Автономный вуз что это
Что значит автономное образовательное учреждение
Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?
Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.
Суть работы
Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.
Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.
Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.
Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.
Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.
Основное отличие от других видов организации
Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.
Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.
Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.
Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.
Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.
Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.
На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.
В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.
Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений
Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.
Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.
Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.
Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.
Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.
Автономия высшего учебного заведения
Автоно́мия вы́сшего уче́бного заведе́ния (самоуправление высшего учебного заведения) — самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.
Видом автономии высшего учебного заведения является университетская автономия.
Содержание
Российская империя, СССР, Российская Федерация
История
В царстование Александра I в 1804 году первый общий университетский устав ввёл автономию университетов.
В царствование Николая I в 1835 году университетская автономия была упразднена (в частности, был упразднён университетский суд). Управление университетами перешло к попечителям учебных округов.
В ходе великих реформ 1860—1870-х годов, в 1863 году, автономия университетов была восстановлена (см. Университетский устав 1863 года).
В период реализации программы контрреформ 1880-х годов в 1884 году автономия была вновь ликвидирована.
В начале Революции 1905-1907 годов в 1905 году автономия университетов была восстановлена, но фактически урезана в 1907 году. Таким оставалось положение университетов до февраля 1917.
После Февральской революции 1917 Временное правительство предпринимало шаги по восставнолению автономии высших учебных заведений, и введению автономии в средних учебных заведениях.
В советское время автономия вузов была целиком и полностью упразднена.
Правовые акты
Ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ.
Другие страны
Страны, где вузам предоставляется автономия:
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Автономия высшего учебного заведения» в других словарях:
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Юридический словарь
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — Самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Юридическая энциклопедия
Автономия высшего учебного заведения — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение несет… … Административное право. Словарь-справочник
Автономия высшего учебного заведения — Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного… … Словарь юридических понятий
Автономия высшего учебного заведения — 1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной… … Официальная терминология
автономия высшего учебного заведения — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Большой юридический словарь
Высшие учебные заведения — вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия
Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
В статусе автономного учреждения
23 декабря прошлого года подписано постановление Правительства России №1109, согласно которому Высшая школа экономики стала автономным учреждением. О том, какие новые возможности и новые обязательства появляются в связи с этим у Вышки, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник.
— Борис Львович, что означает переход в статус автономного учреждения?
— Это означает, что Вышка изменила свой тип как федеральное учреждение: с бюджетного на автономное. При этом наш университет остается государственным учреждением. Хочу заметить, что этим же постановлением утвержден новый устав университета, и теперь полное официальное название Вышки — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»».
Теперь о типах государственных учреждений. Главное отличие между двумя названными типами учреждений в степени их свободы в расходовании финансовых средств. Будучи бюджетным учреждением, Вышка финансировалась по смете и использовала свои средства в соответствии с этой сметой: столько-то должно быть израсходовано на заработную плату, столько-то — на оплату коммунальных услуг, столько-то — на оплату услуг связи и так далее. Переброска средств из одной расходной статьи в другую строго ограничивалась учредителем. Автономное же учреждение получает средства единой суммой — субсидией — и самостоятельно в соответствии с разработанным финансовым планом их расходует. То есть сам университет, как в нашем случае, планирует использование своих денег, как заработанных, так и полученных из бюджета, без вмешательства учредителя, без сметы расходов.
— Какие еще преимущества дает статус автономного учреждения кроме финансовой самостоятельности?
— Законы, установившие типы государственных и муниципальных учреждений, носят экономический характер. Основной их предмет — вопросы экономической самостоятельности, продвижения в этом направлении. Наряду с большими правами автономного учреждения по расходованию финансов отмечу также еще такие наиболее важные права, как право размещать свои деньги на счетах в банках, а не на счетах федерального казначейства, право автономного учреждения создавать другие, в том числе коммерческие, организации, право привлекать кредиты, переносить расходование средств, полученных из бюджета на выполнение государственного задания, на следующий год. То есть автономному учреждению не нужно в конце года лихорадочно «распихивать» остатки таких средств, как это нередко случается сегодня, чтобы они не ушли обратно в бюджет.
Еще одна важная особенность автономного учреждения — право не руководствоваться в своей закупочной деятельности пресловутым законом № 94-ФЗ. Это не означает, что в такой деятельности наступит хаос. Готовясь к переходу в новый статус, наш университет разработал собственное положение о закупках. Недавно оно одобрено Ученым советом. Это положение достаточно полно регламентирует закупочную деятельность Вышки, обеспечивает ее прозрачность и на основе конкуренции поставщиков — эффективность. Вместе с тем в отличие от закона № 94-ФЗ оно учитывает специфику таких особо значимых для университета закупок, как закупки научно-технической продукции и консалтинговых услуг.
— Высшая школа экономики по многим вопросам была и остается экспериментальной площадкой. Означает ли переход в автономное учреждение своего рода обкатку новшеств в законодательстве?
— Так и есть. Получить статус автономного учреждения — это еще половина дела. Теперь надо принятое правительством постановление реализовать. Многое предстоит изменить в деятельности университета. Изменения коснутся всех его основных «блоков»: учебного, научного, финансового, административного и хозяйственного. Сейчас завершается подготовка соответствующего плана нашей работы. Он включает около 40 позиций, большинство из которых не носят чисто формального характера, связанного, например, с изменением названия университета. Естественно, хотелось бы опереться на имеющийся опыт, посмотреть, что и как делали другие. Но по большинству вопросов мы являемся первопроходцами. Думаю, что многие наши решения (не только положение о закупках), будут носить модельный характер и помогут коллегам из других вузов.
— И каковы границы «переходного периода»?
— Они законодательством не установлены. Но мы, разумеется, планируем завершить все переходные процедуры в максимально короткие сроки, чтобы уже в первом полугодии воспользоваться преимуществами нового статуса.
— Что еще даст Высшей школе экономики такой переход?
— Главное, как я уже говорил, — большую экономическую самостоятельность. И она особенно необходима нашему университету. Вышка постоянно развивается, вводит новации в содержание и организацию образовательно-научной деятельности, что, естественно, должно находить отражение в ее финансовом плане. Понятно, что в такой ситуации проще принимать финансовые решения самостоятельно, чем доказывать учредителю, почему нам необходима именно такая структура затрат, существенно отличающаяся от структуры затрат многих российских университетов. Вообще, широкие права в области образовательно-научной и экономической деятельности — вещи взаимосвязанные. Одно без другого не может быть реализовано в полной мере.
— Появление новых возможностей подразумевает и новые обязательства…
— Это очень важный вопрос. Одна из главных обязанностей автономного учреждения — обеспечить прозрачность, открытость своей деятельности для общественности. Вышка и без этого всегда демонстрировала открытость. Например, на нашем сайте уже многие годы публикуется финансовый план, чего я не видел на сайтах других вузов. Тем не менее, для выполнения требований законодательства необходимы будут дополнительные шаги в этой области. Потребуется ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчет о деятельности университета и об использовании его имущества. Должен быть также сформирован наблюдательный совет Вышки, через который в той или иной форме будут проходить все ключевые вопросы функционирования и развития университета и в состав которого войдут представители общественности.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
К вопросу о современном состоянии автономии вузов в России
Статья посвящена отдельным вопросам современного состояния автономии вузов как основополагающего принципа университетского образования. Авторами делается вывод о том, что несмотря на существующие проблемы лишь при условии последовательной реализации вузовской автономии в России становится возможным формирование конкурентоспособной системы образования.
Пожалуй, ни у кого сегодня не вызывает сомнения, что в современных условиях образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. Это связано с тем, что от уровня развития образовательной системы зависит будущее Российской Федерации, ее экономическая и правовая стабильность. Кроме того, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, Законом РФ от 10 июля 1992 г. No 3266 1″Об образовании» (далее — Закон об образовании), Федеральным законом от 19 июля 1996 г. No 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании) и иными федеральными законами, содержащими нормы, принятые для регулирования данных отношений.
Многие изменения в системе образования происходят в процессе международного реформирования высшего образования. Вместе с тем, присоединение России к Болонскому соглашению вызывает сомнения в правильности данного поступка. Возможно, цели Болонского процесса ориентированы на создание крупного общеевропейского образовательного сообщества, на повышение качества и привлекательности европейского высшего образования. Однако в ряде случаев правильнее будет идти по своему собственному пути развития. Кроме того, использовать образовательные модели зарубежных стран следует более внимательно, поскольку в этих странах принципиально иная социально экономическая среда и совершенно иной менталитет общества.
К определению университетской автономии
На сегодняшний день не существует общепринятого определения университетской автономии. Представление о ее должном уровне зависит от сложившихся в каждом конкретном государстве:
уровня развития культуры, науки и образования;
университетских традиций и т. д.
Такие страны, как Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Финляндия, Австрия и Дания, предоставляют вузам широкую автономию с определенными требованиями ответственности. В других странах — Бельгии, Германии и Греции — внутреннее управление вузом в значительной степени ограничено [1. С. 32].
Присоединение России в 2003 г. к Болонскому соглашению означает ее согласие на реформацию в системе образования, то есть на те существенные изменения, которые предлагает Великая Хартия.
В Великой Хартии европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) автономия названа одним из фундаментальных принципов университетов — « университет является автономным учреждением, лежащим в основе обществ, по-разному организованных в соответствии с особенностями географии и историческими традициями; он создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления» [2. С. 88]. Данное определение предусматривает серьезные изменения в системе отечественного образования, т. к. предполагает переход многих вузов к новой организационно правовой форме — автономным образовательным организациям. Это вызывает неоднозначное отношение к происходящим процессам вузовского профессорско преподавательского корпуса, научной общественности [1. С. 33], поскольку такая реформация может привести к неблагоприятным последствиям.
Россия выбрала свой путь автономизации вузов, определенный еще Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Поэтому с 1996 г. автономия образовательных учреждений в Российской Федерации — один из важнейших принципов государственной политики в сфере образования. Не зря законодатель в Законе об образовании установил связь между демократическим, государственно общественным характером управления образованием и автономностью образовательных учреждений.
Под автономией высшего учебного заведения в Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности.
Несколько иначе определяется автономия высшего учебного заведения в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. No 71. В данном документе под автономией понимается « степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности».
Принцип автономии вуза, как правило, находит отражение в уставе учебного заведения. Так, например, в Уставе Московского государственного индустриального университета (МГИУ) в пункте 5.1. автономность вуза закрепляется следующим образом: « МГИУ обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией МГИУ понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении образовательной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом» [3]. Об автономии вуза говорится в той части Устава, которая касается его управления. Соответствующее положение Устава отражает норму утвержденного Типового положения о вузе, согласно которой « управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением, уставом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем, на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности».
Расширение автономии вузов России затронуло, прежде всего, их правовой статус. Ведь до реформации государственные вузы действовали в тех же правовых рамках, что и государственные учреждения. Но ограниченная свобода действий и чрезмерная унификация нормативных требований не позволяли учитывать особенности каждого отдельного вуза. Очевидно, российским вузам была необходима большая автономия и меньшая унификация по сравнению с остальными государственными учреждениями.
Наделив вузы автономией, законодательство предоставило им ряд полномочий, которыми ранее вузы не обладали.
Управление деятельностью автономного вуза и ее организация
Расширение самостоятельности государственных вузов создает для них новые риски, что неизбежно требует повышения качества управленческого состава институтов, академий и университетов. Так как существует самая непосредственная связь между правовым статусом вуза и системой управления им, то при предоставлении вузам широкой автономии была кардинально перестроена их внутренняя система управления. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Самоуправление образовательного учреждения осуществляется советом образовательного учреждения, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом и др. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет. Порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации высшее учебное заведение выполняет разработку и принятие устава, в котором закрепляются основные положения, регулирующие его жизнедеятельность. Значительными полномочиями обладает вуз в сфере организационно-кадровой политики. Теперь он самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т. д. Организация структуры органов управления (общего собрания (конференции) работников, ученого совета, кафедр) высшего учебного заведения является самостоятельной сферой полномочий самого вуза.
Им самостоятельно формируется студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, вуз должен руководствоваться установленными для него контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией на ведение образовательной деятельности.