Как играть стаккато на фортепиано
Виды штрихов. Как играть стаккато, легато и нон легато
В предыдущих уроках вы уже научились правильно сидеть за фортепиано и познакомились с его устройством. Теперь осталась самая приятная часть — это контакт с клавиатурой.
На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы поставить руку на фортепиано. Но на самом деле, даже на этом этапе могут возникать ошибки, которые лучше сразу искоренять. Чтобы избежать прогиба пальцев,поставьте ручку в центр ладони, таким образом образуя купол руки. Это самое правильное и естественное положение руки, чтобы играть на фортепиано. По нашей природе нам свойственно использовать пальцы либо прямыми, либо совсем согнутыми, но при игре на фортепиано важно, чтобы каждый палец представлял собой мостик из трех фаланг. Также необходимо, чтобы пальцы хорошо упирались в клавиши, чтобы вы не могли моментально убрать руки с клавиатуры.
Очень частая ошибка при постановке большого пальца — пытаться играть им при помощи фаланги. Первый палец должен устанавливаться прямо на подушечку и производить звукоизвлечение маленькой ее частью.
Теперь поговорим о штрихах. Самые популярные штрихи на фортепиано это:
легато (legato) — связно
Играя этот штрих, важно контролировать, чтобы одна нота перетекала в другую плавно, без дыр. Важнейшим приемом легато является подкладывание, которое позволяет нам играть в легато, например, гаммы, где нот больше, чем пальцев.
нон легато (non legato) — не связно
Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. Этот штрих более подчеркнутый и менее связный, поэтому поначалу он дается немного легче, чем легато. Клавиши при этом нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы между нотами были совсем небольшие паузы. Обратите внимание, чтобы клавиши на были слишком отрывистыми.
стаккато (staccato) — отрывисто
Этот штрих подразумевает собой то, что каждую ноту вы должны играть четко, отрывисто и остро. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. На этом приеме полезно играть различные этюды, гаммы и штрихи.
4 сентября 2020г. — Джем саундтреков
3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)
12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)
(25) Прием Стаккато, Приемы мягкой игры
Существует масса литературы, описывающей способы улучшения техники, это метод ритма (изменение ритма или акцентированные ноты), постукивание и пр. Большим недостатком таких методов является то, что они требуют очень большого количества времени, поскольку ритмов, в которых вам предлагается упражняться, существует огромное количество. Особенно эффективным методом развития независимого и точного движения пальцев, преподаваемым Комбе, является прием стаккато (ПС), когда каждая нота играется стаккато. Если изначально при игре стаккато вы чувствуете «неуклюжесть», это означает, что в данной технике вы откровенно не сильны. Таким образом, как и параллельные интервалы, ПС является одновременно и средством для обнаружения Ваших слабых сторон, и способом совершенствования техники игры. С помощью ПС устраняются трудности с плавными мелизмами или точными попаданиями в ноты. Параллельные интервалы позволяют набрать темп игры так быстро, что вы сможете начать игру двумя руками одновременно, раньше чем в достаточной степени сможете точно синхронизировать обе руки. ПС является лучшим способом для трансформации данного темпа в технику (игра каждой рукой по отдельности) и точно скоординировать обе руки (игра двумя руками одновременно). ПС нужно отрабатывать как каждой рукой в отдельности, так и обеими руками одновременно.
Прием стаккато преподавал Шопен; его метод заключается в упражнениях стаккато перед легато (Эжельдинге). Этот способ хорошо работает, поскольку при выполнении упражнений легато вы постоянно нажимаете на клавиши, а вам необходима мышца-разгибатель для тренировки независимости и скорости движения пальцев.
Существует три способа играть стаккато: используя только пальцы, только запястья или руку.
Стаккато Шопена отличается от стаккато Бетховена. Поскольку вы тренируете независимость пальца, то отрабатывайте ПС одним пальцем в медленном темпе, после чего для игры в более быстром темпе вам нужно добавить всего лишь легкое движение запястья и руки. Поскольку после нажатия клавиши палец находится над ней, при ПС вы теряете контроль над молоточком. Это еще одна причина, почему ПС так важен для практики управления молоточком, когда Вы теряете контроль над ним. При отработке ПС каждый палец отвечает за свою ноту, таким образом, слабые и пропущенные ноты сразу слышны. У большинства учащихся самый слабый палец четвертый, и при использовании ПС он смотрит вверх, тем самым требуя дополнительной тренировки.
ПС помогает быстро расслабиться, поскольку пальцы не прижимаются к клавиатуре постоянно, а возвращаются к исходному положению. Бах, понимая важность ПС, включил его в восемь из своих пятнадцати Инвенций. Хотя в его рукописях и не указано стаккато, места, где оно необходимо, очевидны, и в большинстве нот они указываются.
Удивительно то, что играть стаккато можно в любом темпе в сочетании с любыми техническими приемами, это и плавность рук, и расслабление, и быстрые переходы в другой регистр, и мягко, и громко и т.д. Особенно хороший результат достигается при исполнении быстрых и мягких пассажей – заветной мечты любого пианиста. Стаккато как нельзя лучше подходит для отработки техники Пианиссимо. ПС позволяет обрести уверенную технику и играть на любом фортепиано как сложные, так и простые произведения, при этом неизменно растет исполнительское мастерство. Тренируя стаккато, не меняйте игровых движений – просто добавьте стаккато.
Если вы раньше не упражнялись в стаккато, то поначалу вам будет нелегко. В этом нет ничего необычного; главное — упражняться, и с течением времени вы сможете играть каждую ноту с явно выраженным стаккато. И что показательно – преобразится ваша техника! Замедляя темп, играйте каждую ноту стаккато. Как только это станет получаться, постепенно увеличивайте темп. С увеличением темпа выделять каждую ноту стаккато будет все сложнее. Это говорит о необходимости дальнейших упражнений в ПС. Безошибочный признак того, что вы достигли определенного уровня в ПС, – это плавность рук. [ Плавность рук и пальцев ].
ПС повышает исполнительскую точность, поскольку в этом случае каждый палец «ищет» свою ноту самостоятельно, без помощи других пальцев, как это делается при игре легато. При этом гораздо легче набирается темп, потому что движение стаккато по своей природе быстрее, чем движение легато. Практикуя стаккато в одном темпе, вы отрабатываете движения, которые необходимы при игре в более быстром темпе, это достигается благодаря тому, что стаккато требует более быстрого движения пальцев. Можно сказать, что ПС – это один из способов выхода за ограничения по темпу. В самом быстром темпе, как правило, происходит слияние стаккато и нормальных движений: отсюда можно сделать вывод о том, что является залогом хорошей быстрой игры: самый быстрый темп достигается именно при движениях стаккато! О явных преимуществах ПС невозможно рассказать в нескольких предложениях, любой пианист, достигший определенного уровня, практикуя ПС, найдет бесконечное количество способов извлечь пользу из своего умения.
Применение ПС способствует лучшему запоминанию произведений, потому что по своей сути прием совсем не похож на механическое запоминание. Сигналом о том, что вы не запомнили произведение как следует, будет осознание необходимости еще поработать над запоминанием.
Чтобы улучшить координацию левой и правой рук, стаккато следует отрабатывать при игре двумя руками одновременно. Это особенно важно для тех, кто упражняется в игре каждой рукой в отдельности и в параллельных интервалах; хоть это и сокращает время, необходимое для начала игры двумя руками, в результате вы получаете их раскоординированность. Потеря компенсируется игрой ПС двумя руками. И еще раз: важность ПС нельзя переоценить.
Мягкая игра: Практические занятия, особенно проходящие с отработкой ПС, будут более результативными, если использовать прием мягкой игры. Вы долго не устаете, напряженность сводится к минимуму, расслабленное состояние позволяет сосредоточиться на технике. Громкое исполнение скрывает огрехи в технике, громко играть легче. Соответственно, за счет громкости можно увеличить темп, однако техничности это не добавит. Играя громко, вы получаете взамен плохие привычки, теряете в музыкальности и осваиваете технику медленнее, чем могли бы.
В большинстве случаев слушать, как занимаются учащиеся не доставляет большого удовольствия, потому что играют они чересчур громко. Музыка Бетховена преподает очень важный урок – музыка в основном мягкая, и на этом спокойном фоне короткие громкие пассажи звучат особенно ярко. Однако его музыка может быть настолько захватывающей, что все мы поддаемся искушению играть ее громче, чем следует, а от этого страдает и музыкальность, и исполнительская техника. Таким образом, даже громкие пассажи следует играть мягко, и делать это нужно вплоть до тех пор, пока не будет поставлена техника; в противном случае, она останется для вас несбыточной мечтой.
Высший пилотаж заключается в том, чтобы играть быстрые места мягко и четко, чтобы тот или иной исполняемый пассаж напоминал собой изящную нитку жемчуга. Мягкий ПС без педали [ (39) Игра с демпферной ( правой) педалью, физика фортепианного звука ] – это единственный способ достичь высокого уровня мастерства.
(11) Стандартное нажатие клавиш; Легато, Стаккато
Обычное нажатие клавиши состоит из трех основных компонентов: нажатие движением вниз, удерживание и снятие руки. Возможно, это звучит так, словно здесь совершенно нечему учиться, но это не так, потому что у каждого компонента есть своя цель и метод, и пианист должен знать, как контролировать шпиллер, контрфенгер и плечо гаммербанка при помощи клавиш (Аскенфельд, Андерс, ред.), и мало кто из новичков делает это правильно.
Движение вниз (нажатие) — это то, что создает звук; это должно быть одиночное ускоренное движение, с контролем громкости. Время, затрачиваемое на это движение, должно быть предельно точным. Когда нужно играть «глубоко в клавиши», это не означает, что первоначальное движение должно замедляться; оно должно ускоряться в течение всего времени на пути к клавише, чтобы не потерять контроль. Проверьте сами: начинайте нажимать на клавиши медленнее, а не ускоряйтесь в конце. «Ускоренное действие» фортепиано Стейнвей работает, потому что движение молоточка ускоряется, когда под сукно в центральной части клавиатуры помещают круглую втулку (см. п. 5 в (80) Структурная Схема Фортепиано, где показано, что на месте этой круглой втулки может быть просто войлочное сукно). Из-за этого место шарнира подается вперед вместе с нажатой клавишей, а значит, передняя часть клавиши укорачивается, а задняя — удлиняется, при этом капстан двигается быстрее для постоянного нажатия клавиши. Этот пример иллюстрирует, как важно ускорять нажатие клавиши для получения хорошего звука, и как заботятся об этом конструкторы фортепиано. Эффективность «ускоренного действия» сама по себе противоречива, потому что существуют отличные фортепиано без этого механизма — в этом случае ускорение полностью контролируется пианистом. Очевидно, что для пианиста важнее контролировать ускорение, чем полагаться на инструмент. Однако этот фактор может объяснить, почему подавляющее большинство концертирующих пианистов предпочитает фортепиано Стейнвей. Добавление механизма ускорения должно быть обычным делом, но это может оказаться бессмысленным, если не будет эффекта гаммербанка. Для удара по клавишам вниз нужны хороши развитые мышцы-сгибатели, а также навык расслабления сразу после взятия ноты.
Удерживание клавиши подразумевает удерживание молоточка, с использованием контрфенгера (п. 26 в (80) Структурная Схема Рояля) для точного контроля продолжительности ноты — это означает, что пианист должен регулировать силу нажатия клавиши во время ее удерживания. Если не удерживать клавишу, молоточек будет «болтаться», что может стать причиной проблем при игре повторяющихся нот и трелей. Таким образом, удерживание особенно важно для трелей. Новичкам всегда трудно делать быстрый переход от движения вниз к расслабленному удерживанию. Когда удерживаете ноту, не давите на клавишу, пытаясь сделать звук «еще глубже в фортепиано», потому что это, напротив, приведет к лишнему напряжению, боли в суставах и даже травмам. Может быть, в самом начале вы еще не будете давить на клавиши так сильно, но после нескольких лет неправильной практики студенты в итоге все-таки приобретают эту дурную привычку и играют, вкладывая просто невероятную силу. Помните, что гравитации вполне достаточно для того, чтобы клавиша оставалась нажатой и молоточек держался в нужной позиции. Именно длина удерживания ноты придает ее звучанию окраску и выразительность; следовательно, это очень важная часть музыкального исполнения и, возможно, наиболее трудная для контроля.
Во время снятия руки с клавиши модератор опускается на струны и прерывает звук. Как и удерживание, снятие также определяет длительность ноты. Снимать руку с клавиши нужно быстро, чтобы контролировать точную продолжительность ноты. Если модератор опустится недостаточно быстро, струна завибрирует, и получится гудящий звук. Поэтому пианист должен развивать быстроту мышц-разгибателей. Многие студенты, особенно играя быстро, совершенно забывают о важности снятия руки с клавиш, и игра в итоге получается разболтанной.
Обычно при игре снятие руки с предыдущей клавиши совпадает с движением вниз для нажатия следующей. Если вы раньше не пробовали играть, сосредотачиваясь на каждом элементе, начните играть последовательность «до» — «соль» (до мажор) пальцами 1-5, и практикуйте с «осознанием» каждого элемента на каждом пальце. Чтобы тренировать мышцы-разгибатели, ускорьте отрыв руки от клавиши; практикуйте быстрое снятие руки с немедленным расслаблением, но не поднимайте слишком высоко, задерживая руку в воздухе.
Эта базовая тренировка нажатия клавиш намного важнее, чем кажется большинству студентов. Очевидно, что вы не будете все время играть таким образом, так зачем же, казалось бы, практиковать это? Дело в том, что даже кратковременная практика позволит вам быстро сделать эти движения автоматическими, потому что вы начнете слышать разницу в звуках в зависимости от собственных движений. Отработка базового удара по клавишам — главный аргумент в пользу медленного постепенного подхода к изучению техники игры, используемого многими школами, например, школами Александера и Фельденкрайза.
Все пальцы, которые не играют в данный момент, должны слегка соприкасаться с клавишами. По мере того, как вы начинаете быстрее нажимать клавиши и снимать руку (примерно начиная со скорости нота в секунду), растет и напряжение; целью практики должно стать освобождение от этого напряжения. Постепенно увеличьте темп до максимального для вас, при котором вы чувствуете себя комфортно и все еще можете играть все элементы вашего фрагмента. В этом есть свое волшебство: если вы прилежный ученик, техника базового удара по клавишам окажется автоматически «встроенной» в вашу игру и при обычном темпе. Не беспокойтесь, что утратите навык этих движений, потому что вы будете отчетливо слышать разницу: звучание будет намного хуже, если эти движения неверны.
Теперь повторим то же самое на примере медленного произведения, например, 1-й части «Лунной Сонаты» Бетховена. Играем каждой рукой отдельно. Если вы не делали этого раньше, игра сразу двумя руками вместе будет неуклюжей, потому что вам придется скоординировать столько разных элементов для обеих рук. Однако, чем больше вы играете, тем лучше будет звучать произведение, тем лучше вы будете контролировать окраску и выразительность звучания. Если вы занимаетесь каждый день без перерывов, прогресс окажется очень быстрым. Вы увидите, что без хорошо отработанного навыка базового удара по клавишам (или если фортепиано не очень хорошо настроено), просто невозможно играть, потому что молоточек будет бесконтрольно болтаться, ухудшая качество звука.
Легато — это плавная игра, которая получается в результате соединения нот, следующих друг за другом. Играя легато, нужно нажимать следующую ноту, не отпуская предыдущую. Алан Фрейзер рекомендует играть так, чтобы этот перехлест двух следующих друг за другом нот был довольно длинным. Начало ноты содержит в себе много «шума», поэтому перехлест не так заметен. Легато — это привычка, которая должна быть «встроена» в вашу игру, поэтому поэкспериментируйте с разной длиной перехлеста, чтобы увидеть, как лучше всего играть именно для вас, чтобы получить хорошее легато. Если у вас уже выработалась определенная привычка, ее может быть трудно изменить; будьте готовы к долгой работе. Практиковаться придется, пока новое идеальное движение не превратится в привычку. Шопен считал, что легато — это наиболее важная техника для новичка. Произведения Шопена требуют особых видов легато и стаккато (Баллада, соч. 23); слушайте запись и практикуйте на примере этого произведения.
Стаккато. Это просто потрясающе, как много книг по технике игры на фортепиано рассуждают о стаккато, но никогда не дают определение, что это такое! При игре стаккато молоточек отскакивает от струн и модератор немедленно возвращается на струны — таким образом, звук получается кратким, без задержки. Следовательно, здесь мы пропускаем удерживание как элемент базового удара по клавишам, и после нажатия рука поднимается над клавиатурой, а не остается на ней. Есть два обозначения стаккато, обычное (точки над нотами) и акцентированное (клинышки под/над нотами). В обоих типах шпиллер не высвобождается (№1 в (80) Структурная Схема Рояля). В нормальном стаккато палец «падает» на клавишу примерно с «полпути». В акцентированном стаккато — меньше, чем с полпути; при этом модератор возвращается к струнам быстрее, что приводит к меньшей длительности ноты. Палец движется вниз и вверх очень быстро. Контрфенгер здесь не задействован, поэтому молоточек может «скакать», поэтому начиная с определенной скорости, играть повторяющиеся стаккато становится трудно. Однако, если вам трудно играть повторяющиеся стаккато в быстром темпе, не спешите винить себя — возможно, молоточек вашего фортепиано движения с неправильной частотой, а значит, в неправильном направлении. После того как вы измените скорость и расстояние с которого рука «падает» на клавишу, проблема может исчезнуть.
В нормальном стаккато гравитация быстро возвращает модератор на струны (это о роялях; в обычных фортепиано используются пружины). В акцентированном стаккато модератор отскакивает от верхней планки ((80) Структурная Схема Рояля, нажмите на ссылку внизу, чтобы посмотреть более детальную схему), поэтому и возвращается быстрее. При контакте со струнами гаммербанк может двигаться в противоположном направлении, что уменьшает эффективную массу молоточку; таким образом, с помощью стаккато можно получать множество звуков разной окраски. Следовательно, движения молоточка, шпиллера, контрфенгера и модератора полностью меняются при игре стаккато. Очевидно, чтобы уверенно играть стаккато, лучше всего понимать устройство фортепиано. Не вините себя, когда случается что-то непредвиденное, потому что стаккато — это очень сложная для понимания техника; у вас только один выход — пробовать разное и выбирать, как именно получается лучше. Стаккато — это не просто короткая нота!
Стаккато можно поделить на три вида по типу игры: (1) пальцевое стаккато, (2) запястное стаккато и (3) локтевое стаккато, которое включает как движения вверх-вниз, так и поворот руки. По мере продвижения от 1-го типа к 3-ему, в пальцах ощущается больше массы; следовательно, тип 1 дает самое быстрое и легкое стаккато и должно использоваться для быстрых и мягких нот, а тип 3 дает наиболее тяжелое стаккато и используется для самых громких фрагментов и аккордов, состоящих из нескольких нот, но оно также и самое медленное. Тип 2 — среднее между 1 и 3. На практике большинство из нас скорее всего сочетают все три типа.
Из-за того, что запястье и предплечье медленнее (тяжелее), амплитуда их движений должна быть соответственно уменьшена, чтобы можно было играть стаккато в быстром темпе. Некоторые учителя вообще не одобряют запястное стаккато, предпочитая в основном пальцевое, из-за скорости, или локтевое, из-за силы; однако, лучше все же выбирать между тремя, чем двумя (или комбинировать все три). Например, сменив тип стаккато, можно дать отдых уставшей части руки, хотя стандартный метод отдыха — это смена пальцев. Играя стаккато, попробуйте играть все три типа (пальцами, запястьем, всей рукой) по отдельности, перед тем как решить, какой тип вам ближе или как именно лучше их сочетать.
«Первоначальные навыки исполнения штрихов non legato, legato, staccato в классе фортепиано
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №4» города Курска
Методическая разработка урока
Автор работы: Динер Анна Борисовна, преподаватель по классу фортепиано высшей квалификационной категории
1) продолжить знакомство с музыкальными терминами: штрих (значение и обозначение), гамма;
2) формировать навыки анализа фактуры: движение мелодии, штрихи, динамические оттенки;
3) обеспечить усвоение новых знаний, умений и навыков
1) способствовать развитию музыкальной памяти, воображения, проявлению эмоций;
2) развивать двигательное мышление, координацию движений;
3) содействовать становлению и развитию учебной мотивации обучающейся;
1) воспитывать осознанное отношение к игровому аппарату, к способу извлечения звука;
2) прививать любовь к музыкальному искусству и профессии музыканта;
3) способствовать гармоничному воспитанию растущей личности обучающейся;
4) способствовать формированию эстетического художественного вкуса на основе исполнения детских пьес, русской и зарубежной музыки.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний на основе пройденного материала. Форма урока – индивидуальная; Методы и технологии обучения: словесные: беседа, рассказ; наглядные: исполнение на инструменте, иллюстрации; практические: упражнения, пьесы, песни, гамма; здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учтены индивидуальные особенности обучающейся (возраст, темперамент, интересы); интерактивные методы: использование игровых элементов, динамическая пауза. Технология личностно-ориентированного обучения: определение индивидуальности обучающейся, предоставление смены видов деятельности. Оснащение урока: музыкальный инструмент (фортепиано), дидактический материал и наглядные пособия (карточки, иллюстрации, игрушки), нотный материал, технические средства обучения (ноутбук).
1. Организационный момент: представление ученика, сообщение темы, цели урока (1 мин.)
3. Проверка домашнего задания (20 мин):
Упражнение «Веселый денёк».
Один, два, три, четыре, пять. (Каждый палец касается первого, образуя колечко),
Мы во двор идём гулять.
(Второй и третий пальцы шагают по столу ритмично и чётко).
Бабу снежную лепили,
(Гибкими запястьями, закруглёнными пальцами имитируем лепку снежного комочка)
Птичек крошками кормили.
(Круговые движения каждым пальчиком).
С горки мы потом катались,
(Прямые руки поднять вверх и опускаются вниз).
А ещё в снегу валялись.
(Поворачиваем запястья, поднимая ладошки вверх, затем опуская их вниз).
Все в снегу домой пришли,
(Пальцы «шагают» по столу)
Съели суп и спать легли.
(Соединить пальцы обеих рук, приложить к уху)
А потом проснулись и ….
Упражнение «Маляр». Подойти к стене. Представить, что руки – это кисточки, и они красят стену. Чувствовать расслабленность, но, в то же время вес руки, всё же она что-то весит. Под текст песенки ритмично сначала одна рука, другая и вместе движутся мягко, плавно и изящно.
Я – маляр, шагаю к вам,
Буду стены красить я,
Упражнение « Барабанщик». Запястья лежат на столе. Поочерёдно поднимать и опускать пальцы, «барабаня» ими и проговаривая стихи А. Барто Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад.
Упражнение «Вдох – выдох». Рука лежит на столе. Вдох – запястье поднимается вверх, выдох – опускается.
Упражнение «Весна». Первый палец в паре с другими пальцами (5,4,3,2) «проговаривают» слова на столе: Весна, весна, В лёгком платьице она. Осень, осень, Листья сбросим.
4.Изучение нового материала.
1. Артоболевская А. Д. – Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд. 5 –е, М.: «Советский композитор», 1989. – 101с.
3. Гнесина Е. Ф. Фортепианная азбука. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополнительное. Изд. «Планета музыки», 2018.
4. Майкапар С. М. Бирюльки. Маленькие пьесы для фортепиано. Соч. 28. М.: Изд. «Музыка», 1984.
5. Смирнова Т. И. – Учебное пособие « Allegro ».Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №1 «Начинаем». М.: Изд. Дом «Грааль», 2000. – 70 с.
6.Тахтарова Н. В. – Сборник пьес для фортепьяно. Подготовительное отделение ДМШ. – Саратов: «Лицей», 1998. – 48с.