Автор утверждает что просто наращивать масштабы

Пособие также содержит полный комплект заданий, аналогичных экзаменационным как по спецификационным требованиям, так и по уровню сложности. Верим в ваш успех на едином государственном экзамене

С4 Автор утверждает, что просто наращивать масштабы идущих глобальных процессов и имеющих место тенденций становится невозможным, и подводит к этому три основания. Назовите эти три основания.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)БаллыВ правильном ответе должны быть указаны следующие три основания-аргумента:

1) экологическая перегрузка планеты, что отражено в понятии «пределы роста»; это требует смены парадигмы развития современной цивилизации;

2) опасность нравственного вырождения землян; это касается и простых людей, и элит, принимающих судьбоносные решения;

3) углубляющийся раскол между благополучной и неблагополучной частями человечества.

Эти же идеи могут быть сформулированы несколько по-иному.

Названы правильно три основания.3Названы правильно два основания.2Названо правильно одно основание.1Ответ неправильный.0Максимальный балл3

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)БаллыПравильный ответ может содержать следующие элементы: 1) отсутствие идеологии в постсоветской России способствовало распаду глубинных социальных связей;

2) социал-дарвинистски понятая идея социальной конкуренции разобщает людей и противопоставляет друг другу;

3) акцент на индивидуализацию, «свободу от…» и прочие элементы социальной атомизации;

4) усиление национальной и религиозной розни также не способствует укреплению «органических связей» в обществе. ^ Могут быть приведены и другие примеры.

Приведены и раскрыты два примера. Приведены три и более примеров без комментариев.2Приведены менее трех примеров без комментариев ИЛИ один пример с комментарием.1Ответ неправильный.0Максимальный балл2

^ С6 Необходимо назвать любые три фактора, влияющие на формирование предложения. Проиллюстрируйте каждый из этих факторов конкретным примером.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)БаллыВ ответе могут быть названы, например, следующие факторы:

1) цена, общий уровень цен, колебания цен на рынке (срабатывает закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение на данном товарном рынке);

2) цены на ресурсы, необходимые для производства (чем выше эти цены, тем депрессивнее ведут себя производители, предложение падает);

3) технология производства данного товара (напрямую влияет на конкурентоспособность данного производителя, фирмы, фабрики и проч.)

4) налоги и дотации (насколько государство стимулирует производителей или, наоборот, гасит собственное производство данного товара);

5)тип рынка (т.е. число продавцов на данном товарном рынке).

Могут быть приведены и другие примеры с иллюстрациями.

С7 В разное время в различных странах имели место различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите по крайней мере три обоснования необходимости такого суда в правовом государстве.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Приведены три полноценных аргумента.3Приведены два полноценных аргумента.2Приведен один полноценный аргумент.1Ответ неправильный.0Максимальный балл3

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Достоинства и недостатки командно-административной экономической системы»

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)БаллыПри анализе ответа учитываются:

-корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

-отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.

Один из вариантов плана:

1.Типология экономических систем.

2.Предпосылки и происхождение командно-административной системы.

3.Достоинства данной системы: а)огромный мобилизационный потенциал; б)гарантированность от безработицы; в)экономическая стабильность на всех уровнях рассмотрения; г)социальные гарантии (включая бесплатную медицину, образование и проч.)

4.Недостатки командной системы: а)негибкость системы, неспособность к переключению и саморегуляции; б)принесение личных интересов в жертву государственным; в)преобладание экстенсивных методов хозяйствования; г)экономическая закрытость (равно как и политическая, и культурная).

5.Исторические судьбы командно-административной системы. Примеры.

Возможно другое количество и иные корректные формулировки пунктов плана.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в определенной последовательности.3Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.2Отдельные формулировки плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.1Формулировки пунктов плана не соответствуют теме. ИЛИ Ответ неправильный.0Максимальный балл3

^ С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1 Философия. «Всеобщим критерием истины был бы лишь такой критерий, который был бы правилен в отношении всех знаний, безразлично, каковы их предметы». (И. Кант)

С9.2 Социальная психология. «Чтобы познать человека, надо сначала его полюбить». (Л. Фейербах)

С9.4 Социология. «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». (О.Г. Мирабо)

С9.5 Политология. «Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 ноль баллов, то ответ дальше не проверяется. По всем остальным критериям (К2-К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Ответ:

^ Критерии оценивания ответа на задание С9Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания.
Смысл высказывания раскрыт.2
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.0
^ К2 Представление и пояснение собственной позиции.
Представлена собственная позиция с аргументацией.1
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.0
^ К3 Уровень приводимых суждений и аргументов.
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.2
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактологии ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на факты, но без теоретических положений.1
Суждения и аргументы не приведены.0
Максимальный балл5

^ Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ по обществознанию

1. Белокрылова О.С, Михалкина Е.В., Банникова А.В., Ага­пов Е.Л. Обществознание. Тесты. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол.-измерительные материалы: 2009 / авт.-сост. П.А. Баранов, А.В. Воронцов. —- М.: Просвещение; СПб.: Просвещение, 2009.

3. ЕГЭ-2008: Обществознание: реальные задания / авт.- сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М.: АСТ: Апрель, 2008.

4. Закон о защите прав потребителей и связанные с ним под­законные акты. — М.: ЭКСМО, 2004.

5. Касьянов В.В. Обществознание: экзаменационные ответы (для абитуриентов). — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов. — М., 1999.

7. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов. — М., 2002.

8. Конституция Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

9. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведе­ний. — Ростов н/Д, 2000.

10. Кравченко А.И. Обществознание: задачник для учащихся 10-11 кл. — М.: Русское слово, 2000.

11. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса. Ч. 1. — 3-е изд. — М.: ТИД «Русское слово—РС», 2003.

13. Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. — М.: Русское слово, 2000.

12. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса. — 7-е изд. — М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2006.

14. Курбатов В.И. Обществознание. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

15. Курс экономической теории: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 2003.

Источник

Дорогие друзья!

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; В3-В6 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

1-гражданская война; 2-элита; 3-общество; 4-подпольные организации; 5-высшие слои; 6-социальная нестабильность.

И здесь уже возникают методологические вопросы, связанные с открытием путей в качественно иное будущее. Вопросы эти можно свести к двум: кто именно открывает качественно иное будущее и с помощью каких средств и процедур?

С1 Что является предметом и задачей глобального политического прогнозирования, по мнению автора? В чем отличие глобального прогнозирования от оперативного анализа?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)сказано о качественно ином будущем человечества или будущем как ином ;

3)верно указана задача глобального прогнозирования: выработка предостерегающего знания и прояснение имеющихся у человечества альтернатив.

Правильно показана качественная сторона развития человечества, различие понятий, задача глобального прогнозирования.

Показана качественная сторона развития и дано различие понятий ИЛИ показана качественная сторона развития, задача глобального прогнозирования ИЛИ различие понятий, задача глобального прогнозирования.

Показана только качественная сторона развития ИЛИ дано различие понятий ИЛИ указана задача глобального прогнозирования ИЛИ ответ неправильный.

С2 Автор говорит, что нынешнее кризисное состояние цивилизации тем не менее кое-кого устраивает. Найдите в тексте и назовите по крайней мере три региона (три группы стран), которым выгодно теперешнее положение вещей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть указаны следующие регионы или группы стран: 1) Страны «золотого миллиарда»

2) Запад или страны Запада, в противовес Востоку;

3) Север или страны Севера, в противовес Югу;

Указаны три и более названий.

Указано одно ИЛИ не указано ни одного ИЛИ ответ неправильный.

С3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите 3-мя примерами справедливость тезиса автора о том, что экономический, культурный, политический раскол мира начался (или продолжается), и он может привести к гибели всей цивилизации.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть приведены другие уместные примеры.

Приведены три примера.

Приведены два примера.

Приведен один пример.

Приведены рассуждения общего характера не в контексте вопроса ИЛИ ответ неправильный.

С4 Автор утверждает, что просто наращивать масштабы идущих глобальных процессов и имеющих место тенденций становится невозможным, и подводит к этому три основания. Назовите эти три основания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть указаны следующие три основания-аргумента:

1) экологическая перегрузка планеты, что отражено в понятии «пределы роста»; это требует смены парадигмы развития современной цивилизации;

2) опасность нравственного вырождения землян; это касается и простых людей, и элит, принимающих судьбоносные решения;

3) углубляющийся раскол между благополучной и неблагополучной частями человечества.

Эти же идеи могут быть сформулированы несколько по-иному.

Названы правильно три основания.

Названы правильно два основания.

Названо правильно одно основание.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) отсутствие идеологии в постсоветской России способствовало распаду глубинных социальных связей;

2) социал-дарвинистски понятая идея социальной конкуренции разобщает людей и противопоставляет друг другу;

3) акцент на индивидуализацию, «свободу от…» и прочие элементы социальной атомизации;

4) усиление национальной и религиозной розни также не способствует укреплению «органических связей» в обществе. Могут быть приведены и другие примеры.

Приведены и раскрыты два примера. Приведены три и более примеров без комментариев.

Приведены менее трех примеров без комментариев ИЛИ один пример с комментарием.

С6 Необходимо назвать любые три фактора, влияющие на формирование предложения. Проиллюстрируйте каждый из этих факторов конкретным примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть названы, например, следующие факторы:

1) цена, общий уровень цен, колебания цен на рынке (срабатывает закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение на данном товарном рынке);

2) цены на ресурсы, необходимые для производства (чем выше эти цены, тем депрессивнее ведут себя производители, предложение падает);

3) технология производства данного товара (напрямую влияет на конкурентоспособность данного производителя, фирмы, фабрики и проч.)

4) налоги и дотации (насколько государство стимулирует производителей или, наоборот, гасит собственное производство данного товара);

5)тип рынка (т.е. число продавцов на данном товарном рынке).

Могут быть приведены и другие примеры с иллюстрациями.

Названы и проиллюстрированы три фактора.

Названы один-два фактора, проиллюстрирован один-два фактора ИЛИ приведены три примера без раскрытия.

Приведен один-два примера без уточнений ИЛИ ответ неправильный.

С7 В разное время в различных странах имели место различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите по крайней мере три обоснования необходимости такого суда в правовом государстве.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть приведены и другие аргументы.

Приведены три полноценных аргумента.

Приведены два полноценных аргумента.

Приведен один полноценный аргумент.

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Достоинства и недостатки командно-административной экономической системы»

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

При анализе ответа учитываются:

-корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

-отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.

Один из вариантов плана:

1.Типология экономических систем.

2.Предпосылки и происхождение командно-административной системы.

3.Достоинства данной системы: а)огромный мобилизационный потенциал; б)гарантированность от безработицы; в)экономическая стабильность на всех уровнях рассмотрения; г)социальные гарантии (включая бесплатную медицину, образование и проч.)

4.Недостатки командной системы: а)негибкость системы, неспособность к переключению и саморегуляции; б)принесение личных интересов в жертву государственным; в)преобладание экстенсивных методов хозяйствования; г)экономическая закрытость (равно как и политическая, и культурная).

5.Исторические судьбы командно-административной системы. Примеры.

Возможно другое количество и иные корректные формулировки пунктов плана.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в определенной последовательности.

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.

Отдельные формулировки плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме. ИЛИ Ответ неправильный.

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

С9.1 Философия. «Всеобщим критерием истины был бы лишь такой критерий, который был бы правилен в отношении всех знаний, безразлично, каковы их предметы». (И. Кант)

С9.2 Социальная психология. «Чтобы познать человека, надо сначала его полюбить». (Л. Фейербах)

С9.4 Социология. «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». (О.Г. Мирабо)

С9.5 Политология. «Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 ноль баллов, то ответ дальше не проверяется. По всем остальным критериям (К2-К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

К1 Раскрытие смысла высказывания.

Смысл высказывания раскрыт.

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

К2 Представление и пояснение собственной позиции.

Представлена собственная позиция с аргументацией.

Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.

К3 Уровень приводимых суждений и аргументов.

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактологии ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на факты, но без теоретических положений.

Суждения и аргументы не приведены.

Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ по обществознанию

слабое знание понятий из различных обществоведческих дисциплин, в частности, из области права, социологии, политологии, философии;

использование известных выпускникам понятий не по назначению, с различными логическими ошибками (например, незаконное расширение объема понятия, или подмена одного понятия другим, из другой области знаний);

отсутствие навыков дифференцированной работы с текстом, в том числе, выделение главной мысли, вычленение различных содержательных компонентов из большого текстового фрагмента;

слабое представление о субординации и координации понятий и категорий обществознания;

неумение систематизировать понятия и выстраивать систему категорий;

слабое знание концепций и учений крупных мыслителей прошлого, в том числе, экономистов, ученых, философов, писателей, политиков;

многие экзаменуемые плохо ориентируются в социально значимой информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, схем;

довольно часто можно наблюдать неверную интерпретацию фактов социальной, культурной, экономической или политической жизни;

неумение вычленять из текста значимые смысловые фрагменты и использовать их при работе с документами и другими текстами.

1. Белокрылова О.С, Михалкина Е.В., Банникова А.В., Ага­пов Е.Л. Обществознание. Тесты. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол.-измерительные материалы: 2009 / авт.-сост. П.А. Баранов, А.В. Воронцов. —- М.: Просвещение; СПб.: Просвещение, 2009.

3. ЕГЭ-2008: Обществознание: реальные задания / авт.- сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М.: АСТ: Апрель, 2008.

4. Закон о защите прав потребителей и связанные с ним под­законные акты. — М.: ЭКСМО, 2004.

5. Касьянов В.В. Обществознание: экзаменационные ответы (для абитуриентов). — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов. — М., 1999.

7. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов. — М., 2002.

8. Конституция Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

9. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведе­ний. — Ростов н/Д, 2000.

10. Кравченко А.И. Обществознание: задачник для учащихся 10-11 кл. — М.: Русское слово, 2000.

11. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса. Ч. 1. — 3-е изд. — М.: ТИД «Русское слово—РС», 2003.

13. Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. — М.: Русское слово, 2000.

12. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса. — 7-е изд. — М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2006.

14. Курбатов В.И. Обществознание. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

15. Курс экономической теории: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *