фрейд представитель какой школы

Объять необъятное: основные школы психоанализа

«Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание»
Альбер Камю

Однажды возникнув, любое явление развивается. Этот закон природы применим ко всему, в том числе и к психоанализу. Поэтому не стоит удивляться, что вскоре после основания школы психоанализа Зигмунда Фрейда его последователи стали одну за другой открывать свои, разрабатывая все новые и новые направления. Каковы же они?

Откуда есть пошла.

Психоанализ — это не только не вся психотерапия, но даже не единственная из ее школ. Тем не менее, направлений в самом психоанализе великое множество. Зигмунд Фрейд разработал теоретический базис, опробовал его практическое применение, а также подвел философское обоснование и создал метод лечения. Все ближайшие соратники Фрейда признавали наличие бессознательного, были согласны с тем, что конфликт в психике приводит к ее расстройству, а при осознании бессознательного (влечения, страха, потребности) человек уменьшает внутреннее напряжение, а иногда и снимает сам внутренний конфликт. Терапия, основанная на классическом психоанализе, занимает долгие годы и требует регулярных и достаточно частых встреч пациента с врачом.

Однако этот базис, хоть и стал неоспоримой основой, оказался для многих категорически недостаточным. Мы уже говорили о направлениях, которые разрабатывали ближайшие соратники и последователи Фрейда — Адлер, Юнг и Фромм. Но число тех, кого интересовали все более широкие — или, напротив, узкие и глубокие — аспекты психоанализа, постоянно и неуклонно росло.

Зигмунд Фрейд выдвинул ряд идей, но, увы, не попытался свести их в единую систему, сосредоточив внимание на понятии Оно и эдиповом комплексе и упуская вопрос объектных отношений. А именно это понятие в психоанализе становится ключевым в 1940-х годах.

Эгоисты

Кроме уже упомянутых «столпов» психоанализа внимания заслуживают очень многие. И, к сожалению, у нас нет возможности рассказать вам о биографии, научных воззрениях и практических достижениях всех крупных психоаналитиков за последние более чем сто лет.

Одним из первых значительных ответвлений от классического психоанализа стала так называемая эго-психология (или персонологическая психотерапия). Такое название данная школа получила потому, что главный упор в изучении был смещен с Оно, которое больше всего интересовало самого Фрейда, на Эго. Основными представителями этого направления стали дочь Зигмунда Анна Фрейд, а также Хайнц Хартманн и Эрик Эриксон.

В центре интересов как самой Анны, так и ее последователей были детский психоанализ, принципы развития личности и ее защитных механизмов. Названия статей и книг говорят сами за себя: «Введение в психоанализ для педагогов» (1926), «Эго и механизмы защиты» (1936), «Психоаналитическое лечение детей» (1946), «Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития» (1965). С точки зрения исследователей, Я (или Эго) является средоточием страха и органом конфликта с окружающим миром. Но одновременно же Я — куда более независимо от Оно, нежели считал сам Фрейд. Я не только заведует нашими страхами, но и помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, а самой личности помогает достичь автономии. Анна Фрейд занималась изучением защитных механизмов Эго, Хартманн сделал упор на рациональное мышление и действие, Эриксон изучал стадии развития личности, выделив несколько возрастных фаз, перемежающихся возрастными кризисами.

Еще один нео

Помимо Эриха Фромма ярким представителем неофрейдизма стал Гарри Салливан, выдающийся американский психиатр и основатель трансперсонального психоанализа. Он, как и Фромм, предпринял попытку объединить сразу несколько направлений: психиатрию, психоанализ, психологию, социологию, философию и культурологию. Но если Фромм в итоге сводил все к дихотомии «любить или быть любимым», то Салливан, увлекшийся исследованиями шизофренических расстройств, пришел к выводу, что для того, чтобы понять природу психопатологии и помочь человеку, мало изучать лишь его личность.

Салливан считал, что на формирование психического расстройства оказывает влияние огромное количество социокультурных факторов. А само развитие индивидуума происходит в процессе взаимодействия человека с эмоционально значимыми для него людьми. Именно эта идея и легла в основу теории интерперсональных отношений.

Основной задачей для Гарри Салливана стало сближение психиатрии и социальных наук, потому что развитие человеческого Я он мыслил только в рамках взаимодействия этого Я с социумом и усвоения им социальных оценок и ролей. Очень многое для своей теории Салливан взял у Фрейда, кроме того, среди своих вдохновителей он называл Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, Чарльза Кули, а также Рут Бенедикт и Эдварда Шапиро.

Согласно воззрениям Салливана, человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему. Развитие индивидуума он представлял как процесс непрекращающегося обмена информацией между личностью и окружающим миром. Только родившись, каждый из нас испытывает потребность в контакте с другими людьми, и эта потребность биологическая. Отсутствие такого контакта не только нарушает процесс развития, но и ведет к психопатологическим нарушениям.

Ситуации взаимодействия с миром, в которые мы попадаем на протяжении всей жизни, с момента рождения и до смерти, являются повторяющимися. И каждый усваивает определенный алгоритм действий — реакции на определенную ситуацию.

Еще одним важным фактором для развития человека является тревога. Салливан выделяет два ее типа: а) биологически обусловленный «нормальный» страх при восприятии реальной угрозы и б) приобретенная тревога, не связанная с реальными опасностями, которая вызывает дезорганизующее напряжение. Без первой невозможно существование, такой страх — залог выживания. Вторая — мощнейший блок в развитии творческого потенциала личности и причина тяжелых нарушений во взаимодействии с обществом.

Большое внимание Салливан уделял вопросу защитных механизмов, в частности сновидениям, мифам и мифологемам, причем как общим для всего человечества, так и личным мифам, которые, согласно его воззрениям, являются персональной защитой для каждого из нас.

Салливан намного опередил свое время, его идеи лежат в основе групповой и семейной терапии, которая начала развиваться только в конце ХХ века.

Из материнских рук

Возможно, для человечества было счастьем, что долгие века официально миром правили мужчины! Ведь схватки между женщинами порой выходят куда более свирепыми, нежели между самыми доминантными представителями сильного пола. Одно из таких сражений произошло и на полях психоанализа, когда в непримиримой борьбе идей сошлись две представительницы пола прекрасного и, как принято считать, слабого — Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

фрейд представитель какой школы. 69. фрейд представитель какой школы фото. фрейд представитель какой школы-69. картинка фрейд представитель какой школы. картинка 69

Обе они изучали развитие человека в ранний, «доэдиповский» период, начиная буквально с младенчества и до начала полового созревания. Но если Анна Фрейд сделала упор на исследование защитных механизмов, оставаясь, в принципе, в русле классического психоанализа, то оригинальные взгляды, идеи и методы Мелани Кляйн подвергались жесточайшей критике со стороны сторонников ортодоксального направления. Этот раскол в британской школе психоанализа сохраняется и по сей день.

Мелани Кляйн первой из психоаналитиков высказала идею о том, что основным фактором развития личности являются отношения младенца с матерью, а также конфликт между инстинктами жизни и смерти. Влечение к жизни порождает способность любить и проявление либидо, влечение к смерти — деструктивные импульсы и агрессию.

«Всю мою жизнь можно уместить в одно предложение: «Я работала с детьми»» Анна Фрейд

Взгляды Кляйн были не просто революционными — для большинства ее современников, даже тех, кто сам был психоаналитиком, они были шокирующими. Она стала фактически создательницей детского психоанализа. С детьми работала и Анна Фрейд, но и она полагала, что до семилетнего возраста психоаналитическая работа с ними невозможна. Кляйн же создала методику и технику для проведения анализа состояния детей всех возрастов.

Аналогом метода свободных ассоциаций для детей стала игра. Именно в ней, по мнению Кляйн, дети выражали свои желания, фантазии, проблемы и опыт. Игрушки становились для малышей символом внешних и внутренних объектов, ассоциируясь у них как с теми, кто представляет угрозу или несет агрессию, так и с теми, кто дает им защиту и убежище.

фрейд представитель какой школы. 70. фрейд представитель какой школы фото. фрейд представитель какой школы-70. картинка фрейд представитель какой школы. картинка 70

Мелани Кляйн огромное внимание уделяла изучению эмоций негативных и разрушительных: ненависти, зависти, агрессии. Она считала, что с самого рождения ребенок испытывает чувства страха, неуверенности и угнетения и с самого рождения в нем начинают срабатывать механизмы переноса и контрпереноса. Агрессия, жадность, желание причинить зло — ребенок не хочет представлять себя таким и инстинктивно переносит эти «плохие» эмоции на ближайшее окружение, а это в большинстве случаев — его мать. И потому так важна для развития личности материнская любовь, тепло материнских рук, понимание и готовность защищать, ведь только это помогает индивидууму, еще и не осознающему полноценно не только самого себя, но даже ту, кто дала ему жизнь, разделяя, расщепляя образ матери на плохой и хороший, не просто преодолеть изначальную агрессию и депрессивный настрой, но и начать развитие в позитивную сторону.

Кляйн дала возможность психотерапевтам работать с пациентами совсем юного возраста, ввела понятия проективной идентификации, проекции и интроекции, доказала существование у ребенка в доэдиповом периоде мощного и агрессивного Супер-Эго. Но особое значение для дальнейшего развития психоанализа имело то, что она фактически заложила основы теории объектных отношений.

Мелани Кляйн изначально получала образование в области истории и искусства. В возрасте 32 лет, находясь в депрессии, она обращается к психоаналитику Шандору Ференци и начинает интересоваться этой методикой. Пройдя курс психоанализа, Кляйн занялась самостоятельной практикой; первыми ее «объектами» были собственные дети.

Главней объекта зверя нет!

Теоретические построения Мелани Кляйн настолько сильно потрясли мир психоанализа, что стали основой для зарождения целой школы, получившей потом название британской, так как все ученые, работавшие в этом направлении, проживали в Великобритании. Их имена теперь известны всему медицинскому миру: Винникотт, Спитц, Боулби, Балинт, Фейрбейрн, Гантрип и другие.

Представители британской школы полагали, что не влечения играют главную роль в формировании психики, а характер отношений с матерью и другими значимыми фигурами в окружении ребенка — объектами. А потому это направление получило название теории объектных отношений.

Наиболее известным представителем теории объектных отношений является Дональд Вудс Винникотт (1896-1971). Детский врач по образованию, он оставил педиатрию, чтобы заняться психоанализом. Основой его концепции было выделение внешней и внутренней реальности для личности и разграничение внутренней реальности и фантазии. Сам Винникотт говорил: «Понятие „психическая реальность» не оставляет места для фантазий; понятие „внутренняя реальность» предполагает существование и внутреннего, и внешнего мира, а следовательно, также существование ограничивающей мембраны».

Внутренняя реальность не существует изначально, она формируется в три этапа: интеграция, персонализация и реализация. Младенец не интегрирован в реальность, и при определенных условиях он может так и остаться не включенным в окружающий мир или снова вернуться в состояние неинтегрированности.

«Без любви ребенка можно вскормить. Но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не позволит ему стать самостоятельным человеком» Дональд Винникотт

В существование врожденных фантазий и интрапсихических структур Винникотт не верил. Самым важным с его точки зрения был контакт ребенка и матери. Мать — главный объект для младенца и его проводник в реальный мир, единственная, кто дает ему возможность приобрести качества личности.

Ребенок проходит несколько стадий зависимости: абсолютная (когда он не контролирует то, что происходит, а только принимает заботу и защиту), относительная (выражает потребности и осознает связь между требованием и его удовлетворением) и путь к независимости (у ребенка возникает возможность обходиться без реальной заботы, накапливаются воспоминания о заботе и развивается доверие к внешнему миру). Если мать отсутствует, ребенок сначала переносит потребности на переходный объект, потом отказывается и от него, обретая самостоятельность.

Дональд Винникотт считал, что родители (в первую очередь мать) могут «позволить себе» небольшие ошибки в процессе воспитания подрастающего поколения, так как это необходимо для развития ребенка и формирования у него адекватного представления о мире.

Еще одно направление в психоанализе возглавил Хайнц Кохут (1913-1981). В конце 1960-х годов он основал собственное направление в психоанализе и психотерапии, которое получило название психологии самости, или «селф-психологии». Основные положения этой теории изложены в трех его работах: «Анализ Я» (1971), «Восстановление самости» (1977), «Как лечит анализ?» (1984).

Основные понятия теории самости следующие. Я («селф», самость) — это ядро личности, которое развивается в процессе взаимодействия врожденных способностей и взаимоотношений личности с окружением, значимыми для нее людьми.

Значимые объекты переживаются как часть нашего Я и обозначаются как «селф-объекты». На субъективном уровне «селф-объект» воспринимается как Другой. Я (самость) взрослого человека может быть зрелым или патологическим. Зрелая личность обладает здоровыми амбициями, талантами, навыками, идеалами. При патологии Я проявляет себя как архаическое, с доминированием психических структур и особенностей, свойственных ребенку. Иногда Я оказывается фрагментированным, связи между отдельными частями личности нарушены, иногда — как опустошенное со снижением жизненной силы.

Теория самости разрабатывалась в процессе работы Кохута с пациентами, страдающими нарциссическими расстройствами. И это наложило определенный отпечаток на его концепцию. Основной проблемой у людей с нарциссическими расстройствами Кохут полагал глубокую неудовлетворенность потребности в уважении, одобрении и причастности к другим людям. В связи с этим он рассматривал Я как рефлексивную структуру, выполняющую функцию самоотображения и самоотношения. На одном полюсе Я находятся его претензии (потребность в достижениях, признании, господстве), а на другом — идеализированный образ родителей.

Опираясь на этот опыт работы, Кохут вывел теорию дефицита, отличающуюся от фрейдовской теории конфликта. И целью психотерапии он считал не проработку конфликта, а оказание помощи по формированию новой психической структуры пациента.

Помимо изучения объектных отношений Кохут много времени уделял и изучению девиантного поведения у детей, считая его реакцией на лишения.

В системе Хайнца Кохута важнейшее место занимает понятие «эмпатия» — способность осознанно сопереживать другому человеку.

Отдельную нишу занимает в этом направлении один из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков современности — Отто Кернберг (1928 г. р.). В свое время он был большим приверженцем теории Мелани Кляйн, но за много лет сумел объединить ее постулаты с идеями Малер, Эриксона и ряда других исследователей, назвав в итоге собственную теорию эго-психологией. Но по сути он создал интегрированную теорию объектных отношений, адаптировав ее к лечению психических расстройств.

фрейд представитель какой школы. 71. фрейд представитель какой школы фото. фрейд представитель какой школы-71. картинка фрейд представитель какой школы. картинка 71

Объединив классическую и более поздние теории, Кернберг разработал психоаналитическую модель личности в состоянии нормы и патологии. Главную роль в развитии личности он отводит аффекту: «Аффекты связывают ряды недифференцированных Я-объект-репрезентаций таким образом, что постепенно создается сложный мир интернализированных объектных отношений, окрашенных удовольствием или неудовольствием». Два влечения психоаналитик считает главными: агрессивное и либидонозное. В любом человеке постепенно формируются две стабильные интрапсихические структуры — любовь и ненависть; согласованные между собой внутри, они образуют стабильные рамки психического опыта и дают человеку поведенческий контроль. Также Кернберг разработал собственную классификацию и характеристику ряда психических расстройств с точки зрения их связи с агрессией.

Кернберг выделяет три структурные организации личности: невротическую, пограничную и психотическую. Организация личности зависит от того, насколько человек воспринимает собственную идентичность, насколько развит механизм защитных реакций и насколько высока способность индивидуума воспринимать и осознавать реальность.

В настоящее время Отто Кернберг является одним из самых авторитетных и влиятельных психоаналитиков в мире.

Разумеется, это далеко не все направления современного психоанализа, но основные его тенденции. О некоторых школах — экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и других — мы еще поговорим ниже, в отдельных главах.

Мелани Кляйн, Дональд Винникотт, Майкл Балинт считаются представителями так называемой теории объектных отношений, согласно которой мироощущение человека, его контакт с окружающим миром зависят от опыта, полученного в семье в младенческом возрасте. Эта версия делает больший акцент на «внешних объектах», нежели учение Фрейда.

Источник

Общая психология

Основные направления психологии

1. Бихевиоризм

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма:

Теория связей Торндайка

Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Оперантный бихевиоризм Скиннера

Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

Когнитивный бихевиоризм Толмена

В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *