Как играть в снукер правила

Правила снукера

Снукер – наиболее сложная игра лузного бильярда, игра проходит по специфическим правилам. Целью игры является набор большего количества очков, чем у соперника, при чём шары должны ложиться в лузы в определённой последовательности.

Расположение снукерного стола

Как играть в снукер правила. stol full. Как играть в снукер правила фото. Как играть в снукер правила-stol full. картинка Как играть в снукер правила. картинка stol full

Расположение шаров (нажмите на картинку, чтобы её увеличить)

Игра в снукер ведётся на прямоугольном столе, который имеет размеры: в длину – 3 метра 57 сантиметров, в ширину – 1 метр 78 сантиметров, в высоту 88 сантиметров, высота борта составляет 4 сантиметра. На столе расположено 6 луз – 4 по углам стола и 2 на середине длинных бортов. Размеры луз строго регламентированы. На поверхность стола натянуто сукно, чаще всего зелёного цвета.

Ближняя часть игрового стола, от которой игроки начинают фрейм разделена на 2 части, на расстоянии 29 дюймов от ближнего короткого борта расположена прямая линия, проложенная перпендикулярно двум линиям длинных бортов и параллельно линии короткого борта. На этой линии, называемой болкерная линия расположен сектор D. Он представляет из себя полукруг, начерченный ближе к короткому борту и центром находящимся посередине болкерной линии с радиусом в 11 дюймов.

Расстановка шаров

Шары на снукерном столе расставляются так, как это показано на рисунке. Прежде всего необходимо установить пирамиду, состоящую из 15 красных шаров. При установке пирамиды необходимо ориентироваться на розовый шар. Пирамида подгоняется к розовому шару, верхний шар из пирамиды должен быть на минимально возможном расстоянии от розового шара, при этом он не должен его касаться. Далее все остальные шары устанавливают на свои отметки. Жёлтый шар устанавливается на отметку в правом углу сектора D, зелёный шар устанавливается в левом углу сектора D, коричневый шар устанавливается на отметке посередине, между жёлтым и зелёным шарами. Синий шар устанавливается в центре стола, розовый шар возглавляет пирамиду красных шаров, а чёрный шар устанавливается на отметке за пирамидой из красных шаров ближе к дальнему короткому борту. После этого можно начинать игру. Биток для начального удара устанавливается в любой точке сектора D.
Игра в снукер ведётся кием, длина которого не должна быть короче 914 миллиметров. Помимо кия игрок имеет право использовать всевозможные вспомогательные инстременты, такие как: рест, позволяющий сыграть шар, который находится в трудной позиции, удлинители кия и реста и другое вспомогательное оборудование.
Перед игрой на игровом столе перед игроками представлены 22 шара: 15 красных, 6 цветных и 1 белый шар – биток.

Цена снукерных шаров:

Как играть в снукер правила. 0001. Как играть в снукер правила фото. Как играть в снукер правила-0001. картинка Как играть в снукер правила. картинка 0001

красный— 1 очко,
жёлтый— 2 очка,
зелёный— 3 очка,
коричневый— 4 очка,
синий— 5 очков,
розовый— 6 очков,
чёрный— 7 очков.

Шары на столе должны быть расположены в определённой позиции, как это показано на картинке. Диаметр снукерных шаров составляет 52,5 мм. Игра ведётся битком – белым шаром, то есть кий игрока может соприкосаться только с белым шаром. Перед началом игрового фрейма соперники должны определиться, кто из них будет разбивать пирамиду, для этого чаще всего используют монетку. Игра начинается с разбития пирамиды красных шаров битком. Игроки должны в определённой последовательности класть шары в лузы, первый шар, который должен забить игрок – это красный, после него игрок забивает на выбор любой из 6 цветных шаров, далее он повторяет эту последовательность, до того момента, пока красные шары находятся на игровом столе. После забития цветного шара, при наличии красных шаров на столе, цветной шар выставляется на свою отметку, если отметка цветного шара перекрыта другим шаром, то цветной шар возвращается на свободную отметку наибольшего по стоимости шара, если она пуста, если все отметки заняты цветными шарами, а отметка забитого цветного шара перекрыта, шар выставляется, как можно ближе к своей отметке, но не прикасаясь к перекрывающему ему шару ближе к короткому борту снукерного стола. После того как все красные шары были забиты игрок начинает забивать цветные шары, начиная с самого низкого по достоинству жёлтого шара – 2 очка и заканчивая чёрным шаром – 7 очков. То есть в завершающей стадии игры игрок должен поочерёдно забить — жёлтый, зелёный, коричневый, синий, розовый и чёрный шары. Выигрывает фрейм тот игрок, который набрал наибольшее количество очков.

Течение матча

Ситуации на столе

Рэспот блэк

Патовая ситуация

Патовая ситуация на игровом столе возникает тогда, когда игроки поочерёдно наносят удары по красным шарам, без изменения позиций шаров на столе. Такая ситуация не способствует продолжению фрейма и по обоюдному согласию игроков, результаты фрейма аннулируются и фрейм начинается заново. Чаще всего такая ситуация возникает в начале фрейма, когда у игроков или вовсе нет очков или есть некоторое количество очков. Биток попадает к пирамиде красных шаров и игроки совершая удары, то подкатывают, то откатывают биток от пирамиды. В случае не соглашения игроков с мнением рефери о том, что фрейм нужно начать заново, ввиду затянувшейся ситуации на игровом столе, рефери имеет право завершить фрейм, предварительно уведомив об этом игроков, но чаще всего игроки соглашаются после нескольких ударов и предложения судьи поединка. Также патовая ситуация может и в середине фрейма, когда у одного из соперников есть некий перевес над противником, поэтому игроку, у которого есть перевес по очкам необходимо изменить ситуацию на столе, во избежание решения о переигровке фрейма со стороны судьи.

Максимальный брейк

Наибольшее количество очков, которое можно набрать за одну серию – 147, при условии того, что игрок будет после забитого красного шара играть только чёрный, получится 15 красных шаров по 1 очку – 15 очков и 15 чёрных по 7 очков – 105 очков и 6 цветных шаров по старшинству – 27 очков. Можно сделать серию в 155 очков, которая является большой редкостью. Для это одному из соперников в начале фрейма нужно совершить ошибку, судья назначает свободный шар, таким образом игрок может забить любой шар на столе, цена которому будет 1 очко, после этого сыграть чёрный шар и сделать максимальную серию в 147 очков. Таким образом получится серия в 155 очком – максимальная серия, которую можно набрать на снукерном столе с помощью виртуального красного шара. Такую серию в конце 2000-х годов сумел продемонстрировать Джейми Коуп.

Точин болл

Тактический ход — снукер

Штрафы в снукере

Минимальный штраф в снукере – 4 очка, максимальный штраф – 7 очков. Если фол совершён на красных шарах, на болкерных цветных (жёлтый, зелёный, коричневый) или в случае другого нарушения противнику игрока совершившего фол начисляется 4 очка. Штрафы на дорогих цветных шарах (синий, розовый, чёрный) начисляются согласно номиналу шара.

Источник

Правила снукера

Перевод Алексея Павлова, комментарии судьи международной категории Синицына В.Б. Источник

Данные правила утверждены и приняты международной федерацией бильярда и снукера, а также всемирной ассоциацией профессионального бильярда и снукера в сентябре 1995 года.

Как играть в снукер правила. snooker table. Как играть в снукер правила фото. Как играть в снукер правила-snooker table. картинка Как играть в снукер правила. картинка snooker table

Часть 1. ОБОРУДОВАНИЕ

Размеры указаны в футах и дюймах (в круглых скобках – размеры, округленные до миллиметра).

1. СТАНДАРТНЫЙ СТОЛ

(a) Размеры
Игровое поле, ограниченное бортами, должно иметь размеры 3569мм на 1778мм с допуском по обоим измерениям ±13мм.

(b) Высота
Высота стола от пола до верхней кромки поручня должна быть в пределах от 851 до 876 мм.

(c) Лузы
(i) Лузы должны быть расположены в углах (2 у верхней точки – дальние лузы и 2 в районе балки – ближние лузы) и по одной в середине длинных бортов (средние лузы).
(ii) растворы луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Всемирной Ассоциацией профессионального бильярда и снукера (WPBSA).
Здесь под «бильярдом» понимается одна из разновидностей игры – ‘English’ billiards. Играют тремя шарами (по битку у каждого игрока и один общий красный) на том же столе, что и в снукер, очки начисляются за карамболи и кладку чужих шаров и своего.

(d) Балка и линия балки
Прямая линия, проведенная в 29” (737 мм) от ближнего борта параллельно ему, называется линией балки и ограничивает пространство балки.

(e) Сектор «D»
Сектор «D» – это расположенный в балке полукруг с центром посередине линии балки и радиусом 292 мм.

(f) Точки
Четыре точки отмечаются на центральной продольной линии стола.
(i) Особая точка (известная как точка черного) в 324 мм от дальнего борта.
(ii) Центральная точка (точка синего), расположенная посередине между ближним и дальним бортами.
(iii) Точка пирамиды (точка розового), расположенная посередине между центральной точкой и дальним бортом.
(iv) Середина линии балки (точка коричневого).
Две другие используемые точки расположены в углах сектора «D». Если смотреть со стороны ближнего борта, то точка справа будет точкой желтого, а точка слева – зеленого.

Шары должны быть изготовлены из материала, одобренного Ассоциацией, и иметь диаметр 52,5 мм (с допуском ±0,05 мм), и

(a) они должны быть одинаковой массы (с допуском в 3 г для всего набора шаров);

(b) шар или набор шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению судьи.

Шары имеют следующую стоимость:

Красный – 1 очко; Желтый – 2 очка;
Зеленый – 3 очка; Коричневый – 4 очка;
Синий – 5 очков; Розовый – 6 очков и
Черный – 7 очков.

Кий не должен быть короче 3-х футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционной и общепринятой формы и вида.

4. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Различные машинки для кия, длинные кии, удлинители и адаптеры могут использоваться игроками, столкнувшимися с трудными позициями, при выполнении удара.

Можно использовать оборудование, обычно находящее у стола, а также оборудование, предоставленное другим игроком или судьей (см. также правило 18 части 3). Все удлинители, адаптеры и другие устройства должны иметь дизайн, одобренный Ассоциацией (WPBSA).

Часть 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(a) уступкой любым игроком в свою очередь;
Игроку следует дождаться своей очереди удара перед сдачей фрейма (пр.6(а) ч.4).

(b) по требованию бьющего, когда на столе остается только черный шар и разница в счете более семи очков в его пользу;
Так как на последнем, черном, шаре можно разыграть ровно семь очков и не более, то игрок имеет право не продолжать игру, ведя в счете более семи очков.(c) окончательным сыгрыванием или фолом, когда остается только черный шар; или(d) присуждением судьей согласно правилу 14(c) части 3 или правилу 2 части 4.

Игра состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества фреймов.

Матч состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества игр.

(a) Белый шар является битком.

(b) 15 Красных и 6 цветных являются прицельными шарами.

Прицельный шар считается сыгранным, если после контакта с другим шаром и без каких-либо нарушений этих Правил попадает в лузу. А этот процесс называется сыгрыванием.

Серия – множество сыгрываний последовательными ударами (с кия), сделанными игроком в одну из очередей в течение фрейма.

Серия (Break) измеряется в очках, набранных за сыгрывания шаров. Обычно на турнирах самая большая серия отмечается призом. Серии в 100 и более очков носят название «Century break», что означает сотенная серия. Особо выделяется серия в 147 очков (Maximum break); для ее выполнения необходимо после каждого красного шара обязательно сыграть черный (15 раз по 8 очков равно 120) и затем 6 цветных (27 очков). Если серия начинается со свободного шара, то это может принести дополнительно 8 очков (свободный шар как красный плюс черный), что дает теоретически максимально возможную серию в 155 очков.

Серия – множество сыгрываний последовательными ударами (с кия), сделанными игроком в одну из очередей в течение фрейма.

Серия (Break) измеряется в очках, набранных за сыгрывания шаров. Обычно на турнирах самая большая серия отмечается призом. Серии в 100 и более очков носят название «Century break», что означает сотенная серия. Особо выделяется серия в 147 очков (Maximum break); для ее выполнения необходимо после каждого красного шара обязательно сыграть черный (15 раз по 8 очков равно 120) и затем 6 цветных (27 очков). Если серия начинается со свободного шара, то это может принести дополнительно 8 очков (свободный шар как красный плюс черный), что дает теоретически максимально возможную серию в 155 очков.

(a) Биток играется с руки:
(i) перед началом каждого фрейма;
(ii) когда он попал в лузу; или
(iii) когда его выбили со стола.

(b) Биток остается в этом состоянии, пока:
(i) он не будет сыгран с руки правильно; или
(ii) не будет совершен фол, когда шар уже установлен на столе.

Если игрок при игре с руки, устанавливая биток в сектор, совершает ошибку (например, при установке битка сдвинул желтый), но при этом все еще удерживает его в руке (т.е., шар не установлен), то объявляется фол, а биток должен снова играться с руки.Если же игрок установил биток, отпустив его из руки, а затем коснулся желтого шара, то объявляется фол и играют оттуда, где стоит биток.

(c) Считают, что бьющий играет с руки, когда биток играется с руки, как описано выше.

(a) Биток находится в игре, когда не играется с руки.

(b) Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не будут забиты в лузу или выбиты со стола.

(c) Цветные снова входят в игру, когда выставляются.

Любой шар, по которому по правилам можно играть первым касанием битка или по которому нельзя играть таким образом, но который можно сыгрывать, считается очередным.

(a) Заказанный шар – это прицельный шар, который бьющий объявляет или обозначает удовлетворяющим судью способом и по которому он ручается сыграть первым касанием битка.
Шар можно «номинировать» (всем своим видом дать понять, какой шар бесспорно будет играться), либо «декларировать» (произнести вслух цвет шара). Если игрок прицелился и явно бьет отдельно стоящий шар, то в случае фола штраф будет по его цене. Если игрок декларировал – то же самое. Если совершён фол до того, как заказан шар, либо игрок ударил, не заказав шар, когда всё было вовсе неясно, то за фол штраф – и только 7! Например, сыграв красный, игрок двигается вдоль борта, выбирая шар, и при этом рукой касается любого шара – штраф 7 очков. То же, если после сыгранного красного роняет мелок и он касается любого шара, – штраф 7 очков.

(b) По требованию судьи бьющий должен объявить, по какому шару он собирается играть.
Есть случаи, когда обязательно надо объявлять шар. Обычно, если есть варианты (цветные на одной линии), то игрок сам скажет судье о цвете, не дожидаясь, пока его спросит об этом судья. При сомнениях судья может и должен потребовать у бьющего назвать цвет очередного шара. Обязательно надо называть цвет шара, когда играется свободный шар или при игре из снукера по дальним шарам (например, от красных через борт к шарам балки). Но после «Фола и промаха» можно менять заказ и объявлять другой цветной.

Свободный шар – это шар, который бьющий заказывает как очередной шар, когда биток оказывается в снукере после фола (см. правило 10 части 3).

14. ВЫБИТЫЙ СО СТОЛА ШАР

Шар выбит со стола, если он остановился не на игровой поверхности стола или не в лузе или если его поднял бьющий, пока шар находился в игре, за исключением случая, предусмотренного правилом 14(h) части 3.
В игре бьющий может ошибиться и взять какой-либо шар в руку. Это – фол: взятый в руку шар считается выбывшим из игры, а позиция при этом не восстанавливается. Если этот шар цветной, то он выставляется на точку, если биток – играют из дома, а красный кладётся в лузу. Если же это действие было преднамеренным, имеющим цель получить выгоду, то игрок наказывается за неспортивное поведение (пр.2 ч.4).
Если шар останавливается на борту, тогда согласно приведённому правилу он считается выбитым со стола, ибо он остановился не на поверхности стола.

Фолом считается любое нарушение этих Правил.

Биток находится в снукере (замаскирован), если его путь по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден неочередным шаром или шарами.

Если можно без помехи со стороны неочередных шаров попасть в оба края хотя бы одного очередного шара, то биток не находится в снукере.

Для этого правила биток не находится в снукере лишь тогда, когда на столе есть хотя бы один очередной шар, в оба края которого можно попасть ударом по прямой линии без помехи со стороны неочередных шаров, т.е., практически слева и справа от шара должен быть коридор ещё в диаметр шара.

Причем, если помехой будут другие очередные шары или борта, то они таковой не считаются (при определении снукера следует мысленно представить, что их нет).

(a) При игре с руки биток находится в снукере, если он замаскирован вышеописанным образом со всех возможных позиций внутри сектора «D» или на его линии.

(b) Если биток замаскирован более чем одним неочередным шаром, то
(i) ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром, а
(ii) в случае равноудаленных от битка шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.
Понятие «эффективно» маскирующий шар используется в правилах 10(b)(ii) и 12(a)(vii) части 3.

(c) Если очередным шаром является красный и на столе есть красные, замаскированные разными неочередными шарами, то нет эффективно маскирующего шара.
Если есть, по крайней мере, два красных шара, замаскированных разными неочередными шарами (т.е., у них нет общего маскирующего шара), то нет и эффективно маскирующего шара.

(d) Бьющий находится в снукере, когда биток – в снукере, как описано выше.

(e) Биток не может быть замаскирован бортом. Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку, причем сильнее любого из маскирующих неочередных шаров, то биток в снукере не находится.
Если из-за губы лузы вообще не виден ни один из маскирующих шаров, то считается, что снукера нет.

Точка считается занятой, если шар не может быть помещен на нее без касания другого шара.

Пропих сделан, когда наклейка кия остается в контакте с битком:

(a) после того, как биток уже начал свое поступательное движение; или
Т.е., игрок непомерно долго сопровождает биток, просто начинает им «рулить».

(b) когда биток коснулся прицельного шара; но когда биток и прицельный шар почти касаются, пропих засчитан не будет, если биток попадет в самый край прицельного шара (т.е. на предельной резке).
Заметим, что правила не накладывают ограничений на траекторию движения битка после соударения с прицельным шаром. Например, разрешено выполнение наката с прокаткой битка вперед на любое расстояние в ситуации, когда зазор между битком и прицельным шаром менее полдиаметра шара; при ударе необходимо лишь обеспечить своевременную остановку кия на этом коротком расстоянии, что технически весьма непросто.

Перескок сделан, если биток перелетает над любой частью прицельного шара, независимо от того, коснулся он его в процессе или нет, за исключением:

(a) когда биток сначала попадает в прицельный шар и затем перескакивает другой шар;

(b) когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар, но не приземляется за дальней стороной этого шара;

(c) когда, после правильного нанесения удара по прицельному шару, биток перепрыгивает этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.

Промах по шару фиксируется, если биток не попадает первым касанием в очередной шар и судья полагает, что бьющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.

Часть 3. ИГРА

В снукер могут играть два человека или более, команда на команду или каждый за себя. Игра протекает следующим образом:

(a) Все игроки используют один и тот же белый шар – биток и 21 прицельный шар: 15 Красных стоимостью по 1 очку и 6 цветных (Желтый стоимостью в 2 очка, Зеленый – 3, Коричневый – 4, Синий – 5, розовый – 6 и Черный – 7).

(b) Результативные удары в свою очередь игроки делают поочередным сыгрыванием красных и цветных, пока на столе не останется ни одного красного, а затем цветных по возрастанию их стоимости.

(c) Очки, присужденные за результативные удары, прибавляются к счету бьющего.

(d) Штрафные очки за фолы прибавляются к счету противника.

(e) Используемая в течение фрейма тактика заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров таким образом, чтобы получился снукер для следующего игрока. Если игрок (или сторона) проигрывает больше очков, чем осталось на столе, постановка снукеров в надежде получить очки от фолов становится наиболее важной.

(f) Победителем фрейма признается игрок (сторона):
(i) набравший больше очков;
(ii) которому фрейм уступили;
(iii) которому победу присудили по правилу 14(c) части 3 или правилу 2 части 4.

(g) Победителем игры признается игрок (сторона):
(i) выигравший большее или требуемое число фреймов;
(ii) набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков;
(iii) которому победа присуждена по правилу 2 части 4.

(h) Победителем матча признается игрок (или сторона), выигравший большинство игр или набравший самое большое количество очков, если учитывается итоговая сумма очков.

2. РАССТАНОВКА ШАРОВ

(a) В начале каждого фрейма биток играется с руки, а прицельные шары устанавливаются следующим образом:
(i) Красные – в форме плотного равностороннего треугольника, головной шар как можно ближе к розовому, не касаясь его, основание параллельно дальнему борту и ближе к нему;
(ii) Желтый – на правый угол сектора «D»;
(iii) Зеленый – на левый угол сектора «D»;
(iv) Коричневый – на середину линии балки;
(v) Синий – на центральную точку;
(vi) Розовый – на точку пирамиды;
(vii) Черный – на особую точку.

Шары расставляются в следующем порядке: по очереди все шары достаются из луз (При установке шаров не следует вываливать их из коробки или бросать на сукно, чтобы не испортить.), ставятся шары балки, затем синий, красные в форме пирамиды, чёрный и наконец розовый в вершине пирамиды. Проверяется расстояние между розовым и головным красным. Оно должно быть как можно меньше, но без касания шаров. На практике пирамида из красных устанавливается так, чтобы расстояние между розовым и головным красным было 1–5 мм; и, по крайней мере, розовый не должен сыгрываться в дальние угловые лузы. Следует проверить, расположены ли чёрный, розовый, синий и коричневый на одной линии. Перед началом игры судье следует также убедиться в наличии точек на столе и в возможности установки каждого цветного на его точку. Если из-за дефекта стола это невозможно, судья должен решить, на какое место он будет устанавливать шар и сообщить об этом всем игрокам. Биток во время установки – под контролем судьи, рядом с пирамидой. Когда судья удовлетворен расстановкой, он идет к ближнему борту, объявляет счет и начинающего фрейм и ставит биток к борту.

(b) После того как фрейм начался, находящийся в игре шар может быть очищен только судьей по обоснованной просьбе бьющего, и
(i) позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена подходящим устройством до поднятия шара для чистки;
(ii) устройство, используемое для отметки позиции очищаемого шара, будет расцениваться как этот шар до тех пор, пока его не очистят и не вернут обратно. Если любой небьющий коснется устройства или сдвинет его, то он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры. Судья должен возвратить устройство или очищаемый шар на свою позицию по своему усмотрению, даже если оно поднималось.

Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению.
При жеребьевке не бросайте монету на сукно! После розыгрыша начального удара, судья в протоколе отмечает галочкой бьющего, а потом контролирует разбой.

(a) Определенный таким образом порядок игры должен оставаться неизменным на протяжении фрейма, если только следующий игрок не потребовал играть дальше после любого фола.

(e) Для первого удара каждой очереди, пока все красные не покинули стол, красный или заказанный красным свободный шар является очередным шаром, и засчитывается стоимость каждого сыгранного красного или свободного шара.

(g) Красные не выставляются заново на стол, будучи однажды забитыми в лузу или выбитыми со стола, даже несмотря на то, что игрок может таким образом получить выгоду от фола. Исключения из этого правила предусмотрены в правилах 2(b)(ii), 9, 14(f), 14(h) и 15 части 3.
Хотя красные шары не выставляются, но если игрок, нарушая правила в надежде получить выгоду, умышленно выбьет «лишние» для него шары со стола не посредством удара (а, например, просто столкнув их в лузу кием или рукой), то он наказывается не просто фолом, а к нему применяются более строгие санкции за неспортивное поведение, вплоть до дисквалификации. Снукер – игра джентльменов!

4. КОНЕЦ ФРЕЙМА, ИГРЫ И МАТЧА

(c) Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков, а результат сторон равен в конце последнего фрейма, то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления черного, изложенной выше в (b).

Следующее правило применялось в любительском снукере в 2004 году.

(d)*
(i) Если при завершении любой серии после отхода игрока от стола в игре остались только цветные шары и биток (он не играется с руки), а счет стал таким, что требуется 4 (Четыре) снукера или более, то судья должен присудить поражение в этом фрейме игроку, которому нужны эти снукеры.
(ii) это правило не применяется в последнем фрейме, если счет по фреймам равный.

Для игры с руки биток должен быть установлен внутри сектора «D» или на его линии; играть можно по любому очередному шару в любом направлении.
Можно играть по очередным шарам, расположенным в секторе «D», а также сыгрывать их в любые лузы.

(a) Судья должен ответить, если его спросит бьющий, должным ли образом помещен биток в сектор «D».

Нельзя играть битком первым касанием одновременно по двум шарам, отличным от двух красных или от свободного и очередного шаров.

7. ВЫСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТНЫХ

Нельзя играть битком первым касанием одновременно по двум шарам, отличным от двух красных или от свободного и очередного шаров.

Любой цветной, попавший в лузу или выбитый со стола, должен быть выставлен до выполнения следующего удара, пока не начнутся финальные сыгрывания по правилу 3(f) части 3.

(a) Игрок не несет ответственности за любые ошибки судьи при выставлении какого-либо шара.

(b) Если цветной выставлен ошибочно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно правилу 3(f)(iii) части 3, то после обнаружения ошибки он должен быть убран со стола без штрафа, а игра – продолжена.

Игрок не наказывается за игру при неверно выставленных цветных, если только он не сыграл так быстро (умышленно или импульсивно), что судья просто не успел выставить шар и при этом еще не объявил величину серии после сыгрывания цветного.

(d) Если цветной должен быть выставлен, а его собственная точка занята, то его следует поместить на свободную точку шара наибольшей стоимости.

(e) Если есть больше одного цветного, которые надо выставить, а их собственные точки заняты, то шар большей стоимости должен иметь приоритет в порядке выставления.

(f) Если все точки заняты, то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и самой близкой частью дальнего борта.

Если все точки заняты, то шар выставляется строго вверх от своей точки или, при отсутствии там места, вниз. Например, биток после сыгрывания коричневого остановился около его точки, при выставлении шара получится снукер, если, конечно, в балке нет красных.

(g) В случае выставления розового или черного, если все точки заняты и нет доступного места между соответствующей точкой и самой близкой частью дальнего борта, то цветной должен быть помещен как можно ближе к его собственной точке на центральной линии стола ниже точки.

(h) В любом случае, когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.

(i) Выставляемый цветной шар должен быть помещен на обозначенное в этих Правилах место вручную.

8. СОПРИКАСАЮЩИЙСЯ ШАР

(a) Если биток остановился, касаясь другого шара (или шаров), который является или может быть очередным, судья должен объявить «Соприкасающийся шар» и указать, какого очередного шара (или шаров) касается биток.

Если биток касается нескольких красных шаров, которые являются в этот момент очередными, то судья обязан объявить их все и указать на каждый из них вертикально направленным пальцем. В этом случае он объявляет «Соприкасающиеся шары», а не шар.

(b) Когда соприкасающийся шар назван, бьющий должен играть битком от этого шара, не приводя его в движение; иначе будет зафиксирован пропих.

(c) Если бьющий не заставляет соприкасающийся шар двигаться, то штрафа не будет в случае, если:
(i) этот шар очередной;
(ii) этот шар может быть очередным и бьющий объявляет его таковым; или
(iii) этот шар мог бы быть очередным, но бьющий заказывает очередным другой шар и сначала попадает по нему.

Если при верном ударе соприкасающийся шар придет в движение, например, скатившись в ямку на поверхности стола, то ошибки нет (правило (f) ниже).

(d) Если биток остановился, касаясь или почти касаясь шара, который не является очередным, то судья, если его спросят о касании, должен ответить: «Да» или «Нет».

Бьющий должен играть от него, не касаясь, но сначала необходимо попасть в очередной шар.

(e) Если биток касается очередного и неочередного шаров, то судья должен указать только очередной шар как соприкасающийся. Если бьющий спросит судью, касается ли биток также неочередного шара, то он должен ответить.

(f) Если судья считает, что любое движение соприкасающегося шара в момент удара не было вызвано действием бьющего, то он не должен объявлять фол.

9. ШАР НА КРАЮ ЛУЗЫ

(a) Если шар падает в лузу без попадания по нему другим шаром и он никаким образом не принял бы участие в этом ударе, то его должны поставить обратно и засчитать все набранные очки.

Если причиной фола явилось непосредственно падение стоящего на краю шара в лузу, то наказания нет и применяется правило 9 (b)(i). Например, очередной красный стоит на краю, по нему играют с оттяжкой, но он падает в лузу во время удара, и вследствие этого туда же влетает биток. Здесь фола нет, а позиция восстанавливается.

Та же ситуация, но игрок бьет чуть неточно, а биток все равно не попал бы в шар; тогда объявляется фол, шар возвращается на край, а игра продолжается.

(c) Если шар балансирует недолго на краю лузы и затем падает в нее, то следует считать, что он попал в лузу и не выставляется обратно.

Когда шар «завис» над лузой, то ожидают его падения около 4-5 секунд: если шар падает, то засчитывается, если нет – переход к следующему удару.

10. СНУКЕР ПОСЛЕ ФОЛА

Если после фола биток попал в снукер, судья должен объявить «Свободный шар» (см. правило 16 части 2).

(b) Будет объявлен фол, если биток
(i) не попадет сначала по заказанному шару или по нему одновременно с очередным шаром или
(ii) будет эффективно замаскирован заказанным свободным шаром кроме случая, когда на столе остались только розовый и черный шары.

(c) Если свободный шар сыгран, то его выставляют и засчитывают стоимость очередного шара.

(d) Если очередной шар сыгран после того, как биток ударил сначала заказанный шар или заказанный одновременно с очередным шаром, то очередной шар засчитывается и остается вне стола.

(e) Если сыграны и заказанный, и очередной шары, то засчитывается только очередной шар; но если очередным шаром был красный, то засчитывается стоимость каждого сыгранного шара. Свободный шар затем выставляется, а очередной шар остается вне стола.

(f) Если требуют у нарушителя играть дальше, то объявление свободного шара аннулируется.

Для нарушителя свободного шара не существует, а вот для его соперника свободный шар – это дополнительная возможность извлечь пользу из нарушения.

Если фол совершен, судья должен немедленно объявить Фол.

Тактичный игрок должен признаться в совершенной ошибке, конечно, если сам в ней уверен наверняка, так как иногда может просто показаться, что ошибся; в этом случае пусть решает судья.

(c) Если фол не назначен судьей и не потребован небьющим до выполнения следующего удара, то ошибка прощается.

(d) Любой неправильно выставленный цветной должен оставаться там, куда помещен; но если он отсутствует на столе, то должен быть правильно выставлен.

(e) Все набранные в серии перед фолом очки засчитываются, но бьющий не получает никаких очков за любые забитые в лузу шары при ударе с фолом.

(g) Если при выполнении удара совершено больше одного фола, то назначается самый высокий штраф.

За все фолы налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с (a) по (d), не указан больший размер штрафа.

Штраф налагается в следующем размере.

(b) В размере стоимости очередного шара или затронутого, если он дороже, за:
(i) нанесение удара, когда не все шары прекратили движение;
(ii) нанесение удара до завершения выставления судьей цветного;
(iii) кладку неочередного шара в лузу;
(iv) попадание битком первым касанием по неочередному шару;
(v) пропих;
(vi) касание игрового шара, кроме как битка наклейкой кия при выполнении удара;
(vii) выбивание шара со стола.

(c) В размере стоимости очередного шара или большей из двух шаров в случае одновременного попадания в них битком за исключением, когда это два красных или свободный и очередной шары.

(d) В размере семи очков, если бьющий:
(i) использует для любой цели находящийся вне стола шар;
(ii) использует любой предмет для измерения промежутков или расстояний;
Нельзя использовать никакие предметы для измерений. Например, нельзя отмечать мелком направление удара при игре от борта, ставя его на борт, или использовать уже сыгранный шар, чтобы проверить, пройдет ли биток между шаром и бортом.
(iii) играет красный после сыгрывания красного или свободного шара в последовательных ударах;
Если бьющий играет цветной, но по пути к нему биток слегка задевает красный, то в этом случае штраф назначается в обычном порядке, т.е. он будет максимальным, только если очередным был чёрный шар.
(iv) использует любой отличный от белого шар в качестве битка для выполнения любого удара сразу после начала фрейма;
Т.е., при касании любого прицельного шара наклейкой.
(v) ошибается в объявлении заказываемого шара, когда это требует сделать судья;
Бьющий наказывается максимальным штрафом, если не декларирует очередной шар, когда этого требует судья или диктует ситуация! Например, необходимо заказать шар, если цветные стоят на одной линии удара либо играется свободный шар.
(vi) после сыгрывания красного или заказанного красным свободного шара совершает фол перед заказом цветного.

Как только игрок потребовал у противника играть дальше после фола, такой запрос не может быть отозван. После требования играть дальше нарушитель имеет право:

(b) получить очки за любой шар или шары, которые он может сыграть.

14. ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ПРОМАХ

Бьющий, в меру всех своих способностей, должен прикладывать усилия, чтобы попасть по очередному шару. Если судья посчитает, что Правило нарушено, то он должен объявить Фол и Промах, если только на столе не остался один черный шар или не сложилась ситуация, когда невозможно попасть в очередной шар.

При применении правила «Промах по шару» надо учитывать, что оно должно служить не источником получения очков в ситуации, когда соперник попал в трудную позицию, а для предотвращения его небрежной и особенно нечестной игры при выходе из сложной ситуации. Здесь под нечестной игрой понимается попытка игрока, нарушив правило (игрок не пытается попасть первым касанием по очередному шару) и получив минимальный штраф, избежать наигрыша позиции сопернику.

В последнем случае должны считать, что бьющий пытается попасть по очередному шару, но при условии, что он играет прямо или от борта в направлении очередного шара с силой, по мнению судьи достаточной, чтобы из-за маскирующих шаров достичь очередного шара.

(a) Как только Фол и Промах объявлены, следующий игрок может по своему усмотрению потребовать у нарушителя играть дальше из оставленной позиции или же из первоначальной позиции; в последнем случае очередной шар должен быть тем же самым, что до последнего выполненного удара, а именно:
(i) любой красный шар, когда очередным шаром был красный;
(ii) цветной, когда на столе не осталось красных;
(iii) цветной на выбор бьющего, когда очередным шаром был цветной после сыгрывания красного.

(b) Если при выполнении удара бьющий не попадает первым касанием по очередному шару из позиции, где есть свободный путь по прямой линии от битка до любой части какого-либо шара, который является или может быть очередным, судья должен объявить Фол и Промах, если только кому-либо из игроков не нужны были снукеры до или в результате выполнения удара и судья убежден в непреднамеренности промаха.
«Промах», как правило, не объявляется ни одному из игроков, когда кому-либо из них нужен снукер до удара или после штрафа за фол. Объяснение здесь простое: нет резона ни у отстающего (зачем увеличивать разрыв в счете?), ни у лидирующего (зачем ошибаться и подтягивать соперника, давая ему шанс?).

(c) После объявления Промаха согласно пункту (b) выше, когда был свободный путь по прямой от битка до шара, который является или может быть очередным, такой, что лобовое соударение было возможно (в случае красных принимается полный диаметр любого красного, не замаскированного цветными), тогда:
(i) повторная неудача при попадании по очередному шару при выполнении удара с той же самой позиции должна объявляться как Фол и Промах независимо от разницы в счете, и
(ii) если требуют играть снова из первоначальной позиции, нарушитель должен быть предупрежден судьей, что третья неудачная попытка приведет к присуждению победы в этом фрейме противнику.

(e) В любой другой позиции Промах по шару должен объявляться по усмотрению судьи.

На каждом турнире должен быть одинаковый стандарт для назначения «промаха». Например, на чемпионате Европы участвуют и опытные, и новички. Но подход в назначении «Промаха» зависит не от квалификации игрока, а от уровня соревнований. Так профессионалы бьют практически всегда до попадания или пока соперник не захочет играть из создавшейся позиции, либо пока уже не понадобится снукер.

(f) После промаха и требования следующего игрока переставить биток любые сдвинутые прицельные шары должны оставаться на своих местах, если только судья не считает, что из-за этого нарушитель может получить преимущество. В последнем случае любой или все сдвинутые шары могут быть переставлены обратно по усмотрению судьи; но в любом случае, неправомерно отсутствующие на столе цветные должны быть выставлены или перемещены надлежащим образом.
Как восстанавливать позицию? Тут важна квалификация арбитра. Если игрок поставил снукер, то судья как бы невзначай должен посмотреть, как близко биток к ближайшему маскирующему шару и куда ведёт прямая, соединяющая биток с этим шаром. Если они близки, то надо оценить, куда мимо этого шара попадает игрок (например, как близко к средней лузе). Ъто помогает потом восстановить позицию. Отметим, что делать это надо невзначай, иначе судья своими действиями давит на игрока, заранее предполагая его возможную ошибку. Шары восстанавливаются примерно, но биток и ближайший шар, а так же очередной шар должны быть восстановлены по возможности точно. Если раскатились красные, то они собираются в такую же по объёму группу и так, чтобы крайние красные шли или не шли в лузу, как и до попытки. Если красный при этом упал в лузу, то он достаётся и устанавливается на прежнее место (это редкий случай, когда упавший красный восстанавливается). Игроки могут вносить коррективы в расстановку шаров при восстановлении позиции, но они не имеют права касаться ни одного из шаров. Если возникают разногласия между игроками по восстановлению позиции, то судья сам принимает окончательное решение.

(g) Когда любой шар перемещается после промаха, тогда оба игрока консультируются относительно его позиции, после чего судья должен принять окончательное решение.

(h) Если любой игрок в течение такой консультации коснулся какого-либо игрового шара, то он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим, но без изменения очередности игры. Затронутый шар должен быть переставлен судьей при необходимости по своему усмотрению, даже если он поднимался.

Следующее правило применялось в любительском снукере в 2004 году.

Когда «Фол и промах» объявлено дважды подряд в ситуации полного снукера и нарушителя заставляют играть снова из первоначальной позиции, он должен быть предупрежден судьей, что если будет объявлен «Фол и промах» в третий раз, то следующий игрок будет иметь выбор:
(i) Потребовать у нарушителя играть оттуда, где остановился биток;
(ii) Играть самому из создавшейся позиции;
(iii) Играть самому с руки со всеми оставшимися на столе шарами.

(a) Когда «Фол и промах» объявлен, нарушитель должен при каждой попытке демонстрировать, что он делает подлинное усилие попасть по очередному шару. При нарушении этого условия судья должен применять определение 20 части 2, правило 2 части 4 или правило 1(a)(i)(ii)(iii) части 5.

15. ШАР, ПЕРЕМЕЩЕННЫЙ НЕБЬЮЩИМ

Если шар, неподвижный или перемещающийся, сдвинут небьющим, он должен быть без штрафа помещен судьей обратно на место, на котором, по его мнению, шар был или где бы он остановился.

(a) Это правило должно включать случаи, когда какое-либо событие или не являющийся партнером бьющего человек заставляют бьющего переместить шар.

(b) Никто из игроков не может быть оштрафован за любое перемещение шаров судьей.

16. ПАТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если судья полагает, что на столе возникло патовое положение (или ситуация приближается к нему), то он должен предложить игрокам немедленно переиграть фрейм. Если любой игрок возражает, судья должен позволить игре продолжаться с условием, что ситуация должна измениться в пределах заявленного по усмотрению судьи периода. Если ситуация остается в основном неизменной после того, как заявленный период истек, то судья должен аннулировать все очки и повторно установить все шары как для начала фрейма, и:

(a) тот же игрок должен выполнять начальный удар;

(b) должна быть соблюдена та же очередность игры.

17. СНУКЕР ДЛЯ ЧЕТВЕРЫХ

(a) Каждая сторона должна начинать фреймы поочередно, очередность игры определяется в начале каждого фрейма и после этого должна соблюдаться в течение всего этого фрейма.

(b) Игроки могут менять очередность игры в начале каждого фрейма.

(e) Партнеры могут совещаться в течение фрейма, но
(i) не пока любой из них является бьющим и находится у стола, и
(ii) не после первого удара в очередь бьющего до конца серии.

18. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Ответственность бьющего – размещать и убирать любое оборудование, которое он может использовать за столом.

(a) Бьющий ответственен за любое оборудование, включая (но не ограничиваясь) машинки и удлинители, которое он приносит на стол, не зависимо от того, принадлежит оно ему или заимствовано (кроме как у судьи); он будет оштрафован за любые фолы, сделанные при использовании этого оборудования.

(b) За оборудование, которое было предоставлено другой стороной (включая судью) и обычно находящееся у стола, бьющий не несет ответственности. Если это оборудование оказалось дефектным и, таким образом, заставило бьющего коснуться шара или шаров, то фол назначен не будет. Судья при необходимости повторно поместит любые шары в соответствии с правилом 15 этой части и бьющему будет разрешено продолжить серию без штрафа.

19. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВИЛ

(a) Всюду в этих правилах и определениях слова, подразумевающие мужской род, должны одинаково относиться и включать женский род.

(b) Обстоятельства могут требовать регулирования того, как Правила применяются к людям с физическими недостатками. В особенности, например:
(i) правило 12(a)(ii) части 3 не может применяться к игрокам в инвалидных креслах;
(ii) игроку, по запросу к судье, должны подсказать цвет шара, если он не способен различать цвета, например, красный и зеленый.

(c) Когда судья на игру не назначен, например, в социальной игре, противостоящий игрок (или сторона) с целью соблюдения этих Правил должен исполнять обязанности судьи.

Когда судья не назначен, его роль выполняет соперник. Он выставляет шары, считает серию, называя вслух ее величину после каждого сыгрывания, и определяет фолы. При этом он и вести себя должен как судья: не мешать удару, не находится в поле зрения бьющего, не нагнетать обстановку пристально вглядываясь, а не собирается ли игрок совершить фол, например, коснувшись рукой шара.

Счёт на табло отмечается только после окончания серии. рекомендуется отмечать счёт двумя, а не одним бегунком. Ъто нужно, чтобы случайно сдвинутый бегунок одного игрока при установлении счёта другого не помешал восстановить счёт. Всё-таки два сразу сдвинуть труднее.

Часть 4. ИГРОКИ

Если судья полагает, что игрок использует слишком много времени для выполнения удара или при его выборе, то он должен предупредить игрока, что будет обязан присудить победу во фрейме его противнику.

2. НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

За отказ продолжать фрейм или за упорно и преднамеренно некорректное, по мнению судьи, поведение, включая продолжение затяжки времени после предупреждения согласно Правилу 1 или неджентльменское поведение, игроку присуждается проигрыш в этом фрейме и судья должен предупредить его о том, что если такое поведение продолжится, то он проиграет игру.

(a) Если фрейм присужден на основании правила 2 этой части, нарушитель:
(i) проигрывает фрейм и
(ii) теряет все набранные очки, а соперник получает количество очков, эквивалентное стоимости оставшихся на столе шаров: 8 очков за каждый красный, а любой неправомерно отсутствующий на столе цветной должен быть посчитан, как будто выставлен.

(b) Если игра присуждена на основании правила 2 этой части, нарушитель:
(i) проигрывает фрейм, как описано выше в (a), и
(ii) дополнительно проигрывает требуемое для завершения игры количество фреймов, если применяются фреймы, или
(iii) дополнительно проигрывает оставшиеся фреймы со счетом 147 к 0, если применяется итоговая сумма очков.

4. СОПЕРНИК БЬЮЩЕГО

Когда бьющий играет, его соперник должен избегать стоять или двигаться на линии прицеливания. Он должен сидеть или стоять на разумном расстоянии от стола.

Если небьющий на время покидает помещение, он может назначить своего представителя, который будет защищать его интересы и при необходимости требовать фол. О таком назначении надо известить судью до ухода.

(a) Игрок может уступить только тогда, когда он бьющий. Противник имеет право принять уступку или отказаться от нее; она становится ничтожной, если противник хочет продолжать игру.
Отказаться от уступки имеет смысл, только если важна разность очков во фрейме.

(b) Когда применяется итоговая сумма очков и фрейм уступлен, цена всех оставшихся на столе шаров добавляется к счету другой стороны. В таком случае, каждый красный должен считаться за 8 очков, а любой неправомерно отсутствующий на столе цветной должен быть посчитан, как будто он выставлен.

Часть 5. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

(a) Судья должен:
(i) быть единственным, кто решает, правильна игра или нет;
(ii) быть свободным для принятия решения в интересах справедливой игры в любой ситуации, не описанной адекватно в этих Правилах;
(iii) быть ответственным за надлежащее ведение игры по этим Правилам;
(iv) вмешиваться, если он видит любое нарушение этих Правил;
(v) сообщить игроку цвет шара, если требуется;
(vi) чистить любой шар по разумной просьбе игрока.

(b) Судья не должен:
(i) отвечать на любой вопрос, не оговоренный в Правилах;
(ii) делать какие-либо указания на то, что игрок собирается сделать фол;
(iii) советовать или высказывать мнения, которые могут повлиять на ход игры;
(iv) отвечать на любой вопрос относительно разницы в счете.

(c) Если судья не сумел заметить какой-либо инцидент, то он может опросить маркера, других должностных лиц или зрителей, у которых был лучший обзор, чтобы принять свое решение.

Маркер должен вести счет на табло и помогать судье в выполнении его обязанностей. При необходимости он должен также выполнять обязанности секретаря.

Секретарь должен вести запись о каждом выполненном ударе, фиксируя фолы и количество набранных очков каждым игроком или стороной. Он должен также делать примечание о величине серии.

4. ПОМОЩЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

(a) По просьбе бьющего судья или маркер должны отодвинуть и подержать в определенной позиции любую осветительную аппаратуру, мешающую действиям бьющего при выполнении удара.

(b) Допустимо, чтобы судья или маркер оказали необходимую помощь игрокам, поставленным в невыгодное положение согласно обстоятельствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *