Автотюн в рэпе что это
Как работает автотюн?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, как работает автотюн — плагин для обработки голоса, помогающий петь людям, того не умеющим — вроде Канье Уэста и Ти-Пейна.
«Исторически автотюн — это разработка компании Antares, компьютерный плагин, который используется для обработки голосов и монофонических инструментов, то есть тех, которые играют одну ноту за раз, например саксофон. Автотюн делает очень простую вещь: он отслеживает высоту каждой ноты и, если она не чистая, подтягивает ее до ближайшей «хорошей» ноты. Такой магнит для нот, работающий в реальном времени. Теперь название «автотюн» прижилось, как «ксерокс», — поэтому его используют не только для обозначения плагина Antares.
Почти вся современная музыка основана на темперированном строе, который начали использовать еще в XVII веке. В этом строе сегодня есть привязка к частотам: например, нота ля, на которую настроены камертоны, — это 440 герц. Все эти частоты в программу вшиты. В современных версиях автотюна можно выбирать, с какими нотами ты работаешь, гаммы, мажор или минор. Более того, самая последняя версия работает в трех режимах, есть совсем жесткая обработка, есть более мягкая, есть почти незаметная.
Песня «Blue (Da Ba Dee)» итальянской группы Eiffel 65 — один из самых ярких ранних примеров использования автотюна в поп-музыке
В стародавние времена, на заре звуковой редакции, когда появлялись первые программы и самые простые семплеры, люди вручную нарезали вокал и немножко вручную же его правили. Потом появились цифровые системы: Cubase, Logic, все то же самое стали вручную делать в них, на компьютере. Это была тяжелая и муторная работа. В конце концов, появилась немецкая компания Celemony, которая сделала программу Melodyne: она более совершенная, но работает не в реальном времени, а анализирует звук и раскладывает его на ноты, и потом уже там можно работать, как в редакторе: менять ноты, подтягивать тон, там все очень наворочено. Лично я ее использую, когда нужно обработать много голосов, например, хор из двенадцати человек, — простой автотюн в таком случае справляется очень искусственно и фальшиво.
Первое самое известное использование автотюна — это песня «Believe» Шер, потом, конечно, была группа Eifell 65 и песня «Blue (Da Ba Dee)», где все было обработано настолько жестко, что невозможно было не заметить. Рэперы во второй половине 2000-х были скорее уже второй волной; перед ними автотюн начали использовать электронщики и всякие передовые музыканты вроде Бьорк — просто это все было в не самой популярной музыке на планете, поэтому не так заметно. Хип-хоп же распространяется как чума, поэтому оттуда автотюн пошел повсюду.
У кого-то голос с автотюном звучит так, что эффект почти незаметен, а у кого-то как ножом по уху, — это прежде всего зависит от умения петь. Если человек поет близко к оригинальным нотам, то исправления почти не слышны, а если плохо — то автотюн очень сильно работает, вот поэтому у рэперов получаются эти отвратительно звучащие электронные голоса.
В статус художественного приема автотюн возвел Канье Уэст на альбоме «808’s & Heartbreak», на котором рэпер запел электронным голосом про несчастную любовь
С вокодером у автотюна есть схожие вещи, но функции у них, конечно, совершенно разные. Они оба работают в реальном времени, и там и там происходит некое искажение сигнала. Но вокодер — инструмент для шифрования и дешифрования голоса, который использовался еще во время Второй мировой. Там сигнал разбивается на некоторое количество полос и частот и при помощи внешнего сигнала — например, синтезатора, голос изменяется. Вокодер может быть аналоговым, автотюн же гораздо проще, он работает исключительно с цифровым сигналом, обрабатывает единички и нули, поэтому он в состоянии делать самую главную вещь, на которую вокодер не способен, — менять длительность ноты, не соответствующей высоте тона. Ну, например, мы разговариваем — если меня записать и ускорить или замедлить, голос будет звучать ниже или выше, все так в детстве баловались. Автотюн делает это незаметно и в реальном времени: так, что не меняется ритмика разговора. В вокодере же тон задается синтезатором, а длительность — голосом, так что от него зависит дикция, артикуляция, где берется пауза и так далее.
«O Superman» Лори Андерсон — классическая вещь с использованием вокодера
Закодировать и декодировать голос с минимальными потерями, особенно так, чтобы он звучал естественно, невозможно. В вокодоре ограниченная ширина частот, нет глубоких аналитических возможностей, так что это технология прошлого века. Ее в электронной музыке используют и использовали — ну, скажем, Kraftwerk. А автотюн — программа для людей, которые не умеют петь. Так что по функционалу это абсолютно разные вещи, но по тому, как они устроены и работают, похожие».
Что такое автотюн вокала? (autotune, тюнинг голоса)
Для чего нужен тюн (тюнинг/автотюн) вокала? Многих молодых исполнителей данный вопрос сбивает с толку и порой ставит в неловкое положение. Давайте разберем, для чего он нужен, какие его возможности и нужен ли он вообще!
1. Тюн вокала — используют все, без исключения, исполнители.
Когда исполняется песня на концерте, с живыми инструментами или под минусовку, то небольшое интонирование или непопадание в ноты — будет практически незаметно (в силу качества оборудования или акустики помещения). Конечно, есть такие певцы, которые ставят необходимую технику для корректировки исполнения в реальном времени (в определённых стилях).
При записи (особенно с качественным сведением и мастерингом ), такие детали станут более заметны, и легкий тюнинг вокала поможет исправить неточности без явных для слушателя артефактов. Даже самые опытные вокалисты не могут петь идеально. Они попадают в ноты, но полутона присутствуют и это заметно.
2. Автотюн вокала как художественный эффект.
В частности в таких стилях как RnB, хип-хоп и рэп — автотюн может использоваться, как эффект для подчеркивания или смены мелодического посыла песни. Очень часто такое внедряют артисты, чьи голосовые возможности не идеальны, или требуют занятий с преподавателем. Loc-Dog, чье творчество мы слышим на радиостанциях России, берет уроки вокала и это повышает уровень его творчества. Об этом он говорил в одной из серий «Профессия рэпер».
3. Автотюн сделает из любого человека отличного певца!
Вероятно вы слышали о группе Quest Pistols (дебют в 2007 году с песней «Я устал»), о которых изначально ходил слух, что они не умеют петь (т.к. они танцоры) и все что слышит человек — это тюнинг вокала. Это всё миф, если учитывать, что основные возможности тюнинга — это исправление по нотам и длительности.
Если человек наговорит в микрофон, то это будет просто разговор. Как-бы миксинг-инженер не исправлял запись — результат будет не утешительным.
Наша студия предоставляет услугу «автотюн вокала» совершенно бесплатно.
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Вам интересно, что это за такой зверь – автотюн? Сейчас расскажем. Auto-Tune – аудиопроцессор, разработанный компанией Antares Audio Technologies в 1997 году. Он нужен для измерения и изменения высоты тона при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки.
Первопроходцем использования Auto-tune стала американская певица и актриса Шер (в сингле Believe). Благодаря ошеломляющему успеху сингла аудиопроцессор получил название «эффект Шер». Auto-Tune произвел революцию в популярной музыке и теперь используется не только для коррекции вокала. Он стал звуковым эффектом, с помощью которого артисты сознательно искажают голос. Этот эффект не следует путать с вокодером или talk box.
Auto-Tune доступен как VST-плагин в цифровых рабочих станциях. VST (Virtual Studio Technology) – формат плагинов реального времени, которые подключаются к звуковым аудио редакторам, цифровым звуковым рабочим станциям и секвенсорам. Формат был разработан компанией Steinberg Media Technologies в 1996 году.
Принцип работы Auto-tune заключается в постоянном отслеживании высоты входного звука и его сравнении со звукорядом определенной тональности, установленной пользователем. Если входной сигнал точно соответствует тону шкалы, коррекция не применяется. Если входной сигнал отклоняется от желаемого тона шкалы, Auto-Tune будет автоматически регулировать высоту тона в направлении ближайшей ноты.
Плагин имеет широкий спектр элементов управления, которые позволяют производить коррекцию голоса практически без искажений. Базовому пользователю достаточно указать тональность (key), лад (scale) и степень коррекции.
При экстремальных настройках программа начинает корректировать высоту звука очень быстро и резко, что приводит к эффекту «механического», или «синтезаторного» голоса. Этот эффект часто используется в современной хип-хоп и поп-музыке.
Противники плагина утверждают, что Auto-Tune оказывает негативное влияние на восприятие и потребление музыки обществом. В 2004 году музыкальный критик The Daily Telegraph Нил Маккормик назвал Auto-Tune
«особенно зловещим изобретением, которое с 1990-х годов придавало дополнительный блеск поп-вокалу. Автотюн, взяв плохо спетую ноту, помещает ее в идеальную точку, где нота должна была быть».
Несмотря на негативную репутацию, некоторые критики утверждают, что Auto-Tune открывает новые возможности в поп-музыке, особенно в хип-хопе и R&B. Вместо того чтобы использовать его в качестве опоры для плохого вокала, некоторые музыканты намеренно используют эту технологию для усиления своего художественного самовыражения.
Чтобы добиться хорошего стабильного исполнения, рекомендуем вам прочитать короткую статью о 10 привычках хорошего вокалиста.
Большинство исполнителей используют автотюн?
В большом зале с настоящими инструментами некоторое непопадание в ноты при исполнении песни вряд ли будет особенно заметно. Тем более тогда, когда концерт исполняется под минусовку и в помещении с плохой акустикой. И все же многие певцы привозят с собой на выступления специальную технику для корректировки исполнения прямо во время концерта. Особенно часто подобные технические приемы используются в хип-хопе и поп-музыке.
И все же обычно автотюн используется при записи, одновременно со сведением и мастерингом. Подобные технологии позволяют существенно улучшить качество исполнения, убрать мелкие недочеты и артефакты. Даже лучшие артисты не всегда поют идеально, поскольку срабатывает человеческий фактор. Поп-музыканты, конечно, попадают в ноты, но полутона присутствуют, и это бывает хорошо слышно.
Автотюн – что это и как превращается в художественный эффект
Технология Auto-Tune уже давно используется как художественный эффект. Чаще всего ее применяют в R&B, хип-хопе и рэпе. С помощью автотюна можно подчеркивать или менять мелодический посыл музыки. Часто его применяют исполнители, которые поют не совсем идеально. Не всегда применение автотюна оправдано – иногда стоит просто позаниматься с преподавателем вокала и отточить свое мастерство.
Может ли Auto-Tune сделать из любого человека крутого певца?
Возможно, вы что-то знаете о такой группе, как Quest Pistols. Они выпустили первую песню «Я устал» еще в 2007 году. В то время о них говорили, что они только танцуют, а петь – не умеют. А вся их песня сделана с помощью тюнинга. Конечно, это был миф, ведь тюнинг не может спеть за исполнителя – он может только подправить ноты и длительности.
Человек не может наговорить в микрофон – а потом с помощью техники сделать из этого песню. Разговор все равно останется разговором. Современные технологии пока не научились трансформировать речь в исполнение. Поэтому современные люди все еще вынуждены учиться вокальным техникам и оттачивать свое мастерство со специалистами.
запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Автотюн в рэпе что это
Kanye West и нефтяные вышки: история создания автотюна
История изобретателя Энди Хилдербанда, прошедшего путь от геолога до технологического инноватора, который создал одну из самых спорных, необычных и ненавистных музыкальных примочек и изменил лицо современной музыки.
Технология корректировки голоса, которая автоматически калибрует звуковые частоты, возвращая их в нужный диапазон, использовалась фактически в каждом популярном альбоме последних 20 лет. Тем не менее, все эти годы люди воспринимали автотюн как придурковатого дальнего родственника, которого периодически приходится терпеть на семейных ужинах. Тот же журнал Time внес автотюн в список 50 самых бесполезных изобретений 20 века.
Но в этой истории часто теряется имя изобретателя, тихого ученого Энди Хилдербранда, который вместе со своим изобретением совершил увлекательное путешествие от изменения нефтяной промышленности до хип-хоп революции и судебных тяжб с T-Pain. Именно он задал вопрос индустрии – что же такое настоящая музыка?
Математика и нефть
Энди Хилдербранд по своим собственным словам не был нормальным ребенком. Самопровозглашенный книжный червь, Энди никогда не интересовался приземленными аспектами жизни и загорался только когда видел что-то действительно необычное. В школе учителя довольно быстро устали прививать ему любовь к знаниям при помощи многократных ударов линейкой по рукам, поэтому просто отсаживали парня за заднюю парту, где он мог пялиться в окно и никому не мешать.
В начале школы его оценки редко превышали тройки, но уже к концу средней школы он был крепким хорошистом, которого любовь к науке заставила поднять зад с дивана. Затем в 1976 году он поступил в Иллинойский Университет, откуда выпорхнул прямо в объятия конгломерата Exxon, которому понадобились наработки Хилдербранда в теории статистической оценки. Для них он разработал систему, которая находила потенциальные месторождения нефти, исходя из изменений сейсмической активности.
Место предыдущей работы создателя автотюна
«Я определял спектр звуков, производимый земной корой или поверхностью океана и при помощи реверберации создавал карту земной поверхности и ее недр. Это как пытаться определить форму облаков по звуку грома. Комплексная проблема, которую нужно было решить». – вспоминает Энди Хилдербранд.
Спустя 3 года работы Энди в Exxon компания пришла к серьезной дилемме – 7-летняя разработка месторождения нефти на Аляске была под угрозой срыва. Если компания не успевала начать бурение, то теряла 500 млн. долларов. Задачу с кучей сложных математических вычислений доверили Энди. «В тот момент я подумал, что если я могу сэкономить столько денег для Exxon, то мог бы сделать что-то хорошее и для себя». – говорит Хилдербранд.
Поэтому в 1979 году он ушел из Exxon и вместе с партнерами основал свою компанию Landmark Graphics. В то время геофизики уперлись в технический потолок – геодезисты могли нарисовать поверхность Земли в виде двухмерной карты с одной сейсмической линией. В ответ Landmark Graphics собрали и написали софт для рабочей станции Landmark, которая могла одновременно обрабатывать до сотни сейсмических линий и рисовать карту в формате 3D.
От нефти к музыке
Будучи дипломированным инженером, он всегда грезил музыкой. В детстве он виртуозно играл на флейте, а до 16 лет вполне успешно подрабатывал сессионным музыкантом. Именно это позволило Энди оплатить диплом инженера. Сказано – сделано и после продажи акций Landmark он поступает в музыкальную школу Шепарда, где изучает основы музыкальной композиции. Там он начинает работать с первыми сэмплерами, но понимает, что при оцифровке сигнала и искусственном понижении частоты звук нужной ему флейты превращался в визг тормозных колодок поезда Бруклин-Манхеттен. Это была очень плохая флейта.
Спектральная карта образца грунта, созданная при помощи машины Landmark Graphics. Похожий принцип был применен в технологии автотюн
«Синтезаторы на основе сэмплинга звучали как дерьмо. Если ты зажимал одну из клавиш, то звук длился бесконечно без постепенного затухания и прочих нюансов игры на живых инструментах. Машинам того времени отчаянно не хватало памяти и вычислительных способностей». – объясняет Хилдербранд.
Энди, ушедший на пенсию буквально пару месяцев назад, решает взять дело в свои руки и садится писать алгоритм, который иначе сжимает аудио-исходник, делая звук более теплым и натуральным. В следующем апдейте алгоритма инженер прописывает и натуральное затухание звука. Когда алгоритм был готов, Энди вшивает его в софт Infinity и начинает показывать знакомым композиторам.
Infinity играл оркестровые сэмплы так эпично и драматично, словно их только что вырезали из какого-то голливудского фильма, благодаря чему местным композиторам больше не нужно было искать деньги на оркестр, чтобы озвучить свой новый фильм. «Я обанкротил Лос-анджелесскую филармонию. – хихикает Хилдербранд. – Они были вне бизнеса порядка восьми лет».
К сожалению для Infinity, змея сожрала собственный хвост: Энди нашел дыру в этой системе, но вместо того, чтобы всем вместе покупать Infinity, компании просто стали продавать отдельные банки сэмплов. «Я продал около 5 экземпляров Infinity и потом этот рынок достиг коллапса». – вспоминает изобретатель. Но предпринимательская жилка взяла свое и в 1990 году Хилдербранд открывает компанию Antares Audio Technology, пытаясь подогреть музыкальную индустрию новым инновационным продуктом. И у него получается.
Зачатие автотюна
В 1995 году изобретатель приехал на конференцию NAMM, чтобы пообщаться с музыкантами и узнать о проблемах рынка. За обедом с друзьями и их женами он задал этот риторический вопрос, на что одна из девушек в шутку сказала «я нихрена не умею петь, почему бы вам не разработать девайс, который поможет мне попадать в ноты»? «Я обвел собравшихся взглядом, но все лениво клевали еду и смотрели по сторонам. Я сказал Жизель, что это паршивая идея и мы сменили тему». – вспоминает Энди.
Впоследствии он забыл об этом разговоре и на полгода ударился в разработку технологий, ни одна из которых не выстрелила. Начав перебирать идеи заново, Хилдербранд вспомнил про этот разговор и его заклинило. Внезапно он понял, что идея была не такой уж плохой, а фактически готовый алгоритм у него остался после работы над сейсмической активностью в Exxon.
Обрывок интерфейса прародителя автотюна Infinity
«Обработка сейсмических данных включает в себя манипуляции со звуковыми данными по отношению ко времени и неизвестными системами (модель Земли) с целью определения и уточнения степени влияния на геологические данные. Эти технологии включают в себя корреляцию (определение статичности сигнала), прогноз (деконволюция), синтез (последующее моделирование), анализ образования (спектральное усиление) и определение целостности процесса для минимизации артефактов. Этот комплекс технологий с одинаковым успехом используется как в музыке, так и в геологии». – объяснял процесс Хилдербранд в лекции для Nova Science Now.
Тогда еще не существовало примеров тональной коррекции, которая для изобретателей того времени была такой же навязчивой идеей, как философский камень для алхимиков. Главной проблемой автотюна было то, что в режиме реального времени он съедал слишком много ресурсов, так как требовал большие хранилища данных для множества вариаций одного звукового рисунка. Но такой метод обработки на лету был слишком топорным и не учитывал многие нюансы звучания человеческого голоса.
В качестве инженера-нефтедобытчика для больших массивов данных он использовал технологию автокорреляции, которая определяла не только изменения пиковых сигналов, но и составляла более-менее достоверную картину всего спектра сигнала. Этот же метод можно было использовать и в музыке.
«Когда вы меняете звуковую тональность, то просто добавляете новые звуковые волны для придания звуку пикообразных значений, либо же наоборот вычитаете волны если хотите ‘распрямить’ звук. Применяя автокорреляцию, вы получали понятную и чистую от шумов картинку, которая акцентировала внимание лишь на повторениях пиковых периодов. Мы не пытались обмануть систему, меняя звуковую волну и это было довольно элегантное решение». – говорит Энди Хилдербранд.
Элегантные математические решения стали коньком Энди Хилдербранда
Но не дайте ему вас обмануть, за эпитетом «элегантное» скрывается жутко сложный комплекс уравнений. Когда Хилдербранд объяснял журналистам принцип работы автотюна, то вынул из стендового стола несколько пухлых папок с сотнями листов математических вычислений. И это была далеко не вся технология. «В моей голове это не такая уж и сложная схема. – объясняет Энди. – Но я еще не встречал человека, которому бы я мог все это объяснить и он действительно понял бы систему. Поэтому я просто называю это магией».
Уравнения, которые нужны для автокорреляции, крайне сложны и исчерпывающи: для каждой пиковой точки звуковой волны необходимо добавить порядка 500 дополнительных значений. Это ставило в тупик всех, кто пытался сделать автотюн – чтобы поднять тональность звука с 70 Гц до 1000 Гц, вам нужен был компьютер калибра тех, что используют в NASA. Или смекалка. Поняв, что система работает, но она ограничена технологиями нынешнего времени, Хилдербранд упростил формулу и вместо десятков тысяч множителей оставил всего 4. Это был еще один элегантный ход, который и породил автотюн.
Рожденный в андеграунде
Энди написал автотюн на своем Макинтоше всего за пару месяцев в середине 1996 года. Затем он отправился на ту же выставку NAMM, где год назад услышал ту дурацкую идею и вместо с помощниками установил презентационный стенд. В этот раз идею встретили иначе. «Люди буквально вырывали программу у меня из рук. – вспоминает инженер. – Я понял, что это будет хит».
И снова Хилдербранд изменил целую индустрию.
Один из первых образцов интерфейса программы
За три года автотюн стал волшебной палочкой, которая позволяла убрать множество студийных огрехов. Но он так и не выходил из андеграунда, т.к. многие продюсеры просто боялись признаться в его использовании. Для них это было сродни мухлежу.
«Несмотря на ажиотаж, никто не спешил вывешивать таблички ‘у нас есть автотюн, заходите’ над дверями студий. – вспоминает Энди Хилдербранд. – В те времена люди носились с идеями настоящей и фейковой музыки, вспомните скандал с бойз-бендом Milli Vanilli, которые сначала получили Грэмми, а потом ушли в небытие, когда люди узнали, что во время выступлений ребята просто танцуют и синхронно открывают рты под написанную продюсером песню. Они просто не хотели понимать, что многоразовая запись одного и того же куска песни – это тоже «ненастоящий» механический процесс. Только очень сложный и дорогой».
Но секрет продержался недолго.
«Каминг-аут»
22 октября 1998 года вышел альбом Cher «Believe», и он, как принято сейчас говорить, перевернул игру. Заглавный трек пластинки представлял собой пульсирующую евро-диско балладу, припев которой содержал любопытную на то время роботизированную вокальную партию. Словно голос Шер в мгновение менялся до неузнаваемости. Слушатели и некоторые критики поначалу даже недоумевали – а что это, собственно, было? Тогда еще это мало кто понимал, но данный трек стал началом чего-то большего: впервые автотюн выбрался из тени.
В процессе разработки автотюна Хильдебранд ввел специальную шкалу, контролирующую скорость, с которой корректировался сам питч. Вот как он объясняет это:
«В случае с медленными песнями, например, с балладами, ноты тянутся дольше, и поэтому питч должен меняться медленнее. Для более быстрых песен все, соответственно, наоборот. Я встроил специальную шкалу, которая позволяла менять скорость от 1 (самая быстрая) до 10 (самая медленная). Ради прикола я выставил «нулевое» значение, что позволяло менять тональность точно в момент получения сигнала. На выходе получался тот самый эффект автотюна»
Шер и ее «нулевое» звучание
До Шер артисты использовали автотюн, в основном, для незначительных изменений; при этом сохранялся их природный голос. Однако продюсеры трека «Believe» выставили то самое «нулевое» значение, намеренно придав голосу певицы роботизированный эффект.
Сингл в результате продался тиражом 11 миллионов копий, а разные компании стали продвигать автотюн под видом «Эффект Шер». «Остальные исполнители и продюсеры стали присматриваться к этому в надежде повторить успех и заработать денег, – говорит Хильдербанд. – Его использовали во всех жанрах: поп, кантри, регги, в Болливуде. Его даже однажды использовали в исламском призыве к молитве».
Секрет автотюна был раскрыт, и началась новая сага.
Фиаско T-Pain
В 2004 на хип-хоп сцене Флориды появился неизвестный рэпер с дредами и склонностью к высоким ударным. После пары успешных треков T-Pain подписался на Konvict Muzik, лейбл Akon. Примерно в то же время он решил, что лучше будет петь, чем читать рэп. Несмотря на выдающиеся вокальные данные, он считал, что ему требуется фишка – и так он пришел к автотюну. В одном из прошлогодних интервью он вспоминает:
«Я много смотрел телевизор, и каждый раз мое внимание привлекала одна и та же реклама. Это была реклама одного из множества дисков из серии «Various Artists», и там была песня Дженнифер Лопез «If You Had My Love». Тогда же впервые я и услышал автотюн. С тех пор, постоянно слушая этот трек, я думал лишь о том, как бы достать эту примочку».
Тогда же он бесплатно скачал в интернете копию Auto-Tune и начал свое восхождение к славе. В период с 2005 по 2009 гг. T-Pain стал известен благодаря своему фирменному использованию автотюна, выпустив в общей сложности три платиновых записи. За это время он то и дело появлялся на хитах, попадавших в Топ-50, работал со звездами вроде Канье Уэста, Flo Ride и Криса Брауна. За одну неделю в 2007-м четыре песни с его участием одновременно находились в Топ-10 Billboard Hot 100. «Каждый раз, когда кто-то хотел себе в песню автотюн, звонили мне» – вспоминает позже T-Pain.
В итоге, помимо музыкального успеха, это привело к партнерству с компанией Хильдербранда Anatres Audio Technologies. Позже тот даже позволил T-Pain использовать лицензию на свою технологию для создания мобильного приложения «I Am T-Pain». В результате – 2 миллиона скачиваний и прибыль в несколько миллионов долларов.
Как видим, T-Pain проделал не менее серьезную работу
А затем T-Pain постепенно начала чувствовать себя рекламной игрушкой, инструментом для продвижения разного рода товаров. В итоге он пошел на беспрецедентный шаг: основал компанию, запатентовал собственное имя и, уйдя от Antares, перешел к конкурирующей компании iZotope. Там он создал «собственный» бренд и эффект, который назвал «T-Pain Effect». Под этим именем он выпускал все: от софта до игрушечных микрофонов.
А затем T-Pain пошел еще дальше и подал в суд на Auto-Tune.
Поданный в июне 2011 года иск уверял, что Antares незаконно использует имя T-Pain в рекламных целях. Несмотря на то, что в требованиях не указывалось четкой суммы урона, утверждалось, что она «превышает 1 000 000 долларов».
Antares и Хильдербранд, разумеется, подали встречный иск, и в самый неожиданный момент обе стороны подписали соглашение о неразглашении. В любом случае, попытки T-Pain навредить Auto-Tune не увенчались успехом. «Мы изучали данные с целью узнать, повлиял на нас его иск или нет, – говорит Хильдербанд. – Наши продажи не снизились и не увеличились, следовательно, его попытка оказалась абсолютно неэффективной».
Что уж говорить, если на успех Auto-Tune не смогла повлиять даже Apple, в начале нулевых выпустившая схожий продукт. Auto-Tune по-прежнему контролирует около 90% процентов рынка. И, так уж получилось, что T-Pain ушел, а автотюн остался. Как бренд и как явление.
Критики не избежать
Несколько лет назад известный изготовитель гитар Пол Рид Смит осуждающе обратился к Хильдерберду: «Знаешь что, ты полностью уничтожил Западную музыку».
Разумеется, в этом он был не одинок. В 2009 году рок-группа Death Cab For Cutie запустил кампанию против автотюна. «Мы здесь, чтобы предупредить о вреде злоупотребления автотюном, – заявил тогда в эфире MTV фронтмен Бен Гиббард, – это цифровая манипуляция, и мы уже сыты ей погорло». Далее последовал трек Jay Z «Death of the Auto-Tune» – трек-обладатель «Грэмми», который диссил саму технологию и явление. Слушатели также не стали молчать – достаточно взглянуть на комментарии практически под любым YouTube-клипом, в котором есть автотюн. Некоторые не готовы мириться до сих пор.
В защиту своей технологии Хильдербанд отсылает к истории звукозаписи. «Если уж жалуетесь на автотюн, жалуйтесь и на колонки, – говорит он. – И на синтезаторы. И на студии звукозаписи. Запись человеческого вокала в любой форме – это неестественно».
Хильдербанд лишь пытается сказать, что ему плевать на обратную реакцию. За долгие годы работы над технологией и в индустрии музыки, он сколотил себе неплохое состояние – достаточное, чтобы с легкой душой уйти на пенсию. Тем не менее, для успешного бизнесмена и изобретателя у него достаточно скромный офис. Заваленный уравнениями стол, несколько странного вида наград, шкаф, полный брошюр о его продукции и учебников об обработке звука. Небольшая комната с видом на парковку, да идеально пристроенной на столе моделью корабля.
«Порой я говорю людям: “Я лишь построил машину, я не направлял ее на неверный путь, – говорит, улыбаясь Хильдерман. – Но критики всегда найдутся”».