Как и чем питаются животные
Питание животных
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
Чтобы оставаться в форме, хомяк должен за сутки съедать до 20 грамм корма – почти столько же, сколько весит сам хомяк. В съедаемом печенье содержатся необходимые питательные вещества: часть из них нужна для поддержания энергии хомяка, а часть пойдёт на рост и развитие организма. Хомяк, как и все другие животные, относится к гетеротрофам. Гетеротрофы поедают и переваривают других живых существ. Вместе с едой гетеротрофы получают питательные вещества, необходимые для жизни. В отличие от животных, растениям не нужно есть. Все питательные вещества растения создают сами при помощи энергии солнца. Поэтому тип питания растений называют автотрофным. Для получения, переваривания и усвоения пищи у животных появилась и развилась пищеварительная система.
Все животные – гетеротрофы
Животные питаются другими мёртвыми или живыми организмами, съедая их целиком или по частям. В зависимости от рациона всех животных делят на: 1.Травоядные. К таким относят гусениц, горилл, улиток, крупный рогатый скот. Основу их рациона составляет растительная пища. 2.Плотоядные. Ястребы, пауки, кошки и многие другие охотятся на других животных и поедают их. 3.Всеядные. Человек, тараканы и вороны употребляют как животную, так и растительную пищу.
Надо понимать, что часто животные «выходят за рамки» своей диеты. Так, травоядные олени иногда не прочь полакомиться птичьими яйцами или насекомыми.
Пища животного является источником веществ, которые необходимы для роста и восполнения энергии. В состав пищи входят: 1.Белки в составе пищи перерабатываются в кишечнике и используются в качестве главного строительного материала. Отсюда и поговорка – «Мы то, что мы едим». 2.Жиры – важный компонент любой диеты. Список их применения в организме широк: от утепления тела до регуляции поведения. 3.Большинство углеводов животные получают из растительной пищи. Они необходимы для поддержания энергии. 4.Витаминов требуется немного, но они играют ключевую роль в обмене веществ в теле животных. 5.Из минералов строятся кости и зубы. Минералы нужны для нормальной работы нервов и крови.
Некоторые водные животные питаются путём фильтрации. Например, скат манта плавает с огромной раскрытой пастью, отфильтровывая из воды и поедая большое количество креветок, криля и мелких крабов. К фильтраторам относят усатых китов и губок. Губки фильтруют воду с мелкой пищей через поры на всём теле. Поедатели субстрата живут внутри или на поверхности источника пищи и проедают путь через субстрат. Личинки мух зарываются в мясо животного и питаются им изнутри. Дождевые черви прокладывают себе путь через почву, поедая её. Гусеницы проедают ходы внутри листа.
Животные различаются по способу поглощения пищи
Основу рациона сосущих животных составляют различные жидкости. Самки комаров протыкают тело животного ртом-иголкой и сосут кровь, а самцы комаров высасывают соки из растений. Колибри и пчелы, питающиеся жидким нектаром растений, помогают переносить пыльцу с одного растения на другое. Большинство животных поедает пищу, откусывая от неё части или проглатывая целиком. При помощи щупалец, клешней, когтей или острых зубов животное разрывает пищу и заглатывает её.
Питание состоит из нескольких этапов:
Пищеварительные ферменты разрушают поглощённые части животных или растений на более мелкие частички. Эти частички пищи затем всасываются в кишечнике. Но как организм способен переваривать пищу, не переваривая при этом своё собственное тело? В ходе эволюции у животных появились специальные отсеки – они защищают организм от самопереваривания. Например, у гидры пищеварительные ферменты выделяются только в кишечную полость. У сложных животных кишечник делится на части. Одни части занимаются перевариванием, а другие – поглощением.
Переваривание пищи происходит под действием пищеварительных ферментов
Пищеварительная система
При помощи глотки земляной червь засасывает пищу. Пища размельчается в желудке и всасывается в кишечнике.
У насекомых пищеварительная система состоит из нескольких отделов. Основной этап пищеварения происходит в кишечнике.
В зобе птиц пища хранится какое-то время. В желудке происходит измельчение пищи, а в кишечнике – поглощение.
В природе встречаются самые необычные пищеварительные органы и способы пищеварения. Например, кишечник морских звёзд занимает значительную часть тела, простираясь в руки звезды. Морские звёзды – хищники. Обнаружив моллюска, морская звезда обхватывает его раковину и выворачивает свой желудок на тело жертвы. Желудок обволакивает мягкие органы моллюска, переваривает их, а морская звезда затем всасывает желудок с переваренным кормом обратно. У пауков очень узкий кишечник, поэтому они укусом вводят пищеварительные ферменты, которые растворяют мягкие ткани, в тело жертвы. Пауку остаётся только всосать питательный сок, оставляя после себя лишь пустую оболочку жертвы.
Пищеварительная система млекопитающих
Пищеварительная система человека
Прохождение теста доступно в режиме обуения
Если посмотреть на тонкий кишечник под микроскопом, то можно увидеть миллионы ворсинок. Причем, каждая клетка ворсинки также покрыта микроворсинками. Эти ворсинки и микроворсинки увеличивают площадь кишечника в 600 раз, что позволяет эффективно извлекать из пищи питательные вещества и быстро их всасывать.
Приспособление различных животных к своему типу питания отражается на строении их пищеварительной системы. Например, по строению зубов легко определить диету животного. Различие в строении зубов – одно из основных эволюционных преимуществ млекопитающих.
От диеты зависит также строение кишечника. Большие желудки характерны для плотоядных, которые могут подолгу голодать. Например, лев весом 200 кг съедает за раз 40 кг мяса, наедаясь на несколько дней. Растительная пища богата целлюлозой, которую сложно переварить. Поэтому кишечник у травоядных длиннее, чем у плотоядных. К тому же, большинству травоядных в переваривании целлюлозы помогают микробы. На рисунке сравнивается пищеварительный тракт хищного койота и коалы. Эти два млекопитающих примерно одинакового размера, но кишечник коалы намного длиннее и включает в себя слепую кишку длиной в 2 метра (у койота она всего несколько см в длину). В слепой кишке коалы содержатся микробы, переваривающие листья эвкалипта.
Наиболее сложные приспособления для переваривания растительности эволюционировали у жвачных млекопитающих – коров, овец и оленей. Желудок жвачного животного состоит из четырёх камер, в которых живут микробы. Жвачное животное периодически срыгивает пищу и «жуёт свою жвачку», перемалывая растительные волокна для микробов. Затем жвачка проглатывается и перемещается в последние камеры желудка, где завершается пищеварение. Корова получает много питательных веществ не только из растений, но и переваривая микробов в желудке. Микробы быстро размножаются и их численность остаётся стабильной, несмотря на многочисленные потери.
В пищеварении животных участвуют микроорганизмы
Помогающие в пищеварении микробы встречаются не только у позвоночных. Гигантские беспозвоночные трубчатые черви лишены рта и пищеварительной системы. Эти черви живут рядом с глубоководными гидротермальными источниками, из которых выделяется сера. Живущие в теле червя микроорганизмы «питаются» этой серой и создают пищу для червя. Ещё один необычный тип питания встречается у улитки элизии хлоротики. Этот моллюск поглощает растительные клетки. При этом, хлоропласты – части клеток, отвечающие за превращение солнечного света в энергию, то есть фотосинтез – он не переваривает, а «вживляет» в своё тело. Таким образом элизия хлоротика получает способность питаться, как растение. В обоих приведённых примерах животные являются уже автотрофами – они сами производят питательные вещества, а не получают их извне.
Экология питания
Пищевые ресурсы не безграничны. Животным приходится постоянно соперничать друг с другом за доступ к энергии. В ходе конкуренции животные часто обозначают свою территорию. Повышенный социальный статус или самые большие клыки в округе позволяют отхватить более богатую пищей территорию. Но иногда конкуренция слишком велика. В таком случае различные виды животных могут сосуществовать рядом, занимая определённую нишу. Например, изначально одинаковые галапагосские вьюрки в ходе эволюции приспособились к различным рационам. Одни вьюрки стали питаться кактусом, другие – насекомыми, а третьи – семенами. Общий предок вьюрков питался только растениями и не имел доступа к другой пище.
Иногда изобилие пищи позволяет животным делать запасы. Если добыча слишком велика, то хищник постарается припрятать излишки подальше от любопытных глаз. Так, сытый леопард часто хранит тушу на дереве. Здесь тушу не достанут надоедливые гиены. Пережидающие суровые зимы животные делают запасы на зиму. Они могут хранить энергию в виде жира или складировать провизию. Хомяки запасают в норках до 4 кг зерна. Зимой зверькам не нужно будет вылазить из теплой норы. А вот птицы не умеют рыть норы. Птица кукша летом припрятывает еду под корой деревьев. Кукша делает около 10 тысяч тайников, из которых зимой таскает корм птенцам.
Дополнительный контент (Видео) доступен в режиме обучения
Как питаются животные учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме
Все животные являются гетеротрофами, то есть питаются органическими веществами. Они не могут как растения сами синтезировать органическое вещество из неорганических веществ. Конечно, большинство органических веществ, поступивших в организм животного, изменяется в нем с помощью биохимических реакций, становятся «родными» для данного вида животного. Однако поглотить животное всё равно должно органическое вещество.
И хотя все животные гетеротрофы, способов их питания огромное множество, так как животные сильно отличаются между собой. Одни устроены просто, другие сложнее. Одни обитают в воде, другие на суше. Каждое животное приспособлено для питания «своей» пищей. Главное, чтобы пища была органической природы.
Животные по типу питания делятся на несколько экологических групп:
Среди фитофагов выделяют:
По степени избирательности пищевых объектов выделяют три группы организмов:
В каждой группе животных по типу питания можно выделить различные подгруппы. Так растительноядные животные могут питаться листвой, травой, семенами, нектаром цветков и др. Плотоядные животные могут есть одноклеточных, насекомых, лягушек, птиц, млекопитающих, умерших животных. У каждого вида животного в связи с приспособлением к питанию определенными живыми организмами будут наблюдаться свои особенности строения и поведения.
Обычно у растительноядных млекопитающих пищеварительная система более сложная, так как переваривать растительную пищу сложнее. Однако у млекопитающих-хищников более сложное поведение, так как поймать жертву не всегда просто. При этом надо ее выслеживать, затаиваться, неожиданно нападать. При этом жертва имеет приспособления, чтобы убегать от хищника и защищаться от него (например, объединяясь в стада). Различаются и зубы травоядных и хищников. У растительноядных млекопитающих хорошо развиты резцы и коренные зубы. У хищников есть мощные клыки.
Хотя животные приспосабливаются к конкретному виду пищи, есть среди них и «универсалы» — всеядные животные. Из млекопитающих примерами таких животных являются медведь, человекообразные обезьяны, человек. Всеядность позволяет не зависеть от конкретного вида пищи, и при ее исчезновении переходить на другое питание. Другими словами, всеядность — это полезное приспособление, дающее преимущество в выживании.
Падальщики едят умерших крупных животных. Среди млекопитающих-падальщиков следует отметить гиен и грифов. Они имеют свои приспособления к такому типу питания. Например, у грифов длинная почти голая шея. Это позволяет не пачкаться при разделывании туши.
Разнообразие ротовых аппаратов насекомых также сформировалось в зависимости от их пищи. У одних — это колюще-сосущий ротовой аппарат (комар), у других — режущий, у третьих — грызущий и т. п.
Среди животных паразитами являются многие черви, некоторые насекомые. Их особенностями являются высокая плодовитость, наличие органов прикрепления, способность переживать неблагоприятные условия, образуя цисты, капсулы и др. Часто строение паразитов упрощается (например, утрачиваются некоторые системы органов).
Среди животных встречается и симбиоз (взаимовыгодное сожительство). Например, рак-отшельник и актиния.
Среди животных к сапрофитам относятся насекомые и черви, обычно живущие в почве. Они питаются отмершими частями растений, умершими животными и их экскрементами. Сапрофиты играют важную роль в круговороте веществ в природе, так как разлагая органику, возвращают во внешнюю среду химические элементы в форме минеральных веществ.
Кенгуру – гурманы
ЛитЛайф
Альфред Эдмунд Брэм
БРЕМ (БРЭМ) (Brehm) Альфред Эдмунд (2. 02. 1829, Унтеррентендор, Саксен-Веймар-11. 11. 1884, Германия) — немецкий зоолог, путешественник, просветитель, известен сейчас не столько своими блестящими работами по устройству зоопарков «нового типа» (в частности, именно он реорганизовал знаменитый Гамбурский зоопарк и Берлинский аквариум), не столько своими путешествиями (а проделал он их множество, в том числе побывал в Сибири и Туркестане), сколько своим капитальным трудом «Жизнь животных», вышедшим в 1863-69 гг. С тех пор этот многотомный труд, переведенный на многие языки, остается настольной книгой любителей природы.
Никому не придет в голову править, скажем, толковый словарь Даля, но с начала первого русского издания не менее популярная «Жизнь животных» на протяжении всей своей более чем вековой истории, подвергалась редакции, урезалась, исправлялась и дополнялась; по мере накопления новых сведений по биологии и зоологии, или просто в угоду издателям и составителям. В результате от аутентичной, бремовской «Жизни животных» мало что осталось. «Брем» превратился в «Брэнд».
В настоящем издании мы пошли на то, чтобы сохранить не только стилистику, но и фактологию «подлинного Брема» — взяв за основу один из первых его сокращенных переводов начала XX столетия под редакцией известного отечественного зоолога, профессора Никольским.
Тем не менее, читатель, открывший «подлинного Брема» должен помнить вот что:
XX век был для биологии революционным. Даже столь, казалось бы, традиционная ее отрасль, как описательная зоология, претерпела значительные изменения. Благодаря появлению и развитию молекулярной биологии и генетики пересмотру подверглась прежняя систематика, а этология — наука о поведении животных частично опровергла многие положения «старых» зоологов. В результате, труд Брема, созданный на заре развития современной биологии, сейчас можно рассматривать скорее, как литературный памятник, чем как пособие для изучения зоологии или источник справочного материала.
Во-первых, начнем с того, что Брем, проведший значительную часть своей жизни в экспедициях, все же не в состоянии был полностью полагаться на собственные изыскания — многие приведенные им данные основаны на рассказах и путевых заметках охотников и путешественников — особенно там, где это касается животных экзотических. В результате данные о размерах и весе многих видов (в особенности тропических хищников) часто завышены, порою в полтора раза (известная особенность «охотничьих рассказов»), а самим животным иногда приписываются странные поведенческие или анатомические особенности.
Во-вторых, в описаниях животных Брем, согласно традиции своего времени, уделяет внимание тому или иному виду не столько руководствуясь систематикой, сколько значимостью того или иного вида в культурном контексте. В результате о каких-то животных он говорит мимоходом, другим же уделяет непомерно большое внимание и приписывает незаурядные, порою совершенно неправдоподобные качества.
В третьих, в своем труде Брем придерживается опять же свойственного тому времени (и, как в последствии выяснилось, губительного) подхода — рассматривать то или иное животное с точки зрения его вреда или пользы (практической или эстетической). Приведенные им описания истребления представителей того или иного вида и, соответственно, реакции животных на появление человека с ружьем, являют собой просто перечень охотничьих подвигов, далеки от всякой зоологии и носят чисто прагматический характер (вплоть до рассуждений о вкусовых качествах того или иного животного). Сейчас такие «подвиги» охотников и путешественников воспринимаются нами как нелепые или даже жестокие.
Животные существуют на планете вовсе не для нашего удовольствия. Они являются составной частью сложнейшей системы — биосферы и изъятие из нее того или иного вида может быть губительным для других связанных с ним видов. Не говоря уже о том, что генетическое и биологическое разнообразие живого — залог стабильности системы, именуемой «планета Земля», а значит — и нашего с вами благополучия.
В четвертых, описания Брема страдают антропоморфизмом (склонностью приписывать животным те или иные чисто человеческие качества). Отсюда возникают такие, чисто эмоциональные, характеристики, как «глупый» или даже «тупой», «злобный», «упрямый», «трусливый», и т. д. Тем не менее, данные характеристики по отношению к тому или иному биологическому виду неприменимы — каждый из них уникален в своем роде и многие его свойства проявляются вовсе не во взаимоотношениях с человеком. Мало того, у животных со сложным поведением и высокоразвитой нервной системой, существует своя, уникальная индивидуальность и свои, чисто личностные особенности характера, так что обобщенный «психологический портрет» к ним сложно применить в принципе.
Многие данные, позволяющие судить о «характере» того или иного животного получены на основе наблюдений в неволе — в замкнутом, часто тесном помещении: клетке, вольере, где поведение животных (особенно с ярко выраженной территориальностью) резко меняется. Такое непонимание любителями зоологии, учеными и содержателями зоопарков основных законов поведения их подопечных часто приводило к фатальным последствиям, вплоть до гибели животного. Этология как наука возникла только в XX веке, и до сих пор развивается, так что многие положения Брема сейчас подвергаются пересмотру, а порой и вовсе опровергаются.
Разумеется, такой подход никто не поставит Брему в упрек — он просто стоял на позициях науки своего времени. Да и сейчас еще зоология (даже, казалось бы, в такой «стабильной» ее области, как систематика), постоянно развивается и подвергает пересмотру многие свои положения. Систематика, приведенная Бремом в своей «Жизни животных» с тех пор дополнялась и уточнялась — и продолжает уточняться по сей день. В результате многие виды получили другие латинские названия, стали причисляться к иным родам, подсемейства выделились в семейства и т. д. Наибольшая путаница образовалась в отрядах с многочисленными, часто сходными по многим признакам видами (например, как в случае с певчими птицами) — и путаница эта порой продолжается до сих пор, в результате чего разные систематики предлагают различную классификацию некоторых видов и по сей день. Поэтому следует помнить, что систематическое положение того или иного животного — вещь достаточно условная, и не удивляться, встречая столь заметные расхождения в нынешней и «старой» систематике.
Однако, как ни странно, недостатки Брема — всего лишь продолжения его достоинств. Будь его «Жизнь животных» просто скучным описанием накопленных к тому времени сведений, она бы так и лежала мертвым грузом на полках библиотек. Ведь нельзя сказать, что зоологических трудов во времена Брема не было — в его «Жизни животных» можно найти ссылки на них. Брем представил не только наиболее полный на тот момент свод представителей животного мира — он создал первую научно-популярную энциклопедию животных, а такой жанр накладывает свои определенные требования.
Блестящий лектор и просветитель, Брем, благодаря своему литературному таланту создал удивительный, яркий и изменчивый портрет живой природы — именно субъективный, эмоциональный, чисто беллетристический подход позволил этой книге перейти в разряд бестселлеров, а описания животных при всей их «неправильности» прелестны и по-своему достоверны. «Жизнь животных» не столько справочник, сколько роман воспитания для юношества, со всей свойственной этому жанру дидактичностью и скрытым романтизмом. Так ее и следует воспринимать. А потому мы предлагаем насладиться «подлинным Бремом» с учетом современных поправок и дополнений — в сносках, чтобы не нарушать общую стилистику повествования.
Понятие
Полноценное кормление животных имеет для них первостепенное значение, поскольку за счет него представители фауны получают питательные элементы, витамины и энергию, обеспечивающие их жизнедеятельность.
Те корма, которые поступают в организм животного, под действием различных соков перерабатываются. Одна часть из них используется для построения их тканей, замены некоторых клеток. Другая необходима для поддержания работы внутренних органов и сохранения определенной температуры тела.
Неполноценное кормление животных и корма низкого качества способствуют снижению их продуктивности, ведут к различным расстройствам и заболеваниям.
Животное происхождение кормов
Рацион кормления животных предусматривает в своем составе такие корма. Они содержат полноценный протеин, богаты минеральными веществами, некоторые — витаминами, хорошо усваиваются и перерабатываются скотом и птицей.
К молочным кормам относятся следующие:
Также в качестве животных кормов в рационы сельскохозяйственных животных включают следующие виды муки:
Последняя и мясокостная богаты фосфором и кальцием. Во всех животных кормах повышенное содержание сырого протеина по сравнению с другими кормами.
Факторы, оказывающие влияние на переваримость
Прежде всего, на этот процесс влияют виды животных и птицы. Зерновые и сочные корма лучше всего перевариваются жвачными: овцы, козы, КРС. Грубые корма в наихудшей степени подвергаются этому процессу у свиней и лошадей. Птица плохо переваривает клетчатку.
Помимо этого, этот показатель может быть различным у одинаковых животных одной половозрастной группы. Это особенно характерно для смешанных рационов. Чем животные становятся более старыми, тем хуже перерабатываются питательные вещества.
При увеличении в рационе количества клетчатки переваримость рациона снижается. Также на нее влияют уровень и доступность протеина. Для контроля рациона определяют их протеиновое содержание, представляющее собой отношение суммы перевариваемых клетчатки, БЭВ и жира, умноженного на 2,25 к перевариваемому протеину. Для свиней оно должно быть 12:1, для жвачных — 10:1, для молодняка — 5-6:1.
Корма разной степени переработки усваиваются животными различно. Они должны скармливаться не отдельными ингредиентами, а кормовыми смесями, которые являются полноценными и сбалансированными.
Переваримость кормов зависит и от класса их качества, который определяют после хранения перед раздачей животным. Во многих кормовых средствах снижается количество питательных веществ, что снижает их переваривание и кормовую ценность.
Конспект занятия в средней группе с применением ИКТ «Чем питаются животные в лесу»
ОЛЬГА ШПАГИНА
Конспект занятия в средней группе с применением ИКТ «Чем питаются животные в лесу»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
— дать детям представление о простейшей пищевой цепочке травоядных животных (трава, ягоды, кора и др.);
— закрепить представление детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающей на одной территории;
— показать многояростность леса;
— продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, с особенностями их обитании и питании.
— развивать пространственное восприятие;
— развивать у детей желание прийти на помощь животным в сложных ситуациях;
— развивать произвольное внимание, память.
Воспитательные задачи:
— учить бережному отношению к природе, травоядным животным;
— воспитывать доброе и заботливое отношение к животным.
— рассматривание иллюстраций «Дикие животные»;
— чтение художественной литературы:
Е. Чарушин «Большие и маленькие»
В. Бианки «Лис и мышонок»
— тематические наблюдения и ситуативные беседы в природе;
— дидактические игры: «Кто чем питается», «Пищевые цепочки в лесу».
— настольные игры: «Что изменилось», «Путешествие по лесу».
Оборудование и материалы:
ИКТ для просмотра слайдов про диких животных, игрушки «Лесовичок», «Белочка», «Зайка», картинки с изображением диких животных, тарелочки с «Кормом» для каждого ребенка;
— настольная игра «Зайчик в лесу».
Ход занятия
Дети сидят на стульях, стоящие на ковре.
Воспитатель: Дети, по дороге в детский сад я повстречала Старичка-Лесовичка, он шел из леса и обещал прийти к нам в гости.
Стук в дверь,появляется старичок-лесовичок:
Здравствуйте дети, здравствуйте гости. Знаете, кто я?
Старичок-лесовичок: Я старичок-лесовичок, я люблю играть с детьми и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Старичок-лесовичок: Как только загадку отгадаете правильно на экране появится отгадка. Слушайте внимательно.
1) Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
— Что это? (лес) – слайд № 1 (Лес)
Старичок-лесовичок: Правильно это лес – мой дом в котором я живу, а также в нем растет много растений и живут разные животные.Лес можно сравнивать с многоэтажным домом:
— на первом этаже растут травы
— на втором этаже растут кустарники
— на третьем этаже и выше растут деревья
— на всех этажах живут животные. Животные живут на том этаже на котором могут передвигаться, находить пищу, строить убежище. Лес – это большой дом для растений и животных.
Старичок-лесовичок: Дети, кто из вас был в лесу? Что растет в лесу?
Старичок-лесовичок: А кто живет в лесу?
Дети: звери, насекомые, птицы.
Старичок-лесовичок: К нам спешит один из обитателей леса, а кто это вы узнаете, если отгадаете следующую загадку.
2) Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Кто это? (Белка) – слайд № 2 (Белка)
Старичок-лесовичок: белка живет на самом высоком этаже леса, но может спуститься вниз.
— Где живет белка? (на дереве)
— Как называется её домик? (дупло)
— Чем питается белка? (орехами, грибами, желудями, шишками).
Старичок-лесовичок: Белка ест только растительную пищу, поэтому её называют травоядным животным. У белки есть враги – это хищные животные.
— как белка спасается от врагов?
Дети: белка быстро передвигается, умеет прыгать с дерева на дерево.
Воспитатель: дети знают стихотворения про белку. (Чтение стихотворения)
Я белка весёлый зверек
По деревьям скок да скок
Всю осень дупло утепляла
Пуха, соломки туда настилала
К зиме готовила запас
Чтоб зимой не голодать
Где ж еду в мороз достать?
Старичок-лесовичок: Теперь послушайте следующую загадку.
3) Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавиц
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко
Кто это? (Лось) – слайд № 3 (Лось)
Старичок-лесовичок: Где живет лось?
Дети: в лесу, в кустах, на земле.
Старичок-лесовичок: лось живет на первом этаже леса. Может вы знаете чем питается лось?
Дети: листьями кустарников и деревьев, ветками.
Старичок-лесовичок: правильно, лось ест тоже только растительную пищу, лось тоже травоядное животное.
Ребята, даже у такого крупного животного как лось, тоже есть враги – большие хищные животные. Как лось защищается от врагов?
Дети: быстро убегает, может ударить копытом, рогами.
Старичок-лесовичок: Молодцы! Послушайте следующую загадку.
4) И ушаст, и глазаст
Заберется в куст и спит
Кочерыжку съест и сыт
Кто это? (Заяц) – слайд № 4 (заяц)
Старичок-лесовичок: дети, где живет заяц?
Дети: на земле, в лесу
Старичок-лесовичок: заяц живет на само нижнем этаже леса. А чем питается заяц?
Дети: травой, корой деревьев, листьями, грибами.
Старичок-лесовичок: Заяц какое животное, если он питается растительной пищей?Дети: травоядное.
Старичок-лесовичок: А где заячий домик?
Старичок-лесовичок: У зайца много врагов? Кто его враги?
Старичок-лесовичок: как заяц спасается от врагов?
Дети: быстро убегает – помогают быстрые лапки, шубка – невидимка, зимой она белая.
Старичок-лесовичок: Молодцы! Отгадали все мои загадки.
Старичок-лесовичок: В лесу всегда есть корм для животных, летом и осенью его много, а зимой его совсем мало. Трудно живется зимой в лесу травоядным диким животным, холодно и голодно.
Ребята давайте покажем зайчику, как он может согреть свои лапки в зимние холода.
Зайцы скачут скок-скок-скок
Да на беленький снежок
Раз согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка
Прыг –скок, прыг-скок
И тихонько в свой домок.
Старичок-лесовичок: Дети посмотрите на осенний лес. Пока мы с вами играли, что-то изменилось в осеннем лесу? Кого не стало?
Игра с мультимедиа:
Старичок-лесовичок: какие вы молодцы, такие внимательные.
Старичок-лесовичок: дикие животные: зайчик, белка, лось не успели заготовить запасы на зиму. Давайте сядем за столы и поможем им.
Посмотрите на столах у вас картинки с дикими животными, а в тарелочках картинки с кормом для животных, помогите лесным животным, выберите нужный корм.
Воспитатель: Ребята, какие животные приходили в гости?
Дети: дикие – белка, лось, заяц.
Воспитатель: Где они живут?
Дети: в лесу, каждый живет на своем этаже.
Воспитатель: Каким животным мы помогли заготовить запасы на зиму?
Воспитатель: А кто ещё приходил?
Воспитатель: Лесовичок благодарит за то, что вы его хорошо принимали в гостях и дарит вот этот подарок – настольную игру «Зайчата в лесу». А теперь ему пора идти домой в лес.
Старичок-лесовичок: До свидания друзья. Всего доброго. До новых встреч.
Конспект занятия с применением ИКТ «Знаки дорожного движения» Цель: знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения. Задачи: 1. Активизировать знания детей о светофоре, познакомить с дорожными.
Итоговое интегрированное занятие в средней группе с применением ИКТ «Времена года» Цель: провести открытое интегрированное занятие по итогам года с применением ИКТ. Задачи: закрепить знания о.
Конспект ОД в средней логопедической группе по лексической теме «Дикие животные. Прогулка по зимнему лесу» Задачи: • Формирование представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. • Формирование обобщающего понятия «дикие.
Конспект открытого занятия с применением ИКТ и нетрадиционных техник рисования «Путешествие в зимний лес» в старшей группе. Конспект открытого занятия с применением ИКТ и нетрадиционных техник рисования «Путешествие в зимний лес» в старшей группе. Воспитатель.
Конспект занятия «Что? Где? Когда?» с применением ИКТ в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в форме игры «Что? Где? Когда?» с применением ИКТ В подготовительной группе. Цель: Уточнить и закрепить.
Конспект занятия в первой младшей группе с применением ИКТ «Забавный поезд» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Методический центр повышения квалификации педагогических.