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
• в течение трёх суток нет связи и помощи.
На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.
1.2. Автономное существование человека в условиях природной среды
Когда человек оказывается один на один с природой, перед ним встаёт много проблем. Что нужно предпринять для сохранения жизни? Как правильно сориентироваться, развести костёр, добыть воду и пищу, построить жилище, защититься от жары или холода? Как выжить?
Многие из этих проблем были довольно подробно рассмотрены в курсе ОБЖ 6 класса. Поэтому мы остановимся лишь на тех основных моментах и правилах, знание которых поможет выжить, если в результате какой-нибудь непредвиденной ситуации или несчастного случая человек окажется в условиях вынужденного автономного существования.
Ориентирование на местности
Вы знаете, что ориентированием называют умение определять своё местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути.
В аварийной или экстремальной ситуации, выполнив неотложные действия, необходимо определить или уточнить своё местонахождение. Существует несколько способов ориентирования на местности (слайд 4).
Ориентирование по компасу. Метод применения компаса общеизвестен. Чтобы проверить исправность компаса, надо поднести к его стрелке металлический предмет, что выведет её из устойчивого равновесия. После удаления металлического предмета стрелка должна занять исходное положение. Если она не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, компас не исправен и использовать его нельзя. В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.
Ориентирование по небесным светилам (слайд 5). Определить стороны горизонта можно по солнцу, по звёздам, по луне.
• В ясную солнечную погоду можно определить стороны горизонта по солнцу. Около 8 ч утра оно бывает на востоке, а в 14 ч – на юге, около 20 ч – на западе.
В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего солнца к горизонту северная сторона неба самая светлая, южная – более тёмная.
Самое высокое положение солнца, соответствующее полудню, можно определить по самой короткой длине тени, а её направление в Северном полушарии указывает на север (в Южном – на юг).
При наличии часов стороны горизонта можно определить, направив часовую стрелку на солнце. При этом положении часов прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой «2» на циферблате, укажет направление на юг.(слайд 6)
• Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.
Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, нужно найти созвездие Большой Медведицы, похожее на ковш из семи ярких звёзд. (слайд 7)
• При слабой облачности, когда Полярная звезда не видна, но хорошо различима луна, стороны горизонта можно определить по ней. Способ определения сторон горизонта по луне представлен в таблице.(слайд 8)
Определение сторон горизонта по растениям и животным. Помочь в определении сторон горизонта могут и растения. Кора деревьев, скалы, стены деревянных строений обычно с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайником. Кора деревьев с северной стороны бывает грубее и темнее, чем с южной. В сырую погоду на деревьях (особенно это заметно у сосны) образуется мокрая тёмная полоса. На северной стороне ствола эта полоса сохраняется дольше и поднимается выше. У берёз с южной стороны ствола кора обычно светлее и эластичнее. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу. У муравейников более пологая сторона обращена к югу.
Ориентирование по местным признакам позволяет лишь приближённо судить о расположении сторон горизонта.( слайд 9)
В лесу определить стороны горизонта можно по просекам, квартальным столбам. Просеки прорубают в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах их пересечения устанавливают квартальные столбы, на стороны которых наносят номера прилегающих кварталов. Грань между двумя наименьшими номерами всегда ориентирована на север.
Надёжным ориентиром в лесу могут служить зарубки на стволах деревьев. Их наносят на высоте груди человека, с правой стороны от тропы (дороги). Наличие на деревьях нескольких зарубок свидетельствует о близости дороги или стоянки.
Ориентируясь по местным признакам, нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному двум наблюдениям. Выводы можно делать только после неоднократной проверки первоначальных результатов.
Метод движения по азимуту
Азимутом называют угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана по направлению движения.
Если измерения ведут относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут, а относительно магнитного меридиана – магнитный азимут (слайд 10)
Магнитный азимут на местности измеряют при помощи компаса. Надо встать лицом к наблюдаемому предмету и ориентировать компас. Для этого нужно отпустить тормоз стрелки и поворачивать компас до тех пор, пока северный конец стрелки не встанет точно против нулевого деления шкалы. При этом компас нужно держать горизонтально в левой руке на 10 см ниже уровня глаз. После этого, удерживая компас в ориентированном положении, поворотом вращающейся крышки нужно направить визирную линию прорезь – мушка в заданном направлении (мушкой от себя), затем зажать тормозом магнитную стрелку и снять отсчёт угла против острия указателя у мушки (слайд 11)
Сущность движения по азимутам состоит в умении найти при помощи компаса на местности направление по заданному азимуту, выбрать в этом направлении ориентир и выйти к намеченному пункту.
Для движения по азимутам нужно знать магнитные азимуты и расстояния.
Все необходимые данные для движения по азимутам оформляют в виде схемы маршрута в произвольном масштабе на небольшом листе бумаги, чтобы удобно было пользоваться в пути. Вместо схемы по имеющимся данным можно составить таблицу (слайд 12)
При движении пешком расстояние удобно измерять парами шагов. Поэтому нужно заранее перевести расстояние с метров в пары шагов. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м. Более точно длину своего шага можно определить по измеренному или известному расстоянию на местности.
При движении по азимутам последовательно переходят от одного ориентира к другому, используя в пути вспомогательные или промежуточные ориентиры.
На исходной точке и на всех последующих поворотных точках (у ориентиров) по заданному азимуту при помощи компаса находят направление движения на местности. В направлении движения выбирают и запоминают как можно более удалённый ориентир (вспомогательный ориентир). Если же местность этого не позволяет, выбирают ориентир, расположенный ближе поворотной точки маршрута движения (промежуточный ориентир), начинают двигаться до следующей поворотной точки маршрута, ведя при этом счёт пар шагов (метров, времени).
Точность движения по азимутам составляет примерно 1/10 пройденного пути. Поэтому, если, пройдя положенное расстояние, вы не встретите указанный ориентир, выставьте в точке выхода знак, а ориентир разыскивайте, обходя вокруг этой точки район с радиусом, равным 1/10 длины пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Оборудование временного жилища
Перед тем как приступить к строительству укрытия, нужно определить его основное назначение. Для этого надо учесть следующие факторы, которые влияют на выбор типа укрытия:
• наличие дождя или других осадков;
• наличие материалов для строительства;
• продолжительность предполагаемой стоянки;
• количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
По возможности нужно постараться найти укрытие, для использования которого потребуются лишь минимальные доделки, т. е. укрытие, созданное природой. Использование такого укрытия не потребует больших затрат времени и сил. В качестве укрытия можно использовать, например, скалистые выступы, торосы, пещеры, большие расщелины, стволы упавших деревьев, снежные сугробы. Такие естественные укрытия нуждаются лишь в незначительных усовершенствованиях.
Начинать оборудовать укрытие лучше засветло, чтобы к наступлению темноты все главные работы были выполнены. Оптимальный размер площади на одного человека 2×0,75 м.
В тёплое время года в лесистой местности простейшими укрытиями могут служить навесы и шалаши, сооружённые из жердей или из жердей и ткани (слайд 13)
Если нет ткани или плёнки, то укрытие можно соорудить, используя только деревья (слайд 14). Лапник нужно начинать укладывать снизу, как черепицу, т. е. так, чтобы каждый последующий слой прикрывал нижележащий примерно до половины. В этом случае вода будет скатываться сверху, не попадая внутрь укрытия.
Оказавшись на заболоченном или сыром месте, укрытие необходимо приподнять над землёй ( слайд 15)
При строительстве укрытий зимой нужно очистить землю от снега, а затем прогреть её кострами не менее 4–5 ч (при температуре не ниже —15 °C достаточно 2 ч). В любом случае никогда нельзя отдыхать прямо на снегу. Обязательно надо сделать хорошую подстилку из лапника, хвороста или другого подручного материала. Зимой можно соорудить укрытия, используя жерди, лапник и снег. (слайд 16)
Добыча огня
Для приготовления пищи, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей необходим костёр.
Место для костра нужно выбрать сухое, открытое, но защищенное от дождя и расположенное неподалёку от воды. Площадкой под костёр могут послужить плоские камни, плотно уложенные сучья. Место для костра должно быть расчищено. Для надёжности можно обложить костёр камнями.
Не надо разводить костёр возле сухих деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костёр под большими деревьями: снег, скопившийся на их ветвях, может обрушиться вниз и погасить его.
Если снег неглубокий, необходимо разгрести его и разжигать костёр на земле. При глубоком снеге можно сделать настил из сырых брёвен, жердей и на нём разводить костёр, иначе снег под костром растает и он провалится вниз до земли. Если нет острой необходимости, не следует разводить огонь на торфяных болотах. От искры может затлеть торф, очаг быстро разрастётся и вширь и вглубь (торф тлеет и на глубине). Такие пожары тушить очень трудно.
Разведение костра. Чтобы развести костёр, нужны спички и дрова. Крупные поленья спичкой не зажечь. Поэтому прежде надо собрать растопку. Лучшая растопка – берёзовая кора, тоненькие сухие веточки. Они разгораются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовив растопку, подобрать веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки всё толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костёр в непогоду, когда идёт дождь или снег.(слайд 17)
Тогда необходимо чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы (оргстекло, бумага, резина), если они окажутся.
Дрова надо заранее заготовить в большом количестве, чтобы не пришлось ночью ходить по лесу и собирать сушняк. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу и топор: в лесу всегда достаточно сухостоя или валежника.(слайд 18)
Основное средство добывания огня – спички. Они могут быть обычными или специальными ветроустойчивыми (охотничьи). Если спичек нет, огонь можно добыть при помощи подручных предметов, как показано на слайде 19.
Для тушения костра следует использовать воду, землю или песок. Костёр считается затушенным, если до любого места кострища можно дотронуться рукой.
Обеспечение питанием и водой
Без пищи можно прожить несколько недель, без воды длительное существование невозможно, особенно в жаркую погоду.
Обеспечение питанием. Потребность в пище зависит в основном от интенсивности мышечной работы и температуры среды. Пища – важный фактор при длительном выживании, когда максимально необходимы энергия и выносливость. Поэтому, оказавшись в одиночестве в безлюдной местности, необходимо выполнять следующие правила:
• взять на учёт весь запас имеющихся продуктов и воды;
• разделить запас продовольствия: 2/3 – на первую половину предполагаемого одиночества и 1/3 – на вторую;
• избегать излишне сухой, содержащей крахмал или острой пищи и мяса;
• уменьшить физическую активность: чем меньше затрачивать физических усилий, тем меньше потребуется воды и пищи;
• по возможности регулярно есть горячее: варка делает пищу более безопасной, усвояемой, вкусной;
• внимательно поискать вокруг что-нибудь съедобное. За небольшим исключением, всё, что растёт на земле, ходит по ней, ползает или плавает, – возможный источник пищи. Это мясо животных, в том числе птиц, рыб, пресмыкающихся (змеи, ящерицы), крупных насекомых (саранча и пр.), земноводных (лягушки), дикорастущие съедобные растения, съедобные грибы;
• для лучшего переваривания и усвоения пищи пережёвывать всё гораздо дольше, чем обычно.
Основными источниками пищи в условиях выживания могут послужить:
• пищевой рацион аварийного запаса;
• дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;
• пища животного происхождения.
Известны случаи, когда в пищу употребляли насекомых и их личинки, крупных неволосатых гусениц и т. д. Нередко человек, испытывающий сильный голод, отказывается от пищи из-за её непривычности, неприятного внешнего вида или существующих предубеждений. Если необычная пища вызывает тошноту и рвоту, принимать её через силу не стоит.
В лесной местности, а также в горах можно использовать воду из открытых водоёмов: озёр, родников, ручьёв, рек. При их отсутствии помогут дождь, роса. Зимой выручит снег или лёд. Есть снег можно в крайнем случае, соблюдая меры предосторожности:
• растопить во рту снег до такой степени, чтобы из него можно было сформировать шарик или палочку, а затем рассасывать его; нельзя сразу есть снег: это не утоляет жажду, а приводит к обезвоживанию организма;
• не грызть кусочки льда, так как они могут травмировать губы и язык;
• нельзя есть снег, если жарко, а также замёрзнув или устав: это может привести к переохлаждению организма.
При добывании воды может возникнуть проблема её очистки. Воду из родников, лесных и горных речек можно пить сырой, воду же из других источников надо очищать и обеззараживать. Очистку воды производят при помощи фильтров, которыми могут послужить куски ткани, песок.
Для фильтрования воды можно использовать самодельные фильтры, состоящие из деревянной треноги с растянутыми на ней кусками ткани (слайд 20)
Однако такая очистка поможет избавиться только от механических примесей. Но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться различные вредные микробы – возбудители желудочно-кишечных и иных заболеваний.
Самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях – её кипячение.
Не встретив источников воды, надо использовать любую возможность получить её: собирать росу или дождевую воду, можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, накинутый на ветку. Попробуйте собрать воду, используя устройство, изображённое на рисунке 16. За сутки таким образом можно собрать от 0,5 до 1 л воды.(слайд 21)