Как играть бемоль и диез

Знаки альтерации в музыке

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii

Знаками альтерации в музыке называют условные знаки. Их ставят в нотной записи перед нотой (или после ключа). Они указывают на повышение или понижение любого из основных звуков октавы. Знаков альтерации пять:

Обозначение знаков музыкальной альтерации:

Как играть бемоль и диез. %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

С помощью знаков альтерации записывают звуки октавы, которые не имеют самостоятельных названий и соответствуют черным клавишам фортепиано
или черным кнопкам баяна. При альтерации звук сохраняет свое основное название, к которому добавляется название знака альтерации: до-диез, ми-бемоль, фа-дубль-бемоль, ре-дубль-диез и т. д.

Описание знаков альтерации. Запись повышенных или пониженных звуков

Диез показывает повышение основного звука на полтона. Его пишут перед нотой, на том самом месте (на линиях или между ними), где расположена и соответствующая нота:

Как играть бемоль и диез. %D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80

Как играть бемоль и диез. %D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C

Как играть бемоль и диез. %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%B8%20 %20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%B8%20 %20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%B8%20 %20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Как играть бемоль и диез. %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%B8%20 %20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 2. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%B8%20 %20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 2. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%B8%20 %20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 2

Знак альтерации пишут на нотном стане перед нотой, которую надо изменить, и он действует на нее в пределах всего такта и одной октавы. По тактовой черте действие знака альтерации прекращается. Когда же изменен звук повторяется во втором или других тактах еще раз, его пишут снова со знаком альтерации.

Как играть бемоль и диез. %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 0. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 0. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 0

Ключевые знаки

Как играть бемоль и диез. %D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%20 %20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%20 %20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%20 %20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA

Таблица знаков альтерации и тональностей

Как играть бемоль и диез. %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

Рассмотрим несколько примеров

Как играть бемоль и диез. %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B

Из примера 1 видно, что когда при ключе стоят два Диеза, то вместо основных фа и до следует выполнять фа-диез и до-диез на протяжении всего произведения, независимо от того, в какой октаве эти фа и до написаны. То же касается и бемолей, как это видно из примера 2.

Если в нотной записи возникает потребность повысить или снизить какой-то звук на короткий отрезок времени, этот знак к ключу не выносят,
а ставят его перед соответствующей нотой. Он называется дополнительным, или случайным, и действует лишь на ту ноту, перед которой стоит,
или на несколько одинаковых нот в пределах одного такта.

Как играть бемоль и диез. %D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA

Бекар

Бекар отменяет действие любого из знаков альтерации независимо от того, ключевой это знак или дополнительный. Пишется он перед нотой и действует
также лишь на ту ноту (или несколько одинаковых нот), перед которой стоит, в пределах одного такта.

Как играть бемоль и диез. %D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80

Двойное повышение или понижение звуков

При двойном повышении или понижении звуков, то есть на целый тон, применяют дубль-диез и дубль-бемоль. Дубль-диез показывает повышение звука на два полутона, то есть на целый тон. Отдельных клавиш, кнопок или ладов для воспроизведения этих звуков музыкальные инструменты не имеют. Поэтому,
чтобы получить, например, ре-дубль-диез, равный по высоте звуку ми, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку ми.

Как играть бемоль и диез. %D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C

Дубль-бемоль показывает снижение звука на два полутона, то есть на целый тон. Чтобы получить, например, ре-дубль-бемоль, что по высоте соответствует звуку до, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку до.

Как играть бемоль и диез. %D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C

Бекар отменяет действие дубль-диеза или дубль-бемоля целиком или частично. При полной отмене действия этих знаков звук понижается (или повышается) на два полутона, и нота, перед которой стоит бекар, приобретает свое первоначальное значение. Если надо отменить двойное повышение или снижение лишь на полтона, перед нотой оставляют только один диез или бемоль (см. пример ниже, такт 3).

Как играть бемоль и диез. %D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%20%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D0%B0. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%20%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D0%B0. картинка Как играть бемоль и диез. картинка %D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C%20%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B7%D0%B0

Бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли к ключу не выносят и применяют как дополнительные знаки.

Источник

Нотная грамота (часть 4). Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы 1 части этого курса «Нотной грамоты». Это строение октавы:

На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша. Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре. Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.

Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки в программе Fl Studio или используя пианино (фортепиано, midi-клавиатуры) и т.д. Самое главное нам нужно видеть эти клавиши. Запустите программу Fl Studio и в пошаговом секвенсоре добавьте vst плагин Fl Keys (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в Piano Roll.

Как играть бемоль и диез. notnaia gramota fl12. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-notnaia gramota fl12. картинка Как играть бемоль и диез. картинка notnaia gramota fl12

Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до) по звучанию ниже ноты (ре). И соответственно, нота (ре) по звучанию выше ноты (до). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей. Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.

Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до). Звук, что издает черная клавиша, будет выше на полтона — это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия. В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.

Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:

На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).

Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.

На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:

Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть. В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо «до-диез» либо «ре-бемоль» – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.

Что такое дубль-бемоль и дубль-диез? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом. А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.

Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез — это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Что такое Бекар? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля. Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но отличной от неё.

Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар — который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Что такое Альтерация? Альтерация это повышение и понижение звуков.

Рассмотрим зону действия знаков альтерации.

Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными. Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре. Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).

Важное замечание.

Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.

Вот пример использования диезов при ключе:

Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.

В нашем примере (см. рисунок выше), диезы расположены между 3-ей и 4-ой линейками нотного стана (место звука « до» ) и на 5-ой линейке (звук «фа»). А это означает, что все ноты до и фа, которые будут встречаться в произведении, должны будут быть повышены на полутон. Причем, не важно, в какой октаве расположены эти звуки: все ноты (до) и (фа) должны играться как до-диез и фа-диез (конечно же, если перед этими нотами не стоит знак бекар).

Подведем итоги 4 части. Сегодня мы узнали, про такие знаки альтерации: диез, бекар, бемоль. А также рассмотрели зону действия знаков альтерации.

Источник

Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке

Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.

Знаки альтерации

Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 01. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 01. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 01

Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».

Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».

Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 02. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 02. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 02

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 09. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 09. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 09

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 10. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 10. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 10

Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).

А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.

Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:

Как играть бемоль и диез. klavishi fortepiano 05. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-klavishi fortepiano 05. картинка Как играть бемоль и диез. картинка klavishi fortepiano 05

А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.

На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:

Как играть бемоль и диез. klavishi fortepiano 06. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-klavishi fortepiano 06. картинка Как играть бемоль и диез. картинка klavishi fortepiano 06

Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?

А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.

Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 03. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 03. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 03

Как говорить и как писать?

ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 04. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 04. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 04

ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 05. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 05. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 05

Ключевые и случайные диезы и бемоли

Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.

Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.

Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.

Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 06. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 06. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 06

Порядок диезов и порядок бемолей

Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 07. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 07. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 07

То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?

А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii 08. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii 08. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii 08

Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе

Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».

А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).

Источник

Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii01. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii01. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii01

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

Как играть бемоль и диез. klavsnazv. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-klavsnazv. картинка Как играть бемоль и диез. картинка klavsnazv

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Теперь, думаю, понятно, как можно повысить или понизить звук на полутон – вместо основной ступени просто берётся соседняя сверху или снизу, в зависимости от того, понижаем или повышаем мы звук. Подробнее о том, как играть диезы и бемоли на фортепиано, читайте в отдельной статье – «Как называются клавиши пианино».

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли. Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона).

Как играть бемоль и диез. znaki alteracii02. Как играть бемоль и диез фото. Как играть бемоль и диез-znaki alteracii02. картинка Как играть бемоль и диез. картинка znaki alteracii02

Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез, а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа».

Случайные и ключевые знаки

Что ещё нужно знать о диезах и бемолях? Диезы и бемоли бывают случайными и ключевыми. Случайные знаки альтерации – это те, которые действуют только в том месте, где они применены (только внутри одного такта). Ключевые знаки – это диезы и бемоли, которые выставляются вначале каждой строки и действуют на протяжении всего произведения (то есть каждый раз, когда встречается такая нота, которая отмечена диезом в самом начале). Ключевые знаки записываются в определённом порядке, подробнее об этом вы можете почитать в статье «Как запомнить ключевые знаки».

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»


Вверх

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *