хазарский каганат сейчас какой город
Новое в блогах
Хазарский каганат
Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской ивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.
Создание Хазарского каганата
Тюркоязычные хазары — кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V — VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.
В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен — Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.
Племена Хазарского каганата
Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.
Территория Хазарского каганата
В конце VII — начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII—VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.
Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.
VII — VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю — Арабский халифат, простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени — Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.
В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.
Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.
Столица Хазарского каганата
После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.
В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.
Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи — синагоги, а язычники — языческие храмы и места молений.
Экономика Хазарского каганата
Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.
Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.
Торговля Хазарского каганата
Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.
Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад (Великий шелковый путь) и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).
Саркел крепость хазарского каганатаТорговля Хазарского каганата
Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.
Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.
Византия и Хазарский каганат
Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники — болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.
Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.
Иудаизм в Хазарском каганате
Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.
Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.
Разгром Хазарского каганата
В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники — печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.
Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с половцами. Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.
По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.
Могучая Хазария: история исчезнувшего государства
Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.
Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА
— Всеволод Львович, так кто же такие хазары и почему им непременно надо отомстить?
— Понимаете, для Пушкина главным источником была «История государства Российского» Карамзина. В ту пору о хазарах еще толком ничего не знали: ученые лишь подступали к изучению этой темы. И Пушкин, по всей видимости, посчитал хазар одним из кочевых народов, нападавших на Русь. Что было несправедливо. Хазария, наоборот, служила буфером между Русью и кочевниками, тем самым защищая славян от набегов печенегов и тюрков.
Примерно в 630 году, после длительных походов в Закавказье, в которых главной ударной силой были хазары, Тюркский каганат распался. Началась ожесточенная борьба за его наследие и территорию.
Территория Хазарии доходила почти до нынешнего Киева (поселение на его месте тогда уже, несомненно, существовало), хазары подчинили себе Северный Кавказ и большую часть Крыма. Доминирование хазар в этом регионе было настолько велико, что арабо-персидский географ IX века Ибн-Хордадбех даже называл Черное море Хазарским. Арабский автор Х века Ибн ал-Факих обозначал Азовское море как «залив хазар».
— Сколько же времени просуществовала Хазария?
— Почти триста лет, до середины Х века, и она была сильнейшей империей, такой же, как Византия и Арабский халифат. С православной Византией отношения у нее складывались добрососедские, хотя тайные интриги и случались. А вот с Арабским халифатом, устремившимся после завоевания Закавказья на север, все было не так однозначно.
Впервые арабское войско, покорившее прежде Северный Кавказ, попыталось завоевать хазар в 653 году, но получило от них серьезный отпор. Арабо-хазарские войны длились с переменным для каждой стороны успехом до 730 года. При этом хазары оттягивали на себя лучшие арабские войска, угрожавшие Византии.
Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар.
Впрочем, после ухода Марвана с добычей каган и его подданные вернулись к прежним порядкам жизни.
— Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?
Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя.
Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.
Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги.
— По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?
— Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».
Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам».
Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.
Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.
— Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?
— Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии.
Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи.
Что же касается князя Олега. В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния.
Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега.
Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.
Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.
На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов.
— Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?
— Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.
Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.
— Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию.
— Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Я уже упоминал об основателе советской школы хазароведения археологе Михаиле Артамонове, директоре Государственного Эрмитажа. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.
Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами.
Именно эта оценка никому не известного автора (по фамилии Иванов) послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции.
Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.
Много лет археологи искали древний город Итиль. В конце 2000-х годов было объявлено, что его обнаружили на Самосдельском городище близ Астрахани. Мне довелось побывать там на раскопках. Величавая картина: притоки Волги, степь, степное раздолье. и находка Итиля действительно стала событием мирового значения, сравнимым с обнаружением берестяных грамот Великого Новгорода.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Благодарность «неразумным хазарам»».
Город Итиль, столицу Хазарского каганата, обнаружили археологи под Астраханью
Археологи нашли столицу Хазарского каганата — Итиль, расположенную в дельте Волги в селе Семибугры Камызякского района под Астраханью. Легендарный город Итиль, взятый и разрушенный в X веке князем Святославом Игоревичем, расположен под землёй на площади в 150 гектаров.
Поиски Хазарии ведутся в низовьях Волги уже более полувека. Лев Гумилев, посвятивший этим работам почти 10 лет жизни, пришел к выводу, что Хазарию постигла участь Атлантиды, и найти ее уже не удастся никогда. В наше время Итиль искали в районе села Самосделка Камызякского района. Однако в 2019 году разведка привела археологов к селу Семибугры, где обнаружено два крупных поселения. Найденный здесь материал, по мнению ученых, дает шанс приблизиться к открытию великой тайны.
По словам руководителя секции «Археология» Русского географического общества Дамира Соловьёва, подтверждением данной версии служат 30-сантиметровые залежи керамики, говорящие о том, что люди здесь жили не менее 200 лет. Также были найдены залежи обожженного кирпича, из которого, судя по историческим справкам, был построен ханский дворец, сообщает rossaprimavera.ru.
Собственно хазарские находки крайне редки и археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поэтому открытие столицы Хазарии станет одним из знаменательных событий за последние 60 лет, считает Соловьёв.
Раскопки планируется начать 15 июля. Изначально предполагалось, что экспедиция по программе «Открытие Хазарии XXI века» получит международный статус из-за большого числа заявок зарубежных археологов и волонтеров. Но из-за ограничительных мер на фоне пандемии коронавирусной инфекции группа была сокращена до 15 человек. Экспедиция будет длиться месяц, сообщает punkt-a.info.
Что мы знаем об этом средневековом государстве — кстати, первом в Нижнем Поволжье?
Хазарский каганат существовал в VII-X веках между Волгой и Доном, отмечает astralist.info. Сначала столицей каганата был Семендер, который располагался на территории современного Дагестана, но уже с VIII века — Итиль, располагавшийся в дельте Волги. Именно с середины VIII века, когда официальной религией там стал иудаизм, в каганате начался подъём международной торговли, и Итиль стал не только первым городом в низовьях Волги, но и крупнейшим транзитным рынком.
В источниках IX века этот город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых) — ханский город. Название же Итиль появляется в X веке и употреблялось, скорее всего, иностранцами. Арабы называли Итилем одну половину города, вторую часть именовали Хазаран. Источники хазарского происхождения называют Итилем только реку, но не город, который приводился ими в форме Казар.
Город был крупным центром караванной торговли. Население города составляли хазары, хорезмийцы, тюрки, славяне, евреи. По данным арабских путешественников, в городе было много мечетей, училищ, бань, рынков. Жилищные постройки представляли собой деревянные шатры, войлочные юрты и землянки. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и «русов». В 985 г. Итиль разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.
А теперь перейдем к артефактам, которые нашли археологи в ходе прошлогодней разведки, производимой у камызякского села Семибугры. Во-первых, это керамика. «Ее там очень много и она принадлежит салтово-маяцкой культуре, что означает принадлежность к хазарам. Всего было обнаружено около 6 000 фрагментов керамики Хазарского каганата 8-10 веков, а также доисследовано три погребения», — рассказывает руководитель секции археологии Астраханского отделения Русского географического общества Дамир Соловьев.
Среди интересных находок — пряжка из желтого металла и серебряная пластина. Первая — лировидная пряжка Киевской Руси 10 века. Помните, мы упоминали о «русах» в наемной страже? Возможно, кто-то из них и потерял ее. Или один из воинов, пришедших потом со Святославом. Хотя там и так было достаточно славянского населения, постоянно живущего и торгующего с хазарами.
Двусторонняя пластина тоже оказалась непростой. На ней видна так называемая тамга Рюриковичей — сейчас она знакома многим в качестве «трезубца» на гербе Украины. Некоторые исследователи считают, что этот символ пришел как раз от степных народов (и хазар в том числе), у которых использовался в качестве определения своей собственности и власти.
«Монеты — еще один показатель развития торговых связей обнаруженного нами средневекового поселения городского типа. Как, к примеру, найденный осенью в Семибуграх куфический серебрянный дирхем. Он был отчеканен в конце 8 века в Африке, где находилась тунисская колония Арабского халифата», — отмечает Дамир Соловьев.
По словам нашего собеседника, местные жители знали о том, что скрывает земля под их ногами и теперь охотно показывают ученым, что и где именно они уже находили. Сельчане рассказали, что они извлекали из-под земли в разные годы старинные кувшины, скелет с мечом. Многие бугры оказались разрушены — вот и шел материал. Говорят, пару лет назад даже приезжали «черные копатели» — они были несколько дней и даже нанимали местных копать (для археологов такой размах — это что-то новое). Что-то они там, возможно, все-таки нарыли, так как местных, чтобы не было лишних глаз, в итоге выгнали.
Поделились с нами и некоторыми подробностями того, как пройдет грядущая экспедиция. В раскопках, которые запланированы с 15 июля по 15 августа, примут участие 20-25 иногородних волонтеров, специалисты Астраханского музея-заповедника, их коллеги из Самары. А вот международное участие сорвалось в связи с пандемией коронавируса — не смогут приехать представители Нидерландов, Франции, Индии. Уж очень иностранные ученые стремились попасть в Астраханскую область, но теперь их «переносят» на следующий год.
Прошла и встреча с местной властью, по итогам которой достигнута договоренность о том, что район посильно поможет археологам. Большую поддержку оказывает семибугринский сельсовет, директор местной школы — будет предоставлен хозяйственный инвентарь и вода, а также оказана помощь со стороны школьников при их на то желании.
«Астраханский листок», завершая беседу, не мог поинтересоваться и раскопками в Самоделке. Ведь не секрет, что именно это городище ранее считалось местом нахождения Итиля. Как же произошло так, что мнение поменялось?
«С Самосделкой ситуация такая. В течении тридцати лет ведутся работы на этом памятнике, но на нем так и не были обнаружены материалы салтово-маяцкой культуры, присущей Хазарскому каганату. Там есть небольшое количество материалов, достаточно странных и которые имеют отношению к хазарам. Но как к этносу, а не как к государству. То есть, по всей видимости, это были хазары, существовашие уже после гибели Итиля. Их ведь не уничтожили всех. В Самосделке расположен город Саксин, возникший в начале 11 века, либо на рубеже 10-11 веков. Поэтому там материал есть, но не массовый. О том, что в нем жили и хазары, пишет и арабский автор Гарнати. Самосделка и Семибугры неразрывно связаны и, по предварительной версии, являются приемниками. Семибугры называть Итилем тоже преждевременно. Да, это действительно крупное городище, имеющее рядом поселения-спутники с «правильными» материалами и датами, но из-за того, что Итиль в Астраханской области начали «находить» уж очень часто, пока приходится осторожничать в определениях», — заключил представитель РГО.