хапун у баптистов какого числа
Хапун у баптистов какого числа
Одна из множества существующих конфессий. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.[1]
Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье[2], в будние дни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности.
Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «баптизм», и обозначает собой крещение (буквально — «погружение»). Баптисты практикуют крещение взрослых через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении.
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Как Волосняк, Хапун, Кадук и другие белорусские версии грехов человеческих отмечали на Березине день рождения Болотника
На прошлой неделе в Березинском заповеднике провели колоритный фестиваль «Мифы на болоте», куда пришла практически вся белорусская нечисть, чтобы поздравить одного из главных духов леса, Болотника, и открыть первую в стране мифологическую тропу. О том, как это было, в фоторепортаже Holiday.by.
Признаемся, когда мы приехали на открытие фестиваля и увидели на одной сцене Деда Мороза, человека с голыми лодыжками, белорусский вариант Ходора и девочек в белых одеждах с такими же белыми лицами, надежды на хорошее времяпрепровождение практически не осталось.
Буквально через пять минут наша команда пожалела о дурных мыслях, ибо начала знакомиться с персонажами. Первым в объектив Holiday.by попал дух Хапун.
Хапун – герой, олицетворяющий человеческий грех «все тащить к себе домой». Наши предки верили, что хапун живет в лесу и выходит из своего дома только ночью. Причем всегда с двумя большими мешками – чтобы при случае обязательно что-то туда положить. Ну, теперь вы понимаете, чем грешили белорусы, выливая из Burger King пепси.
Пока Хапун играл с детьми в «кто сильнее ударит мешком», мы познакомились с самым могущественным духом белорусского леса, Кадуком:
Holiday.by: А вы всегда такой безэмоциональный?
Кадук: Я проста вельмі стары…
Вообще, Кадук очень редко появлялся перед людьми в человеческом образе, чаще он показывался огромным «то ли медведем, то ли львом» и издавал дикие звуки, которые разносились по всей округе. Чем он занимался? По сути, Кадук – это белорусский Зевс. Он управлял всеми духами, которые жили в белорусском лесу.
Отойдем от темы белорусской нечисти, и расскажем немного про фестиваль. Несмотря на холод и небольшой дождь, на празднике собралось довольно много гостей. Радовало, что никто из них не скучал. Конечно, спасибо за это мифам. У каждого из них была своя локация: Кадук играл с детьми в белорусский дартс, русалки обвивали гостей ленточками и заставляли их целоваться друг с другом, Завея предсказывала будущее – в общем, веселили, как могли.
Конечно, гулянье началось только после того, как герои поздравили виновника торжества, Болотника, с днем рождения. Мы тоже уважили старика, а он в благодарность рассказал нам свою историю: «На протяжении многих столетий между людьми и болотниками шла война. Человек не очень хорошо относился к природе: вырубал леса, осушал болота. А что значит для меня, старика, осушить болото? Это же верная гибель. Как французы говорили: «Полная Березина!». Ох, я раньше любил порезвиться: то мужичка с конем в болотце закину, то молодца с молодкой заблужу».
«После появлением заповедника все поменялось. Я перешел на официальное положение. Мне избушку построили, мобилку подарили, в секонде приодели немножко, так что теперь я в болото кидаю только браконьеров и тех, кто плохо относится к природе. Знаете, подобных много. С появлением такого понятия, как торговля, люди начали активно эксплуатировать природу. Уже сейчас многие специалисты говорят: «Точка невозврата – позади». Поэтому мне хочется донести до всех всю прелесть леса, болота и объяснить всем, что обижать природу – нехорошо».
Практически все герои на празднике были отрицательными: кто-то людей в болоте топит, кто-то в ледышку превращает. Но у каждого на то была своя причина.
Например, Кикимора, жена Болотника, приносила вред только тем, кто лесу боль причинял: «Усё ў запаведніку павінна ляжаць на сваіх месцах. Я гляджу за тым, каб галінкі не чапалі, гузы не выносілі, пільняў не будавалі ў лесе».
А вот железная белорусская баба просто ела красивых мальчиков и не обязательно только тех, кто плохо себя вел.
На улице становилось все прохладнее, даже мифы в теплых шубах начали подмерзать, холодно не было, пожалуй, только Волосняку – один из самых полюбившихся нам персонажей.
Еще одним незамерзающим героем оказался Зюзя. Наши предки верили, что этот маленький, невысокий дед, приходит зимой, обязательно босиком, стучит своей буловой об углы домов и тем самым приносит морозы.
Но, так как не всем было тепло, как Зюзе, было решено разжечь большой костер и утроить игры с гостями.
А зазывала на это действо всех красивая девушка-Зазовка:
«Я жыву ў лесе і кожны дзень хлопцаў да сябе завабліваю. Вось такая небяспечная дзяўчынка. Спачатку яны ў багну трапляюць, ну, а пасля да мяне. Ведаеце, жаночаму сэрцу вельмі не хапае рамантыкі».
Очередная опасная леди фестиваля – Трасца. Это мифологическое существо, которое олицетворяло собой болезни и даже смерть: «Я – адна з самых страшных беларускіх пачвар. Калі чалавек камусьці не жадаў дабра, то казаў, каб цябе Трасца забрала».
Мы уже и не надеялись встретить на болоте доброго белорусского духа и тут она, Гаевка: «Я дапамагаю лясным жыхарам, за лесам прыглядаю і людзей зусім не чапаю».
Еще одним важным событием на празднике стало открытие первой в стране мифологической тропы – путь в заповеднике, где на каждом шагу можно встретить лесных духов, русалок и других мифов.
Место для создания тропы выбиралось не случайно: дорожку удалось проложить и через болото, молодой березняк, рвы, густой лес – практически через все возможные пейзажи заповедника.
Мы ходили по тропе днем, а вам советуем заказать в заповеднике ночную экскурсию: все инсталляции в темноте светятся, так что впечатление от такого ночного леса у вас точно останутся надолго.
К сожалению, попасть на тропу в этом году уже не получится: много дел, а сотрудников на все не хватает.
Следите за новостями и планируйте путешествие в сказочную страну уже в первых месяцах 2017 года.
Как добраться до Березинского заповедника:
Каждые 2-3 часа из Минска и Витебска ходит маршрутка по направлению Домжерицы
На личном авто. Из Минска вам нужно выехать на трассу М3 и все время ехать прямо до указателя «Березинский заповедник». Дорога займет примерно 1,5-2 часа.
«Дзякуй» начальнику эколого-туристического отдела Алексею Римше и его сотрудникам за креатив и упорство в стремлении сделать заповедник действительно интересным и необычным местом Беларуси.
Баптисты — что за вера? Баптисты — секта
Приверженцев одной из ветвей протестантской церкви называют баптистами. Название это происходит от слова baptize, что переводится с греческого как «окунать», «крестить, погружая в воду». Согласно данному учению, принять крещение нужно не в младенчестве, а в сознательном возрасте путем погружения в освященную воду. Одним словом, баптист — это христианин, который сознательно принимает свою веру. Он верит, что спасение человека заключается в беззаветной вере в Христа.
Церковь евангельских христиан-баптистов. История возникновения
Общины приверженцев баптизма стали формироваться в начале семнадцатого века в Голландии, однако их основателями были не нидерландцы, а английские конгрегационалисты, которые были вынуждены бежать на материк, чтобы избежать преследования англиканской церкви. И вот, во втором десятилетии 17-го века, а именно в 1611 году, было сформулировано новое христианское учение для англичан, которые волей судьбы проживали в столице Нидерландов — Амстердаме. Через год и в Англии была создана церковь баптистов. Тогда же возникла первая община, исповедующая эту веру. Позже, в 1639 году, и в Северной Америке появились первые баптисты. Секта эта получила широкое распространение в Новом Свете, особенно в США. С каждым годом число ее приверженцев росло с неимоверной быстротой. С течением времени евангелисты-баптисты также распространились по всему миру: в страны Азии и Европы, Африки и Австралии, ну, и обеих Америк. Кстати, в период гражданской войны в Америке большинство чернокожих рабов приняли данную веру и стали ее ярыми последователями.
Распространение баптизма в России
До 70-х годов 19-го века в России практически не знали, кто такие баптисты. Что за вера объединяет людей, которые именуют себя таким образом? Первая община приверженцев этой веры появились в Санкт-Петербурге, ее члены называли себя евангельскими христианами. Сюда баптизм попал из Германии вместе с иностранными мастерами, архитекторами и учеными, приглашенными русскими царями Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем. Наибольшее распространение это течение нашло в Таврической, Херсонской, Киевской, Екатеринославской губерниях. Позже оно дошло и до Кубани и Закавказья.
Первым баптистом в России был Никита Исаевич Воронин. Он принял крещение в 1867 году. Баптизм и евангелизм очень близки друг к другу, однако они тем не менее считаются двумя отдельными направлениями в протестантизме, и в 1905 году в Северной столице их приверженцы создали Союз евангелистов и Союз баптистов. В первые годы власти Советов отношение к любым религиозным течениям стало предвзятым, и баптистам пришлось уйти в подполье. Однако в годы Отечественной войны как баптисты, так и евангелисты опять активизировались и объединились, создав Союз Евангельских христиан-баптистов СССР. К ним же после войны присоединилась секта пятидесятников.
Идеи баптизма
Главным устремлением в жизни для приверженцев этой веры является служение Христу. Церковь баптистов учит, что надо жить в гармонии с миром, но быть не от мира сего, то есть подчиняться земным законам, но сердцем почитать только Иисуса Христа. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Баптисты считают, что спасение человека зависит только от самой личности, и что церковь не может быть посредником между ним и Богом. Единственным истинным источником веры является Евангелие — Священное писание, только в нем можно найти ответы на все вопросы и, выполняя все заповеди, все правила, заключенные в этой священной книге, можно спасти свою душу. В этом уверен каждый баптист. Это для него неоспоримая истина. Все они не признают церковного таинства и праздников, не верят в чудодейственную силу икон.
Крещение в баптизме
Приверженцы этой веры проходят через обряд крещения не в младенчестве, а в сознательном возрасте, поскольку баптист — это верующий, который полностью осознает, для чего ему нужно крещение, и относится к этому как к духовному возрождению. Для того чтобы стать членом общины и принять крещение, кандидатам нужно пройти испытательный срок. Позже они проходят через покаяние на молитвенном собрании. Процесс крещения включает окунание в воду, затем идет обряд хлебопреломления.
Эти два ритуала символизируют веру в духовное единение со Спасителем. В отличие от православной и католической церквей, которые считают крещение таинством, то есть средством спасения, для баптистов этот шаг демонстрирует убеждённость в правоте своих религиозных взглядов. Только после того как человек полностью осознает всю глубину веры, только тогда он будет иметь право пройти через обряд крещения и стать одним из членов баптистской общины. Духовный лидер совершает этот обряд, помогая своему подопечному окунуться в воду, только после того как он смог пройти через все испытания и убедить членов общины в незыблимости своей веры.
Установки баптизма
Согласно этому учению, греховность мира за пределами общины неизбежна. Поэтому они ратуют за неукоснительное соблюдение норм морали. Евангельский христианин-баптист должен полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, использования ругательств и проклятий и т. д. Поощряются взаимоподдержка, скромность и отзывчивость. Все члены общины должны заботиться друг о друге, оказывать помощь нуждающимся. Одной из главных обязанностей каждого из баптистов является обращение инакомыслящих в их веру.
Баптистское вероучение
В 1905 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный съезд христиан-баптистов. На нем основой вероучения был утвержден Символ Апостольской Веры. Были также приняты следующие принципы:
1. Приверженцами Церкви могут быть только люди, прошедшие через крещение, то есть евангельский христианин-баптист — это духовно возрожденная личность.
2. Библия — это единственная истина, в ней можно найти ответы на любые вопросы, это непогрешимый и незыблемый авторитет как в делах веры, так и в практической жизни.
3. Вселенская (невидимая) церковь едина для всех протестантов.
4. Знание о Крещении и Вечерня Господня преподаются только крещеным, то есть возрожденным людям.
5. Поместные общины в практических и духовных вопросах независимы.
6. Все члены поместной общины равноправны. Это значит, что даже рядовой баптист — это член общины, который имеет такие же права, как проповедник или духовный лидер. Кстати, ранние баптисты были против церковной иерархии, однако сегодня они сами создают что-то наподобие рангов внутри своей церкви.
7. Для всех — как верующих, так и неверующих — существует свобода совести.
8. Церковь и государство должны быть отделены друг от друга.
Проповеди баптистов
Члены евангелистских общин несколько раз в неделю собираются для того, чтобы послушать проповедь на ту или иную тему. Вот некоторые из них:
Слушая проповедь, приверженцы веры пытаются найти ответы на мучавшие их вопросы. Проповедь может читать каждый, однако только после специальной подготовки, получения достаточных знаний и навыков, для того чтобы публично выступить перед большим отрядом единоверцев. Главное богослужение у баптистов проводится еженедельно, в воскресный день. Иногда община встречается и в будние дни, для того чтобы молиться, изучать и обсуждать информацию, найденную в Библии. Богослужение проходит в несколько этапов: проповедь, пение, инструментальная музыка, чтение поэм и стихотворений на духовную тематику, а также пересказ библейских рассказов.
Праздники баптистов
Последователи этого церковного течения или секты, как принято его называть в нашей стране, имеют свой особый календарь праздников. Их свято чтит каждый баптист. Это перечень, который состоит как из общехристианских праздников, так и из присущих только этой церкви торжественных дней. Ниже приведен их полный список.
Знаменитые во всем мире баптисты
Последователями этого религиозного течения, которое нашло распространение в более чем 100 странах мира, причем не только в христианских, но и мусульманских, и даже буддистских, также являются знаменитые на весь мир писатели, поэты, общественные деятели и др.
Например, баптистами были английский писатель Джон Буньян (Баньян), который является автором книги «Путешествие Пилигрима»; великий английский поэт, правозащитник, общественный деятель Джон Мильтон; Даниэль Дефо — автор одного из самых знаменитых произведений мировой литературы — приключенческого романа «Робинзон Крузо»; лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг, который был ярым борцом за права чернокожих рабов в Соединенных Штатах. Кроме этого, баптистами были крупные бизнесмены братья Рокфеллеры.
Bestiary.us
Быстрый переход
Хапун
В белорусском, польском и украинском фольклоре мифическое существо, похищающее маленьких непослушных детей, либо евреев независимо от возраста. Сам термин «Хапун» представляет собой искаженное название иудейского праздника Йом Кипур (Судный день), сблизившееся с глаголом «зхапіць», «хопити» — «схватить» (Хапун ухопить), поскольку, согласно белорусским, украинским и польским поверьям, в день Йом Кипура злой дух Хапун хватает одного еврея или еврейку и уносит их с собой (1203: с.304; 1237: с.470).
Согласно распространенному поверью, ежегодно в судную ночь черти уносят одного еврея или еврейку, чтобы в вихре отнести в болото, утопить или замучить до смерти. Глухой ночью поднимается буря, гаснет свет, а когда опять зажигают свечи — выясняется что одного еврея уже нет. Этот факт принимают смиренно, так как знают, что это дело рук чертей (1025: с.496).
«Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унес Хапун, явившийся в виде солдата.»
Орест Сомов «Сказки о кладах», 1830 (1198)
Асабліва ўсіх зацікавіла вестка пра слабодскага Янкеля. Усе яго добра зналі як здаровага, крэпкага чалавека, а тут Донька кажаць, што ў страшную ноч яго «хапун» хапіў і ўтапіў у рэчцы, дзе брат яго Шмэрка і найшоў. Стыдаючыся і баючыся выдаць гэту вялікую тайну хрысціянам, Шмэрка схаваў брата ў хляве і толькі праз месяц пусціў чуткі, што брат, быццам, сваёй смерцю памёр.
Усе слухаўшыя шчыра верылі ў гэта здарэнне, як верылі ў тое, што кажны год у Страшную ноч каго-нібудзь з жыдоў задушваець хапун.
Лявон Гвозд «Праклёнышы», 1913 (1197: с.192)
Особенно всех заинтересовало известие о слободском Янкеле. Все его хорошо знали как здорового, крепкого человека, а тут Донька говорит, что в страшную ночь его «хапун» схватил и утопил в речке, где брат его Шмерка и нашел. Стыдясь и боясь выдать эту большую тайну христианам, Шмерка спрятал брата в хлеву и только через месяц пустил слух, что брат, будто, своей смертью умер.
Все слушавшие искренне верили в это происшествие, как верили в то, что каждый год в Страшную ночь кого-нибудь из евреев душит хапун.
Леон Гвозд «Пракленашы», 1913 (1197: с.192)
Подобный мотив отразился также в записанной А.Сержпутовским сказке, в которой евреи пригласили на молитву парубка, а тот оказался колдуном. Спасти схваченого хапуном еврея может христианин (в одной такой легенде снимал бедолагу с верхушки дерева). В Гомельском Полесьи (юго-восток Беларуси) ночь с грозой и громом, когда «хозяйничает Xапун», носит название Рябиновой (1025: с.496).
В Калинковичском районе Гомельской области Беларуси зафиксировано единственное известие про использование слова «хапун» не в качестве наименования демонологического персонажа, а как название самого судного дня (Йом-Киппур):
«Иврейский празник хапун, кагды гусы летят. В тот дэн ани (яўреі) моляца, плачат, крычат» (1025: с.496).
Со временем из легенды, переосмысливающей непонятный для славян иудейский праздник, Хапун был перенесен в формулы устрашения детей. По ряду свойств Хапун сближается с водяным духом или утопленником: он сидит в воде и зовет туда людей. На формирование этого мотива повлиял, вероятно, обряд моления над водой, входящий в структуру Йом Кипур (1237: с.470).
Хапун ухопить табе. И понясэ ужэ. Хапун зўали, это колысь як еврэи над водой молилиса, таки у йих буў празник хапун, а як ужэ идуть до хаты и танцують, радуюцца, шо не схопиў хапун их. Йин, кауть, хўатае. Это той хапун, которы крычить на озере: «Сюда, сюда». Это та самая нечыста сила.
Записала О.В.Санникова в селе Нобель Заречненского района Ровенской области
в 1980 году от Ходневич Анны Карповны, 1905 г.р. (1237: с.492)
Согласно упоминанию хапуна с Вилейщины (северо-запад Беларуси), его представляли небольшеньким скрюченным дедком с длинной седой бородой, которым пугали маленьких непослушных детей:
Маленькіх дзяцей нярэдка страшылі Хапуном. Хапун — невялічанькі, скурчаны дзядок з доўгай сівою барадою і з вельмі вялікаю торбаю — большай, чым ён сам. Хапун лётае па ветры, прыглядаючыся, дзе якое дзіця не слухаецца старэйшых, капрызіць. Тады некалі падпільнуе, каб дзіця гэтае адышлося далей ад дому, хапае яго і саджае ў сваю торбу. Як толькі пасадзіць дзіця ў торбу і завяжа яе, то тут ужо крычы не крычы — ніхто не пачуе. А каб раптам хто і пачуў, то Хапуна ўжо і след прастыне, бо носіцца ён вельмі хутка. Убачыць Хапуна папярэдне, каб схавацца ці ўцячы ад яго, таксама немагчыма, бо ён нябачны, і паказваецца тады, як развяжа торбу. А торбу ён развязвае толькі ў сябе дома.
— Не ідзі далека ад дому — Хапун ухопіць, пасадзіць у торбу і панясе за цёмны лес. А за цёмным лесам — балота, пасярод балота — стары корч, пад тым карчом — нара. Там і жыве Хапун. Ён носіць у сваю нару непаслухмяных дзяцей, усяляк з іх здзекуецца, нават б’е іх крапівою. I ніхто ўжо гэтых дзяцей не знойдзе: ні мама, ні тата, бо ніякі чалавек яшчэ ніколі не даходзіў да жытла Хапуна. I ніводнае дзіця не ўцячэ ад Хапуна. А як ужо гэтыя дзеці вырастаюць, то робяцца Хапунамі. I дзяўчаткі таксама робяцца. У іх вырастае доўгая сівая барада па калена.
Такая перасцярога звычайна стрымлівала нават вельмі непаседлівых і дураслівых дзяцей.
Запісаў А.У.Лукша, Вілейскі раён Мінскай вобласці (449: с.642)
Маленьких детей нередко страшили Хапуном. Хапун — небольшой, скрюченный старичок с длинной седою бородою и с огромным мешком — больше, чем он сам. Хапун летает по воздуху, присматриваясь, где какой ребенок не слушается старших, капризничает. Тогда как подстережет, чтобы ребенок этот отошел подальше от дома, хватает его и сажает в свой мешок. И уж если посадит ребенка в мешок и завяжет его, то тут уж кричи не кричи — никто не услышит. А если бы вдруг кто и услышал, то Хапуна уже и след простыл, ведь носится он очень быстро. Увидеть Хапуна заранее, чтобы спрятаться или убежать от него, тоже невозможно, ведь он невидим, и показывается тогда, как развяжет мешок, а делает он это только у себя дома.
— Не иди далеко от дома — Хапун схватит, посадит в мешок и понесет за темный лес. А за темным лесом — болото, посреди болота — старый вывернутый пень, под ним — нора. Там и живет Хапун. Он носит в свою нору непослушных детей, всячески над ними издевается, даже сечёт крапивой. И никто уже этих детей не найдет: ни мама, ни папа, ведь никакой человек еще никогда не доходил до жилища Хапуна. И ни один ребенок не убежит от Хапуна. А когда эти дети вырастают, то и сами становятся Хапунами. И девочки тоже. У них вырастает длинная седая борода по колено.
Такое предостережение обычно сдерживало даже очень непоседливых и дурашливых детей.
Записал А.У.Лукша, Вилейский район Минской области (449: с.642)
According to Belarusian and Ukrainian folklore, Hapun (literally «catcher») is a mythical being that kidnaps naughty children and Jews regardless of age.
Маленькіх дзяцей нярэдка страшылі Хапуном. Хапун — невялічанькі, скурчаны дзядок з доўгай сівою барадою і з вельмі вялікаю торбаю — большай, чым ён сам. Хапун лётае па ветры, прыглядаючыся, дзе якое дзіця не слухаецца старэйшых, капрызіць. Тады некалі падпільнуе, каб дзіця гэтае адышлося далей ад дому, хапае яго і саджае ў сваю торбу. Як толькі пасадзіць дзіця ў торбу і завяжа яе, то тут ужо крычы не крычы — ніхто не пачуе. А каб раптам хто і пачуў, то Хапуна ўжо і след прастыне, бо носіцца ён вельмі хутка. Убачыць Хапуна папярэдне, каб схавацца ці ўцячы ад яго, таксама немагчыма, бо ён нябачны, і паказваецца тады, як развяжа торбу. А торбу ён развязвае толькі ў сябе дома.
— Не ідзі далека ад дому — Хапун ухопіць, пасадзіць у торбу і панясе за цёмны лес. А за цёмным лесам — балота, пасярод балота — стары корч, пад тым карчом — нара. Там і жыве Хапун. Ён носіць у сваю нару непаслухмяных дзяцей, усяляк з іх здзекуецца, нават б’е іх крапівою. I ніхто ўжо гэтых дзяцей не знойдзе: ні мама, ні тата, бо ніякі чалавек яшчэ ніколі не даходзіў да жытла Хапуна. I ніводнае дзіця не ўцячэ ад Хапуна. А як ужо гэтыя дзеці вырастаюць, то робяцца Хапунамі. I дзяўчаткі таксама робяцца. У іх вырастае доўгая сівая барада па калена.
Такая перасцярога звычайна стрымлівала нават вельмі непаседлівых і дураслівых дзяцей.
Запісаў А.У.Лукша, Вілейскі раён Мінскай вобласці (449: с.642)
Hapun is depicted as a small crooked old man who has a long gray beard and a huge bag. Hapun flies in the air and looks for cry-babies who are naughty. He waits for such a child to leave his farmyard to catch him or her and put them into his bag. Nobody will hear the baby crying in the Hapun’s tied bag. It is impossible to see Hapun in order to hide or escape from him because he stays invisible till he unties his bag. He does this only at home.
Hapun lives behind the dark forest in the middle of the swamp where there is a burrow under a snag. There he brings naughty children whom he torments in different ways and even whips with nettles. Nobody has ever reached the Hapun’s dwelling and no child has managed to escape from this demon. When those children (both boys and girls) grow up they also become Hapuns with a gray knee-length beard.
Collected by A.U.Luksha in Vileyka District of Minsk Region of Belarus (762: p.166)
Паводле беларускага і, мабыць таксама, украінскага фальклёру, міфічная істота, якая па розных аповедах выкрадае маленькіх непаслухмяных дзяцей, альбо яўрэяў незалежна ад узросту. Сам тэрмін «Хапун» уяўляе сабой скажоную назву Юдэйскага свята Йом Кіпур (Судны дзень), што зблізілася з дзеясловам «зхапіць», «хопити» (Хапун ухопіць), паколькі, згодна з беларускімі, украінскімі і польскімі павер’ямі, у дзень Йом Кіпура злы дух хапун хапае аднаго габрэя або габрэйку і ўносіць іх з сабой (1203: с.304; 1237: с.470).
Згодна з уяўленнямі, штогод у судную ноч чорт хапае з яўрэйскага мястэчка яўрэя або яўрэйку, каб у віхры аднесці ў балота ці якую іншую пустку ці закатаваць да смерці. У глухую поўнач уздымаецца бура, гасне святло, калі свечкі зноў запальваюць, то выяўляецца, што аднаго яўрэя ўжо няма. Такі факт прымаюць смірэнна, бо ведаюць, што гэта ўчынак чорта (1025: с.496).
«Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унес Хапун, явившийся в виде солдата.»
Орест Сомов «Сказки о кладах», 1830 (1198)
Асабліва ўсіх зацікавіла вестка пра слабодскага Янкеля. Усе яго добра зналі як здаровага, крэпкага чалавека, а тут Донька кажаць, што ў страшную ноч яго «хапун» хапіў і ўтапіў у рэчцы, дзе брат яго Шмэрка і найшоў. Стыдаючыся і баючыся выдаць гэту вялікую тайну хрысціянам, Шмэрка схаваў брата ў хляве і толькі праз месяц пусціў чуткі, што брат, быццам, сваёй смерцю памёр.
Усе слухаўшыя шчыра верылі ў гэта здарэнне, як верылі ў тое, што кажны год у Страшную ноч каго-нібудзь з жыдоў задушваець хапун.
Лявон Гвозд «Праклёнышы», 1913 (1197: с.192)
Гэты матыў адбіўся і ў запісанай А.Сержпутоўскім казцы, калі яўрэі запрасілі на сваю малітву парубка, але той аказаўся сам ведзьмаком. Выратаваць схопленага яўрэя таксама можа хрысціянін — у адной з легендаў ён здымае небараку з верхавіны дрэва. У Гомельскім Палессі ноч з бурай і громам, калі уладарыць Xапун, носіць часам назву Рабінавай (1025: с.496).
У Калінкавіцкім раёне зафіксаваная адзінкавая звестка пра выкарыстанне слова «хапун» не ў якасці наймення дэманалагічнага персанажа, але як пра назву самога суднага дня (Ём Кіпур):
«Иврейский празник хапун, кагды гусы летят. В тот дэн ани (яўреі) моляца, плачат, крычат» (1025: с.496).
З цягам часу з легенды пра незразумелае для славян іудзейскае свята, Хапун быў перанесены ў формулу застрашвання дзяцей. Па шэрагу уласцівасцяў ён збліжаецца з вадзяным духам або тапельцам: ён сядзіць у вадзе і кліча туды людзей. На фарміраванне гэтага матыву паўплываў, верагодна, абрад маленьня над вадой, які ўваходзіць у структуру Йом Кіпур (1237: с.470).
Хапун ухопить табе. И понясэ ужэ. Хапун зўали, это колысь як еврэи над водой молилиса, таки у йих буў празник хапун, а як ужэ идуть до хаты и танцують, радуюцца, шо не схопиў хапун их. Йин, кауть, хўатае. Это той хапун, которы крычить на озере: «Сюда, сюда». Это та самая нечыста сила.
Запісала О.В.Саннікава ў сяле Нобель Зарэчненскага раёна Ровенскай вобласці
ў 1980 годзе ад Хадневіч Анны Карпаўны, 1905 г.н. (1237: с.492)
Гэтаксама адзіная звестка паходзіць з Вілейшчыны, дзе хапун паўстае міфічнай істотай, якой страшылі маленькіх дзяцей:
Маленькіх дзяцей нярэдка страшылі Хапуном. Хапун — невялічанькі, скурчаны дзядок з доўгай сівою барадою і з вельмі вялікаю торбаю — большай, чым ён сам. Хапун лётае па ветры, прыглядаючыся, дзе якое дзіця не слухаецца старэйшых, капрызіць. Тады некалі падпільнуе, каб дзіця гэтае адышлося далей ад дому, хапае яго і саджае ў сваю торбу. Як толькі пасадзіць дзіця ў торбу і завяжа яе, то тут ужо крычы не крычы — ніхто не пачуе. А каб раптам хто і пачуў, то Хапуна ўжо і след прастыне, бо носіцца ён вельмі хутка. Убачыць Хапуна папярэдне, каб схавацца ці ўцячы ад яго, таксама немагчыма, бо ён нябачны, і паказваецца тады, як развяжа торбу. А торбу ён развязвае толькі ў сябе дома.
— Не ідзі далека ад дому — Хапун ухопіць, пасадзіць у торбу і панясе за цёмны лес. А за цёмным лесам — балота, пасярод балота — стары корч, пад тым карчом — нара. Там і жыве Хапун. Ён носіць у сваю нару непаслухмяных дзяцей, усяляк з іх здзекуецца, нават б’е іх крапівою. I ніхто ўжо гэтых дзяцей не знойдзе: ні мама, ні тата, бо ніякі чалавек яшчэ ніколі не даходзіў да жытла Хапуна. I ніводнае дзіця не ўцячэ ад Хапуна. А як ужо гэтыя дзеці вырастаюць, то робяцца Хапунамі. I дзяўчаткі таксама робяцца. У іх вырастае доўгая сівая барада па калена.
Такая перасцярога звычайна стрымлівала нават вельмі непаседлівых і дураслівых дзяцей.
Запісаў А.У.Лукша, Вілейскі раён Мінскай вобласці (449: с.642)
Według wierzeń narodowych Białorusi i Ukrainy, Chapun — mityczny stwór, który porwał niegrzecznych dzieci, a także żydów niezależnie od wieku.
Latający stwór w postaci starego dziadka o bardzo długiej brodzie dzierżącego na plecach wielki wór. Demon unosił się on nad ziemią obserwując uważnie dokazujące dzieci. Skupiał się na tych niegrzecznych, czekając aż oddalą się od domu. Podlatywał wtedy do nich bezszelestnie, chwytał i wrzucał do worka. Następnie zanosił ofiary do swej ponurej siedziby mieszczącej się na bagnach w najmroczniejszym zakątku lasu. Tam nieszczęsne dzieci były męczone i chłostane pokrzywami. Nie opuszczały swego więzienia i dorastała tam z czasem samemu zmieniając się w Chapuna.