хои 4 до какого года можно играть
Обзор Hearts of Iron 4 — отличное возвращение на фронты Второй мировой войны
Но для начала будет полезно сделать небольшой ликбез для тех игроков, кто о Hearts of Iron ничего не знает. Итак, перед нами не просто военная стратегия, Тут нужно не только уметь хорошо воевать и правильно собирать войска, Hearts of Iron способна доказать непросвещенному игроку всю важность тыла, обеспечения и коммуникаций между войсками.
А играть тут тоже непросто. Дело в том, что вся серия Hearts of Iron имеет невероятно высокий порог вхождения и разобраться в ней даже подготовленному любителю стратегий с первого раза будет непросто. Эталоном сложности можно назвать третью часть, в то время как четвертая игра стала кое-где проще и понятнее, было переработано множество меню и добавлено развернутое обучение. Но, в целом, говорить о каких-то казуальных упрощениях не приходится — все изменения тут строго по делу и на пользу.
Но даже если вы большой фанат стратегий, то разбираться во всех аспектах и нюансах управления и игрового процесса будете несколько игр и вполне нормально, если вы проиграете первые 3-4. Это вам не Company of Heroes или Call of Duty!
Что уж говорить о новичках, которые и слыхом не слыхивали о Hearts of Iron? Если вы один из них, то готовьтесь к тому, что на вас выльется просто огромный поток информации и придется все схватывать налету, а может даже возвращаться к обучению.
Также стоит учитывать временной промежуток Hearts of Iron 4 — период с 1936 по 1948 годы — за эти 12 лет вам предстоит удержаться в седле лидерства своего народа и выдержать натиски фашистской Германии и милитаристской Америки. Впрочем, мы не сомневаемся, что фанаты при помощи модификаций продлят мучения цивилизаций до начала 60-х годов.
Но сейчас мы не будем разжевывать все игровые механики и оставим этот вопрос для наших будущих более специализированных статей, лучше перейдем непосредственно к обзору.
Крутой геймплей Hearts of Iron 4
В мире Hearts of Iron 4 представлены все те государства, что существовали в 1936 году, самые крупные — СССР, США, Третий Рейх, Императорская Япония, Англия, Франция, имеют наилучшую проработку. Но можно играть даже за Новую Зеландию или ЮАР, другое дело, что мировые события будут где-то вдалеке и вас практически не затронут. Долгого развития ради выигрыша партии как такового нет, вместо него Paradox предлагает наслаждаться моментом здесь и сейчас — игра идет в реальном времени, но можно сказать, что каждый ход это один день. За 12 игровых лет таких «ходов» будет очень много.
По сути от игрока требуется только выжить, а то, что угроз много — голод, гражданская война, нападение врагов — это уже детали.
Разумному правителю нужно начать с развития аграрного сектора (люди ведь есть хотят), а также промышленности — на чем клепать танки и другие ништяки? Но ведь еще есть наука — и в Hearts of Iron 4 каждая технология или знание имеет практический вес, в отличие от незначительных улучшений от науки в Hearts of Iron 3. Проблема лишь в том, что даже эти три базовых пункта имеют столько опций и возможности, что напрочь забивают голову игрока, а ведь нам еще воевать.
Новшеством четвертой части стала и возможность комбинировать разные виды и рода войск. Теперь условному мотострелковому полку можно придать танковый взвод, батареи артиллерии или противотанковой артиллерии. Такие подразделения будут обучаться дольше, но смогут решать разные типы задач и уверенно противостоять различным силам противника, что очень хорошо в обороне. Повысить мобилизационный потенциал войск могут постоянные учения и улучшения.
Дипломатию переработали, исключив предрасположенность тех или иных стран к тем или иным союзам — что на деле дало исключительно рандомные результаты, когда нацистская Германия заключает союз с «Россией для русских» и идет воевать против всего мира. Или же когда англичане и французы захватывают Берлин уже к 1940 году, поскольку были в союзе.
В общем, менеджмента в масштабах целой страны в Hearts of Iron 4 намного больше, чем в той же «Цивилизации», и чем мы можем расписать в рамках данного материала. Но это настоящий, серьезный, продуманный и логически выверенный симулятор управления государством — вам придется проникнуть на самый глубокий уровень управления, дабы контролировать все процессы и удержаться от военного поражения.
Улучшенная графика Hearts of Iron 4
В плане графики Paradox Development провела над Hearts of Iron 4 намного более масштабную работу, чем ожидалось. Качественные текстуры и проработка деталей, динамическая смена дня и ночи, игра света и тени, погода — все это те мелочи, которые делают мир игры не просто набором флажков, подписей и стрелок на штабной карте. Напротив, оная органично стала настоящей глобальной информационной картой боевых действий с кучей деталей.
Нельзя не забыть про удобные шрифты как на глобальной карте, так и в меню, хорошо подобранные и сопоставленные между собой элементы пользовательского интерфейса. По ходу развития игры вы воочию убедитесь, как изменился облик армий и дивизий благодаря научно-техническому прогрессу, хотя и без трехмерных моделей юнитов. Желающие могут переключиться на традиционный штабной просмотр, визуализированный, правда, по стандартам НАТО.
Но главное в графике Hearts of Iron 4 — это переработанный общий визуальный стиль, ведь она стала более теплой и красочной, чем разительно отличается от унылых серых фонов Hearts of Iron 3. Тот же рельеф на глобальной карте отображается намного лучше, что позволяет заранее учитывать тип местности и снимает необходимость постоянно лезть в дополнительные меню и сверяться с текстовыми данными о нем. При этом дизайнеры и художники переработали целый ворох мелочей (леса, речки, границы ландшафтов), положительно влияющих на восприятие и любители третьей части это оценят.
Локализация и музыка Hearts of Iron 4
Еще один бесспорный плюс Hearts of Iron 4 — это музыкальное сопровождение. Разработчики выдали три «музыкальные эпохи», когда повседневные песни и песни гражданских войн 36-39 годов ХХ века сменяются военными маршами и гимнами 41-45 годов, ну а после победы появляются позитивные композиции. Общая аутентичность музыки добавляет много очков к вовлечению игрока в происходящие события.
Что касается локализации, то проект поставляется на английском языке с переведенными субтитрами и всей прочей информацией в диалоговых окнах. В отличие от недавней Stellaris, переведено 100 % текста и само качество перевода заметно выросло, но есть некоторые проблемы с переводом имен и склонением разных слов. Надеемся, это будет устранено в следующих патчах. Не обошлось и без откровенных нелепиц и несуразиц, в «лучшем» духе Rome: Total War:
Посмотрим, устранят ли разработчики это недоразумение в будущем.
Заключение по Hearts of Iron 4
Если вы любите тематику Второй мировой войны и стратегии, то Hearts of Iron 4 — это, безусловно, ваш выбор. Никакая другая серия игр по проработке деталей и глубине игрового процесса и рядом не стояла с Hearts of Iron, и четвертая номерная часть как никогда доказывает это. Уже сейчас проект достаточно комплексный, чтобы провести в нем несколько недель, а когда разработчики выпустят дополнения, можно будет зависнуть в игре и на годы.
Разработчики Hearts of Iron IV рассказали о статистике и планах на будущее
Paradox Interactive опубликовала очередные «дневники разработчиков» Hearts of Iron IV, чтобы рассказать о том, чего успела добиться студия за 2020 год и какие планы стоят перед ней в 2021-ом.
Число игроков
На фоне пандемии разработчики наблюдали рост интереса к своей игре. К концу прошлого года пиковый онлайн достигал 800 тысяч человек, хотя на релизе в тайтл играло около 300 тысяч. Теперь студии интересно, изменился ли число игроков после того, как закончится пандемия.
Самые популярные модификации и страны
За последний год мод The New Order набрал наибольшую популярность среди коммьюнити Hearts of Iron IV. Хотя первое и второе место осталось за Road to 56 и KaiserReich. При этом последняя команда выпускает качественный контент не только в виде модов, но и роликов.
Среди наиболее выбираемых игроками стран стали Германия, СССР и Италия. Учитывались партии длительностью более 5 часов. Полный список:
Итоги
В конце блога было отмечено, что недавно команда по ошибке выпустила обновление для лаунчера, но старается как можно скорее откатить все изменения. Что касается следующего крупного дополнения для Hearts of Iron IV, то его выход состоится не раньше лета этого года.
Больше интересных статей на Shazoo
Видео от Shazoo
11 Комментариев
Не-не-не-не. Я больше на это не куплюсь! Своего «Man in the high castle» я построил, хватит! 😀
Ох помню играл давно в первую часть, за Германию захватил Европу и СССР, потом Англию, Африку, высадился в Америке, захватил США, потом напал на Канаду и сейв крашнулся. Крутой был сейв.
Как фанат crusader kings 3 стоит ли попробовать сыграть?
@Bandit_Jack, Попробовать стоит. Но надо понимать что вся игра про ведение войны и ее планирование. Мне было тяжело в ней разобраться даже после ck2 и eu4, но долю удовольствия получил. Ну и ролевой составляющей там по минимуму.
@GalaxyArt, насколько большую роль играет флот?
Мне очень не хватает в CS3 отдельной войны за береговую линию. В неуместной для сравнения Civ5 одна из любимых гемплейных фич было создание береговой линии с мощным флотом. У парадоксов кто ближе всего к этому? EU?
@Folio_Nov9m, наверное все таки HOI4, там было отдельное дополнение чисто про флот. Куча разных видов кораблей и подлодок, отдельный ресурс для них. Их вроде как можно даже собирать как захочешь (выбирать броню и вооружение). Там реально все очень запутанно, но справедливости ради я флотом то особо и не играл.
А в EU4 все таки попроще в этом плане, но тоже неплохо, там мне удавалось морскую державу сделать с огромным флотом и контролировать берега/торговые пути.
@GalaxyArt, спасибо за ответ 🙂
Они вроде пока не планировали EU5 делать?
@Folio_Nov9m, про EU5 пока ничего не слышал, хотя я бы не удивился анонсу через годик-другой.
Надо бы аддонов последних прикупить. А на кошелек Стима уже можно закидывать бабки, или только с карты?
@Lambda_Vector, проверил, нельзя пополнять кошелек.
Вашингтонский обком. Обзор Hearts of Iron IV
Близкие по духу
«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек).
Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.
Недоступная война
Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.
Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V). Почему? Потому что Hearts of Iron — или «День Победы» в нашей локализации — призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или — свят-свят! — Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.
Но Paradox не умеют делать просто.
В основном потому, что война в HoI — это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.
А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.
В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения — привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.
Польша уже сдалась
Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную — это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.
Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?
Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.
План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку — успех все равно будет на вашей стороне.
Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.
Куем победу
Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, — никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.
К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.
Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать — быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, — тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками — если опустить детали — действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.
Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они — к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла. если, конечно, не запасется терпением и вниманием.
Керенского — в генсеки
История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?
В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса — это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике — будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» — великим нациям.
Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей — как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.
А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.
ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности — это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.
«Минорам» же такую роскошь не подарили: все страны за пределами «Большой семерки» делят один-единственный набор национальных фокусов. Хоть он и дает определенную политическую гибкость (выбор идеологии, альянса, тактики войны), но специфических идей в нем нет. Почему Ирландии не разрешают, скажем, взять реванш в противостоянии Великобритании? Понятно, что на проработку всех стран в игре ушло бы нерационально много усилий, но цена экономии — не столь глубокая игра за малые державы. Хотя какие уж малые! Испания, Канада, Турция — весьма могучие страны при правильном развитии.
Безусловно, Paradox достигла новой вершины в отношении дружелюбности своих игр: Hearts of Iron IV значительно приятнее, сочнее и ярче, нежели прошлая часть. А процесс ведения войны наконец-то стал близок к тому, каким его обычно представляют. Просто чертим линии на карте, ждем, когда генерал соберет всех в кучу, и жмем кнопку «Начать выполнение плана».
Но Hearts of Iron IV опять требует недюжинного внимания к деталям и концентрации. В ней обновлена система производства, обучения, воздушных и морских операций — серия не стоит на месте. Однако к людям за пределами аудитории Paradox она все так же беспощадна. Крепитесь.
Hearts of Iron IV [Обзор игры]
Товарищи! Сегодня мы отмечаем годовщину Великой Коммунистической Американской Революции! Ура! Ура! Ура! Красное солнце сегодня особенно ярко светит всем труженикам пролетариата! И в этот знаменательный день, наши наземные силы смогли успешно десантироваться на Дальнем Востоке империалистической России, отказавшейся от верного и светлого пути коммунизма! В то же время, их Союзник — Германия, отчаянно борется с превосходящими силами Польско-Эстонско-Литовской коалиции, что уже находятся в трёхстах километрах от Берлина! В честь столь славного дня, каждому труженику нашего правого дела полагается пинта отборного пива по три копейки!
Если у вас случился небольшой приступ недопонимания — не беспокойтесь. Это не бред сумасшедшего и не временная параллель, случайно созданная одним подростком в оранжевой жилетке. Это все результат длительного процесса наращивания коммунистических настроений в США, пренебрежение Сталинскими чистками и, как следствие, заговор Троцкистов, вернувших Российскую Империю на карту мира, а так же дальновидная политика Польского государства, решившего создать Альянс из прибалтийских стран для противостояния нацисткой угрозе. И всё это за одну партию в Hearts of Iron 4! Или, как её давно кличут у нас — День Победы.
Paradox и её игры всегда были закрытым клубом с высокой планкой вхождения. Пока другие разработчики старались сделать свои игры доступными и понятными любому желающему, Шведы, как будто специально, городили тысячи меню, подменю, таблиц, графиков и другой сложной фигни, от которой так старательно пытаются избавиться современные игроделы.
Но, даже среди подобных «ботаников», есть самый главный (про Victoria мы неловко умолчим для комического эффекта) — самый непонятный и страшный, способный вызвать нервный тик просто показав карту игрового мира. И имя ему — серия Hearts of Iron. Батальоны, дивизии, корпуса, флотилии, авиационные крылья, политические партии, заводы, ресурсы, фронты, шпионаж, исследования, разработка вооружения, антибиотики для солдат и натуральная таблица из Excel’я размером на сто ячеек, в которой прописаны характеристики ваших войск. Чтобы разобраться со всей этой лавиной информации, не хватило бы даже и ста фронтовых грамм.
Однако, время идет и даже Paradox поняли, что чем доступнее и понятнее будет игра, тем лучше это будет для всех, особенно, когда сама игра имеет очень неплохой потенциал. Который, к сожалению, могли раскрыть не многие. И вот, выпустив на свет «очеловеченные» Europa Universalis 4, Сrusader Kings 2 и недавний Stellaris, шведы постарались сделать доступнее свой самый загруженный проект — День Победы. Получилось ли? Об этом и пойдет речь.
И так, игра предлагает нам выбрать между 1936 и 1939 годами, соответственно. Первый вариант представляет собой некоторое затишье перед бурей, позволяющее подготовить свое государство к предстоящей войне или же, перевернуть ход истории и удариться в совсем другом направлении, нежели ваше же избранница. Этот вариант прекрасно подходит не только тем, кто желает перекроить историю страны еще до начала Второй Мировой, но и тем, кто впервые решится попробовать себя в роли президента или диктатора. Благо, времени дается достаточно.
Стоит отметить, что при старте игры существует пункт соответствия истории. Если он будет активирован — ИИ, управляющие государствами, будут действовать в рамках своего исторического протеже, повторяя его прошлые действия. Если же вы отключите данную опцию, то вполне можете обнаружить себя в совершенно другом мире, где СССР воюет с Великобританией, а Германия дружит с Польшей.
Выбрав же точку отсчета, игроку предоставится выбор из «Большой Семерки» стран (от Японии, до СССР), каждая из которых обладает не только отличительными характеристиками вроде политической системы или вооружения, но так же собственными «идеями», определяющими весь стиль игры. Помимо же этих Семи стран, можно отметить и Польшу, которая так же обладает своим собственным древом идей, которое позволяет, например, организовать Балтийский Альянс. Ну, и конечно же, никто не запрещает вам выбрать любую другую страну на всем земном шаре, вот только уникальных идей у них не будет и представляют они из себя некоторые ветки, позволяющие слепить из своего государства какую-нибудь коммунистическую страну с развитой авиацией или правую диктатуру с грозной наземной силой.
Не откладывая в долгий ящик, поговорим о древе Идей. Или, как его здесь называют — древе Фокуса. Использовав свои предыдущие наработки из EU4, Paradox взяли Национальные Идеи, которые открывали бонусы для каждой державы и расширили его в несколько раз. Итак, каждое государство имеет несколько десятков условных «перков», которые открываются в древовидном, иногда взаимоисключающем порядке, раз в семьдесят дней. Каждая открытая особенность дает какие-либо бонусы, зависящие как от самого перка, так и от выбранной страны. Например, СССР может организовать Сталинские Чистки, что снизит уровень контр-революционных настроений в стране.
Помимо подобных индивидуальных политических особенностей, особую нишу занимают фокусы, позволяющие корректировать свою внешнюю политику. Так, у Третьего Рейха есть целое отдельное древо под захват Европы. В нем есть перки из разряда «Пакт Молотва-Риббентропа», «Раздел Польши», «Аншлюз Австрии», «Союз с СССР» и многие другие, которые позволяют в корни изменить ваш список врагов и союзников.
Некоторые фокусы открываются только при достижении определенных условий. Таких как солидное количество заводов. Или, например, у Советского Союза есть перк «Оборона Москвы», увеличивающий количество защитных сооружений у столицы, если враг подошел к ней вплотную.
Ну а оставшиеся Фокусы позволяют ускорять развитие и изучение ваших политических, промышленных или военных отраслей. В конечном итоге, изучив необходимые перки, вы можете полностью перекроить мировую карту, создать непобедимый союз, сделать из своей державы мощную производственную фабрику или стать передовиком науки, что только добавляет реиграбельности игре.
Разобравшись с Национальными Фокусами, придет черед заглянуть в окошко политики. Бывалые игроки тут же заметят его некоторое оскудение, что компенсируется упомянутым древом идей, но всё же. В окне политической информации нам дадут понять, какие партии имеют наибольшее влияние в стране, когда будут следующие выборы, какие министры назначены и что у нас творится с призывом или торговлей.
Тратя очки своего политического влияния, мы можем изменять все вышеперечисленные пункты. Можем назначить определенного человека на должность военного советника и увеличить тем самым огневую мощь артиллерии. Выбрать определенную фирму, которая будет производством техники и сократит время производства на линии. Изменить форму внешней торговли или провести милитаризацию экономики, увеличив производство военной техники.
Сколотив вокруг себя подобающий управленческий аппарат, стоит заглянуть в раздел исследований. Тут нас ждут различные ветки технологий в промышленности, авиации, артиллерии и наземных сил. Знакомая система древовидных и взаимоисключающий исследований, позволят игроку не только изобрести какой-нибудь новый танк, винтовку или спец. подразделение, но так же позволит выбрать между, например, концентрированием производства или же наоборот, наибольшем его расселении, чтобы уменьшить потенциальный урон от авиа-налетов.
Помимо привычных исследований, свои научные ресурсы можно пустить и на разработку особых доктрин. Будь то наземные, воздушные или морские. Здесь игроку придется выбирать, чего он хочет от своей армии. Будет ли она сильна в обороне? Или будет проводить молниеносные блицкриги? Будет ли армия многочисленна или же идеально натренирована? Каждая ветка исключает принятие всех остальных, поэтому стоит задуматься заранее о специализации своей армии.
Еще одним важным параметром, за которым вам следует следить время от времени — это уровень всеобщего «Хаоса», происходимого в мире. Чем больше происходит всевозможных стычек, захватов и разделов земель, тем больше растет данный счетчик в углу экрана. Когда он приближается к сотне, всем уже становиться понятно, что до мировой войны как рукой подать. Это поможет всевозможным демократическим государствам оправдать милитаризацию своей экономики или более обширный призыв рекрутов.
Для работы каждого завода на определенной линии требуется определенный ресурс. Оружию нужна сталь, а всевозможной технике — нефть, и тому подобное. Производством этих ресурсов можно заниматься самому, если на территории вашего государства существует месторождение этих ресурсов. Или же можно организовать торговлю со своими соседями, чтобы те обеспечили вас самым необходим.
Вот только платить за ресурсы придется не рублями или фунтами, а своим производством. За каждый ресурс придется отдавать в аренду один из своих гражданских заводов. Они же тратятся на то, чтобы улучшать инфраструктуру, защитные сооружения, радары, аэропорты и, собственно другие заводы. Поэтому, если вы решите скупить все ресурсы вокруг — рискуете остаться без производства.
Перед тем, как начать решать вопросы с соседними государствами насильственным путем, поговорим о том, как обойтись мирными способами. А именно — о дипломатии и шпионаже. Помимо всевозможных союзных договоров, казусов белли, разведке на поле боя или «подглядывании» за чужими исследованиями, стоит отдельно отметить возможность поддержки партий внутри потенциального противника. Несколько засланных казачков могут разжечь революционный огонь, который может обернуться настоящим пожарищем и перевернуть политическую систему в стране с ног на голову. К сожалению, сам ИИ подобными интересными вещами предпочитает не пользоваться.
Ну а теперь настало время поговорить о самом интересном — о бескомпромиссной мясорубке, о миллионах солдат, о сотне дивизий, о войне. Для начала — вам потребуется те, кто будут воевать. В зависимости от вашей политики мобилизации, каждый месяц в вашу армию будут пребывать рекруты из которых вы можете обучать дивизии. Помимо рекрутов, каждой дивизии необходимо вооружение, которое производится на тех самых линиях производства усилиями военных заводов.
Сами же дивизии состоят из отдельных батальонов пехоты, танков, артиллерии, кавалерии и разнообразных машин. Так же к ним дополняются отряды поддержки, вроде ремонтных отрядов или мобильных госпиталей. Из укомплектованных батальонов уже складывается необходимость в определенной экипировке. Если у вас на данный момент не хватает вооружения или людей, то производство новых дивизий остановиться, хотя их можно пускать в бой и в таком, полу набранном состоянии.
Как только вы выбрали из батальонов подходящие дивизии, вооружили и укомплектовали их личным составом, вам придется столкнуться со шкалой «организации» дивизии. Это — можно сказать, мораль ваших людей. Если она опуститься до нуля — они откажутся двигаться и вообще будут отвратительно сражаться.
Полностью готовые дивизии уже можно объединять в целые армии. А армии отдавать под управления генералам. Как только вы сформируете определенную армию, вы сможете выбрать фронт предстоящих боевых действий, прочертить путь наступления, указать необходимые задачи и приказать вашей армии приготовиться. И надеяться, что в этот раз, шизанутый ИИ не начнет чудить и не угробит вашу армию, потому что сражения здесь — это то еще бросание кубиков.
На шансы вашей победы влияют миллионы и одна мелочь. Погода, ландшафт, укрепления, оснащенность, численность, поддержка авиации, состав дивизий, опыт генерала, время суток, время года, наличие кораблей или поддержка артиллерии. А с учетом того, что ИИ действует порой очень странно, отказываясь, например, брать в котел вражеские войска, предпочитая оббегать или атаковать их в лоб, то приходиться очень часто отказываться от довольно интересной системы ведения боевых действий в угоду привычному перетаскиванию отрядов из провинции в провинцию. А то одаренный компьютерный генерал внезапно захочет атаковать укрепления врага только-только прибывшим, полуживым отрядом.
И раз уж мы заговорили о флоте и авиации — управление ими довольно не интуитивно. Вы все так же производите их на военных линиях, собирая авиа-крылья или флотилии, которым уже позже можно приказать выполнять определенную задачу: разбомбить какой-то участок карты, оказать поддержку наземным войскам, вступить в бой с силами противника. Омрачает все это то, что участки карты, доступные для подобных действий, очень обширны. И, например, чтобы разбомбить Варшаву, приходиться указывать действующий регион для своих самолетов не конкретную провинцию, а целый регион — Восточную Польшу.
Если же вам сопутствует удача, если ваши войска имеют бесперебойную поставку экипировки и солдат, то фронт начинает продвигаться, мало помалу перекрашивая захваченные территории в ваш цвет и двигая линию фронта в сторону противника. Смотрится, честное слово, очень атмосферно.
К сожалению, вся эта атмосферность все равно требует усилий. Местный интерфейс хоть и стал более дружелюбным, чем был ранее, все равно тяжел для понимания и, например, чтобы найти, как использовать пресловутую авиацию, приходиться открыть вкладок шесть или семь. Чтобы увеличивать свои шансы на победу в битве, приходится прокликивать каждую локацию, чтобы увидеть, болота там или луга. Идет ли там сейчас дождь или нет, потому разработчики не прикрутили специальную карту для ландшафта или погодных эффектов.
Вам придется действительно «учиться», чтобы просто сыграть в игру, не то чтобы выиграть. Местное обучение куцое до безобразия и включает в себя всего полтора десятка шагов, чего безусловно мало для игры такой глубины. Только чтобы осознать, как именно лучше конструировать дивизии — уйдет не один час.
Но оно все равно того стоит. Paradox действительно постарались сделать игру доступнее, упразднив множество лишних элементов, хоть некоторые из них и придавали игре свой шарм. Обзаведясь неплохой картинкой, некоторыми удобными новшествами и избавившись от ненужного балласта, День Победы 4 определенно заслуживает внимания. Хотя бы ради того, чтобы как в детстве посмотреть на карту, нарисовать на ней стрелочки, разукрасить «своих и чужих» и смотреть как мир меняется по велению наших действий.