хозяйка медной горы какая змея

Хозяйка медной горы какая змея

хозяйка медной горы какая змея. cropped 21. хозяйка медной горы какая змея фото. хозяйка медной горы какая змея-cropped 21. картинка хозяйка медной горы какая змея. картинка cropped 21

Уральский Великий Полоз и его змеиное царство

хозяйка медной горы какая змея. Poloz1. хозяйка медной горы какая змея фото. хозяйка медной горы какая змея-Poloz1. картинка хозяйка медной горы какая змея. картинка Poloz1Но если у людей начнется жадность, драка или обман, то пропадет жилка тут же, значит отвел Полоз золото.

В одном из Бажовских сказов «Змеиный след» хитрый паренек Костька пытается завладеть тайнами Подземного царства не совсем честным способом. Он распознал в девчонке посланницу и попытался взять ее в заложницы, говоря современным языком. «Схватил ту девчонку за ноги да что есть силы дернул на себя в яму. Девчонка от земли отстала, а все пряменько стоит. Потом еще вытянулась, потончала, медяницей стала, перегнулась Костьке через плечо, да и доползла по спине.» Костька при этом все же перепугался, выпустил из рук змеиный хвост. А змейка вдруг засветилась вся, так что искры посыпались и стало так светло что глазам больно. А потом она прошла прямо через камень, и по ее следу золотой след горит, где целыми кусками, где капельками. И очень много. Увидев такое чудо, Костька, «так и брякнулся головой о камень». На следующий день мать его нашла мертвым. Видимо Хозяйка таких действий не прощает.

Так одни и те же фольклорные сюжеты прослеживаются в сказаниях у разных народов, порой проживающих очень далеко друг от друга.

хозяйка медной горы какая змея. IMG 0029. хозяйка медной горы какая змея фото. хозяйка медной горы какая змея-IMG 0029. картинка хозяйка медной горы какая змея. картинка IMG 0029

Фото Озеро Аргази, остров Липовый.

То и дело на Южном Урале возникают разговоры о фантастическом огромном змее, который водится в том или ином озере. Может быть это древний реликт? Само слово «полоз» вероятно возникло от «ползун». Его искали зоологи, но без результата. На десяток лет эти слухи стихали, потом опять все заново. И так уже более ста лет. Интересно, что об аргазинском полозе писали академик Карпинский и профессор Сабанеев.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.

Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.

Метки

Рубрики

Приложения

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Кто не знает Медной горы хозяйку, героиню сказов П.П. Бажова, созданных в период с 1939 по 1950 годы.

Умница красавица – и очень недобрая. Тому есть причины.

Что касается творчества Бажова, литературоведы считают, что образ Хозяйки объединяет 10 сказов, и в них задан основной конфликт человека и Природы, которую и олицетворяет Медной горы Хозяйка. Очень часто человеку за постижение тайн Матери-Земли приходится платить собственной жизнью, причиняя боль близким людям.

Хозяйку можно сравнить даже с Мефистофелем ибо за знание тому же Даниле-мастеру приходится платить собственной душой.

Созданное человеком недолговечно, но мило людям, а созданное волшебством — вечно, зато не доставляет радости тем, кто на это смотрит. Неслучайна и инверсия (перестановка слов) в имени самой хозяйки — не Хозяйка Медной горы, и Медной горы хозяйка: тем самым подчеркивается сказочность образа, его волшебное происхождение, его некая неуловимость, когда те, кому показывается Хозяйка, часто не могут даже описать ее.

Тем не менее, Хозяйка никого не заставляет отказаться от человеческих ценностей, образ ее лишен демоничности и написан вовсе не темными красками.

Она вознаграждает лучших — честных, добрых, смелых, талантливых, верных слову и делу. Человек сам делает свой выбор.

Образ Хозяйки взят Бажовым из уральских сказов.

При этом Малахитницу на Урале считали вполне «реальным» персонажем – ее по настоящему боялись и искали ее покровительства одновременно.

Говорили, что она обладает ревнивым характером и не терпит соперниц – и вплоть до 1917 года на уральских приисках и рудниках существовал негласный закон: женщины на территории старались появляться как модно реже – и никогда не спускались в шахты, чтобы не было обрушений и человеческих жертв. А еще говорили, что если шахта не обрушится, что сам по себе погаснет плавильный котлы.

Хозяйке подчиняются не только змейки и ящерицы, но и земляные кошки.

Земляная кошка — персонаж сказов о кладах, кошка, охраняющая сокровища. Появляется, как правило, лишь в уральском фольклоре. Довольно злой и неприветливый персонаж, живущий в земле.

Образ Медной горы Хозяйки будоражит фантазию не только писателей и фольклористов, но и художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

В качестве иллюстраций даны картинки из свободного доступа в интернете.

Ниже – кованые петли ручной работы – Медной горы хозяйка, авторская работа от мастерской Огненное дело, и советские фарфоровые статуэтки.

Продолжение следует – будет рассказ про малахит и легенды о нем.

Источник

Краткое содержание Про великого полоза Бажова

Жил мужик по имени Левонтий. Старательный был. В молодые годы медь добывал, поэтому здоровье потерял. Отправили его потом на золотой прииск трудиться. Но там от него толку мало оказалось, поскольку совсем он ослаб. Тогда отпустили Левонтия на вольные работы.

Хозяйства он не имел, а семью кормить чем-то нужно было. Сделался Левонтий старателем – золото начал добывать.

Надумал брать с собой своих малых детишек. Сам работал не покладая рук, да и ребятишки ему усердно помогали. Но золота они намыли мало. Решил мужик золотишко в контору отнести, чтобы сдать и деньги за него получить. Детям же приказал инструменты караулить.

Оставшись одни, мальчики наловили рыбки и принялись из неё на костре уху варить. Увидели заводского старичка, которого все звали Семёнычем. Раньше он самым лучшим мастером считался. Однако как-то раз нагрубил приказчику. За это его выпороли и на двадцать пять лет отдали в солдаты. Пока он служил, родные его умерли.

Вернувшись, Семёныч поладил немного дом и стал жить в нём один. Книги часто читал. Деньжата имел. Одним сам их давал, а другим даже одолжить отказывался.

Угостили ребятишки старика ухой. Покушал он ушицы. Детей хлебушком попотчевал. Расспросил их о делах. Ребята всё подробно и рассказали. Семёныч внимательно выслушал, а далее наказал им сидеть у костра, ничего не бояться и дожидаться его.

Спустя какое-то время Семёныч пришёл с зеленоглазым незнакомцем. Кафтан, штаны и шапка на нём были из жёлтой парчи, сапоги – красные, пояс – с прозеленью. Засомневался сей мужик, что получив богатство, ребятишки не станут жадными. Да старик за мальчишек заступился. Затем превратился незнакомец в огромного змея и пополз, указывая, где золото копать следует.

Показал – и вмиг пропал. Старик же сообщил изумлённым детям, что это Великий Полоз, который не любит жадных и нечестных.

Уснули мальчики в шалаше. Пробудившись, договорились никому не сообщать о случившемся. После начали советоваться, где копать. Заметили воткнутый в землю колышек. Поняли, что это Семёныч им знак оставил.

Произведение учит зарабатывать на жизнь не обманом, хитростью и мошенничеством, а собственным честным трудом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бажов. Все произведения

Про великого полоза. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Николай Григорьевич Кузовников в 30-е годы вынужден был уехать из родной деревни и устроиться на работу в городе. Так он и стал кладовщиком и проработал на этой должности 34 года. Причем и в годы войны он так и продолжал работать на складе

В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.

В книге рассказывается о полете 2 людей на луну. Луис Пейтон был закоренелым преступником, который в любых случаях сбегал от полиции. О способах и уловках Пейтон никому не рассказывал

Каждый приезжающий во Флоренцию, знает местоположение скульптуры в виде бронзового кабана. От старости цвет его изменился, но морда так и осталась блестящей от того, что из пасти его текла чистая вода и ее можно пить

Источник

Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?

Архетипичность образов, придуманных знаменитым писателем

хозяйка медной горы какая змея. bazhov min. хозяйка медной горы какая змея фото. хозяйка медной горы какая змея-bazhov min. картинка хозяйка медной горы какая змея. картинка bazhov min

Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка».

Изначально сказы для будущей книги Бажов выдал за народные легенды. Они были созданы во второй половине 30-х годов, когда историку Владимиру Бирюкову было поручено собрать фольклор уральских рабочих.

Бирюков долго общался с жителями Урала, но нужного материала для сборника не нашел. Тогда Бажов, редактор издания, предложил Бирюкову включить туда истории, которые он слышал в детстве. Так свет увидели «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза».

Позже тексты Бажова были напечатаны в журнале «Красная новь». Когда выяснилось их художественное происхождение, автора хотели наказать за фальсификацию. Ситуацию спас поэт Демьян Бедный, ссылаясь на книгу Семёнова-Тян-Шанского, где есть примечание о горах Азова, поэт утверждал, что Бажов мог позаимствовать сюжеты оттуда.

Писатель действительно заимствовал многое из народного фольклора. Так, его герои имеют мифологических предшественников. Мы попробовали определить архетипы некоторых из них.

Дед Слышко — рассказчик, у которого был вполне реальный прототип — сторож заводского склада Василий Хмелинин. Тем не менее, образ деда можно соотнести со сказителем Баяном. Он единственный, кто знает весь описываемый им мир, он же выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Всезнайство Слышко не выходит за пределы сысертских заводов. Чтобы понять, что происходило вне обозримого для него пространства, он нуждается в помощи. Как и многие фольклорные персонажи, Слышко обладает целым рядом посредников, среди которых и живые герои, и неодушевленные магические предметы.

Несмотря на заявленное авторство «Сказов», Слышко выступает в качестве alter ego самого Бажова, заменяя его в сознании читателей.

Хозяйка Медной горы — дух или бог местности. Этот персонаж появляется перед героями или в виде прекрасной женщины, или в виде ящерки в короне. Как и любой дух, Хозяйка привязана к области своих владений и считает себя здесь полноправной правительницей.

Ее не интересуют события, происходящие в поселке, но она не может простить нарушения границы: «Не любит будто она, как под землей (в зоне ее господства, ред.) над человеком измываются». Поэтому-то и погибает Северьян, герой сказа «Приказчиковы подошвы», поэтому-то «заграничной барыне», объявившей себя единственной хозяйкой горы, и предстоит узнать почем фунт лиха (сказ «Таюткино зеркальце»).

Еще две ипостаси Хозяйки — персонификация «земли-матери» и персонификация рока. Женские персонажи в сказах Бажова вообще нередко выступают в качестве олицетворения судьбы.

Р. Р. Гельгардт указывает на родство Хозяйки Медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков «Руненберг» Л. Тика (1804) и «Фалунские рудники» Э. Т. А. Гофмана (1819).

Великий Полоз — змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира (Уроборос), домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре (искушение).

У Бажова полоз изначально предстает нейтральным существом, также, как и Хозяйка Медной горы, охраняющим свои владения: «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял».

Полоз мудр, сразу распознает на что падок Костька, но суров и мстителен. Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа.

Интересны и дочери Полоза: змеевки. Во-первых, уже упомянутая Золотой Волос — женщина с прекрасными волосами, может соотноситься с другим мифологическим существом — Медузой Горгоной, также восхищавшей окружающих своей внешностью до тех пор, пока Афина не превратила ее в чудовище. Во-вторых, образ женщины-змеи присутствует во многих эпосах, оттуда он перекочевал и в сказки. Один из самых известных подобных персонажей — Серпентина из сказки Гофмана.

В произведениях Бажова присутствует еще один змей — Дайко, натура которого также двойственна. С одной стороны, Дайко одаривает золотом Глафиру с Перфилом, с другой, именно из-за золота исчезает староверческая община на Урале.

Бабка Синюшка — еще один персонаж, отражающий женское агрессивное начало. Перед удалыми и сильными бабка оборачивается «красной девкой», пытаясь их погубить, так что с одной стороны этот персонаж родственен сиренам.

С другой — Синюшка, персонификация болотного газа, отождествляется с Бабой Ягой — персонажем, нередко выступающим в роли волшебного дарителя против своей воли: «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев».

Олень Серебряное Копытце — сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым. Однако и здесь можно найти мифологические корни. Как считает писатель Алексей Иванов, много лет посвятивший изучению истории и культуры Урала, в Серебряном Копытце наиболее полно отразилась мифология финно-угров. Герой Бажова — русифицированная переработка Лося, которому поклонялись древние финно-угорские народы.

На своих рогах Великий Лось нес солнце и не мог вступить на землю, потому что она была слишком скверной для него. Именно поэтому, призывая Лося, шаманы готовили серебряные блюда, чтобы тот мог встать на них. В блюда обычно складывали подношения великому духу: монеты и драгоценные камни. Отсюда и бажовский образ оленя, из-под копытца которого брызжут самоцветы.

У Серебряного Копытца есть и совсем прямой собрат: Золотая Антилопа из индийской народной сказки, также одаривающая сироту неслыханным богатством.

Источник

Великий Полоз – змей-повелитель Уральских гор

Говорят, что на Урале легенд столько, сколько самоцветов скрыто в загадочных глубинах гор. Чудесные предания и истории бережно собрал Павел Бажов, у которого уральские сказания приобретают поистине чарующий, волшебный вид. Немало легенд связано с Великим Полозом, царём змей, которого народ боялся и почитал.

Встреча с ним могла быть совершенно разной, и это зависело от самого человека. Кому-то Полоз мог открыть тайны золотоносных жил и местонахождения сокровищ, а кого-то мог сурово наказать за жадность и корыстолюбие. Какой же он – этот могущественный владыка Урала, Великий Полоз?

Змеи в уральских легендах

В далёкой древности коренные племена Урала, зыряне и манси, пытались объяснить происхождение протянувшегося на три тысячи километров горного хребта. Учитывая форму Уральских гор, речь неизменно шла о змеях, которых в этих краях особенно чтили.

В сказаниях говорится, что некогда появился на свете Полоз, что решил охватить собою всю землю. Он был велик, и, не исключено, что такой замысел был бы воплощён в жизнь, но Полоз столкнулся с непредвиденной преградой. Оказавшись рядом с Северным Ледовитым океаном, он уткнулся в него и заледенел.

В народном эпосе “Урал-батыр” история нас снова приводит к змеям. Это предание повествует о борьбе богатыря со змеями. Поверженные драконы и другие рептилии падали в морскую пучину. Окаменевая, их тела превращались в горы, что стали возвышаться над землёй.

Уральский писатель Евгений Пермяк стал одним из авторов пересказов фольклора. Он сохранил легенду о появлении каменного пояса. Пересказывая старинное предание о замёрзшем Полозе, Пермяк указывает, что кровь существа превратилась в нефть, мышцы стали рудами, а чешуя обратилась в сверкающие самоцветы.

Великий Полоз – могучий и мудрый

В образе Великого Полоза немало заимствований из языческих времён. Он совсем не похож на христианского искусителя, а напротив, напоминает могучего мудреца, что знает гораздо больше, чем любой из смертных. Знаменитый писатель Павел Бажов сумел превосходно передать в своих творениях уральские легенды о Великом Полозе.

В этих сказах Полоз с лёгкостью меняет обличья. Только то перед людьми сидел человек, и вдруг его уже нет, а на том самом месте, где был он, народ видит туловище огромного змея, что появляется из-под земли. В рассказах Бажова Великий Полоз указал сиротам на особое место, где нужно копать самоцветы.

Он сумел преодолеть реку, вода в которой тут же замёрзла прикоснувшись к телу змея), после чего поднялся на несколько колец на берёзу у противоположного берега. “Хватит вам по сиротскому делу”, – милостиво произносит Полоз, и здесь мне видится уже не просто мифическое создание, а настоящий властитель Урала, царь, который сам решает, кому открывать тайны своей земли, кому – нет.

Но если сиротам Великий Полоз указал, где искать золото, то с жадными людьми он обходился совершенно иначе. Тех, кто стремился лишь обогатиться и руководствовался стремлением наживиться, не прикладывая усилий,

Царь змей ценил добрых людей, им он мог помочь в нужде, порой делая невероятными богачами. Вот только сам Полоз прекрасно видел, кому богатство пойдёт на пользу и добро, а кого превратит в злого и жадного человека.

Предание о дочери Великого Полоза

Правда, наказание Полоза могло настигнуть и его собственных дочерей, а не только людей. Оно из башкирских преданий рассказывает о девушке-змейке, прозванной Золотой Косой.

Она славилась неземной красотой и гордилась прекрасными косами цвета чистого золота. Всё шло благополучно, но однажды во время прогулки красавица увидела молодого богатыря Айлыпа, в которого без памяти влюбилась.

Суровый отец не был доволен таким раскладом, а потому запретил дочери выходить из дома. Вт только Золота Коса ослушалась приказа, за что сразу же была наказана. Её косу Великий Полоз удлинил на 10 саженей.

Бедная девушка не могла ступить и шагу с такой тяжестью, однако своей помощницей Золотая Коса сделала служанку, что рассказывала ей обо всём, передавала послания богатыря.

Тем не менее, в этой истории последнее слово осталось за Великим Полозом. Влюблённый богатырь должен был ждать встречи раз в три года, когда отец оставлял девушку одну.

Царь Змей у поляков

Предания о могущественных божествах в облике змей встречаются у разных народов. Аналогом Великого Полоза у поляков был Царь Змей или Змеиный Король, о котором сложено трогательное красивое предание.

Согласно ему, повелителя змей и подземных сокровищ полюбила простая девушка, что согласилась стать его женой. В браке родилось трое детей, но счастье сестры не давало покоя братьям, что искренне считали Полоза чудовищем.

Они обманом разузнали, как выманить его из-под земли, после чего убили Царя Змей. Не в силах вынести горя, девушка превратилась в ель, оставшись рядом с телом супруга. Своих детей она обратила в дуб, ясень и осину.

Великий Полоз – знаменитый герой уральских преданий, однако он появляется в мифах самых разных народов мира. Издавна славянские племена считали змей воплощением мудрости и таинственной силы, испытывая к ним одновременно и страх, и благоговение. Христианство изменило это отношение, но легенды о великих змеях-полозах по-прежнему хранятся в памяти людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *