филиппинцы к какой расе относятся
Этнография народов Филиппин
«…умны, храбры и веселого нрава…»
Петр Дебель, российский Консул на Филиппинах о филиппинцах, XIX в.
Острова Филиппинского архипелага населяют представители более 45 этнических групп, которые объединены под общим понятием – филиппинцы. Этнографически филиппинцы относятся к южноазиатской переходной расе с примесью европеоидного компонента. Филиппинские народы подразделяются на группы: равнинные прибрежные (бисайа, тагалы, илоки, бикол, пангасинан, пампанган, ибанаг, самбал), ранее других подвергшиеся колонизации, испытавшие большое влияние сначала испанской, а затем американской культур, христианизированные; филиппинские горные народы, живущие во внутренних районах островов Лусон, Минданао, Миндоро, в значительной мере сохранившие традиционные культуру и верования; Моро – исламизированные народы Южных Филиппин; антропологически выделяются пигмеи – аэта.
Народы и языки
Крупнейшие народы, прибрежные: бисайя(висайя), тагалы, илоки, бикол, пангасинан, пампанган, ибанаг, самбал. Более мелкие, горные: ифугао, бонток, тингиан, калинга, гадданы, инибалон,канканаи, апайо (Лусон), букиндон, билаан, манобо, багото, пандайя, тидураи, тагакаоло, ата, мангуан-ганы (Минданао), мангианы (Миндоро), иватаны (Бабуян), тагбанда (Палаван).
Языки подразделяются на группы: ями-иватанская, думагатская, северокордильерская, центральнокордильерская, южнокордильерская, самбалическая, ценральнофилиппинские, языки Палавана и Миндоро, Манобо и Данао, Субанон, Южного Минданао. Итого около 400 языков и диалектов. Отдельные языки: бабуян, ями, иватан, паланан, илокано, бонток, пангасинан, пангалато, сабал, бикольский, бисайя, масбатенья, таусуг, палавано, пиналаван, агусан, манобо, маранао, субанон, багобо, билаан и др. Тагальский язык имеет 11 диалектов.
Кроме вышеперечисленных народов малыми группами на всех островах живет народ аэта, или негритосы, австралоидной расы. Это автохтонное население, вытесненное переселенцами. В 1970-е годы на Филиппинах был открыт неизвестный науке народ — тасадай-манубе, как предполагается, около 1000 лет проживший в изоляции и не знавший о других соседних народах. Развитие его на самом низком уровне.
Этногенез филиппинцев связан с миграционными волнами на острова архипелага первых австронезийцев в 4 – 1-м тысячелетии до н.э., потомками которых являются горные народы; более поздних переселенцев из Юго-Восточной Азии во II – XIII вв. н.э., оттеснивших первых переселенцев в глубинные районы, – предков равнинных народов. Формирование народов Моро происходило под влиянием ислама (с конца XIV в.) и образованных в южной части Филиппин султанатов, фактически не покорившихся испанцам, завоевавшим в XVI в. большую часть архипелага. Сопротивление американским колонизаторам (1899 – 1946 гг.) и внутренние миграции способствовали сближению этносов. Ведущую роль в процессе этнической консолидации и интеграции филиппинцев играют тагалы. Однако у большинства филиппинских народов сохраняется и собственное этническое самосознание.
Общественные отношения
Филиппинцы живут общинами, которые прежде назывались барангаями. Слово происходит от названия большого судна, барангай, на которых малайцы переселялись на Филиппины. Экипажем командовал вождь (дату), остальные находились у него в строгом подчинении. Ниже вождя стояли махарлика (благородные), еще ниже — два класса: свободные граждане и рабы. Первые имели собственность, работали на вождя 1 день из 4, женились без его согласия, вторые не имели этих прав и работали на вождя 3 дня из 4.
Барангаев давно нет, но система отношений сохранилась. Филиппинец очень зависит от родственных отношений, он чувствует себя не отдельным человеком, а членом рода, затем — народности, и наконец – человечества. Без семьи и своей общины он страдает. В такой ситуации младший всегда подчиняется старшему, слово отца — закон, его авторитет неоспорим. Старшие заботятся о младших, а когда те вырастают, начинают сами помогать родне, причем помощь эта далеко не формальна.
Такие же отношения между помещиками и крестьянами. В крестьянине воспитывают с детства преданность помещику, в случае лояльности он становится для помещика протеже. Это называется система бата-бата (покровительства и фаворитизма). Однако на деле чаще помещик берет зверские проценты, не оказывая никакой помощи арендаторам. Филиппинские семьи многодетны. Дети окружены заботой, они – цель жизни. Бездетным родителям сочувствуют.
Женщина, судя по хроникам, пользовалась большим почетом и раньше, но и теперь ее положение выше, чем в Индонезии и Малайзии. Рождение девочки не считается несчастьем, как у других народов. Нормы для мужчин занижены, он может, например, иметь любовницу, жена должна это терпеть. Традиционные сферы деятельности женщин — табачная и пищевая промышленность, медсестра, продавец. Хотя есть женщины – сенаторы, министры, профессора, но роль их в этих сферах уже, чем у мужчин.
Народность аэта занимается сбором трав, кореньев, плодов, охотой на кабанов, обезьян, оленей. Охота не обязательно мужское занятие, охотятся даже девочки.
Хозяйство и быт
Филиппины – аграрная страна. 50% населения занято в сельском хозяйстве. Большая часть земли – в руках крупных землевладельцев, в т.ч. иностранных. Основные сельскохозяйственные культуры – рис, кукуруза, сахарный тростник, абака, табак, кофе, бананы, ананасы, манго, цитрусовые. В животноводстве разводят буйволов, коров, свиней. Развито рыболовство. Из отраслей промышленности развита горнорудная, есть запасы меди, хрома, золота, железа, марганца, ртути. Имеется транспорт: железные и шоссейные дороги, авиалинии, межостровной водный транспорт.
Более 40% населения живет в условиях крайней бедности, 25% – безработные или полубезработные.
Тагалы в большинстве живут в городах. Здесь развита культура европейского типа. Горные же народы фактически не были колонизованы и сохраняют самобытную культуру. У них — земледелие ручное, подсечно-огневое, отчасти поливное, огороды, из домашних животных разводится мелкий рогатый скот. Они занимаются охотой, Ремесла: ткацкое, гончарное, обработка металла, плетение, вышивание, обработка дерева, изготовление украшений. В деревнях сроятся дома из бамбука. Бамбук вообще — универсальный материал, из него делают водопроводы, мебель, утварь, музыкальные инструменты.
Дома филиппинцев – свайные, двухкамерные, или однокамерные. Есть жилища на деревьях.
До прихода европейцев туземцы ходили обнаженные, наносили татуировку. Менее развитые народы не имеют одежды до сих пор. Ныне национальный костюм филиппинцев – цветная рубашка (бронг тагалог) и брюки у мужчин, блузка и саронг у женщин. Штаны у мужчин могут быть также до колен. Праздничное платье у женщин обязательно испанского покроя. Цвета — яркие, часто полосатые. У горных народов мужчины носят набедренную повязку, женщины — саронг.
Питание филиппинцев – четырехразовое. На завтрак они употребляют рис с приправами. Приправы: туйо – сушеная рыба, тапа – вяленое мясо, паксив – рыба или мясо с уксусом. Обед – пансит и адобо. Десерт – путо и суман. Пансит — суп с лапшой и приправой, адобо — курица или свинина с уксусом, чесноком или перцем, путо — рисовые пирожки, суман — рисовые лепешки.
Влияние испанцев
Первоначально филиппинцами называли испанцев, родившихся на архипелаге. Туземцев испанцы называли «индиос». Филиппинцами они стали позже. Местные жители до сих пор пугают детей словом «кастила» (испанец).
Но в быту остается много следов испанской колонизации. Прежде всего, филиппинцы носят пышные испанские имена, такие, как Карлос, Луис, Хуан, Хосе, Бальтасар и др. Такие же и фамилии. Планировка городов во многом напоминает испанскую и латиноамериканскую. Центр города — пласа, с собором. Местная музыка похожа на испанскую, Народные песни филиппинцев напоминают песни Андалузии. В каждой деревне — свой оркестр, рондалья. Филиппины — единственное место в мире, где сохранился обычай петь под окном серенады. Испанцы заставили туземцев одеваться, а до того их именовали «пинтадос» (раскрашенные), за обычай наносить татуировку. Барангай был переименован в барио (квартал), его глава — в теньенте (лейтенант). Несколько барио составляли пуэбло (поселение), его возглавлял гобернадорсильо («губернаторишка»). Местную аристократию называли принсипалией, Крупнейшей административной единицей была алькальдия майор, или провинция. Возглавлял ее алькальд, и на вершине власти стоял генерал-губернатор (их сменилось 116).
Народности
Тагалы
Тагалы — народ на Филиппинах. Самоназвание — тагаилог («живущие у воды»). Большинство — католики. Относятся к южноазиатской переходной расе. Численность — 15,4 млн человек.(1992).
Тагалы населяют центральную и южную части о. Лусон, о-ва Миндоро, Мариндуке и др.
Язык — тагальский, центральнофилиппинской ветви филиппинской зоны австронезийских языков. Письменность — на латинской основе. Имеет более 10 вариантов и диалектов. Наиболее известные — манильский, филипино. Является государственным языком Филиппин.
Тагалы — один из наиболее развитых в культурном и экономическом отношении народов Филиппин.
Занятия — поливное земледелие (поливной рис, кукуруза, бананы, кокосовая пальма, манго, кофе, абака, каучуконосы, сахарный тростник, табак), животноводство (буйволы, коровы, свиньи, козы, куры). На побережьях большую роль играет рыболовство.
Ремесла — плетение корзин из ротанга, бамбука, изготовление тканей из абаки, волокон листьев ананаса, резьба по дереву, вышивка.
Многие тагалы живут сегодня в городах. Сельские жители — в посёлках, баррио (исп. barrio — «квартал»). Такой посёлок имеет в центре площадь, базар, административные здания, церковь. Дома — бамбуковые на сваях (1,5 — 2 м высотой). Материал для крыш — пальмовые листья, трава когон.
Одежда национальная — узкие штаны, длинная рубаха со стоячим воротничком, соломенная шляпа у мужчин, саронг, кофта с широкими рукавами, короткий жакет, головной или шейный платок у женщин. Распространена европейская одежда.
Семья малая, сохраняются пережитки брачного выкупа, отработки за невесту. Система родства английского типа.
Самый красочный праздник — фиеста, то есть день святого — патрона города или селения. Проводятся карнавальные шествия, избирается «король церемонии».
Тагалы играют ведущую роль в процессе консолидации филиппинских народов.
Филиппинские горные народы
Одна из групп филиппинцев, населяющая внутренние горные районы ряда островов Филиппин. В группу входят: на о. Лусон – ифугао, бонток, тингиан, калинга, гадданы, инибалои, канканаи, апайо; на о. Минданао – букиднон, билаан, субанон, манобо, багобо, мандайа, тирураи, тагакаоло, ата, мангуан-ганы; на о. Миндоро – мангианы; на о. Палаван – тагбануа. Относятся к южноазиатской переходной расе, говорят на языках филиппинской подгруппы западно-австронезийской группы австронезийской семьи.
Филиппинские горные народы, которых колонизаторы фактически не смогли подчинить своей власти, в значительной степени сохранили традиционный уклад жизни и традиционные верования. В современных условиях они испытывают влияние равнинных народов и моро, частично ассимилируются ими.
Основные традиционные занятия – земледелие, разведение мелкого рогатого скота, охота. Ремесла – гончарное, ткацкое, вышивание, плетение, обработка металла, дерева, изготовление украшений. Жилища свайные, наземные, есть жилища на деревьях. Традиционная женская одежда – саронг, мужская – набедренная повязка; сейчас все чаще встречается одежда европейского типа.
Распространены амулеты, татуировки, спиливание и чернение зубов. Традиционная пища – растительная, рыба, птица, по праздникам – мясо.
Семья малая, была распространена полигиния. Существовало рабство, была распространена охота за головами.
Традиционные верования включали культы духов природы, предков. Были распространены магия, жертвоприношения (человеческие дольше всего сохранились у багобо и тагакаоло).
Пигмеи «аэта»
Восточное побережье острова Лусон населяют не совсем обычные люди – аэта. В отличие от остальных народностей, живущих на Филиппинах и относящихся к южным монголоидам, аэта принадлежат к негритосскому типу австролоидной расы. Не случайно у этой народности есть второе название – негрито, что по-испански значит «маленький негр»
Внешне аэта действительно похожи на жителей далекой Африки: желто-коричневая кожа, блестящие черные волосы, большие темно-карие глаза. Вот только ростом они, как говорится, не вышли. У мужчин он в среднем равняется 150 сантиметрам, а у женщин и того меньше – только 140. Но там, где обитают аэта, у низкорослых людей есть существенное преимущество – легче пробираться в чаще. Эта народность считается отсталой, поскольку «маленькие негры» сельским хозяйством почти не занимаются, а, как и много веков назад, добывают пропитание охотой и собирательством. Согласно общепринятой среди антропологов теории, в «примитивном» обществе охота – мужское занятие, ибо связана с риском и вообще не по силам слабым женщинам. Их удел – собирать плоды, коренья, травы да заботиться о домашнем очаге. Однако у аэта все женщины – заядлые охотницы. Причем их добычей бывает не только мелкая живность, но и кабаны, олени, обезьяны. Причина столь необычного перераспределения обязанностей кроется в уникальной способности тамошних представительниц слабого пола: на значительном расстоянии они, подобно радару, могут безошибочно определить, где находится какое-нибудь животное. Причем женщины аэта умеют делать это и днем, и ночью, и в хорошую погоду, и в ненастье. В непролазных лесных дебрях такой экстрасенсорный дар является залогом успешной охоты. Иначе аэта просто не выжили бы. Способность к биолокации у «живых радаров», очевидно, врожденная. Как применять ее на практике, девочки начинают постигать лет с десяти. Сначала они лишь сопровождают матерей, бабушек, старших сестер; узнают места обитания и повадки зверей, учатся свежевать туши. Да и дома они играют не куклами, а луками и стрелами. С двенадцати лет девочки становятся уже настоящими помощницами старшим представительницам прекрасного пола и несколько раз в неделю ходят с ними в лес на охоту. Ко времени достижения совершеннолетия они постигают все ее тонкости и способны впредь прокормить не только себя, но и семью, когда она у них появится. «Мне лично представляется, – пишет известный антрополог Эстико-Гриффин, – что дар экстрасенсорной дистантной локации у женщин аэта объясняется тем, что в силу каких-то генетических аномалий они способны улавливать сверхслабые волны, которые излучает мозг животного. И тогда оно превращается в своеобразный маяк, чей луч указывает охотницам путь к добыче. Возможно, этот уникальный феномен унаследован ими от легендарных амазонок, которые были не только храбрыми воительницами, но и искусными охотницами». Такой необычный способ выживания племени возник, наверное, не только потому, что является единственной возможностью не дать племени вымереть, но и связан с уникальными условиями Филиппин. Слишком много на островах этого архипелага людей с паранормальными способностями – и знаменитые хилеры, и аэта – женщины-радары, и могущественные колдуны, обитающие в джунглях. Все эти аномалии ждут своих исследователей.
Религия в настоящее время
Филиппины — единственная христианская страна в Азии. Около 80% населения являются католиками, 10% — протестанты различных направлений. Около 5% населения (преимущественно на юге страны) исповедуют ислам. Буддистов около 3%.
Филиппинские ценности
У филиппинцев на протяжении их богатой истории выработался набор ценностей, объединяющих их, как национальное и культурное единство. На формирование идеалов повлияло многое: и азиатское происхождение, и географическая обособленность, и влияние иностранцев (и особенно христианства). Может быть в современном циничном мире некоторые филиппинские ценности покажутся слабостями, но они продолжают оставаться объединяющим звеном.
TripsTips
Профессиональные и не очень заметки о путешествиях
Про людей
Если вам нужна помощь в планировании своего путешествия на Филиппины, буду рада помочь 🙂
Филиппинцы — какие они?
Как я уже писала в предыдущем посте, я считаю, что именно люди создают атмосферу любого места. Но также все мы знаем, что на характер людей влияет окружающая их обстановка. Так и на Филиппинах. Поэтому чтобы ответить на вопрос «Какие они, эти филиппинцы?», нужно сначала обратить внимание на среду их обитания.
Филиппинцы большого города
Наверняка в Маниле вы не захотите оставаться надолго. Большой город, с неимоверными пробками, где трущобы соседствуют с небоскребами, стоит запах канализации, люди, спящие прямо на улице. Согласитесь, приятного мало. Есть, конечно, красивые места, например, Макати. Но даже там шаг вправо – шаг влево с центральной дороги – и вы увидите совершенно другую сторону делового центра Манилы.
Население города огромно. Заметьте, точную цифру я назвать вам не могу. Все дело в том, что в Маниле проживает много неучтенных людей. Это в основном как раз те, которые спят на улице – кто в коробках, а кто просто на асфальте. Все навороченные электронные девайсы, дорогие часы и подобные вещи лучше вообще не показывать. Конечно, там есть и приятные и доброжелательные люди. Но в целом город очень криминогенный.
Филиппинцы-островитяне
А теперь посмотрим на Боракай. Небольшой уютный остров с жарким климатом, красивыми пляжами, потрясающими закатами. И люди уже совершенно другие. Открытые и доброжелательные. Конечно, здесь тоже есть попрошайки и люди, спящие на улицах.
Кстати, это коренное население Боракая – народность Ати. Их можно даже назвать местной достопримечательностью, так как они – аборигены, жившие на острове еще задолго до того, как его наводнили люди из других мест.
Есть на острове и воровство. Могут своровать все, даже тапки. Но среди всего прочего воровство здесь имеет такую маленькую долю, что не является характерной чертой Боракая.
Общие черты филиппинцев
Есть и некоторые особенности, которые присущи всем филиппинцам.
Самая главная ценность для любого филиппинца – семья. Поэтому семьи здесь очень большие. Обычно в семье около 5ти детей. Можете себе представить, сколько родни есть у каждого филиппинца! Старших уважают и заботятся о них, с младшими возятся. Стариков здесь никогда не бросают, все родственники помогают друг другу.
Например, когда на Филиппинах в конце прошлого века был экономический кризис, именно денежные переводы из-за рубежа помогли стране из этого кризиса выйти. Много филиппинцев уезжает за границу, но многие возвращаются обратно. Они вообще не любят быть далеко от дома, далеко от семьи. Часто даже в зрелом возрасте продолжают жить с родителями.
У меня есть немало знакомых из богатых семей, которые имеют по два паспорта – филиппинский и американский. Почти все из этих знакомых жили в штатах, но потом вернулись обратно. Просто человечным филиппинцам очень непросто жить в материалистическом мире. У них приоритеты расставлены иначе.
«Темная сторона» филиппинцев
Но у такой замечательной национальной особенности есть и негативная сторона. Филиппины – очень коррумпированная страна, которая управляется кланами. Это касается как правительства и органов власти, так и бизнеса. Политики здесь не скрывают свой бизнес. Скорее наоборот. У сенаторов и даже президентов родственники тоже имели или имеют подобные позиции. Это также приводит к большому классовому неравенству.
На Филиппинах практически нет среднего класса, больше 30% населения находится за чертой бедности, а страной управляют члены кланов, на которых приходится около 3% всего населения.
Очень интересный факт
Филиппинцы спокойно относятся к материальным ценностям – будь то дома, машины, одежда. Но они всегда будут чувствовать свое превосходство перед теми, кто ниже них на социальной лестнице. Руководитель компании может спать в одной комнате со своими подчиненными, рассчитанной на 5 человек, в до безобразия простом доме, но он всегда будет относиться к подчиненным только, как к подчиненным, они к нему – как к господину. При этом это не выглядит высокомерно или неуважительно. Все друг с другом вежливы, никто никого не унижает, но все равно чувствуется их классовое различие.
Я совсем недавно сделала для себя открытие. У меня здесь очень много приятелей из богатых и влиятельных семей. И я всегда их сравнивала с подобными людьми в России и поражалась. Они совершенно другие. Никогда не пытаются показать свой статус и материальное положение. Вот сидим с внучкой бывшего президента Филиппин в МакДональдс едим. Вот с сыном владельца крупнейшей местной транспортной компании босиком в клубе пляшем. Кстати, к внешнему виду они относятся совершенно спокойно. Я могла прийти в клуб в толстовке друга, которая мне очень велика, и меня все были рады видеть и никто косо не смотрел. Да я вообще мимо шла, увидела в клубе друзей и присоединилась. За полгода я только несколько раз красила тушью ресницы. Тут все естественные, тут все просто. Но это я отвлеклась.
Смотрела я, значит, на это все и удивлялась, пока не довелось мне оказаться в доме друга в Маниле. Ему 34 года, живет с отцом и старшей сестрой, и у них в доме есть прислуга. Тогда-то я и поняла в чем тут подвох. Филиппинцы в принципе не любят уезжать далеко от дома, много путешествовать за пределами страны. Но многие себе этого и позволить не могут. Поэтому раз я, русская, живу на Филиппинах, до этого тоже посетила несколько стран, хорошо выгляжу и имею высшее образование, значит, я занимаю высокую ступень на социальной лестнице, значит, со мной можно общаться. И совершенно неважно, что мама у меня учитель, папа – управляющий магазином, а все деньги на свои путешествия я зарабатываю сама. Так же неважно, кем ты работаешь – на ресепшене в отеле, гидом, кайт-инструктором. Раз ты здесь, раз ты можешь себе это позволить – значит, ты не из низшей касты. И я действительно никогда не видела своих местных приятелей в компании обычных среднестатистических филиппинцев.
Такой вот у них порядок, такая национальная черта. Но, с другой стороны, оно и логично. Как говорится, сытый голодному не товарищ. Люди ведь всегда объединяются в группы по интересам. Поэтому здесь не только финансовый момент. Таким филиппинцам интересней общаться с путешествующими иностранцами, чем с согражданами, которые никогда за пределы своего барангая не выходили.
Чем гордятся филиппинцы
Относясь ровно ко всему материальному, филиппинцы очень гордятся своими достижениями. Приведу один пример, и вы сами все поймете. Как-то раз мой филиппинский друг, живущий в Маниле, взял меня на встречу со спонсорами одного из проводимых им мероприятий. Мы приехали в офис. Мой друг побеседовал о делах со старшей по должности представительницей компании-спонсора. Там же в офисе был и сын этой сотрудницы. Мальчик лет девяти. Беседовали они о делах минут 10, а потом стали разговаривать об этом мальчике. Его мама тут же достала толстенную папку. Как оказалось это портфолио ее сына, в которое она собирает все его грамоты, аттестаты, дневники и благодарности. И мой друг с восторгом начал все это рассматривать, расспрашивать, сравнивать с собой в школьные годы. Эта беседа затянулась уже минут на 20.
Обратили внимание, да, что на деловой встрече партнеры обсуждали дела 10 минут, а потом в два раза дольше вели беседу на личные темы? У нас бизнесмены тоже могут обменяться вопросами про семью, но вскользь и скорее из вежливости. Участие в каком-то известном мероприятии, сопричастность к крупной компании, встречи со знаменитостями, победы на конкурсах – все это помнится и с гордостью рассказывается годами.
Отношение филиппинцев к работе
А вот к работе филиппинцы относятся по-другому. Они рассуждают так: я живу один раз и живу не ради работы. Всех денег не заработаешь. Смотрят на нас и диву даются, насколько мы зависим от всего материального, даже в какой-то мере считают нас корыстными. Просто для них работа – это способ заработать средства к существованию. Хотя, конечно, времена меняются. Меняются и филиппинцы. Некоторые из них жили в других странах. Поэтому и для них стали свойственны такие понятия как самореализация, моральное удовлетворение от работы. Но до сих пор если у филиппинца плохое настроение, он не пойдет на работу. А если и придет, то ничего делать не будет.
Время по-филиппински
Кроме того, есть время обычное, а есть филиппинское. Даже не надейтесь, что филиппинец придет в строго назначенный час. Один мой филиппинский друг даже часы вперед перевел, чтобы вовремя всегда приходить. Мне как-то довелось работать на фэшн-показе одного из самых популярных мужских журналов. Расписание было такое: 10 утра – сбор, небольшой брифинг, репетиция; 15.00 – мейк-ап, прически, примерка; 16.00 – пре-пати; 19.00 – начало шоу.
Рассказываю, как все было по факту. Я и немка пришли в 9.45, просидели, ничего не делая, где-то до 11.30 (наши подруги — филиппинки пришли часам к 11), с 11.30 до 12.00 была репетиция, потом ланч, потом мы где-то час ничего не делали, потом примерно в 13.00 нас зачем-то накрасили (сами представляете, как мы выглядели и чувствовали себя с тонной косметики на лице при 35ти градусах жары). Пре-пати, вместо запланированных 16.00, началась в 17.30. Продолжалось это действо до 18.00. Часов в 7 нам поправили макияж и прически, примерно в 8 была примерка, и только около 10 вечера (вместо 19.00) началось шоу. И это было официальное, очень крутое мероприятие, в котором было задействовано много филиппинских знаменитостей. Мы с немкой чуть с ума от всего этого не сошли, а филиппинцам нормально.
Либо еще пример. Работали с другом (кстати, опять с немцем) на мероприятии одного из крупнейших телевизионных каналов. Работа должна была начаться в 13.00 и закончится в 17.00. Мы пришли в 12.50, а начали работу только в 14.00. Все это время мы сидели, смотрели на то, как болтают, едят, сидят в фейсбуке организаторы шоу, и пытались понять, когда же нам уже дадут инструкции и отправят работать. В итоге мы проработали на час меньше, но заплатили нам столько, сколько должны были. Это нормальная филиппинская практика. К этому надо или привыкать, или вообще не работать на Филиппинах и с филиппинцами.
Место религии в жизни филиппинцев
Еще филиппинцы – очень набожные люди. В каждом, даже самом маленьком населенном пункте есть церковь, а то и не одна. В домах организовывают красный угол, на улицах статуэтки Девы Марии. А недалеко от моего дома было кафе, для сотрудников которого каждый воскресный вечер на пляже устанавливали небольшой прожектор и показывали проповедь священника.
Филиппинцы в большинстве своем католики. Поэтому разводы у них запрещены. Вообще-то развестись можно, но этот процесс растягивается на годы и стоит немало. К тому же не все хорошие школы принимают детей, родители которых в разводе. Поэтому часто филиппинцы не разводятся, но и вместе тоже не живут. Детей рожают рано. Когда меня спрашивали, есть ли у меня дети, я отвечала, что нет, молодая еще. Потом следовал вопрос про мой возраст. Когда я отвечала, что мне всего лишь 22 года, мои собеседники сокрушались, что у меня уже несколько детей должно быть. Именно поэтому и много филиппинок, в одиночку воспитывающих детей. Женятся под давлением общества, рожают, а потом жить вместе с мужем не могут. И развестись не получается. Может поэтому и есть такая работа у филиппинок как «жена».
Смешанные «браки» на Филиппинах
Много «белых» мужчин приезжают на Филиппины в поисках жены – на отпуск или на всю жизнь. Иногда у филиппинок может быть несколько постоянных белых мужей. Очень часто можно наблюдать картинку: филиппинка с белым мужчиной, а вокруг дети-филиппинцы, которые явно не от этого мужчины. При этом сами филиппинки очень резко реагируют на критику по этому поводу. Я как-то наблюдала в баре картину, как филиппинка облила пивом немца, а потом полезла с ним в драку, потому что он говорил, что причина, по которой она сидит с престарелым белым мужчиной, — деньги. Если у всех девушек мечта – принц на белом коне, то у филиппинок – белый принц. Для кого-то это превращается в работу, кто-то действительно влюбляется, строит крепкую семью.
У меня есть несколько приятелей смешанных кровей. И причем не всегда мама – филиппинка. Иногда отец-филиппинец. У всех все по-разному. Но то, что есть такая работа, как филиппинская жена, никто не скрывает. А вообще филиппинки очень любят рассказывать о своих белых мужчинах. Для них это предмет гордости. И, кстати, девушки на Филиппинах чувствуют себя намного безопаснее, чем мужчины. Особенно на Боракае. Дело в том, что здесь много леди-боев. Очень активных могу заметить. Порой мужчинам приходится от них просто убегать.
Ну а в целом филиппинцы…
…народ очень открытый, доброжелательный и гостеприимный.
Приведу диалог, который был у меня с одной туристкой во время экскурсии.
— А чем филиппинцы занимаются в свободное время?
— Собираются всем двором, жарят барбекю, играют в игры, поют караоке.
— Нет, они это, наверно, по праздникам делают?
— Нет, они это делают каждый день.
— То есть все то, что мы делаем только по праздникам, они делают каждый день?
И это на самом деле так. А если уж праздник, то подготовка буде серьезная. К Хэллоину филиппинцы готовятся два месяца, а сразу после него начинают готовиться к рождеству и новому году. То есть в первых числах ноября в супермаркетах уже играют рождественские песни. А на пасху вообще отдыхают неделю.
Когда я ходила с эластичным бинтом на ноге, чуть ли не каждый встречный спрашивал меня, что со мной случилось. А если это были знакомые, то тут же начинали давать советы, сокрушаться и жалеть меня.
Охранникам в кафе настолько скучно, что они вам даже кофе могут сделать или поднос унести. Порой кажется, что больше всего функций в заведениях выполняют именно они. Кроме своей основной, за которую деньги получают. Попробуйте представить такое у нас. Невозможно. Или большая-большая редкость.