формирование навыков контроля и самооценки относится к каким ууд
«Формирование регулятивных УУД: самоконтроль и самооценка»
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Функции самооценки:
Три уровня самооценки:
1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.
Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.
Этапы формирования оценочной самостоятельности:
Виды самоконтроля:
1. Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)
2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)
3. Итоговый (контроль по результату)
Критериальное оценивание:
1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.
2. Работа сравнивается только с эталоном (образцом), а не с работами других.
3. Эталон известен учащимся заранее.
Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:
— отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);
— осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»
Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.
Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.
Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе «Школа 2100»
В предметной сфере это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий.
Уровни успешности в системе самоконтроля и оценивания: максимальный (сверх требований к школьнику), программный, необходимый.
Алгоритм самооценки:
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?
Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Каким умением пользовался?
6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?
Мнения детей
Мне нравится оценивать саму себя и исправлять оценки. (Евтеева Анастасия)
Я за то, чтобы ставить оценки в пятибалльной системе. (Нагорнов Кирилл)
Мне нравится, что отметку я ставлю сам и задание выбираю сам. (Расторгуев Иван)
Мне нравится, что нас оценивают в баллах и можно исправить балл. (Коновалова Екатерина)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Охи Сахалинской области.
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УУД».
учитель начальных классов
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УУД.
«Если ты умеешь правильно судить
себя, значит ты поистине мудр».
Антуан де Сент-Экзюпери
Сегодня перед школой стоит задача создания условий для развития личности творческой, думающей, самодостаточной, конкурентоспособной. Мы должны построить такую образовательную среду, так организовать обучение и воспитание, чтобы из стен школы вышел выпускник, имеющий цели в жизни, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Именно поэтому крайне важно открыть ученику опыт улучшения себя, саморазвития.
В процессе школьного обучения саморазвитие учащихся складывается в 3 этапа:
самооценивание (1 ступень школьного образования);
самопознание (2 ступень школьного образования);
собственно саморазвитие (3 ступень школьного образования)
Работа с самооценкой должна быть комплексной, пронизывать и построение учебного процесса, и воспитательную деятельность, поскольку самооценка младшего школьника складывается и из понимания им своих учебных успехов, и из понимания того, как к нему относятся одноклассники, учитель, другие люди.
Актуальность данной темы в том, что в современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день.
Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. (Советский энциклопедический словарь)
Задача начального образования: Научить ребёнка учиться, то есть учить самого себя.
Поэтому целью моего опыта является – развитие у учащихся способности самостоятельно контролировать и оценивать свои достижения.
— проанализировать психолого-педагогическую литературу по самооценки личности;
-определить сущность самооценки;
-апробировать приёмы самооценки на практике.
Теоретическое обоснование опыта.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
В психолого-педагогических исследованиях неоднократно отмечалось, что в основе свободного творческого развития личности лежит самооценка, определяющая активность человека, его отношение к людям, к самому себе. Самооценка выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности. Именно она позволяет делать выбор в самых различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений. От самооценки зависят взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
В исследованиях Бориса Геннадьевича Ананьева, Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина и др. показано, что чрезвычайно важным для формирования самооценки является школьный возраст. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля.
Лев Семенович Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинается складываться самооценка, отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами [12].
Когда говорят о самооценке, то говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.
Дети с завышенной самооценкой
не обязательно расхваливают себя, зато они бракуют всё, что делают другие. Ученики с низкой самооценкой, напротив, склонны
переоценивать достижения товарищей
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно, оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.
Самооценка УУД младших школьников предполагает их готовность и способность контролировать себя в процессе учебной деятельности и своевременно фиксировать ее промежуточные результаты. В силу психовозрастных особенностей младших школьников формирующий этап самооценочной деятельности должен быть обеспечен неким комплексом критериев, опираясь на которые ученик устанавливает фактический уровень достижения тех или иных образовательных результатов. То есть, для того, чтобы младший школьник развил в себе навыки самооценки, ему необходимы ориентиры — то, на что он будет опираться в вынесении суждений о достигнутых результатах. Критериальный подход к развитию навыков самооценки и формированию у младших школьников основ самооценочной деятельности предполагает, что критерий отражает признак, по которому оценивается результат. Показатель же рассматривается как частный критерий, расшифровывающий содержание. Например, оценке подлежит такое коммуникативное УУД как умение сотрудничать. Показателями в таком случае могут быть: умение договариваться в группе, в паре; умение распределять работу; умение оценивать свой вклад в работу.
Главная задача учителя — научить детей оценивать себя, обеспечив необходимым инструментарием и правилами работы. Только поступательное привитие навыков самооценки даст необходимый эффект. Признаком продуктивности действий учителя по формированию самооценочной деятельности учащихся станет то, что учеников перестает «смущать» заполнение оценочных листов и других «шаблонов», ученики не испытывают эмоциональных или организационных барьеров в процедуре самооценки. Они начинают относиться к самооценке как необходимому элементу учебного труда. В таком формате самооценка станет тем, чем она должна стать — универсальным учебным действием.
Приведем некоторые примеры учебных ситуаций с элементами самооценки.
ПРИМЕР Урок русского языка в 1-м классе.
Обучающая цель урока: обеспечить освоение обучающимися алгоритма написания строчной буквы «ф».
Критерии для самооценки:
• умею писать строчную букву «ф» в соответствии с образцом;
• умею писать строчную букву «ф» в соединениях;
• умею писать строчную букву «ф» в словах.
Еще раз подчеркнем, что характер критериев определяется тем, какие именно результаты планирует педагог на уроке.
ПРИМЕР Урок математики в 4-м классе.
Обучающая цель урока: научить умножать величины на число и числа на величину.
Критерии для самооценки:
• знаю приемы умножения величины на число
• знаю правило умножения числа на величину;
• умею применять правило умножения числа на величину.
Работа с критериями должна фиксироваться. Наиболее удобная форма фиксации — оценочный лист (таблица).
В предложенном оценочном листе можно использовать самые разные варианты маркировки результатов. К примеру, вариант с помощью значков: «+» — знаю и умею,«?» — знаю неуверенно; не очень-то умею,«-» — пока не знаю и не умею. Оценочный лист дается учащимся в начале изучения темы. В процессе освоения содержания учебного материала педагог периодически акцентирует необходимость итогового заполнения оценочного листа. По ходу изучения того или иного вопроса темы педагог соотносит его с критериями; время от времени стимулирует рефлексивную практику учеников, задавая вопросы: чему мы уже научились? что предстоит сделать? какую цель урока мы можем сформулировать сегодня? и т. д. Как уже было сказано, самооценка предшествует оценке. Случаи неадекватной самооценки, равно как и затруднения в самооценочной деятельности, отмечаются педагогом с целью проведения последующей индивидуальной коррекционной работы. Совершенно очевидно, что однотипность в организации самооценочной деятельности приведет либо к утомлению учащихся, либо к их формальному отношению к ней. Поэтому важно планировать различные формы организации самооценочной деятельности. На сегодняшний день зарекомендовали себя такие формы, как самохарактеристика, самохарактеристика по шаблону, «Волшебные линеечки», «Лестница достижений», «Раскраска», «Баллы» и др. Самохарактеристика используется чаще на уроках технологии, музыки, изобразительного искусства. Ученику предлагается устно или письменно высказаться на тему, как он поработал на уроке, что получилось, над чем стоит поработать; расстроили ли его результаты, что он планирует предпринять. Практика самохарактеристики предполагает здоровый микроклимат в классном коллективе и элементарные дисциплинарные навыки учащихся. Самохарактеристика по шаблону. То же, что в первом случае, но только письменно. Структура самооценочного текста задается педагогом. «Волшебные линеечки». Эта форма самооценки детально описана в работах Воронцова А.Б.2 С помощью «волшебной линеечки» можно оценить любое умение: писать по образцу, умение проверять безударную гласную, умение различать объекты живой и неживой природы, умение находить удобные слагаемые и т. д. Ребенок оценивает свое умение так: если считает, что выполнил все задание без ошибок — делает на линеечке отметку высоко, если считает, что были сделаны ошибки — отмечает где-то посередине, если считает, что все выполнено совсем неверно — отметка делается значительно ниже середины. Линеечки могут быть и вертикальными и горизонтальными. На этой линеечке оценку может отметить и учитель. Для этого надо применить другой цвет. «Лестница достижений». Шаблон задается педагогом, представляет собой графический рисунок с имитацией ступеней. На каждой из ступеней — тот или иной результат. Самооценка осуществляется поэтапно, от нижней ступени к верхней. «Раскраска». Принцип тот же, что в лестнице достижений, но используется какой-то художественный образ. Например, гроздь винограда (поэтапно заштриховываются ягодки); дворец (поэтапно заштриховываются архитектурные элементы) и т. п. Можно предложить ученику выбрать тот или иной вид «раскраски», что даст возможность увидеть, помимо прочего, особенности индивидуального познавательного стиля учащихся. «Баллы». Не путаем с балльной отметкой. Как форма организации самооценочной деятельности, баллы — это некая стоимость, назначаемая учеником достигнутому образовательному результату. Принцип использования такой же, как в случае с «плюсами»-«минусами»; высший и низший бал должен быть одинаковый для всех. Например, задание на определение порядка действий и вычисление выражения. За определение порядка действий в выражении, где необходимо сделать три арифметические операции, можно поставить себе 3 балла и 3 балла за правильность вычислений. Всего 6 баллов за задание. Приведенный перечень форм организации самооценки не является исчерпывающим. Он открыт для профессионального творчества.
Обобщенное описание системы работы педагога.
В 2013 году при наборе первоклассников я начала обучение на основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Этому предшествовала большая работа по подготовке образовательной организации: создана нормативно-правовая база, основная образовательная программа начального общего образования, проведена курсовая подготовка, улучшены материально-технические условия.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила этапы работы по самообразованию.
Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности.
Формирование УУД. Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Субъективная позиция школьника. Формирование регулятивных УУД: Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников»
В 2011 году мы начали работать по ФГОС, который устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования включают в себя УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Учебная деятельность имеет свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных компонентов:
Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения.
Самоконтроль это умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.
Самооценка- способность человека оценивать самого себя: свои качества, возможности, способности, особенности своей деятельности.
Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.
Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
что нужно оценивать,
какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание в большей мере связано с характеристикой выполнения задания, чем с отметкой. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона(образца), т. е. того, что должно быть в идеале.
1.Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.
2.Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).
Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.
3.Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания)
Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.
-Что надо было сделать?
-Как мы решали эту задачу?
Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.
Контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:
1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).
2. Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
3. Эталон известен учащимся заранее.
На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа:
-Что будем оценивать?
-Как будем оценивать?
-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?
-Кто смог себя оценить?
Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика, из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.
«Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Вани был правильным: он верно дал определение прилагательного, сказал, как оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном числе. Ответ был неполным: Иван не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не приводил свои примеры».
В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.
Критерии оценки ответа на тему:
Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.
1.Правильность выполнения каждого действия
2.Соблюдение нужного порядка действий
Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову лес»
Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес
Количество подобранных слов.
Таким образом, для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.
Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
*оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью шкалы;
*соотносить свою оценку с оценкой учителя;
*договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
*обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— синий – сомневаюсь, не уверен,
Символы Фиксация оценки производится следующим образом:
Во втором классе у детей появляются оценочные листы, «Спидометр успехов», «У меня есть такой ПЛЮС» (Портфолио «Что я знаю и умею»), в которой ребенок фиксирует свои знания и умения.
Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.
— не скупиться на похвалу
— хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать:«Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)
— «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
— ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
— «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.
Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.
Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе
1. Смотреть на говорящего.
3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.
4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).
Умение прочитать стихотворение
1.Все слова должны быть понятны.
2. Выделение голосом знаков препинания.
3.Должно быть все слышно.
5. Хорошо знать стихотворение наизусть.
6. Передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)
Критерии устного ответа
1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?
2. Последовательно ли отвечал?
3. Можно ли считать ответ убедительным?
4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?
5. Были ли ошибки по существу изложения?
В 3 классе встал вопрос: По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?
Критерии оценки работы в группе
Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)
Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)
Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)
Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение)
В УМК «Школа 2100». Авторы УМК разработали правила формирования с/о, которые пришлись мне по душе, и я стала использовать их в работе. Слайд 10
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»
Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Каким умением пользовался?
6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?
. Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.
Современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности
учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.