Как играть с дарами фребеля

Знакомство с дарами Фребеля

Как играть с дарами фребеля. 296e47a21c87974075d0920b19cb62b4. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-296e47a21c87974075d0920b19cb62b4. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка 296e47a21c87974075d0920b19cb62b4 Надежда Гусельникова
Знакомство с дарами Фребеля

С 1 января 2014 года в действие вступил новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Развивающая среда образовательной организации должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников.

Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Фрёбель является создателем самого понятия «детский сад».

Впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!», а воспитателей он называл «садовницами».

По мнению Фридриха Фрёбеля, «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году.

Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора Фребеля.

Сейчас я хочу вас познакомить с дидактическим пособием «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального

материала (дерева и хлопка).В составе набора 14 модулей:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» обеспечивает психолого-педагогические условия для реализации программы дошкольного образования и применяется в таких областях,как:

1. «Социально-коммуникативное развитие».

2. «Познавательное развитие».

3. «Речевое развитие».

4. «Физическое развитие».

5. «Художественно-эстетическое развитие».

Модуль 1 – «Шерстяные мячики» (8 разноцветных). Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446403. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446403. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446403

Модуль 2 – «Основные тела» (куб, цилиндр, шар). Со вторым даром рекомендуется знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера.Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446467. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446467. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446467

Модуль 3 – «Куб из кубиков» (8 кубиков). Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков. рекомендуется занятия с кубиками по Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446601. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446601. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446601

Модуль 4 – «Куб из брусков» (8 брусков).

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446668. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446668. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446668

Модуль 5 – «Кубики и призмы». Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572447264. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572447264. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572447264

Модуль 6 – «Кубики, столбики, кирпичики». Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446771. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446771. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446771

Модуль 7 – «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат). Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446804. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446804. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446804

Модуль 8 – «Палочки» (деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные). Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446832. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446832. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446832

Модуль 9 – «Кольца и полукольца» (малые, средние, большие). Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446868. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446868. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446868

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446907. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446907. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446907

Модуль11 (J1)«Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр) Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572446954. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572446954. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572446954

Модуль12 (J2) – “Мозайка. Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572447004. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572447004. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572447004

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572447067. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572447067. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572447067

Модуль14(5P) – «Арки и цифры» 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия. Развитие сенсомоторных навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей.

Как играть с дарами фребеля. detsad 244121 1572447110. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 244121 1572447110. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 244121 1572447110

Как играть с дарами фребеля. detsad 1905088 1558276126. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 1905088 1558276126. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 1905088 1558276126Использование пособия «Дары Фребеля» для детей дошкольного возраста МБДОУ №35″Созвездие» г. Батайска Учитель-логопед Андреева Юлия Владимировна Уже несколько лет в нашем детском саду мы используем пособие.

Конспект квеста для детей подготовительной группы с Дарами Фребеля «Незнайка хочет в школу» Конспект квеста для детей подготовительной группы с Дарами Фребеля «Незнайка хочет в школу» Воспитатель: Ребята проходите, посмотрите сколько.

Конспект НОД по конструированию на тему «Мосты» по программе «От Фребеля до Робота» Конспект НОД по конструированию «Мостостроители» Цель:1. Расширять представления детей жизни в городе, о мостах (их назначении, строении);.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры Ф. Фребеля» Уважаемые коллеги, готовя выступление на педсовет, я нашла очень много интересных фактов, которыми спешу с вами поделиться. Я даже не представляла.

Как играть с дарами фребеля. detsad 288175 1568824649. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 288175 1568824649. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 288175 1568824649Мастер-класс «Корзина с осенними дарами» Наступила осень, которая принесла нам не только дожди и непогоду но много своих подарков. Мы решили сделать с детьми корзинку с дарами осени.

Конспект НОД «Компас» по программе «От Фребеля до робота» Компас. Подготовительная к школе группа. Задачи: 1. Сформировать уважительное отношение к труду инженера-приборостроителя; закреплять умение.

Как играть с дарами фребеля. detsad 1305209 1569141575. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-detsad 1305209 1569141575. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка detsad 1305209 1569141575Фотоотчет о кружковой работе «Осенние фантазии с дарами Фребеля» С Дарами Фребеля я занимаюсь с детьми подготовительной группы. Это кружковая работа. Начали заниматься с сентября. Занятия проводятся.

Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе: Мир насекомых. С Дарами Фребеля Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Мир насекомых». С использованием даров Фребеля. Воспитатель.

Источник

Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье.

Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли. Поэтому немного поведаю об этом человеке. И очень прошу всех вас – дорогие читатели «Родной тропинки» — внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться! А идея детского сада и обучающих игр с детьми дошкольного возраста пришла к нему отнюдь не в молодости. Итак, с чего же всё началось?

Биография Ф. Фребеля

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель, 1806 г.

Как играть с дарами фребеля. frebel. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-frebel. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка frebel

Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Небольшое отступление: Очень интересный факт:впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем. Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею. А на русский язык переведено лишь немногое из его наследия. Но противоречие это очень явно вижу! А значит, не всё так однозначно в его системе! Если у Вас есть ответ на этот вопрос – большая просьба написать его в комментарии после статьи.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не его дело жизни.

И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе. Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии. Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Мы теперь немного проникли в жизнь и характер этого человека, а значит, нам легче будет понять и его систему – первую в мире методически выстроенную и специально созданную систему обучения маленьких детей в детском саду.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

Как играть с дарами фребеля. igry frebelya8. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-igry frebelya8. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка igry frebelya8

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Как играть с дарами фребеля. pervyi detskii sad froebel. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-pervyi detskii sad froebel. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка pervyi detskii sad froebel

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет. Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Система Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Как играть с дарами фребеля. sistema frebelia1. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-sistema frebelia1. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка sistema frebelia1

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

Игры Фребеля.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Дары Фребеля и игры с ними.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Как играть с дарами фребеля. games froebel7. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-games froebel7. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка games froebel7

Первый дар Фребеля.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

Как играть с дарами фребеля. igry froebel. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-igry froebel. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка igry froebel

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Как играть с дарами фребеля. dari froebel games2. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-dari froebel games2. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка dari froebel games2

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Как играть с дарами фребеля. igry froebel4. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-igry froebel4. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка igry froebel4
Как играть с дарами фребеля. igry froebel 5. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-igry froebel 5. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка igry froebel 5
Как играть с дарами фребеля. games froebel6. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-games froebel6. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка games froebel6

Второй дар Фребеля.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Как играть с дарами фребеля. vtoroi dar frebel. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-vtoroi dar frebel. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка vtoroi dar frebel

Другие дары Фребеля.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Как играть с дарами фребеля. frebel dar games7. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-frebel dar games7. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка frebel dar games7

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.

Как играть с дарами фребеля. sistema frebelia igry9. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-sistema frebelia igry9. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка sistema frebelia igry9
Как играть с дарами фребеля. sistema froebelya igry10. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-sistema froebelya igry10. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка sistema froebelya igry10
Как играть с дарами фребеля. sistema froebelya igry11. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-sistema froebelya igry11. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка sistema froebelya igry11
Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб — символом покоя, «единства в многообразии» ( он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля:

Как играть с дарами фребеля. sistema frebelya2. Как играть с дарами фребеля фото. Как играть с дарами фребеля-sistema frebelya2. картинка Как играть с дарами фребеля. картинка sistema frebelya2

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, который Вы увидели на фото в этой статье и в видео выше.

Если эта статья была интересна для Вас и Вы нашли в ней то новое, что является хорошо забытым старым, то я буду благодарна за комментарии к статье. Расскажите о Ваших впечатлениях, что Вас больше всего заинтересовало, что еще хочется узнать об истории дошкольной педагогики в России и за рубежом?

До новых встреч на «Родной тропинке»! И я уже готовлю для Вас приятный сюрприз, ведь Ф. Фребель придумал еще один просто гениальный конструктор для детей, который можно легко сделать своими руками. О нем я уже рассказала в статье «Конструктор для детей за 1 минуту своими руками»

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях цикла «Детский сад 100 лет назад»:

О развитии детей дошкольного возраста Вы также можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *