феномены компенсации являются какими симптомами
Компенсация (психология) – что это, примеры из жизни
Компенсация в психологии рассматривается как один из видов психологической защиты. Недостатки есть у каждого человека и это факт. Но кто-то умеет с ними мириться, а кто-то включает компенсацию. Этот процесс позволяет заменить недостатки и вызванное ими чувство неполноценности чем-то другим. Так, например, невысокие мужчины покупают большие машины или строят отношения с высокими девушками, пытаясь таким образом возвыситься в своих глазах и в глазах окружающих. Приносит ли это чувство удовлетворения? Действительно ли компенсация защищает психику от психологических травм и негативных эмоций?
Компенсация — что это
В психологии компенсация — это один из методов психологической защиты, при котором человек чем-то заменяет недостатки. Они бывают трех видов:
В отношении каждого из перечисленных видов недостатков требуется компенсация. Интересно, что связана она может быть и с самим недостатком, и с замещающими его стремлениями. В первом случае в пример можно привести параолимпийцев, а во втором — слепых музыкантов и т.д.
Первым о механизмах компенсации заговорил Альфред Адлер. По его словам, компенсация неполноценности — это нормальное явление в жизни каждого человека. Неполноценность, как считал Адлер, бывает трех типов:
Зигмунд Фрейд был не согласен со словами Адлера. Он говорил, что не всегда неполноценность лишает человека счастливой жизни. В пример он приводил людей, которые даже при отсутствии каких-либо частей тела, или, например, зрения, не теряли уверенности в себе, не чувствовали себя ущемленными или обиженными судьбой. Фрейд считал, что легче найти того, кто склонен к нарциссизму, чем тех, кто считает себя неполноценным человеком.
Пытаясь возразить, Адлер утверждал, что комплекс неполноценности является лишь идеей, способной объяснить протекающие в организме психологические процессы. О фактической полноценности говорить здесь не приходится, потому что она относительна. У каждого отдельного человека, народа и культуры понятие полноценной личности может меняться.
По сути, неполноценность — это так называемый мотиватор, который побуждает нас к действию, активирует процесс компенсации.
Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.
В психологии существуют еще такие виды компенсации:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Реальная
Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.
Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:
Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.
Гиперкомпенсация
Представляет собой повышенное внимание к недостаточно развитой способности или слабой части тела, усиленное их развитие. Сюда также относится работа с другими органами и способностями, тренировки которых помогут добиться успеха.
Так, например, человек, испытывающий трудности в общении с окружающими людьми, в качестве компенсации может углубиться в изучение языков или каких-то наук. Таким способом он заменит свой недостаток и станет гением.
Псевдокомпенсация
В случае с этим видом компенсация происходит не за счет того, что человек направляет усилия на собственное развитие, а за счет манипулирования другими людьми.
Причины возникновения псевдокомпенсации назвал Адлер:
Существует несколько способов проявления псевдокомпенсации:
Получается, что от того, какой вид компенсации выберет человек, зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Псевдокомпенсация ни к чему хорошему точно не приведет. Гиперкомпенсация, наоборот, поможет добиться успеха.
Компенсация как вид психологической защиты
Как и при других видах психологической защиты, задача компенсации — защитить психику от влияния негативных эмоций. Она берет начало еще в детстве, когда ребенок понимает, что нужно делать для того, чтобы стать полноценным в глазах других, получить одобрение. Так, например, многим внушают, что их будут любить и уважать только в том случае, если они станут богатыми. Это побуждает повзрослевших детей все свои силы и возможности направлять на зарабатывание денег.
Если рассматривать компенсацию как механизм психологической защиты, то можно сказать, что она — бегство от проблем. Компенсируя свои недостатки, человек пытается уйти от реальности. Он не хочет выяснить, почему ему плохо живется в нынешних обстоятельствах.
Большую роль в этом вопросе играет мнение большинства. Многие из нас привыкли с ним соглашаться. И это не удивительно, поскольку людей, которые по-другому смотрят на вещи, часто считают психами. Со временем человек начинает думать о себе так же. В этот момент включается компенсация, побуждающая бороться с мнимой неполноценностью.
С одной стороны, может показаться, что компенсация действительно помогает. Но с другой — она заставляет человека жить так, как того хочет общество, а не он сам. Все нормально до тех пор, пока он маскирует или компенсирует свои недостатки, неполноценность. Но как только они выходят наружу, возникает сильное напряжение.
Примеры компенсации
Самый простой и понятный пример компенсации связан, как бы это смешно ни звучало, с едой. Когда человек не употребляет какие-то определенные продукты, например, сидя на диете, организм требует заменить их чем-то другим, тем, где есть нужные ему полезные вещества. Так, если вы сильно хотите мороженого — вам не хватает кальция и триптофана. Получить их можно из куриного мяса, кролика или индейки. Непреодолимое желание съесть шоколадку говорит о дефиците магния. Восполнить его можно с помощью гречки, кедровых орешков, листьев салата.
Перейдем к примерам, связанным с людьми. Представьте худенького мальчика-подростка. Из-за его внешности над ним смеются. Но он не бросается в спортзал для того, чтобы подкачаться. Вместо этого он занимается тем, что у него получается лучше всего, — игрой в шахматы. И он обязательно достигнет успеха в этом направлении. Но физические недостатки все равно будут о себе напоминать, что в конечном итоге приведет к развитию неврозов.
Возьмем того же хиленького подростка. В прошлом примере речь шла о компенсации. Если включится гиперкомпенсация, он направит все свои силы на устранение недостатка, будет усиленно заниматься спортом, борьбой, чтобы потом отомстить тем, кто его дразнил и обижал.
Компенсация — это случаи, когда вместо того, чтобы наладить взаимоотношения с окружающими, человек заводит собаку. Домашний питомец — это, конечно, хорошо. Но если общаться только с ним, то со временем можно утратить навыки общения с людьми и так и остаться в одиночестве.
Еще один пример компенсации — карьера. Она заменяет и семью, и развлечения, и друзей. Отчасти в этом есть своя польза. Человек добивается успеха и признания в обществе. Но посмотрите с другой стороны. Со временем организм трудоголиков просто устает. Да и никакая работа и карьера не подарят ощущение настоящего счастья.
Заключение
Как и все механизмы психологической защиты, компенсация в психологии имеет определенную пользу. Она помогает справиться с чувством собственной неполноценности, заменив недостатки достоинствами или успехами. Но иногда она представляет собой простое бегство от реальности и проблем. К тому же, часто это просто попытка жить по правилам, навязанным обществом, забывая о своих желаниях и потребностях. Поэтому учитесь жить с недостатками. Развивайте в себе способность адаптироваться к новым условиям. Только так вы сможете вести полноценную жизнь.
Компенсация в психологии
Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком. Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты. Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.
Что такое компенсация в психологии
Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.
Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.
Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.
Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.
Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.
Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.
Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана. Но также рассматривающая особенности восприятия себя и выбранную на основании этой самооценки стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, заниженной, неадекватной самооценки.
Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.
Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворён собой. Пока он напряжен и переживает острую фазу конфликта с собой, как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации. Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись за помощью к психологу.
Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении. Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть. Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной. Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.
Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения. Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет. Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.
У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.
Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой. Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег. Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.
Компенсация – психологическая защита
Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.
Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня». Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо. Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте. Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.
Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности. А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться. Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.
Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь. Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психология управления: закон компенсации
Законы психологии управления действуют вне зависимости от внешних условий, как естественная составляющая управленческого процесса. Таких законов — несколько. Каждый имеет значение для успешного руководства. Предметом этой статьи является закон компенсации.
Компенсация выступает дополнительным усилием в деятельности человека. В психологии представляет собой защитный механизм, срабатывающий как бессознательное стремление преодолеть существующие недостатки и те, которые личность себе только вообразила. Защитный механизм является психологическим процессом, необходимым для смягчения либо полного снятия негативных состояний: напряжения, переживаний, тревожности, когда происходит конфликт личности с внешними условиями. Само понятие ввёл З. Фрейд в 1894 году в одной из своих работ, посвященной нейропсихозам. В пределах адаптационных теорий компенсация рассматривается как средство «восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса» [3, С. 271].
Компенсация как вид защитного психологического механизма
Компенсация — один из самых сложных механизмов психологической защиты. Автором теории выступает австрийский психолог и психиатр А. Адлер. Учёный отметил, что некоторые органы человека функционируют лучше, чем остальные. Либо же — какие-то развиты слабее прочих и больше подвергаются болезням. Используя закон компенсации, можно разработать уязвимое место и таким образом устранить дефект. Когда несовершенное за счёт усилий становится совершенным (или лучше, чем до того), это называется «суперкомпенсация». Законом компенсации человек обычно пользуется осознанно — таково отличие данного закона от прочих. Цель компенсации состоит в том, чтобы уменьшить ощущение неполноценности, эмоционального опустошения. Например, занятия спортом или танцами для человека с инвалидностью являются компенсацией. Компенсаторное поведение личности принимает разные формы: социально приемлемую, если некто с определёнными особенностями, например, с синдромом Дауна, становится моделью. Социально неприемлемую — если свою физическую слабость личность «компенсирует» жестоким обращением с еще более слабыми.
К настоящему времени единая классификация психологических защитных механизмов отсутствует. При этом они делятся на проективные и дефинзивные (начиная с сублимации):
Цель проективных защитных механизмов — в том, чтобы необходимая информация была донесена до сознания личности. Дефинзивные механизмы действуют так, что информация может быть искажена.
Закон компенсации и психика
Человек ощущает психологическую неполноценность, если считает, что у него отсутствуют какие-либо качества (навыки). Когда он начинает развивать то, чем раньше не обладал, начинается процесс гиперкомпенсации. Он может быть опасен тем, что происходит излишнее замещение имеющегося недостатка или дисфункции. Например, человек с небольшой массой тела сутками истощает себя нагрузками в тренажерном зале, игнорируя прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. От этого его состояние может ухудшиться, так как чрезмерная компенсация провоцирует новые отклонения и приводит к нестабильному психологическому состоянию. Случается, что механизм психологической защиты срабатывает неадекватно: личность не способна переключиться на более позитивное состояние либо деятельность. Тогда патологическое негативное состояние «перекрывается» употреблением алкоголя, конфликтностью, формами фанатизма, перекладыванием ответственности за происходящее на другого человека.
В психологии также существует понятие «псевдокомпенсация» либо — «ложная компенсация». Когда запускается этот процесс, на определенное время негативные компенсируются отвлечением на положительные явления, а затем наступает декомпенсация: противоположная компенсации, когда происходит повторное нарушение восстановленного состояния психики.
Суть компенсаторного поведения в управлении
Психология управления как раздел практической психологии изучает законы психологии управления, которые проявляются во взаимодействии, в межличностных отношениях и в групповом общении и действуют, как и любой закон. В основу управления персоналом должны быть заложены такие принципы, как методичность и психологичность [1, С. 4]. В философии развитие характеризуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [3, С. 561]. Следствием этих перемен становится качественно новое состояние объекта. Так и компенсационное изменение личности становится результатом развития.
Если человек развивает качество или признак, изначально хорошо развитые у него, это и называется компенсацией. Компенсация делится на прямую и косвенную. Прямая компенсация — процесс, в котором человек стремится к успешности в сфере, где ощущает определённую неуверенность и недостаток. Косвенная компенсация предполагает, что успех достигается в иной, новой области. Использование закона компенсации свойственно взрослой и зрелой личности. Этот вид психологической защиты наиболее распространён в профессиональной среде: компенсаторное поведение присуще людям, которые нацелены на достижение конкретного статуса. Статус является одной из потребностей личности, потому что труд человека на производстве многомотивирован, и человек стремится к удовлетворению на работе не только своих экономических потребностей [2, С. 297-309].
Предназначение компенсаторного поведения — помочь личности сохранить самооценку на нормальном уровне. Чтобы этого добиться, следует учиться переключать свое внимание с недостатка либо негативного опыта на уже развитые качества, на опыт, который вызывает ассоциации с позитивными эмоциями. Если компенсаторный механизм развит очень хорошо, даже отрицательный опыт может побудить человека к саморазвитию, многогранному процессу формирования личности.
Натан Ротшильд однажды сказал: «кто владеет информацией — тот владеет миром». Уже сейчас у вас есть все, чтобы начать: информация, вера, действие. Будьте твердо уверены в своих возможностях — и получите результат. Будьте собой, то есть — личностью: управляйте событиями, используйте свои возможности. Уходите от бесполезной критики себя и других. Поймите, какие ценности значимы именно для вас, отстаивайте их. Записывайте цели, которые ставите перед собой. Действуйте в настоящем времени, соблюдая семь принципов достижения успеха: 1) не бойтесь поступить правильно; 2) рассчитывайте на себя: 3) проявляйте честность; 4) прислушивайтесь к разуму; 5) сохраняйте спокойствие; 6) не делайте акцент на ошибки других; 7) сделайте своей стратегией успех.
Список использованных источников:
Автор: Глущенко Екатерина Николаевна (филолог, автор-составитель статей).
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Научная электронная библиотека
2.2. Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций организма в центральной нервной системе
Компенсаторные реакции возникают в ответ на нарушение функций, структур, обменных процессов и являются реакцией целостного организма. Они направлены, прежде всего, на восстановление гармоничных, координированных взаимоотношений органов и систем
в интересах целостного организма; поддерживают и сохраняют равновесие организма со средой. В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой (ЦНС).
Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при нарушениях ЦНС, в том числе и анализаторов. Таким образом, степень сложности механизмов компенсаторных явлений находится в зависимости от тяжести дефекта.
Автоматизм включения компенсаторных функций не определяет сразу механизмы компенсации; так, при сложных нарушениях деятельности организма они формируются постепенно. Постепенность развития компенсаторных процессов проявляется в том, что они имеют определенные стадии становления, которые характеризуются особым составом и структурой динамических систем нервных связей и своеобразием протекания процессов возбуждения и торможения.
Материальным субстратом компенсаторных перестроек является центральная нервная система. Формирование механизмов компенсации подчинено законам высшей нервной деятельности. Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова. Эта теория, базирующаяся на трех основных принципах: причинность (детерминизм), единство анализа и синтеза и структурность.
Применительно к учению о компенсации нарушенных или утраченных функций принципы рефлекторной деятельности означают следующее:
Принцип причинности. Любой дефект неизбежно вызывает ответную реакцию организма, причем сила и характер этой реакции зависят не только от степени нарушения той или иной функции или органа, но и от состояния организма и тех условий, которые его окружают. Эта реакция имеет своим механизмом замыкание новых временных связей в коре больших полушарий головного мозга.
Так, известен случай, когда после четырехкратной операции по поводу опухоли мозга у 12-летнего ребенка была удалена большая часть левого полушария мозжечка. Сразу после каждой операции у ребенка возникали нарушения двигательной сферы, речи и других функций мозга. Однако довольно быстро эти нарушения компенсировались. Компенсаторные возможности мозга с возрастом уменьшаются, это обусловлено ослаблением лабильности в формировании новых функциональных связей.
Принцип единства анализа и синтеза. В процессе анализа и синтеза, внешних воздействии у человека образуется весьма сложная, по строению функциональная система анализаторов. Полное или частичное нарушение функций какого-либо анализатора приводит к определенным нарушениям этой системы, что отражается в первую очередь на аналитической деятельности. Включение компенсаторных функций приводит к перестройке сохранных анализаторов, благодаря чему способность к аналитико-синтетической деятельности сохраняется, хотя диапазон, уровень, степень и путь анализа суживаются.
Например, при тотальной слепоте очень часто наблюдается высокая тактильная чувствительность. «Видеть руками» – есть такой термин, относительной данной категории людей.
Принцип структурности заключается в приуроченности функции головного мозга к его структуре, то есть определенные функции локализуются в определенных центрах. В этом отношении кора больших полушарий головного мозга представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «мозаику», в которой пространственно локализуются раздражители. Однако строгая локализация функций в коре головного мозга представляет собой в то же время целостную динамическую систему, в которой каждое местное воздействие влечет за собой изменение во всей системе. Именно благодаря динамической системности коры больших полушарий возможны иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения и образование на этой основе новых временных связей.
В результате взамен утраченного способа образования временных нервных связей в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные нервные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды.
Таким образом, физиологический механизм компенсации основывается на нормальном функционировании сохранных систем. При этом включение механизмов компенсации происходит, безусловно-рефлекторным путем, автоматически, а дальнейшее развитие компенсаторных приспособлений есть деятельность условно рефлекторная.
Свойства ЦНС, обеспечивающие механизмы компенсации:
Полифункциональность и полисенсорность каждого из элементов нервной системы. Основная функция нервной системы заключается в сборе, переработке, хранении, воспроизведении и передаче информации с целью организации интеллектуальной, поведенческой деятельности, регуляции функционирования органов, систем органов и обеспечения их взаимодействия. Многие из перечисленных функций реализуются уже на нейронном уровне. Нейроны обладают способностью выполнять все информационные функции нервной системы: восприятие, обработку, хранение, многократное воспроизведение и передачу информации. В этом и заключается основной принцип функционирования нервной системы – принцип полифункциональности.
Полифункциональность присуща большинству структур ЦНС. Например, сенсомоторная кора способна воспринимать сигналы кожной, зрительной, слуховой и других видов рецепции. В ответ на эти сигналы в сенсомоторной коре формируются реакции, которые обычно возникают при нормальной деятельности коркового конца зрительного, слухового или других анализаторов. Следовательно, благодаря полифункциональности одна и та же функция может быть выполнена разными структурами мозга. Этот принципиальный момент свидетельствует о практически безграничных возможностях компенсации функции в ЦНС.
Свойства полифункциональности нервных центров тесно связаны со свойством полисенсорности нейронов. Полисенсорность – это способность одного нейрона реагировать на сигналы разных афферентных систем. Нейрофизиологи выделяют нейроны моносенсорные, реагирующие только на один вид сигналов, бисенсорные – реагирующие на два разных сигнала, например, некоторые нейроны зрительной коры могут реагировать на зрительные и слуховые раздражения. Наконец, в коре мозга имеются нейроны, которые реагируют на три и более вида сигналов. Эти нейроны называются полисенсорными.
Относительная специализация нейронов отдельных областей мозга и локализация функций в коре. Нейроны отдельных областей мозга способны реагировать только на одну характеристику сенсорного раздражения, например, на определенную частоту звука или только на один цвет. Такие нейроны называются мономодальными (моносенсорными). Они обладают высокой избирательностью и высокой чувствительностью к определенным видам раздражений, т.е. являются специализированными. Локализуются специализированные нейроны в зонах первичных проекций анализаторов. Такими зонами являются первичные области зрительной, слуховой, кожной и других зон коры.
Локализация функций в коре определяется, прежде всего, моносенсорными нейронами, имеющими наименьшие пороги чувствительности на свои адекватные раздражения. Однако рядом с этими нейронами всегда имеются полисенсорные нейроны, которые обеспечивают взаимодействие локальной структуры с другими структурами мозга, а тем самым – возможность образования временной связи, компенсацию нарушений функций своей структуры и структур, с нею связанных. Полимодальные нейроны обеспечивают внутрисистемную компенсацию нарушенных функций.
Параллельная (одновременная) обработка разно сенсорной информации. В коре мозга нет такой зоны, которая была бы связана с реализацией только одной функции. В разных отделах мозга имеется разное количество полисенсорных и полимодальных нейронов. Наибольшее количество таких нейронов находится в ассоциативных и во вторичных, третичных зонах коркового конца анализаторов. Значительная часть нейронов моторной коры (около 40 %) также является полисенсорной, они реагируют на раздражения кожи, на звук, свет.
Число полисенсорных нейронов в структурах мозга меняется в зависимости от функционального состояния нервной системы и от выполняемой в данный момент времени задачи. Так, в период обучения с участием зрительного и моторного анализаторов число полисенсорных нейронов в этих зонах коры возрастает. Следовательно, направленное обучение создает условия увеличения полисенсорных нейронов и, тем самым, компенсаторные возможности нервной системы возрастают.
Важно также, что некоторые нейроны коры мозга в результате обучения способны становиться полисенсорными, т.е. если до применения сочетания условного и безусловного стимулов нейрон реагировал только на безусловный стимул, то после ряда сочетаний этот нейрон становится способным реагировать и на условный стимул.
Полимодальность и полисенсорность позволяют нейрону одновременно воспринимать раздражения от разных анализаторов или, если от одного анализатора, то воспринимать одновременно сигналы с разными его характеристиками.
Структурная избыточность и функциональная надежность. Полифункциональность и полисенсорность связаны с другим свойством функционирования мозга – его надежностью. Надежность также обеспечивается такими механизмами, как избыточность, модульность, кооперативность.
Избыточность достигается разными способами. Наиболее распространенным является резервирование элементов. У человека в коре постоянно активны только доли процента нейронов, но их достаточно для поддержания тонуса коры, необходимого для реализации ее деятельности. При нарушении функционирования коры количество фоновоактивных нейронов в ней значительно увеличивается. Избыточность элементов в ЦНС обеспечивает сохранение функций ее структур даже при повреждении значительной их части.
Например, удаление значительной части зрительной коры не приводит к нарушениям зрения. Одно полушарное повреждение структур лимбической системы не вызывает специфических для нее клинических симптомов. Доказательством того, что нервная система имеет большие резервы, являются следующие примеры. Глазодвигательный нерв нормально реализует свои функции регуляции движений глазного яблока при сохранности в его ядре всего 45 % нейронов. Отводящий нерв нормально иннервирует свою мышцу при сохранности 38 % нейронов его ядра, а лицевой нерв выполняет свои функции всего при 10 %-ной сохранности числа нейронов, расположенных в ядре этого нерва.
Высокая надежность в нервной системе обусловлена также множеством связей ее структур, большим количеством синапсов на нейронах. Так, нейроны мозжечка имеют на своем теле и дендритах до 60 тыс. синапсов, пирамидные нейроны двигательной коры – до 10 тыс., альфа-мотонейроны спинного мозга – до 6 тыс. синапсов.
Резервирование проявляется множеством путей реализации сигнала; так, дублирующийся двигательный сигнал, идущий из коры к мотонейронам спинного мозга, может достигнуть их не только от пирамидных нейронов 4 поля коры, но и от добавочной моторной зоны, из других проекционных полей, из базальных ганглиев, красного ядра, ретикулярной формации и других структур. Следовательно, повреждение моторной коры не должно приводить к полному выпадению двигательной информации к мотонейронам спинного мозга.
Следовательно, помимо резервирования, надежность нервной системы достигается дублированием, что позволяет оперативно вводить, по мере надобности, дополнительные элементы, чтобы реализовать ту или иную функцию. Примером такого дублирования может служить многоканальная передача информации, например, в зрительном анализаторе.
Модульность – это принцип структурно-функциональной организации коры мозга, который заключается в том, что в одном нейронном модуле осуществляется локальная переработка информации от рецепторов одной модальности. Между дендритами этого пучка имеют место не только синаптические связи, но и электротонические контакты. Последние обеспечивают синхронность работы нейронов микромодуля, что повышает надежность передачи информации.
В зрительной коре имеет место чередование колонок, нейроны которых реагируют на зрительные стимулы либо только правого, либо только левого глаза. Следовательно, в зрительной коре обоих полушарий мозга имеются глазодоминантные колонки, т.е. колонки, реагирующие на стимуляцию одного глаза (А.Г. Литвак, 2017).
В слуховой коре выделяются колонки, способные дифференцировать сигналы, идущие от обоих ушей, и колонки, не способные к такой дифференциации.
В сенсомоторной коре рядом расположенные колонки выполняют разнонаправленные реакции: например, одни из них возбуждают мотонейроны спинного мозга, другие – тормозят их.
Модульный принцип структурно-функциональной организации работы мозга является проявлением кооперативного характера функционирования нейронов мозга.
Кооперативность создает возможность относительной взаимозаменяемости нейронов, и, тем самым, повышает надежность нервной деятельности. В результате функционирование системы становится мало зависящим от состояния отдельной нервной клетки.
Кооперативность дает возможность структуре выполнять функции, не присущие отдельным ее элементам. Так, отдельный нейрон мозга не способен к обучению, но, находясь в сети нейронов, он приобретает такую способность.
Способность к саморегуляции и самоорганизации. Саморегуляция – свойство структур нервной системы автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне свое функционирование. Основным механизмом саморегуляции является механизм обратной связи. Обратная связь упорядочивает, суживает множество вариантов прохождения сигнала, создавая тормозное окружение пути возбуждения из неактивных нейронов.
Тесно связан с саморегуляцией нервной системы механизм ее самоорганизации. Самоорганизующиеся системы вообще имеют ряд особенностей, которые присущи и ЦНС: множество входов и выходов; высокий уровень сложности взаимодействия своих элементов; большое количество функционирующих элементов и т.д. Благодаря принципу самоорганизации компенсация функций в нервной системе обеспечивается формированием новых связей на основе включения в активность потенциальных синапсов, использованием накопленного опыта данного индивида.
Развитие нервной системы в онтогенезе приводит к непрерывному усложнению взаимодействия ее систем. Чем больше форм, видов, число условных рефлексов, организуемых в онтогенезе, тем больше связей устанавливается между структурами нервной системы.
Увеличение количества функциональных связей между структурами нервной системы имеет решающее значение, так как в этом случае возрастает число вариантов прохождения сигналов, значительно расширяются возможности компенсации нарушенных функции.
В функции самоорганизации немаловажно то, что нервная система, помимо возможности большого выбора путей для достижения цели, способна избирательно усиливать или ослаблять сигналы.
Так, при усилении сигнала, обеспечивается надежная передача информации при частичной морфологической сохранности структуры, а при ослаблении сигнала – появляется возможность снизить помеху, идущую от других источников. Так как нервная система способна к избирательной фильтрации нужного сигнала, то это позволяет ей, выделив нужный, но слабый сигнал, во-первых, прямо усилить его, а во-вторых, дать ему преимущество при прохождении к воспринимающей структуре за счет снижения силы ненужных, мешающих сигналов.
Принципы иерархичности, иррадиации и концентрация активности. Структурная локализация функций предполагает, что мозг имеет детерминированные пути, системы, реализующие проведение сигнала, организацию той или иной реакции и т.д. Однако помимо жестко детерминированных связей в мозгу реализуются функциональные связи, развивающиеся в онтогенезе. Чем более упрочены, закреплены связи между структурами мозга в процессе индивидуального развития, тем труднее использование компенсаторных возможностей при патологиях.
На основе принципа структурности реализуется механизм иерархичности. Он заключается не столько в соподчинении, сколько в организации компенсаторных процессов. Каждая вышележащая структура участвует в реализации функций нижележащей, но делает это тогда, когда нижележащая структура затрудняется в выполнении своих функций.
Структуры мозга при обучении, при дисфункции одной из них не локализуют возбуждение в своих границах, а позволяют ему широко распространяться по мозгу – принцип иррадиации.
Иррадиация состояния активности распространяется в другие структуры мозга как по прямым связям, так и по опосредованным путям. Возникновение иррадиации при гипофункции структуры, участвующей в реализации того или иного процесса, позволяет найти пути компенсации гипофункции и реализовать нужную реакцию.
Нахождение нового пути закрепляется по рефлекторному принципу и заканчивается концентрацией активности в определенных структурах, заинтересованных в выполнении реакции.
Принцип общего конечного пути. С концентрацией активности в определенных структурах мозга тесно связаны конвергентность и принцип общего конечного пути. Этот принцип реализуется на отдельном нейроне и на системном уровне. В первом случае информация в нейроне собирается на дендритах, соме нейрона, а передается преимущественно через аксон в нейроны других структур мозга. Через синапсы дендритов информация передается только на соседние нейроны.
Наличие общего конечного пути позволяет нервной системе иметь разные варианты достижения нужного эффекта через разные структуры, имеющие выход на один и тот же конечный путь.
Трудности компенсаций, отмечаемые в более старших возрастах, обусловлены не тем, что резервы мозга исчерпаны, а тем, что сформировано большое количество оптимальных путей реализации функций, которые хотя и задействуются в случае патологии, но из-за нее же и не могут быть реализованы. Чаще при патологии требуется формирование новых путей реализации той или иной функции.
Пластичность нервных центров и отдельных нейронов. В основе формирования новых путей, новых функций структуры мозга лежит принцип пластичности. Пластичность позволяет нервной системе под воздействием различных стимулов осуществлять реорганизацию связей для целей сохранения основной функции или для реализации новой функции.
Пластичность позволяет нервным центрам реализовать функции, которые ранее им не были присущи, но благодаря имеющимся и потенциальным связям эти центры становятся способными участвовать в компенсации нарушенных в других структурах функций. Полифункциональные структуры обладают большими возможностями пластичности. В связи с этим неспецифические системы мозга, ассоциативные структуры, вторичные зоны проекций анализаторов, как имеющие значительное число полифункциональных элементов, более способны к пластичности, чем зоны первичных проекций анализаторов. Четким примером пластичности нервных центров является классический опыт П.К. Анохина с изменением связей центров диафрагмального и плечевого нервов.
В этом опыте были перерезаны диафрагмальный и плечевой нервы и центральный конец диафрагмального нерва был присоединен к периферическому концу плечевого, и, наоборот, центральный конец плечевого нерва к периферическому диафрагмального. По истечении некоторого времени после операции у животного восстанавливались правильная регуляция дыхания и правильная последовательность произвольных движений. Следовательно, нервные центры перестроили свою функцию таким образом, как этого требовала периферическая мышечная система, с которой была установлена новая связь. На ранних этапах онтогенеза перестройки такого типа более совершенны и динамичны.
Рефлекторный принцип функционирования. Наиболее существенную роль в компенсации дисфункций структур мозга играет рефлекторный принцип его функционирования. Каждая новая рефлекторная связь между структурами мозга является новым его состоянием, позволяющим реализовывать требуемую в данный момент функцию.
В настоящее время взаимодействие полушарий головного мозга понимается как взаимодополняющее, взаимно компенсирующее в реализации различных функций центральной нервной системы. Несмотря на то, что каждое полушарие выполняет ряд специфичных для него функций, нужно иметь в виду, что любая функция мозга, выполняемая левым полушарием, может быть выполнена и правым полушарием. Речь идет только о том, насколько успешно, быстро, надежно, полно формируются рефлексы.