Как играть звукоряд на фортепиано

Урок № 1. Курс «Нотная грамота»

Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.

На первом уроке нашего курса даётся много теоретической информации. Не обязательно пытаться запомнить все сразу, просто поймите саму суть. В конце урока дан краткий перечень изученных понятий.

Громкость звука. Тут, я думаю, всё понятно. Как мы воспринимаем громкость звука в обычной жизни, точно также она воспринимается и музыке.

Длительность звука. Отдельно отметим, что в музыке используется такое понятие, как длительность звука. Это одно из основных свойств звука с точки зрения музыки. Немного дальше мы уже вплотную столкнёмся с длительностью звука, а пока просто возьмем на заметку.

Звукоряд. В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано), расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, например: A2 (ля субконтроктавы)
для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы)
для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы)
для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)
для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.

Как играть звукоряд на фортепиано. octaves. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-octaves. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка octaves

Полутон. Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

Как играть звукоряд на фортепиано. noti v oktave. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-noti v oktave. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка noti v oktave

На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.

Дополнительные материалы:

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Как играть звукоряд на фортепиано. Notnaya gramota dlya fortepiano 9 osnovnyh polozhenij. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-Notnaya gramota dlya fortepiano 9 osnovnyh polozhenij. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка Notnaya gramota dlya fortepiano 9 osnovnyh polozhenij

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

Как играть звукоряд на фортепиано. 1 dlitelnosti not. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-1 dlitelnosti not. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 1 dlitelnosti not

А вот как выглядит деление нот.

Как играть звукоряд на фортепиано. 2 Delenie not. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-2 Delenie not. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 2 Delenie not

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Как играть звукоряд на фортепиано. 3 Gruppirovka vosmyh not. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-3 Gruppirovka vosmyh not. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 3 Gruppirovka vosmyh not

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Как играть звукоряд на фортепиано. 4 Silnye i slabye doli. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-4 Silnye i slabye doli. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 4 Silnye i slabye doli

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Как играть звукоряд на фортепиано. 5. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-5. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 5

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Как играть звукоряд на фортепиано. 6 Muzykalnye razmery. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-6 Muzykalnye razmery. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 6 Muzykalnye razmery

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Как играть звукоряд на фортепиано. 7 rimicheskiy risynok. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-7 rimicheskiy risynok. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 7 rimicheskiy risynok

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Как играть звукоряд на фортепиано. 8 Diez. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-8 Diez. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 8 Diez

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Как играть звукоряд на фортепиано. 9 Bemol. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-9 Bemol. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 9 Bemol

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

Как играть звукоряд на фортепиано. 10 poltona na klaviature. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-10 poltona na klaviature. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 10 poltona na klaviature

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Как играть звукоряд на фортепиано. 11 Diezy na klaviature. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-11 Diezy na klaviature. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 11 Diezy na klaviature

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Как играть звукоряд на фортепиано. 12 Bemoli na klaviature. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-12 Bemoli na klaviature. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 12 Bemoli na klaviature

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Как играть звукоряд на фортепиано. 13 Sol diez i Do diez. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-13 Sol diez i Do diez. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 13 Sol diez i Do diezКак играть звукоряд на фортепиано. 14 Sol bemol i Do bemol. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-14 Sol bemol i Do bemol. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 14 Sol bemol i Do bemol

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Как играть звукоряд на фортепиано. 15 bekar. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-15 bekar. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 15 bekar

Также существует дубль-диез :

Как играть звукоряд на фортепиано. 16 dubl diez. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-16 dubl diez. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 16 dubl diez

Как играть звукоряд на фортепиано. 17 Dubl bemol. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-17 Dubl bemol. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 17 Dubl bemol

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

Как играть звукоряд на фортепиано. 18 vysota not na stane. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-18 vysota not na stane. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 18 vysota not na stane

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Как играть звукоряд на фортепиано. 19 Skripichnyi i basovyi kluchi. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-19 Skripichnyi i basovyi kluchi. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 19 Skripichnyi i basovyi kluchi

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Как играть звукоряд на фортепиано. 20 zvukoryad. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-20 zvukoryad. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 20 zvukoryad

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Как играть звукоряд на фортепиано. 21 zvukoryad. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-21 zvukoryad. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 21 zvukoryad

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Как играть звукоряд на фортепиано. 22 bukvennye oboznacheniyz not. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-22 bukvennye oboznacheniyz not. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 22 bukvennye oboznacheniyz not

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как играть звукоряд на фортепиано. 23 evolyuziya skripichnogo klyucha. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-23 evolyuziya skripichnogo klyucha. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 23 evolyuziya skripichnogo klyucha

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Как играть звукоряд на фортепиано. 24 Raspolojenie not na stane v skripichnom klyuche. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-24 Raspolojenie not na stane v skripichnom klyuche. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 24 Raspolojenie not na stane v skripichnom klyuche

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Как играть звукоряд на фортепиано. 25 Raspolojenie not na stane v Basovom klyuche. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-25 Raspolojenie not na stane v Basovom klyuche. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 25 Raspolojenie not na stane v Basovom klyuche

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Совсем запутался 97

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Как играть звукоряд на фортепиано. 26 Dlitelnosti pauz. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-26 Dlitelnosti pauz. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 26 Dlitelnosti pauz

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Как играть звукоряд на фортепиано. 27 Notnyi Stan. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-27 Notnyi Stan. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 27 Notnyi Stan

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Как играть звукоряд на фортепиано. 28 zvukoryad. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-28 zvukoryad. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 28 zvukoryad

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Как играть звукоряд на фортепиано. 29 Oktavy na klavishah pianino. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-29 Oktavy na klavishah pianino. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 29 Oktavy na klavishah pianino

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Как играть звукоряд на фортепиано. 30 oboznacheniya muzykalnyh shtrihov. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-30 oboznacheniya muzykalnyh shtrihov. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 30 oboznacheniya muzykalnyh shtrihov

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Как играть звукоряд на фортепиано. 31 Oboznachenie Legato. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-31 Oboznachenie Legato. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 31 Oboznachenie Legato

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Как играть звукоряд на фортепиано. 32 Oboznachenie stakkato. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-32 Oboznachenie stakkato. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 32 Oboznachenie stakkato

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Как играть звукоряд на фортепиано. 33 Melismy. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-33 Melismy. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 33 Melismy

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Как играть звукоряд на фортепиано. Noty kak chitat. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-Noty kak chitat. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка Noty kak chitat

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Как играть звукоряд на фортепиано. 1 Nevmy. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-1 Nevmy. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 1 Nevmy

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

Как играть звукоряд на фортепиано. 2 Nevmy na linii. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-2 Nevmy na linii. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 2 Nevmy na linii

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Как играть звукоряд на фортепиано. 3 Nevmy na liniyah. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-3 Nevmy na liniyah. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 3 Nevmy na liniyah

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Как играть звукоряд на фортепиано. 4 Gimn Ioanu Krestitelyu. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-4 Gimn Ioanu Krestitelyu. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 4 Gimn Ioanu Krestitelyu

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Как играть звукоряд на фортепиано. 5 Materiya. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-5 Materiya. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 5 Materiya

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Как играть звукоряд на фортепиано. 6 Zvukoryad. Как играть звукоряд на фортепиано фото. Как играть звукоряд на фортепиано-6 Zvukoryad. картинка Как играть звукоряд на фортепиано. картинка 6 Zvukoryad

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *