хамелеон в каком классе изучают
Урок литературы по теме «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)
Запись темы урока в тетради
III. Первичное восприятие текста
– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.
Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.
– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?
– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?
– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2)
Нравы – обычай, уклад общественной жизни.
– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)
– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.
IV. Анализ рассказа
– Назовите действующих лиц рассказа.
– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)
– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? ( Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)
– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)
– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)
– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)
– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.
– А кто же “пострадавший”? Зачитать.
– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)
– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?
– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)
– Как дальше разворачиваются действия?
– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)
– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)
– Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)
– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)
– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?
– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)
– Зачитайте рассуждения Очумелова.
– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)
– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)
– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)
– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)
– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.
– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)
– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.
– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)
– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)
– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)
– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)
– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)
– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)
– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)
– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)
Записать определение в тетрадь
– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)
V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах
– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)
– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.
Работа в группах (Слайд 9)
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.
– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.
Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.
Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…
Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?
– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.
– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)
Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)
– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.
VI. Чтение рассказа по ролям
VII. Подведение итогов
– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?
VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)
1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 7 классе по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 7 классе
учитель русского языка и литературы
Тема: Разговор о «хамелеоне и хамелеонах»
Развитие речи и творческих способностей обучающихся;
Заинтересовать нестандартным уроком;
Проверить знания по произведению Чехова;
Кардиограмма – графическое изображение работы сердца.
Диагноз – определение болезни на основании исследования.
Рецепт – 1) предписание врача о составе лекарства, о способе применения его больным;
2) способ приготовления чего-нибудь.
Симптомы – внешнее проявление болезни.
Хамелеон – 1) пресмыкающееся теплых стран, меняющее окраску кожи при перемене цвета в окружающей среде;
2) человек, который приспосабливаясь к обстановке легко меняет свои мнения, взгляды.
Хам – грубый, наглый человек(презирающее, бранное слово)
А.П.Чехов по специальности был врачом. Но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться с одной историей болезни. В нашем распоряжении – рассказ Чехова «Хамелеон» и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить ее принадлежность.
Ребята, будем работать и в тетрадях. Запишите число, тему урока, зарисуйте схему. И еще, я выдам вам всем такие больничные листы, которые вы будете заполнять.
Но перед тем, как лечить болезнь, ее нужно распознать, определить ее симптомы, поставить диагноз, а уж потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.
Знакомство с персонажами рассказа.
Назовите всех, кто действует на странице рассказа (Очумелов, Хрюкин, Городовой, Елдырин, Прохор)
Вкратце обрисуйте ситуацию, в которой оказались герои рассказа. В этом вам помогут эти иллюстрации.
В каком году написан рассказ?
Определим симптомы болезни.
Посмотрите на кардиограмму. Что вы можете о ней сказать? У кого такие перепады в состоянии? (Очумелов)
Давайте проследим, как меняется решение Очумелова в зависимости от обстоятельств.
вначале – «законное» решение собаку истребить как бродячий скот;
затем сомнения Елдырина (городового) – собаку истребить. Хрюкин пострадавший;
новое сомнение городового: «Собака – тварь нежная, Хрюкин – свинья»;
появление генеральского повара – собака бродячая – истребить;
размышления Прохора – собачонка «ничего себе», а Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»
Каковы же симптомы болезни Очумелова?
Бросает то в жар, то в холод (шинель);
Смена интонаций голоса: от начальственно-повелительного до робки трусливого;
Правда и справедливость не имеют никакого значения;
Все решает чин, кто сильнее, тот прав;
Двуличие, причем оба лица лживы. А может быть и трехличие, и четырехличие – в зависимости от обстоятельств.
По выявленным симптомам попробуем определить диагноз.
Итак, диагноз: хамелеонство.
А почему хамелеонство? Давайте, определим переносное значение этого слова. Человек, который приспосабливаясь к обстановке легко меняет свои мнения, взгляды.
А что вы слышите в этом слове еще? Хам ли он. Хам ли Очумелов? Кого называют хамом?
Определим носителей болезни.
Одинок ли Очумелов в своей болезни?
Почему в конце рассказа толпа смеется над Хрюкиным? Каков диагноз болезни Хрюкина? Докажите.
Тот же, разумеется, ибо те же симптомы: то требовательный, то заискивающий, пытается извлечь выгоду даже из укуса собаки; обратите внимание на палец, то поднятый вверх, то стыдливо опущенный вниз.
А окружающие? Разве они здоровы? Каков диагноз болезни толпы?
Вначале сочувствуют Хрюкину, а затем смеются над ним, одобряют действия блюстителя закона – чин!
Лечение и профилактика.
Выписал ли автор рецепт, прописал ли лекарства, с помощью которых герои могли бы излечиться? Как предлагает лечить болезнь доктор Чехов?
Сочувствует ли он этой болезни (осуждает, высмеивает).
Как вылечить эту болезнь? Что делать, если обнаружишь признаки этой болезни в себе?
Доктор Чехов советует всем нам «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Помните, хамелеон вооружен и очень опасен! Болезнь, диагностированная Чеховым в 1884 году, живуча и поныне.
В рассказе описана будничная ситуация: судьба собачки зависит от Очумелова. А что если от такого Очумелова будет зависеть судьба и жизнь человека?
Не мешкайте. И если найдете хоть капельку хамелеонства – лечитесь! Убейте хамелеона в себе!
Заполнить историю болезни или «скорбные листы» (так их называет Чехов) на героев.
А сейчас я поставлю вам оценки в ваших «больничных листах».
Технологическая карта урока по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ СОШ №45 г.Воронежа
Разработала и провела Фабричная О.В.,
учитель русского языка
2018-2019 учебный год
Технологическая карта урока литературы по ФГОС ООО
в 7 классе по теме «Из истории болезни» (по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Обучающая: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
-формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного.
Предметные: развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного.
Конспект урока литературы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока литературы
«А.П. Чехов
Рассказ «Хамелеон».
Смысл названия и художественные особенности рассказа»
учитель русского языка и литературы
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Воспитательная : воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
1. Орг. момент. Приветствие:
Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова:
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Кто этот писатель? ( Антон Павлович Чехов)
Прочитайте слова Чехова. Как вы их понимаете?
Что значит «прекрасны мысли?»
П. Вступительное слово.
Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? ( уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
Какие рассказы Чехова вы читали?
Что такое болезнь? Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма
А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватывает язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.
Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
1. Что нес городовой в решете?
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
6. Какие в основном собаки были у генерала?
7. Кто такой Прохор?
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?
10. Зачем приехал брат генерала?
Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.
Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа». А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.
Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(выявить особенности рассказа, смысл названия).
А работу мы начнем с определения лексического значения слова « Хамелеон ».
Итак, почему рассказ называется «Хамелеон», ведь в нем даже нет этого слова?
Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)
Слайд (изображение хам-на)
Дайте определение, что это за животное (один ученик толкует).
И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь.
Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:
1. Полицейский надзиратель ( Очумелов);
2. Городовой ( Елдырин);
3 . Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала ( Жигалов)
Где происходит действие?
кто идет по площади?
как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. ( Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают ).
что нарушает тишину?
(прослушивается отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)
Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)
Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?
(перепады в настроении, состоянии).
Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)
Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?
*** Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
Как меняется его взгляд на справедливость?
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»
Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.
(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)
В «Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.
Почему такое странное название – «Хамелеон”? Кто такой хамелеон?
Дайте характеристику болезни – хамелеонство . (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? ( Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
А сколько раз меняет он свое мнение ? (Проблемный вопрос. ) (шесть)
А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью??
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная». Недаром фамилия главного «больного» Очумелов.)
(Очумелов- очуметь, потерять соображение. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней )
(Хрюкин- хрюшка, свинья)
А даёт ли Чехов рецепт прямо? (нет)
Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства? (Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под обстоятельства)
Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа . Чехов мастер деталей.
Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью ».
Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
( Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?
Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.
Как вы думаете рассказ «Хамелеон» чему- то учит?
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
сегодня на уроке я узнал, что…
мы сегодня говорили о…
сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…