хадисов какого вида меньше всего

30 разновидностей хадисов

хадисов какого вида меньше всего. 328639 INNERRESIZED600 600 Libri. хадисов какого вида меньше всего фото. хадисов какого вида меньше всего-328639 INNERRESIZED600 600 Libri. картинка хадисов какого вида меньше всего. картинка 328639 INNERRESIZED600 600 Libri

30 разновидностей хадисов

В книгах «Махзен-ул-улюм» и «Эше’ат-ул-леме’ат » приводится следующий список разновидностей хадисов:

1 – «Хадис-и Мурсаль» – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (мир ему и благословение Аллаха).

2 – «Хадис-и Муснад» – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

«Хадис-и Мюснад» бывает двух видов: «Муттасиль» и «Мункати».

3 – «Хадис-и Муснад-и муттасиль» – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (мир ему и благословение Аллаха) являются надежными, проверенными людьми.

4 – «Хадис-и Муснад-и мункати» – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.

5 – «Хадис-и Мевсуль» – Хадис из разряда «Хадис-и Муснад-и муттасиль», при передаче которого Сахаба сообщает: «Слышал я от Посланника (мир ему и благословение Аллаха)».

6 – «Хадис-и Мутаватир» – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным хадисам необходимо верить, отбросив всякие сомнения.

7 – «Хадис-и Мешхур» – Хадис, переданный поначалу лишь одним человеком, но в последующие века ставший весьма известным. Другими словами, хадис этого разряда был передан лишь одним Сахаба, от которого впоследствии передатчиками стало большое количество людей, и так до самого последнего услышавшего этот хадис. То есть, этот хадис обретает степень «Мутаватир» со второго поколения передатчиков.

8 – «Хадис-и Мэвкуф» – Хадис, в числе передатчиков которого известны все лица, вплоть до Сахаба, но при передаче которого Сахаба не говорит, что слышал лично сам, а сообщает в форме: «Посланник Аллаха сказал следующее».

9 – «Хадис-и Сахих» – Хадисы разрядов «Муснаад-и муттасиль», «Мутаватир» и «Мешхур», переданные надежными, известными своей праведностью людьми, достигшими степени «Знаток хадисов».

10 – «Хабар-и Ахад» – Хадисы разряда «Муснад-и муттасиль», передатчиком которого являются лишь по одному человеку в каждом поколении.

11 – «Хадис-и Му’аллак» – Хадис, в цепи передатчиков которого отсутствует имя Сахаба, или неизвестны имена передатчиков нескольких первых поколений, или неизвестно имя ни одного из передатчиков. Сюда же относятся и хадисы «Мурсаль» и «Мункати».

12 – «Хадис-и Кудси» – Смысл хадиса был передан Всевышним Аллахом, а слова принадлежат Благородному Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).В момент высказывания подобных хадисов, Посланника (мир ему и благословение Аллаха)окутывало некое сияние, и по его состоянию было видно, что он передает слова Всевышнего Аллаха.

13 – «Хадис-и Кави» – Хадисы, после высказывания которых читаются айаты Священного Корана.

14 – «Хадис-и Нэсих» – Хадисы, высказанные в более позднее время.

15 – «Хадис-и Менсух» – Хадисы, высказанные в первый период жизни, но затем отмененные.

16 – «Хадис-и Аам» – Хадисы, высказанные для всех людей.

17 – «Хадис-и Хаас» – Хадисы, высказанные лишь для одного человека.

18 – «Хадис-и Хасен» – Хадисы, переданные надежными, праведными людьми, но не являющимися специалистами религиозных наук (муджтахидами).

19 – «Хадис-и Макту» – Хадисы, в цепи передатчиков которых известны имена лишь до поколения Табиунов и переданные каким-либо Табиуном.

20 – «Хадис-и Шаз» – Хадисы, переданные кем-либо со словами: «Слышал я от такого-то мухаддиса». Такие хадисы принимаются, но не могут служить доказательством. Если же имя ученого не является известным, то хадис не принимается вовсе.

21 – «Хадис-и Гариб» – Хадисы из разряда «Сахих», но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было проявлено сомнение кем-либо из ученых.

23 – «Хадис-и Мухкам» – Хадисы, не требующие толкования (Та’виль).

24 – «Хадис-и Муташабих» – Хадисы, требующие толкования.

25 – «Хадис-и Мунфасыль» – Хадисы, в цепи передатчиков которых есть разрыв. То есть, забыты имена передатчиков (рави) промежуточных поколений.

26 – «Хадис-и Мустафид» – Хадисы, переданные более чем тремя передатчиками.

27 – «Хадис-и Муддариб» – Хадисы, выражающие противоположный смысл, полученные разными авторами произведений из различных ненадежных источников.

28 – «Хадис-и Мэрдуд» – Слова, не имеющие смысл, и не отвечающие правилам передачи хадисов.

29 – «Хадис-и Муфтери» – Слова Мусайлама-ту-ль-каззаба (самозванца), а также слова отступников, лицемеров, псевдоученых (зындык) и им подобных. Ученые Ахль-ас-Сунна ва-ль-Джамаа приложили немало сил, чтобы отделить подобный мусор (хадисы Мэрдуд и Муфтери) от истинных высказываний Посланника (мир ему и благословение Аллаха).В книгах ученых Суннитов такие «хадисы» отсутствуют.

31 – «Эсэр» – Так называют хадисы разряда «Мевкур», «Макту» или хадисы в виде мольбы (Дуа) разряда «Мерфу».

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Источник

Классификация хадисов в зависимости от их приемлемости

Хадис может быть или приемлемым или отвергаемым. Приемлемый хадис — достоверный («сахих»), отвергаемый хадис — слабый («да‘иф»). Большая часть хадисов подпадает под эту классификацию, т.е. может быть отнесена либо к категории достоверных, либо к категории слабых хадисов. Однако, есть хадисы, не подпадающие под определение «достоверный» или «слабый». Поэтому мухаддисы считают более точным деление хадисов на три категории: достоверные («сахих»), хорошие («хасан») и слабые («да‘иф»), в эти группы не входят хадисы «мауду‘» (ложные), потому что эта категория относится к сообщениям, только приписываемым Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), сподвижникам или последователям, являющимся на деле ложью и фальсификацией. Такой хадис остается в силе, пока человек не получает подтверждение, что этот хадис «мауду‘» (ложный). Например, если кто-либо увидел в книге слова: «Этот хадис ложный»,— то, начиная с этого момента, использование слова «хадис» по отношению к этому сообщению и передача его являются запрещенными («харам»). Рассмотрим вкратце эти три категории хадисов.

САХИХ (достоверный)

Достоверным называется хадис, передаваемый от разумного, знающего и правдивого человека другому разумному, знающему, правдивому человеку; имеющий неразрывную («муттасиль») цепь передачи, без дефектов и редкости версии.

Началом цепочки передачи может быть Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), или же сподвижник («сахаб»), или последователь («таби‘ин»). Некоторые ученые разделяют понятия «муснад» и «муттасиль». По их словам, «муснад» — это хадис, цепочка передачи которого начинается с Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а «муттасиль» — это хадис с неразрывной цепочкой. По их мнению, хадис «муттасиль» может быть возводим как к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) («марфу‘»), так и к сподвижнику («маукуф») или к последователю («макту‘»), а хадис «муснад» — это сообщение, цепочка передачи которого начинается только от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).

Виды достоверных хадисов

Достоверные хадисы делятся, в свою очередь, на «мутаватир» («общеизвестные»), «ахад» («единичные, отдельные»), «машхур» («известные»), «мустафид» («распространяющиеся»), «азиз» («редкие») и «гариб» («неизвестные»).

«Мутаватир» («общеизвестный, или широко известный хадис») — хадис, имеющий в каждом звене цепочки передачи целую группу передатчиков, между которыми невозможна вероятность сговора с целью передачи ложного сообщения.

Издавна имеются разные, часто противоположные мнения о числе людей в группах передатчиков. Мы не будем останавливаться на делении хадисов-«мутаватир» на две группы: «сахих лизатихи» и «сахих лигайрихи». Потому что наша цель — не ознакомление со всей обширной терминологией науки о хадисах, а доведение до вашего сведения тех терминов и понятий, которые встретятся потом в переводе.

«Ахад» («единичный, отдельный») — такой хадис называют «хабар вахид», словарное значение этого — «переданный одним человеком». Терминологическое же значение — хадис, не достигающий уровня «таватур» (то есть уровня хадиса «мутаватир», который передали целые группы людей в каждом звене цепи передачи). Из данного объяснения видно, что большинство хадисов относится к категории «ахад».

«Машхур» («известный») — хадис, в цепочке передачи которого один человек передает группе (состоящей более чем из двух человек).

Некоторые ученые фикха называют такие хадисы «мустафид». Но между «известным» и «мустафид» хадисом есть разница.

«Мустафид» («исчерпывающий, подробный») — образованное от слова «истафада» действительное причастие в значении «распространяться». Ученые фикха, называвшие «машхур» (известный) хадис термином «мустафид», отдавали предпочтение словарному значению. Терминологическое же значение — хадис, число передатчиков которого в каждом звене цепочки равно двум или более двух.

«Азиз» («редкий») — хадис, имеющий не менее двух передатчиков в каждом звене цепи. Причина такого названия — либо редкость версии, либо подтверждение хадисом, переданным по другой цепочке.

«Гариб» и «фард» — хадис, хотя бы в одном из звеньев цепи передачи которого, после звена сподвижника, был только один передатчик.

ХАСАН ХАДИС

Хорошим («хасан») называется хадис, переданный правдивым, справедливым, известным своей верностью, но не достигшим уровня требований, предъявляемых к передатчикам достоверных хадисов, передатчиком; с непрерывной цепью передачи; восходящий от последователя к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!); без недостатков и дефектов.

Как видим, разница между достоверным и хорошим хадисами заключается только в полноте качеств, предъявляемых к передатчикам: передатчики достоверных хадисов полностью удовлетворяют этим требованиям, а передатчики хороших хадисов соответствуют им с некоторыми оговорками.

«Сунан» Термези явился источником и основой для терминологического оформления и обособления хороших хадисов. Именно Термези ввел понятие «хороший («хасан») хадис» и деление хадисов на достоверные, хорошие и слабые. До него среди хадисоведов было принято деление слабых хадисов на две группы. Первая — это слабые хадисы, которые можно применять в религиозной практике. Они примерно соответствуют понятию «хороший хадис», введенному Термези. Вторая — это слабые хадисы, которые до2лжно отвергать из-за их чрезвычайной слабости. Такие хадисы носили еще название «вахи» («нашептанное в уши»).

Хадисоведы упоминают категории хадисов, по своему уровню находящиеся между достоверными и хорошими хадисами: «джайид», «муджаввад», «кави», «сабит», «махфуз», «ма‘руф», «салих», «мустахзан». При использовании этих терминов принималось во внимание больше словарное значение, чем собственно терминологическое. Сравнивая словарные значения этих терминов, можно легко в этом убедиться.

СЛАБЫЕ (ДА‘ИФ) ХАДИСЫ

Слабыми называются хадисы, не обладающие достоинствами достоверных и хороших хадисов. Это самое подходящее определение для этой, третьей, группы хадисов.

Имеется множество видов слабых хадисов. Мы приводим здесь определения тех видов, которые получили отдельные названия.

Виды слабых хадисов

«Мурсаль» ( «пропущенный») — это хадис, в цепи передачи которого отсутствует имя сподвижника.

Например: если сообщение передано Нафи‘, который был последователем, следующими словами: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!). сказал», или «. сделал», или «при нем делалось так. », то из-за перерыва в цепи передачи это сообщение отнесено к категории слабых хадисов, а из-за отсутствия имени сподвижника в цепи передачи — к хадисам «мурсаль».

Хадис «мурсаль» («пропущенный») не считается неоспоримым аргументом в религиозных вопросах. Однако большинство ученых-богословов принимают переданный от какого-либо сподвижника хадис «мурсаль» и не считают его слабым, так как передавший хадис сподвижник мог слышать его от другого сподвижника, а неизвестностью имени последнего нельзя в достаточной мере обосновать слабость хадиса. Суюти говорил, что в обоих «Сахихах» такие хадисы занимают немалое место.

«Мункати‘» («прерванный») — это хадис, в цепи передачи которого один из передатчиков либо пропущен, либо не известен. Эти хадисы, так же как и «мурсаль», считаются слабыми из-за разрыва в цепи передатчиков. В своей книге «Аль-Кифая фи ‘ильмир-ривая» («Достаточность в науке о передаче») Хафиз аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Прерванный хадис подобен пропущенному. Только термин ««пропущенный» («мурсаль») используется, как правило, для хадисов, в цепи передатчиков которого пропущено имя последователя». Мнение аль-Хатиба не соответствует приведенному выше нашему мнению, которое является наиболее предпочтительным, так как Аль-Хатиб в своем суждении опирается только на один признак хадисов «мурсаль».

«Му‘даль» («неустановленный») — это хадис, в цепи передатчиков которого не установлено два или более звена. Эти хадисы, согласно мнению некоторых ученых, являются разновидностью прерванных («мункати‘») хадисов. Причина слабости таких хадисов, как и пропущенных и прерванных хадисов, — в разрыве цепи передатчиков.

«Мудаллас» («подтасованный») — это хадис с намеренно утаенными недостатками.

Такие хадисы делятся на:

а) хадисы с утаенными недостатками в цепи передачи; это хадисы, которые передатчик сообщил как услышанные от жившего с ним в одно время человека, с которым передатчик встречался либо даже не встречался, хотя на самом деле этот хадис передатчик от самого этого человека не слышал. Так определил эту категорию хадисов Ибн Салах. Упоминаются и другие определения недостаточных хадисов. Все они сводятся к передаче не услышанных от шейхов хадисов как услышанных от них;

б) хадисы с утаенными именами шейхов — это хадисы, передатчики которых для утаивания настоящего имени шейха, от которого они услышали этот хадис, называют его неизвестным именем или прозвищем, либо характеризуют его качеством, по которому его нельзя узнать.

Некоторые хадисоведы, вкладывая в термин «подтасованный» («мудаллас») более широкий смысл, подразделяли подтасованные хадисы на более мелкие группы: «‘атф» («присоединяемый»), «кат‘» (усеченный), «тасвия» («выровненный»), «сукут» («умалчиваемый»), «таурия» («сокрытый»), «истидрак» («дополненный») и др. Все они относятся к хадисам с утаенными недостатками в цепи передачи.

«Му‘алляль» («отклонившийся») — хадис без видимых выводящих из категории достоверных недостатков, которые выявляются при более внимательном рассмотрении.

В терминологии Имамов Бухари, Термези и Хакима такие хадисы называются «ма‘луль» («дефектные»). Еще более подходящее название «му‘алль» («ущербный»).

«Мудтариб» («неупорядоченный») — это хадисы, совершенно разные по смыслу, но передающиеся по одному и тому же или близкому поводу. Таково определение Имама ан-Навави. Если есть возможность предпочесть одну из версий, то такой хадис выходит из категории неупорядоченных хадисов. Неупорядоченность («идтираб») выявляется, по большей части, в цепи передачи, реже — в самом тексте. Если неупорядоченность выявляется только в тексте, то такой хадис редко относят к категории «мудтариб». Неупорядоченность встречается как в тексте, так и в цепи передачи. В нашем переводе слово «неупорядоченность» будет употребляться в терминологическом значении слова «идтираб».

«Маклюб» («измененный, перевернутый») — это хадис, один из передатчиков которого передает слова в тексте в «перевернутом» виде, то есть одно слово поставлено вместо другого, идет сзади этого слова или спереди, либо имя передатчика или его происхождение, по неточности, ставится в цепи впереди предыдущего или сзади последующего имени, либо имеет место любая другая перестановка в хадисе. Говоря коротко, «маклюб» — это хадис, в тексте которого одно слово заменяется другим или в цепи передачи имя или происхождение передатчика заменяется другим именем. Слово «маклюб» является «исм маф‘уль» (причастием страдательного залога) от глагола «каляба» в значении «измененный, перевернутый». Как видно из определения, изменение может быть как в тексте, так и в цепи передачи хадиса.

«Шазз» («единственный») — это хадис, сообщение передатчика которого является приемлемым, но противоречит хадису, переданному более авторитетным передатчиком. Хафиз ибн Хаджар говорил, что термин «шазз» («единственный») соответствует именно этому определению.

«Мункар» («непризнаваемый») — это хадис, переданный слабым передатчиком и противоречащий хадису, переданному достойным доверия передатчиком. Таково самое точное определение непризнаваемого («мункар») хадиса. Слабость передатчика отличает непризнаваемый хадис от единственного. Передатчик единственного хадиса — достойный доверия передатчик, передатчик непризнаваемого хадиса — слабый. Необходимо подчеркнуть, что термин «мункар» («непризнаваемый») противоположен термину «ма‘руф»(«узнаваемый»), а термин «шазз» («единственный») противоположен термину «махфуз» («сохраненный»).

«Матрук» («оставляемый») — это хадис, передатчик которого обвинен во лжи, или стала явной его порочность в словах или в поступках, или он отличался небрежностью или мечтательностью.

Оставляемые («матрук») хадисы не относят к категории ложных («мавду’») хадисов, потому что для этого не достаточно только обвинения во лжи передатчика, а необходимы достоверно подтверждающие это факты.

Источник

Muntaqa

Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи

Виды хадисов в зависимости от количества путей их передачи

Все хадисы, в зависимости от того, сколько путей задействовано в их передаче, условно делятся на два основных вида: ахад — «единичные» — и мутауатир — «множественные». Каждый из этих видов в свою очередь делится на подвиды. Остановимся на них подробнее.

1. Хадис мутауатир

Мутауатиром считается хадис, который передает большое количество передатчиков в каждом из уровней иснада так, чтобы невозможно было представить, что они сговорились на лжи или все вместе ошиблись. При этом передача должна опираться на какое-либо из чувств: зрение, слух, вкус, обоняние или осязание. То есть должны быть слова вроде: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал…» Или: «Я видел, как такой-то, сделал…»

Если представить, что хадис передает большая группа людей от большой группы людей, но какая-либо из этих групп была в таких условиях, при которых обычно люди могут сговориться на лжи, то их хадис не будет считаться мутауатиром, даже если у него будет сто иснадов. В качестве примера подобного сговора можно представить ситуацию, когда ученики в классе договариваются обвинить учителя в том, что он не пришел на урок, а сами уходят из класса еще до начала урока. На следующий день весь класс вызывают к завучу, и 35 человек передают завучу, что учитель не пришел на урок. Такое сообщение, переданное тридцатью пятью иснадами, не будет считаться мутауатиром, поскольку очевидна возможность сговора.

О том, какое число иснадов может быть минимальным у мутауатира, есть много мнений, и большинство ученых на том, что определенного числа не существует. Один хадис может быть мутауатиром при двадцати иснадах, другой при тридцати. В зависимости от того, достигается ли убежденность в том, что невозможны ошибка и подлог.

Согласно мнению большинства ученых не имеет значения положение передатчиков хадиса мутауатир. Даже если в иснадах есть нечестивцы или немусульмане, сообщение принимается и является достоверным.

Примером такого сообщения из современного быта может быть ситуация, когда некий мусульманин проживает в неисламской стране на окраине одного из городов. В один из дней он выходит из дома на прогулку, и пока идет по улицам города, встречает в разных местах около 20 человек, каждый из которых рассказывает, что был в центре города, и на его глазах обрушилась большая древняя церковь. После такого сообщения от пятнадцатого или двадцатого человека этот мусульманин будет абсолютно убежден в том, что церковь действительно разрушилась. И это сообщение будет мутауатир.

Хадис мутауатир может быть двух видов: мутауатир ляфзый и мутауатир ма’науи

1.1. Мутауатир ляфзый — множественная передача определенной фразы

Так называют сообщение, в котором многочисленными путями передано одно и то же выражение.

Примером такого мутауатира является Коран. Он передан слово в слово неисчислимым количеством путей.
Примером такого мутауатира из сунны может быть хадис: «Кто намеренно возвел на меня ложь, пусть приготовится занять свое месте в Огне». Его передало более 60 сподвижников большому количеству табиинов и так далее в каждом из уровней его иснадов.

1.2. Мутауатир ма’науи — множественная передача определенного смысла

Мутауатир ма’науи получается тогда, когда в большом количестве передаются разные хадисы, утверждающие один и тот же смысл.

Примером мутауатира ма’науи может быть «обтирание кожаных носков». Имам Ахмад ибн Ханбаль, а позже имам Ибн ‘Абдульбарр аль-Малики подтверждали, что о законности обтирания кожаных носков при совершении малого омовения передано около сорока хадисов.

2. Хадис ахад

Хадисы, не достигшие в путях передач уровня мутауатира, относятся к категории «ахад» — единичных. Может сложиться впечатление, что единичные — ахад — хадисы так названы потому, что переданы лишь по одному иснаду, но это не так. Хадисы ахад могут быть переданы по одному иснаду, а могут и по пяти или восьми, только это множество не достигает уровня мутауатир.

В отношении хадисов ахад используют три категории терминов. Про один могут говорить, что он гариб или фард. Про другой могут сказать, что он ‘азиз. Про третий скажут: машхур или мустафид. И к какому бы виду ни принадлежал хадис ахад, он может быть достоверным, может быть слабым, и может быть отнесен к любой из других степеней надежности. Только у хадисов с меньшим количеством путей, вероятность недостоверности больше, чем у хадисов с большим количеством путей.

2.1. Гариб и фард.

Гариб или фард — это сообщение, на каком-либо из уровней передачи которого есть только один передатчик. Гариб или фард может быть двух видов: мутляк (абсолютный) и нисбий (относительный).

2.1.1. Гариб мутляк

Хадис, который передал только один сподвижник, называется гариб мутляк, или фард мутляк. Даже если затем от сподвижника его передало большое количество передатчиков. Примером такого хадиса будут известные слова пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, дела — по намерениям…». Этот хадис передал от пророка, мир ему и благословение Аллаха, только Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.

2.1.2. Гариб нисбий

Гариб нисбий или фард нисбий — хадис, в передаче которого уединился один человек от какого-либо из передатчиков после уровня сподвижников. Если известно, что от некоего мухаддиса десять человек передавали 100 одних и тех же хадисов, а одиннадцатый один передал от него хадис, который не передали другие, то его хадис будет гариб нисбий, и про него скажут: «Он «инфарада» (т.е. уединился, передав хадис фард) с этим хадисом от такого-то шейха».

2.2. Хадис ‘азиз

Если в каком-либо из уровней иснадов хадиса есть только два передатчика, то такой хадис будет называться ‘азиз.

В основе подразумевается, что в хадисе ‘азиз во всех уровнях иснада не менее двух передатчиков. В качестве примера можно привести хадис, который передан с иснадами от Абу Хурайры и Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах, которые передали от пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Не уверуете вы, пока не стану я любимее для вас, чем ваш отец и ваш сын».

Но иногда мухаддисы называют ‘азизом хадис, иснад которого начинается как гариб с одного передатчика, а затем в каком-то из звеньев от одного передатчика его передают уже двое. В таком случае оговаривается, что он ‘азиз, но не сам по себе, а от такого-то передатчика.

2.3. Хадис машхур или мустафид

Если хадис передают в каждом уровне иснада три передатчика или более, вплоть до степени мутауатир, то его называют машхуром.

Иногда машхуром могут назвать любой широко известный хадис, и это согласно лингвистическому значению слова машхур (ар.: известный). Это может быть какой угодно хадис: выдуманный и без иснада, это может быть гариб, и каждый мутауатир может быть назван машхуром с этой точки зрения.

Вместо термина машхур может быть использован термин мустафид в том же значении: т.е. для указания на то, что в каждом этаже иснада есть не менее трех передатчиков.

И некоторые мухаддисы называя хадис термином мустафид подразумевают больше, чем только указание, что число его передатчиков не менее трех. Под мустафидом они имеют в виду такой хадис, который широко воспринят учеными и имеет множество путей. То есть, что это такой машхур, который приближается к степени мутауатира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *