хохломская роспись изображается на каком фоне
Главные три цвета хохломы: золотой, красный и черный. Как создается рисунок в хохломской росписи
Одним из самых художественно совершенных промыслов России по праву считается хохломская роспись. Ее безукоризненная цветовая гармония, органичность мотивов и узоров сделала это направление одним из брендов страны, прямой художественной ассоциацией. Из этой статьи вы узнаете, каковы основные цвета хохломской росписи, какие цвета используются дополнительно и как самому нарисовать простой цветочный мотив.
Основные цвета хохломы
Хохломской промысел – это цветовая гамма из ограниченного круга сочных оттенков, высокая художественность изображения, только ручная работа, отсутствие геометричности, плавность линий и форм.
Главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Это не значит, что на этом колористика промысла заканчивается. Но большинство работ используют только это трехцветие, и ассоциируется направление именно с этими сочными цветами.
Как известно, случайностей в народном искусстве фактически нет. И хохломская роспись не является исключением. Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
Значение цветов хохломы:
Таким образом, можно сказать, что три основных цвета хохломы несут в себе некоторую колористическую формулу. Да, без других цветов в жизни не обойтись, невозможно написать ее в трех красках. Но они глубоко символичны, выразительны и самодостаточны. Интересно, что и сейчас многие люди признаются, что покупают расписные хохломские изделия, потому что считают, что они наполнены нужной энергией. И это энергия благополучия и процветания, достатка и крепкого здоровья.
Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
И если можно узор и цветовое решение народного промысла считать неким посланием, культурным месседжем от предков, то он определенно несет в себе мощное начало, энергетически сильное и радостное.
К краскам, которые принято использовать в хохломе, предъявляются высокие требования, ведь некоторые из них в ходе последующей обработке изделия могут высыхать и выгорать под действием высоких температур. Потому мастера пользуются минеральными термостойкими красками: охрой, суриком, киноварью, кармином, хромовой зеленью, сажей. Краски эти разбавляются очищенным скипидаром. Как видите, помимо красного (киноварь) и черного (сажа) упоминаются и другие цвета. Они используются как вспомогательные и оживляют рисунок.
Дополнительные цвета
Зеленый, коричневый и желтый – вот цвета, которые действительно помогают оживить изображение, добавить ему динамики. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумруд, но они встречаются реже. Хотя в современных изделиях, выпущенных в наши дни, такие цвета проникают все больше. На самом деле фабрики, выпускающие изделия хохломской росписи, пытаются разнообразить ассортимент, выходя за рамки представлений о хохломе, которые у потребителя могут быть довольно узкими.
Если вы видите работу, где используются не только основные цвета, это не значит, что нарушена некая незыблемая каноничность. Во введении других цветов нет ничего рушащего устои: промысел не мог бы развиваться, если бы мастера использовали только трехцветие и ничего больше. Но художественный образ хохломы в массовом сознании это, как ни крути, черный, красный и золотой – пламенная триада цветов счастья.
Познавательное видео о производстве и росписи хохломы.
Виды хохломской росписи
Основные виды (или типы) хохломского письма – фоновой и верховой. Каждый вид придерживается своей технологии, и овладеть ею не так-то просто.
Верховой
Традиционно верховой вид росписи выполнялся на уже пролуженной поверхности, художник использовал мягкие мазки при нанесении красок, двигал кисть пластично. Так получалась ажурная хохлома.
Орнамент верховой росписи:
Фоновый
До нанесения рисунка на поверхность изделия наносится фон. Он красный либо черный, но рисунок на нем будет золотым.
Очевидно, что неслучайно именно хохлома цитируется сегодня чаще остальных видов народной росписи. Это не просто красивое художественное направление, но и технически совершенное, сложное, требующей подготовки.
Как нарисовать простой цветочный мотив?
Для тех, кто только учится, уроки не должны быть сложны. Начинайте с простого, чтобы творчество приносило радость, а не обрастало сложностями с первого же шага.
Для работы вам понадобятся:
Простой цветочный мотив в 5 шагов:
Проще этого урока быть не может, и такое знакомство с народным промыслом можно предложить и ребенку.
Красочность и детальность – главные качества хохломы, за что этот нижегородский промысел и полюбили. Осваивать направление нелегко, но удовольствие от работы компенсирует трудности.
Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов
Русское хлебосольство, щедрость и гостеприимство будто закодированы в самом виде посуды, созданной в технике хохломской росписи. Яркая и красочная хохлома – роспись, узоры которой знакомы всем с раннего детства, кажется, что они записаны куда-то на подкорку. О том, как зародилась хохлома и чем живет сегодня, в чем особенности ее рисунка, какие материалы использует мастер и какие стадии проходит изделие, вы прочтете в этой статье.
Истоки хохломы
Сегодня историки могут с большой уверенностью говорить, что хохломская роспись, прославившая Россию, появилась в 17 столетии на левом берегу Волги. Деревни, которые могут гордиться зарождением промысла – Мокушино, Глибино, а также Хрящи, Большие и Малые Бездели и, наконец, поселок Ковернино. Торговым селом в этом регионе считалась Хохлома, и название места, куда мастера окрестностей свозили товар, дало наименование самому художественному направлению.
Заволжье – богатое лесами место, потому и мастеров обработки дерева здесь было в достатке. Из липы и осины местные умельцы делали прочную и легкую посуду. Но не резные изделия прославили регион, благодаря хохломскому рисунку посуда (прежде всего, она) стала набирать популярность. В итоге именно этот промысел считают сегодня, пожалуй, самым совершенным в художественном смысле, образцом росписи русского народного творчества.
Чаша. Хохлома. XIX в.
Основных красок в хохломе 3 – золотой, черный и красный. Красный делает более теплым и мягким золотой цвет, черный усиливает выразительность цветов-партнеров. Круглые поверхности без контуров рассеивают свет, благодаря чему посуда просто притягивает взгляд. Просты и поэтичны мотивы росписи: всего-то растительный, да несложный геометрический орнамент, а сколько в нем стремления к красоте и нежного чувства к природе родного края. Каждый элемент росписи – как признание в любви своей земле, как воспевание красоты в окружающем и повседневном, как стремление к прекрасному, сглаживающему непростые крестьянские будни.
Современная хохлома
В России сегодня работают два крупных центра хохломской росписи – город Семенов, в котором функционируют два предприятия («Семеновская роспись», «Хохломская роспись»), а также село Семино в Ковернинском районе, и его предприятие «Хохломской художник». Город Семенов считается столицей промысла, на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них – художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и продукция фабрики расходится по всему миру. Причем, в комплекте с сертификатами соответствия и гигиенической сертификацией.
Кухня оформлена «под хохлому»
Орнамент хохломы можно встретить повсеместно: расписанные машины, предметы быта, мебель, часы, клавиатуры, изнаночные стороны пальто и курток, кеды, чехлы для телефонов и т.д. Картинка яркая, воспевающая народную любовь к своей земле, а при этом выглядит она не по-крестьянски скромно, а роскошно, жизнерадостно, богато.
Иностранцы с особым пристрастием относятся к этому художественному направлению: и это неудивительно, есть в нем и совершенство колористического решения, и лаконичность формы, и узор, в котором нет ничего лишнего, но который плетет свой ажур по идеальному фону. Да и, как признаются сами иностранцы, для них хохлома – это прикосновение к богатству русской культуры, гимн красоте и жизнелюбию.
Особенность рисунка хохломы
Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.
Что отличает хохлому:
Есть хохломская роспись, а есть роспись «под хохлому». Во втором случае художник берет цвета, присущие направлению, но узор использует не характерный для него. А есть еще и «псевдохохлома» — контрафактная продукция, не имеющая сертификатов качества, использующая, возможно, небезопасные материалы. Между прочим, такая продукция – прямое нарушение авторского права, потому рекомендуем не поддерживать рублем сторонние изделия, которые не являются брендом и не относятся к центрам хохломской росписи России.
Материалы
Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия с характерными изображениями, липа. Древесина должна пройти тщательную подготовку. На специальных складах дерево сушат, и на это уходит 3 года и более. Только такая древесина подходит для работы.
Инструменты для росписи:
Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло, скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.
К краске требования особые, это должны быть минеральные красители с высокой термостойкостью. Используется мастерами охра, светло-желтый крон, киноварь, изумрудная зелень, окись хрома, сурик, кадмий, голландскую сажу, изумрудную зелень.
Если же вы решили увлечься хохломской росписью, не претендуя на каноничность работы, то можете использовать гуашь и акриловые краски. Гуашь делают с добавлением белил, после высыхания она светлеет и становится матовой. Гуашь гуще и плотнее акрила, но на солнце она выцветает. Акрил не выцветает и не растекается, на поверхность ложится ровнее гуаши. Сказать, что лучше – трудно, у каждого типа краски свои достоинства и недостатки.
Виды хохломского рисунка
Представлен рисунок хохломы верховым и фоновым видами. Отличает их принцип нанесения изображения на подготовленную поверхность.
Верховой
Такая хохлома – узоры, нанесенные на готовый фон. Делится на несколько разновидностей.
Основные рисунки, узоры и мотивы художники копируют, но истинные мастера придумывают и свои образцы, не отходя от каноничности изображения.
Фоновый
Узоры выполняются на однотонном фоне, черном или красном. Сам же узор имеет строго золотой цвет.
Фоновый рисунок – это:
Основной, традиционный узор хохломы – растительный. Но может появиться в росписи и птица.
Изображение и символизм птицы в хохломской росписи
Жар-птица – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. Птица символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Птица является сакральным знаком для всего русского искусства, она занимает особое место в сказках и песнях, в картинах художников и сценографии.
Хохломская птица яркая и богатая в своем «убранстве» — пышный хвост и гребешок, сочные цвета, изящная форма. Это не робкая пташка, присевшая на ветку дерева, а царица птичьего мира, живое существо, способное выполнять желания, делать предсказания, нести особые вести.
Технологический процесс
Сначала изделие вытачивается из дерева, потом около двух недель «бель» просушивается при комнатной температуре. Далее хохломские мастера грунтовали посуду и обмазывали глиной (для создания водонепроницаемого слоя).
Процесс изготовления хохломской посуды поэтапно:
Так выглядел процесс создания хохломских изделий во время расцвета направления. Современные мастера используют более технологичное оборудование, но технические новшества не умаляют красоты работ и не лишают их традиционного наполнения. В узорах нынешних изделий встречается все та же пылающая рябина или клубничка, все те же переплетенные единым растительным танцем цветы и листья.
В видео рассказывается об истории и традициях изготовления хохломы.
Начинать знакомство с народным промыслом можно практически: попробуйте сами рисовать хохломские мотивы. Это тренирует не только руку, но и мозг, интеллект. Доказано, что подобное творчество успокаивает и работает как психологическая перезагрузка.
Хохлома – целый мир, со своей историей и легендами, традициями и погружением в творчество, которое уже несколько столетий привлекает все новых почитателей.
Народный промысел хохлома: основные цвета и мотивы. Этапы создания изделия
Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России. Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень. О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы узнаете из этой статьи.
История промысла
Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению. Мастера Поволожья и до появления хохломы занимались декоративной обработкой дерева: резьбой, например, в определенном смысле ставшей предтечей росписи. Известна эта местность и иконописцами, потому есть предположение, что золотистый цвет хохломской деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.
Возможно, знаменитому промыслу была бы уготована более скромная судьба, но удачное расположение региона способствовало, как сказали бы сегодня, эффективному маркетингу. На ярмарки в Поволжье собиралось так много людей, что слава об отливающих золотом расписных изделиях понеслась далеко за пределы Нижегородчины.
Хохлома XIX век
Но начинали хохломские умельцы не с тех нарядных изделий, которые мы сегодня ассоциируем с хохломой. Серебряный порошок, что при обработке превращался в золотой, стоил слишком дорого. Потому сначала им выполнялась только окантовка посуды. И лишь в 19 веке из олова научились делать тот самый золотистый фон, дешевизна такого способа привела к появлению той самой узнаваемой хохломской посуды.
Народное творчество могло быть забыто в ходе научно-технического прогресса, пришедшего на стык веков: заводские товары стоили прилично дешевле, потому изготовление расписной посуды перестало иметь коммерческий смысл.
Люди, имена которых ассоциируются с хохломской росписью:
Династия Гущиных, семья Лушиных – в истории развития хохломы такая семейственность не редкость. Возникновение новых династий может продолжить старинный промысел, дать ему возможность пережить еще несколько витков популярности.
В 60-е годы прошлого века артель «Хохломская роспись» трансформируется в крупную фабрику с тем же названием. На базе фабрики открывается творческая лаборатория, в 90-х годах там открывается цех по изготовлению матрешки, мастерская миниатюрной живописи, а в 2004 году на фабрике появляется участок живописи.
5 лет назад город Семенов обрел статус столицы Золотой хохломы, и в том же году стартовало одноименное международное фестивальное движение.
Сегодня на фабрике активно производятся стильные аксессуары с уже легендарными элементами хохломы. Мотивы, узоры, цвета то и дело вдохновляют фешн-художников создавать коллекции с русским настроением. Посуда, офисные принадлежности, новогодние сувениры, мебель, миниатюрные работы – список продукции, производимой сегодня в контексте росписи хохломы, впечатляюще длинный. И к счастью, изделия, выполненные в узнаваемой технике, находят своих покупателей по всему миру.
Основные цвета
Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны. Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота. Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.
Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.
Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:
Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.
Разновидности росписи
Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.
Верховой рисунок
Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».
Орнаментальные варианты верховой росписи:
Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.
Фоновый рисунок
В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.
В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.
Популярные мотивы и элементы росписи
Начиная учиться хохломе, вы, вероятно, сначала познакомитесь с травной росписью. И первое, что возьметесь рисовать, будут мотивы «под осоку». Это старинный, самый древний тип узора. Его мастер пишет мазками и завитками, маленькими ягодками и колосками. Из нескольких травинок умелец мог изобразить курочку, сидящей на ветке.
Рисунок «под ягодку», «под листок»
В верховом письме господствуют аккуратные мазки, благодаря которым композиция становится воздушной и легкой. Кажется, что изнутри она подсвечена золотистым сиянием. Фоновое же письмо отличает изображение с контурными начертаниями: импровизации здесь быть не может, изначальная задумка мастера должна воплотиться точь-в-точь, без внесения новых мотивов и узоров в процессе.
Новичок начинает с «травной росписи», переходит к мотивам «под ягодку», «под листок», практикуется в «прянике» и «кудрине», учится писать «под фон». Чтобы овладеть каноничными мотивами и узорами, нужно немало времени и еще больше старания, усидчивости, готовности выполнять одно и то, повторять элементы прописей и т.д.
Этапы создания изделия с хохломской росписью
Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.
Процесс изготовления изделия с хохломой:
Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.
На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.
Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!
Основные элементы росписи «Хохлома»
Яркая, сочная, интересная хохломская роспись сразу привлекает к себе внимание.
Мастерам росписи приходится долго учиться, чтобы уловить особенности этих легких штрихов, изящных травинок и потрясающих воображение птиц. Тем не менее, научиться хохломской росписи можно. Необходимо отточить владение основными элементами, а остальное придет с опытом.
Немного о хохломе
Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может.Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.
Основные элементы хохломской росписи
Есть несколько «фирменных» элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.
-«Осочки» (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)
-«Травинки» (мазки с небольшим плавным утолщением)
-«Капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)
-«Усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)
-«Завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)
-«Кустик» (комбинация симметрично расположенных «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»)
-«Ягодки» (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом.
Простыми словами невозможно объяснить, как же создаются эти элементы узора и как они складываются в готовый узор. Поэтому предлагаем посмотреть несколько видео с мастер-классами по рисованию некоторых элементов хохломского узора. Смотрите, учитесь, пробуйте. И помните, что без практики никакое мастерство не возможно.
«Чудесная хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей, подготовительной группе «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.
Хохлома на балалайках. Мастер-класс по росписи атрибута «Балалайка» Хохлома на балалайках. Мастер-класс по росписи атрибута «балалайка». Праздников в календаре не счесть, И в детском саду они конечно есть.
Конспект занятия по рисованию «Элементы дымковской росписи» с детьми дошкольного возраста Цель: Создать условия для знакомства детей с элементами дымковской росписи (точка, волнистая линия, прямые линии, горошины). Задачи: Обучающие:.
Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.
Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.