Автор утверждает что восстановление возможностей прогресса для всего населения земли кардинально
пожалуйста помогите Глобализация процесс складывания единого финансово-информационного
Глобализация процесс складывания единичного финансово-информационного места. Снятие формальных барьеров привело. Наряду с интеграцией более развитой доли населения земли, к формированию барьера, в первую очередь технологического, меж развитыми странами и остальным миром. Этот барьер фактически непреодолим для слабых государств из-за качественного ужесточения конкуренции, ведущейся буквально на ликвидирование.
Безысходность положения неразвитых стран бьет и по процветающим сообществам, которые не могут расширять рынки сбыта своей продукции. Появляется системный кризис мировой экономики. При этом глобальный монополизм не дает снижать цены, а культурно-цивилизационный барьер ведет к попыткам насильственной вестернизации незападных обществ. Слабенькие общества удается повредить, а сильные оказывают противодействие. В обоих случаях создается питательная почва для интернационального терроризма ситуация утежеляется общим падением эффективности управления, связанным с глобализацией и перевоплощением формирования сознания в более прибыльный вид коммерческой деятельности
Только разрушение загнивающих глобальных монополий, доступ государств к современным дешевеньким технологиям и восстановление способностей прогресса для всего народонаселенья Земли кардинально сузит социальную базу терроризма и уничтожит его как существенную глобальную делему. Но путь к этому будет не обычным и болезненным. (М.Делягин)
С1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил создатель? Назовите два последствия.
С2 Что, по воззренью творца, содействует развитию интернационального терроризма? Назовите любые три предпосылки
С3 в чем, по идеи автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых государств? Назовите два проявления. Делая упор на обществоведческие знания и факты публичной жизни, проиллюстрируйте каждое из их конкретным образцом.
С4 Создатель утверждает, что возрожденье возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие познания и факты публичной жизни приведите три аргумента в обоснование собственной позиции.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие аспект общественного прогресса? Привлекая познания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о аспектах публичного прогресса.
С6Раскройте на образцах влияние естественной среды на любые три сферы жизни сообщества
С7 знаменитый современный публичный деятель сказал, что в эру глобализации изоляция в государственных границах равносильна массовому самоубийству. Делая упор на познания обществоведческого курса приведите три довода в доказательство высказанной позиции.
С8 Вам доверено подготовить развернутый ответ на тему Изменение взаимодействия человека и природы в процессе публичного развития. Составьте план, в согласовании с которым вы будете озарять эту тему. План обязан содержать не наименее 3-х пт, из которых два либо более детализированы в подпунктах.
Задание часть С по обществознанию
Вмешательство в эволюцию живого – не единственное неизвестное в сложном
уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого
ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину
мира, – речь идет об информатизации. В конце ХХ столетия, когда заговорили о
создании единого мирового информационного пространства, знания стали
использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» – научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами.
События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретен свой термин – «гуманитарная интервенция». Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведет к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50–70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ и уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащен автомобиль, самолет или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания.
Так что развитие человечества в ХХI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырье и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
1.Какие два ключевых процесса развития современной цивилизации назвал автор?
2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.
3. Какой прогноз развития человечества в XXI в. дал автор? Какой пример, подтверждающий этот прогноз, он привел? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.
4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоговые льготы»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налоговых льготах.
6. Главной целью предприятия «Коржик», производящего кондитерские и хлебобулочные изделия, является извлечение прибыли. Оно проводит открытую подписку на выпускаемые им ценные бумаги и осуществляет их продажу. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
Задание часть С по обществознанию Портрет традиционного общества Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты.
В них преобладают:
хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община;
незначительность накоплений и непроизводительное их расходование;
государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное.
«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».
Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур.
Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.
(Е.В. Попов) Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский С1 текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.
С2 Опираясь на авторский текст, приведите три проявления патриархальности традиционных обществ.
С3 Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.
С4 В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение:
«Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.
С5 Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.
С6 Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры. Но культура без природы быстро выдохнется».
Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.
С7 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С8 Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности:
«В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, 1) сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела»
«Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними 2) можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями»
«Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную 3) компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых»
«Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в 4) консерваторию на концерты камерной музыки»
«Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, 5) поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки»
«В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод 6) большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».
С9 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человеческая деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о человеческой деятельности.
С10 Ученые утверждают, что практически в каждой профессии, каждом виде деятельности человек способен действовать творчески, создавать новое.
Приведите три любых вида деятельности людей и проявившегося в ней творческого начала.
С11 Российский публицист и мыслитель XIX в. В.Г.Белинский писал:
«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
Опираясь на авторское суждение, знание курса обществознания и истории, личный социальный опыт, приведите три пояснения (аргумента) в обоснование неразрывной связи человека с обществом.
С 12 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задания части С по обществознанию.
Только разрушение загнивающих глобальных монополий, доступ слабых стран к современным дешевым технологиям и восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма и уничтожит его как существенную глобальную проблему. Но путь к этому будет непростым и болезненным.
1. Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.
2. Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма?
Назовите любые три предпосылки.
3. В чём, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
4. Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночное равновесие»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночном равновесии.
6. Страна П – унитарное государство. По согласованию с центральной властью в двух округах страны с компактным проживанием национальныхменьшинств прошли референдумы, в ходе которых большинство граждан высказались за предоставление своим округам статуса автономных. Укажите любые три значимые изменения, которые необходимо внести в новую конституцию страны П.
«Том 9, №2 (март апрель 2017) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» publishing@naukovedenie.ru http://naukovedenie.ru Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-2.php URL статьи: http://naukovede. »
«Токарева Екатерина Александровна МИРОВОЙ ОПЫТ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ ПРИРОДНЫХ КАТАСТРОФ Специальность 08.00.14 – Мировая экономика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва 2016 Работа выполнена на ка. »
«»Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»Руководитель МО: Заместитель директора по УВР МАОУ «СШ Директор МАОУ «СШ № 1 «: Семёнова И.В./_/ № 1»: Гапонова Т.А.// Иванова Т.В. // Протокол № 1 от «28» авгу. »
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Юридический адрес: 665816, Иркутская область, г.Ангарск, квартал 182, дом 3.Фактический адрес: 665816, Иркутская область, г.Ангарск, квартал 182, дом 3.(корпус 1); 665816, Иркутская область, г.Ангарск, квартал 178, дом 17.(корпус 2). »
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ кафед. »
«КОММЕНТАРИИ О ГОСУДАРСТВЕ И БИЗНЕСЕ 82 1–14 ноября 2014 г. Рис. 4.4. Цена нефти в текущих и постоянных ценах в 1963 стимулируемой падением курса рубля и ростом цен на импортные товары, могла –2013 гг. и ее долгосрочный тренд бы поддержать реальный сектор, негативное влияние на который оказывает падение нефтяных. »
«Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 36. Февраль 2013 г. Проблемы управления: теория и практика Александрова А.К. Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции 4 октября 2009 г. в Греции прошли парламентские выборы, в результате которых к власти пришла партия ПАСОК под руководство. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Коммерции и организации экономической деятельности» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Б1.В.ДВ.12. 02 Правовые основы. »
«Schirinsky_2 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ ЕВРАЗИЙСКОМ СОЮЗЕ Основой любого интеграционного образования всегда будет экономика. Никакие политические и иные соображения не выдержат испытания временем, и прагматичный подход в итоге возьмет верх. Формирующийся Евразийский Союз (. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Тема «ДУХОВНАЯ СФЕРА» Текст 35
Взаимоствязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.
На первых этапах наука ещё не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В XIX веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К.Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)
Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определенный минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.
Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженника.
С1Как автор характеризует роль науки на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?
С2 Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.
С3 Назовите, опираясь на знания обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в тексте не сказано.
С4Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.
Текст 36
В основе этики лежит представление о присущей человеку свободе выбора. Если бы человек действовал (в том числе и мысленно) так или иначе целиком под влиянием внешних по отношению к нему факторов, то его поступки не подлежали бы моральной оценке, а сам он не нёс бы никакой ответственности ни за них, ни за свои мысли. Этика существенна для осознания того, что человек не является целиком природным существом, но сверх своих природных качеств обладает духовной свободой.
. Моралью мы будем в соответствии с философской традицией называть систему оценок, приложимых к человеческим поступкам, их целям и результатам, определяющим их абсолютную ценность независимо от конкретно доставляемых ими пользы и удовольствия. Этикой мы будем называть науку о морали и применении моральных оценок в поведении человека. В этом смысле
С1 Приведите два определения морали и определение этики, имеющиеся в тексте.
С2 Назовите три указанных автором условия сохранения морали в обществе.
С3 Автор пишет о том, что человеку присуща свобода выбора. Опираясь на знания и социальный опыт, поясните, что понимается под свободой нравственного выбора. Проиллюстрируйте двумя примерами ситуацию свободного нравственного выбора.
С4 Зачем нужна мораль? Укажите три функции морали в обществе.
Текст 37
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающих планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию…
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведение ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течении длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культура. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильём и осуществления других важных видов деятельности.
С1Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?
С2Какие факторы по мнению автора, ограничивают воздействие культуры на поведение человека (укажите любые три фактора)?
С3 Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
С4Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.
С1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
В правильном ответе могут быть названы следующие последствия: 1) «интеграция наиболее развитой части человечества»; 2) «формирование барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром»; 3) «качественное ужесточение конкуренции». Указанные последствия могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы два последствия. | |
Названо одно любое последствие. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл |
С2 Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма? Назовите любые три предпосылки.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
В правильном ответе могут быть названы следующие предпосылки: 1) Нарастающая глобальная напряженность как следствие недоступности западных стандартов потребления для остальной части человечества. 2) Нарастающий системный кризис мировой экономики. 3) Наличие культурно-цивилизационного барьера и попытки насильственной вестернизации незападных обществ. 4) Общее падение эффективности управления. 5) Развитие технологий формирования сознания. Указанные позиции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках | |
Названы любые три предпосылки | |
Названы любые две предпосылки. | |
Названа одна любая предпосылка. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С3 В чём, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной • жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
Правильный ответ должен содержать проявления и примеры взаимосвязи, допустим: 1) процветающие общества не могут расширить рынки сбыта (вооружейнйе конфликты, голод и эпидемии в странах Центральной Африки минимизируют спрос на любые товары, кроме гуманитарной помощи продовольствием и лекарствами); 2) культурно-цивилизационный диалог, попытки вестернизации (посредством американских поп-идолов распространяется представление об «американской мечте», формируется представление о предпочтительном образе жизни); 3) сопротивление попыткам вестернизации (ряд стран, например, Венесуэла, ведёт борьбу с распространением либеральных американских ценностей и массовой культуры). Могут быть названы другие проявления, приведены другие примеры. | |
Названы и проиллюстрированы примерами два проявления. | |
Названы одно-два проявления, приведен один пример. | |
Названы одно-два проявления без примеров. | |
Приведено любое количество примеров без указания проявлений. ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл |
С4 Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
С1 Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
С2 Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргументу, которые он приводит в обоснование своей позиции.
С3 Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
С4 С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
В ответе могут быть сформулированы следующие суждения: 1)доступ к информации можно использовать в целях завоевания политической власти; 2)информация является важным фактором современного производства; 3)с помощью информации можно повлиять на расстановку политических сил в стране (например, во время предвыборной кампании). Могут быть сформулированы другие суждения | |
Сформулированы три суждения | |
Сформулированы два суждения | |
Сформулировано одно суждение | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С1На основе текста назовите три характеристики понятия «общение».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
В ответе могут быть названы характеристики общения: 1)порождается потребностями совместной деятельности; 2)осуществляется с помощью речевого и неречевого воздействия; 3)преследует цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении; 4)осуществляется обмен не только физическими действиями или результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. Могут быть другие характеристики. | |
Правильно названы три характеристики | |
Правильно названы две характеристики | |
Правильно названа одна характеристика, ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С2Что, по мнению автора, влияет на обучение человека продуктивному и цивилизованному общению? (Назовите на основе текста любые три фактора влияния).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
В ответе могут быть названы следующие факторы влияния: 1)среда, в которой живет человек; 2) взаимодействие с людьми; 3)житейский опыт; 4)знание закономерностей общения; 5)накопление навыков общения (умение их учитывать и использовать) | |
Правильно названы три фактора влияния | |
Правильно названы два фактора влияния | |
Правильно назван один фактор влияния, ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С3Автор указывает на «своеобразные массовые формы общения, которые всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни». Опираясь на текст, знания истории, обществознания, социальный опыт, назовите любые две формы коллективного общения. Объясните на примерах, в чем проявляется воздействие каждой из них на людей.
С4 По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информации) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1)ограничение содержания общения функцией коммуникации отводит человека как личность с богатым и своеобразным внутренним миром (мыслями, чувствами, эмоциями, настроениями) на задний план процесса общения; 2)общение, в отличие от коммуникации, не ограничивается обменом информацией, а предполагает взаимодействие между людьми как духовными существами, активно действующими субъектами на основе ее уточнения, дополнения, выработки новой информации; 3)в процессе взаимодействия партнеров возникает обоюдный психический контакт, происходит обмен эмоциями, идеями, действиями; 4)общение означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами, установление на этой основе взаимопонимания, преобразует и духовно обогащает его участников. Могут быть приведены иные основательные аргументы. | |
Правильно приведены три аргумента | |
Правильно приведены два аргумента | |
Правильно приведен один аргумент | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С1 Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
1) подражание, имитация, идентификация; 2) полоролевая идентификация; 3) социальный контроль | |
Названы три механизма | |
Названы два механизма | |
Назван один механизм. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С2 Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.
С3 Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.
С4Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.
С1Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.
С2Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Регулятор: боязнь наказания; 2) Предположение, например, опасность, состоит в том, что человек не различает добро и зло, у него не сформирован самоконтроль. Может быть указан другой регулятор, высказано другое предположение | |
Правильно указан регулятор, высказано предположение | |
Правильно указан только регулятор | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
Могут быть приведены такие примеры: 1) При приготовлении и потреблении пищи человек использует предметы сервировки, посуду; 2) Выбирая одежду, человек ориентируется на моду, собственный вкус; 3) Для многих людей отдых – это не только сон, но и занятия спортом, посещение музеев, прогулки. Могут быть названы другие примеры | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведен один пример | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С4Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | БАЛЛЫ |
Могут быть приведены такие объяснения: 1) человек духовный не действует из необходимости приобретать всё новые материальные блага – в этом проявляется его свобода; 2) человека духовного сформированы нравственные ценности, и он способен сделать свой свободный нравственный выбор; 3) человек духовный нацелен на поиск смысла жизни, создание культурных ценностей, т.е. он свободен в своём культурном творчестве. Могут быть названы другие объяснения | |
Приведены три объяснения | |
Приведены два объяснения | |
Приведено одно объяснение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С1 Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.