формирование системы приказов какая реформа
Реформа центрального управления. Приказы
Реформа центрального управления. Приказы
В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия — приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).
При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).
Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии — стрелецким войском.
Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа — государственной службы связи.
Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.
Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.
Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.
Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.
Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно — смертью.
Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».
Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».
Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».
Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.
Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».
В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.
Если ранее податные единицы — соха, выть, обжа — назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.
Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же
Реформа местного управления
Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с
Реформа городского управления
Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить
Реформа центрального управления
Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей
Реформа государственного управления
Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться
Судьба центрального управления по смерти Петра I
Судьба центрального управления по смерти Петра I Комиссия не выработала проекта нового уложения, но депутатские наказы и прения обнаружили нужды и стремления различных классов населения. С этой точки зрения ценила Комиссию и сама Екатерина; она писала, что «Комиссия
Устройство центрального управления по плану Сперанского
Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к
Сосредоточение центрального управления
Сосредоточение центрального управления Централизация, хотя в меньшей степени, коснулась и центрального управления, где она была даже нужнее, чем в областном. Говоря о московских приказах XVI в., я уже имел случай заметить, что они и в XVII в. строились по-прежнему (лекция XXXVIII).
Реформа местного управления
Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся
§ 3. Реформа местного управления
§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других
1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки)
1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки) Хотя актовый материал неоднократно привлекался исследователями при рассмотрении тех или иных аспектов внутренней политики 30–40-х гг. XVI в.[1318],
№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата
№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением
№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг.
№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской
Схема Центрального разведывательного управления
Схема Центрального разведывательного управления
РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США
РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США (В скобках указаны годы работы на посту директора ЦРУ). Ричард ХЕЛМС (1966-1973) Джеймс ШЛЕССИНДЖЕР(1973) Уильям КОЛБИ (1973-1976) Джордж БУШ (1976-1977) Уильям КЕЙСИ (1981-1987) Роберт ГЕЙТС (1991-1993) Джон ДЕЙЧ (1995-1997) Стэнсфилд
№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата
№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
В 1549 году Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени подьячего Ивана Михайловича Висковатого, впоследствии думного дьяка, все «посольское дело». И.М.Висковатый за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, сильно пострадавший от пожара 1547 года. Именно при нем впервые появились описи архивных документов, велся учет используемых деловых бумаг, и окончательно сформировалась Посольская канцелярия, которую вскоре нарекли приказом.
Первое упоминание о Посольском приказе относится к 1549 году. Вот что говорится в «Краткой выписке о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях», выполненной около 1565-1566 годов: «В 57-м году (т.е. в 7057 году «от сотворения мира» или 1549 году) приказано посольское дело Ивану Висковатому, а был еще в подьячих. ». В ней также говорится, что 1(10) февраля 1549 года И.М.Висковатый вместе с дьяком Бакакой Карачаровым и литовским писарем писали на Казенном дворе перемирную грамоту, то есть соглашение о перемирии. Дата 1(10) февраля 1549 года считается наиболее точной датой основания Посольского приказа.
С самого начала Посольский приказ стал центром, куда стекалась информация о всех внешних делах. Здесь расспрашивали приезжих чужестранцев о виденном и услышанном, о событиях, происходивших в мире, о взаимоотношениях монархов и т.д. Сюда поступали отчеты русских послов, содержавшие самые разнообразные сведения о странах, где им приходилось бывать, по которым можно было судить, что представляло интерес для России в тот период. Только с 1549 по 1559 год Москву посетили 32 посольства из разных стран.
В стенах Посольского приказа трудились думные посольские дьяки. Они принимали привезенные послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приемах иностранных дипломатов, составляли наказы российским дипломатам, отправляемым за границу, и приставам для встречи иностранных послов, знакомились с отчетами российских послов, вернувшихся после выполнения дипломатической миссии на родину. Думные дьяки вели учет проживавших в России иноземных купцов, ремесленников и поселившихся в России татар, занимались управлением московскими слободами, заселенными иностранцами, и дворами для приема послов.
Помимо дипломатических дел в ведении Посольского приказа находились и юридические, касавшиеся торговли. В жалованных грамотах иностранным купцам прямо говорилось, что помимо освобождения от пошлин они могли пользоваться привилегией судиться с русскими подданными через Посольский приказ.
Если в XVI веке Посольский приказ был главным образом канцелярией по внешним сношениям, исполнявшей решения царя и Боярской думы, то в XVII столетии он превратился в центральное государственное учреждение с широкими полномочиями и значительной самостоятельностью. Происходившие в Посольском приказе изменения отражали общий процесс становления и укрепления Русского централизованного государства, а напряженная работа дьяков и подьячих Посольского приказа внесла свой вклад в успехи отечественной международной политики.
К 50-70 годам XVII в. окончательно сформировались структура и функции Посольского приказа. Его отделы или управления, называвшиеся повытьями, именовались сначала по фамилиям их начальников-подьячих, а впоследствии по номерам: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е. Появились приставы и сторожа. Все служащие приказа приводились к присяге, обещая хранить государственную тайну, не общаться с иностранцами, а при переводах переводить правдиво. Имелись в приказе и золотописцы, то есть те, кто расписывал золотом и красками грамоты, посылавшиеся в иностранные государства (расписывались обычно каймы грамот и начальные слова). На Посольский приказ были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа. Кроме того, в Посольском приказе хранились государственные печати и государственный архив.
Высокий профессионализм Е.И.Украинцева при всех колебаниях политической конъюнктуры позволял ему оставаться на своем посту независимо от отношения к нему сильных мира сего. Не случайно этот дипломат «пересидел» и Матвеева, и Голицына и сохранил свой пост при Петре I, не очень жаловавшем «старые кадры».
Основными функциями Посольского приказа в XVII в. были контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. А.Л.Ордин-Нащокин в одном из своих обращений к царю Алексею Михайловичу особо подчеркивал: «В царствующем граде Москве беспорочным людям Посольский приказ, яко зеницу ока, хранить. Потому что это учреждение есть око всей великой России!». Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран, собирал военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии.
Во второй половине XVII века Посольский приказ стал называться Государственным, чем подчеркивалась его особая значимость. При царе Алексее Михайловиче он получил название Государственного приказа посольской печати. С 80-х годов XVII века он именовался также Государственной посольской канцелярией, которая впоследствии, при Петре I, трансформировалась в Посольскую походную канцелярию.
Указом Петра I от 12(24) декабря 1718 года на основе Посольского приказа и Посольской канцелярии была образована Коллегия иностранных дел (КИД).
Приказная система: суть, история возникновения, становление и расцвет
Когда государственная система развивается, растет и крепнет – реформы и нововведения неизбежны. Меняются уклады, принципы управления, территориальное деление, появляются новые задачи. И действующая схема работы государственной машины перестает соответствовать требованиям времени. Появляется потребность в масштабных переменах. Такая ситуация сложилась к началу XVI века в Московском царстве. Процесс централизации привел к возникновению новой системы управления. Появились приказы. Они стали основой структуры власти почти на два столетия.
Создание приказной системы
Вам будет интересно: Мифологическое мышление: причины, специфика и особенности
История появления этого термина вполне закономерна. Государь может «приказать ведать» тем или иным делом, и конкретный подданный должен выполнить наказ. С развитием государства управление только через должностных лиц теряет эффективность. Им на смену приходят целые учреждения и ведомства. Исследователи полагают, что приказная система стала складываться в правление Ивана III, в конце XV – начале XVI вв. Приказы (также именовавшиеся «дворами», «палатами», «четвертями», «избами») были ключевыми органами центрального управления, в ведении которых находились отдельные государственные территории или сферы деятельности. В царствование Ивана Великого было создано около 10 подобных ведомств, в том числе Казенный, Житный, Конюшенный, Большого двора, заведовавшего землями Московского князя. При Василии III (годы правления – 1505-1533) их количество растет, появляются Ямской приказ и Смоленский разрядный.
Устройство и состав
Нормативно создание приказной системы было закреплено в период правления Ивана IV Грозного. В положениях Судебника 1550 года были определены количество приказов (80 на тот момент) и их основные полномочия.
В ведении каждого выделялось два основных направления деятельности: судопроизводство и делопроизводство. Первым заведовали судьи, вторым – дьяки и подьячии. Все они назначались и смещались решением верховной власти. Для выполнения отдельных поручений в приказах существовали, к примеру, толмачи (Посольский приказ), трубники, пушкари, недельщики. Задачей последних было извещение свидетелей и ответчиков о необходимости явиться на суд.
Вам будет интересно: Использование ИКТ в образовательном процессе: виды, характеристика, применение
Основные «сотрудники» должны были присутствовать на службе ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Решения принимались судьями совместно, но чаще единогласно, с подачи главного из них. Действовали приказы именем государя, и в случае несогласия с вынесенным решением жалобы рассматривались Боярской думой.
Расцвет приказной системы
Как и любое начинание, реформа управления прошла несколько этапов. Формирование приказной системы было ответом на расширение круга государственных задач. Сюда же относилась и необходимость контролировать вновь присоединенные территории. Численность и состав приказов менялись неоднократно. К примеру, с появлением патриаршества и началом освоения Сибири возникали соответствующие ведомства. В годы Смуты, напротив, количество приказов уменьшилось.
Исследователи сходятся во мнении, что периодом наивысшего развития приказной системы стала первая половина XVII века – время правления первых представителей династии Романовых. Значительное число приказов, как временных, так и постоянных, появилось при Алексее Михайловиче (малороссийский, монастырский, хлебный, рейтарский, тайных дел и др.). Большинство из них было расположено в приказных палатах Московского Кремля.
Разделение полномочий: сложности
Со временем стало очевидно, что созданный управленческий аппарат далеко не всегда эффективно выполняет свои функции и соответствует государственным задачам. И проблема заключалась не только в росте числа ведомств. Сутью приказной системы стала нечеткость иерархии и распределения полномочий. Обязанности многих из них переплетались, часто противореча друг другу. Порой в приказе могло выполняться такое количество разноплановых дел, что он переставал соответствовать своему первоначальному функционалу.
Постепенно система приказов стала довольно громоздкой и неповоротливой. Судьи и дьяки часто «не соответствовали занимаемой должности», не выполняя прямых обязанностей, злоупотребляя своим положением. Несмотря на явные недостатки, система сохранялась вплоть до реформ Петра I, а отдельные приказы просуществовали едва ли не до середины XVIII века.
Территориальные приказы
Вам будет интересно: Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?
Существовало три относительных принципа, по которым распределялись полномочия приказов. Это категории населения, территории или направления работы. Исходя из этого, можно выделить несколько групп приказов. В ведении территориальных находилось управление отдельными округами, княжествами. Некоторые из них носили название «четверти» (по существовавшему в XV веке принципу деления земель Московского княжества):
По мере присоединения или потери новых территорий создавались и объединялись новые приказы: Великороссийский, Сибирский, Казанского Дворца, Малороссийский, Лифляндских дел и др.
Дворцовые
Если в ведении первой группы приказов находились целые регионы, то к этой категории относились ведомства, в обязанность которым вменялось управление государевым двором и землями. Начало было положено созданием приказа Большого дворца. Руководство им поручалось «дворецкому», руководившему придворными. Одной из важнейших его задач был сбор оброка и других податей с населения городов, сел, волостей, принадлежавших царской фамилии. В эту приказную систему впоследствии также вошли:
Отраслевые
Приказная система управления стала складываться во многом именно из-за необходимости разделить разные сферы внутригосударственных дел. Именно по этому принципу изначально появлялись Аптекарский, Ямской, Житный, Холопий, Печатный приказы. Одним из первых среди них в источниках упоминается Ямской. В его задачи входил контроль над транзитными перегонами и доставкой почты, а также сбор податей с ямщиков. В периоды бедствий большое значение приобретал Житный приказ, заведовавший складами, в которых хранился хлеб для снабжения войска и на случай неурожаев.
Особую категорию составляли ведомства, отвечавшие за соблюдение закона, порядка и систему наказаний. К ним можно отнести Разбойный и Сыскной приказы. Первоначально они были созданы как временный орган для борьбы с разбоем, но в итоге просуществовали вплоть до XVIII века. Разбойный приказ ведал делами о грабежах и убийствах, управлял тюрьмами и палачами.
Военные и дипломатические дела
Внешняя политика всегда была важнейшей сферой государственных интересов, что отразилось и на численности соответствующих учреждений. В разные годы в приказную систему по военным и внешнеполитическим делам входили:
Дипломатические отношения со странами Европы и Азии находились в ведении Посольского приказа. Толмачи и подьячие во главе с посольским думным дьяком занимались подготовкой российских посольств и встречей иностранных делегаций, сопровождением иноземцев в Москве, выкупом и обменом военнопленных.
Все служилое сословие находилось в ведении Разрядного приказа. В его задачи входило также комплектование войска, назначение военачальников и наместников, смотры и сборы, учет гражданских должностей, определение размера жалования.
Имущество, доходы и расходы
Не столь многочисленная, но не менее весомая группа учреждений, входящих в приказную систему, контролировала не только процесс пополнения государственной казны, но и вопросы землевладения. В нее входили:
Первый из них был одним из влиятельнейших органов государственного управления, ведавших вотчинным и поместным землевладением. Сюда относилась раздача и изъятие поместий для служилого сословия (дворян и детей боярских), составление писцовых книг, решение земельных споров.
В задачи приказа Большой казны входил контроль над государственными доходами, получаемыми с городов, деревень, сел, не входивших в ведение иных подразделений. Также ему подчинялись купцы, суконная и гостиная сотни, денежный двор, таможня, Тульский оружейный завод.
Круг обязанностей Новой четверти был довольно пестрым: сбор с кружечных дворов (до 100 тысяч рублей в год), судебные дела о незаконной продаже табака и вина, а с 1678 года – заведование делами калмыков.
Контрольные и ревизионные приказы
Рост численности ведомств и нечеткое разделение их обязанностей привели к тому, что приказная система в 17 веке столкнулась с необходимостью создания контролирующих органов.
Так был сформирован приказ Счетных дел. В нем не было судей, а в задачи дьяков входил контроль за доходами и расходами разных учреждений. Также приказ занимался сбором не поступивших в казну податей и остатков средств, не израсходованных ведомствами в течение года.
Неким особняком стоял созданный в правление Алексея Михайловича приказ Тайных дел. Подчиняясь непосредственно государю, он выполнял функции наблюдения за исполнением царских указов, одновременно являясь канцелярией. В задачи входило выявление государственных преступлений и организация следствия по ним. Подьячие также сопровождали послов во время визитов в другие страны и воевод в походах, следя за их действиями. Примечательно, что именно этому приказу было поручено участвовать в создании единой почтовой службы.
Государственное благоустройство
Компоненты приказной системы, отвечавшей за строительство, общественное призрение, просвещение, сохранялись в России довольно долгое время. К ним можно отнести:
Каменный приказ выполнял важнейшую функцию руководства строительством зданий и сооружений. В его ведении также находились все мастеровые, кирпичные заводы, сбор податей с городов, где происходила добыча извести и белого камня. Его правопреемник (созданный в 1775 году) следил за соответствием застройки Москвы разработанному плану. Новый государственный орган также отвечал за качество строительных материалов и пожарную безопасность зданий.
Общественное призрение и благотворительность находились в ведении приказа Строения богаделен, созданного во второй половине XVII века. Сюда относились: раздача милостыни, поиск возможностей заработка для трудоспособного населения, наказания за тунеядство. Значительная часть обязанностей при этом возлагалась на духовенство.
На Земском соборе в 1681 году было решено организовать перепись нищих, устроить престарелых и немощных горожан в больницы, а трудоспособных привлечь к общественным работам. В Москве предусматривалось строительство «шпитальных домов» – государственных богаделен.