Как игпзс соотносится с другими науками
Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками
Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель – выявление исторических закономерностей развития государства и права. Эта наука дает возможность не только глубже понять реалии современности на основе мирового социального опыта, но и предсказывать дальнейшее развитие государства и права; вооружает юристов необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по реализации идеи правового государства в России.
История государства и права зарубежных стран включает общие сведения о государственно-правовых явлениях и процессах, присущих тому или иному обществу на различных этапах его развития; ознакомление с современными процессами в государственно-правовой сфере различных стран; формирование навыков самостоятельного анализа и оценки состояния политико-правовой организации современного общества.
В курс изучения введено всестороннее рассмотрение всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя и создания первых государств древнего мира (Вавилона, Египта, Греции, Рима), детальное изучение стран средневековой Европы и Азии эпохи феодализма, внимательное и углубленное исследование исторических процессов Нового времени с формированием капиталистических отношений и Новейшего времени, включая историю современных стран.
Рассматривая постепенное изменение общества, выделяют объективные законы развития общественных отношений и индивидуальные отличия и особенности формирования государственности и права в каждой отдельно взятой стране на каждом отдельно взятом историческом этапе развития. Поскольку современное общество базируется на наследии прошлого, для понимания современных процессов, происходящих в наше время, необходимо знать, какие исторические события и процессы повлекли становление и развитие форм государственного устройства и законодательства в каждой стране и каким образом может происходить это развитие в дальнейшем.
Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками
Предмет истории государства и права зарубежных стран – изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объект изучения истории государства и права – это государство и право в процессе своего исторического развития.
История государства и права зарубежных стран широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет: 1) проследить генезис государственных форм, формирование правовых традиций; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в каждой из стран; 2) выявить динамику и направленность дальнейшего развития государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших; 3) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния мирового сообщества.
Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов: а) внутриполитической и международной жизни; б) социальных коллизий; в) идеологического режима; г) экономики; д) культурных традиций.
Как научная общественно-политическая дисциплина история государства и права зарубежных стран наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права и с общей гражданской историей. В то же время она взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин, наиболее активно – с общей теорией государства и права: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. Связь историко-правовых дисциплин с отраслевыми юридическими науками (конституционное, гражданское, уголовное право) выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов. На основе всеобщей истории государства и права построена научная дисциплина – сравнительное правоведение.
2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками
2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками
Предмет истории государства и права зарубежных стран – изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объект изучения истории государства и права – это государство и право в процессе своего исторического развития.
История государства и права зарубежных стран широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет: 1) проследить генезис государственных форм, формирование правовых традиций; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в каждой из стран; 2) выявить динамику и направленность дальнейшего развития государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших; 3) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния мирового сообщества.
Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов: а) внутриполитической и международной жизни; б) социальных коллизий; в) идеологического режима; г) экономики; д) культурных традиций.
Как научная общественно-политическая дисциплина история государства и права зарубежных стран наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права и с общей гражданской историей. В то же время она взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин, наиболее активно – с общей теорией государства и права: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. Связь историко-правовых дисциплин с отраслевыми юридическими науками (конституционное, гражданское, уголовное право) выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов. На основе всеобщей истории государства и права построена научная дисциплина – сравнительное правоведение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 17 Сравнительный анализ наследственного права зарубежных стран и России
Глава 17 Сравнительный анализ наследственного права зарубежных стран и России Наследственное право в зарубежных государствах рассматривается как подотрасль частного права и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом прав и
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.История отечественного
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,
2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные
12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным
2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран Предмет изучения конституционного права – общественные отношения, определяющие организацию общества и государства (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства), основные
18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ
1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель –
Место ИГПЗС в системе юридических дисциплин
Методология ИГПЗС как науки
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Метод – это КАК, КАКИМ СПОСОБОМ изучается наука. Специфика предмета и объектов исследования науки ИГПЗС обуславливает применение следующих научных методов:
— исторический (исследование эволюции правовых систем и отдельных их институтов);
— формально-логический (исследование историко-правовых актов с точки зрения их внутренней структуры;
— компаративный (сравнительно-правовой) – изучение общего и особенного в развитии на различных этапах эволюции (сравнение правовых систем). Это основной метод ИГПЗС.Изучая право различных зарубежных государств, мы поневоле начинаем сравнивать это право с другим правом других государств. При сравнении мы находим что-то общее, а также различное, какие-то отличительные особенности одного национального права от другого национального права. Какое-то право одной страны имеет похожие признаки, сходство с правом другой страны. Такое право объединяется в определенную правовую систему со своими собственными схожими характеристиками. Такие правовые системы объединяются в крупные правовые семьи, которых сравнительно немного и можно их уже изучать. Такие правовые семьи в их историческом развитии изучает ИГПЗС.
— структурно-функциональный – анализ фактической реализации полномочий важнейших органов государственной власти, а также структуры государственного механизма конкретных зарубежных стран;
Общефилософские методы:
— диалектика – это метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;
— метафизика – познания в застывшем виде;
— аналитический;
— статистический;
— прогностический и пр.
Место Всеобщей истории государства и права в системе юридических дисциплин. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытно-общинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстремальные обстоятельства: угроза внешнего вторжения и т. п.) постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.
В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно использовалась или используется в узкоклассовых, подчас клановых целях, государство, равно как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона страны и другое, отвечающее интересам большинства.
В таких условиях каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Национальная государственно-правовая история оказывается богаче, «хитрее» общей теории. Соответственно, «логическое», т. е. общая закономерность развития, и «историческое», т. е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, полностью на протяжении весьма длительного исторического времени не совпадают.
Сказанное во многом определяет взаимосвязь Всеобщей истории государства и права с Теорией государства и права.
Напомним, Всеобщая история государства и права исследует государственно-правовой процесс в его пространственно-временной определенности и выявляет конкретно-исторические закономерности, т. е. «историческое». Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, т. е. «логическое». В итоге научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.
Отмеченное в полной мере относится и к взаимосвязи Всеобщей истории государства и права с Историей политических и правовых учений, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется прежде всего тем, что люди, ее делающие, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и, главное, цели. Массовое поведение основных социальных групп, особенно в переломные моменты истории, также во многом детерминируется духовной жизнью общества, включая религиозные воззрения, традиции и даже предрассудки, когда, говоря словами И. Канта, «мертвые управляют живыми».
Известно, что идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране, определенного исторического времени, обладают многообразием, а также большой относительной самостоятельностью. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.
Всеобщая история государства и права и История государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юридической наукой, но различаются по предмету.
Всеобщая история государства и права и История государства и права России совместно с Теорией государства и права и Историей политических и правовых учений образуют группу так называемых теоретико-исторических наук, составляющих теоретическое, точнее, в более широком плане гносеологическое основание отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук. Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
ИГПЗС является историко-правовой наукой. Имеет отношение и к истории, и к праву. В отличие от всеобщей истории, которая исследует общество в целом, ИГПЗС изучает историю только государственных и юридических институтов и учреждений.
1)Историко-правовые – ИГПЗС, ИОГП, ИППУ;
3)Специальные юридические дисциплины – криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и т. д.
4)Отраслевые – конституционное право, гражданское право, уголовное право, и т. д.
ИГПЗС возникла как наука в конце 18 века. И связана с исторической школой права в Германии. Пухта, Савиньи. Во Франции – Лабуле, Дарест. В Англии – Спенсер. В России – Виноградов, кареев. 1804 г., МГУ, профессор Цветаев.
Предмет ИГПЗС – общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке.
Методы ИГПЗС – приемы и способы, с помощью которых мы получаем объективно истинные знания о возникновении и эволюции государства и права.
1)Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция)
2)Специальные научные методы: 1)конкретно-исторический (рассматриваются неповторимые условия государства и права) Сравнительный метод (общие закономерности)
3)Системный анализ; толкование; прогностический метод;
Принципы ИГПЗС – основные идеи, лежащие в основе научно-познаватель ной деятельности: объективность, научность, плюрализм, внепартийность, системность, комплексность.
1)Государство и право Древнего Мира (рабовладельческая формация (4 тысячелетие до н. э. – 476 г. Н. э. – падение Рима.))
2)Государство и право средних веков. Феодализм. 476 г. Н. э. – 17 век.
17 век – Английская буржуазная революция.
3)Государство и право Нового времени. (капиталистическая формация 17 век – 1917 год)
4)Государство и право Новейшего времени (капиталистическая формация, социалистическая формация) с 1917 г. По настоящее время.
2. Общие закономерности возникновения государства и права.
История человечества складывается из 2-х основных периодов: первобытное общество и цивилизация. Первобытный строй – более 2-х миллионов лет. Государства и права тогда не было. Первобытный строй делится на два подпериода: присваивающее хозяйство и производящее хозяйство. Бродячий образ жизни и живет первобытным стадом. Орудия труда каменные. Принцип эквивалентного обмена. Первобытный коммунизм.
Производящее хозяйство. 7-5 тыс. лет до н. э. – Неолитическая революция. Появление железных орудий труда. Основным занятием становится земледелие и скотоводство. Оседлый образ жизни. Переход от первобытного стада к родовой общине. В это время возникает табу – запрет на те или иные действия.
От родовой общины к соседской. Появление излишек. Появление неравенства. Появление классов. Классовые противоречия. Возникает государство как аппарат регулирования классовых противоречий.
Экзогамия – запрет на половые отношения между родственниками.
Древний Восток – большой географический регион, от современного Туниса на Западе. Карфаген. До современного Китая и Японии на востоке. От современной Эфиопии на юге и до Кавказских гор на Севере.: Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Урарту, Хеттская империя (Турция), Финикия (Палестина, Израиль). Финикийцы придумали первый алфавит. Сирия, Палестина, Персия (Иран), Индия, Китай, Корея, Япония.
3. Основные черты древневосточных государств.
Основные черты древневосточных государств:
1) Основное занятие во всех этих странах это ирригационное земледелие (орошение, меллеорация), связано с разливом рек;
2) длительное существование общины, которая была основной социальной и территориальной единицей.
3) формы собственности: 1) государственная, 2) храмовая, 3)общинная, 4) частная
4) древневосточная деспотия, главная функция – организация ирригационных работ; сильноразвитый большой чиновничий аппарат;
5) У главы гос-ва 3 ветви власти;
6) классы: 1) рабы, 2) рабовладельцы, 3) крестьяне-общинники
7) замедленный характер исторического развития в странах дневнего востока по сравнению с античными странами;
8) рабовладение не достигло той степени развития, какое было в Греции и Риме, рабство было патриархальное.
4. Основные черты древневосточного права.
Основные черты древневосточного права:
1) открытое закрепление в законах классового неравенства
2) закрепление в законах сословного неравенства
3) тесная связь права с религией (в индии право=религии, в Китае наоборот право почти не связано с религией)
4) основные источники права:
· судебная практика (прецедент)
5) казуистичность правовых норм: правовая норма фиксируется не в абстрактной форме, а в форме конкретного случая (казуса);
6) сохранение пережитков родового строя (коллективная ответственность членов семьи);
7) традиционализм (особенно в брачно-семейных отношениях – подчиненное положение жены);
8) нет деления права по отраслям;
9) нет четких отличий преступления от проступка.
5. Государственный строй древнего Египта и социальная структура древнеегипетского общества.
Древний Египет-государство, находящееся в Северо-восточной части Африки. Рабовладельческая формация. 3 класса: рабы, рабовладельцы, крестьяне-общинники.
Периодизация (вся история Др. Египта-до н. э.):
1. Производительные силы подорваны сроительством пирамид.
2. Неэффективность огромного бюрократического аппарата.
3. Малоэффективный труд рабов.
4. Появление нового сословия в классе рабовладельцев: новая знать и чиновники.
5. укрепление сословия жрецов, которые не платили налоги, они будут приобретать власть.
6. Интриги и заговоры среди самих фараонов. (7-я династия насчитывала 70 фараонов, правивших 70 дней)
Новое царство (расцвет Др. Египта, длится около 500 лет).
Религиозно-политическая реформа Эхнатона.
К 14 веку до н. э. непомерно усиливается власть Фиванского жречества. Главный бог – Амон Ра, многобожие.
Фараон Аменхотеп проводит религиозно-политическую реформу (хотел достичь политических целей религиозными методами). Он отменяет многобожие и вместо Амона Ра вводит культ единого бога Атона (бог солнечного диска). Изменил имя на Эхнатона. Строит новую столицу в Среднем Египте. Наследником Эхнатона становится Тутанхамон. Реформа действовала только при жизни Эхнатона. После смерти фараона жрецы прокляли его, сравняли новую столицу с землей и отменили культ единого бога.
В 332 году Египет был завоеван Александром Македонским, а потом римлянами.
6. Города-государства Древнего Шумера.
Шумер не был восточной деспотией, не было единого централизованного государства. Это была историческая область, состоявшая из нескольких городов-государств: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ларса. Во главе стоял энси (лугаль). Должность была выборная – пережиток первобытно-общинного строя. Действовал Совет старейшин и Народное Собрание. Совет Старейшин собирал налоги и поддерживал порядок в городе.
§ Руководил ирригационным земледелием;
§ Возглавлял религиозный культ;
§ Контроль за сбором налогов.
Рабовладельческая формация (классы: рабы, рабовладельцы, крестьяне-общинники). Рабство было патриархальным (рабы были слугами). Рабов клеймили, прокалывали ухо, особенная прическа. Самый большой класс населения – крестьяне-общинники.
§ Низкий уровень развития экономики (торговля не развита);
§ Неразвитая социально-классовая структура (сословия еще не сформировались);
§ Постоянные междоусобные войны.
7. Основные периоды древнекитайской государственности. Школы права в Древнем Китае.
1. Эпоха Шан-Инь (XVIII – XII вв. до н. э.);
2. Эпоха Чжоу (XI – III вв. до н. э.)
3. Империя Цинь (221 – 207 гг. до н. э.)
4. Империя Хань (202г. до н. э. – 220г. н. э.)
Название Шан происходит от названия племени, которое основало династию Инь. Столица – Великий город Шан. Племенное княжество. Во главе стоял «ван»-император, которому принадлежали все ветви власти. Расцвет государства – в 13 веке до н. э. На севере жило другое племя – Чжоу, которое постоянно нападало на Шан. В 11 в. до н. э. племя Чжоу захватило всю территорию Шан-Инь. В государственном устройстве не произошло изменений. Основные изменения – в социальной структуре общества (появились сословия). Не было централизованным государством, не было деспотией.
Период борющихся царств.
Складывается сословное деление общества. 5 сословий:
2. Джухоу (высшая аристократия: 200-300 семей)
3. Дафу (главы родов)
4. Ши (главы больших семей)
5. Шужень (простолюдины)
Социальная структура была связана с землепользованием. Земля принадлежит вану.
В период Чжоу обостряются социально-классовые противоречия. Сословное деление общества приходит в противоречие с классовым. Разгорается идеологическая борьба и появляются 2 школы (потом правовые):
1. Конфуцианство (Кун Цзы) 551-479 гг. до н. э. «Беседы и суждения». Основные идеи: государство – это семья; правовые нормы=моальным.
2. Легизм. Основатель – Мо Цзы. Противоположность конфуцианству. Основное средство управления – закон.
До 6 в. до н. э. Цинь была одним из сельских неразвитых княжеств. В 4 в. До н. э. советником правителя становится Шан ЯН, который проводит 2 реформы, в результате которых Цинь становится самым развитым княжеством и объединяет весь Китай.
1. запрет кровной мести;
2. введение нового деления населения на пятки и десятки. Связанных круговой порукой.
3. поощрение земледелия и военных заслуг.
4. новое административное делении – на уезды.
5. разрешено свободно покупать и продавать землю;
6. унификация системы мер и весов.
Цинь возвышается над другими. Шан Ян был схвачен и казнен после смерти князя.
В 221г. к власти приходит Цинь Шихуан. При нем расцвет Цинь. Складывается древневосточная деспотия, которая просуществует до буржуазно-демократической революции 1911г.
Реформы Цинь Шихуан:
1. территория поделена на 36 округов; округа на уезды; уезды на волости; волости на общины. В округ назначается 2 чиновника: начальник и командующий войском. При императоре созданы 2 министра: один возглавляет армию; другой – финансовое и судебное ведомства
2. огромный бюрократический аппарат чиновников (собирали налоги).
3. сословие можно купить за деньги
5. новое единое законодательство
6. принят литературный древнекитайский язык
7. строительство Великой Китайской стены.
Смерть Цинь Шихуана ускорила назревший кризис в империи и страну охватывают крестьянские войны (5 лет). Налоги на крестьян доходили до 2/3 урожая. Побеждает один из крестьянских вождей и основывает новую династию Хань. Изменений в государстве нет. В империи Хань возникает неоконфуцианство: моральи право едины. Правовые нормы основаны на морали. Постоянные крестьянские войны (краснобровые; армия зеленого леса; желтые повязки).
8. Законы Хаммурапи: правовой памятник древней Месопотамии.
Состоят из пролога, 282 статей и эпилога. Сначала были на глиняных табличках, потом были высечены на базальтовом столбе. Столб был найден в 1901г. при раскопках французских археологов. Божественное происхождение законов (Хаммурапи перед Богом Солнца).
Источниками для законов послужили:
§ новое законодательство (новеллы)
§ Авелум (человек) – может владеть землей.
§ Мушкенум (преклоняющий колено) – не мог иметь землю, был ограничен в имущественных правах.
§ Вардум (рабы) – имущество хозяина.
Особенности положения рабов в Вавилоне:
§ Могли иметь небольшое имущество;
§ Могли вступать в брак со свободными женщинами (дети считались свободными);
§ Рабы: государственные, храмовые, частные.
Талион – принцип равновозмездности, применяемый только внутри одного сословия. Ордалии – «божий суд». Испытание природными стихиями (водой, огнем)
1/4 часть всех законов. Вавилонская семья – патриархальная. Браки заключались на основе договора между мужчиной и женщиной (письменная форма). Приданое – с обеих сторон, жена сохраняла право на приданое. После смерти мужа жена распоряжалась имуществом до совершеннолетия детей. Женщина в Вавилоне имела некоторую правоспособность. Развод со стороны жены затруднен, но возможен. Наследовали имущество дети обоего пола. Детей могли продавать, отдавать за долги, отрезать язык. Отец не мог лишить жизни детей.
§ Смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);
Особенность законов Хаммурапи – слабое влияние религии на право.
9. Законы Ману: правовой памятник Древней Индии
Особенность: право Др. Индии практически приравнивалось к религии, религиозная норма равнялась правовой.
Законы Ману названы в честь Бога Ману, который даровал эти законы. Время возникновения: II в. до н. э. – II в. н. э. В них вносились постоянные изменения.
12 глав, 2685 статей, правовое содержание носят только 8 и 9 статьи.
Формы собственности: государственная, храмовая, общинная, частная.
Различное движимое и недвижимое имущество.
Способы возникновения права собственности:
· За давностью владения.
2) Обязательственное право. Виды договоров:
w Залог, поручительство.
Наем презирался, наемный труд характеризовался как собачий образ жизни.
Брак – это имущественная сделка (договор купли-продажи между отцом невесты и женихом). Женщина поступала в полную собственность мужа. От нее требовалось полное почитаение мужа, развод невозможен для женщины, запрет на повторный брак. При смерти мужа, женщина должна следовать за ним (обряд самосожжения – сати). В исключительных случаях мужчинас разрешалось жениться на женщинах из более низкой варны, женщинам – запрещалось. Жена недееспособна.
Наследование – только по закону.
Довольно высокий уровень развития уголовного права, т. к. появляются абстрактные юридические понятия: необходимая оборона, рецидив, соучастие, формы вины – умысел и неосторожность. Тяжесть преступления определялась только принадлежностью к определенной варне. Существуют талион, ордалии. Коллективная ответственность общины.
w Против государства;
w Против нравственности;
w Против собственности;
w Тюремное заключение;
Судебный процесс – состязательный.
10. Древняя Индия: от Индской цивилизации к империи Маурьев
Индская цивилизация. В южной Азии, где сейчас Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш и остров Цейлон – Древняя Индия. 1я цивилизация появляется в III тысячелетии до н. э. – «Индская цивилизация». Города были очень большие, 2х-3х этажные дома, улица пересекаются под прямым углом, развитая система канализации, в центре города – Крепость, в которой находится зернохранилище, дворец правителя, крытый рынок. Выращивали пшеницу, ячмень, рис и (1е стали) хлопок. Развита металлургия и гончарное ремесло.
Вывод: хорошо налаженная городская жизнь говорит о развитом аппарате управления. Жителей до 30 тыс. Ко IIму тыс. до н. э. Индская цивилизация приходит в упадок, был сделан шаг назад, на месте этих городов возникают новые поселения северных племен.
Занимаются ирригационным земледелием, выращивают пшеницу, ячмень, рис, появляется сахар. Деньги появляются поздно (в VI в. до н. э.), до этого богатство измерялось коровами. Государства – племенные княжества, чать монархии, часть республики. Во главе государства – раджа – глава ирригационного земледелия, сбор налогов. Дуспотии не было, сложилось централизованное государство.
Варнавый строй. Варны – неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям, замкнутые сословия в Др. Индии. Этот строй освещен религией индуизм (многобожие, учение о переселении душ, карме). Переход из одной варны в другую запрещался, запрещены смешанные браки. Причины замкнутости варн: строгая эндогамность, наследственно закрепленные профессии, поклонение одним богам внутри одной варны. Варны:
w Браманы (жрецы), освобождены от наказаний;
w Вайшии (крестьяне, ремесленники, торговцы);
v Чандалы (неприкасаемые) – отдельно. Палачи, уборщики. Их выселяли за общину, одевали в лохмотья.
Рабы не входили в систему варн, поэтому что это класс а не сословие. Рабы могли иметь собственность, семью, право на наследование.
Империя Маурьев. Первая древневосточная деспотия на территории Индии (IV-II вв. до н. э.). Создание империи связано с обороной против общего врага А. Македонского. Расцвет империи приходится на правление царя Ашоки (III в. до н. э.). Государство состояло из 5 наместничеств (областей), наместники назначались из центра. Ашока вводит новую религию – буддизм. Должность царя стала передаваться по наследству, особенностью деспотии в Индии было то, что власть царя была ограничена религиозно-этическими нормами.
11. Расцвет рабовладельческой демократии в Афинах: общественный и государственный строй.
Расцвет демократической республики при Перикле. Вокруг него сложился круг философов (Геродот). Он ввел оплату государственных должностей – диету.
Основные принципы демократии в Афинах:
1. выборность всех должностных лиц;
2. выбирали на 1 год и на 1 срок;
3. личная подотчетность народному собранию;
4. коллегиальность управления;
5. оплата должностей (Перикл);
6. отсутствие чиновничьего бюрократического аппарата;
7. равенство гражна в правах.
Любой гражданин мог выступить с законопроектом. Реально формируется слой профессиональных политиков – демагоги. На собрание допускались только афинские граждане – мужчины с 20 лет, рожденные в Афинах. Рабовладельческая демократия.
Время: V-IV вв. до н. э.
Классы: рабы, рабовладельцы, крестьяне.
Сословия: пятисотмерники, трехсотмерники, двухсотмерники, феты.
1) буле (совет 400; 500)
3) экклесия (народное собрание)
4) коллегия архонтов (9)
5) коллегия стратегов (10)
Форма правления: демократическая республика.
12. Особенности общественного и государственного строя Спарты.
Спарта – это полис в области Лаконика. Ликург – легендарный основатель Спарты, он хотел подольше сохранить общину, поэтому всячески тормозил развитие торговли и частной собственности. Например, деньгами были огромные железные колеса. Все развитие Спарты было направлено на развитие военного дела. Поддерживалось женское образование.
Общественный строй. Все спартанцы были рабовладельцами, все подчиненные народы были государственными рабами – илотами. Таа же существовали полусвободные – периеки.
v 2 царя – басилевсы, не было реальной власти, выполняли функции жрецов.
v Герусия (28 человек), геронты – старейшины (60 лет)
v Коллегия эфоров (5 человек), у них реальная власть. Их избирало народное собрание на 1 год, не было подотчетности.
v Апелла – народное собрание, не имеет законодательной власти. все решения – кто кого перекричит.
Форма правления: олигархическая республика («власть немногих»).
13. Римская республика: общественный и государственный строй.
Временные рамки: 509 – 27 гг до н. э.
Классы: рабы, рабовладельцы, крестьяне
Сословия: патриции (исконные граждане Рима), плебеи (население соседних с Римом областей, которое постепенно поселялось в Риме)
В середине 6 века до н. э. Сервий Туллий разделил население на 6 разрядов по имущественному признаку, самым низшим из которых были proles – бедные (не имеют ничего, кроме детей)
Народные собрания – куриатные, центуриатные (патриции+плебеи), трибутные. Не обладали правом законодательной инициативы, собирались по желанию должностных лиц, голосование открытое.
Высший государственный орган в Риме – Сенат. 300 человек (позднее – 600), которые назначались цензорами пожизненно. Функции: 1) руководил всей внутренней и внешней политикой. 2) объявлял войну и мир. 3) распоряжался казной.
Исполнительная власть – магистраты (избирались на народных собрания на 1 год, должности не оплачивались):
— экстраординарные (чрезвычайные) магистраты. (на время войны или восстания) Диктатор, Децемвиры (10 человек, которые писали законы), триумвиры (правили втроем).
— ординарные (постоянные) магистраты. Консулы (военная и гражданская власть), Преторы (руководители, высылаемые в провинции в роли судей), Цензоры (2 человек следят за нравами и ведут перепись населения), Народные трибуны, Эдилы (следят за порядком в городе, организуют праздники), Квесторы (казна+архив).
Римская Республика – аристократическая (власть избранных):
1) Не избираемый сенат
2) Не оплачиваемые должности
3) Пассивность народных собраний, которые собирались только по желанию магистратов.
14. Законы 12 таблиц: правовой памятник древнейшего периода Рима.
Основным памятником древнейшего периода являются законы XII таблиц.
451г. до н. э. была создана комиссия из 10 патрициев (децемвиры), представивших первый вариант свода обычного права. Однако плебеи остались недовольны, потому что их представители не вышли в команду децемвиров.
Тогда в 450 г. до н. э. были избраны новые 10 децемвиров (5 патрициев+5 плебеев)→законы XII таблиц.
Высечены на 12 деревянных табличках и выставлены на главной площади Рима – Forum Romanum. Не сохранились до нашего времени. Восстановлены по цитатам и пересказам римских юристов и историков: Цицерона, Гая, Тита Ливия, Юстиниана и др.
Действовали на протяжении практически всей истории Рима
Все вещи делились на манципируемые (требовали при купле-продаже обряда манципации, т. е. определенной клятвы, юр. формализма) и неманципируемые.
В классический период формируется абсолютное право собственности (владение, пользование, распоряжение вплоть до уничтожения).
Формируется институт пользования чужой собственностью – сервитут: городской (например, водопровод) и сельский (например, прогон скота через чужой участок)
Семья в Риме была не только общностью родственников, но и хозяйствующим объектом. Глава семьи – pater familias имел полную власть над семьей и имуществом, имел право жизни и смерти над родственниками, изгнания и телесных наказаний, продажи в рабство.
Все члены семьи делились на 2 категории: кагнаты (кровные родственники) и агнаты (члены семьи по правовой линии)
Формы брака: c властью мужа (cum manum) и без власти мужа (sine manum), т. е. когда власть мужа не устанавливалась над личностью и имуществом жены – чтобы подтвердить это жена каждый год 3 ночи должна была проводить в доме своего отца.
Взрослый сын не обладал полной дееспособностью, пока не проходил обряд эмансипации – должен был троекратно продаться в рабство и после того, как его отпускали на свободу, власть отца над ним прекращалась.
Развод со стороны жены возможен, приданое остается в ее собственности. К концу Римской империи развод становится массовым явлением, нравы падают, вводится уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, а процедура развода становится очень затруднительной (необходимо привести 7 свидетелей). Постепенно семейное право начинает регулироваться христианской церковью.
Наследование могло быть по завещанию и по закону. Завещание требовало утверждения на куриатном собрании.
-консенсуальный договор. Вступает в юридическую силу с момента достижения согласия обеих сторон (купля/продажа)
-реальный договор. Вступает в силу с момента передачи вещи (займ, хранение)
-вербальный договор. Вступает в силу с смомента произнесения клятвы.
-литтеральный договор. Вступает в силу при совершении определенной подписи.
Уголовное право и процесс.
Наказания – смертная казнь (основной вид – распятие), штрафы, изгнание, тюремное заключение.
За взяточничество – смертная казнь.
В классический период складывается понятие преступления, разрабатываются понятия вины, подстрекательства и необходимой обороны.
Состязательный процесс переходит к инквизиционному (следственному) в связи с усилением роли государства и формированием понятия преступления.
15. Основные черты и этапы развития римского права. Его историческое значение.
Римляне трижды завоевывали мир: армией, христианством, правом.
Римское право рассматривается в двух смыслах: как национальная правовая система страны Древний Рим и как абстрактная универсальная правовая система, которую называют ratio scripta – писанный разум.
Римское право основой для формирования континентальной правовой семьи:
-деление права на частное (гражданское, семейное, трудовое) и публичное (уголовное, административное, финансовое).
-деление гражданского права на вещное и обязательственное.
-выделение в обязательственном праве обязательств, возникающих из договоров и из правонарушений.
Высокого уровня достигла юридическая техника (методы и способы написания нормативно-правовых актов).
Термины, понятийный аппарат: кодекс, контракт, компенсация, юриспруденция, конституция.
Юристы: Гай, Павел, Ульпиан.
Основные этапы развития Римского права.
Римское прав исторично. Оно развивалось, изменялось и знало периоды подъема и упадка. Выделяют 3 основных периода:
1. Право Древнейшего периода.
Квиритское (Янус Квиритин – бог, покровитель римлян) – для патрициев.
Основной источник права – обычаи.
Царский период и Ранняя Республика.
2. Классическое право. (расцвет)
Основной источник права – преторский эдикт (указ).
Поздняя республика + первые два века Империи
3. Постклассический период.
Основной источник права – кодекс.
С расширением территории Римской Республики старое обычное право стало неэффективным→основное значение приобретает указ руководителей римских провинций (эдикт) – преторов, которые, зная особенности и традиции местного населения, указывают, как должны решаться споры и направляют этот эдикт судьям.
Основной чертой права является дуализм:
1) С одной стороны РП консервативно и сохраняет обычаи
2) С другой стороны – мобильно (преторские эдикты меняли право)
16. Великое переселение народов.
4 – 7 вв – миграционные процессы, полностью изменившие этический, политический и социальный облик Европы.
1. Сильное похолодание климата, что вынудило кочевые народы Евразии и оседлые народы европейского севера искать новую среду обитания на юге.
2. Процесс разложения первобытного общества и увеличение народов→захват новых земель.
3. Межплеменные войны.
4. Кризис Римской Империи.
Народы: германские племена – варвары (франки, саксы, англы, баварцы, остготы, вестготы, вандалы), финоугорские племена (мадьяры – будущие венгры) тюркские племена (гунны).
17. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе.
Термин средние века был введён итальянским историком 15 века Флавио Бьондо в его работе «История от падения Рима». В его понимании средние века – это время с 5 по 15 века. Сейчас средние века – это феодальные формации с 5 по 17 век.
Классы: феодалы (собственники – аллод, бенефиций, феод), крестьяне (рента – оброк, барщина), ремесленники.
Принуждение, основанное на ренте, называется внеэкономическим, в отличии от рабовладельческого строя, где раб был в экономическом принуждении от рабовладельца.
Сословия: духовенство (Iе), дворянство (IIе) (бароны, князья, герцоги, графы, рыцари – лестница вассальной зависимости), городские (IIIе) (торговцы, буржуазия, рабочие, ремесленники), крестьяне.
Духовенство и дворянство (Iе и IIе) – привилегированные сословия, не платят налоги.
v аллод – безусловная и наследуемая;
v бенефиций – условная, пожизненная;
v феод – условная, наследуемая.
1) раздача земли проходила в соответствии с лестницей вассальной зависимости на основе договорных отношений между королем и феодалом.
2) Юридический акт передачи земли, сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (ком земли, кинжал, перчатка) в обмен на клятву вассала в верности, назывался инвеститура.
3) В пределах своего земельного владения феодал обладал всей полнотой власти – феодальная юрисдикция.