финал сонатного цикла в какой форме пишется
Сонатная форма
Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).
В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:
Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта
Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..
Классическая сонатная форма первого allegro:
1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ
Главная партия играет функцию содержания всей части.
Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.
Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.
Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.
2 раздел- РАЗРАБОТКА
Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)
3 раздел- РЕПРИЗА
Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.
Существует два типа реприз:
Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.
Существует три типа вступления:
Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.
Разновидности сонатной формы.
Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.
Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть
Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.
Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:
Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.
В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.
Соната
Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.
Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.
Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.
1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)
2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.
3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.
Разберём строение первой части сонаты.
1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:
Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена
Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.
Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.
Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.
Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).
Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.
Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:
В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?
Сонатно-симфонический цикл
Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.
От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
Содержание
Характеристики формы
Количество частей
В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
Трёхчастный цикл
Четырёхчастный цикл
В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. [уточнить]
Особый случай — произведения, относящиеся к жанру серенады или дивертисмента (для оркестрового или для камерного состава) — исходно «развлекательному» и происходящему из старинной сюиты. Они сохраняют общий костяк сонатно-симфонического цикла и тоже включают в себя, как минимум, одну часть в сонатной форме (чаще всего — первую), но количество частей в них может быть гораздо больше (и 5, и даже 9!), в основном — за счёт дополнительных частей танцевального характера (например, в серенадах и дивертисментах Гайдна, Моцарта, Брамса). Это же относится и к произведениям камерной музыки, сохраняющим внешние признаки этого жанра, — как, например:
Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей),
Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей), Септет ор. 20 (6 частей),
Шуберт — Фортепианный квинтет DV 667 («Форель») (5 частей), Октет DV 803 (6 частей),
Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.
Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:
Струнный квартет № 13 (6 частей),
Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),
Струнный квартет № 15 (5 частей).
(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов ХХ века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)
В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:
Скрябин — Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия),
Сонатно-симфонический цикл.
Нам уже известно, что сонатно-симфонический цикл сложился к концу XVIII века. Особенно ярко он представлен в творчестве венских классиков – Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Классический сонатно-симфонический цикл – это многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме.
Произведения, которые пишутся в этой самой сложной музыкальной форме, отличаются различным составов исполнителей и количеством частей:
Симфония пишется для симфонического оркестра (4 части);
Соната – для одного или двух инструментов (3 части);
Камерный ансамбль – для трех или более инструментов
(названия этих произведений заимствуют обозначения самого
ансамбля: например, Трио – это и ансамбль из трех исполнителей,
и произведение для него; так же Квартет и т. д.) (4 части);
Концерт – для солирующего инструмента с оркестром (3 части).
Изучая формы музыкальных произведений, мы не раз сравнивали их с литературными формами: период – с абзацем, сонатную форму с драмой. Сонатно-симфонический цикл по сложности содержания и количеству ярких тем-образов можно сравнить с многотомным романом. Конечно, подобное сравнение условно. Ведь в каждом новом томе романа развивается действие, и описываются герои предыдущего тома. 4жечасти сонатно-симфонического цикла воплощают четыре «точки зрения» композитора на отображаемое явление. Иногда их сравнивают с четырьмя философскими определениями существования человека.
1 часть– определяет характер всего цикла. Здесь заключена основная драматургическая линия произведения – столкновение главных контрастных образов. Пишется она чаще всего в сонатной форме и быстром темпе. Эта часть самая важная – она представляет «человека действующего».
2 частьпереключает слушателя в мир лирических, созерцательных настроений. Обычно она звучит в медленном темпе, а ее форма может быть любой из известных нам. Во второй части перед нами раскрывают образ «человека размышляющего»
3 часть— вносит в яркое танцевальное или игровое начало. Сначала это был менуэт(самый популярный танец XVIII века). Бетховен заменил его скерцо. А в XIX веке французский композитор Г. Берлиоз ввел в сонатно-симфонический цикл танец своего времени – вальс. Но, как правило, эту часть писали в трехчастной форме (простой или сложной). «Человек играющий»— образ, который представляет эта часть.
4 часть– стремительный финал. Часто он возвращает слушателей к образам первой части, подводя итог их развитию. Формы последней части цикла: сонатная, рондо или рондо-сонатная. Финал воплощает образ «человека общественного».
Как правило, первая, третья и четвертая, а иногда только первая и последняя части цикла пишутся в одной тональности.
Опираясь на общую идею передачи слушателю через музыку сложного, глубокого содержания, композиторы каждый раз создавали различные разновидности сонатно-симфонического цикла. Вторую и третью часть часто меняли местами или вообще пропускали. Количество частей свободно варьировали, сжимая или расширяя цикл. В музыке XX века смысловой центр произведения часто смещали из первой части в финал.
Но на протяжении всего своего более чем двухвекового существования сонатно-симфонический цикл неизменно оставался самой важной музыкальной формой для выражения мыслей, чувств, образов всех без исключения композиторов.
Задания:
1. Какую музыкальную форму можно сравнить с драмой?
2. Запишите в тетрадь фамилии не менее пяти композиторов, которые писали произведения в сонатно-симфоническом цикле. Приведите примеры по одному произведению.
3. При помощи диаграммы найдите даты жизни Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Сравните их и скажите, кто из «венских классиков» был старше всех, а кто самым молодым?
Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 182 ; Нарушение авторских прав
Сонатно – симфонический цикл
Музыкальные формы. Сонатная форма. Сюита.
Сонатно – симфонический цикл.
Сонатная форма— это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.
Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.
Каждый из этих разделов использует один и тот же тематический материал. В конце возможна кода (с лат. – «хвост») – музыкальное дополнение, звучащее после заключительной каденции. Перед сонатным аллегро иногда бывает медленное вступление.
Вступление | Экспозиция | Разработка | Реприза | Кода |
Медленный темп Одна из главных тем или новая | Г.п П.п С.п З.п | Темы экспозиции и вступления разрабатываются | Г.п П.п С.п З.п | Одна из основных тем или новая |
Основная тональность Т | Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D | Разные тональности S D→ | Обе темы в основной тональности Т Т | Основная тональность (бывает и другая) Т |
Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.
Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.
Сюита
Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.
Старинная сюита
алеманда | куранта | сарабанда | жига |
4/4 умеренно умеренно скоро | 3/4, 3/2 скоро | 3/4, 3/2 медленно | 6/8, 9/8,3/8 быстро |
Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.
Свободная сюита – появилась в 19 – 20 веках. И включала в себя не танцевальные пьесы. Часто в основе таких сюит лежал программный замысел. Это фортепианные циклы (Р. Шуман «Альбом для юношества», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно – симфонический цикл— это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.
Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.
Если в цикле три части, то отсутствует одна из средних. Иногда встречаются циклы с другим количеством частей: 2 части (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»), 5 частей (Й. Гайдн «Прощальная симфония», П. Чайковский, Симфония №3), 6 частей (А. Скрябин, Симфония №1), 11 частей (Д. Шостакович, Симфония №14).
Случается, что композитор меняет порядок частей внутри цикла: В. Моцарт, Соната №11: I часть – анданте, вариации; Л. Бетховен, Соната №14 «Лунная»: I часть – адажио.
Иногда в начале цикла звучит медленное вступление (Й. Гайдн, Лондонские симфонии, Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»).
Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:
· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;
· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;
· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;
· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.