Как изготовить лак для дерева

Морилка для дерева своими руками: виды и способы изготовления в закладки 8

Морилка представляет собой специальный тонирующий состав, которым обрабатывают древесину, а также ДВП, ДСП и прочие подобные материалы. С ее помощью можно создать требуемый оттенок, а также дополнительно защитить натуральный массив от вредителей, преждевременного разрушения. В продаже представлено множество подобных составов. При желании можно изготовить морилку для дерева своими руками.

Разновидности

Как изготовить лак для дерева. 30673571. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-30673571. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 30673571

Прежде чем рассмотреть, как сделать своими руками тонировочный состав для древесинных материалов, нужно рассмотреть разновидности, которые сегодня наиболее активно применяются в ходе подобных работ. Все морилки разделяются на виды в соответствии с типом их основы. Они могут быть:

Каждый из перечисленных материалов отличается определенным набором характеристик. Так, одной из самых распространенных разновидностей являются водные морилки для дерева. Своими руками изготовить подобный состав просто. Для этого приобретают сухой порошок и разводят его в воде. Можно купить и готовый для применения жидкий состав.

Безопасными для человека и окружающей среды являются именно водные морилки для дерева. Своими руками подобные составы можно приготовить за считанные секунды. Сухой порошок быстро растворяется в воде. Морилка подойдет как для наружных, так и для внутренних работ. При этом палитра оттенков многообразна. Это может быть тон от светло-серого до темно-красного.

Недостатком водных разновидностей морилок является их ограниченная область применения. Для смолянистых пород такая пропитка не подойдет. В противном случае на поверхности древесины проступают некрасивые пятна.

Также при окрашивании водными составами можно наблюдать, как волокна натурального материала приподнимаются. Это позволяет подчеркнуть фактуру, но при этом древесина станет более подверженной воздействию влаги.

Спиртовая, масляная основа

Как сделать морилку для дерева своими руками? Сначала нужно определить, какого эффекта планируется добиться при использовании бейца (так называют морилку). Если нужно добиться, чтобы пропитка быстро высохла, лучше всего для этих целей применять спиртовые разновидности. Они также продаются в порошкообразном или готовом виде.

Как изготовить лак для дерева. 3067356. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-3067356. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 3067356

Красящий состав в этом случае глубоко проникает в структуру массива. Буквально через полчаса морилка высыхает. Чтобы наносить такую морилку для дерева своими руками, применяется краскопульт. Если применять кисть, могут появиться некрасивые пятна и разводы. Это связано с быстрым высыханием спирта.

Древесина после такой обработки становится неподверженной воздействию влаги, а также ультрафиолета. Недостатком является резкий запах и необходимость применения краскопульта.

Также в ходе отделочных работ применяется масляная морилка. Своими руками наносить ее довольно просто. При этом можно окрасить древесину практически в любой цвет. Существует два типа масляных бейцев:

Сохнет морилка на масляной основе не так быстро, как спиртовые разновидности. Но зато это свойство делает ее простой в применении. Можно наносить это средство на поверхности при помощи обычной кисти. При этом слой будет равномерным, а волокна не будут приподниматься. Пленка на поверхности не образуется, что позволяет древесине дышать. Это обстоятельство заметно продлевает ее срок эксплуатации. Чтобы приготовить такую морилку, потребуется уайт-спирит. Этим растворителем разбавляют густую вязкую основу.

Восковая и акриловая морилки

Еще одной разновидностью является восковая морилка для дерева. Своими руками наносить ее довольно просто. При этом представленную разновидность часто применяют в процессах реставрации старых деревянных поверхностей. Если на покрытии имеются пятна, перепады оттенков, которые появились со временем, восковый состав их полностью сравняет. Однако перепады оттенков должны быть небольшими. В противном случае их все равно будет видно.

Как изготовить лак для дерева. 3067354. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-3067354. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 3067354

Восковая морилка создает на поверхности материала защитную пленку, которая будет отталкивать влагу. Поэтому подобные составы применяют даже во влажных помещениях. Также при отделке или реставрации пола желательно использовать бейцы на основе воска. Если случайно во время уборки на поверхность разольется вода, она не пропитает структуру отделки.

Но стоит помнить, что восковая пленка подвержена механическим воздействиям. Поэтому ее покрывают сверху еще и слоем лака. Такой тандем обеспечит долговечность оттенка, не позволив влаге, царапинам, прочим неблагоприятным воздействиям испортить поверхности древесины.

Акриловые разновидности морилок отличаются богатой цветовой палитрой. Например, можно подобрать оттенок от насыщенного бордово-черного до светлого тона. Особенно популярна при обустройстве интерьеров натуральная коричневая, медовая, красная и серая морилка для дерева. Своими руками наносить такой состав просто. Фактура натурального массива при этом подчеркивается. Акриловые и восковые составы еще называют рустиковыми.

Растительные компоненты

Как изготовить лак для дерева. 3067355. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-3067355. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 3067355

Вполне можно изготовить морилку своими руками. Рецепты приготовления разнообразны. Они могут включать в себя растительные компоненты. Растения создают самые разные оттенки:

Чай, кофе, уксус, марганцовка

Сделать натуральные морилки для дерева своими руками можно из чая или кофе, а также уксуса.

В чае есть теанин, который отлично тонирует светлые породы древесины. Чтобы сделать оттенок темнее, потребуется крепкую заварку. Для этих целей подходит черный чай. Чем концентрированнее заварка, тем темнее получится оттенок.

Кофе тоже применяется для тонирования древесины. Для приготовления средства нужно перемолоть зерна кофе, а затем к ним добавить немного соды. Можно просто заварить крепкий напиток, а затем применять его в качестве морилки.

Из уксуса можно приготовить особый состав. Для этого нужно подготовить металлические детали, например, гвозди. Их обезжиривают, а затем заливают уксусом. Емкость оставляют на несколько дней в темном месте. Чем дольше будет стоять уксус, тем насыщеннее оттенок получится. Но максимальная продолжительность этого процесса равняется неделе.

Такой состав имеет очень резкий запах, поэтому обрабатывать древесину нужно на улице. С помощью такого рецепта можно получить особый цвет морилки для дерева. Своими руками сделанная морилка при нанесении имитирует эбеновое дерево. Если древесина имела изначально темный оттенок, например, после окрашивания крепким чаем, то после подобного состава она станет угольно-черной.

Оттенки от вишневого до темно-коричневого получаются при использовании марганцовки. Для этого ее берут в количестве 50 г и растворяют в литре воды. Сразу же после приготовления раствор наносят кистью на древесину. Через 5 минут его растирают влажной тряпкой. Если повторить процедуру еще раз, оттенок будет темнее и насыщеннее. Если создать 3,5%-ный раствор марганцовки и обработать им березовый шпон, получится золотистый коричневый оттенок. После применения марганцовки древесину лакируют специальным составом. В противном случае такой оттенок со временем выцветет.

Химические составы

Рассматривая, как сделать морилку для дерева своими руками, можно ознакомиться еще с несколькими рецептами. В некоторых сортах древесины содержится большое количество теанина, например в дубе или орехе. Если такую древесину обработать гашеной известью, получится коричневый оттенок. У ореха при этом коричневый тон будет иметь зеленоватые нотки.

Как изготовить лак для дерева. 3067352. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-3067352. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 3067352

Если древесина светлая, придать ей благородный оттенок можно при помощи барбарисового корня. Из него делают отвар, в который добавляют двухпроцентные квасцы. Жидкость кипятят, остужают и процеживают. Можно также сделать морилку для дерева своими руками из йода. Для этого в отвар добавляют немного этого средства. Это добавит коричневому оттенку глубины, насыщенности.

Если вместо барбарисового корня применять побеги тополя, цвет будет насыщеннее. Для этого нужно подготовить 150 г веток тополя. Их заливают водой, добавляют квасцы и кипятят час. Отфильтрованный состав нужно отстаивать в стеклянной посуде 7 дней. Только после этого состав готов к применению. Если это средство смешать с отваром коры дуба, то оттенок у древесины будет коричневато-зеленоватым.

Если требуется создать светлый изумрудный оттенок, в уксус добавляют 50 г медянки. Средство кипятят 10-15 минут. Процедив состав, им обрабатывают поверхности. Если изделие строганное, его лучше вымачивать в теплом растворе до получения требуемого оттенка.

Из плодов бирючины можно приготовить морилку, которая придаст древесине черный цвет. Для этого сок плодов растения смешивают с разными кислотами. Если же добавить в него воду, оттенок будет голубым.

Серый оттенок

Создавая морилку для дерева своими руками, можно получить разные оттенки. Это, например, может быть серый цвет. Можно даже сделать серебристый оттенок. Чтобы приготовить раствор для обработки поверхностей, смешивают в равных пропорциях воду и уксус. Сюда добавляют ржавые гвозди или иные металлические изделия. Раствор настаивают некоторое время без гвоздей, а затем ржавый металл добавляют в жидкость.

Как изготовить лак для дерева. 3067351. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-3067351. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 3067351

Чтобы серый цвет был насыщеннее, применяется нашатырный спирт, разведенный воде. Работы проводят на свежем воздухе. Нельзя допускать попадания этого средства на кожу. Пары аммиака вдыхать не рекомендуется, поэтому нужно работать аккуратно. Действовать нужно быстро, так как морилка в таких условиях теряет свои свойства за короткое время.

Когда древесина окрасится в нужный оттенок, раствор смывают водой. Для обработки небольшого изделия в закрытую посуду опускают заготовку и открытую баночку нашатырного спирта. Через несколько часов древесное изделие вынимают из тары.

Отбеливание

Приготовленная своими руками морилка для дерева, может также высветлить материал. Отбеливание позволяет подготовить материал перед покраской. Так тон покрытия будет выглядеть выразительнее.

Как изготовить лак для дерева. 3067353. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-3067353. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка 3067353

Стоит учесть, что при проведении подобной процедуры некоторые породы деревьев приобретают оригинальный окрас. Так, например, грецкий орех приобретает бледновато-розовый цвет, яблоня получает оттенок слоновой кости.

Береза после применения отбеливающей морилки становится зеленоватой. Для этого применяется раствор щавелевой кислоты. Ясень, дуб просто светлеют, не меняя своего цвета. Если же обработать анатолийский орех перекисью водорода, концентрация которого будет не менее 15%, оттенок станет золотистым.

Приготовление отбеливающей морилки из щавелевой кислоты

Для отбеливания древесины применяют разные растворы. Их скорость воздействия на материал может значительно отличаться.

Одним из часто применяемых для этих целей средств является раствор, приготовленный из щавелевой кислоты. Для этого нужно подготовить 100 г кипяченой воды. В ней растворяют от 1,5 до 6 г кислоты. Лучше всего применять это средство для светлых пород древесины, например, липы, березы, тополя, клена и т. д.

Если же массив был темным, при обработке таким раствором могут появиться некрасивые разводы, серые пятна. В остальных случаях результат будет эффектным. Чтобы обессмолить поверхность и приподнять ворс, после обработки раствором щавелевой кислоты массив смачивают иным составом. Его готовят из 100 г кипятка, 3 г кальцинированной соды и 15 г хлорной извести.

Применение перекиси водорода

Для работы потребуется 25%-ный раствор перекиси водорода. Этот метод применяется для большинства пород древесины. Исключением являются только дуб, лимонное дерево, палисандр.

Преимуществом этой методики является факт, что древесина не нуждается после обработки в промывке. Но действенным подобный раствор будет только для мелкопористых материалов. Если в структуре много дубильных веществ, осветление происходит очень тяжело. Чтобы облегчить этот процесс, сначала поверхность обрабатывают 10%-ным раствором нашатыря.

Источник

Изготовление лака в домашних условиях

Как изготовить лак для дерева. . Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка

Если вы занимаетесь самостоятельным изготовлением мебели или желаете несколько отреставрировать старую мебель, вам в определённый момент понадобится покрывать её хорошим лаком.

На рынке нынче полно различных лаков. Однако это средство можно создать своими усилиями и в домашних условиях. Дома можно создать разные лаки. Далее предложены рецепты наиболее популярных видов.

Пятиминутный

Как изготовить лак для дерева. samodelnyj lak dlya mebeli. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-samodelnyj lak dlya mebeli. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка samodelnyj lak dlya mebeli

Предназначен для дерева. В ёмкость (желательно 100 мл) наливается ацетон (примерно 30% от объёма ёмкости). Затем в него добавляется пенопласт. Его лучше взять от упаковки электроники. Его перед добавлением следует мелко, мелко накрошить. Его примерная пропорция – 0,3 куб дм. В итоге получится смесь, похожая на желе. Она должна некоторое время настояться. Её цвет – прозрачный. Через 2-3 часа получается неплохой влагоустойчивый лак. Также он характеризуется достойной способностью выдерживать удары.

Масляные виды

В производстве их готовят из олиф и дорогих смол. Также к ним подмешивают скипидар. Обычно такие виды стремительно сохнут, но слабы в плане прочности и сроке службы. Дома можно создать копаловый масляный вид. Возьмите качественное льняное масло (100 весовых доз) и варите его в кастрюле или котле. Нагревание должно идти постепенно. Задача – дождаться появления пузырьков и поддержание ровного пламени. Масло должно немного кипеть. В это же время на водяной бане необходимо расплавить ост-индский копал (15 весовых доз) и также довести этот элемент до кипения, до появления пузырьков. В этот момент в него нужно сразу внедрить уже горячее льняное масло (также оно в это время варится в кастрюле). Лить его нужно дозировано, и постоянно размешивать эту смесь. Затем такой состав выливайте в масло, которое варится.

Как изготовить лак для дерева. samodelnyj mebelnyj lak. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-samodelnyj mebelnyj lak. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка samodelnyj mebelnyj lak

Даммаровый вид

Он отлично подходит для мебели светлых тонов. Компоненты для его создания:

Такой состав следует кипятить до абсолютного растворения, затем процедить. Для процеживания лучше применить тонкое сито, созданное из металла. После чего смесь отстаивается 2-3 часа. Через это время лак можно использовать.

Копаловый вид

Третий элемент нужен для придания лаку хорошей эластичности. Такой состав помещается в бутылку на три её четверти. Бутылка основательно закупоривается и держится в тёплом месте, например, около батареи. Бутылку нужно периодически взбалтывать. Должен получиться качественный раствор из всех составляющих. Он отстаивается и фильтруется. Фильтром здесь служит вата. Если полученный лак недостаточно прозрачен, то бутылку сосредоточьте в водяной бане на 10-20 минут.

Как изготовить лак для дерева. mebelnyj lak. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-mebelnyj lak. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка mebelnyj lak

Мастичный вид

Состав помещается в водяную баню. После – отстаивается. Через сутки сливается и фильтруется. Для фильтра служит вата.

Кастровый вид

Если перегнать касторовое мало сухим способом, то образуется остаток, подобный каучуку. Если его растворить в бензине или спирте, получится лак с отличной стойкостью к влаге и ультрафиолету.

Асфальтовый вид

Как изготовить лак для дерева. lak dlya mebeli. Как изготовить лак для дерева фото. Как изготовить лак для дерева-lak dlya mebeli. картинка Как изготовить лак для дерева. картинка lak dlya mebeli

Первый элемент плавится, охлаждается и измельчается. В него добавляется второй элемент.

Японский вид

Первые два компонента смешиваются. Жидкая часть отделяется от осадков, затем нагревается. Пока идёт данный процесс, нужно добавить в смесь камфару (1 часть) и копаловую смолу (15 частей). Через 20-30 минут состав можно процедить.

Таковы основные рецепты домашних лаков. Наверняка у каждого мастера найдётся ещё десяток интересных рецептов.

Источник

Способы изготовления лака и сургуча

Авторизация на сайте

Способы изготовления лаков и сургуча (Копалового масляного лака, копалового и мастичного лака, мастичного лака, касторового лака, асфальтового лака, японского лака, голландского лака «Элеми» для масляных картин, мастичного лака для масляных картин, лака для белой жести, борного лака для металлов, лаков для металлов, золотого лака для белой жести, синего лака для стали, лака для инструментов, лаков для оптических инструментов, водонепроницаемого лака, дегтярного лака, китайского лака, казеинового лака, черного лака для чугунных печей, водного клеевого лака, водного альбуминового лака, водного желатинового лака, водного глазурного лака и т.д.

Варка масляных лаков

Масляные лаки, представляющие смесь олифы с дорогими смолами (янтарем и копалом), являются лучшими из всех лаков как по красоте, так и по прочности. Примешивая к ним скипидар, стараются сделать их более быстросохнущими, но эти лаки, выигрывая в скорости высыхания, всегда теряют в прочности и долговечности. Предлагаем здесь несколько рецептов хороших масляных лаков.

Копаловый масляный лак

Берут 100 весовых частей хорошего льняного масла и варят его в котле при постепенном нагревании. Когда начнут показываться пузырьки, нужно поддерживать ровный огонь, чтобы масло слегка кипело. Одновременно на водяной бане расплавляют 15 весовых частей ост-индского копала и доводят его до кипения. Когда в расплавленном копале начнут появляться пузырьки, следует немедленно влить в смолу частями горячее льняное масло, все время размешивая. Когда вся смола хорошо соединится с частью масла, то ее выливают, при постоянном помешивании, в масло, варящееся в большом котле. Затем всыпают в большой котел 1 весовую часть бората марганца и продолжают варку около 2 часов, снимая образующуюся при этом пену, пока лак не станет густым и не будет медленно стекать с веселки прозрачными, золотистыми нитями. Если капнуть лак на стекло, то капля должна быть высокая в виде полушария. Охладившись, капля должна быть вроде густого сиропа, тянущегося в нити. Это признаки, что соединение масла со смолой совершилось. После этого тушат огонь под большим котлом и дают смеси постепенно остыть до 60+С. Затем вливают по частям 70 весовых частей скипидара, делая после каждой добавки пробу, сохраняет ли охлажденная капля консистенцию вязкого сиропа. Если вязкость лака заметно уменьшается, то добавление скипидара следует прекратить и лак считается готовым.Хороший лак должен быть золотистого цвета, гладко ложиться на окрашиваемую поверхность и высыхать через 6-8 часов. Для окрашенных поверхностей, где желтоватый оттенок не играет роли, этот лак можно считать превосходным.

Приготовление даммарового, копалового и мастичного лака

Мастичный лак готовится следующим образом: на 12 частей очищенной, хорошо промытой мастики берут 1,5 части чистого венецианского терпентина, 0,5 части камфары в порошке, 5 частей хорошо толченого стекла и 30 частей очищенного скипидара. Смесь распускают в водяной бане, затем дают отстояться, и спустя сутки сливают и профильтровывают через вату.

При сухой перегонке касторового масла получается каучукообразный остаток, который, будучи растворен в углеводородах (бензине) или в спирте, представляет собой отличный, не пропускающий влагу, противостоящий солнечным лучам, весьма прочный лак.

Смазанные этим лаком шерсть, полотно и т.п. становятся непроницаемыми для воды. При смешении лака с землями или окисями металлов получается весьма прочная замазка.

Приводим несколько рецептов такого лака.

I. Расплавляют 1 часть асфальта, дают охладиться, измельчают, доливают 2 части скипидара и растворяют. По желанию добавляют сажу.

II. Берут 3 части асфальта, 1 часть каменноугольного вара (твердый остаток при перегонке каменноугольного дегтя) и растворяют, при легком нагревании, в 6 частях скипидара.

III. Берут 250 частей асфальта, 475 частей льняной олифы, 120 частей канифоли, 180 частей скипидара. Лак этот особенно пригоден для жести.

IV. Берут 6 частей асфальта, 1 часть вареного льняного масла, 8,5 частей скипидара. Лак этот особенно пригоден для железа.

V. Берут 20 частей асфальта, 5 частей канифоли, 2 части сажи, 50 частей керосина.

VI. Берут 1 часть асфальта, 1 часть канифоли, 8 частей скипидара.

Берут 45 частей скипидара и 60 частей лавандового масла, обезвоживают его при помощи хлористого кальция, отделяют жидкость от осадка, растворяют в ней при нагревании 1 часть камфары с 15 частями копаловой смолы и процеживают.

Голландский лак «Элеми» для масляных картин

Берут 8 частей мастики, 1 часть смолы «Элеми», 2 части венецианскоготерпентина, 29 частей скипидара.

Мастичный лак для масляных картин

Растворяют 6частей сандарака, 2 части мастики, 1 часть копайского бальзама, 1,5 части венецианского терпентина, 1 части французского скипидара, 20 частей спирта (96%).

Лаки для белой жести

Нижеследующие лаки пригодны не только Для белой жести, но и для всех металлов вообще.

I. 2 части сосновой смолы, 4 части скипидара, 1 часть сиккатива, 2 части вареного льняного масла.

II. 2 части даммаровой смолы, 4 части скипидара, 1 часть сиккатива, 2 части олифы. Лак может быть окрашен в красивый буровато-желтый и золотистый цвет драконовой кровью, асфальтом и гуммигутом.

III. 2 части шеллака в зернах, 8 частей венецианского терпентина, 12 частей сандарака, 155 частей спирта.

IV. 200 частей сандарака, 34 части венецианского терпентина, 100 частей мастики, 666 частей спирта.

V. 15 частей шеллака, 2 части венецианского терпентина, 8 частей сандарака, 75 частей спирта.

VI. 15 частей даммаровой смолы измельчают в порошок, сплавляют в котле, добавляют 1 часть венецианского терпентина, снимают котел с огня и осторожно доливают 20-40 частей подогретого скипидара.

VII. 9 частей даммаровой смолы, 13 частей льняной олифы, 17 частей скипидара. Лак окрашивают драконовой кровью, гуммигутом и др.

VIII. Зеленовато-золотистый лак. Растирают в фарфоровой ступке 10 частей кристаллической уксуснокислой окиси меди в мелкий порошок, который насыпают тонким слоем на плоскую тарелку, и ставят на некоторое время в теплое место, причем кристаллизационная вода и часть уксусной кислоты улетучиваются. Порошок, ставший после этого светло-коричневым, растирают в ступке со скипидаром, куда добавляют, при постоянном помешивании, 30 частей копалового лака, нагретого до 70+ С. Если уксуснокислая окись меди была хорошо растерта, то при помешивании значительная часть ее растворяется в течение 15 минут, после чего лак переливают в бутылку, которую хранят несколько дней в теплом месте, время от времени взбалтывая. Приготовленный таким образом лак равномерно наносится на покрываемую жесть, которая затем высушивается в сушильной печи. Соответственно степени нагревания получается на жести та или иная окраска; сначала появляется зеленоватая окраска, которая при усилении нагревания принимает желтый и темно-желтый золотистый цвет, затем оранжевый и, наконец, красновато-коричневый оттенок. Окраски эти не изменяются от действия солнечного света, что имеет место при пользовании английским золотым лаком, и превосходят его по блеску. Прочность полученного покрытия зависит от добротности употребляемого копалового лака: если последний был надлежащего качества, то лакированную жесть можно выдавливать и сгибать без опасения повредить лак. Образование золотистого цвета происходит оттого, что окись меди превращается в закись, и, чем больше отнято нагреванием у медной соли кислорода, тем темнее получается цвет. Если этим лаком хотят нанести зеленое покрытие, то наносят его пять раз, причем следующее покрытие наносят, когда предыдущее полностью высохло; затем следует также произвести высушивание при умеренном нагревании.

IX. Золотистый лак. 14 частей шеллака, 8 частей сабура, 8 частей сандарака измельчают в порошок, постепенно доливают к 70 частям нагретого скипидара и нагревают смесь до растворения.

Борный лак для металлов

Как известно, в продаже встречается много цветных спиртовых лаков для покрытия металлов. Но даже лучшие из них отличаются одним весьма крупным недостатком: они очень непрочно держатся на полированной металлической поверхности и легко отскакивают от нее. Лучшим средством для устранения этого недостатка оказалась примесь к лаку незначительного количества чистой кристаллической борной кислоты. Опыт показал, что достаточно к спиртовому лаку добавить 0,5% борной кислоты, чтобы получить очень прочное покрытие: отполированная металлическая поверхность, а также чистая жесть, покрытая таким лаком, отличаются до того твердой глазуреподобной лакировкой, что в противоположность обыкновенной ее абсолютно невозможно отделить. Необходимо, однако, иметь в виду: не следует употреблять кристаллической борной кислоты более указанной пропорции, иначе лак может в значительной степени потерять яркость своей окраски.

Лаки, рецепты которых мы приводим ниже, пригодны для всех металлов.

I. Золотистый лак. Растворяют 20 частей шеллака, 1 часть борной кислоты, 1 часть пикриновой кислоты (или по желанию больше), 179 частей спирта.

II. Растворяют 7,5 частей драконовой крови, 40 частей гуммигута, 30 частей мастики, 30 частей шеллака, 7,5 частей смолы «Элеми», 20 частей сандалового дерева, 20 частей сандарака, 15 частей венецианского терпентина, 850 частей спирта.

III. Растворяют при нагревании 100 частей зернистого шеллака, 80 частей венецианского терпентина, 100 частей сандарака, 25 частей гуммигута, 700 частей скипидара.

IV. 15 частей гуммилака, 5 частей мастики, 5 частей сандарака, 1 часть орлеана, 1 часть драконовой крови, 1 часть гуммигута, 2 части сандалового дерева красного (в порошке), 5 частей венецианского терпентина, 100 частей 96%-ного спирта. V. 5 частей мастики, 10 частей сандарака, 5 части копайского бальзама, 2,5 части венецианского терпентина, 3 части скипидара, 28 частей спирта (96%) растворяют и смешивают с раствором из 2,5 частей шеллака, 22,5 частей драконовой крови и 25 частей спирта (96%).

VI. 4 части гуммилака, 8 частей сандарака, 8 частей смолы «Элеми», 80 частей спирта растворяют и окрашивают настойкой гуммигута с настойкой драконовой крови или раствором фуксина, или же пикриновой кислоты.

VII. 10 частей шеллака, 1 часть сандарака, 1 часть мастики, 2 части сабура, 5 частей куркумы в порошке, 0,5 части шафрана в порошке, 1 часть драконовой крови, 0,5 части венецианского терпентина, 100 частей спирта (96%) настаивают и фильтруют. Предметы очищают, подогревают до 35+С, потом быстро намазывают лак тонким слоем.

VIII. 2,5 части пикриновой кислоты, 0,5 части борной кислоты, 1 часть драконовой крови, 20 частей шеллака, 0,75 части венецианского терпентина, 80 частей спирта (96%).

Золотой лак для белой жести

Синий лак для стали

Растворяют в 4 частях воды 1 часть буры, нагревают до кипения и, при постоянном помешивании. доливают раствор из 5 частей белого шеллака и 5 частей спирта. Затем добавляют метиленовой синей краски до желаемого оттенка. Вычищенные стальные предметы покрывают этим лаком.

Лак для инструментов

Приводим ниже рецепты двух лаков.

Берут 2 части сандарака, 1 часть мастики, 1 часть венецианского терпентина, 1 часть зернистого шеллака, 1 часть росного ладана, растворяют все в 12 частях спирта и фильтруют.

Растворяют в 120 частях спирта 35 частей сандарака, 24 части венецианского терпентина и 20 частей мастики и фильтруют.

Эти лаки можно окрасить в желтый и желтовато-красный цвет настойкамидраконовой крови и гуммигута.

Лак для оптических инструментов

Растворяют в 50 частях лавандового масла 10 частей копала и 1 часть камфары и смесь немедленно выливают в надлежащее количество нагретого скипидара (осторожно с огнем!).

Растворяют в воде железный купорос, добавляют раствор мыла и отфильтровывают получающийся осадок железистого мыла. Если этот осадок высушить и растворить в сероуглероде или бензоле, то получается лак, оставляющий на тканях и на бумаге водонепроницаемый слой.

Если желательно иметь бесцветный лак, то берут вместо железного купороса раствор квасцов и получают глиноземное (алюминиевое) мыло.

Есть еще другой способ: ткань пропитывается насыщенным водным раствором квасцов, высушивается и натягивается. Затем натянутую ткань смазывают с обеих сторон горячим крепким раствором обыкновенного мыла, вследствие чего на ткани образуется пленка глиноземного мыла. После этого ткань обмывается, сушится и прокатывается между вальцами. Она получает блеск,водонепроницаемость и отчасти огнеупорность.

Деготь нагревают в котле до 70+С и смешивают с равным количеством гидравлической извести или портландского цемента. Жидкая масса после охлаждения становится мягкой и упругой. Лак этот особенно пригоден для обмазывания деревянных частей, находящихся под водой, для водопроводных труб и т.д., так как покров этот не разрушается от действия воды и воздуха.

Берут 3 части бычьей крови (дефибрированной), смешивают с 4 частями гашеной извести (гидрата окиси кальция) и добавляют небольшое количество квасцов. Получающаяся жидкая кашицеобразная масса может быть тотчас же использована как лак. Предметы (папки, соломенные вещи и т.д.), покрытые этой смесью, становятся непромокаемыми.

Казеиновый лак Дреера

Подобным же образом можно приготовить казеиновые лаки с добавлением любой анилиновой краски, причем вместо четыреххлористого олова можно употреблять хлористый и уксуснокислый алюминий, уксуснокислое олово и т.п.

Все казеиновые лаки отличаются своей стойкостью и замечательно красивыми оттенками цветов. Можно ожидать, что они найдут широкое применение в литографии, печатании обоев и других подобных производствах.

Черный лак для чугунных печей

Нагреть почти до кипения 1 кг дегтя и добавить 50 г железного купороса в порошке. Этим лаком, еще горячим, покрывают нагретую печь; он быстро высыхает, довольно красив и не имеет запаха.

Водный клеевой лак

1 часть столярного клея или желатина растворяют в 22 частях воды и перед употреблением добавляют 28,5 частей двухромовокислого калия. Эта смесь может служить грунтом для многих кожаных лаков. Для лучшего сохранения добавляют к лаку немного буры.

Водный альбуминовый лак

Смешивают равные весовые части воды и яичного белка; для хранения добавляют немного карболовой или салициловой кислоты. Вместо свежего яичного белка можно растворить 28,5 частей сухого альбумина в 564 частях воды. Лак при высыхании дает хороший глянец. При высушивании предметов, покрытых этим лаком, в горячем воздухе на них образуется несмываемое водой покрытие.

Водный желатиновый лак

Берут 1 часть желатина и растворяют в 22 частях воды и перед употреблением добавляют 28,5 частей двухромовокислого калия. Эта смесь служит грунтом для кожаных лаков. Для хранения добавляют немного буры.

Водный глазурный лак

Смешивают равные весовые части воды и яичного белка (или альбумина). Для того чтобы альбумин не разлагался, добавляют немного формалина или салициловой кислоты. Лак при высыхании дает хороший глянец. При высушивании предметов, покрытых этим лаком, в горячем воздухе на них образуется несмываемое водой покрытие.

Водный шеллаковый лак по Кайзеру

Берут 1 часть буры, 3 части истолченного белого шеллака и 20 частей воды, нагревают в водяной бане до полного растворения, по прошествии нескольких часов дают охладиться и фильтруют. Добавление к лаку небольшого количества глицерина делает его гибким. Этот лак можно окрашивать любой анилиновой краской или смесью нескольких красок.

2 части буры, 2 части шеллака, 24 части горячей воды растворяют. Чтобы можно было мыть обои мылом и водой без порчи рисунка и красок, их предварительно покрывают несколько раз этим лаком. Затем после каждого намазывания и высушивания обои растирают мягкой щеткой до тех пор, пока на них не появится блеск.

Под итальянским лаком подразумевают, как известно, прозрачный масляный лак, покрывающий струнные инструменты Амати, Гварнери, Страдивари и других итальянских мастеров. Рецепт состава этого лака утрачен около 1770 г. С того времени скрипки и вообще все струнные инструменты покрываются спиртовыми лаками и очень редко темно-бурыми масляными. Ввиду этого считаем полезным привести рецепт итальянского лака, созданного известным русским скрипичным мастером А. Леманом.

Прежде чем делать грунт, нужно позаботиться об окраске дерева. Хорошо отшлифованное дерево покрывается водным раствором коричневой краски сепии (жидкость, добываемая из каракатицы). Когда краска, наложенная очень умеренно широкой кистью, высохнет, дерево шлифуют очень мелкой кремневой бумагой и покрывают слоем бесцветного, быстро высыхающего масляного лака. Затем дерево вновь шлифуется той же мелкой кремневой бумагой, но на этот раз с деревянным маслом, после чего его насухо вытирают чистой тряпкой и покрывают с помощью круглой мягкой щетки цветным лаком, который высыхает весьма скоро, так что через сутки уже годен к шлифовке кремневой бумагой с маслом или водой. Цветной лак составляется из бесцветного (лучше всего брать янтарь в масле с крепкой сушкой), к которому примешивают хорошо стертые краски в трубочках: коричневую, красную и желтую.

Чтобы покрыть скрипку, достаточно 2 столовых ложек лака, а краски не более 2 кофейных зерен. Можно употреблять следующие краски: индийскую и японскую желтую, лак Робера No 7, коричневый лак, асфальт и крап-лак. Лучше всего цветной лак составлять на блюдечке. Сначала из тюбика выпускают краску, тщательно растирают ее стеклянным пестиком, доливают лак и тщательно смешивают лак с краской. Затем взяв круглую кисть, неторопливо накладывают лак на дерево. Лак тотчас же подсыхает, а потому не следует проводить кистью по одному месту более 2-3 раз. Нужно остерегаться делать грунт при помощи клея и спиртового лака, который слишком глубоко входит в дерево и сильно влияет на резкость звука инструмента. Быстро сохнущий масляный лак, напротив, почти не входит в дерево и образует грунт, который не трескается и не облупляется, как спиртовой. После лакирования кисти тотчас же следует выполоскать в керосине, а затем промыть мыльной водой.

Остается заметить, что покрытие итальянским лаком Лемана значительного количества новых и старых струнных инструментов дало очень хорошие результаты

Спиртовой лак для скрипок

Берут 1 часть мастики, 5 частей спирта, 2 части терпентина, 2 части льняного масла, смешивают, дают отстояться в течение недели при частом взбалтывании и сливают прозрачную жидкость (The Brit and Gol. Drugg).

Берут 1 часть даммаровой смолы и настаивают в течение двух недель в 5-6 частях ацетона, затем сливают прозрачный раствор и к 4 частям его добавляют 3 части густого коллодия и дают смеси отстояться, пока она не посветлеет. Лак наносится на рисунок, акварель и т.п. колонковой кистью. Сначала получается матовый слой; однако после того, как он высохнет, он становится полностью прозрачным и блестящим.

Лак для позолоченных багетов

При производстве багетов и для освежения старых требуются два лака: блестящий и матовый.

Берут 175 частей шеллака,

30 частей гуммигута,

20 частей венецианского терпентина,

75 частей сандарака,

30 частей сандалового дерева,

730 частей винного спирта.

Берут 1 часть шеллака, растворяют в 8 частях скипидара и добавляют 1 часть мела в порошке.

Хороший сургуч должен иметь красивый Цвет, ярко гореть, не сильно коптить и не прилипать к печати. Сургуч приготовляется следующим образом: сначала расплавляют шеллак или канифоль в чугунном эмалированном котле, при постоянном помешивании, затем добавляют терпентин, после чего в эту расплавленную массу всыпают тонкой струей, не прекращая помешивания, смесь других веществ: мел, сернобариевую соль, краску и др. Когда вся смесь станет однородной, выливают немного массы на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч быстро застывает, и испытывают его относительно окраски, твердости и ломкости. После этого добавляют, по желанию, благовонные вещества и выливают все в латунные формы.

Если в состав массы входит скипидар, то сначала шеллак и терпентин расплавляют вместе на небольшом огне и, при постоянном помешивании, добавляют кашицеобразную смесь, состоящую из талька, мела и краски со скипидаром. Помешивание продолжают до тех пор, пока не образуются пузыри; затем чугунный горшок снимают с огня и выливают массу в формы,предварительно смазанные маслом.

Разливание массы в формы производят следующим образом: из горшка вынимают ложкой жидкую массу и наполняют ею предварительно нагретую маленькую кастрюльку с носиком, посредством которого масса равномерно выливается в формы. Формы могут быть двоякого рода: из одного куска или из двух половинок. Перед разливанием их слегка подогревают.

Красный сургуч для запечатывания писем (первый сорт).

Сплавляют 12 частей шеллака, 8 частей венецианского терпентина, 9 частей киновари, 3 части магнезии, 2 части скипидара.

Сплавляют 66 частей канифоли, 33 части киновари, 16 частей терпентинапростого, 25 частей мела, 1 часть скипидара.

Смола нагревается до 200+С с тремя объемами воды и небольшим количеством каустической соды. При добавлении к смеси холодной воды красящие вещества смолы переходят в раствор, а чистая, почти бесцветная смола осаждается на дне котла. Нужно избегать добавления большого количества соды, чтобы не уменьшить выход очищенной смолы, которой при нормальных условиях должно быть только немного меньше веса взятой для отбелки смолы. После того как водный раствор отделен, в котел с осадком пропускают некоторое время угольную кислоту, чтобы предотвратить его потемнение из-за окисления. Лучшие результаты получаются, если плавление и вообще всю операцию производить в вакуум-аппарате, что дает возможность работать при более низкой температуре и полностью отделить раствор от осадка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *