Авторское отношение это что значит

Отношение автора к персонажам

Отношение автора к персонажам

на примере творчества Джейн Остен

У автора может быть разные варианты того, как построить свое повествование. Первый – абсолютная отстраненность и беспристрастие (как бы «отсутствие» мнения автора в тексте, предоставление читателям самим делать выводы и судить обо всем), как это делал Флобер. Второй – диалог с читателем. Но какой? Он может быть разным. Бальзак всегда высказывался о своих героях – во всей полноте аргументов «за» и «против», как и Теодор Драйзер. Наиболее сильны они были тогда, когда относились к созданным им персонажам объективно, не скрывая, а выявляя, анализируя их слабости и изъяны.

Желание же показать идеального внешне и внутренне персонажа и бесконечно им умиляться, навязывая свое отношение читающей аудитории вызывало у меня раздражение, внутреннее отторжение. Не бывает людей идеальных. И такой ход всегда представлялся мне авторской ошибкой, просчетом, а не достижением. Он мог вызвать обратную реакцию – желание вступить в спор с автором, причем спор раздраженный, ожесточенный. Читая разные дискуссии – от споров критиков до виртуальных бесед, я убедилась в этом.

Самой мне больше всего нравится такой подход: автор описывает некого персонажа (главного героя или героиню) и смотрит на него критически. В произведении есть герои, которые видят недостатки этого персонажа и спорят с ним, пытаются его предостеречь, направить, переубедить… Тогда художественное произведение объективизируется, становится многоплановым, многогранным и в конечном счете гораздо более убедительным.

Как известно, у Джейн Остен – шесть романов, в центре каждого – главная героиня. Четыре из ее романов построены именно так – критически по отношению к девушке, становящейся центром повествования. Эти героини – Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение»), Марианна Дэшвуд («Чувство и чувствительность»), Кэтрин Морланд («Аббатство Нортенгер») и Эмма Вудхаус («Эмма»). Применяя такой метод построения романа, Джейн Остен и добилась нужного эффекта. Она показывает и достоинства и недостатки своих героинь, глядя на них трезво и иронично.

Элизабет отличают живой ум и остроумие, но при этом она склонна к скоропалительным выводам о людях, не желая копнуть глубже, и для того, чтобы она стала человеком более вдумчивым, более глубоким и более осторожным и взыскательным, ей нужен человек с фундаментальными познаниями и самыми высокими принципами. В книге отец Элизабет, мистер Беннет (от которого она и унаследовала своеобразный затейливый философский склад ума и неунывающий нрав) в каком-то смысле противостоит ее избраннику мистеру Дарси. Мистер Беннет снисходителен к людским слабостям и недостаткам, они его забавляют. В то время как Дарси кажется излишне нетерпимым, требующим от всех и каждого, чтобы они были совершенными (в этом он доходит до абсурда и временами даже смешон). В процессе трудного сближения (поскольку они привыкли к разному домашнему укладу и кругу общения) Элизабет и Дарси осознают, что они дополняют друг друга. Ему недостает легкости и терпимости, чтобы характер его стал более мягким, ей не хватает его основательности и требовательности – к себе и к другим.

Марианна Дэшвуд показана как объект некой авторской насмешки над чувствительными романами своего времени, воспевающими героинь, которые живут книжными представлениями о жизни и игнорируют реальность, их окружающую. Они на самом деле не знают человеческую природу и не хотят знать, им нужно воплощение их фантазий, которые питаются соответствующими романами и стихами. Притом Марианна обаятельна, одарена. Она еще в таком юном возрасте, когда в девушке все это умиляет. (С возрастом, если такой человек не осознает своих ошибок, ему грозит опасность превратиться в карикатуру.) В книге показано, как ее «романтизм» трансформируется в реализм. Самую главную свою ошибку она совершила тогда, когда не заметила человека, который действительно отвечает чаяниям ее сердца и похож на героев ее любимых романов (полковника Брэндона, всю жизнь благородно любящего свою кузину Элизу, с которой насильственно был разлучен, а потом посвятившего себя заботам о ее незаконнорожденной дочке). Авантюриста Уиллоби, охотника за богатым приданым, который приволокнулся за ней ради развлечения, она приняла за прекраснейшего из принцев, лишь потому, что он приспосабливался к ней – делал вид, что любит те же книги, картины и музыку, что и она, всячески к ней подлаживался, как это умеют делать опытные аферисты. Марианне предстоит сделать горькое открытие: люди искренние куда меньше умеют понравиться и произвести выгодное впечатление, чем обманщики. Кажутся на первый взгляд менее «романтичными», более приземленными. Так и произошло с Марианной, которая настоящего рыцаря-романтика и не приметила. И мне даже жаль, что эта линия их сближения в конце была написана как бы «скороговоркой», потому что она заслуживала большего внимания автора. (Конечно, у Марианны и полковника Брэндона – разница в возрасте, но как же Эмма и мистер Найтли? В том романе почему-то она никого не смущает.)

Кэтрин Морланд – героиня романа, написанного тоже иронически, но здесь высмеивались не столько чувствительные романы о любви, сколько «романы ужасов» про старинные замки, привидения, призраки, скелеты в шкафах, разбойников и пр. О ней автор отзывается абсолютно беспристрастно – открытый веселый, чуждый всякого жеманства нрав, при этом самый невежественный и непросвещенный ум. Кэтрин как дитя наивна, доверчива, смешна и трогательна. Она не претендует на изысканность, таланты, глубокие познания… Но при этом трогает до умиления своей детскостью, невинностью, неиспорченностью, неспособностью даже на злую мысль. Автор отнюдь не стремится превозносить Кэтрин, сам главный герой, мистер Тилни – и тот находит ее смешной и с удовольствием потешается над ней. И может быть, как раз потому, что Кэтрин ни внешне, ни внутренне не вызывает всеобщего восхищения, к ней проникаешься на удивление теплым чувством. Героиня удачна, она очень живая, непосредственная, верящая всему и всем, при этом очень сердечная, трогательная. Сначала герой находит ее забавной, потом – милой, затем проникается к ней настоящим чувством, потому что его растрогала ее доброта.

Зато в «Мэнсфилд-парке» авторское отношение к главной героине, Фанни Прайс, таково, что у меня лично оно вызвало оторопь. Восторг и умиление каждым чихом героини, постоянное подчеркивание ее превосходства над всеми и вся в результате дали обратный результат: отторжение, раздражение. Когда человеку НАВЯЗЫВАЮТ восхищение кем бы то ни было, тем более в рамках крупного произведения (романа), где чуть ли не в каждом абзаце надо в очередной раз умилиться по поводу этой девушки, это говорит о том, что в данном случае автору изменило чувство меры. Сказка про Золушку стара как мир – бедняжку забрали в богатую семью и вырастили наравне с кузинами. Но те и не подозревали, какое сокровище растет рядом с ними. Один замечал духовное совершенство Фанни – ее кузен Эдмунд, который тоже является идеалом из идеалов. Но, надо отметить, в отношении Эдмунда Бертрама Джейн Остен не переборщила, он просто себя ведет, разговаривает безо всякой слащавой чувствительности или книжной высокопарности, и производит действительно по-настоящему приятное впечатление человека надежного, честного, чуткого и заботливого. Причем зрелого не по годам. (Его старший брат – еще совершенный сопляк.)

Надо сказать, необыкновенные достоинства Фанни сводились к ее умению быть терпеливой и часами сидеть за рукодельем с тетушкой и прилежно читать все книги, какие давали ей гувернантка и Эдмунд. Она действительно послушна и управляема. Трепещет перед строгим дядей, не осмеливаясь ни в чем нарушить его запреты, не высказывает никаких самостоятельных мнений… боится лишнее слово сказать и по большей части молчит. И такое забитое существо (идеальная приживалка, надо отметить) – теперь эталон для Джейн Остен, которая в молодости предпочитала героинь с независимым складом ума, даже дерзких, смелых… Понимание, сочувствие Фанни у меня вызывает. А какой-то невероятный восторг?

Однако же вслед за Эдмундом Фанни начинают потихоньку «открывать» для себя все герои – сначала дядюшка: ведь Фанни похорошела внешне (событие невероятное в романе, в котором красавицы и красавцы практически все). Потом богатый мужчина-обольститель, который пытался вскружить голову то одной ее кузине, то другой, после их отъезда из «Мэнсфилд-парка» обнаруживает, что там, кроме Фанни, никого больше не осталось из женщин и. влюбляется до безумия. Он отрывает в ней все новые и новые совершенства. В чем же они заключаются? Она тихо, скромно сидит с тетушкой, делает для нее все и не жалуется. Вот он – его идеал! Если бы он подыскивал себе идеальную служанку, я бы его поняла, но вроде как о другом идет речь…

Все сходятся в одном – у Фанни нравственность совершенна. У нее твердые моральные принципы (единственная отказалась играть в домашнем спектакле, зная, что дядушка это бы не одобрил, а все остальные члены семьи дали вовлечь себя в это безнравственное действо). Она не доверяет коварному обольстителю, видя, как он уже обманул обеих ее кузин и ни на одной не женился. Отказывается выйти за него замуж – этим она демонстрирует бескорыстие (он ведь богат). Но дядюшка в кои-то веки ее решение не одобрил, он в гневе и отправляет ее к родителям (живущим в бедности), чтобы ее проучить – пусть, мол, вкусит, каково жить не в «Мэнсфилд-парке» или похожем на него месте.

За это время обольститель снова связался с ее кузиной, и они совершили побег. Эдмунд окончательно разочаровался в нравящейся ему девушке (заподозрив в ней не такую нравственную натуру, как у Фанни), пришел к выводу, что Фанни слишком хороша для него. И сам грозный дядюшка уже оценил Фанни ТАК высоко, что иной жены для Эдмунда и не желал…

Все прочие персонажи (за исключением Фанни) здесь критикуются, и достаточно жестко, иной раз даже – чересчур, без поправок на возраст и обстоятельства. Но это желание вознести Фанни до небес, думаю, насмешило бы героев более ранних романов Джейн Остен, которые с чем-чем, а с чувством юмора великолепно дружили, и не реагировали на каждую шутку с таким праведным гневом, как любимица автора Фанни Прайс, которой всего-то исполнилось восемнадцать (а, кажется, восемьдесят).

Источник

Читательская лаборатория Как определить авторское отношение к герою

Как определить авторское отношение к герою

Отношение автора к герою – это проявление авторской позиции в художественном произведении. Она помогает читателю понять систему ценностей, которую писатель утверждает или отрицает в литературном произведении.

Ты недавно прочитал произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Название сразу обращает наше внимание на главного героя произведения.

Правило первое. Чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков, отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою.

В произведении Н. В. Гоголя прямых авторских оценок героя немало: «Бульба упрям был страшно»; «неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Автор неоднократно подчеркивает в Тарасе силу духа, мужество, любовь к отчизне: «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». Такая авторская характеристика, безусловно, говорит о том, что Тарас не просто главный герой произведения, он – герой, защитник Русской земли.

Перечитаем эпизод казни Тараса Бульбы: «Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки…» Жалость, сострадание к герою чувствует читатель, восхищаясь его мужеством и верностью духу товарищества. Прямой авторский вывод усиливает и дополняет наше понимание отношения автора к своему герою: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Правило второе. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую характеристику поведения героя.

Однако отношение автора к герою не всегда выражается прямо и формулируется четко. Чаще авторская оценка, авторское отношение скрыты в повествовании и выражены лишь косвенно. И нужно много потрудиться, чтобы тайна авторского отношения открылась читателю.

Правило третье. Найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи. Определи отношение этих персонажей к герою.

Перечитай эпизод выборов Тараса атаманом. Найди оценку героя другим персонажем. «Нет из нас никого равного ему в доблести», – говорит «старейший годами» Касьян Бовдюг. Герой до последней минуты остается верен высокой доблести. Постоянство, вера, верность героя, несомненно, вызывают симпатии автора к герою, что и показано читателю через отношение к нему других персонажей.

Правило четвертое. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему.

Чистота помыслов, сердца, мощь и сила духа слышны в речах Тараса. И автор им любуется, говоря о «молодой жемчужной душе» героя.

Как ты думаешь, как относится автор к сыну Тараса, Андрию, который произносит такие речи: «А что мне отец, товарищи и отчизна. Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна».

Сравни их со словами Тараса: «…Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…» Идеалы Андрия – личные, хотя у него чувствительная и нежная душа, он мужествен и прекрасен. Рыцарство Андрия – служение прекрасной полячке. А для Тараса и Остапа рыцарь – это защитник Русской земли. Идеал Тараса – Запорожская Сечь, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы», товарищество, защита Родины и веры. На основе сравнения высказываний персонажей, их поступков также можно сделать вывод об авторском отношении к герою.

Правило пятое. Постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими персонажами, если оно присутствует. Это важно для углубления нашего понимания авторского отношения к герою произведения.

Как правило, в произведении дан портрет главного героя. Через описание внешности автор выражает свое отношение к герою.

Правило шестое. Найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать вывод об авторском отношении к нему.

Портрет Тараса Бульбы дан в самом начале повествования. Авторские описания внешности главного героя небольшие по объему, это скорее детали, но они также говорят нам об авторском отношении.

Перечитай: «…Слеза тихо округлилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». О каком отношении автора к своему герою может рассказать эта деталь портрета Тараса? В своем повествовании автор употребляет устаревшее в русском языке слово «зеницы», причем ставит его в единственном числе, в котором это слово не употреблялось. И это, конечно, не ошибка автора. Слеза «округлилась», навернулась «тихо» только в одном глазу героя: мужественный Тарас плачет, вспоминая молодость и своих умерших товарищей, плачет скупо, по-мужски. Употребление устаревшего слова выражает отношение автора к герою.

Подчеркивая его физическую силу («Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»), автор отмечает и глубину чувств старого козака, мужественного бойца, хотя он ехал, уныло понурив «поседевшую голову». Авторский вывод, в котором автор прямо выражает свое отношение к герою как одному из защитников Русской земли, подготовлен краткой, но очень емкой портретной характеристикой: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». И тогда читателю становится понятно, почему для Тараса его родной сын, предавший веру, товарищество, Отечество, становится «подлой собакой». «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей!» – с горечью и болью пишет о предателе автор. Прямая авторская оценка поступка героя здесь подчеркивает, что страсть Андрия стала разрушительной, расторгла кровные, товарищеские узы, привела к отступничеству от Отечества и веры. У читателя складывается впечатление об отрицательном отношении автора к нему.

Автор сближает образ Тараса с былинным богатырем Ильей Муромцем, убившем на поединке своего сына Соколко, за то, что тот предал веру и стал служить татарам.

Правило седьмое. Если образ героя «похож» на образ какого-либо персонажа (постарайся вспомнить!) другого произведения искусства, то этим также выражается авторское отношение к герою.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение

Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение Постижение читателем авторского замысла вне текста невозможно. Текст художественного произведения – основа понимания авторского идеала, поэтому работа читателя требует постоянного

Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера

Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера Вы уже знаете, что у писателя много способов характеристики героя: это и его имя, портрет, поступки, история жизни, его речь и др. Есть и еще один способ – интерьер, внутреннее убранство дома,

Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей

Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей Если ты спросишь у своих родителей, похожи ли твой учебник литературы и учебник, по которому учились они, то узнаешь, что очень похожи. И в том и в другом собраны лучшие произведения русской и зарубежной

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное

Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы

Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы Самое интересное и увлекательное при изучении литературы – это чтение. Отвечать на вопросы к тексту художественного произведения тебе, наверное, нравится меньше, но Автор всякий раз предлагает это делать.

Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения

Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения Читая сказки, фольклорные и литературные, ты обратил внимание на сходство некоторых из них: немецкой народной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина,

Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения

Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения Часть художественного произведения, которая обладает относительной самостоятельностью, рассказывает о конкретном событии, происшествии, связана по смыслу с содержанием произведения в

Читательская лаборатория О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении

Читательская лаборатория О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении Ты уже знаешь, что в литературе персонажи очень часто разговаривают между собой. Ты можешь встретить в художественном тексте прямую речь: монологи и диалоги персонажей. Но мы помним, что

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения? Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже

Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения

Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения Главное отличие литературы от фольклора состоит в том, что это – авторское творчество, воплощающее нравственно-эстетический идеал конкретного человека. Напомним, фольклорное

Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения

Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения Как бы ты ответил на вопрос «О чем баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?». Ответы могут быть самыми разными: произведение о ратных подвигах князя Олега, о мудрости кудесников, о смерти князя Олега

Читательская лаборатория Как написать отзыв о прочитанном произведении

Читательская лаборатория Как написать отзыв о прочитанном произведении Когда читателю понравилась прочитанная книга, ему очень хочется рассказать о ней друзьям, родителям, знакомым. Как сделать этот рассказ интересным? Для этого нужно знать несколько правил.Отзыв о

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции Композиция – организация повествования, построение литературного произведения, последовательность в нем основных эпизодов сюжета.Первое правило. Чтобы научиться характеризовать

Читательская лаборатория Как услышать в художественном произведении голос автора

Читательская лаборатория Как услышать в художественном произведении голос автора При различении литературы и фольклора как видов словесного творчества центральными понятиями становятся «автор», «авторский идеал» и «авторская позиция». Независимо от того, какую форму

Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр

Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр Ты уже знаком с таким понятием, как «музыка стиха», и знаешь, что, как правило, каждое стихотворение обладает своим метром (размером). Причем два стихотворения, написанных одним метром (например,

Источник

Как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку)

Авторское отношение это что значит. pozitsiya avtora. Авторское отношение это что значит фото. Авторское отношение это что значит-pozitsiya avtora. картинка Авторское отношение это что значит. картинка pozitsiya avtora

В статье мы даем подробный рассказ о том, как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку). Как известно, на ЕГЭ дорог каждый балл, ведь он может приблизить к поступлению в желаемое учебное заведение. Правильно определенная позиция автора принесет один балл выпускнику. Но если ее не указать, или определить неверно, можно лишиться и нескольких баллов. Так что читайте внимательно и делайте заметки.

Что такое авторская позиция?

Авторская позиция — это его взгляд на поднятую в тексте проблему. Другими словами, это основная мысль текста. Авторская позиция — это ответ на вопросы:

Как выявить авторскую позицию?

В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу. Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:

Выражена прямо

В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку, или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.

Выражена косвенно

Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста. Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры.

Обратите внимание на задание 26, в котором представлена рецензия на текст. Обычно в этом задании указано и отношение автора. Причем здесь же есть и средства, с помощью которых автор выражает свое отношение к проблеме. Эту рецензию можно взять на вооружение при написании авторской позиции. Но здесь нужно быть очень внимательным. Используйте эти сведения лишь в том случае, если вы уверены в правильности ответа на это задание.

Средства выражения отношения автора к проблеме

Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:

Оценочная лексика

С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.

Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.

Вводные слова

Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.

Средства выразительности

Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).

Вы должны не просто сказать, хорошо или плохо автор относится к проблеме. Исходя из того, какой была сформулированная проблема, нужно развернуто сказать о том, что думает автор по этому поводу, как бы поступил он, что советует сделать нам.

Как автор может относиться к проблеме

Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:

В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.

Как сформулировать позицию автора

Не забывайте о том, что позиция автора – это ответ на вопрос, обозначенный в первом абзаце. Поэтому обязательно проверьте, соответствует ли сформулированная вами позиция автора поставленному вопросу. Если нет, значит вы неверно ее указали.

Используйте речевые шаблоны:

Сначала найдите позицию автора, то есть основную мысль текста, а затем уже формулируйте проблему. Это позволит не отклониться от основной задачи сочинения и удержать мысли в одном направлении. Если вы сначала сформулируете проблему, то потом можете найти авторскую позицию по другой, и записать ее, не задумавшись об уместности этой мысли в работе. Составьте на черновике кластер, содержащий следующие сведения:

Примет 1 → Пример 2

Такая схема будет полезной при соединении своих мыслей в единое целое.

Найдем позицию автора вместе

Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.

Текст о рябинке

В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.

Текст о кузнеце Василии

В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.

Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.

Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *