Как играть гаммы на пианино
Играем гаммы на пианино
Каким бы скучным ни было занятие – проигрывание гамм, без этого – никуда. Гаммы – это развитие моторики и беглости пальцев, постановка руки, выработка идеального звука и нужного звуковедения. А если вы играете гаммы на пианино двумя руками, то развиваете синхронность, внимание и координацию.
Чтобы на данном этапе не загружать вас лишней информацией, поиграем только одну гамму – до мажор. На одном из прошлых уроков я объясняла вам, что такое тональность до мажор. Кто подзабыл или не читал тот урок, напомню: до мажорная гамма – это звукоряд с тоникой ДО. А гамма – это не что иное, как звукоряд в тональности. До мажор – самая любимая тональность у всех начинающих. Почему? Потому что играется она только на белых клавишах.
Начать можно с любой руки. Поиграйте по одной – сначала левой, потом правой. Или наоборот. Кстати, если вы забыли нумерацию пальцев (правильно – аппликатуру), то можете вернуться в тот урок, где это объяснялось, но я повторю. Большой палец – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый и мизинец – пятый.
Левой рукой играем гамму с пятого пальца, а правой – с первого.
Не нужно сразу пытаться сыграть гамму на пианино двумя руками – это сложно. Поэтому доведите до автоматизма каждую руку, а потом уже соединяйте. Играйте медленно, торопиться не нужно. Кисть руки должна быть слегка приподнятой, закруглённой. Клавиш касаемся кончиком подушечки — тем местом, где выступает верхушка ногтя. Кстати, обучение игре на пианино и длинные ногти – вещи несовместимые, увы.
Так играют гаммы левой рукой:
А так — правой:
Когда вы освоите гамму до мажор, мы с вами перейдем на арпеджио. Новое слово и новое понятие. Тоже очень полезная штука. Только об этом я расскажу в следующий раз.
Кстати, гаммы на пианино могут звучать очень красиво и привлекательно:
Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.
Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
Формула для минора:
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид):
Зачем нужно играть гаммы
Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.
Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.
Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.
Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.
Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.
Аппликатура
Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.
Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:
Виды гамм
Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.
Прямая гамма
Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.
Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.
Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:
Расходящаяся гамма
Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.
Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:
Гамма в терцию
Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.
Гамма в сексту
Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.
Гамма в дециму
Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.
Гаммы развивают
С какой гаммы начать
Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.
Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.
Мажорные гаммы
В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…
Минорные гаммы
Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.
В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.
Гармонический минор
В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:
Мелодический минор
В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.
Арпеджио
Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.
Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.
Короткие арпеджио
Длинные арпеджио
Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.
11 Арпеджио
11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:
Из чего состоят 11 арпеджио:
Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие
Арпеджио 2 — минорное трезвучие
Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд
Арпеджио 4 — минорный секстаккорд
Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд
Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд
Арпеджио 7 — доминантсептаккорд
Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд
Арпеджио 9 — терцквартаккорд
Арпеджио 10 — секундаккорд
Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд
Двойные терции
Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:
Как заниматься
Также полезно играть разными штрихами
Использовать разную динамику
Отличная статья 94
Бесполезная статья 7
Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.
А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский
«Занимательные гаммы» некоторые важные моменты в игре гамм
Разделы: Музыка
В моей педагогической практике часто встречаются дети с небольшими музыкальными способностями и возможностями. Развивать и направлять их помогает мне ряд упражнений, применяемых мною (опираясь на опыт лучших педагогов и их рекомендации) в усвоении гамм. Данным опытом хочу поделиться.
И еще важный момент. Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.
Звуковые задачи при игре гамм
2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).
3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.
4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.
5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.
Начальный период игры гамм
В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.
Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линеарности звучания, текучести, чтобы не было ощущения «точечности» звучания. Играть певучим, выразительным legato. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.
Техническое освоение гамм
По формуле мажора (чередование тонов и полутонов) строим мажорную гамму. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре бемоль мажора для левой руки, так как в их звукоряде есть так называемая Формула Шопена. Эту формулу Шопена Г.Нейгауз называл «гениальной по своей дальнобойности» фортепианной формулой. Играя эти гаммы, ученик сразу учиться придерживаться середины клавиатуры, а не спускаться к краям клавиш. Располагая длинные пальцы на четырех клавишах, кисть приобретает естественную, непринужденную форму, исключающую зажим мышц.
Разбиваем данные гаммы на аппликатурные позиции. Первый палец «сохраняет» верность белым клавишам. Остальные пальцы располагаются на черных клавишах.
Для закрепления аппликатурных позиций и удобных мышечных ощущений играем эти позиции интервалами и кластерами.
Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с так называемой тряской. Чтобы этого избежать, усвоения приема legato у моих учеников проходит постепенно, начиная с двух нот с дальнейшим добавлением. Так доходим до пяти пальцевой позиции. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с палаца на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение.
Кистевые вспомогательные движения
при котором производится «рессорный», упругий нажим, приводящий к некоторой временной фиксации в запястном суставе. Руки движутся друг от друга в разные стороны.
Тренировка гибкости и подвижности первого пальца
Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши утлом «подушечки» и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как «опорная свая» всего кистевого «купола», как «ножка циркуля». При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз.
Для тренировки первого пальца и приобретения им требуемых качеств можно использовать следующие упражнения (см. приложение)
При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:
1. Пальцы не должны «вязнуть» в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.
2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.
3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору паяцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.
4. Не «выколачивать» первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
Осваивать гаммы двумя руками удобно начинать с Ми мажора. Большое количество черных клавиш роднят ее с позицией Шопена. (приложение 24) Остается то же расположение руки на средней линии клавиатуры и ощущение того же мышечного удобства. Ученик знакомится с симметричной,»зеркальной» аппликатурой, запоминая положение 4 пальца: на VII ступени в правой руке и на II ступени в левой.
Для закрепления видов минора и умения свободно переходить из одного в другой, играем по совету Корыхаловой Н. следующее упражнения (приложение 25).
В этот период продолжается закрепление игровых навыков, идет поиск ощущения удобства в игре, отрабатывается пластика пианистических движений. В это время я ставлю перед учеником уже больше художественных задач: динамические и артикуляционные, а также задачи на координацию движений обеих рук в различных динамических и артикуляционных соотношениях. Играя и выполняя данные задачи, учащиеся, учатся связывать качество звука с определенными пианистическими движением: продолжает закрепляться звуко-двигательная связь.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ
1 Сыграть гамму форте (f)
Но кроме объяснения технической стороны извлечения звука f, педагог должен обратиться к музыкально-слуховым представлениям учащихся. Ведь не двигательно-моторный фактор стоит на первом месте в исполнении музыки, а прежде всего мысленное представление звукового образа, осознание художественной цели. А уже слуховые представления помогают ученику найти необходимое пианистическое движение для воплощения на инструменте своего звукового «прообраза». Поиски звука нужного количества и характера приведут учащегося к нахождению целесообразного приема, удобного ощущения. «Что» определяет «как» (Цит. по: 7). У него постепенно будет закрепляться между слуховыми представлениями и необходимыми движениями.
Играя гамму f, маленький ученик будет представлять, как «шагает большой, грузный слон», но «надев мягкие тапочки». Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким, а мягким, благородным. Особенно это будет слышно в низком регистре, в начале движения гаммы.
2. Сыграть гамму пиано (р)
Играя гамму piano, Важно не «шептать», не «прятаться». Звук должен быть опертый, пронизывающий. По выражению Перельмана Н. «пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала» (Цит. по: 9). Чтобы добиться нужного качества звука ученику подсказывается пианистический прием: мышцы верхней части руки удерживают ее в подвешенном состоянии, рука легкая, воздушная. Вся нагрузка приходится на пальцы. Возрастает роль цепких, активных, точных, собранных пальцев с упругими, покалывающими клавиши кончиками. Играем легко, прозрачно, с точным «прицелом» пальцев.
Ученики представляют образ «росинок на цветах на утреней заре». Тихое звучание соответствует образу
3. Совершать волнообразное движение
В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания. Савинский С. писал, что «над сгеscendo и diminuendo надо работать, как над технически трудными пассажами» (Цит. по: 11).
Ученик должен научится четко соотносить свои физические ощущения (разумное регулирование веса руки с чувством мышечной свободы) со слышимым звуковым результатом. Осознав поставленную звуковую задачу, ученик может сам найти технический прием, который приведет к нужному качеству и характеру звука. Но сначала педагог подсказывает ученику нужное движение, настраивает его слуховую фантазию и определенный образ.
Играем гамму «звуковысотной динамикой»: вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Ученики сами придумывают и настраиваются на образ: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши.
Можно представить, как мы приближаемся к. какому-то источнику звука: оркестр, играющий в глубине парка, патефон со старой пластинкой в дальней комнате дома. И по мере приближения к ним звучание становится громче и наоборот. Рука придерживается мышцами плеча, прикосновение пальцев к клавиатуре облегчается.
1. Сыграть гамму кистевым staccato
Играя гамму кистевым staccato в верхнем регистре, делаем плавный, легкий отскок кисти, как бы рисуя образ: «от порыва ветра разлезается одуванчик», «впорхнул мотылек», «росинки блестят на солнце». Тембр звучания «светлый», «мягкий», «прозрачный». Но кончики пальцев должны быть фиксированными, так как легкость звука («росинки маленькие») должна сочетаться с прикосновением пальца до дна клавиши («блеск их на утреннем солнце»)
2. Сыграть гамму пальцевым staccato
Из многочисленных видов приемов игры staccato маленький ученик, прежде всего, должен научится игре кистевым и пальцевым staccato.
3. Сыграть гамму певучим, кантиленным lе gato
В этой фразе слышится настроение звучности к кульминации «ре». Все звуки до опорного «ре» надо объединить одним движением запястья, при этом несколько фиксировано. Рука перемещается плавно, погружается с каждым звуком все глубже и глубже в клавиши. Пальцы находятся с предварительным контактом с клавишами. Нажимом передаем вес руки от плеча через кончики пальцев в дно клавиши и чувствуем эту опору до перехода в следующий звук.
После кульминации звучность спадает. Это сопровождается расслаблением кисти на четырех последних зевках и небольшим «вздохом» кисти на «фа-диез». Кистъ делает гибкое овальное движение перед последним звуком. Пальцы не изолированы, а связаны со всей рукой гибкой и пластичной. Подтекстовка поможет проинтонировать фразу, сыграть более выразительно.
Ритмическая игра гамм будет заключаться в следующем:
1. Игра с акцентами с разной пульсацией (меняется ритмическая группа в одной доле, и начало каждой группы акцентируется).
2. Игра в разных ритмах и в сочетании с различной артикуляцией.
Акценты берутся все время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем. Напряжение пальца на акценте моментально сменяется расслаблением. Здесь нужна активная работа сознания, Дающие четкие «приказы» пальцам, и особенно необходима хорошая связь между слухом и движением: внимательно следить, чтобы акценты, взятые разными пальцами, звучали одинаково. Полезно сделать подтекстовку
2. Играем триолями на 3 октавы (чтобы закончить на тонике) (см. Приложение 28).
3. Играем квартаолями (см. Приложение 29).
4. Играем секстолями на 3 октавы. Увеличивая количество звуков в ритмической группе, исполняемых легкой рукой после акцента, мы играем в более быстром темпе. Это служит одним из этапов в подготовке к игре в быстром темпе (см. Приложение 30).
5. Играя квартаолями, в самой группе меняется место акцента. Начало затактовое (см. Приложение 31).
Игра в разных ритмах в сочетании с различной артикуляцией
1. При игре триолями, квартолями, секстолями используем различные штрихи (см. Приложение 32-а, б, в).
2. Примеры ритмических и артикуляционных сочетаний (см. Приложение 33).
Координационные задачи и развитие полифонического слуха при игре гамм
Часто у учащихся страдает способность координации движения рук, и они не могут согласовать между собой различные задачи, выполняемые разными руками. Ученику необходимо скоординировать составные части музыкальной ткани. Сохраняя независимость каждого элемента музыкальной фактуры. Приобретение навыков координации движения связаны с развитием мышления (надо ясно представить составляющие линии музыкальной ткани, чтобы музыка не звучала однообразным потоком, в котором утонули и ведущие линии, и мельчайшие детали, элементы музыкальной фактуры), слуха (необходимо слышать фактуру музыки в полном объеме) и техники (наиболее важным является гибкость технического аппарата, пластичное взаимодействие всех его звеньев, иначе руки, что называется, «расходятся», одна рука отстает от другой).
Играя гаммы, мы, таким образом, можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и мышления. Чтобы тренировать соответствующие мозговые центры, отвечающие за недостатки координации, мы можем поиграть гаммы в следующих вариантах:
1. Различная динамика
Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)
Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна. А, по мнению Маргариты Лонг, ведущей при игре должна быть левая рука, ей принадлежит «ритмический приоритет» (у которого левая рука развита меньше правой) (Цит. по: 2)
2. Различная артикуляция
3. Различный метроритм
а) можно поиграть упражнение Корыхаловой н. (см. Приложение 34). Здесь одна рука играет роль «дирежора», она отсчитывает опорные доли и тем самым влияет на ритмическую точность;
6) то же упражнение можно поиграть с несовпадающей артикуляцией в партиях обеих рук (см. Приложение 35).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ
В БОЛЕЕ СТАРШИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА