^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать ответы на оба вопроса:
1) самосознание – это осознание своего «Я» ИЛИ представление о самом себе и своих возможностях;
2) формирование самосознания в раннем детском возрасте автор связывает с подражанием, представлениями и звуковой речью ИЛИ с процессами осознания действий других людей, своих собственных действий и отделения себя от своих действий.
Даны ответы на оба вопроса.
2
Дан ответ на один вопрос
1
Ответ неправильный.
0
^ Максимальный балл
2
Идентификатор задания
С2
Автор
Рутковская Е.Л.
Тип вопроса (код)
Р
Процент выполн.
65
Тема (код по кодиф.)
1.5
Макс. Балл
2
Уровень
Б
Требования (КТ)
2.5
Критерии оценивания
0 страница
НС_01
Решение
ТР_С2
Какие два вида деятельности названы автором в качестве источников формирования самосознания человека?
Правильный ответ
Решение
Идентификатор
ТР_С2
Тип
ТР
^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В правильном ответе должны быть названы два вида деятельности:
1) игровая деятельность (могут быть указаны игры-подражания и ролевые игры);
2) продуктивная деятельность, в ходе которой осваиваются реальные социальные роли.
Названы оба вида деятельности.
2
Назван один вид деятельности
1
Ответ неправильный.
0
^ Максимальный балл
2
Идентификатор задания
С3
Автор
Рутковская Е.Л.
Тип вопроса (код)
Р
Процент выполн.
35
Тема (код по кодиф.)
1.5
Макс. Балл
3
Уровень
В
Требования (КТ)
2.5
Критерии оценивания
0 страница
НС_01
Решение
ТР_С3
На основании текста определите, каково значение детских игр в развитии ребёнка. (Запишите одно из авторских утверждений). Приведите любые два собственных примера детских игр и назовите по одному личностному качеству, которые каждая из этих игр помогает вырабатывать.
Правильный ответ
Решение
Идентификатор
ТР_С3
Тип
ТР
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) авторское утверждение о значении детских игр, например:
— один из источников формирования сознания;
— освоение отношений между людьми;
— воспроизведение тех отношений между окружающими, которые известны ребёнку и доступны его восприятию;
— подготовка к вступлению во взрослый мир с его социальными связями.
2) примеры детских игр и формируемые ими личностные качества, например:
— игра в «школу» (усидчивость, умение сконцентрировать внимание, интерес к знаниям и т.д.);
— игра в «библиотеку» (интерес к чтению, осознание ценности книги как источника знаний, любознательность и т.д.)
Могут быть приведены другие корректные примеры и соответствующие качества
Указано значение, приведены два примера с соответствующими личностными качествами
3
Указано значение, приведен один-два примера, один из которых с соответствующим личностным качеством.
ИЛИ Приведены два примера с соответствующими личностными качествами
2
Приведен один пример с соответствующим личностным качеством.
ИЛИ Указано значение, приведены два примера.
1
Указано только значение.
ИЛИ Приведены только один-два примера.
ИЛИ Ответ неправильный.
0
^ Максимальный балл
3
Идентификатор задания
С4
Автор
Рутковская Е.Л.
Тип вопроса (код)
Р
Процент выполн.
30
Тема (код по кодиф.)
1.5
Макс. Балл
3
Уровень
В
Требования (КТ)
2.8
Критерии оценивания
0 страница
НС_01
Решение
ТР_С4
Автор считает, что самосознание «формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты». Привлекая факты социальной жизни, раскройте эту мысль автора с помощью трех собственных суждений.
Правильный ответ
Решение
Идентификатор
ТР_С4
Тип
ТР
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ может содержать следующие суждения:
1) родители обсуждают с ребенком совершенные им поступки, оценивая их положительно или отрицательно, тем самым влияют на формирование его самооценки и, как следствие, самосознания;
2) учитель, объясняя ученикам мотивы поступков литературных героев, предлагает каждому поставить себя на место героя и оценить возможность применения соответствующего типа поведения;
3) старшая сестра играет с младшим братом, побуждает его самостоятельно осуществлять действия, требуемые правилами игры, и помогает осознавать свои возможности.
Могут быть приведены другие суждения
Приведены три суждения
3
Приведены два суждения
2
Приведено одно суждение
1
Ответ неправильный.
0
^ Максимальный балл
3
Нулевая страница
Идентификатор
Тип
НС
Автор
Коваль Т.В.
Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества» согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.
Автор считает что самосознание формируется при взаимодействии с другими людьми главным образом
Что автор называет самосознанием? В чём, по его мнению, проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как в тексте трактуется причина возникновения самосознания?
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мирю. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные прюцессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Источник: Сборник ФИПИ. 30 вариантов. 2019. Вариант 23
В ходе взаимодействия с другими индивид формирует своё Я или самосознание (Дж. Мид)
Я соглашусь с автором по поводу его высказывания, так как считаю его обоснованным. Социальные отношения в обществе формируются на основе взглядов и противоречий всех слоев населения. Приоритетным считается мнение большинства. Оно и составляет основное направление общественных отношений. Общество состоит из ассоциации индивидов, поэтому формирование сознания каждого из них и есть самосознание. Оно может изменяться в процессе эволюции, а также под влиянием общественного мнения.
Общество представляет собой группу лиц, взаимодействующих между собой на основе сложившихся социальных отношений. Общества объединяются в сообщества. Примером может быть мировое сообщество, складывающееся из отдельных социальных групп. Целью такого взаимодействия служит желание сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Основным направлением в мировом сотрудничестве является экономическая интеграция с целью улучшения материально-бытовых условий населения и политическое урегулирование конфликтных ситуаций. ООН и ЮНЕСКО выступают яркими представителями таких сообществ, служащими для урегулирования всех отношений.
Я думаю что, несмотря на разногласия в мировом сообществе всё-таки удается находить компромиссы для решения спорных вопросов. Большое внимание уделяется вопросам по защите прав человека. Именно мировые сообщества помогают разрешить кризисную ситуацию и вынести единственно правильное решение. Мировая судебная система помогает добиться справедливости в виду отсутствия в ней коррупции. Она помогает сформировать самосознание мирового сообщества в направлении честности и неподкупности. На основе общественного самосознания и социального взаимодействия индивид способен правильно оценить окружающие ценности, выбрав единственно правильный путь для становления себя как личности. Можно сказать, что общественное сознание представляет собой двигатель прогресса для формирования самосознания индивида.
Социальные отношения начинали складываться ещё в древности. В процессе эволюции самосознание подвергалось влиянию нового по своей природе общественного взаимодействия. Более ярко начинало проявляться эго каждого индивида, помогая понять свою значимость в окружающем его обществе. Появилась классовая дискриминация, делящая людей на богатых и бедных. Тогда в социуме начинало зарождаться рабство, то есть угнетение одного индивида другим. Возник рабовладельческий строй, существовавший долгое время. Велись междоусобные войны, которые помогали захватывать новые территории и подчинять себе ещё большее количество людей.
По этой причине самосознание отдельных индивидов складывалось на основе рабского повиновения. Не имея никаких прав, они считались собственностью хозяина. Он мог их продать или обменять на любой товар. Благодаря более прогрессивным личностям, не желающих покоряться такому несправедливому отношению к большинству общества, происходили столкновения между верхами и низшим классом.
Ярким примером может быть восстание рабов под предводительством Спартака. Прогрессивность взглядов и сформировавшееся самосознание позволило повлиять на осознание отдельными индивидами своего рабского поклонения и несправедливости в обществе. Благодаря таким личностям общество движется вперёд по пути своего развития, формируя новые социальные отношения и свое самосознание. Постепенно приходит осознание того, что все люди равны. На основе этого начинает складываться новый тип взаимодействия. Набирает силу демократическое движение и формируется демократическое сознание.
Уже в демократическом обществе индивид представляет собой свободную личность. Это накладывает отпечаток в сознании каждого. Теперь права и обязанности закреплены на законодательном уровне и способствуют развитию любой личности в обществе. Возникает такая общность как народ. Он представляет собой группу индивидов, объединенных едиными целями и свою территориальную целостность. На основе сформированного демократического самосознания возникают целые государства со своими законами и принципами управления.
Только в обществе индивид может сформировать свое самосознание и проявить себя как личность. Чем прогрессивнее социум, тем больше возможностей для проявления индивидуальности и развития врождённых способностей. Только самосознание раскрывает личность и даёт понятие значимости каждого человека. Общество не может существовать без личностей так же, как и личности не смогут развиваться без общества.
«В ходе взаимодействия с другими индивид формирует свое я или самосознание» (Джордж Мид) (ЕГЭ обществознание)
Автор затрагивает проблему социализации индивида и становления его личностью. Данная проблема весьма актуальна в наше время, так как окружение сильно влияет на человека, а в наше время – очень важно правильно дозировать и воспринимать это влияние.
Джордж Герберт Мид убеждён, что при помощи коммуникации, общения и взаимодействия с другими людьми индивид получает необходимые знания и навыки, позволяющие ему формировать себя. Я полностью согласен с мнением автора, так как считаю, что именно окружение в большей степени влияет на самого человека и на его место в мире.
Для подтверждения проблемы обратимся к теоретическим сведениям. Из курса обществознания нам известно, что индивид – это отдельный представитель человеческого рода.
В процессе социализации (получения необходимых социально-значимых качеств в обществе) индивид приобретает статус личности, а также у него формируется самосознание (способность человека получать и синтезировать полученное им знание самостоятельно). Институтами социализации служат: семья, армия, государство. К первичным институтам относится семья, а вот к вторичным – окружение и друзья, позволяющие формировать себя.
Обратимся к произведению о Робинзоне Крузе, проходимого нами на уроке литературы. Там говорится о человеке, попавшем на остров в одиночестве. Без взаимодействия с другими людьми главный герой теряет навыки общения и коммуникации. В таких условиях он не может формировать своё «Я», так как отрезан от всего человечества. Данный пример подтверждает необходимость взаимодействия с другими людьми для формирования личности.
Ещё одним примером из социальной практики служит моё собственное формирование личности. Окружение, состоящее из одноклассников, друзей, знакомых, приятелей сильно влияет на моё самосознание. Подпитываясь от них новыми знаниями, я приобретаю социальный опыт и формирую своё «Я».
Таким образом, можно сделать вывод, что индивид, взаимодействуя и коммуницируя с другими индивидами приобретает социально-значимые качества для формирования своего «Я» и самосознания.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Автор считает что самосознание формируется при взаимодействии с другими людьми главным образом
Что автор называет самосознанием? В чём проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.