Азазель в исламе что означает
Одним из известных жителей Ада является демон Азазель, о котором знали еще в древние времена. Прототипы этого существа встречаются в разных культурах. Существует даже специальный магический ритуал, который используется черными магами для его призыва.
Кто такой Азазель?
Негативный персонаж семитской и иудейской мифологии – демоническое существо Азазель. В древности, чтобы искупить свои грехи люди в дар этому демону отводили в пустыню козла. Азазель – это демон-искуситель, который представлен в «Книге Еноха». В ней рассказывается о том, что ангел предал Бога, и его изгнали с небес. Что касается причин того, почему Азазель попал в немилость Всевышнего, то они связаны с неповиновением. Господь потребовал, чтобы тот поклонился первому мужчине на земле, но он отказался, поскольку считал Адама низшим существом в сравнении с ангелами.
Символ Азазеля
Для вызова демона необходимо обязательно наносить на земле или полу специальный рисунок, который называется символом Азазеля, но также его еще считают сигилем Сатурна. Он выражает собой то, что все поступки человека отражаются на его духовной натуре. Ценность всех вещей на земле определяется Душой, которая должна распознать то, что важно, а от чего лучше отказаться. Хоть Азазель – ангел разрушения, его символ помогает раскрыть внутренний потенциал, и при его использовании человек может рассматривать собственные дела, как отражение собственного внутреннего существования.
Кто такой Азазель в Библии?
Упоминание об этом страшном демоне можно найти и в самой важной книге для христиан в контексте описания «дня искупления». Для него характерен соответствующий ритуал, который указывает на то, что в этот день необходимо принести две жертвы: одна предназначалась для Яхве, а другая для Азазеля. Для этого люди выбирали двух козлов, на которых люди перекладывали свои грехи. Поскольку падший ангел Азазель, согласно преданиям, проживал в пустыне, жертву для него отводили туда. Отсюда появилось еще одно название – Повелитель пустыни.
Азазель в исламе
В этой религии ангелом смерти является Азраил или Азазель, который по приказу Аллаха должен перед смертью забирать души людей. В исламе этому персонажу уделяли большое внимание, поскольку он является одним из четырех ангелов, которые являются приближенными к Аллаху. Стоит указать, что в Коране демон Азазель не упоминается по имени, но о нем говорят все современные последователи ислама. Под его руководством находится огромное количество верных слуг, которые занимаются проведением в другой мир праведников и грешников.
Интересно, что Азраил по внешним описаниям схож с ангелами-херувимами, у которых есть четыре крыла. В описании Страшного суда указано, то перед этим великим событием протрубит в рог Исрафаил, в результате чего умрут практически все творения Аллаха, а когда прозвучит второй звук рога, то исчезнут и ангелы, а Азраил погибнет самым последним. У мусульман есть предположение, что Азазель в исламе имеет множество глаз.
Азазель в мифологии
Исследователи обнаружили большое количество упоминаний об этом демоне в мифах разных народов.
Кто такой падший ангел Азазель
Азазель – это падший ангел, один из демонов преисподней. Упоминания о нем встречаются в Библии, в священных писаниях мусульман и даже в языческие времена. Азазель принадлежит к высшим демонам, считается главным помощником самого Люцифера и знаменосцем адского войска. Для вызова этого темного существа используются оккультные сигилы (символы в виде печати) и специальные заклинания.
Происхождение имени и биография демона
Имя демона берет свое начало из иудейского языка и означает в переводе «отпущение». Древнееврейский пророк Исайя называл Азазеля иначе – Израилем. Любопытно, что в некоторых странах данное имя является женским и имеет различные варианты.
История возникновения демонического названия восходит к древней иудейской традиции. В старину раввины выбирали козла отпущения, которого выводили в пустыню для жертвоприношения. После этого животное сжигалось живьем на костре, благодаря чему люди очищались от своих грехов.
Причиной изгнания падшего ангела с небес стала его взыгравшая гордыня. Этот херувим отказался исполнить требование Господа и поклониться первому земному мужчине в знак почтения, за что впал в немилость. По другой версии, именно Азазель стал тем демоном, который по наущению дьявола искусил в райском саду Адама и Еву.
Проявивший непослушание Азазель был низвергнут из небесной обители ангелом Рафаилом. Попав на землю, демон стал искушать людей, чем снова вызвал гнев Творца.
Как выглядит демоническое существо
Считается, что изо всех демонов Азазель имеет внешность, максимально приближенную к человеческой. Чаще всего его изображают как пожилого мужчину, которого отличают:
Нос падшего ангела пронзен и имеет искаженную форму. Такую особенность Азазель получил в наказание за сопротивление Богу. На многих изображениях искуситель не один, рядом с ним находится коронованный козел черного цвета.
Искушения человеческого рода
Принято считать, что именно Азазель дал людям первые познания о колдовстве и приготовлении различных снадобий. Также он обучил наукам, которые в дальнейшем принесли человеческому роду одни страдания.
По наущению демона темные ангелы стали вступать в связь с земными женщинами. От этих отношений рождались свирепые великаны, крушившие все на своем пути. По вине Азазеля среди людей появились неведомые ранее зависть, вражда и ненависть, стали происходить убийства и грабежи.
Какая участь уготована демону Богом
Увидев, какие злодеяния происходят на земле, Всевышний послал за непокорным Азазелем четырех своих архангелов. Им было поручено изъять падшего херувима, а также находящихся с ним бесов, и наказать всех самым строгим образом.
Каждого из искусителей отправили в ад. Для Азазеля предусмотрели другую участь: он остался в мире людей, но был заточен в пустыне Дудаил. Здесь демон, покрытый непроницаемой тьмой, должен пребывать до самого Судного дня, с приходом которого его бросят в вечный огонь.
Азазель в исламе
Для мусульман Азазель имеет другое значение. Он является ангелом, который забирает человеческие души в момент смерти. В этой религии его принято называть Азраилом.
Представители ислама считают Азазеля одним из приближенных Аллаха. Согласно их верованиям, он имеет много верных слуг, которые сопровождают умерших в загробный мир.
В мусульманской мифологии Азазель предстает как херувим с 4 крыльями и множеством глаз. Священные тексты исламистов говорят о том, что с наступлением Страшного суда сразу исчезнут все творения Аллаха, однако Азраил погибнет в последнюю очередь.
Кто такой Азазель, почему он демон пустыни и как стал падшим ангелом
Версий о демоне пустыни Азазель великое множество, это существо описано в иудаизме, в мусульманстве и в христианстве. Все описания сводятся к тому, что первоначально он был ангелом, возможно херувимом. Впоследствии был сброшен с небес на землю и стал демоном пустыни и предводителем допотопных гигантов в восстании Люцифера против Бога.
Демон Азазель — опаснейший помощник Люцифера и главный желтоглазый знаменосец ада. Есть поверье, что высшие демоны, такие как Азазель, могли вселяться в тела обычных людей и творить свои черные дела.
Происхождение имени Азазель
История этого имени восходит к ритуальному обряду иудеев по искуплению человеческих грехов. Азазель на иудейском языке означает «отпущение». Раввины выводили за городские ворота жертвенного козла, который должен был стать козлом отпущения грехов, на шею ему повязывали красную ленту. Второго козла сжигали живьем на огне. Этот обряд отождествлялся с отпущением грехов.
Есть и другая версия, согласно которой, козлы являлись жертвенными животными богу Яхве и идолу Азазу. От названия последнего и произошло имя демона пустыни Азазель.
Согласно пророчествам древнееврейского Исайя имя Азазель звучит как Израиль. В откровении Исайя в главе 14 подробно описывается из-за чего херувим Израиль был низвергнут и говорится о том, что Господь смилостивится над ним и избавит его от страха и рабства. Повержен же он был потому, что гордыня его взыграла и взяла верх над разумом.
Облик демона пустыни
Демон Азазель — страшный бородатый мужчина гигантского роста с козьими рогами на голове, держащий на поводке чёрного козла.
Есть мнения, что у него облик, напоминающий обычного человека, и поэтому его изображали пожилым мужчиной с козлиной бородой и козлиными рогами, у которого на привязи шел козёл с черной шерстью и с короной на голове.
Ранние ханаанские легенды описывали демона Азазель как большого исполинского червяка, обитающего в пустыне.
Произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже описывает этого демона, правда, там он Азазелло (с испанской ноткой), выступающий роковым соблазнителем и убийцей. Булгаков считал, что Азазелло — это древне-иудейский демон.
В фильме «Сверхъестественное» он предстает желтоглазым демоном и доверенным лицом Люцифера, Князем Ада, обладающим уникальными способностями. Он нечувствителен к обыкновенным методам уничтожения дьяволов. Согласно версии сценаристов, во время заточения Люцифера, Азазель управлял Преисподней и не претендовал занять трон Хозяина. Он предпринимал множество попыток освободить своего господина в течение многих лет. Наконец, он нашел Врата Грёз — вход в темницу, где стояла Клетка, удерживающая Хозяина Ада. Врата были расположены под монастырем Святой Марии. Там, лишив монахинь жизни, демон вызволил из плена своего господина и получил от него план действий.
История его падения
Служители Торы верят, что Азазель был низвергнут архангелом Рафаилем — исцеляющим ангелом, наказывающим демонов и падших ангелов, который столкнул непокорного в яму, затерянную в песках времени, и закрыл ее огромным камнем. И с того времени ждет заключенный в этой темнице Азазель, когда его выпустят, и он увидит свет. Но не знает он, что даже в момент освобождения свет останется недоступным его глазам. Согласно легенде свет он сможет увидеть, пройдя через очищающее пламя огня.
Согласно Библии — это змей-искуситель, который обманом заставил Еву сорвать запретный плод и вкусить его. За такой грех Адам, Ева и змей были изгнаны из Эдема — райского города — на землю.
Согласно записям имама Риды: джинна Иблиса первоначально называли Харис в переводе на русский язык означает «стражник», «труженик». Аллах создал его из могущественного огня, чтобы он верно служил ему. Харис преданно нёс службу Всевышнему и тогда Ясноликий возвысил и приблизил его к себе, поставив в один ряд с высшими ангелами. Но, когда Могущественный, создав первого человека Адама, велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса: «В чем причина твоего неповиновения?». На что Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, сделанного из обычной глины, в то время как Харис создан из могущественного огня.
После этих слов Всевышний разгневался и низверг джинна с небес и дал ему новое имя иблис Азраил, которое переводится как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня. Но Аллах отказался, тогда падший ангел поклялся, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов и стал их предводителем.
Что может и умеет Азазель?
Он научил представителей человечества обманывать друг друга и близких родственников, превратил их в безбожников, отвернул от веры, обучил разврату.
Есть версия, что он подобно Прометею, открыл для них металлы, научил человечество ковать металлические орудия, делать браслеты и расшивать орнаменты, научил понимать стоимость драгоценных металлов, показал красящие составы, чтобы красить брови и ресницы. В отрывке из Книги Еноха говорится, что Азазель обучил людей делать мечи, ножи, щиты, нагрудные латы, ознакомил с металлами земли и искусством обработки их, с браслетами и украшениями, с применением сурьмы и наложением краски на глаза, со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов.
В мусульманстве же Азазель (Азраил на арабский манер) считается ангелом смерти, забирающим души людей. В исламе это один из четырех ангелов, приближенных к Всемогущему. Стоит указать, что в Священном Писании Азраил не называется этим именем, но современные последователи ислама считают, что под его руководством совершается таинство проведения в другой мир праведников и грешников.
В описании сцен Страшного суда говорится, что перед этим событием протрубит в рог Исрафаил — умрут практически все творения Всевышнего, при втором звуке рога — исчезнут ангелы, а Азраил погибнет последним. Мусульмане считают, что Азазель имеет множество глаз.
Как проявляются силы Азазель?
Наставления демона второго ряда приходят в сновидениях, а мощные силы падшего ангела проводятся через Врата Грез. Поэтому, Азазель считается Князем тьмы и властелином ведьм. Он контролирует шабаши, устраиваемые в бесовские ночи, и созывает своих подданных на Горе Тьмы, и дозволяет проводить там таинства, и дарит знания, передающиеся им с помощью огня, полыхающего между его рогами.
Занятия и работа демона пустыни
Во многих притчах и сказаниях предводитель допотопных гигантов фигурирует под разными личинами. Обычное его занятие – это сеять на Земле обман и разврат. Он поощряет ложь и провоцирует гнев в людях. В других источниках по иудаизму падший ангел Азазель – это демонизированный покровитель домашнего скота.
Призывают этого демона, чтобы в мужчине разбудить гнев и ненависть. Для женщин его проявление несет вспышки тщеславия. Приносит раздор в домашний очаг. Демону пустыни Азазель приписывают функционал инкуба по некоторым источникам.
Как Азазель стал предводителем гигантов, населявших Землю во времена до Великого потопа?
Люцифер решил завладеть престолом Царя Небесного. Считается, что хозяин Преисподней пренебрег свободой, полученной из рук Божьих, и посягнул на Божью власть и Его авторитет. Для этого собрал недовольных устройством Вселенной гигантов, чтобы свергнуть Всевышнего, а во главе войска допотопных гигантов поставил своего ближайшего помощника — знаменосца ада — демона Азазель.
Как Азазиль стал Иблисом?
Как Азазиль стал Иблисом
Среди джиннов был джинн по имени Азазиль. Вместе с ангелами он поднялся на небо, вырос среди ангелов и день ото дня становился умнее. Он обрел богатые знания, стал даже учителем для ангелов. Некоторые говорят, что его отец по имени Хаблис внешностью походил на льва. Его мать звали Теблис, и она была похожа на волчицу. Сперва он ослушался своего отца, из-за чего позднее попал в такую беду. В одном риваяте сказано, что причиной его восхождения на небо стало вот что: когда потомки Джанна впали в неверие, он отдалился от них и продолжал поклоняться Аллаху, укрывшись в дальнем уголке. Увидев его старания, ангелы обратились к Всевышнему с молитвой и сказали: «Такому приличествует быть рядом с ангелами». Аллах принял эту молитву ангелов и забрал его на ближнее небо.
И здесь он продолжал так усердно поклоняться, что ангелы второго неба захотели, чтобы он был с ними. Аллах Всевышний позволил, и так он поднялся до седьмого неба.
После этого Азазиль отправил одного праведника по имени Джахлут ибн Беланет к старшим из того народа. Исполняя его указание, посланник пришел к народу и стал призывать их к поклонению Аллаху. Но они не стали его слушать, вместо этого они убили его, сделали мучеником. Азазиль ничего не знал об этом. Поскольку посланник не возвращался, он отправил другого. Они и его убили. Когда и он не вернулся, Азазиль отправил многих друг за другом, и все они были убиты. Последний из отправленных, некто по имени Йусуф ибн Йасиф, хитростью вырвался из их рук и явился к Азазилю. Он рассказал о случившемся. И тогда Азазиль взял у Всевышнего разрешение и вместе с ангелами напал на это племя. Многих убили.
Оставшиеся разбрелись по земле. Когда Азазиль очистил от них землю, Аллах Всевышний поручил ему править на земле. Азазиль то на небесах поклонялся Аллаху, то в Раю был занят поклонением. Когда же ему поручили править землей и небесами, у него появилось высокомерие, и он возгордился.
Самому себе он сказал: «Если Аллах поручит мое дело кому-то другому, то я перестану Ему поклоняться. Тем более что по уровню знаний и умений нет никого выше меня. Никто кроме меня не сможет стать достойным наместником Аллаха».
Когда он оказался в таком состоянии, некоторые ангелы посмотрели на Хранимую Скрижаль и увидели там запись, что в ближайшее время один из приближенных Аллаха подвергнется божественному гневу, станет проклятым и будет изгнан. Тотчас же они явились к Азазилю, который спросил о причине их беспокойства. Ангелы сообщили ему об увиденном и попросили его помолиться, чтобы эта беда не коснулась кого-то из них. Азазиль сказал:
— Эта беда не коснется меня или вас. Я эту надпись вижу много лет, но никому не стал говорить о ней.
Они настаивали на том, чтобы он помолился за них. Азазиль поднял руки и произнес: «Йа Рабби, защити их от этой беды!» Гордыня не позволила ему упомянуть о себе, и в сердце его не зародилось ни малейшего страха. Из-за этого он подвергся вечным лишениям, испытал горечь утраты. Та беда настигла его самого. Одно из имен Азазиля было Иблис.
Прочтя эту надпись, Иблис оставил поклонение и тысячу лет беспрерывно проклинал того, о ком была эта надпись.
В одном риваяте сказано, что Иблис увидел на Хранимой Скрижали такую надпись: «Агузу билляхи минаш шайтани раджим».
Аллах Всевышний соизволил ответить:
— Это один из Моих рабов. Я дарую ему столько благ, он же ослушается Моего повеления. И Я сделаю его униженным и презренным, изгоню его.
— В ближайшее время увидишь.
Передают, что Иблис поднял голову с земного поклона, в котором находился тысячу лет, и увидел такую надпись: «Пусть будет проклят Иблис».
Азазель
Азазель (Азазел, Азазиил, Азаэль) — (арам. רמשנאל, др.-евр. עזאזל, араб. عزازل — Азазил) приблизительно с III века до н.э. падший ангел, демон, и в частности демон пустыни — предводитель шеирим («косматых демонов», обитавших в безлюдных и бесплодных местах). Азазель — первый знаменосец адских воинств.
Содержание
Источники
Планси: №12. Азазель (Azazel), демон второго чина, страж козла. На празднике отпущения грехов, который евреи справляли в десятый день седьмого месяца (сентября), к первосвященнику приводили двух козлов, выбранных по жребию: одного — для Господа, другого — для Азазеля. Того, который был для Господа, сжигали на жертвеннике, прежде собрав его кровь для очищения от грехов. Затем первосвященник, возложив руки на голову второго козла, исповедовался в своих грехах и грехах народа своего, и грехи эти переходили на козла, которого затем отводили в пустыню и отпускали. Избавясь от того козла Азазеля, именуемого также козлом отпущения (и много мерзостней того), народ в молчании возвращался в свой стан.
У Мильтона Азазель — первый знаменосец адских воинств.
История
Этимология имени
Имя Азазеля тесно связано с древнееврейским обрядом отпущения грехов, проводившимся в 10-й день месяца тишри (сентябрь-октябрь). В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала “дня искупления” (Йом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Господа, а другой (“козёл отпущения”) — “для А.” (Лев. 16, 8, в синодальном переводе — “для отпущения”); второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16, 10). Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и ново-заветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским “Житиям” анахоретов начальной поры монашества. В своем описании де Планси достаточно точно следует 16-й главе Книги Левит; стоит добавить лишь, что перед возвращением в стан участники обряда должны были омыть свои одежды и тело. (Более подробно церемония отпущения описана в Мишне, трактат «Йома», 39а.)
Предполагают, что изначально Азазелем назывался весь обряд или место, куда отводили козла отпущения. В раввинистических источниках это имя толкуется как название каменистого утеса или высокой горы (с вершины которой сбрасывали козла отпущения), составленное из древнееврейских слов со значениями «быть сильным» (или же «скалистый, каменистый») и «Бог». Приписывали это имя и самому козлу: так, в Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», а по некоторым версиям, происходит от древнеегипетских слов со значениями «виновный» и «отстранять».
Азазель в старозаветной традиции
Приблизительно с III века до н.э. имя «Азазель» закрепляется за демоном пустыни — предводителем шеирим («косматых демонов», обитавших в безлюдных и бесплодных местах). Действительно, исконной основой обряда отпущения козла могли быть умилостивительные жертвы опасным духам пустыни. Высказывались даже предположения, что первоначально Азазель был древним семитским богом стад, позднее выродившимся в демона. Но, так или иначе, с развитием монотеизма ритуал отсылания козла в пустыню был переосмыслен как возвращение зла к его источнику (буквальное или, в более поздних трактовках, символическое, служащее лишь для того, чтобы склонить участников обряда к покаянию). Азазель же (или дух, которому впоследствии было приписано это имя) превратился из самостоятельного персонажа древнейшей политеистической религии в одного из падших ангелов иудео-христианской традиции.
При этом он сохраняет за собой функции козла отпущения: в кумранской «Книге исполинов» (фрагмент 7, IV/III—I вв. до н.э.) Азазель несет наказание за грехи всех исполинов, родившихся от ангелов и смертных женщин. Тот же мотив повторяется в 1-й Книге Еноха (II—III вв. до н.э.), где Азазель — один из предводителей двух сотен мятежных ангелов («григореев», что в переводе означает «Стражи» или «Бодрствующие»), восставших против Бога в допотопные времена. Стражи во главе с Азазелем и Семьязой стали смешиваться с людьми и порождать от дочерей человеческих «великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей». Азазель научил людей:
…делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли.
И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились (2.14—15).
Другие Стражи передают людям «запретные» магические познания и «небесные тайны мира» (2.24), обучая их «волшебству и заклятиям» (2.8), «всяким заклинаниям и срезыванию корней», «расторжению заклятий», «наблюдению над звездами», «знамениям» и «движению Луны» (2.16). Господь сурово карает и мятежных ангелов, и их потомство, и все развратившееся человечество, но главную вину за происшедшее возлагает на Азазеля: «…вся земля развратилась чрез научения делам Азазела: ему припиши все грехи» (2.38). Обращаясь с этими словами к ангелу Рафаэлю, Бог повелевает:
Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда.
И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет!
И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну) (2.35—37).
Определяя Азазеля как «стража козла», де Планси курьезным образом смешивает легенду об ангелах-Стражах с образом козла отпущения. Однако наказание Азазеля, описанное в Книге Еноха, действительно можно истолковать как художественно переосмысленный обряд возложения грехов народа на козла.
В 3-й Книге Еноха («Книге небесных дворцов», ок. V в.) Азазель вписывается в контекст другого традиционного предания о падении ангелов, в котором причиной бунта стало их нежелание поклониться человеку. Здесь Азазель (Азаэл) — один из трех «ангелов-служителей» (наряду с Аззой, или Шемхазаем, и Уззой), выступивших против Еноха, когда Господь сделал того ангелом Метатроном, «князем и правителем» ангелов:
Тогда пришли три ангела-служителя — Узза, Азза и Азаэл — и стали выдвигать обвинения против меня на небесной высоте, сказав перед Святым, будь Он Благословен: «Владыка мира, не были ли первые правы, когда давали Тебе совет: ‘Не сотворяй человека!’»
Когда они увидели меня, они сказали перед Ним: «Господь Вселенной! Какое право он имеет восходить в высь высот? Не происходит ли он от тех, кто погибли в водах Потопа? Какое право он имеет пребывать на небе?» (4.6—7).
Как противник одного из патриархов Азазель выступает и в «Апокалипсисе Авраама» (ок. I века н.э.). Здесь он принимает облик нечистой птицы и слетает на жертву, приготовленную Авраамом (ср. Быт. 15:11: «И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их»). Ангел, объясняет Аврааму, что эта птица — само нечестие, и обращается к Азазелю со словами:
Стыдись, Азазель! Ибо жребий Авраама — на небесах, а твой — на земле: ты избрал [землю] себе и полюбил эту обитель нечистоты твоей. Поэтому Владыка Вечный, Всемогущий, назначил тебе обиталище на земле. Устами твоими лжет дух всякого зла, и через тебя нисходят гнев и несчастья на роды людей нечестивых» (13.4—9)
В Книге Еноха утверждалось, что в Судный день Азазель будет «брошен в жар»; схожая кара назначается ему и в «Апокалипсисе Авраама»: «Будь же горящим углем в печи земли! Иди, Азазель, в те части земли, где ничья нога не ступала. Ибо наследье твое — на тех, кто с тобой» (14.5—6). При этом Азазель оказывается одновременно и падшим ангелом, ввергнутым в ад, и «владыкой преисподней, соблазнителем человечества», и олицетворением самого ада — места мучений для грешников: Господь провозглашает, что нечестивые будут «гнить во чреве коварного червя Азазеля и гореть в огне его языка» (31.5)
В одном из стихов «Апокалипсиса Авраама» Азазель отождествляется со змеем, искусившим Еву, и предстает как великий дракон о семи змеиных головах и четырнадцати лицах, имеющий «руки и ноги человеческие и по шесть крыльев на спине справа и слева» (23.7). С Самаэлем, соблазнителем Евы, этого демона смешивали и в более поздних текстах — например, в каббалистической книге «Зогар». Однако в других зогарических трактатах Азазель предстает как перворожденный сын Лилит и Самаэля. В одном из фрагментов он описывается как «нечистая скверна», в которой Самаэль («всадник, едущий верхом на змее») соединяется с Лилит (змеей): «Это тайна Азазеля, объемлющая мужа и жену осквернения». «Нечистая скверна» интерпретируется как семя Самаэля, от которого рождается первенец Лилит. В том же трактате Азазель помещается во главе низшего ангельского чина «бене элим» или «ишим», который состоит из душ праведных людей, обретших ангельское достоинство.
Азазель у христианских авторов
Христианские авторы, начиная с Оригена, нередко отождествляли Азазеля с Сатаной. В учении христианской секты адвентистов седьмого дня он и по сей день выступает как символ Сатаны, которому предстоит в Судный день принять на себя все грехи, простившиеся истинно верующим людям, и одному понести за них кару. Приравнивался Азазель и к Люциферу, падшему «Светоносцу»-деннице, — на том основании, что в одном из видений Еноха он предстает в образе звезды, павшей с неба первой и увлекшей за собой другие звезды (1-я Книга Еноха, 17.10). Впрочем, многие христианские богословы вслед за Кириллом Александрийским (ок. 377—444) трактовали ветхозаветного козла отпущения как символический прообраз самопожертвования Христа. А согласно теософскому учению Елены Блаватской («Тайная доктрина», т. 2) «Азазель и его “Воинство” есть просто еврейские “Прометеи” и должны рассматриваться с этой же точки зрения».
Азазель в суфийской традиции
Представление об Азазеле как главе падших ангелов проникло и в мусульманскую традицию: суфийский мистик X века Мансур аль-Халладж рассматривает имя «Азазил» как первоначальное имя Иблиса и соотносит каждую из его букв с теми или иными характеристиками этого коранического эквивалента Сатаны — джинна, отказавшегося поклониться Адаму.
Азазель в европейской магической литературе
В европейской магической литературе Азазель фигурирует в различных четырехчастных классификациях, но соответствия его остаются неопределенными. В сводной таблице из «Оккультной философии» Агриппы он соотносится со второй буквой Тетраграмматона (первой Хе), западом и стихией Воздуха (так!), подобно демоническому «королю запада» Паймону. Опираясь на эту классификацию, С.Л. Мазерс в комментариях к «Книге Священной магии Абрамелина» прямо отождествляет Азазеля с Паймоном; однако тот же Агриппа в другом месте (III.24) предполагает тождество Азазеля с Амаймоном, демоническим «королем юга» (по некоторым позднейшим версиям — востока), а в трактате «О тщете наук» смешивает Азазеля с Самаэлем, библейским змеем-искусителем, который, в свою очередь, в сводной таблице представлен как демон востока и стихии Огня.
Ибо, как говорят еврейские учителя, все наше тело, плотская животная часть наша и все, что в нас связано с веществом плоти, без должного погребения достается в пищу Змею или, как они называли его, Азазелю, владыке плоти и крови и князю мира сего, тому, кто в Книге Левит зовется князем пустыни и о ком в Книге Бытия сказано: «Будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14.), и у Исаии: «[А для змея] прах будет пищею» (Ис. 65:25.).
В несколько более раннем источнике — трактате под названием «Магия доктора Фауста, естественная и противоестественная» (1501) — Азазелю приписывается власть над Воздухом. Пико делла Мирандола на основании каббалистических источников описывает Азазеля как одного из тех, кто пожирает злых колдунов.
Так или иначе, образ Азазеля не получил существенного развития в гримуарной традиции, но в художественной литературе и искусстве занял довольно заметное место, сохранив ту амбивалентность, которой наделили его христианские теологи. С одной стороны, он отождествляется с козловидным предводителем ведьмовских шабашей или принимает иные демонические обличья, как у Блейка, изобразившего на одном из своих рисунков всадника верхом на змее (в книге «Зогар» отождествляемого то с Азазелем, то с его отцом); с другой же — переосмысляется как символ Иисуса Христа, «жертвенного агнца», принявшего на себя грехи мира, и в таком виде появляется, в частности, на знаменитой картине английского художника-прерафаэлита Уильяма Ханта «Козел отпущения» (1850).
Мильтон в «Потерянном рае» утверждает, что до падения Азазиил-Азазель принадлежал ко второму ангельскому чину — керубам, а перейдя на сторону Сатаны, стал его первым знаменосцем. Подробно описывается, как по приказу Сатаны он разворачивает и поднимает великолепное знамя:
И труб воинственных он [Сатана] повелел
Поднять свою могучую хоругвь.
Азазиил — гигантский Херувим —
Отстаивает право развернуть
Ее; и вот, плеща во весь размах,
Великолепный княжеский штандарт
На огненно-блистающем копье
Вознесся, просияв как метеор,
Несомый бурей; золотом шитья
И перлами слепительно на нем
Сверкали серафимские гербы
Азазель в русской литературе
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Азазель (под итализированным именем Азазелло) соединяет в себе функции апокрифического ангела-«стража», обучившего женщин колдовству и искусству косметики (именно он вручает Маргарите волшебный крем), со своей исконной ролью пустынного демона-губителя:
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.