физика с какого класса начинается в школе в ссср
Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы
Учебные предметы в России
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2014; проверки требует 181 правка.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Уче́бные предме́ты — учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.
Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы.
В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных; обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР.
Содержание
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
В начальной школе ученик изучает базовые понятия математики, правила сложения, вычитания, умножения, деления. Затем, перейдя в среднюю школу, с 5 класса он изучает дробные числа, функции. С 7 класса начинается разделение обучения математике на алгебру (системы координат, системы уравнений, тригонометрия) и геометрию (планиметрия, стереометрия, векторы). В 10-11 классах с подачи академика А. Колмогорова, возможно прохождение начал анализа (пределы, дифференцирование в 10 и интегрирование в 11). Изучение информатики может начинаться и позже 5 класса. Программа изучения включает системы, языки программирования и программы, компьютеры, историю вычислительной техники. Однако часто предусмотрено изучение только определённых программ (какую-либо определённую среду разработки программного обеспечения, определённый текстовый редактор), за что школьный курс информатики критикуется специалистами. Изучаются Паскаль, Си, JavaScript. Ранее изучались Бейсик и Фортран.
Общественно-научные
В рамках истории с 5 класса изучают всеобщую историю и историю России (в том числе историю СССР) (историю России с 6). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).
Естественно-научные
Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1-го класса, (Окружающий мир или Мир вокруг нас), в 5 классе этот учебный предмет имеет название «Природоведение», по ФК ГОС предусмотрена возможность изучения предмета «Природоведение» в 6 классе за счёт объединения предметов «Биология» и «География».
Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7—9 класс — неорганическая химия, в конце 9 класса — органика, 10 класс — органическая химия, 11 класс — общая химия и повторение неорганической химии)
Гуманитарные
· «Основы православной культуры»
· «Основы исламской культуры»
· «Основы буддийской культуры»
· «Основы иудейской культуры»
· «Основы мировых религиозных культур»
· «Основы светской этики».
· Основы духовно-нравственных культур (не везде )
Филологи́ческие
Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета «Иностранный язык» во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.
Трудовое обучение
Физкультура
Искусство
Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы
Математические
Арифметика: 1—4 класс
Естественно-научные
Природоведение: 1—4 класс (сейчас 5 класс, не везде).
Черчение (5—9 классы). Изучается на усмотрение руководства
Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)—11 класс
Филологические
Родная литература: 1—4 класс (только в республиках со своим языком)
Чему нас учили в начальной школе в СССР
Часто приходится читать споры теоретиков советского образа жизни о качестве советского образования. Одни с пеной у рта доказывают его высокое качество, другие с еще большей пеной пытаются принизить его уровень. Я не буду вставать на чью-то сторону, а просто на конкретном примере расскажу немного о начальном образовании в 60-е годы прошлого века. Волею случая у меня в архиве оказался классный журнал 2″А» класса средней школы №262 Киевского района города Москвы за 1966/1967 учебный год. Давайте вместе полистаем его странички. В «Оглавлении» журнала можно увидеть, что уже во втором классе мы изучали Историю, Природоведение и Географию. С левой стороны разворота журнала список учащихся с отметками. В клеточках напротив фамилии ставили букву «Н» с случае отсутствия ученика на уроке. Справа кратко излагали тему занятия в определенный день.
Ежегодно в этот день в нашей школе проходили торжественные мероприятия, да и не только в школе. Несколько раз в разные годы в этот день нас водили всей школой в кино на просмотр фильмов про Ленина.
Как раз именно в эти годы вышли известные в то время фильмы о матери Ленина «Верность матери» и «Сердце матери». В роли молодого Владимира Ульянова тогда снялся начинающий актер Родион Нахапетов. На уроках истории нам читали книгу «Приключения доисторического мальчика». До сих пор помню, что эти занятия мне очень нравились. Эта фотография была сделана как раз во время этого учебного года. Такой наряд был у меня на новогоднем празднике в школе. Как же оказался у меня этот школьный журнал?
Как вы знаете, в те годы в апреле по всей стране проходили субботники, посвященные очередной годовщине со дня рождения Ленина. На одном из таких субботников уже в старших классах мы помогали в утилизации школьного архива. Там я и прихватил школьный журнал, чтобы показать его вам через пятьдесят лет.
Фотография моих одноклассников с этого субботника на фоне нашей школы. Справа учительница русского языка, а слева директор нашей школы. Меня на фото нет. А еще у меня есть школьный дневник за этот же год.
Школьный дневник советского четвероклассника
Школьный дневник за 1968-69 учебный год. Классная фотография сделана во время именно того же учебного года. Практически всех своих одноклассников я помню по именам и фамилиям. У меня в семейном архиве сохранились школьные дневники со 2 по 9 класс, за исключением 8-го класса. В те годы начальная школа в СССР была четырехлетней, но над нашей школой проводили различные эксперименты, поэтому четвертый класс у нас был переходным. Нам оставили нашу учительницу младших классов в качестве преподавательницы русского языка и классной руководительницы, но при этом добавили преподавателей по тематическим дисциплинам. Во втором и третьем классах мы учились во вторую смену, а в четвертом классе уже в первую. Суббота тоже была учебным днем. Зато больше четырех уроков в день никогда не было. Всего один раз в неделю было пять уроков.
Это чисто уведомительная запись про родительское собрание, сделана мной самостоятельно. Учительница всегда требовала, чтобы под ней была подпись родителей. Мне не кажется, что мой дневник выглядит настолько небрежно, что об этом необходимо было оставлять запись в нем красными чернилами, но учительнице виднее. Не знаю, о каком письме тут идет речь. То ли вообще о моем письме, то ли о письме непосредственно в этом дневнике. О моем почерке и о борьбе со мной на эту тему моей учительницы я уже писал. Оказывается, мы ещё и в столовой дежурили. Ничего про это не помню. Однако приятно, что я дежурил там хорошо. Подобная запись в дневнике присутствует дважды в течение учебного года. 27 ноября учительнице не понравилось, как я пересказываю прочитанный текст. Вот только я не могу никак разобрать второе слово в этом замечании. Что там написано? Если в октябре учительница считала, что дневник ведется «небрежно», то в конце февраля она пришла к выводу, что дневник ведется «безобразно». А вот 12 марта я, по всей видимости, проспал, потому что опоздал на зарядку.
Занятия у нас начинались в 8.30. Совершенно не помню ничего про физзрарядку, однако судя по этому замечанию, зарядка существовала и начиналась она в 8.10. Историю о том, как я забыл принести домашнее задание по труду, я хорошо помню. Я столько времени потратил дома на его выполнение и в итоге не принес в школу.
Это была целая трагедия. Расскажу когда-нибудь эту историю. Несмотря на такое количество различных замечаний, итоговые отметки за четвертый класс были у меня вполне достойные. Даже похвальную грамоту мне вручили. На этом все. Переворачиваем последнюю страничку школьного дневника, а стоил такой дневник 14 копеек. А вы помните своих одноклассников, с которыми вы учились в четвертом классе?
Только не нужно думать, что во всех советских школах географию и историю учили, начиная со второго класса. Несмотря на то, что у нас была обычная общеобразовательная школа, над нами постоянно проводили какие-то эксперименты. Вот эти предметы и были экспериментами.
А вы хорошо учились в школе?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Физика с какого класса начинается в школе в ссср
Читать я умел хорошо и по сути мне он нужен не был,но все-таки первая школьная книга :-))
После Букваря нам выдали еще несколько учебников. Русский язык М.А.Закожурникова и др. (1982)
Математику по редакцией М.И.Моро и др. (1982)
Книгу для чтения. Под редакцией В.Г.Горецкого и др. (1982)
и
Дневник наблюдений по природоведению. Причем, по какой то причине у меня их было сразу 2. Новый образец
И старый
И, кстати, заполнение дневника всегдла было для меня мукой :-)) Не знаю почему 🙂 Не нравилось, видимо, кружчки рисовать 🙂
Во втором классе ситуация серьезно не поменялась.
Нам выдали новые книги. Учебник для 2 класса по Русскому языку М.А.Закожурникова (издание 1983 года)
Математика за 2 класс М.И.Моро и др. (1983)
И аж 2 Книги по чтению. Часть I. В.Г.Горецкий (1984)
И часть II. Все того же В.Г.Горецкого (издания 1984 года)
Дневник наблюдений по природведению за 2 класс
Но выдали и новый учебник. Как раз по Природвдению, и что интересно, сразу на 2 года. Природоведение для 2 и 3 классов. З.А.Клепинина, Л.Ф.Мельчаков. (1979)
В третий класс нам снова подвезли учебники :-)) Соответственно, Русский язык Учебник для 3 класса. М.Л.Закожурникова и др. (1979)
2 книги по Чтению. Учебник для 3 класса. Часть I. В.Г.Горецкий (1984)
и Часть II. В.Г.Горецкий (1984)
Ну и дневник по Прирдведению
А вот 4 класс был уже интереснее :-)))
Традиционно Русский язык. Учебник для 4 класса. Т.А.Ладыженская и др. (1984).
Математика. Учебник для 4 класса. Н.Я.Виленкин и др. (1986)
Вводился предмет Родная Литература. Учебник в 2 частях под редакцией Пушкаревой
Добавили предмет Английский язык:
Трудовое обучение
А главное История 🙂 Учебник назывался Рассказы по истории СССР для 4 класса. Т.С.Голубева и др. (1988)
На следующий год ввели Географию
Дальше все,кончено интереснее.И до сих пор, почему то помню вот эти учебники.
Этому учебнику, почему то больше всего доставалось- разрисовывали его сильно :-))
А еще вводились Атласы по Истрии и Географии, которые я обожал.
А вот что почему то ненавидел- так это контурные карты :-))
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.
Миф о «лучшем в мире» советском образовании
Так, друзья — настало время более подробно разобраться с мифов о «лучшем в мире советском образовании», которым часто любят козырять любители СССР, да и просто время от времени любят повторять малообразованные граждане, которым в уши надуло ветром из телевизора. Чаще всего миф о «лучшем в мире советском образовании» произносится безапелляционным тоном — после чего адепт этого мифа тут же уносится искать древние советские учебники, чтобы учить по ним своих детей.
Откуда же взялся этот миф? Корни его лежат ещё в далёкой советской пропаганде. За неимением реальных успехов в управлении страной совки принялись сочинять всевозможные мифы, выдавая в общем-то стандартные вещи за какие-то невероятные достижения. Так родился миф о «бесплатном и самом лучшем советском образовании». Бесплатным советское образование не было — деньги на строительство школ и оплату работы учителей брались не из воздуха, а из бюджета страны, который наполняли все трудящиеся. То есть — фактически людям просто не доплачивали часть зарплаты, создавая за счёт этих денег всё «бесплатное». Не было советское образование ни «лучшем в мире», ни просто «качественным» — о чём я подробно и расскажу в сегодняшнем посте.
Итак, в сегодняшнем посте — развенчание мифа о «качественном советском образовании». В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Изучая советский аттестат.
Чаще всего под «качественным советским образованием» любители СССР имеют в виду именно школьное образование. Отдельные индивиды даже бегают с выпученными глазами по всему интернету и скупают советские учебники, заявляя об этом в своих соцсетях радостными вскриками — «вот теперь я буду учить детей по качественным СОВЕТСКИМ учебникам!» Чему именно он будет учить — правильному празднованию 7-го ноября или верному нахождению на карте Чехословакии — обычно не уточняется)
Я начну сразу с главного и просто сделаю разбор советского школьного аттестата, который был выдан гражданину Валерию Намятову в 1981 году. Это самый что ни на есть стандарный советский аттестат и стандартный список предметов, изучаемый в старших классах «лучшей в мире советской школы».
Итак, давайте начнём по списку.
1. Русский язык и литература. Преподавание литературы в советской школе носило пропагандистский характер и не имело ничего общего с изучением действительно ценных произведений, которые отражали окружающую действительность. По большей части все изучаемые книги делились на три типа — литература о «тёмном царском прошлом», литература о «светлом советском настоящем» и какие-то нейтральные, ничего не значащие книги о дружбе и природе — написанные современными лауреатами всевозможных советских премий и обитателями литературных дач.
Советские дети ничего не знали о Солженицыне и Варламе Шаламове, не слышали ни слова о Войновиче и Бродском, что-то смутное знали о Булгакове и Андрее Платонове. Зато их заставляли чуть ли не наизусть учить «Малую Землю» Брежнева, написанную за него «литературными неграми». В общем и целом — дети толком вообще ничего не знали о современной литературе, их пичкали обычной пропагандой, что не имеет ничего общего с образованием.
2. Алгебра, геометрия, математика. В большинстве советских школ математика преподавалась на весьма посредственном уровне. Чтобы поступить в нормальный математический ВУЗ, то (помимо блата) ребёнку нужно было нанимать репетитора — советские учителя охотно ими подрабатывали, попутно рассказывая об ужасах капитализма.
Вот вам конкретный пример — школа, в которой я учился, стала политиехнической гимназией только после конца СССР (в совке гимназий не было) — и подтянула на нормальный уровень преподавание математики и физики только после конца совка. В СССР же это была абсолютно обычная школа с весьма посредственным уровнем преподавания математики. Тройки ставили всем — даже тем, кто не знал вообще ничего, чтобы не портить «среднюю температуру по больнице».
3. История СССР и всеобщая история. Целиком и полностью ложь и пропаганда, направленная на обеление большевистского переворота 1917 года (захват власти после отречения царя и перед выборами в Думу). Такая же ложь была и о «всемирной истории» — в которой СССР окружали полчища могущественных промышленных капиталистических стран, которые (sic!) одновременно с этим были населены одними нищими пролетариями, мечтающими о Коммунизме.
Самое основное — из советских исторических учебников было совершенно невозможно понять, что происходило в тот или иной период истории на самом деле. Советские книжки перетирали какие-то малозначительные события (выгодные совкам), но умалчивали про то, что было действительно важным. Именно поэтому после конца СССР все эти «учебные программы» канули в Лету — так как целиком и полностью являлись политизированной ложью.
4. Обществоведение — верно всё, что сказано выше про историю. Целиком ложная советская лженаука, подтасовывающая исторические факты под коммунистическую идеологию — якобы люди с древнейших времён мечтали о коммунизме. Представьте психа, который зациклится на том, что всю мировую историю двигают вперёд только брюнеты — он с упорством будет выбирать факты про видных брюнетов в истории, а про блондинов, рыжих и лысых будет умалчивать, составив некий собственный «кривой график развития истории», где ключевую роль играют только брюнеты.
Именно так было устроено советское «обществоведение», «марксизм-ленинизм», «политэкономия» и прочая куча лженаук, канувших в Лету вместе с СССР.
5. Физика, химия, биология, астрономия. Веро всё, что сказано про математику. Весьма средний уровень преподавания, которого далеко не всегда оказывалось достаточно для поступления в нормальный ВУЗ — приходилось брать репетиторов и заниматься по дополнительной (не школьной) литературе.
Что ещё интересно — преподавание этих предметов велось таким способом, что знания не откладывались в голове, а существовали только в речевом аппарате. Дети «зубрили на память» формулы, абсолютно не понимая их значения и не соотося с действительностью. Средний выпускник советской школы помнил на память «е равно эм цэ квадрат» — но часто не понимал принцип работы даже простых законов физики, познаваемых опытным путём. Это же касается биологии и химии.
6. География. Советская география заключалась в обычной зубрёжке нахождения материков и столиц государств. Здесь тоже не обходилось без пропаганды — советские училки постоянно любили подчёркивать огромные размеры СССР (часто умалчивая о том, что большинство этих территорий – это тундра в вечной мерзлоте), попутно принижая иностранные развитые государства — мол, вы только посмотрите на них — куда этим карликам до нас!
Практическая же часть «Лучшего в мире советского образования» в области географии заключалось, главным образом, в разрисовывании контурных карт цветными карандашами.
7. Черчение. Чисто технический предмет, обучающий техническим навыкам чтения чертежей, отличия линий и отрисовки простейших чертёжиков. К знаниям это особо не относится, относится к примитивным умениям.
8. Иностранный язык. Моё любимое) Ни один, НИ ОДИН, Н-И О-Д-И-Н советский школьник после советской школы не говорил бегло на иностранном языке и вообще не понимал иностранцев. Преподавание иностранного языка (важнейшего предмета в школьной программе) заключалось в бесконечном зазубривании иностранных слов, подчёркивании бесконечных артиклей в огромных таблицах и умению правильно выговаривать фразу «фьючер-ин-зе-паст».
В каком-то смысле ситуация была похожа на ситуацию с физикой — зазубренные ртом знания никак не коррелировали с пониманием принципов устройства иностранного языка и не давали возможности на нём говорить. Как итог — к 10-му классу советский школьник знал кучу английский слов, но редко мог составить предложение сложнее, чем «Май нэйм из Борис».
9. В сухом остатке у нас остаются трудовое обучение, физкультура и военная подготовка — предметы, имеющие к образованию весьма отдалённое отношение, и касающиеся скорее простейших умений и навыков.
В стране невыученных уроков. Вместо эпилога.
В конце поста хочется сказать самое важное. Советские учителя не делали самого главного — они не готовили детей к жизни в новом (лучшем) мире, а учили их быть такими же, как они сами. Советская школа не учила мыслить, а учила жить в замкнутой системе и выполнять повторяющиеся действия с предсказуемым результатом.
Именно поэтому в девяностые годы большинство людей, вооружённых «лучшим в мире советским образованием», знанием физики, химии и «политэкономии» начали заряжать банки с водой у телевизора и нести деньги в финансовые пирамиды — так как эти вещи выходили за пределы их узкого кругозора, привитого примитивной советской школой.
В общем, никакого «лучшего в мире советского образования» просто нет.