Как и где рисунки помогают общению

Рисунок как средство формирования коммуникативных умений

Рисунок как средство формирования коммуникативных умений.

Преподаватель русского языка и литературы Мартынова И.Н., государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края, «Армавирский индустриально-строительный техникум».

Характерной чертой современной процесса обучения является усиливающий процесс гуманизаци образования, ориентированного на личность обучающегося, которая формируется в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной речи является сегодня приоритетной.

К сожалению, практика показывает, что далеко не все учащиеся общеобразовательных учреждений умеют чётко и логично излагать свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания.

Можно выделить следующие важные причины (факторы) недостаточного развития коммуникативных умений учащихся:

во- вторых, в работе по развитию речи не в полной мере учитываются возрастные особенности учащегося, который, как правило, мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом.

Несоответствие между сферой образного и логического у учащихся отрицательно сказывается на уровне их речевого развития:

— учащиеся не могут в полном объёме высказать свои впечатления;

— не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и преставления;

— неадекватно интерпретируют воспринятый текст.

Данный факт объясняется и недооценкой развития у обучающихся сферы образного, эмоционального, чему, в первую очередь, способствует использование средств изобразительной наглядности.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является собственный рисунок ребёнка. При этом, как утверждает Л. С. Выготский, рисунок является графическим рассказом учащегося: «Пока обучающийся рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он об этом рассказывал».

Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создаётся учащимся ещё в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении.

Повысить интерес учащихся к изучению русского языка, литературы, создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики.

Рисунок учащегося способствует наблюдательности, поскольку, изображая что-либо, он выбирает размер, форму, цвет, характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание обучающегося акцентируется и на качественной стороне предмета. Вместе с тем в его сознании закрепляются слова, обозначающие признак.

С помощью рисунка учащемуся легче воссоздать облик живой действительности, поскольку, рисуя, он учится видеть, наблюдать, анализировать, выделять существенное, сравнивать. В процессе рисования ученик обращает внимание на то, что вызывает его непосредственный интерес. Учащемуся интересно всё яркое, крупное, т.е. всё то, что затрагивает его эмоциональную сферу, и, рисуя, учащийся находит реальную форму воплощения для своего переживания. Процесс рисования интересен для учащегося, вызывает у него определённые эмоции. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание на рассматриваемом предмете или проблеме.

Кроме того, внимание учащихся более устойчиво при выполнении внешних действий. Вот почему необходимо стремиться к разнообразию в учебной работе, т.е. чередовать работу, требующую умственных усилий, с различными видами заданий, где надо выполнять внешние действия, например что-то рисовать. Любое действие легче осуществляется и понимается обучающимся, если вначале оно представлено ему в такой внешней форме, в которой легко выделить его основные закономерности. Учащийся выделяет в рисунке всё самое существенное и важное для него в данный момент.

Однако развивать исключительно наглядно-образное мышление недостаточно (тем более оно у учащихся достаточно хорошо развито). Наряду с образным мышлением необходимо развивать и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком мы используем на уроке текст: анализ «чужого» текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренирует учащихся в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, внутренний план действий, рефлексия.

Известно, что многие учащиеся воссоздают образы и картины прочитанного неточно и даже неверно. Рисунки же, выполненные учащимися на основе прочитанного текста, способствуют выявлению в известной мере того, что действительно воспринято ими.

Рисунок помогает обучающимся не только как-то конкретизировать, уточнить их представления о прочитанном, но и в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) выразить своё отношение к изображаемому. Создавая иллюстрацию, учащийся осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслить, следовательно, рисунок стимулирует запоминание, т.е. положительно влияет на долговременную память.

Таким образом, рисунок, созданный учеником к тексту, положительно воздействует на развитие познавательных процессов обучающихся. В свою очередь, развитие познавательных процессов имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются психологической основой формирования у учащихся коммуникативных умений. Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию для создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи.

Использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком учащегося особенно эффективно в ученических коллективах с невысоким уровнем языковой и речевой компетентности учащихся. Формирование одних и тех же умений учащихся разного уровня языковой подготовки следует вести, во-первых, на различном речевом материале (по тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру); во-вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся, при преобладании устной или письменной формы речи; в-третьих, с использование различных способов и средств обучения.

Примерная схема уроков, на которых используется собственный рисунок учащегося к тексту-образцу, такова:

1. восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи;

2. словесное иллюстрирование данного текста образца;

создание учеником рисунка к тексту-образцу;

анализ данного рисунка;

составление высказывания определённого типа речи.

Таким образом, реализуется взаимосвязь художественной деятельности и речевой, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.

Исходя из дидактической цели урока, в качестве текстов-образцов учащимся предлагаются в основном тексты малой формы (миниатюры), позволяющие экономить время на уроке.

Вместе с тем они достаточно информативны, дают возможность изобразить предмет на плоскости. Кроме того, текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развёрнутую оценку и тем самым ввести новые слова и «свои» образно-выразительные средства. Конечно же, необходим подбор текстов, интересных для учащихся, имеющих нравственную и эстетическую направленность.

В качестве примера исследуем некоторые приёмы по созданию учащимися высказываний разного типа речи.

На предыдущих уроках закреплялись знания учащихся об особенностях повествовательного текста по коллективно составленному плану с опорой на серию рисунков, созданных учащимися к тексту-образцу.

На одном из уроков для самостоятельной работы дома учащимся предлагается фрагмент текста по роману М. Алексеева « Хлеб – имя существительное». На основе текста и рисунка учащиеся составляли свое высказывание типа повествования.

Проанализируем некоторые этапы урока.

Цель самостоятельной работы:

— формирование умения составлять высказывание на основе анализа композиционной формы текста-образца и собственных рисунков;

— отбор языковых средств, необходимых для создания высказывания-повествования.

Текс читается в классе.

Хлеб – это огромный человеческий труд. Это бессонные ночи, тревога у вспаханного поля, сердечная забота, как о живом существе. Так всегда было и будет.

Хлеб – это не просто колосок, выращенный в поле, это труд и пот многих людей.

Взяв его в руки, еще раз вспомним с сердечным участием о людях, посеявших, вырастивших, выпекших хлеб и положивших его нам на стол. Хлеб создается умом и мозолистой рукой земледельца. Для трудового человека хлеб – понятие не только материальное, но и духовное, нравственное. Хлеб – символ могущества, венец труда человеческого. И поэтому он бесценен. Неизмерима цена его, хлеба!

Лексико –стилистическая и орфографическая работа с текстом.

Учащимся предложены задания:

определить стиль текста, тип речи, привести аргументы;

определить главную мысль текста;

объяснить значение отдельных слов: земледелец, гласит, сердечный,

Найти пословицу, фразеологизм и объяснить их значения. (Хлеб всему голова, Хлебом-солью встречаем гостей).

Подберите синонимы к слову земледелец (хлебороб, крестьянин, хлебопашец)

Определите способ образования данных слов.

Вспомните пословицы о хлебе?

Какие слова позволяют вам понять главный смысл текста, что не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб. Дорожить хлебом нужно всегда, помнить, сколько труда вложено в его создание.

Орфографическая и пунктуационная работа с текстом:

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание:

гл…сит, к…л…сок,выр….ще(н,нн)ый, сердеч(?)ным, пол…живших, м…золистой, земл…делец, матер…альное, в…нец, бе…ценен, (не)измерима ц…на.

Объясните постановку знаков препинания в предложении : Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Словесно иллюстрирование повышает интерес к тексту, стимулирует самостоятельную речь учащихся, требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Чтобы воспроизвести картину, учащемуся необходимо хорошо знать текст и более точно подбирать слова. Словесная иллюстрация способствует развитию речи учащихся, необходимого сопоставления иллюстрации и текста.

Можно предложить следующие задания:

Е сли бы вам нужно было нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия показали?

Опишите словесно примерное содержание рисунка к тексту:

На переднем плане – огромное поле зрелой пшеницы, по которому двигаются комбайны на встречу друг другу. Чтобы показать, что хлеб – это не просто колосок, выращенный в поле, это труд и пот многих людей, можно изобразить комбайнеров, убирающих пшеницу добросовестно и старательно , не оставляя после себя ни одного колоска.
Следующая словесная картина отражает труд пекарей, которые с особой любовью и старанием выпекают хлеб, т.к. рассказывается о людях, «посеявших, вырастивших, выпекших хлеб и положивших его нам на стол с сердечным участием».

Завершающая словесная иллюстрация изображение хлеба в виде снопа пшеницы и серпа, как «символа могущества, венца труда человеческого».

Краски: серовато-голубое небо (сумерки); ярко желтого цвета пшеница (созревшая), черноватые пятна на лицах комбайнеров (пыль и пот), черная земля

(собрали часть урожая).

Создание речевой ситуации.

Представьте, что вы комбайнер и убираете урожай. Расскажите об этом своим родным (друзьям) от 1-го лица.

На следующем уроке учащиеся прочитывают лучшие тексты и рассматривают рисунки, анализируют свои и чужие работы.

Творческое изложение текста-описания.

Цель урока: формирование умения составлять высказывания типа описания на основе текста-образца и собственного рисунка, развитие умения словесно иллюстрировать текст-описание, отбирать языковые средства, характерные для данного типа речи.

Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Знакомство с содержанием текста.

В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с чёрной водой. В иных озёрах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают желтые и красные листья берёз и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пёстрый ковёр. Листья устилают воду так густо, что чёлн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

Учащимся предложены следующие задания:

О чём рассказывается в тексте? Какого цвета вода в озёрах Мещёры? Почему вода в озёрах чёрная? Как вы думаете? Почему цвет воды чёрных озёр хорош именно осенью?

2. Прочитайте описание осенних озёр.

Чем этот цвет хорош летом? Прочитайте описание озёр летом. Какие

представления вызывает этот текст? (О красоте природы, красоте и

необычности чёрных озёр.)

3. Какова тема текста? Сколько в тексте частей? К какому типу речи мы

отнесём данный текст? Докажите.

Лексико-стилистическая и орфографическая работа.

Объяснить значение отдельных слов (чёлн, слетают) учащиеся подбирают синонимы, «зрительные» и оценочные прилагательные.

Найдите в тексте прилагательные. Как они характеризуют предметы?

( чёрный, красные, пёстрый, белые, настоящий, блестящий, необыкновенный, великолепный, насыщенный, густой.)

2. Что автору напоминает чёрная озёрная вода? ( Блестящую тушь ).

3. Какими словами описан цвет воды в чёрных озёрах? ( Густой, насыщенный

4. Как автор описывает озёра осенью? С чем он сравнивает листья и почему?

5. С чем сравнивается след, оставляемый лодкой? ( С блестящей чёрной дорогой.)

6. Как описаны озёра летом? С чем сравнивается вода? ( С необыкновенным стеклом.)

7. Почему это «стекло» автор называет необыкновенным? Подберите синоним к слову необыкновенный.

Представьте, что вы художники. Какие иллюстрации вы можете нарисовать к данному тексту?

Примерное содержание рисунков.

Фон : осенний лес. На берегу чёрного озера стоят деревья с жёлтой, красной, бордовой листвой. Среди разноцветной листвы кое-где проглядывает
тёмная зелень елей и голубовато-зелёные ветви сосен.

Краски: в основном будем пользоваться теплыми красками: жёлтой,

красной, оранжевой, бордовой. Особую красоту создаёт сочетание

контрастных цветов чёрного и желтого, оранжевого и бордового.

Используя определенную гамму цветов, можно описать сказочный лес и

Предмет описания: на переднем плане озеро.

Вода в нем темная, черная. На чёрном фоне озёрной глади изобразим белые лилии и их большие зелёные овальные листья.

Создание речевой ситуации.

На рисунке изображено чёрное озеро. Представьте, что ваш рисунок оказался лучшим и был отобран на конкурс. Вас попросили описать его. Как вы его опишете? С чего начнете? Какую основную мысль будете раскрывать? Какие языковые средства используете, чтобы описание получилось красочным и интересным?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: изобразите чёрное озеро летом или осенью (на выбор), опишите свой рисунок.

Практика показывает, что использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком учащегося к нему значительно повышает эффективность работы по формированию коммуникативных умений обучающихся: умения соотносить высказывание с темой и раскрывать его основную мысль; а также такое важное коммуникативное умение, как умение выражать собственное отношение к излагаемому.

Параллельная работа с текстом и изобразительной наглядностью позволяет создать у учащихся более целостную картину мира, привлечь их личный опыт и развить воображение.

Источник

Общение с использованием рисунков и условных обозначений

Задачи: а) подвести детей к самостоятельным «открытиям» в области письменной речи: для передачи мысли, различных сообщений можно использовать рисунки и условные обозначения (символы); б) активизировать мыслительную деятельность детей через использование проблемно-речевых ситуаций.

1. Обобщающая беседа.

— Что вы знаете о том, как общаются люди? (С помощью слов, используя жесты, мимику, движения и пр.)

— Можно ли назвать жесты основным средством общения? (Это вспомогательное средство, так как человек владеет словом, он умеет говорить. Излишняя жестикуляция в процессе общения свидетельствует о невоспитанности человека. Люди с помощью слов, которых очень много в русском языке, могут точно передать свои мысли, чувства и настроения.)

2. Создание проблемно-речевой ситуации.

— Представьте, что вы оказались в другой стране, где люди не говорят на русском языке, а вы не знаете иностранного. Как вы будете общаться?

— Решить, кто из вас оказался прав, поможет один из необычных персонажей «АБВГДейки». Угадайте, кто он (инопланетянин-робот). Дайте ему имя (Робик).

— С кем встретился Робик на Земле? По каким признакам мы можем узнать, состоялся ли у него разговор? Какой был найден выход? (Использовать в общении рисунки.)

3. Коллективное обсуждение и разрешение ситуации. Учащиеся сами определяют причину возникших в общении затруднений: инопланетянин и дети не знают языка друг друга. Они должны сделать открытие о возможностях использования рисунков и условных обозначений для общения.

Чтобы прочитать сообщение инопланетянина, учащиеся самостоятельно рассматривают условные знаки планет и созвездий: Земли, Солнца, Луны, Большой Медведицы, Лебедя. Высказываются предположения, откуда прилетел Робик. Учащиеся стрелками указывают его предполагаемый путь.

— Что и как надо рассказать Робику о Земле, чтобы он догадался, на какую планету попал? Какие способы передачи мыслей вы можете использовать?

Поскольку многие дети еще не знают букв, то, естественно, им придется воспользоваться рисунками, условными обозначениями, символами, а в устной беседе — словом и выразительными жестами.

4. Задание на наблюдательность «Собери инопланетянина». Задание дается на время.

5. Самостоятельное рисование и рассказ по рисункам. Цель — дать наглядное представление о том, что мысли, выраженные с помощью слов устно, можно «записать», зарисовать с помощью картинок, значков. Затем учащиеся устно рассказывают по картинкам. Это и будет обобщением усвоенного.

6. В конце заключительного урока дети приглашают Робика в путешествие по городу, ориентироваться в котором ему помогут условные знаки.

7. Дополнительные задания:

а) дети рассказывают Робику о себе и своей семье. Запись рассказа производится всеми возможными для ученика способами (рисунками, условными изображениями, буквами);

б) «Собери матрешку из слов»: составление ряда слов по линии последовательного увеличения объема понятия: дом, улица. Земля, Вселенная.

Знаки на дорогах(с. 30—31)

Задачи: ввести понятие «знак» (в наглядно-образном плане), ознакомить с элементарными правилами дорожного движения, учить читать знаки.

I. 1. Рисование. Учащиеся изображают рядом с детьми Робика-путешественника.

— Как Робик, не зная языка, находясь в чужой стране и даже на другой планете, может сориентироваться в городе, найти нужную дорогу, догадаться, где можно отдохнуть, перекусить? (Учащиеся вспоминают, что в общении можно использовать рисунок как изображение предметов.)

— Если Робик увидит на вывеске здания изображение космического корабля, о чем он может догадаться? (Здесь выставлена космическая техника.) Что такое космический корабль, знают во многих странах, на других планетах. Поэтому его изображение должно быть всем понятно. А если это выставка книг по космической технике, то что дополнительно появится в изображении? (Рисунок книги.) Не случайно люди и придумали использовать для общения изображения предметов или их условные обозначения.

— Интересно, сможет ли Робик, которого дети пригласили в школу, сам найти безопасную дорогу к ней? (Да, так как многие дорожные знаки совсем несложные, на них изображаются с помощью рисунка ситуации: «Бегущие дети», «Дорожные работы».)

2. Рассматривание дорожных знаков в азбуке и их чтение (раскрытие значения).

Необходимо проследить, чтобы дети читали знак как сообщение, передаваемое грамотному пешеходу или водителю. («Здесь переходят дорогу дети! Путь закрыт!»)

— А какие знаки могут быть непонятны Робику? Попробуйте догадаться, почему для знака «Путь закрыт» выбрана поперечная полоса. (Показана преграда.)

3. Обозначение пути к школе с помощью стрелки.

Учащиеся определяют, какие машины едут по дороге, принимая во внимание не только сами условные знаки (например, крест — «скорая помощь»), но и цвет машины — пожарная машина красного цвета. Дети должны усвоить, по каким номерам телефона следует звонить в экстренных случаях.

5. Беседа о назначении светофора. Что обозначают три цвета светофора? 9

6. Задание творческого характера.

— Нужно ли знать дорожные знаки сельскому жителю? Придумайте историю «Сельский житель в городе».

7. Обобщение представлений о знаке.

— Знаки — это не сами предметы, а их заместители, т. е. изображения, которые используются вместо предметов. Люди придумали великое множество знаков. Их надо уметь читать. Прочитать дорожные знаки, например, могут люди, говорящие на разных языках, так как изображение знака прямо указывает на его значение.

II.Письмо.«На волнах», «Морское путешествие» (с. 34—35).

1. Рассказы по рисунку. Придумывание и чтение морских знаков. Классификация слов — названий морских и речных судов.

2. Обведение петлеобразных линий по пунктирам.

Источник

Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Просмотр содержимого документа
«Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении.»

Родной (русский) язык и литературное чтение.

Тема: Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении. Слова и слоги. Звучание и значение слова.

Цель. Выяснить, что у предметов и слов, их называющих, разная работа.

• создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

• создать условия для развития у учащихся умения:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— определять общую цель и пути ее достижения;

— активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

— слушать собеседника, вести диалог;

I Русский язык – наш родной язык: по-русски мы говорим, думаем, пишем. Но ведь есть и другие языки. Можете ли вы назвать некоторые из них?(ответы детей)

– У каждого народа – свой язык. Чем один язык отличается от другого? (словами)

Да, один язык от другого отличается словами. Вы знаете какие-нибудь слова на английском языке? А говорить по-английски вы умеете? А по-немецки говорить умеете? Почему? На каком языке говорим мы с вами?
Посмотрите на предмет и скажите, как его название звучит по-русски? по-английски? по-немецки?

Учитель показывает рисунок кошки

– Предмет один, а слова, которыми мы этот предмет называем, на разных языках звучат по-разному.
А русские слова вы знаете? Пусть каждый из вас скажет одно русское слово. Слова обозначим карточкой и будем их собирать в коробочку. Посмотрим, как много слов вы знаете.

Учитель проходит по рядам и собирает карточки

– Молодцы! Вы, конечно, знаете очень много русских слов и говорить по-русски умеете. А знаете ли вы, что такое слово?

– Сейчас вы еще не можете правильно ответить на этот вопрос: «Что такое слово?» – но уже к концу урока узнаете о слове много нового.
Я вам сейчас покажу одну вещь. Вы все ее хорошо знаете. Называть ее не нужно. Скажите, что с ней можно сделать?

Учитель показывает игрушку машинку

потрогать, покатать, разобрать.(ответы детей)

А теперь я спрячу эту вещь и скажу слово машинка. Что можно сделать со словом машинка? Можно ли со словом машинка сделать то же, что мы сделали с вещью? Можно ли слово машинка поставить в вазочку, положить на стол, покатать, разобрать? Что же можно сделать со словом?

Слово машинка можно произнести, услышать, прочитать, написать.

Положить на стол, покатать, разобрать, как мы это делали с предметом, слово нельзя. Так чем же различаются предмет машинка и слово машинка?

– Узнали вы сегодня что-то новое о слове? Что можно делать со словами? А что можно делать с вещами и предметами?
Слова и предметы – это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, читать, а вещи можно передавать друг другу, трогать руками, прятать, и еще много такого можно делать с предметами, чего со словом не сделаешь.
Вы все очень хорошо отвечали

II. Рисунки и предметы в общении.

1.Ребята, давайте посмотрим только ли с помощью слов можно общаться друг с другом. Рассмотрим ситуации:

— Посмотрите на рисунки на парте. Аня и Ваня решили попробовать поговорить друг с другом, используя предметы, а не слова.

— Что хочет сказать Аня Ване, подавая ему зонтик и резиновые сапоги? (На улице идёт дождь, надень сапоги и возьми зонтик. Но может быть, это означает совсем другое: «На улице установилась сухая погода. Убери сапоги и зонтик в шкаф».)

— Легко ли детям понять друг друга?

2. Игровые ситуации на использование предметов в общении вместо слов.

— Попробуем и мы пообщаться таким способом.

На столе учителя лежат предметы: ручка, скакалка, мяч и т. п. Учитель показывает тот или иной предмет ученикам, а они должны догадаться, что он этим хочет сказать. Например, показ ручки вызывает несколько вариантов сообщения: «Я нашла ручку. Чья это ручка?», «Возьмите ручки, будем писать» и т. д.

Ученики приходят к выводу, что достичь взаимопонимания нелегко.

3.. Анализ коммуникативных ситуаций по использованию в общении предметов в качестве знаков.

— Представьте, что вы увидели поле, ограждённое колышками и верёвкой. Что этим хотел сказать человек? (Не ходить — это моё поле.)

— Если в свой день рождения вы увидите на столе букет цветов, догадаетесь ли вы, что хотели сказать этим ваши родные и друзья?

4. Привлечение внимания к культуре общения.

— Порой предметы, оставленные человеком, сообщают информацию другим людям, даже если человек этого не хотел. Например, ученик ехал в автобусе, а когда вышел, то возле его сиденья осталась гора шелухи от семечек. О чём сообщила остальным пассажирам оставленная шелуха? (Ехал невоспитанный, некультурный человек.)

5 Подведение к выводу.

— Чем удобны вывески с рисунками на зданиях? (Даже не знающие языка и плохо читающие люди могут понять, о чём они сообщают.)

-Обращение к личному опыту учащихся.

— Есть ли вокруг вас здания, на вывесках которых, кроме букв или вместо них, имеются рисунки? Как вы узнаёте, о чём сообщается на этих вывесках: с помощью рисунков или уже умеете читать буквы?

— Творческое задание ( в альбомах).

— Придумайте вывески с рисунками, сообщающими, что в этом здании находится театр, а в том — цирк.

I I I— Слова и слоги

— Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? А из чего состоит слово? Какую проблему мы будем сегодня решать на уроке?

— Правильно определить, сколько слогов в слове нам поможет алгоритм.

– Произнесите слово папа, приблизив ладошку ко рту. Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произношении этого слова? Сколько слогов в этом слове? А сколько гласных звуков? Повторить опыт со словами дом, урок, машина.

Делают вывод, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков:

Поиграем в игру «Слова и слоги»

Если произносится слово с одним слогом, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если с двумя слогами – приседают.

Кот, шина, нос, аист, вода, дом, сон, клен, лист, репа, утро, замок, зверек, лес.

IV. Звучание и значение слова.

На доске картинки ягод (калина и малина)

Кто видел ягоды калины, пробовал их? Чем отличаются ягоды малины? Это разные ягоды, поэтому вы видите модели двух слов. Покажите, где в моделях отражено значение слов. (В рисунках.) Где обозначено звучание слов? (В звуковых схемах.) Сколько звуков в каждом слове? (По шесть звуков.) Сравните: одинаковые это звуки или разные? Произнесите протяжно слово малина, выделяя каждый звук. (В процессе проговаривания слова дети ведут пальчиком по звуковым схемам: м-а-л-и-н-а, к-а-л-и-н-а.)

Сравнивая звучание и значение слов малина и калина, учащиеся должны прийти к выводу: с изменением даже одного, первого, звука меняется всё слово, его смысл.

— Стоило изменить один звук, и горькая ягода превратилась в сладкую.

— Стоило изменить один звук в слове, и значение слова изменилось, «горькая ягода» превратилась в «сладкую малину».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *