Как играть хроматическую гамму на фортепиано
Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм
Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!
Какими пальцами играть гаммы?
С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.
Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).
Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).
В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.
Аппликатура гамм для фортепиано:
Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)
Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1
Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)
Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.
Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)
Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1
Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)
В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца
Правая рука: 123 1234 123 1234
Левая рука: 4321 4321 321 4321
Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)
Правая рука: 23 123 1234 123 123
Левая рука: 321 4321 321 4321(2)
Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)
Правая рука: 2123 1234 123 1234
Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)
Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)
Правая рука: 21 234 123 1234 123
Левая рука: 321 4321 321 432(2)
Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)
Правая рука: 23 123 1234 123 123
Левая рука: 321 4321 321 4321
Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)
Правая рука: 23 1234 123 1234 12
Левая рука: 321 4321 321 4321(2)
Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)
Правая рука: 2123 1234 123 1234
Левая рука: 21 321 4321 321 432
Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)
Правая рука: 234 123 1234 123 12
Левая рука: 4321 321 4321 321(2)
Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)
Правая рука: 231 231 234 123 123
Левая рука: 4321 321 4321 321(2)
На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.
Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂
(33) Быстрые хроматические гаммы
Хроматическая гамма – это гамма с полутоновым расстоянием между ступенями. Наиболее важное значение при исполнении хроматической гаммы имеет аппликатура, ибо способов расстановки пальцев для такой гаммы великое множество. Стандартная аппликатура для исполнения одной октавы, начиная с C – это 313123131345 для восходящей правой руки и 1313132131321 для восходящей левой руки (в верхней части указаны пальцы для возврата, но это не обязательна), при спуске порядок меняется на обратный. В этой аппликатуре играть в быстром темпе трудно, потому что она представлена кратчайшими параллельными интервалами и, соответственно, содержит максимальное количество связок, ограничивающих скорость. Главное преимущество здесь – простота, благодаря которой аппликатуру можно применять практически к любому хроматическому сегменту, начиная с любой ноты, к тому же она очень легко запоминается. Как вариант, можно выбрать аппликатуру 1212123121234, она позволяет немного увеличить темп, добавить легато и будет удобнее тем, у кого большие руки.
Причина, по которой те, кто никогда не учился технике ПСв [большой палец сверху (30) Большой палец снизу, большой палец сверху, глиссандо, вращение] могут играть хроматические гаммы в быстром темпе, заключается в том, что эти гаммы легче всего играть именно в технике ПСв, и даже те, кто полагает, что играет ПСн, для быстрой игры фактически использует ПСв.
Чтобы ускорить воспроизведение гамм, были придуманы аппликатуры с более длинными параллельными интервалами, во всех этих последовательностях большой палец ни разу не касается черных клавиш. Наиболее часто используется аппликатура 123123412312 (Хауэр, Черни, Ганон), начинается она с E. Трудность здесь в том, что начальная последовательность должна меняться в зависимости от того, с какой ноты начинается игра, чтобы максимально увеличить темп. Кроме того, последовательности для правой или левой руки отличаются друг от друга; в этой последовательности 4 параллельных интервала. Последовательность можно упростить, сократив количество параллельных интервалов до трех, для этого нужно начинать ее с C, 123412312345. Обладая хорошей техникой ПСв, эту гамму играть можно, однако даже ПСв не избавляет от трудностей на интервалах 41 и 14. Неиспользование большого пальца на черных клавишах ограничивает выбор аппликатуры и усложняет ситуацию, потому что последовательность зависит от начальной ноты. Однако если мы все же решаем играть большим пальцем на черных клавишах, то лучше выбрать «4-пальцевую хроматическую гамму«, и начинать ее с C: две октавы, восходящая правая рука 1234,1234,1234; 1234,1234,12345 и две октавы, восходящая левая рука 5432,1432,1432; 1432,1432,14321, большой палец на G # для обеих рук и три одинаковых параллельных интервала на октаву – простейшая и максимально быстрая аппликатура. Вниз гамма играется в обратной последовательности. Насколько я знаю, эти аппликатуры не освещались в литературе из-за того, что большой палец попадает на черную клавишу, а затем перемещается над 4-м пальцем. Помимо скорости, большим преимуществом является простота исполнения; аппликатура не зависит от начальной ноты (например, попробуйте начать 3-м пальце с D), это верно как для восходящей, так и нисходящей гаммы. Аппликатура одинакова для обеих рук (в обратном порядке), а пальцы 1 и 3 всегда синхронизируются, за исключением игры вверху и внизу. Трудные интервалы 14 или 41, где большой палец находится на G#, «берутся» техникой ПСв с пальцами в «плоской» позиции. Попробуйте играть именно так в последнем хроматическом пассаже первой части (Grave) «Патетической» сонаты Бетховена, и вы заметите, что количество ошибок значительно уменьшилось, а скорость существенно возросла. Будучи освоенной на указанном пассаже, техника легко «ложится» на все хроматические последовательности, потому что аппликатура останется неизменной в любом случае. Для плавных мелизмов отрабатывайте последовательность, делая ударной сначала каждую ноту, потом каждую вторую ноту, затем каждую третью ноту и т.д. Полезным будет и игра стаккато.
Таким образом, хотя большинство упражнений и не помогают досконально разобраться в вопросе, исполнение гамм, арпеджио и четырех-пальцевой хроматической гаммы занимает особое место в освоении фортепианной техники. Упражнения могут стать частью повседневной практики пианиста, поскольку их можно использовать как инструмент для освоения многих фундаментальных навыков
Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.
Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
Формула для минора:
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид):
Зачем нужно играть гаммы
Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.
Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.
Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.
Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.
Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.
Аппликатура
Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.
Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:
Виды гамм
Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.
Прямая гамма
Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.
Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.
Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:
Расходящаяся гамма
Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.
Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:
Гамма в терцию
Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.
Гамма в сексту
Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.
Гамма в дециму
Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.
Гаммы развивают
С какой гаммы начать
Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.
Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.
Мажорные гаммы
В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…
Минорные гаммы
Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.
В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.
Гармонический минор
В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:
Мелодический минор
В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.
Арпеджио
Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.
Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.
Короткие арпеджио
Длинные арпеджио
Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.
11 Арпеджио
11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:
Из чего состоят 11 арпеджио:
Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие
Арпеджио 2 — минорное трезвучие
Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд
Арпеджио 4 — минорный секстаккорд
Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд
Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд
Арпеджио 7 — доминантсептаккорд
Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд
Арпеджио 9 — терцквартаккорд
Арпеджио 10 — секундаккорд
Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд
Двойные терции
Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:
Как заниматься
Также полезно играть разными штрихами
Использовать разную динамику
Отличная статья 95
Бесполезная статья 7
Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.
А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский
Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано
МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»
«Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»
Преподаватель по классу фортепиано: Чикулаева Марина Владимировна
В данном методическом сообщении я постаралась изложить поэтапную работу над гаммами и упражнениями, обращая внимание на изучение аппликатурных принципов, преодоление тех или иных трудностей в техническом плане, используя различные упражнения.
Ведь с самого начала обучения игре на фортепиано дети встречаются с понятием «Гамма«. Первые прикосновения к клавишам, первые песенки построенные на звуках гаммы, желание научиться играть на фортепиано. Хотелось бы, чтобы интерес, с которым ребенок пришел в музыкальною школу не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами.
В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.
Все дело в том, как эти занятия организовать. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.
— раскрыть значение игры гамм на фортепиано;
— поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;
— показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.
Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.
Значение гамм в игре на фортепиано.
Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Изучение гаммна уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т. д.).
Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.
Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)
Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.
1. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.
Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Я даю ребенку такие упражнения, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм,я имею в виду:
— подготовка первого пальца;
— подготовка кистевых движений;
— подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.
Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения:
1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку (прим. 1).
Паучок плетет свой дом,
Паучку прекрасно в нем,
Он плетет и напевает,
Всех друзей к себе сзывает.
Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.
2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.
Упражнение играем с подтекстовкой (прим. 2):
Закрутись, закрутись, ты веревочка моя,
Раскрутись, раскрутись, ты веревочка моя.
Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».
Мы веселые две квинты
Ты нас правильно сыграй
Первый, пятый, первый, пятый
Ты скорее проиграй.
На стене часы весят,
Тихо мирно говорят:
Зайка ушастенький, ловкий зверек,
Прыгает весело – скок да поскок!
Также я использую подготовительное упражнение для гибкости кисти.
Покачаюсь на качельке,
В гости к бабе, деду,
Вот вся песенка моя!
После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.
2. Знакомство с гаммой.
При знакомстве с гаммой я ребенку объясняю, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.
Затем я перехожу к игре звукоряда по позициям с использованием подтекстовки:
Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.
После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении.При исполнении используем подтекстовку:
Все куда-то разбежались,
Заскучали и примчались
Параллельно я знакомлю учащегося с расходящейся гаммой. Я объясняю, что теперь мы попробуем сыграть 2мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся». Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5.Можно играть с подтекстовкой:
В расходящемся движении
Все в зеркальном отражении.
Знакомство с хроматической гаммой. В продолжении знакомства с гаммой я рассказываю, что еще одно упражнение есть в гамме, которое называется хроматической гаммой. Затем мы вместе с ребенком разбираем, что такое хроматизм – это поступенное движение по полутонам, т. е. по белым и черным клавишам. После этого я говорю ребенку, что при игре хроматической гаммы есть золотое правило – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3й палец, а на белых – 1й, но, как и в любом правиле есть исключения – там, где между белыми клавишами нет черной – мы всегда играем 1-2м пальцами. При исполнении упражнениииспользуем подтекстовку: «Хроматизм играем».
Знакомство с аккордами и арпеджио.
При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – созвучие трех звуков, т. е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т. е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения,которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд. Затем я объясняю, что арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играются такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами, но в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.
После того, как ребенок усвоил игру этих упражнений трезвучием, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту.У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.
Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. Можно играть упражнение и петь с подтекстовкой. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т. е. если движение идет вверх – играем на крещендо, а если вниз – на диминуэндо.
3. Работа над гаммами во 2м классе.
Во втором классе в работе над гаммамистоят уже следующие задачи:
— игра гамм 2-мя руками;
— игра гамм в две октавы;
— ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;
— звуковедение в арпеджио;
— в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.
Таким образом, для достижения этих целей я использую следующие упражнения:
1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы:
а) Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик. Можно играть и вслух называть те пальцы, которые мы подкладываем (например, в до-мажоре – 1й в правой руке, 3й в левой при движении вверх). После того, как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы. Я объясняю, что когда мы переходим играть во 2ю октаву, то мы вместо 5го пальца в правой руке ставим 1й, а в левой после 1го ставим 4й (т. к. 1й палец заменяет 5й).
б) Гамму играем в медленном темпе, хорошо «маршируем» пальчиками, все звуки проговариваем.
Ветер на море играет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
г) Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении на верх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо.
а) При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, поэтому я использую упражнение «Мамочка милая». В этом упражнении ребенок должен ласково, нежно, на Legato пропеть пальчиками. Ощущение веса в руке и работа кисти при исполнении этого упражнения помогают добиться певучести, равномерного звучания. Я объясняю ребенку, что у пальчика есть рюкзачок (вес, который он должен передать следующему. При исполнении можно использовать слова «Мамочка милая» (прим. 4).
б) Игра полностью арпеджио с круговыми движениями кисти, которая помогает «передавать рюкзачок» (вес) от одного пальчика в другой.
3. Аккорды. При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек». Для достижения этой задачи я даю учащимся следующие упражнения:
а) поиграть отдельно по интервалам – терции, квинты и слушать, чтобы звуки звучали вместе. Если ребенок справляется,можно усложнить задачу: выделять в данном интервале верхний или нижний звук.
б) игра полностью аккорда по 3 раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т. е. первый тихо, второй громче, и последний громко (прим5).
Работа над гаммами в средних и старших классах.
При работе над гаммами в средних и старших классахстоят следующие задачи:
— изучение 4х звучных арпеджио;
— игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);
— ровность, четкость исполнения;
— добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).
С третьего класса в работе над гаммами я использую следующие упражнения:
1. Игра гамм в прямом и расходящемся движении.
а) Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).
б) игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (прим. 6).
в) с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.
г) игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, на мой взгляд, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.
д) при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре, которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).
е) при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.
2. Игра коротких арпеджио по 4 звука.
а) перед тем, как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ребенку аппликатурные принципы. Итак, я объясняю учащемуся, что 4х звучные арпеджио мы всегда играем 1,2 и 5м пальцами, меняются только 3й и 4й. Затем я даю небольшую табличку, в которой в доступной форме написана аппликатура арпеджио для всех тональностей, и по ней объясняю, что в этой таблице написаны те пальцы, которые меняются, а те, которые не меняются, мы уже знаем, что они всегда одни и те же, и затем по таблице объясняю аппликатуру. После чего прошу ее выучить наизусть, как таблицу умножения.
Мажорные гаммы: пр. р. 344
минорные гаммы: пр. р. 343
До, Соль, Фа маж. пр. р. 344
ля, ми, ре мин. Лев. р. 443
б) при знакомстве с 4х звучными арпеджио играем отдельно каждой рукой с удвоением того звука, на который попадает 3й или 4й палец.
в) также можно при знакомстве с этим видом упражнений играть с удвоением каждого звука с подтекстовкой (например, правая рука в до-мажоре):
Мы играем третий пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
И опять играем третий.
Первый звук можно играть на staccato, а следующие два соединить на legato, последние звуки в данной фигурации со следующей соединять лигой.
г) Игра арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.
3. Ломаные арпеджио. Без знания аппликатурных принципов и аппликатуры в целом 4х звучных арпеджио ломаные играть невозможно. При знакомстве с этим видом упражнения поиграть медленно, нужно подумать, прежде чем сыграть следующий звук. Затем, когда учащийся освоит можно переходить к более быстрому темпу, играя на legato, с динамикой.
4. Длинные арпеджио. При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца вовремя, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения:
а) Игра длинных арпеджио в медленном темпе с остановками, перед тем как поставить 1й палец и заранее его приготовить.
б)проучить так называемые стыки 1го пальца с соседними: соль-до-ми (правая рука в до-мажоре)
в) поучить путем прибавления каждого следующего звука.
г) игра длинных арпеджио от первого звука до вершины на крещендо, т. е. с динамикой, на хорошее legato.
5. Аккорды. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. Итак, в работе над аккордами я использую следующие упражнения:
а) игра аккордов по 3 раза с динамическим нарастанием, на staccato, последний раз на – маркато (помогает почувствовать вес в руке).
б) если учащейся не может понять, что значит вес в руке (играть с весом) можно сделать следующее упражнение – подойти к стене на небольшое расстояние и как бы упасть на руки, оперевшись руками на стену, а затем и пальцами.
в) игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука (верхний на форте, остальные на пиано, среднего и нижнего.
г) игра всех аккордов с динамикой, с весом в руках.
Во втором полугодии учащиеся изучают бемольные гаммы, в которых меняется аппликатура. И сейчас я бы хотела рассказать, как я объясняю аппликатуру учащимся. Т. к. в младших классах программой не предусмотрено изучение бемольных гамм, то я не рассматривала данный вопрос в младших классах. Итак, при изучении той или иной бемольной мажорной гаммы я рассказываю учащимся, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажор.
Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.
Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.
1. Левин, Ю. В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М. : Советский композитор, 1978.
2. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков –Ленинград: Музыка, 1985.
3. Либерман Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003.
4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста – М. : Советский композитор, 1989.
Индивидуальные занятия по фортепиано в детском саду Для уважаемых родителей наших веселых детишек частного детского сада в ЗАО у нас есть замечательная новость о том, как же проходят индивидуальные.
Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1. Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире.
Педализация в процессе обучения игре на фортепиано «Педаль-душа рояля» (А. Рубинштейн) Рояль, как инструмент и богатая фортепианная литература пользуется огромной и заслуженной популярностью.
О пользе обучения детей игре на фортепиано Уроки фортепиано не только обеспечивают детям возможности для музыкального обучения. Исследования показали, что обучение игре на фортепиано.
Проектная работа учащихся 3 Б класса «Лего в нашем классе» Есть утверждение, что все гениальное просто. Во втором классе у нас начал работать кружок Роботостроение. Нам очень хотелось побыстрее освоить.
Проверочная работа по Однкнр в 8 классе к урокам №1–3 по разделу «В мире культуры» Проверочная работа к урокам №1-3 по разделу «В мире культуры» Ф. И. учащегося___класс___ I вариант.
Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ «Действия с десятичными дробями» Проверочная работа в 6 классе для детей с ОВЗ по теме: «Действия с десятичными дробями». КАРТОЧКИ для проверки Знаний Умений Навыков действий.
Работа с натуральной глиной на уроке ИЗО в 5 классе Глина- идеальный, натуральный материал для развития мелкой моторики. Детям всегда интересно работать с глиной. Во время работы с глиной.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями в ДОУ Смысл данной формы физического воспитания ребят дошкольного возраста безоговорочно. Самостоятельные занятия, создают у ребят умение избирать.