финансовая грамотность в доу с какого возраста

Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ

финансовая грамотность в доу с какого возраста. 57b05c6918410a27bd551425fd7579fa. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-57b05c6918410a27bd551425fd7579fa. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка 57b05c6918410a27bd551425fd7579fa Галина Иващенко
Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ

Буду рада, если презентация «Методика обучения детей финансовой грамотности » заинтересует Вас.

Прикреплённые файлы:

Картотека прогулок в разных возрастных группах Подготовительная группа 1. прогулка «наблюдение за ветром «лето Цели: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей.

Картотека прогулок в разных возрастных группах Вторая младшая группа ФЕВРАЛЬ Прогулка 1 1. Наблюдение 1. Наблюдение за солнцем Цель: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 853403 1535651393. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 853403 1535651393. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 853403 1535651393Организация книжного уголка в разных возрастных группах ДОУ Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 755193 1541175779. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 755193 1541175779. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 755193 1541175779Осеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Особенности развития и методика использования наблюдений в разных возрастных группах детского сада Введение В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду.

Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ Структура и методика проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах ДОУ Содержание Введение 2 Построение.

Источник

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

финансовая грамотность в доу с какого возраста. c420957784fe308aa1937b658988094e. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-c420957784fe308aa1937b658988094e. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка c420957784fe308aa1937b658988094e Татьяна Веснина
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт создания необходимых условий на базе дошкольного образовательного учреждения для успешного формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические представления, дошкольное образование

Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями,как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями, все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансовым ресурсам, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. [1, с. 2]

В процессе формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте дети знакомятся с основными понятиями о финансах, приобретают необходимые представления о деньгах. Работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег на понятном и доступном языке для ребенка дошкольника. Дети должны знать, что деньги – это эквивалент труда, их родители трудятся на работе, чтобы получить заработную плату, и на эти средства живет семья в течение месяца. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут понять, что такое семейный бюджет и на что он тратится. Говоря о семейном бюджете, не этично заострять внимание на таких понятиях, как «богатый» или «бедный», в процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. И напротив важно акцентировать внимание ребенка на том, что необходимо для существования семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно обойтись. Например, придя в магазин, необходимо рассказать ребенку, что такие товары, как хлеб, молоко и т. д. – это необходимые продукты питания, а конфеты, мороженое – это желаемые.

Часто родители поощряют ребенка за какие-либо достижения с помощью денег, в результате у ребенка формируется потребительское отношение к взрослым. С социально-психологической точки зрения – это неверно, ведь ребенок должен понимать, что он посещает детский сад или школу для собственного развития, получения знаний, а выполняя какие-либо обязанности по дому он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства. Но в то же время полезно ребенку давать карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению, и ребенок должен знать, что эти средства принадлежат только ему.

В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста: это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни, например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу», познакомить с такими понятиями как «бережливость», «трудолюбие» и т. д.

Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе детского сада были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Семья». А также была разработана картотека дидактических игр,включающая следующие игры: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Потребность-возможность», «Запланированная покупка», «Сдача», «Надо и Хочу», «Что важнее?» и многие другие. Данные игры могут проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время самостоятельных, совместных игр детей. [2]

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Список использованной литературы:

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 201572 1570822330. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 201572 1570822330. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 201572 1570822330Лэпбук по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста “Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю” В нашем детском саду руководителем дошкольного отделения №2 МОБУ «СОШ «Кудровского ЦО №1»Казанцевой.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 39573 1553499755. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 39573 1553499755. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 39573 1553499755Брейн-ринг для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 449766 1563213685. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 449766 1563213685. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 449766 1563213685Фотоотчёт «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая.

Конспект НОД «В гости к друзьям» по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста (средняя группа) Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей.

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.

Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Видео УМК АЗБУКА ФИНАНСОВ Финансовое просвещение и воспитателей и детей актуальное направление в дошкольной педагогике, востребованное родителями.

Проект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Что такое деньги?» МБОУ «Гайнская СОШ» структурное подразделение Детский сад «Камушка» Проект «Что такое деньги?» Автор проекта: Воспитатель.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 1033704 1558938877. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 1033704 1558938877. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 1033704 1558938877Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Аннотация проекта Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового.

Источник

Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста

финансовая грамотность в доу с какого возраста. 8cc688f7a304b954afb6ebde60cb57d8. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-8cc688f7a304b954afb6ebde60cb57d8. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка 8cc688f7a304b954afb6ebde60cb57d8 Пылева Светлана
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста

Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста является актуальным, так как дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель методической разработки: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;

— формировать у детей творческое умение использовать в игре знания о финансовых понятиях;

— развивать у детей умение находить в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;

— развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности; разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Оборудование и дидактический материал: деньги (бумажные и металлические, кошельки, атрибуты для игры.

Технические средства обучения: ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия:

Данное развлечение составлено для детей подготовительной к школе группы. В мероприятии используются игровые, наглядные, словесные методы и приемы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность.

Воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между детьми, которые выбрали определенные роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные ранее.

Словарная работа: экономика, деньги, финансы, цена, покупка, продажа, бартер, экономия.

Воспитатель: В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

Экономят, в долг дают!

Есть загадка у меня, отгадаете, друзья?

Есть они бумажные, есть медные, блестящие,

Их платят за работу, они важны для всех!

Кто правильно их тратит,

Того ждет обязательно финансовый успех!

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: Правильно, это деньги и монеты. Деньги нужны всем людям в современном мире, без них прожить невозможно!

Вы читали книжки? В них герои сказок

Покупали, и меняли, и товар свой продавали.

И монеты зарывали, дерево из денег ждали.

Каждый счастлив был и рад: будет, будет он богат!

Дети: Муха-Цокотуха, Буратино, Кот Матроскин, Бременские музыканты.

В зал входит Разбойница,она поет: «Говорят, мы Бяки-Буки».

Разбойница: Да, кто не любит денежки? Денежки любят все!Без них не купить ничего: ни сладостей, ни одежды, ни даже игрушек! Вот потому я все время в сказках и отбираю их у людей! По-другому нельзя!

Воспитатель: Можно. Нужно заработать!

Разбойница: Это как?

Воспитатель: Вот видите, дети, даже в сказках герои живут так же, как люди. А ты, Разбойница, хочешь узнать, как можно заработать деньги?

Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Занимайте свои места в самолете! Дети и Разбойница садятся в «самолет».

Воспитатель: Вот мы и прилетели.

Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города «Денежный».

Отгадайте, кто встречает? Кто вас, дети, ожидает?

Именины кто справлял? А кого комар спасал?

Звучит музыка (Выходит Муха).

Муха: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Дети, а что нашла муха, когда шла по полю?

Муха: А что такое «деньги»?

Дети: Это ценные бумаги, на которые можно что-то купить.

Разбойница: А я что говорила! Без денег – никуда!

Разбойница: И что сделала Муха с этой денежкой?

Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».

Муха: А затем я пригласила всех на чаепитие.

Разбойница: Я бы ни за что так не поступила!

Воспитатель: А что бы вы сделали на месте Мухи? Экономно ли она поступила?

Разбойница: Нет, конечно!

Муха: Я хочу задать вам несколько задачек, вы готовы отвечать?

Муха: Задача № 1.Как-то летом Медвежата продавали свой товар:

Мед- один, другой малину, пуст был в этот день базар.

Покупатели не шли – были заняты они.

Продавец малины думал, как ему бы мед купить,

Тот, что медом торговал, с малиной чай хотел попить.

Что им делать, как же быть? Как тут можно поступить?

Дети: обменяться товаром.

Воспитатель: Да, медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется «бартер».

Муха: Задача № 2. На базар принес Зайчишка наливные яблочки.

Крепкие, да сочные, и без червоточины.

Рассуждал Зайчишка здраво: их потом друзьям отдам!

Цену им определил: два рубля за них просил.

У другого продавца – загляденье яблоки,

Очень ароматные и на вкус приятные!

Если яблоки не купят, пропадет его товар,

Переспели фрукты эти, что ж, назад нести в амбар?

Что же делать, как продать, чтоб товару не лежать?

Дети: снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.

Задача № 3. Два приятеля волчонка принесли мешки с крупой.

Цену не установили, нужно думать головой!

Был один мешок не полным, у другого – полон он,

Разобраться помогите, что дороже, подскажите?

Мухе мы помогли, полетели дальше?

Муха: Ну и мне уже пора! До свидания, детвора!

Воспитатель: Закрыли глаза. Полетели

Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города «Бюджетный».

Разбойница: Ой, посмотрите да это же Цирк! А навстречу нам спешит Клоун!

Клоун: Хотите посмотреть цирковое представление?

А у вас есть деньги? А как же вы купите билеты? (Ответы детей)

Клоун: Для начала я познакомлю вас с артистами.

Под музыку выбегает Дрессировщик.

Дрессировщик: Здравствуй, здравствуй, детвора!

Видеть вас я рад, друзья!

Чтобы вам не унывать,

Научу вас танцевать!

Будете мне помогать?

На арене выступать?

Танец «Собачий вальс»

Воспитатель: А теперь попробуем наоборот. Дети будут называть слова, а ты, Дрессировщик, их «отражение», согласен?

Дрессировщик: Какие Молодцы!

Воспитатель: Тебе понравилась наша игра?Давай произведем бартер: мы тебе игру, а ты нам билеты в цирк.

Дрессировщик обменивается с детьми, и дети проходят в цирк. Навстречу к ребятам выходит акробатка.

Исполняет акробатический номер.

Акробатка: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам в цирк. Теперь вы знаете, что такое «бартер».

Клоун: Да, дети к нам пришли умные! Спасибо большое, я очень был рад с вами познакомиться.

Разбойница: Да,все это интересно:

Бартер, деньги, здесь уместны!

Но прощаться нам пора!

Клоун и акробатка: До свидания, друзья!

Разбойница: Ну что, летим дальше? Пристегните ремни! Полетели!

Голос диспетчера: Самолет совершил посадку в аэропорту города «Экономный».

Звучит смех Кощея (в записи)

Кощей: Здравствуйте, детвора!

Воспитатель: Ой! Кто это?

Кощей: Зовут меня Кощеем, Кощеюшкой зовут,

Услышу я про деньги, и сей же час я тут!

Я просто экономный, запасливый такой!

Кощей: А как вы можете сэкономить и помочь родителям?

Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи и фрукты, чтобы их не покупать.

Разбойница: Правильно, дети, я про то и говорила!

Кощей: На сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.А я вам хочу задать вопрос: «Знаете ли вы поговорки об экономии и бережливости?» Давайте проверим. Я начинаю, а вы заканчиваете! Готовы?

— Рубль трудовой, потому дорогой.

— Запас человека не портит.

— Бережливость – не скупость!

Кощей: А я что говорю? Продолжаем!

— Чего сегодня сбережешь – завтра пригодится!

— Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Кощей: Не устали? Продолжим?

-Курица по зернышку клюет, да сыта живет!

-Пушинка к пушинке и выйдет перинка!

— Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережёт и миллионы.

— Из копеек рубли вырастают.

— Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Разбойница: Какие молодцы! Теперь вы знаете, что значит «быть экономным».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лежало в сундуках Кощея? (ответы детей)

Кощей: Даже это знаете!

Вы ребята, молодцы! Вот такие огурцы!

Мне пришла пора прощаться, в свою сказку возвращаться!

Воспитатель: Путешествие наше заканчивается, мы с вами все прощаемся.

Быстро сели в самолет, в детский сад теперь полет.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? В каких городах вы побывали? Что нового узнали?

Вы многое узнали, умнее дети, стали.

Список использованных литературных источников.

3.«Сказки о дружбе» Изд. АСТ, серия Карусель сказок, М., 2010

Мы продолжаем поиск новых и интересных средств воспитания у детей экономической культуры, основ финансовой грамотности через музыкальные праздники и развлечения. Результатом нашего опыта является расширение кругозора ребенка с помощью игровых ситуаций и сказочных представлений.

Это поможет его нравственному становлению, дети приобретут навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, это не только расширит экономический кругозор дошкольника, но и даст представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность,экономить: поможем ребенку осознать, что достичь экономических благ можно лишь трудом.

Играя, дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуреобщения и поведения.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 2086838 1603131196. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 2086838 1603131196. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 2086838 1603131196Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 7712 1620474992. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 7712 1620474992. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 7712 1620474992Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. «Создай свой дом» Цель: формировать навыки.

финансовая грамотность в доу с какого возраста. detsad 26679 1590792815. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-detsad 26679 1590792815. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка detsad 26679 1590792815Конспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Знакомство с театральными профессиями»Задачи. Расширять знания детей о театре. Продолжать знакомить дошкольников с театральными профессиями.

Источник

Формирование финансовой грамотности дошкольников

финансовая грамотность в доу с какого возраста. b23ec9c547597a1cfae6b645c31ac423. финансовая грамотность в доу с какого возраста фото. финансовая грамотность в доу с какого возраста-b23ec9c547597a1cfae6b645c31ac423. картинка финансовая грамотность в доу с какого возраста. картинка b23ec9c547597a1cfae6b645c31ac423 Надежда Боровинская
Формирование финансовой грамотности дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.

Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотностии систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольноговозраста разделила на несколько этапов:

Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.

Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.

Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Со старшего дошкольного возраста внедряю педагогическую технологию кейс-метод.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.

Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на восемь экономических блоков. (Приложение № 1)

1 блок: Экономика. Это, прежде всего,решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные,так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;

2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2);

3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);

4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним (Приложение № 3).

В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *