Автор подчеркивает что личность в таком обществе вычленена слабо
22. Анализ текстовой информации
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Блок: Человек и Общество
Портрет традиционного общества
Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.
22. Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
Приведены три проявления патриархальности традиционных обществ, например:
1) Власть в сельской общине, составляющей основу общества, принадлежит и осуществляется старейшинами;
2) Общины связаны с государством и воспринимают правителей как отцов отечества;
3) Взаимоотношения людей, общин и власти не носят формализованного характера, опираясь на традиции и неписанные обычаи. Могут быть названы другие проявления.
Указаны три проявления
Указаны два проявления
Указано одно проявление ИЛИ ответ неправильный
Наука и научное познание
. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое.
В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
22. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Даны ответы на вопросы, допустим:
а) под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;
б) под методом науки понимаются приемы, способы исследования, «как осуществляется исследование».
2) Приведена классификация наук, например:
По своему предмету науки делятся на:
а) естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);
б) общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).
3) Приведен пример, допустим:
а) физика (изучает неживую природу);
б) биология (изучает законы развития живой природы);
в) политология (изучает властные отношения в обществе) и т.д.
Могут быть приведены иные примеры.
Даны ответы на вопросы, приведена классификация наук, приведен пример.
Даны ответы на вопросы, приведена классификация наук, без приведения конкретного примера ИЛИ Даны ответы на вопросы, классификация приведена в неявной форме, но приведен пример ИЛИ ответы на вопрос и классификация наук приведены в неявном виде, но правильно приведен пример.
Даны ответы без классификации ИЛИ приведена только классификация ИЛИ ответ неправильный.
23. Анализ текстовой информации
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Блок: Человек и Общество
Портрет традиционного общества
Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.
23. Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
1) Ограничения общиной жизни людей, например:
а) личность, семья, не могут самостоятельно распоряжаться наделом земли, угодьями, собственником является община;
б) без согласия, без разрешения общины человек не мог выделиться из нее;
в) община ограничивала все возможности проявления хозяйственной инициативы и самостоятельности;
г) община влияла на обустройство личной жизни своих членов, подбирала семейные пары, могла не дать согласия на брак и т. д.
2) Поддержки и защиты, предоставляемой общиной своим членам, например:
а) в случае потери кормильца или иного несчастья, община погашала перед государством податные обязательства за своих членов;
б) община, мир, могла заступиться за своего члена перед государством и осуществить мирское правосудие вместо правосудия государственного;
в) община оказывала своим членам поддержку и защищала их против внешних сил, чужаков;
г) община могла отомстить обидчикам за оскорбление, нанесенное своим членам и т. д.
24. Анализ текстовой информации
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Блок: Человек и Общество
Портрет традиционного общества
Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.
24. В тексте со ссылкой на чешского педагога Я. Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознания, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
Приведены три пояснения, допустим:
1) В эпоху индустриальной революции многие страны Востока, Китай и Япония тщательно оберегали себя от контактов с западными странами, после «опиумных войн» середины XIX века, китайское традиционное общество начало разрушаться;
2) После того, как английские колониальные власти запретили в Индии ряд старых обычаев и традиций, ввели запрет на обычай самосожжения вдов при похоронах мужей, вспыхнуло восстание сипаев, оно стало попыткой сохранить традиции индийского общества, не допустить его модернизации;
3) В современную нам эпоху восточные исламские страны болезненно реагируют на глобализацию и вестернизацию, стараясь сохранить свои обычаи, например в семейной жизни, ограждая себя от проникновения западной культуры.
Портрет традиционного общества
Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.
(Е.В. Попов)
Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены общие черты, например: · хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; · использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; · земледелие и земледельческая община, как основа производства и общественной организации; · государственная собственность при второстепенной роли частной; · деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; · общая застойность и социально-экономическая стабильность. 2) Приведена дополнительная черта традиционного общества, допустим: · наличие наследуемого социального статуса, низкая социальная мобильность. Могут даваться иные формулировки приведенных черт, приводиться иные дополнительные черты. | |
Приведены шесть черт по тексту и одна дополнительная. | |
Приведены две-пять черт по тексту и одна дополнительная ИЛИ три-шесть черт по тексту, дополнительная черта не приведена ИЛИ правильно приведена одна дополнительная черта, черты по тексту не приведены. | |
Приведены одна – две черты без приведения дополнительной черты ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены три проявления патриархальности традиционных обществ, например: 1) власть в сельской общине, составляющей основу общества, принадлежит и осуществляется старейшинами; 2) общины связаны с государством и воспринимают правителей как отцов отечества; 3) взаимоотношения людей, общин и власти не носят формализованного характера, опираясь на традиции и неписанные обычаи. Могут быть названы другие проявления | |
Указаны три проявления. | |
Указаны два проявления. | |
Указано одно проявление ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.
В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: Приведены три пояснения,допустим: 1) в эпоху индустриальной революции многие страны Востока, Китай и Япония тщательно оберегали себя от контактов с западными странами, после «опиумных войн» середины XIX века, китайское традиционное общество начало разрушаться; 2) после того, как английские колониальные власти запретили в Индии кастовый строй, ввели запрет на обычай самосожжения вдов при похоронах мужей, вспыхнуло восстание сипаев, оно стало попыткой сохранить традиции индийского общества, не допустить его модернизации; 3) в современную нам эпоху восточные исламские страны болезненно реагируют на глобализацию и вестернизацию, стараясь сохранить свои обычаи, например в семейной жизни, ограждая себя от проникновения западной культуры. Могут быть приведены другие пояснения. | |
Приведены три пояснения. | |
Приведены два пояснения. | |
Приведено одно пояснение. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
С5 – С8 – задания на операции с понятиями, приведение примеров, решение задач с обществоведческим содержанием, составление плана освещения темы по социальным наукам.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном институте.
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены направления и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений). Могут быть приведены другие направления и примеры. | |
Приведены три направления и иллюстрирующие их примеры. | |
Приведены два направления и иллюстрирующие их примеры ИЛИ три направления, но среди приведенных трех примеров один некорректный. | |
Приведено одно направление и иллюстрирующий его пример ИЛИ два направления, но среди двух приведенных примеров один некорректный ИЛИ приведено одно направление, но верно приведены два примера. | |
Приведено одно направление без примера, ИЛИ направление приведено неявно, но приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры. Но культура без природы быстро выдохнется». Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об обществе. 2) Признаки общества как системы: а) сложная система; б) открытая система; в) динамичная система. 3) Системное строение общества. а) подсистемы и институты; б) социальные нормы; в) социальные коммуникации. 4) Взаимосвязь и взаимодействие общества с природой. 5) Специфика развития современного общества. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Философия | «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко) |
Философия | ««Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое»» (Л.Толстой). |
Философия | «Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации.» (Д.Писарев). |
Философия | «Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы» (Л.Н. Толстой). |
Философия | «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский). |
Философия | «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации» (Ж. Ренан). |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. |
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании. | ||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | ||
К2 | Представление и пояснение собственной позиции выпускника | |
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника | ||
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена. | ||
К3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов | |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы. | ||
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации | ||
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. | ||
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. | ||
Максимальный балл | 5 |
Раздел «Человек»
ЧАСТЬ А
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.