Автор цифрового контента что это
Цифровой контент
Содержание
Распространение и продажа электронного контента
Безусловно, сеть Интернет на сегодняшний день является главным источником хранения и распространения электронного контента. Пользователям всемирной паутины доступны всевозможные программы, фильмы, музыкальные композиции и множество другой информации, которую они могут сохранить на своем персональном компьютере, мобильном телефоне или любом другом запоминающем устройстве.
Для реализации продаж цифрового содержимого администраторы интернет-ресурсов могут выбрать один из платежных шлюзов, которые без особого труда устанавливаются на сайт и позволяют автоматизировать процесс приема платежей, сделать его удобным и понятным для пользователя.
Функциональные возможности цифровых устройств
Если для стационарных устройств практически не существует ограничений по приему и хранению большинства видов файлов, то у мобильных носителей информации (мобильных телефонов, коммуникаторов и смартфонов) совершенно другие возможности. Так появился рынок мобильного («легкого») контента. На нем распространяется продукция, представленная в графическом, звуковом, либо текстовом виде, произведенная с учетом функциональных возможностей соответствующих устройств.
Будущее продаж электронного контента в России
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Цифровой контент» в других словарях:
Контент-киоск — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (13 мая 2011) … Википедия
Электронный контент — Информационный материал, размещённый в электронном виде сведения, а также продукты и относящиеся к ним услуги, предоставляемые абонентам сетей передачи данных и сетей сотовой связи в электронном (цифровом) виде, потребляемые и используемые… … Википедия
Мобильный контент — Мобильный контент цифровой контент, адресованный владельцам мобильных устройств. Как правило, речь идет о разнообразном цифровом контенте, специальным образом адаптированном или даже изготовленном с учетом технических возможностей мобильных … Википедия
Загружаемый контент — (англ. Downloadable content DLC [или Ди Эл Си] ) форма распространения официального цифрового медиа контента (медиаданных) через Интернет. Словосочетание «загружаемый контент» относится к информационному наполнению (контенту), которое… … Википедия
информационный контент — 3.11 информационный контент: Совокупность буквенно цифровой, графической, видео и аудиоинформации о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, формируемая и управляемая подсистемой информирования пассажиров и содержащая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Белый Ветер Цифровой — «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» Тип 1991 Прежние названия «Белый Ветер» Основатели Юрий Дубовицкий … Википедия
Цифровое кино — (цифровой кинематограф; Digital Cinema) современная технология кинематографа, основанная на использовании цифровых производства и распространения кинофильмов без использования кинопленки. Фильмы демонстрируются с жестких и оптических дисков … Википедия
Кинопроизводство — процесс создания кинофильма от первоначального замысла до непосредственного показа готового продукта аудитории в кинотеатрах, посредством телевидения или интернета. Кинопроизводство существует во множестве стран и соприкасается с экономическими,… … Википедия
Metal Gear Solid: Peace Walker — Логотип … Википедия
K-pop — Направление: поп Истоки: танцевальная музыка • электроника • электропоп • хип хоп • рок • современный ритм н блюз Годы расцвета: 1990 е настоящее время … Википедия
Цифровой контент
8 октября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 27828
Чтобы понять, что такое цифровой контент, достаточно зайти на любой интернет-ресурс или включить телевизор. Все что вы видите: передачи, сериалы, музыкальные композиции, изображения — это и есть цифровой контент. Жизнь современного человека неразрывно связана с ним, и каждый день мы получаем огромный поток цифрового контента.
Понятие цифрового контента
Сегодня данный термин используется для описания различных направлений современного рынка мультимедийных товаров и продуктов:
Помимо вышеописанных понятий используются другие определения:
Использование цифрового контента
Использование напрямую связано с доставкой и потреблением. Доставляются материалы с помощью интернета, либо на физических носителях, посредством цифрового телевидения. Современный интернет обеспечивает высокую скорость передачи и расширенные сетевые полосы пропускания. Сегодня большая часть трафика представлена «тяжелыми» мультимедийными продуктами. В 2016 г. более 15% всемирного интернет-трафика приходится на просмотр интернет-видео. Сюда входит просмотр через ПК, смартфоны, планшеты и современные телевизоры. Потребление осуществляется через устройства доступа к цифровому контенту, о котором мы поговорим ниже.
Использовать цифровой контент можно для самых различных целей: бизнеса (продвижение товаров и услуг), образования, развлечения и организации досуга, общения и т.д. Если вы хотите успешно развивать бизнес и использовать эффективные рекламные средства, простых сообщений и предложений не достаточно. Современный пользователь более чем сыт разнообразным контентом, и хочет чего-то свежего, креативного.
Согласно последним проведенным исследованиям, наибольшей популярностью среди цифрового контента пользуются видеоматериалы, а значит, они приносят наибольший доход своим создателям. В видео-сегмент входит цифровое телевидение, спектр услуг VOD (видео по запросам) и онлайн-видео. 72% от всего дохода, получаемого на рынке электронного контента приходится на видео-сегмент. 14% — на мобильный контент, 10% на онлайн-игры, 3% — аудиоматериалы, 1%— электронные книги.
Больше всего цифрового контента производится и используется в США. Далее в рейтинге идут европейские страны, государства Азии и РФ. В странах Юго-Восточной Азии популярность обусловлена качественным интернетом и развитой инфраструктуре. В странах Западной Европы отмечается уверенный рост объемов потребления, однако в течение последних 5 лет сокращаются продажи видео- и аудиоконтента на физических носителях, аудитория предпочитает совершать цифровые покупки продуктов. В нашей стране сегодня цифровой контент преимущественно развивается в направлении мобильного контента.
Устройства доступа
Для создания, распространения и использования цифрового контента необходима инфраструктура. Увеличению объемов потребления мультимедийных продуктов способствует развитие и доступность терминалов для приема контента. Это цифровые устройства, которые мы используем ежедневно. С каждым днем появляются новые технологии, расширяется ассортимент цифровых устройств, их стоимость становится все доступнее для потребителей. Сегодня сложно найти человека, который никогда не слышал о смартфоне или планшете. Даже в отдаленной сельской местности практически у каждого есть смартфон, телевизор, компьютер.
До 2012 года мобильные устройства не оценивались как канал потребления контента, так как медиа передавались через интернет, физические носители, телевидение, но не сотовые сети. Сегодня рынок делает ставку именно на мобильном сегменте, его аудитория вливается в поток потребления интернет-контента.
Также создаются мультиплатформы для доступа к цифровому контенту, например SmartTV. С его помощью можно выходить в интернет и одновременно смотреть видео через аналоговое или цифровое телевидение. Большую популярность сегодня набирают игровые приставки, через которые можно заходить в интернет и играть с физических носителей или онлайн.
Создание цифрового контента
Это сложный процесс, начинающийся с идеи продукта до его реализации и дальнейшей доставки пользователю. Создать цифровой контент посредственного качества может каждый, программ и приложений для этого сегодня немало. Это различные видеоредакторы (Windows Movie Maker, SONY Vegas Pro, Pinnacle Video, Editor JahShaka и прочие), сервисы для разработки электронных книг и анимационных рассказов (StoryBird, UtellStory, ACMI Storyboard Generator и т.д.).
Интерфейс программы Windows Movie Maker:
Однако, создание качественного контента, особенно если речь идет о рекламных материалах, лучше доверить профессионалам. У хороших специалистов достаточно опыта и знаний, чтобы создать материалы, достойные внимания аудитории. Также в их распоряжении имеется необходимое оборудование с высокой производительностью и пакеты прикладных узкоспециализированных профессиональных программ, которых обычно не найти в свободном доступе.
Цифровой контент: по правилам и без
На просторах Интернета
Статьи в блогах, фото, электронные книги, фильмы, ролики, сторис в социальных сетях, аккаунты, домены, сайты, картинки, обучающие онлайн-курсы и мастер-классы – перечень можно продолжать долго.
Все вместе назовем эти объекты авторских прав цифровым контентом. Без него наша жизнь немыслима: мы активно всем этим пользуемся, читаем, приобретаем, скачиваем платно и бесплатно и т. п. При этом существует миф, что львиная доля объектов, размещенных в Интернете, попадает в силу обнародования в общественное достояние, поэтому ничего нечестного в копировании и ином пользовании материалами нет. А уж если за объект уплачены деньги – то и подавно.
Катя Канева https://vk.com/kaneva.expert рассказывает, почему так делать нельзя.
Принцип исчерпания права
Для этого нужно разобраться с принципом исчерпания прав и правом свободного использования произведений. Принцип исчерпания прав состоит в том, что правомерно введенный в оборот экземпляр произведения выходит из-под контроля правообладателя, в отношении этого конкретного экземпляра право на распространение перестает существовать на территории нашего государства, «исчерпывается» (ст. 1272 ГК РФ).
Но следует учесть, что одним из ключевых моментов принципа исчерпания права является правило о том, что, разрешая третьим лицам без согласия автора (или правообладателя) распространять в гражданском обороте экземпляр произведения, закон предоставляет право использовать экземпляр на материальном носителе, а вовсе не интеллектуальную собственность.
Это положение подкрепляется судебной практикой. Например, известное дело об использовании при съемке телефильма обложки книги Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Издательство (обладатель исключительных лицензионных прав) подало иск на киностудию в связи с нарушением исключительных прав на дизайн обложки книги, а киностудия в свою защиту приводила аргументы, что книга была приобретена ими на праве собственности, использована в фильме в качестве вещи, правомерно введенной в гражданский оборот, а не в качестве самостоятельного использования дизайна книги.
Закон ведь не запрещает собственнику распоряжаться вещью по своему усмотрению. Но суд посчитал иначе: во-первых, действия собственника по распоряжению вещью не должны нарушать права и охраняемые законом интересы третьих лиц; во-вторых, интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором они выражены; в-третьих, демонстрация книги в фильме – это случай доведения до всеобщего сведения, а не распространения экземпляра произведения.
Что касается распространения экземпляра произведения в цифровой среде, то здесь вообще все не просто. Есть точка зрения о том, что оригинал произведения или его экземпляр – это всегда произведение на материальном носителе. У цифровой же формы нет вещественности, передача произведения в сети Интернет не приводит к тому, что первоначальный обладатель лишается произведения. Поэтому для произведения в цифровой форме существует только право на доведение до всеобщего сведения, а принцип исчерпания к нему не относится.
Есть еще мнение, что каждая копия исходного файла – это уже отдельный экземпляр, в то время как закон предоставляет право использовать именно первичный экземпляр.
Что говорит закон
Случаям свободного использования (без уплаты вознаграждения и без согласия авторов) посвящены также статьи 1273, 1274 ГК РФ.
В законе четко указано, что свободное использование возможно в личных целях при условии
«необходимости» (п. 1 ст. 1273 ГК РФ). Это на первый взгляд абстрактное дополнение было включено, чтобы обеспечить соответствие норм закона Соглашению ТРИПС. В международном документе предусмотрено, что ограничения или изъятия в отношении исключительных прав допускаются в некоторых особых случаях, не вступающих в противоречие с обычным использованием произведения и необоснованно не ущемляющих законные интересы правообладателя.
Какие же это случаи кроме «личных при необходимости»? Информационные, научные, учебные или культурные. При этом объем использования, цитирования должен быть оправдан, и обязательно указаны имя автора и источник заимствования.
Таким образом, случаи свободного использования скорее исключение из общего правила, а принцип исчерпания авторских прав в цифровой среде вообще спорный. Так что нужно осмотрительно относиться к цифровому контенту. Хотя он и в цифре, но защищать его уже научились.
Как защитить авторские права на цифровой контент
Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.
О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.
Юрист по защите цифровых прав, автор
В материале
Законодательная база и терминология по авторскому праву
Ключевые документы по защите авторских прав в России
Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.
Основные правовые термины
Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.
Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.
Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.
Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.
Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде
Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.
Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.
Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.
Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.
Какой цифровой контент считается общедоступным
Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.
Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.
В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.
Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:
Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.
В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.
В каких случаях допускается свободное использование чужого контента
Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:
Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:
Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.
В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.
Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента
Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.
При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:
© Бахарева О.В., 2020 год
Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.
Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.
Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства
В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).
Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.