фотокамера для начинающего фотографа какую выбрать
Камера для начинающего фотографа. Руководство по выбору
У нас часто спрашивают, какую выбрать камеру в той или иной ценовой категории, и надо давать советы, рассказывать, что лучше, а что хуже. И ладно еще, если бы этим можно было ограничиться. Профессиональным фотографам приходится проще всех. Во-первых, потому что топовых камер на рынке очень немного. А во-вторых, потому что выбор определяется парком оптики под тот или иной байонет, старыми привычками — в общем, чем угодно, кроме желания сэкономить. Всем остальным приходится ломать голову над выбором. Nikon или Canon? Зеркалка или беззеркалка? Покупать только тушку или брать китовый комплект?
Мы запускаем новый формат руководства по выбору, в котором мы будем рассматривать типовую ситуацию выбора, рассказывать об основных моментах и приводить несколько актуальных камер, достойных покупки. Ну а начнем мы с самого популярного — с выбора камеры для начинающего фотографа.
Немного теории
Вы вдруг поняли, что компактная камера не дает вам развиваться и хотите приобрести технику посерьезнее. Или вы никогда не фотографировали, но не желаете размениваться на дешевую временную технику, а хотите сразу обзавестись нормальной камерой, со сменной оптикой, ручными настройками и прочими радостями.
В таких случаях компактные камеры можно даже не рассматривать. Обратим внимание на бюджетные зеркалки и беззеркалки. Все они, как правило, содержат полный набор ручных настроек, без которых вы вряд ли научитесь фотографировать. Кроме того зеркальные и беззеркальные камеры позволяют менять оптику — это даст больше творческой свободы по мере развития ваших навыков.
Выбирая между зеркалкой и беззеркалками, вы не раз столкнетесь с таким понятием как кроп-фактор. Например, если кроп-фактор 2.0х, то это значит, что в камере стоит матрица вдвое меньшее по размеру, чем полный кадр. Полный кадр — это матрица размером 36х24 мм, что соответствует площади кадра на фотопленке. Принято считать, что чем крупнее сенсор, тем лучше. В целом так и есть. Площадь матрицы определяет ширину динамического диапазона (диапазон тоном между самым ярким и самым темным цветом, которые камера способна запечатлеть), уровень шума на высокой чувствительности и глубину резкости.
Сравнение размеров матриц в современных цифровых камерах
В быту вам придется умножать фокусное расстояние объектива на кроп-фактор, чтобы получить эквивалентное фокусное расстояние. Скажем, если вы поставите 50-миллиметровый объектив на Olympus OM-D E-M5 (кроп-фактор 2.0х), то получите такой же угол зрения, какой дал бы 100-миллиметровый объектив на полном кадре.
Зависимость угла обзора от фокусного расстояния объектива
Зависимость угла обзора от фокусного расстояния объектива
Гнаться за разрешением определенно не стоит. Меньше 10 мегапикселей сейчас никто не делает, а 25 совершенно не нужно, если только вы не собираетесь печатать свои снимки очень крупным форматом.
Все зеркальные фотокамеры имеют оптический видоискатель. Чем выше покрытие поля кадра, тем лучше — это значение всегда указывают в технических характеристиках. А вот беззеркальные камеры часто совсем лишены видоискателя, а если и имеют его, то обычно он электронный. Электронный видоискатель работает по такому же принципу, как и экран — на нем отображается ровно такая же картинка, какую вы получите при съемке. Покрытие поля кадра всегда 100-процентное, но самой значительной характеристикой электронного видоискателя является его разрешение. Тут все просто: чем больше, тем лучше.
Если вам нужна камера для подводной съемки, готовьтесь сразу раскошелиться на специальный герметичный бокс, стоимость которого зачастую превышает цену самой камеры. Но если нужна защита от дождя и пыли, то это уже другое. Такие камеры на рынке есть, и чуть ниже мы рассмотрим пару моделей с защитой от неблагоприятных погодных условий.
Ну и последнее: если вы в самом деле думаете о том, чтобы научиться фотографировать, обязательно проверьте, присутствуют ли в камере режимы P/A/S/M. Это полуавтоматические режимы, наиболее подходящие для серьезной съемки. Например, А — это приоритет диафрагмы. Вы самостоятельно задаете значение относительного отверстия, а камера подбирает значение выдержки (а иногда и чувствительности) для правильной экспозиции. S — приоритет выдержки, P — программная автоэкспозиция (в этом режиме вручную можно задать только чувствительность), ну а М — это полностью ручной режим. Как в старые добрые времена.
Что касается оптики, то поначалу можно обойтись китовым объективом. Все новые камеры комплектуются очень схожими объективами: 18-55 мм, 14-42 мм, 12-50 мм (этот как раз случай Olympus OM-D E-M5, и это здорово). Постепенно вы сами поймете, какие фокусные расстояния оказываются самыми востребованными, нужен ли вам зум-объектив или вы прекрасно обойдетесь светосильным фиксом.
Ну а теперь посмотрим, на какие камеры в первую очередь стоит обратить внимание.
Выбираем камеру начального уровня
Nikon D3200
D3200 — самая новая зеркалка начального уровня в линейке Nikon. Она обладает CMOS-матрицей с разрешением 24.2 мегапикселя, трехдюймовым экраном с разрешением 920 000 точек и чувствительностью, настраивающейся в диапазоне от 100 до 12800 единиц ISO. Кроп-фактор матрицы составляет 1.5, а на байонете нет механического привода автофокуса. Это значит, что полноценно пользоваться вы сможете только объективами Nikkor с маркировкой AF-S или объективами других производителей со встроенным фокусировочным мотором.
Что нужно начинающему фотографу: техника и аксессуары
Содержание
Содержание
Увлечение фотографией никогда не было дешевым хобби. И чем больше растут с каждым годом цены, тем меньше хочется ошибиться при выборе камеры, объектива и необходимых аксессуаров. В этом материале мы постараемся помочь начинающим фотографам определиться с покупкой первого набора фототехники.
Фотокамера — основной инструмент
Выбор камеры для начинающих — самый сложный и ответственный момент. Даже профессионалы перед покупкой проводят много времени на форумах, просматривая тесты
и сравнения. На примере распространенных заблуждений попробуем разобраться, как выбрать первую камеру, объективы и аксессуары.
Бренды
Новички обычно выбирают между камерами брендов Canon и Nikon. Но мир фототехники многополярный, так что нельзя игнорировать Sony, Fujifilm, Panasonic. Производители постоянно обновляют свои модельные ряды, и каждый в чем-то преуспел больше других.
Canon славится своей профессиональной L-серией объективов. Их можно узнать по фирменному красному кольцу. Фотографы всего мира снимают на них, а конкуренты ориентируются на эту линейку при производстве своих. Но у таких моделей и цены, мягко говоря, выше среднего.
Nikon ценят за непревзойденную резкость, которая характерна и для младших моделей. Производитель отказался от низкочастотного фильтра на матрице. Его задача — увеличение точности передачи цвета, устранение эффекта алиасинга (появление узоров в виде волн или колец на мелких текстурах при фотографии и записи видео). В тоже время этот фильтр крадет
до 15 % резкости снимка.
Sony известны своим новаторским подходом. Они первые сделали ставку на беззеркальные камеры со сменными объективами. Сейчас компания уверенно чувствует себя на рынке, постоянно показывая новые модели. Нельзя не отметить и их профессиональную серию оптики G-Master.
Panasonic выбирают за отличное качество записи видео. Модели DC-GH5S и DC-GH5 долгое время были абсолютными лидерами по этому показателю. Сейчас им уже по 3 и 4 года соответственно. Конкуренты подтянулись, да и сами Panasonic показали новые камеры. Однако, GH5 до сих пор пользуется популярностью.
Fujifilm — единственный производитель, у которого нет и по официальным заявлениям не будет полнокадровых камер. Но это не мешает выпускать интересные модели. Например, Fujifilm X-T3 стала неожиданно удачной для съемки видео. А стабилизация в X-T4 способна компенсировать до 6,5 ступеней экспозиции. Что позволяет избегать смазанных фотографий при недостаточных условиях освещения.
Профессионалы пользуются разными камерами. Это видно из диаграммы, показывающей марки камер победителей главного конкурса фотожурналистики World Press Photo в 2020 году.
Не стоит слепо отдавать предпочтение какому-то одному бренду. Сначала попытайтесь понять, что хотите от техники.
Стоимость
Второй критерий, по которому выбирают камеру «молодые» фотографы. Они определяют для себя максимальную сумму, которую готовы потратить, и выбирают из вариантов около предельного значения.
Цена фотоаппарата со сменным объективом складывается из самой камеры и объектива. Стоимость готовых комплектов (kit) ниже, чем стоимость корпуса (body) и объектива, купленных
по отдельности. Встречаются комплекты, где с одной моделью «тушки» несколько вариантов объективов с разными фокусными расстояниями (или double kit — вариант с двумя объективами), но одинакового, базового, качества.
Такие комплекты кажутся очень выгодными, но доплачивать даже небольшую сумму за второй комплектный объектив не стоит. О реальной ценности таких объективов можно сделать вывод по сайтам объявлений — десятки предложений за бесценок.
Характеристики
Еще одно заблуждение — выбор камеры по количеству мегапикселей. Отчасти виноваты маркетологи, которые внушили эту идею еще в нулевых. Сейчас уровень грамотности покупателя вырос. Но, при спорном выборе из двух равнозначных вариантов, многие все равно выбирают тот, у которого лучше разрешение.
Высокое разрешение в камере дает больше возможностей для кадрирования и лучшую детализацию, но только при условии, что возможности матрицы соответствуют ее разрешению и используется качественная оптика. Если производитель «переоценил» матрицу, от высокого разрешения будет больше вреда: шумы и падение детализации в тенях, низкое рабочее iso, плохой динамический диапазон.
Консультанты в магазинах, скорее всего, порекомендуют к покупке самую последнюю модель за располагаемый бюджет. Действительно, зачем ломать голову с выбором, когда можно приобрести новинку с последними техническими решениями и кричащими характеристиками? С фототехникой не все так просто.
При смене поколений производители часто оставляют незименной матрицу, улучшая другие, второстепенные характеристики. Например, ускоряя автофокус или увеличивая буфер памяти для серийной съемки.
Бывают изменения и в худшую сторону. Например, в модели Sony RX100M6 по сравнению
с RX100M5 производитель снизил светосилу объектива в пользу более широкому диапазону фокусных расстояний.
Если улучшенные характеристики последних моделей вам не нужны, обратите внимание на прошлое поколение. Как правило, оно не исчезает с полок очень долгое время.
Выбор объектива
Большинство вопросов, касающихся выбора объективов, были раскрыты в статье «Что такое фокусное расстояние». Чтобы не повторяться, здесь рассмотрим только незатронутые нюансы.
К выбору объектива нужно относиться не менее ответственно, чем к выбору камеры. Обычно новички покупают фотоаппарат в комплекте с объективом (kit). Такой вариант допустим на первое время, но будьте готовы, что результат не впечатлит — как правило, комплектные объективы изготавливаются из дешевых материалов, имеют низкую светосилу и не соответствуют разрешающей способности современных матриц.
Другими словами, работая с китовым объективом, вы не получите максимальное качество картинки, на которое способен фотоаппарат. Этот неоднократно подтверждено тестами, например, в ролике фотоблогеров из Гонконга (канал Digitalrev tv). Материал старый,
но сохранил свою акутальность до сих пор.
При выборе оборудования можно пойти по двум направлениям. Купить комплект из дорогой камеры и «китового объектива», в расчете докупить более стоящее стекло в будущем. Или большую часть бюджета потратить на объектив, а на оставшиеся средства поискать камеру (body) с перспективой замены на более серьезную модель чуть позже. Профессиональные фотографы чаще выбирают второй вариант: формируют комплект необходимой оптики,
а камеры меняют каждые несколько лет.
Второй подход имеет ряд преимуществ:
Если желания разбираться в фокусных расстояниях, светосиле и других параметрах нет, лучше возьмите компактную камеру «премиум»-класса. За не очень большие деньги вы получите хорошую матрицу, оптику и много автоматических режимов в компактном корпусе.
Необходимые аксессуары
Карта памяти — необходимый элемент, без которого не получится использовать камеру
по прямому назначению. Для современных лучше выбрать высокоскоростной вариант накопителя не ниже UHS-I (U1).
Чехол или фотосумка. Важный элемент, который позволит сохранить «товарный» вид оборудования.
Аксессуары для чистки оптики. При активном использовании камеры внешняя линза объектива со временем покрывается частичками пыли. Поэтому важно своевременно чистить оптику. Используя подручные материалы, можно повредить внешнее покрытие линзы. Для чистки рекомендуется использовать специальные средства, которые можно приобрести по отдельности или комплектом. К ним относятся: кисточка, груша для сдувания пыли, чистящий спрей, салфетки для чистки оптики, чистящий карандаш.
Штатив. Понадобится для освоения многих техник фотографии. Например, при съемке фризлайта, создании HDR-фото, съемки ночного города или звездного неба.
Дополнительный аккумулятор или батарейная рукоять. Выручат в долгих фотосессиях, когда заряженная камера нужна на протяжении целого дня.
Светофильтры на объектив. Много разных видов, но не все имеют одинаковую полезность.
У кажого в арсенале должны быть:
Подытожим:
Выбирая камеру, определите свои нужды: качественная запись видео, естественная передача цвета, отличная резкость снимков, быстрый автофокус, высокое разрешение матрицы. На рынке представлены модели, которые сильны во всем, но стоят они совсем не дешево. При выборе первой камеры, скорее всего, придется идти на компромиссы.
Не тратьте весь имеющийся бюджет только на камеру. Помните, что понадобятся сопутствующие товары. Как минимум — карта памяти и фотосумка.
Не стремитесь купить новейшую модель. Рынок фототехники не самый динамичный среди потребительских товаров. Естественно, с каждым поколением камеры становятся совершеннее. Но это не всегда связано с качеством получаемых снимков. В последнее время производители делают упор на автофокусе и производительности при записи видео.
Подходите к покупке фотоаппарата разумно и рационально. Но, независимо от вашего выбора, помните: лучшая камера — та, которая с собой.
Упомянутые товары
PS. Всё ИМХО само собой.
Я писал материал, основываясь на собственном опыте. 8 лет назад купил свою первую камеру Sony а6000. И, пока не докупил к ней самый дешевый полтинник, с китом испытывал только боль. А сейчас этот «самый дешевый» полтинник в ДНС стоит 35 тысяч рублей, а самая дешевая камера к нему 44 тысячи рублей. Вот и получается комплект чуть менее чем за 80 тысяч. К слову, мне мой обошелся в 32 с магазина.
Теперь обратите внимание на компакты, приведенные в статье. У них всех большие матрицы, светлые зум-объективы и они все стоят минимум в полтора раза дешевле вышеописанного варианта. С ними можно работать в любых техниках, не сравнивайте с айфонами. А потом оставить в качестве второй камеры или компактного тревел-варианта. Или оставить в качестве единственного варианта.
Если нет планов к камере со сменными объективами покупать эти самые сменные объективы, лучше купить такой компакт. Качество получаемого материла однозначно окажется выше. Я верю в хорошие киты, но их по-настоящему мало. Например, мне так и не попались. Имел дело с кропнутыми китами для сони, никонов, кенонов и полнокадровым китом для сони (его все же оставил в качестве варианта для записи видео).
Понятно, что мы сейчас говорим про покупку в магазине. Но я старался написать текст таким образом, чтобы он был одинаково полезен как для тех, кто покупает новую технику, так и для людей, выбравших вторичку.
Гайд по выбору камеры для новичков: как, зачем и какую покупать в 2021 году?
Фотография как никогда популярна и доступна всем, у кого есть смартфон: жми на кнопку да отправляй в Instagram. Однако если вы хотите «почувствовать» процесс и получить результат своими руками, добавив творчества, без покупки настоящей камеры не обойтись и сегодня, в 2021 году. В этом материале мы рассмотрим подход к покупке зеркальных и беззеркальных камер.
Самые важные факторы при выборе камеры
Зеркальная или беззеркальная?
В конструкции зеркальных камер есть зеркало, которое перенаправляет вид из объектива прямо в оптический видоискатель. Таким образом, вы видите именно то, что видит ваша камера. На сегодня это самый популярный сегмент серьезных фотоаппаратов c самым большим числом аксессуаров и объективов. Они немного больше и тяжелее беззеркальных камер, как и объективы к ним.
Беззеркальные камеры (их также называют гибридными или системными) не имеют зеркала в конструкции, но вы все равно видите то же, что и ваша камера, — просто картинка транслируется прямо с сенсора на маленький электронный дисплей в видоискателе. Качество электронных дисплеев может сильно различаться в разных моделях, поэтому лучше увидеть разницу между ними в деле. Беззеркалки компактнее и легче зеркальных камер. Также, стараясь продавать новинки, производители делают их немного более «крутыми», чем зеркалки того же диапазона.
А сенсор важен?
Цифровые камеры используют для записи изображений не пленку, а сенсор. На рынке есть несколько типоразмеров сенсоров с разными названиями, что может сбивать с толку. Чтобы не устраивать технический ликбез, ограничимся аксиомой: чем больше размер сенсора, тем лучше качество фотографий на высоких ISO и при плохом освещении.
Чем хуже условия, тем заметнее становится превосходство больших сенсоров. Самые большие сенсоры — полноформатные (или фулфреймы). Следом за ними идут APS-C (или кропы), еще меньше по площади — Micro Four Thirds. Но даже они в десятки раз больше сенсоров в ваших телефонах. Даже профессиональные фотографы едва ли смогут отличить фотографии с фулфрейм-камеры от начальной камеры с APS-C-сенсором.
Так чем различаются фулфрейм, кроп и Micro Four Thirds?
Преимущества Micro Four Thirds: маленькие габариты и вес, компактная оптика с большими фокусными расстояниями. Но с темнотой и высоким ISO они справляются хуже.
Преимущества фулфреймов: вне конкуренции при плохих условиях освещения, многие замечают необъяснимый более качественный и мягкий «рисунок» фотографии. Качество изображения может вполне устраивать вас и через 13 лет после выпуска камеры, как, например, с Canon EOS 5D Mark II 2008 года. При этом они самые дорогие и тяжелые.
Камеры на базе APS-C-сенсора (Sony, Canon, Nikon, Fujifilm, Pentax) — золотая середина. Именно их мы рекомендуем для начинающих фотографов и фотографов-энтузиастов: они не слишком тяжелые и хороши по соотношению цены и качества.
Но если вам позволяет бюджет и вы точно уверены, что горите фотографией, полноформатные камеры будут отличной инвестицией.
Нужен ли поворотный дисплей?
Мы предпочитаем камеры с поворотным дисплеем. Благодаря ему вы можете снимать автопортреты, записывать видео и, самое главное, получать всю палитру ракурсов — от нижних точек до высотных. На определенные модели полноформатных и защищенных камер поворотный экран не ставят принципиально.
Какие бывают объективы и для чего они применяются?
Камеры со сменной оптикой позволяют вам решать любые креативные задачи: съемка издалека, съемка с размытым фоном, макросъемка, съемка пейзажей и портретов. Объективы для камер делятся на «фиксы» и «зумы».
Фикс-объективы отличаются фиксированным фокусным расстоянием — это значит, что зум вам придется делать только ногами. Но качество картинки, резкость и плавность оттенков гарантированы.
Зум-объективы позволяют менять «угол зрения» на сцену, приближаясь или удаляясь от объектов в кадре. Но они немного уступают в резкости и контрастности фикс-объективам того же ценового диапазона.
Что такое «полтинник»?
Считается, что фокусные расстояния, пригодные для съемки портретов, начинаются от 50 миллиметров и заканчиваются 135 миллиметрами. Так уж исторически сложилось, что 50-миллиметровые объективы наиболее часто используются в качестве портретных линз. Эквивалентное фокусное расстояние таких объективов, установленных на APS-C-камеру, — 75—80 миллиметров.
Фиксированное фокусное расстояние ограничивает и в то же время стимулирует к творчеству. Такая линза вынуждает вас думать, поскольку для оптимального ракурса придется ходить туда-сюда. Углы обзора портретных объективов приблизительно соответствуют углу обзора глаз человека (если линза установлена на полноформатный фотоаппарат). Есть мнение, что широкоугольные объективы вмещают слишком много объектов, а телеобъективы сильно схлопывают пространство, из-за чего изображение выглядит по-другому. А на линзе с фокусным расстоянием 50 миллиметров снимки получаются красивыми и аккуратными.
Еще один плюс — универсальность. Такой объектив не слишком широкий и не слишком длинный, годится и для пейзажей, и для портретов. Наконец, «полтинники» дешевле конкурентов с другими фокусными расстояниями и такой же светосилой. А объектив с диафрагмой F/2 и ISO 400 эквивалентен F/5.6 и ISO 3200 — примерно столько и получается на таком же фокусном расстоянии у китовых объективов.
Камера мне уже снится. Сколько денег я должен собрать?
Стоит иметь в виду, что при большом энтузиазме в фотографии вы захотите апгрейднуться с начальной камеры уже через год. При покупке фулфрейма вполне возможно чувствовать себя уверенно несколько лет.
Как правило, новые технологии в производстве сенсоров обеспечивают прорыв раз в четыре-пять лет. К примеру, съемка на ISO 1600 в 2010 году вполне справедливо считалась безумием, тогда как в 2021-м снимки на ISO 6400 можно беззаботно отправлять в крупную печать.
Вы можете снимать отличные фотографии любой камерой, выпущенной в прошлой декаде. Но если вы хотите быть на передовой в плане технологий, придется потратить чуть больше денег.
Слышал, что за беззеркалками будущее. Это правда?
Беззеркальные камеры медленно, но верно вытесняют зеркальные. Все производители фотоаппаратов двигаются в этом направлении.
Объективы для новых беззеркальных камер обычно дороже объективов для зеркалок, но они и превосходят их по всем параметрам: красоте боке, резкости по краям кадра, да и разрешающая способность оптики учитывает рост разрешения камер до 80—100 мегапикселей.
Вторичный рынок постепенно наполняется зеркальными объективами, их цена падает. Не самые популярные модели снимают с производства, но объективы-блокбастеры вне опасности и будут оставаться в таком статусе еще минимум десять лет.
Кропы, «полтинники»… Так что я должен покупать?
На данный момент мы можем порекомендовать несколько фотоаппаратов, покрутив которые вы точно поймете, чего вам хочется.
Fujifilm X-T200 — недорогая беззеркальная камера с 4K-видео и 24-мегапиксельным APS-C-сенсором, большим поворотным тачскрином и отличным китовым объективом. Как и все Fujifilm, отличается характерным дизайном.