Как император объясняет предназначение госсовета
Государственный совет
Вы будете перенаправлены на Автор24
«План государственного преобразования» и создание Совета
12 марта 1801 г. на Российский императорский престол взошел Александр I Павлович. Первая половина правления Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ, разработанных в образованном им неофициальном совещательном органе «Негласном комитете». 5 апреля 1801 г. Указом «Наказ Совету» Александр I создает официальный государственный орган Непременный совет, отмечая, что «Совет есть место, учреждаемое при Нас для рассуждения и уважения дел государственных». По смыслу указа Императора Непременный совет был учрежден только для рассмотрения законодательных вопросов.
Распустив Негласный комитет, Александр I отнюдь не собирался прекращать реформы. Александр I поставил перед Сперанским задачу разработки «Плана государственного преобразования», который бы в корне изменил существующую в России систему управления
«План государственного преобразования» достаточно полно отражал основные идеи Александра I. Он одобрил его, однако не спешил претворять в жизнь: из всех предложений реформатора царь осуществил лишь одно, наименее значимое. В 1810 г. был учрежден Государственный совет. В него теперь должны были отправляться все проекты законов для предварительного обсуждения. Государственный Совет был законосовещательным органом, его решения имели рекомендательный характер. Царь мог утвердить и мнение большинства, и мнение меньшинства его членов, мог и полностью отвергнуть предложения Государственного Совета.
Понимая со временем необходимость реформирования Непременного совета, императором Александром I был издан Манифест от 1 января 1810 года, который имел название «Образование Государственного совета»
Деятельность Государственного Совета
По своей структуре текст Манифеста о создании с Совета состоит из преамбулы и двух отделений. Первое отделение именовалось «Коренные законы Государственного совета», которое в точности повторяет главные начала, содержащиеся в преамбуле.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственный Совет являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Первое заседание Государственного совета, на котором Манифест был обнародован, пришлось на 1 января 1810 г. Обнародование Манифеста было поручено М.М. Сперанскому. Также на первом заседании Государственного совета был объявлен список членов Государственного совета, наименование Председателя, Государственного секретаря, Статс-Секретарей и их помощников и расписание дней «Присутствия». В этот же день Император Александр I вручил председателю Государственного совета проект первой части Гражданского уложения и план финансов. Затем были объявлены члены Государственного совета, которые были приведены к присяге. На этом первое заседание Государственного совета было закрыто.
Принципы и структура Совета
В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:
Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.
Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.
Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:
Учреждение Государственного совета позволило построить последовательный и системный законотворческий процесс, который в сочетании с кодификацией российского законодательства обеспечивал нормальное развитие Российской империи.
Прежде всего, обеспечивался тот необходимый и достаточный уровень унификации и эффективности управления, утрата которого ставила под угрозу распад всех государственных институтов.
Как Александр I власть делил
В 1810 году было создано высшее законосовещательное учреждение, получившее название «Государственный совет». Его образование стало частью реформы государственного управления.
Создание
В 1801 году на престол взошел Александр I. Он был намерен провести ряд реформ государственно-политического устройства России. В 1806 году император познакомился с графом Михаилом Сперанским, который и возглавил его реформаторскую деятельность.
В 1809 году Сперанским по указу Александра I был подготовлен план государственного преобразования. Он предусматривал разделение власти в Российской империи на законодательную, исполнительную и судебную. При этом абсолютная власть монарха оставалась неприкосновенной. Согласно плану Сперанского, координацией законодательной власти должен заниматься Государственный совет.
01 января 1810 года император издал манифест «Образование Государственного совета». Ранее действующий Неприметный совет был упразднен, и его заменил Госсовет.
Государственный Совет не издавал законы, а являлся совещательным учреждением при разработке законов. У него было несколько ключевых задач:
Состав и структура
Председателем Госсовета являлся сам Александр I или назначенный им член совета. Членом законосовещательного органа мог стать любой человек, вне зависимости от сословия, возраста, занимаемой должности или образования. При этом большинство мест в учреждении принадлежало министрам и дворянам.
Членов совета мог назначить или уволить только император. В первый год работы Госсовет насчитывал 35 человек, в конце XIX века – 60, в начале XX века – 90.
Законосовещательный орган состоял из:
В разное время в нем функционировали временные совещания, комиссии, комитеты и прочее.
Все дела поступали в совет через госканцелярию. Если дело входило в компетенцию этого органа, то оно готовилось к рассмотрению в соответствующем департаменте. Госсовет рассматривал следующие вопросы:
После вопрос выносился на общее собрание. Окончательное решение совет принимал большинством голосов. Император мог одобрить мнение и меньшей части госоргана, если был с ним солидарен. Были случаи, когда Александр I поддержал решение всего 1 члена совета.
Какие функции осуществлял Государственный совет при Александре I
В первую очередь законодательные.
В очень малой степени исполнительные (админитративные) и судебные.
В сферу компетенции государственного совета, по учреждению 1810 года, входили дела законодательные, высшие исполнительные и отчасти судебные. Предварительному рассмотрению и одобрению государственного совета подлежали все законопроекты до утверждения их императором, причем безразлично, были ли они составлены по инициативе самого государя или же государственных установлений. Но компетенция государственного совета в делах законодательных не ограничивалась только рассмотрением законопроектов; его же рассмотрению должны были подлежать, за некоторыми исключениями, также дела об изменении законов, их дополнении и толковании. Кроме законодательных вопросов, рассмотрению государственного совета подлежали и дела административные, которые все можно свести к нескольким группам; сюда относились: 1) общие внутренние меры; 2) важнейшие хозяйственные вопросы и 3) дела по части контроля за административными органами. Что касается компетенции совета по делам судебным, то она, на основании «учреждения государственного совета» 1810 года была самая ничтожная; это объясняется тем во 1) что в принципе государственный совет предназначался главным образом для дел законодательных; во 2) что для дел судебных последней инстанцией предполагалось сделать сенат. Тем не менее, до окончательного преобразования судебной части, совету было предоставлено в некоторых случаях принимать жалобы на решения сената, поступавшие в комиссию прошений [17]. Немного позже, именно в 1813 году, компетенция совета по делам судебным несколько расширилась поступлением в него докладов и рапортов сената, рассматривавшихся ранее в комитете министров; наконец, к судебной функции совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров. Состоявшие при государственном совете учреждения: комиссия составления законов и комиссия прошений также получили определенную компетенцию; в особенности важным считалось учреждение комиссии составления законов.
1. Как император объясняет предназначение Государственного со вета? 2. Какие дела подлежали ведению этого органа центральной власти 3. Можно ли считат.
1. Как император объясняет предназначение Государственного со
вета?
2. Какие дела подлежали ведению этого органа центральной власти
3. Можно ли считать Государственный совет законодательным орга
ном? Своё мнение обоснуйте История России 9 класс
МОЛЮ СКОРЕЙ
Ответы
внешняя политика в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.
хх съездом кпсс (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило направить усилия на разрядку международной напряженности.
политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.
принятая в отношении запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.
н.с.хрущев и д.эйзенхауэр в белом доме
в июне 1961 г. в вене состоялась первая встреча н.с. хрущева с новым президентом сша д. кеннеди. не ней было решено установить прямую телефонную связь между кремлем и белым домом. однако обстановка в берлине вновь обострилась. в результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг западного берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. это вызвало еще большую напряженность как в самом берлине, так и в международной обстановке в целом.
не менее напряженной оставалась обстановка и на ближнем востоке, особенно после того, как в египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство г.а. насера.
выступление н.с.хрущева на xiv сессии генеральной ассамблеи оон 18 сентября
но сша и их союзники заблокировали и эти советские предложения.
однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступление в польше. хрущев вначале приказал вести танки в варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. но в венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников овд.
в 1962 г. назрел кризис на кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. правительство сша потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. предотвратить международный конфликт лишь прямые переговоры президента сша д. кеннеди и н.с. хрущева.
1. Как император объясняет предназначение Государственного со вета? 2. Какие дела подлежали ведению этого органа центральной власти 3. Можно ли считат.
1. Как император объясняет предназначение Государственного со
вета?
2. Какие дела подлежали ведению этого органа центральной власти
3. Можно ли считать Государственный совет законодательным орга
ном? Своё мнение обоснуйте История России 9 класс
МОЛЮ СКОРЕЙ
Ответы
внешняя политика в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.
хх съездом кпсс (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило направить усилия на разрядку международной напряженности.
политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.
принятая в отношении запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.
н.с.хрущев и д.эйзенхауэр в белом доме
в июне 1961 г. в вене состоялась первая встреча н.с. хрущева с новым президентом сша д. кеннеди. не ней было решено установить прямую телефонную связь между кремлем и белым домом. однако обстановка в берлине вновь обострилась. в результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг западного берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. это вызвало еще большую напряженность как в самом берлине, так и в международной обстановке в целом.
не менее напряженной оставалась обстановка и на ближнем востоке, особенно после того, как в египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство г.а. насера.
выступление н.с.хрущева на xiv сессии генеральной ассамблеи оон 18 сентября
но сша и их союзники заблокировали и эти советские предложения.
однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступление в польше. хрущев вначале приказал вести танки в варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. но в венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников овд.
в 1962 г. назрел кризис на кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. правительство сша потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. предотвратить международный конфликт лишь прямые переговоры президента сша д. кеннеди и н.с. хрущева.