хабза это какое образование
История о том, как создать в глуши «Оксфорд» по-белорусски
Отец получал 2 миллиона, грустил. Мать вставала в 4 утра, кормила корову, шла в колхоз, возвращалась затемно. Пацан плелся в школу и не понимал зачем. Зима становилась весной, а облака отскакивали от шпиля костела Рождества Девы Марии… И все в Видзах катилось по накатанной, пока в местном колледже не решили, что жизнь нужно украшать, ведь никто этого не сделает за нас. История необычного для Беларуси образовательного учреждения — в жизнеутверждающей рубрике «Оптимисты».
Михаил Смирнов возглавил Видзовский государственный профессионально-технический колледж 13 лет назад. До этого работал в сельском хозяйстве. Обладатель различных медалей и наград. О них за время нашего разговора он скромно не упомянул ни разу.
В видзовском колледже вот уже больше десятка лет осуществляют уникальный для страны эксперимент, сделав из образовательного объекта градообразующее предприятие, живущее в формате «государство в государстве». 18 зданий и сооружений, лаборатории, солнечные батареи, подсобное хозяйство на 1500 гектаров, озера в аренде, собственное производство молока, мяса, зерна, фруктов, своя деревообработка и масштабные бизнес-планы — все это WIDZY COLLEGE. Смелая попытка жить не как все.
«Многие дети сейчас растут без родителей, к сожалению»
Парень с любопытством смотрит на фотоаппарат: кто это тут приехал? Стучат мячом в спортзале, в аудиториях все больше пацаны. Обычная видзовская пятница.
Директор долго водит нас по своим объектам. Тут небогато, но порядок. Нет зеленых оксфордских лужаек и зданий, простоявших тысячу лет… Но о сравнениях — в конце.
— Что в головах у пацанов и девчонок, закончивших 9—11-й класс? Хотят ли они чего-то от жизни? — начинаем разговор.
— Процентов 50 хотят хороший телефон купить. Это все меркантильные задачи, детские. С возрастом пройдет. Сложнее с теми, кто ходил в городскую школу. У них совсем каша в голове. Школа в этом плане недорабатывает. И с постановкой задач, и с мотивацией. Чего они хотят? Да ничего. С ориентирами приходится работать нам.
Я не буду выдумывать, что у нас какая-то особенная модель, что-то откровенно новое. Все просто: каждый из учеников участвует полноценно в жизни колледжа. В работах по самообслуживанию, в строительных работах, в готовке. Они собирают урожай, занимаются переработкой, стоят на «вахте» в общежитии. Со временем проникаются всеми аспектами труда. Если оставить многих из этих ребят без работы, не запрячь жестко, то мы упустим их навсегда.
— В колледже на периферии совсем другой контингент, отличный от городского. У нас много детей из неполных семей. Есть ребята из детских домов, прекрасно знающие слово «права», но не желающие поначалу запоминать слово «обязанности». Есть ученики, у которых родители и по два миллиона старыми не зарабатывают, еще при этом нередко пьют. Сложный контингент. И приходится уже говорить о наследственности, к сожалению.
При этом у нас нет таких проблем, которые есть в городах. К примеру, на территории не курят.
Хочешь курить — «три наряда вне очереди». Пойдешь коровам хвосты крутить.
Это я условно, конечно: никакого самоуправства нет. Все в рамках учебной программы, которую они должны изучить. Но такой метод работает. Детям нравится, когда есть диcциплина и порядок. Когда возвращаются с практики в каком-нибудь колхозе, говорят: вот у нас в колледже правильно, а там — нет.
— Вы говорите, что у пацана после школы в голове «ничего». Кто в этом виноват? Педагоги или родители?
— Сложный вопрос. Есть родители, которые уделяют мало внимания своим детям. А школа им этот недостаток компенсировать не может. Уроки проверили, зарплату получили — иди, парень, домой. У нас по-другому. Нам приходится их учить всему: носки стирать, зубы чистить, душ принимать. Некоторые, извините, постели белой не видели. Когда составляли акты обследования жилищных условий, ужасались порой. Про это тоже надо говорить.
Моем их, чистим — и через пару месяцев это уже другой человек. А потом ребенок работает, видит результаты своего труда. Это и есть воспитание. У нас замечательный коллектив неравнодушных людей, которые искренне хотят, чтобы у ребят все в жизни получилось.
Полуфабрикаты
— Проблема вузов, в том числе минских, профильных, в том, что они готовят «полуфабрикаты», — рассуждает собеседник. — Приходит оттуда в реальную жизнь молодой человек, потративший 4—5 лет на учебу, и из него снова надо что-то «лепить». Ему не хватает практики, он не приспособлен для работы в таких тяжелых экономических условиях, как у нас сейчас. Но родители по-прежнему тратят большие деньги, желая получить диплом о высшем образовании, который после никому не нужен. В результате в обществе появилась непонятная прослойка неприспособленных к жизни, но чрезвычайно амбициозных людей. Идут постоянно звонки — «помогите с трудоустройством». Женщины с высшим образованием готовы работать уборщицами! Такие реалии.
Выпускник нашего колледжа готов ко всему. Потому что ученик 5 лет варится в настоящей жизни. Поступил после 9-го класса, окончил первую ступень, его зацепило — учится дальше. И когда приходит уже на предприятие работать, ему все легко, он там уже на передовой был, знает, почем фунт лиха.
Об имидже и «хабзе»
— ПТУ и «хабза» до недавнего времени были ругательными словами, да и сейчас все еще не очень приятно звучат. Стоит ли удивляться, что все мечтают о высшем образовании?
— Я вам расскажу историю. Встречаю как-то в минском магазине парня. Подходит, руку жмет: «Как там НАШ колледж?» Я и не помню его уже. А они помнят. Видзовский колледж — это бренд, хотя мы не сразу, конечно, к этому пришли. Это был тяжелый путь.
Имидж нужно формировать из мелочей. Вот вам пример. У нас работает 14 кружков. Звучит скучно. Но достаточно показать ребятам, что делают в этих кружках, и у них загорятся глаза. К примеру, есть огромный джип, который сделали своими руками, — аналогов в СНГ не имеется. База — ГАЗ-66, «морда» от «Волги», капот от «Москвича», кузов — от Ford Explorer. Машина на ходу. Собрали катер шикарный с «сердцем» от BMW. В фойе стоит мотоцикл. Создали популярный музей. Это такие «фишечки», как сейчас выражаются. Изюминки, благодаря которым они потом не стыдятся — «ай, закончил хабзу», а говорят с гордостью, где учились.
Мы и бренд свой развиваем так, чтобы он звучал гордо — Vidzy college. Нормально же звучит? Так и должно быть. Нашли флаг поселка первыми — золотая пчела на красном щите. Имеем собственный флаг. Это тоже «фишки». Поймите, пока мы не начнем сами для себя жизнь украшать, толку не будет. Будет существование, а не развитие.
О бизнесе и образовании
— Принято считать, что в образовании не может быть денег, поэтому и развитие так себе. У вас какая-то своя модель?
— В Витебской области 12 заведений, которые имеют в составе, как и мы, так называемые учебные хозяйства. Разница в масштабах. У нас «внебюджетом» занимаются 19 человек. У остальных гораздо меньше. Фактически мы не зависим от государственного недофинансирования, а в год зарабатываем чуть больше 300 000 рублей новыми. Крутимся, ищем партнеров. Bosch, например, с нами сотрудничает. В бизнес-части те же проблемы, что и у других сейчас. Переработчики не платят за продукцию, которую сдаем. 100 тонн яблок сдали в Борисовское райпо — деньги зависли. И так далее.
Вот что мы поняли наверняка. Для успешной работы надо переходить на самообеспечение. Мы занимаемся различными видами деятельности, даже собственную выпечку и хлеб стали делать, возрождая видзовские традиции. Это в разы дешевле.
— Директору важно быть менеджером или педагогом?
— Важно и то и другое. Но педагогика — на первом месте. На самом деле я не мог понять сразу, зачем нужны менеджеры в сфере образования, а потом и диплом такой получил. Сейчас думаю: без бизнес-навыков нельзя, такое уже не пройдет.
О выживании и нейронных сетях
В колледже получают 14 рабочих квалификаций. На дневном отделении учатся 250 человек, на заочном — около 60. Еще 500 взрослых каждый год проходят через отделение дополнительного образования.
— О престижности каких-то отдельных специальностей сейчас можно говорить?
— Сложно выделить что-то одно. После 9 классов ребята идут на 3 года обучения с блоком квалификаций: тракторист-машинист, слесарь по ремонту машин и оборудования, водитель категории «С». Но кроме того, — и мы это рекомендуем — можно дополнительно получить квалификацию сварщика, станочника. И вот если на выходе у выпускника больше 5 квалификаций, он точно не пропадет. Для этого, правда, нужно пахать, ходить на дополнительные занятия.
— Вы говорите с ребятами о зарплатах, которые их ждут?
— Наши ребята — реалисты. Мы им объясняем так: кто хочет заработать, тот всегда сможет это сделать. Но зарабатывать надо честно. А для этого нужно учиться. Не какие-то общие слова — единственный сейчас вариант.
С зарплатой все сложно и одновременно просто. Все зависит от планки, которую себе поставишь. Если лодырь и хвосты коровам расчесываешь — одна зарплата. Тракторист с категорией «А» — вторая. А если все категории — это уже другой уровень. Получил категорию «С» — тут же должен получить «Е», чтобы пойти на фуру в перспективе, чтобы был и такой вариант. Чем больше навыков ты получишь, тем больше будешь приспособлен к жизни. Ребята со временем понимают: они приходят сюда, чтобы получить специальности, которые помогут им выжить.
— Мы сейчас о категориях и выживании, а разработчики нейронных сетей тем временем утверждают, что большинству «ручных» специальностей осталось не более 100 лет. Вы в это верите?
— Все говорят о воспитании людей труда. А как воспитать не исполнителя, а, к примеру, фермера? Человека, который не побоится открыть что-то свое?
— Навыков, которые они получают, хватит и для фермерства. Вопрос ведь не в навыках. Не каждому дано быть предпринимателем и открывать что-то свое, начинать с нуля. Это уже внутренняя мотивация. А сейчас такие времена, что многие, наоборот, хотят пойти на организованное предприятие, где есть стабильность. Но и бизнесом часть наших выпускников занимается, куда без этого.
Мечты о Vidzy City: гостиница, кафе, ресторан, туризм
— Листаю ваш список квалификаций. Есть такая — «повар-официант». С точки зрения карьеры, вдалеке от столицы — не очень перспективно.
— Это вам так кажется. Уже сейчас есть высокий сезонный спрос на поваров и официантов. Мы специальность открыли только в этом году, в качестве эксперимента, и видим потенциал. Вы же знаете: Браславщина — белорусская Швейцария, агротуризм, большие планы… И людям в этой сфере нужны знания. Соответственно — нужна квалификация и переквалификация. Но я смотрю на все это глубже. Как можно учить чему-то на пальцах? Хотим организовать учебно-образовательный комплекс, или, как сейчас модно говорить, кластер, связанный с туризмом. Чтобы на практике обучать по специальности «туризм и гостеприимство».
Смирнов говорит, что коллектив колледжа давно перешел от слов к делу. В столовой сейчас оборудуют лабораторию для обучения поваров. К июлю к ней сделают пристройку, и в Видзах появится первое полноценное кафе на 140 «квадратов».
— С кухней 19-го века в лучших белорусских и литовских традициях — с домашними блюдами, всякими колбасками и бульбянками, со свежей вкуснейшей выпечкой. И без алкоголя. Это будет место для жителей поселка и для проезжающих туристов. А главное, что практику в нем будут проходить наши ребята. Бесценный опыт.
Откуда появилось и что означает слово «хабза»?
Словечко прижилось, а смысл забылся. Во времена ФЗУ полное среднее образование не было всеобщим и бесплатным, поэтому для молодёжи из рабочих бедных семей (да, были в СССР и такие, особенно после войны) обучение в «фабзе» или «хабзе» было естественным развитием событий. А многие просто начинали работать, куда брали, после 7 классов. Именно о периоде, когда у всех появилось право и возможность получить полное среднее образование, позволявшее поступать в вуз, и рассказывается в весёлом фильме «Большая перемена», именно поэтому за партами там оказались дяденьки и тётеньки.
Серьёзные изменения в системе народного образования, происшедшие после смерти Сталина, не только привели к тому, что к середине 60-х советское школьное образование по-праву считалось одним из лучших в мире, но и к появлению пренебрежительного отношения к Профессионально-Техническим Училищам, к стремлению любыми ухищрениями просидеть в школе 10 бесплатных (по-настоящему для всех) лет. А ведь в ФЗУ и ПТУ давали настоящие профессии, нужные при любых дефолтах и чёрных четвергах. Рабочий класс официально считался «гегемоном», а на самом деле в обществе росло нежелание относиться к этому теоретическому «гегемону», поскольку настоящим хозяином в СССР всегда был бюрократ, а таких в «фабзе»/»хабзе» не готовили.
Связанные словари
Хабза
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё парочку толковых новостей по тематике студенческого сленга. Например, что значит Абитуха, как понять слово Камчатка, что такое Бенч, что означает Голимый и т. п.
Итак, продолжим, что значит Хабза? Этот жаргонизм произошёл от аббревиатуры «ФЗУ», что можно расшифровать, как «фабрично-заводское ученичество».
На самом деле, как вы наверное догадались, правильнее было бы произносить » Фабза«, и в те далёкие времена, так собственно и говорили. Школы ФЗУ просуществовали до 1958 года, и затем были переименованы в ПТУ, и именно по этой причине, всех пэтэушников иногда величают уничижительным словечком «хабза». Кстати, не все знают, что в СССР полное среднее образование было бесплатным не всегда, и поэтому, те кто хотел подняться, должны были выкладывать деньги за образование своих детей. В то время, как учащиеся из бедных рабочих семей, должны были оканчивать семилетку, и отправляться на работу в этом «нежном» возрасте. Некоторые из них продолжали учиться в Фабзе, что тогда считалось естественным развитием события для неимущей молодёжи.
Именно Сталин положил начало советскому образованию, которое считалось лучшим в мире. Однако, тогда же появилось презрительное отношение к » Профессионально-Техническим Училищам«, в которые поступали люди не далёкие, и не имеющие возможности учиться в Университете.
Уже в демократическое время, множество ПТУ было переименованы в лицеи и колледжи, но суть осталась прежняя Хабза, она и в Африке Хабза.
Сегодня снова появился перекос в образовании, когда всяких адвокатов, клерков, и банковских служащих хоть «ж*пой жуй», а толковых слесарей, токарей и сварщиков днём со огнём не сыскать. Либеральное быдло четверть века пропагандировала свои гнилые ценности, приведя страну к разрухе.
Прочтя эту небольшую статью, вы теперь будете знать, что значит Хабза, и больше не окажетесь в затруднительном положении, если вам вдруг снова встретится это словечко.
Нижняя хобза. Нижняя хобза Хобза что означает
Именно Сталин положил начало советскому образованию, которое считалось лучшим в мире. Однако, тогда же появилось презрительное отношение к «Профессионально-Техническим Училищам «, в которые поступали люди не далёкие, и не имеющие возможности учиться в Университете.
Уже в демократическое время, множество ПТУ было переименованы в лицеи и колледжи, но суть осталась прежняя Хабза, она и в Африке Хабза.
Сегодня снова появился перекос в образовании, когда всяких адвокатов, клерков, и банковских служащих хоть «ж*пой жуй», а толковых слесарей, токарей и сварщиков днём со огнём не сыскать. Либеральное быдло четверть века пропагандировала свои гнилые ценности, приведя страну к разрухе.
нижнехо́бзинцы, нижнехо́бзинец, нижнехо́бзинка
Координаты : 43°43′23″ с. ш. 39°34′33″ в. д. / 43.72306° с. ш. 39.57583° в. д. / 43.72306; 39.57583 (G) (Я)
География
Нижняя Хобза расположена в узкой долине у черноморского побережья. Рельеф местности в основном холмистая, местами обрывистая. Основное население микрорайона проживает у побережья или вдоль речной долины. Средние высоты на территории аула составляют около 28 метров над уровнем моря. Абсолютные высоты достигают 300 метров над уровнем моря.
Климат в ауле влажный субтропический. Среднегодовая температура воздуха составляет около +13,7°С, со средними температурами июля около +24,2°С, и средними температурами января около +6,2°С. Среднегодовое количество осадков составляет около 1450 мм. Основная часть осадков выпадает зимой.
Этимология
Курорты
В микрорайоне расположено несколько санаторий, пансионатов и баз отдыха. Развивается гостиничный комплекс.
Экономика
Основную роль в экономике микрорайона как и в целом по Сочи, играют туризм и садоводство. К востоку от посёлка расположены несколько крупных садово некоммерческих товариществ :
Улицы
Хобза
Смотреть что такое «Хобза» в других словарях:
Хобза Хутор — (Лоо,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Магнитогорская 23/47, Лоо, Россия … Каталог отелей
Хобза (приток Адагума) — Данные водного реестра У этого термина существуют и другие значения, см. Хобза (значения). Хобза (Хопс) Характеристика Длина 12 км Площадь бассейна 34,3 км² Бассейн Варнавинский Сбросной канал … Википедия
Список улиц Сочи — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Лазаревский район — Муниципальное образование город курорт Сочи Год основания: 1945 год … Википедия
Реки Краснодарского края — Курсивом отмечены реки, расположенные за пределами края. (п) правые притоки (л) левые притоки Бассейн Азовского моря Дон Маныч (л) Егорлык (л) Рассыпная (л) Меклета (л) Калалы (л) Расшеватка (п) Татарка (л) Кагальник Эльбузд (л) Россошь (п) Мокра … Википедия
Лесная (платформа, Краснодарский край) — Координаты: 43°42′57″ с. ш. 39°33′58.8″ в. д. / 43.715833° с. ш. 39.566333° в. д. … Википедия
Верхнелооский сельский округ (Сочи) — Верхнелооский сельский округ Лазаревский район … Википедия
Верхнелооский сельский округ — Лазаревский район Перепись населения: 2010 … Википедия
Нагульян, Мартирос Карапетович — Мартирос Карапетович Нагульян Дата рождения 1 октября 1920(1920 10 01) Место рождения в селе Верхняя Хобза Лазаревского района, Краснодарского края Дата смерти 6 апреля 1945 … Википедия
Лазаревский район Сочи — Лазаревский район часть Большого Сочи, занимает территорию вдоль побережья Черного моря между поселками Шепси и Мамайка. На его территории расположены курорты Магри, Макопсе, Совет Квадже, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Уч Дере, Дагомыс.… … Географическая энциклопедия